работу на компьютере. Первая в мире интерактивная доска была представлена компанией SMART Technologies Inc. в 1991 году. Первые, кто оценил возможности новой технологии, были преподаватели. Использование интерактивных досок помогает разнообразить занятия, сделать их яркими и увлекательными. В целом же, внедрение в практику учебного процесса интерактивных методов может существенно повысить эффективность обучения.
Литература
1. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр.- 2-е изд., испр. и доп.- М, 2003.- 152 с.
2. Букатов В.М., Ершова А.П. Нескучные уроки. Обстоятельное изложение игровых технологий обучения школьников: Пособие для учителей физики, математики, географии, биологии.- Петрозаводск, 2008.- 188 с.
3. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала. Учебное пособие. - СПб: ИВЭСЭП, «Знание»; 2003. - 536с.
4. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА МОДУЛЕ ПРОПЕДЕВТИКИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ
СТОМАТОЛОГИИ
Баяхметова А.А. Модуль пропедевтики терапевтической стоматологии Казахский национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова, г.Алматы, Республика Казахстан
Резюме Новая модель медицинского образования предполагает формирование у обучающихся
профессиональных компетенций. Для оценки формируемых компетенций разработаны и
используются оценочные рубрики - чек листы. Для оценки коммуникативной компетенции студентам представляется подготовленный преподавателями модуля игровой видеофильм, в котором моделируется клиническая ситуация с заранее запланированными ошибками. После просмотра видеофильма студентам предлагается заполнение оценочной рубрики - чек-листа, в котором они отмечают выявленные ими ошибки коммуникативного общения.
Ключевые слова модуль пропедевтики терапевтической стоматологии, коммуникативная компетентность, оценочные рубрики, обратная связь
COMPETENTLY - THE FOCUSED APPROACH IN TRAINING ON THE MODULE OF PROPAEDEUTICS OF THERAPEUTIC STOMATOLOGY
Bayahmetova A.A.
The Kazakh national medical university of S.J.Asfendiyarova, Almaty, Republic Kazakhstan
Resume The new model of medical education assumes formation at trained professional the competence. For an estimation formed the competence are developed and estimated headings - checks-list are used. For an estimation of the communicative competence the game video film in which the clinical situation with in advance planned errors is modeled is represented to students prepared by teachers of the module. After viewing of a video film filling of an estimated heading - check-list in which they mark the errors of communicative dialogue revealed by them is offered to students.
Keywords the module of propaedeutics of therapeutic stomatology, communicative competence, estimated headings, feedback
ТЕРАПИЯЛЫК СТОМАТОЛОГИЯ ПРОПЕДЕВТИКАСЫ МОДУЛ1НДЕ Б1Л1М БЕРУДЩ КОМПЕТЕНТП-БАГДАРЛЫК ЖОЛЫ
Баяхметова А.А.
С.Ж.Асфендияров атындагы К^аза^¥лттьщ медицина университету
Алматы Казахстан Республикасы. ТYйiн Жа^а модулдi медициналыщ бЫм беру о^ушылардыц кэаби ^узыретплтн ^алыптастыруга бешмдейдК Калыптастырылган ^узыретплтн багалау Yuirn арнайы чек-пара^ айдары жасалынган жэне ^олданыс^а бертген. Студенттщ коммуникативт дагдыларын багалауда модулдщ о^ытушылары арнайы видеофильм дайындады. Бул фильм алдын ала ^ателЫтермен жоспарланган клиникалыщ жагдайды баяндайды. Видеофильм керсеттгеннен кейш эрбiр студент багалау айдары чек-пара^тыц кемепмен жiберiлген ^ателттер мен кемшiлiктердi белплейд. ТYйiндi сездер Терапиялыщ стоматология
пропедевтикасы модулу коммуникативт ^узфетплЫ, багалау айдары, керi байланыс
Особый акцент в новой модели медицинского образования, принятой в КазНМУ, придается переходу к личностно-ориентированному обучению студентов, от простой передачи знаний к формированию у обучающихся профессиональных компетенций, включающих следующие компоненты: когнитивный компонент (знания), операциональный компонент (навыки), аксиологический компонент
(коммуникативные навыки), правовой компонент и непрерывное обучение [ 1].
