Проблемы преподавания
ВНЕАУДИТОРНЫЕ ВИДЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА КАФЕДРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (КАК ИНОСТРАННОГО)
Орлова Е. В.*, кандидат педагогических наук,
Колчина Ж. Н., кандидат филологических наук
Кафедра русского языка (как иностранного) ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия», 153012, г. Иваново, просп. Ф. Энгельса, д. 8
Ключевые слова: пропаганда, здоровый образ жизни, методы и приемы, русский как иностранный.
* Ответственный за переписку (corresponding author): e-mail: [email protected]
Современное российское общество всё больше ориентируется на развитие нравственно и физически здоровой личности. Преподаватели кафедры русского языка (как иностранного), осознавая важность и актуальность данного аспекта воспитательной работы, используют различные виды внеаудиторной работы по пропаганде здорового образа жизни среди российских и иностранных обучающихся. Расскажем о некоторых мероприятиях, проведенных кафедрой в 2009/10 учебном году.
Внеаудиторная работа - это ежегодные олимпиады по русскому языку, творческие вечера и встречи, студенческие научные конференции, ораторские выступления, подготовка тематических стендов.
В ноябре каждого учебного года все российские студенты первого курса лечебного факультета (около 180 человек) и все иностранные студенты 1-4 курсов (более 50 человек) участвуют в традиционных олимпиадах по русскому языку.
Первый этап олимпиады среди российских учащихся был конкурсом сочинений на темы: «Здоровье с красотою неразлучны» и «Профессия врача и здоровый образ жизни». В них чаще всего звучали мысли о том, что красота дарует эстетическое и нравственное наслаждение, что чувство прекрасного неразрывно связано с физическим и моральным здоровьем человека. Осознана студентами и необходимость борьбы с вредными
привычками и стрессами, преждевременно старящими человека. Особенно важно, что учащиеся понимают: будущий врач должен не только вести здоровый образ жизни сам, но и учить этому других. Одна из студенток обратила внимание на то, как влияет здоровый образ жизни на характер: «Здоровый образ жизни ... формирует такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность и целеустремлённость». Благодаря выполнению таких творческих работ учащиеся осмысляют важность своей профессии в жизни общества, и в сознании каждого закрепляется «жизнеохранительная модель поведения».
Во втором туре олимпиады традиционным заданием для российских студентов было составление буриме (стихотворения, написанного по заранее заданным рифмам). В этом году оно было посвящено здоровому образу жизни. Приведём примеры буриме, написанных студентами:
Здоровье даётся как благо,
Жизнь лишь тогда бывает спасена,
Которое надо ценить.
Когда профессия твоя заключена Не мучь организм, не травмируй -В словах, произносимых гордо: «Да, я врач!». Больным ему трудно прожить.
И на любой свой вызов мчусь я вскачь.
Первый тур олимпиады по русскому языку среди иностранных учащихся представлял собой конкурс сочинений на темы: «Здоровый образ жиз-
Orlova E. V., Kolchina Zh. N.
EXTRA CLASSES FORMS OF WORK UPON THE FORMATION OF HEALTHY MODE OF LIFE IN THE DEPARTMENT OF RUSSIAN LANGUAGE FOR OVERSEAS STUDENTS
Key words: propaganda, healthy mode of life, methods and ways, Russian language for overseas students.
70
Проблемы преподавания
ни. Моё понимание», «Почему важно быть здоровым?». Студенты назвали многие составляющие здорового образа жизни: правильное питание, занятия спортом, обращение за психологической помощью при стрессах, борьба с вредными привычками, то есть проявили компетентность в этом вопросе. Процитируем некоторые работы: «... здоровый образ жизни служит предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности»; «... цель любого человека - профилактика болезней и укрепление здоровья»; «... человек должен спать 8-9 часов, соблюдать диету, также ему необходимы ежегодные консультации врачей и общий осмотр»; «... человеку важно быть здоровым, чтобы он жил в таком прекрасном мире, работал и видел в жизни самое хорошее».
Олимпиадные задания второго тура для иностранных студентов:
1. Как Вы понимаете выражение «Движение -жизнь?».
Один из студентов нашёл такое объяснение: «В движении человек-здоровый и богатый, а без движения - больной, хрупкий и бедный».
2. Как Вы думаете, «здравствуйте» и «здоровья желаю» - это синонимичные варианты приветствия или нет? Большинство студентов сумели уловить оттенок значения каждого приветствия и правильно аргументировали свой ответ.
3. Подберите антонимы к следующим словосочетаниям: здоровый человек, здоровый образ жизни, здоровое рассуждение. Данное задание у студентов не вызвало больших затруднений. Вероятно, во многом это обусловлено тем, что на первом курсе наряду с дисциплиной «русский язык» иностранные студенты изучают «русский язык и культуру речи», которая уделяет особое внимание антонимическим, синонимическим и омонимическим отношениям при рассмотрении стилистических особенностей языка.
