УДК 372.881.161.1
Т.Е. Тимошенко
канд. пед. наук, доцент Институт базового образования НИТУ «МИСиС» г. Москва, Российская Федерация
О ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ КАФЕДРЫ РУССКОГО ЯЗЫКА НИТУ «МИСиС»
Аннотация
В данной статье рассказывается о внеаудиторной работе, проводимой кафедрой русского языка НИТУ «МИСиС». Описываются традиционные мероприятия для российских и иностранных учащихся.
Ключевые слова
Воспитательная цель, традиционные мероприятия, культурологическое направление, учебно-
научное направление
Внеаудиторная работа является важнейшим элементом работы кафедры русского языка в любом вузе, в том числе и в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС». Одной из основных целей внеаудиторной работы является воспитательная цель. Высшая школа должна не только готовить высококвалифицированных кадров, но и формировать личность, быть центром культуры и нравственного воспитания. Интеллектуальное и духовное становление студента происходит во многом благодаря четко продуманной воспитательной работе, которая в основном ведётся во внеучебное время.
На кафедре русского языка большой простор для внеаудитроной работы, так как преподавание ведется и для российских, и для иностранных учащихся, и это все находит отражение в проводимых кафедрой мероприятиях. На кафедре русского языка НИТУ «МИСиС» уже сложился набор традиционных мероприятий, которые проводятся ежегодно. Некоторые мероприятия предполагают совместное участие российских и иностранных студентов, что, на наш взгляд, особенно ценно, так как сближает студентов.
Внеаудиторная работа, как известно, имеет два направления: культурологическое и учебно-научное. Культурологическое направление включает в себя ставшее уже традиционным в НИТУ «МИСиС» празднование Международного дня студента, в рамках которого студенты делают стенды и рассказывают о своей стране или республике, празднование Дня национальностей, к которому студенты готовят хореографические и музыкальные номера, а также готовят национальные блюда. Эти мероприятия организует Клуб интернациональной дружбы, а задача преподавателей кафедры - заинтересовать студентов в участии. Также культурологическое направление включает в себя походы в театры и на концерты, на выставки и в музеи, которые регулярно проводят преподаватели кафедры.
Учебно-научное направление предполагает участие студентов в различных конференциях, олимпиадах, конкурсах. Перечислим традиционные мероприятия для российских студентов:
1. Олимпиада по русскому языку и культуре речи. В НИТУ «МИСиС» такие олимпиады проходят с 2006 года. Главная цель олимпиады - заинтересовать студентов в получении новых знаний по русскому языку, т.е. развить их познавательную активность. Из этого следует, что главным критерием при составлении олимпиадных заданий должна быть занимательность. Примеры олимпиадных заданий: напишите слово, которое обозначает то же, что и слова, стоящие вне скобок: лес (...) химический элемент -бор; вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: сна (...) овой - ряд; разгадайте анаграммы и найдите среди них лишнее: жаарб, тяха, нусск, кодал - баржа, яхта, скунс, лодка; разгадайте кроссворд: улучшение сорта растений или породы животного, выведение новых сортов и пород - селекция; вставьте пропущенные слова во фразеологизмы; придумайте как можно больше нарицательных существительных, начинающихся на «шт» и т.д.
2. Конференция по риторике. Так как студенты изучают в курсе «Русский язык и культура речи» разделы «Риторика» и «Деловое общение», родилась идея проводить подобные конференции. Выбираются
темы, которые по причине нехватки времени не изучаются на занятиях. Студенты готовят сообщения по этим темам, а затем выступают перед аудиторией, демонстрируя свои риторические навыки. Примерные темы сообщений: «Типы ораторов», «Скованность и страх перед публичным выступлением и пути их преодоления», «Тренировка памяти», «Язык жестов оратора», «Конфликт в деловом общении», «Речевой этикет делового человека» и т.п. Жюри оценивает выступления студентов по следующим критериям: манера держаться, контакт с аудиторией, эмоциональность, качество информации, культура речи, логика, качество презентации, «изюминка» выступления, умение отвечать на вопросы, соблюдение регламента.
Традиционные мероприятия для российских и иностранных студентов:
1. Конференция «Такой разный мир». Ее цель - познакомить студентов с разными культурами, объединить российских и иностранных студентов. На этой конференции студенты должны выступить с рассказом (презентацией) о своем городе / своей стране. Иностранные студенты выступают на русском языке, российские студенты - на русском или на английском языке (по желанию). Обязательным условием является умение отвечать на вопросы.
2. Конкурс чтецов «Поэтическая мозаика». Студенты читают любимые стихи (любых авторов, любой тематики). Цель конкурса - повысить интерес к поэзии, русскому языку. Обязательными условиями являются объяснение выбора стихотворения / поэта и чтение наизусть. Критерии оценивания: манера держаться, умение общаться с аудиторией, техника речи (выразительность чтения, соблюдение правил чтения, звучание голоса), артистизм, знание текста, произношение (для иностранных участников).
Традиционные мероприятия для иностранных студентов:
Конкурс презентаций на темы: «Мой институт», «Моя кафедра», «Россия в именах и датах» и т.п. Этот конкурс также развивает познавательную активность студентов и воспитывает позитивнеое отношение к России и ее культуре.
Кроме собственных мероприятий, кафедра русского языка НИТУ «МИСиС» принимает активное участие в мероприятиях, организуемых другими вузами. Например, наши студенты участвуют в ежегодной Межвузовской олимпиаде по русскому языку для иностранцев, проводящейся в МЭИ (Московском энергетическом институте) и межвузовском фестивале «Мелодии родного языка» в МГИУ (Московском государственном индустриальном университете).
В заключение хочется отметить, что все мероприятия повышают интерес к русскому языку /литературе, способствуют диалогу культур и тем самым воспитывают студентов.
© Т.Е. Тимошенко, 2015
УДК 378
Т.С. Томина
к.п.н., доцент кафедры индустрии моды и красоты Санкт-Петербургский государственный экономический университет
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
РОЛЬ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В условиях современного профессионального обучения в вузе проблемное обучение является одним из самых важных типов обучения, в основе которого находится самостоятельный поиск новых знаний для решения учебных проблемных ситуаций.