Модуль пропедевтики терапевтической стоматологии был создан по приказу ректора КазНМУ №1323Л от 12.07.2011г. На модуле преподаются следующие дисциплины: «Пропедевтика терапевтической
стоматологии» для студентов 4 курса, а также элективные дисциплины: «Фантомный курс», «Биология
полости рта» для студентов 2 курса, «Эндодонтия» для студентов 3 курса.
Слово „пропедевтика" в переводе с греческого означает «предварительно обучаю», в более широком смысле - это введение в классическую науку, вводный курс, систематически изложенный в сжатой элементарной форме. Пропедевтика терапевтической стоматологии это вводный курс в дисциплину «Терапевтическая стоматология». Пропедевтика терапевтической стоматологии занимается изучением вопросов истории стоматологии, этики и деонтологии, анатомо-физиологических особенностей тканей и органов полости рта, стоматологического инструментария и оборудования стоматологического кабинета, санитарных правил и норм, предъявляемым к организации стоматологического кабинета, эргономики, структуры стоматологической службы.
Целью пропедевтики терапевтической
стоматологии является формирование у студентов знаний и практических навыков в области общих принципов диагностики, семиотики заболеваний органов и тканей полости рта, формировании начальных профессиональных мануальных навыков врача-стоматолога общей практики. Обучение строится на знаниях студентов, полученных на медико-биологических и общеклинических кафедрах. К задачам пропедевтики терапевтической стоматологии относят формирование у студентов цельного представления о стоматологии, как науке, развитию клинического мышления, деонтологического подхода к больным, выработке основных мануальных навыков при работе на фантоме.
Модуль пропедевтики терапевтической стоматологии располагает 4 учебными кабинетами, оснащенными современным стоматологическим оборудованием и инструментами, пломбировочными материалами. Студенты, обучающиеся на модуле, несколько раз в неделю, имеют возможность работать в фантомном кабинете на современных фантомных блоках, где отрабатывают навыки препарирования кариозных полостей различных классов по Блеку, пломбирования подготовленных кариозных полостей современными пломбировочными материалами, что является основой для формирования начальных профессиональных мануальных навыков. В учебных кабинетах студенты овладевают навыками работы на универсальной стоматологической установке, с наконечниками, борами и инструментами для обследования, лечения и пломбирования зубов. Осваивают навыки правильной посадки пациента в стоматологическое кресло, обработки рук перед приемом пациента. Студенты проводят расспрос и обследование полости рта у волонтеров, овладевают коммуникативными навыками общения с пациентами, учатся правильно интерпретировать результаты основных и дополнительных методов обследования, диагностировать простой кариес и его осложнения, некариозные поражения твердых тканей зуба, умению правильно выбрать метод лечения и провести местное обезболивание.
Студенты знакомятся с учетно-отчетной документацией врача-стоматолога на стоматологическом приеме, овладевают навыками заполнения зубной формулы и амбулаторной карты больного, статистических форм 0. 37-у, 0.39-у.
Целью элективных дисциплин, которые предлагаются студентам младших курсов, является подготовка к изучению пропедевтики терапевтической стоматологии. Целью элективной дисциплины «Фантомный курс» служит формирование у студентов представления об основах организации стоматологической помощи терапевтического профиля, оборудовании и оснащении терапевтического стоматологического кабинета, технике безопасности при работе со стоматологическим оборудованием, обязанностях медицинского персонала стоматологического кабинета. Студенты овладевают навыками пользования стоматологической установкой и наконечниками, препарирования кариозных полостей на фантомном блоке, выбора пломбировочного материала, временного и постоянного пломбирования кариозных полостей, отделки пломбы.