4. Закончите пословицы: в здоровом теле - здоровый ...; у кого что болит, тот о том и ...; пешком ходить - долго ...; курить - здоровью ...
Последнее задание - одно из самых сложных для иностранных студентов, так как оно построено не на выявлении знания языковых стандартов, а на умении, с одной стороны, логически, с другой
- творчески подойти к осмыслению русских пословиц и поговорок. Поскольку пословицы и поговорки народов мира отличаются ярким, запоминающимся национальным колоритом, то понятна та смысловая буквальность, которая обнаружилась у студентов при выполнении данного задания. Отсюда рождаются такие, порой смешные, иног-
да с обратным смыслом высказывания: «пешком ходить - долго нельзя»; «в здоровом теле - здоровый человек» и т. д.
Ежегодный конкурс ораторов, в котором участвуют российские учащиеся, - ещё один вид внеаудиторной работы, приносящий хорошие результаты. Во-первых, студенты овладевают многими ораторскими приёмами, как вербальными, так и невербальными, у них формируется способность за короткий временной промежуток изложить максимум важной информации, они растут как творческие личности, нащупывая подходы к выбранной теме, подбирая метафорические облачения для своих мыслей, продумывая структуру своего выступления. Во-вторых, будущие врачи часто выбирали темы для выступления, связанные с их профессиональной деятельностью, что способствует формированию мотивации к здоровому образу жизни:
1) проблема абортов («Право на жизнь», «Берегите жизнь»);
2) проблема наркозависимости («Наркотики или жизнь!», «Нет наркотикам!»; «Спорту-да! Наркотикам - нет!»);
3) проблема вредных привычек («Покурю и брошу. Не получится!»);
4) проблема суицида («Почему мы торопимся расстаться с жизнью!»);
5) проблемы нерационального питания («О дие-
Конкурс ораторов проводится в четыре тура: 1-й
- в группе, 2-й - на факультете, 3-й - на уровне академии, 4-й - областной. В первом туре участвовали все студенты-первокурсники лечебного и педиатрического факультетов, в последующих
- уже только победители.
В рамках ежегодной научной конференции российских и иностранных учащихся в 2010 году в рамках секции «Особенности национальных эти-кетов» работала подсекция «Здоровый образ жизни», участники которой, заслушав доклады о жизни в Туркменистане, Азербайджане, Бурунди, Камеруне, Кот-д-Ивуаре и, конечно, в России, пришли к выводу, что сохранение здоровой нации
- важнейшая задача во всех странах мира.
Кафедра русского языка (как иностранного) ежегодно принимает участие в международной научно-практической конференции «Мир без границ», которую проводит Ивановский государственный университет. Каждый год иностранные студенты ИвГМА награждаются грамотами организаторов конференции и грамотами за лучшие доклады. В 2010 году награду получил студент из Африки (учащийся 4 курса) за доклад «Русские и французские пословицы о здоровом образе жизни».
Он обратил внимание не только на сходство пословиц о красоте и здоровье, о методах лечения, но и на отсутствие пословиц о пользе бани во французском языке.
Важным видом воспитательной работы является изготовление тематических стендов. Кафедра располагает богатой коллекцией стендов, посвящённых культурам разных стран мира и интересным проблемам русского языка. В 2010 году в рамках борьбы за здоровый образ жизни был изготовлен стенд, информирующий о будущей столице XXII зимних Олимпийских игр - Сочи, а также два сменных стенда. Первый из них «В здоровом теле - здоровый дух» был оформлен как выставка фотографий иностранных студентов на катке, поход на который стал ежегодной традицией кафедры. Второй стенд «Народная мудрость о здоровье» заполнен пословицами и поговорками, касающимися различных аспектов здорового образа жизни: профилактики здоровья (если хочешь быть здоров - закаляйся; чистота - залог здоровья); методов лечения (лук семь недугов лечит, а
чеснок семь недугов изводит); пользы бани (баня парит - здоровье дарит); (баня - вторая мать) и т. д. Стенд, посвящённый Сочи, включает информацию о географическом положении города, его климате, о видах зимних Олимпийских игр, о предполагаемом символе Олимпиады - дельфине на лыжах, а также текст гимна Олимпиады.
Кроме перечисленных мероприятий, ежегодно заведующая кафедрой русского языка читает лекцию на тему «Научная организация труда», которая содержит информацию о корректной записи лекций, об организации рабочего места и времени студента.
Преподавательский состав стремится обучать так, чтобы при передаче студентам знаний, умений, навыков одновременно заниматься формированием их личности. Формы и методы воспитывающего обучения эффективны в том случае, если направлены на создание у будущих врачей целостного восприятия мира и способствуют усвоению ими главных нравственных ценностей.
Поступила 26.11.10