Целью элективной дисциплины «Биология полости рта» является формирование у студентов современных знаний по вопросам клинической анатомии, физиологии, биохимии, иммунологии органов и жидких сред полости рта, резидентной и транзиторной микрофлоры полости рта, механизмов происходящих в полости рта физиологических и патологических процессов, взаимосвязи органов и тканей полости рта с общим состояния организма.
Целью элективной дисциплины «Эндодонтия» является формирование у студентов современных знаний по вопросам топографии полости зуба, современного эндодонтического оборудования и инструментария, принципам и этапам эндодонтического лечения, составу, свойствам, технологии приготовления и выбора пломбировочных материалов и систем для обтурации корневых каналов. Студент должен овладеть навыками выбора эндодонтического инструментария, вскрытия и раскрытия полости зуба, наложения девитализирующей пасты, ампутации пульпы, расширения устьев корневых каналов, экстирпации пульпы, инструментальной обработки корневого канала с применением эндолубрикантов, пломбирования корневого канала ручным и машинным способом, обтурации корневых каналов с применением гуттаперчи в бета - фазе.
Прививаются навыки работы с литературой, электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, студенты занимаются подготовкой микротаблиц, логико-дидактических схем, тематических альбомов, презентаций в мультимедийном формате, защитой рефератов, работают в фантомном классе. Самостоятельная работа выполняется по предлагаемым темам в форме рефератов,
мультимедийных презентаций, тематических кроссвордов, эссе, проектов. Преподаватели модуля используют такие методы обучения и преподавания, как деловые игры, анализ клинической ситуации, разбор случаев, учебные видеофильмы, прямое наблюдение за операциональными и аксиологическими навыками студента.
В соответствии с компетентностно-ориентированным подходом в обучении, принятым в КазНМУ, проведена адаптация учебно-методических комплексов изучаемых на модуле дисциплин. Для оценки формируемых у студентов компетенций разработаны и используются оценочные рубрики - чек листы. Для оценки правовой компетенции разработаны тестовые задания по вопросам этики и деонтологии, эрологии и эргономике,
санитарно-гигиенических требований, предъявляемым к организации стоматологического кабинета, учетно-отчетной документации врача-стоматолога общей практики.
Согласно образовательной программе КазНМУ [2] необходимо формирование у студентов таких коммуникативных компетенций, как налаживание первоначального контакта с пациентом, снятие психоэмоционального напряжения у пациента при расспросе, клиническом обследовании и лечении. Для оценки коммуникативной компетенции студентам
представляется подготовленный преподавателями модуля игровой видеофильм, в котором моделируется клиническая ситуация с заранее запланированными ошибками. После просмотра видеофильма студентам предлагается заполнение оценочной рубрики - чек-
листа, в котором они отмечают выявленные ими ошибки
коммуникативного общения.
Литература
1. Модель медицинского образования Казахского национального медицинского университета имени С.Д. Асфендиярова - коммуникативные навыки выпускника/ Под редакцией А.А. Аканова, О.М. Мирзабекова, К.А.Тулебаева, М.А. Абировой, З.Б. Исиной, М.А. Асимова. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2011
- 126 с.
2. Асимов М.А., Мадалиева С.Х. Проблемы и перспективы развития коммуникативной компетентности в образовательном процессе КазНМУ // Вестник КазНМУ.
- 2011, №2.- С.80 - 82.
МЕДИЦИНА САЛАСЫНДА МЕМЛЕКЕТТ1К Т1ЛД1 Б1Р1ЗДЕНД1РУ ЖОЛДАРЫН ЖЕТ1ЛД1РУД1Н ©ЗЕКТ1 МЭСЕЛЕЛЕР1
профессор А.Ж.Нурма^ов №1 хирургияльщ аурулар кафедрасы
Туйш Жогаргы о^у орындарында, ауруханаларда мемлекетпк T^i енпзу, оны бiрiздендiру 6YriHri тацда ете ^ажетт жэне езект мэселе. Оны элi де болса жеттдру жолдарын ^ажетт децгейге жеттзу жумыла кiрiсудi ^ажет етедi.
TyrnHAi сездер мемлекеттiк тiл, медицина, медициналыщ терминология
URGENT PROBLEMS OF INTRODUCTION OF THE STATE LANGUAGE TO MEDICINE
A.Zh.Nurmakov
Abstract The problem of the transition training of students to the state language in the medical schools of the country. The difficulties encountered as the implementation language and ways of overcoming them. Keywords state language, medical terminology
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЯЗЫКА В МЕДИЦИНУ
А.Ж.Нурмаков
Резюме Обсуждена проблема перехода обучения студентов на государственном языке в медицинских учебных заведениях страны. Изложены трудности, возникающие по мере внедрения языка и возможные пути их преодоления.
Ключевые слова государственный язык, медицинская терминология
Ел1мвдщегеменд1 ел болганнан берi жиырма жыл аралыгында бiз улттьщ дэст^р, мэдениет, бЫм, гылым т.б. салаларында кептеген елеулi же^сштерге жетт отырмыз. БYгiнгi тацда жогаргы дэрежелi дэрiгерлiк бiлiм беру, медициналыщ гылым мен тэжiрибелiк жумыстарда мемлекетпк ттдщ кецшен орын алып келе жат^аны сол же^сштердщ бiр кершю. Кешегi кецес
Yкметi дэуiрiнде аталган салаларда ^аза^ тiлi мYлдем ^олданылмайтын. Сол себептен сол дэуiрде о^ып, ^ызмет еткен бiздil^ буындагы мамандарга аталмыш жетктттердщ мацызы ете тYсiнiктi жэне олар аса бiр жылы сезiм тудырады. Элбетте, шынын айту керек, медицинага мемлекеттiк тiлдi енпзу ете ^рделЬ ^иындыгы мол жумыс жэне ол ^ыс^а уа^ыт аралыгында кке асатын iс-шара емес. Сол себептен бул iсте асыгыоьщ бiлдiру езшщ терiс жэне зиянды эсерлерш керсетуi эбден мYмкiн.
Тарих^а жYгiнетiн болса^, талай гасыр бурын ауру адамды емдеу жолында римляндар мен гректер бiрi медициналыщ терминдердi, алекiншiлерi аурулардыц атын енгiзген болатын. Осы непздемедицинальщ ^огамга кецшен тараган жэне бYгiнгi тацга дейiн кYшiн жоймаган халыщаралыщ медициналыщ тiл (терминология, аурулардыц аттары т.б.) ^алыптасты. Сол замандардан берi алдыцгы ^атарлы эрбiр ел, дами келе медициналыщ тiлдi (терминологияны) ез тiлдерiне бейiмдеп алуга талпынганы белгiлi. Бiра^, олардыц iстерi аса нэтижелi болды деп айту 1^иын.«Ттд1 езгерту ойды егертумен тек» дегендей тт мэселесi аса жогары жауапкершЫкпен ^арауды ^ажет етедi. Бул пiкiрiм медицина саласына ана тiлiмiздi енпзу жолында му^ият ескерiлгенi дурыс деп ойлаймын.Сез жо^, бYл эцпме аталмышпроблемамен шугылданудыц 1^ажет жо^ деуден, эрине, ете аула^. Керiсiнше, онымен кецшен шугылданып, оны дамытып, жетiлдiру жолдарын тYракты iздеу ете ^ажет. Ондай эрекеттер бiздil^ университетте жылдан жылга ерiс алуда.Оныц дэлелi ретiнде кешнп 3-4 жылдарда тура^ты еткiзiлетiн гылыми конференциялар, гылыми практикалыщ ма^алалардыц жэне ^ома^ты гылыми жина^тардыц жарыщ керуш атап етуге болады. К^аза^ тЫ мемлекеттiк тiл статусын алганнан берi елiмiздегi медициналыщ эр университеттер мен