Научная статья на тему 'Внеаудиторная работа по иностранному языку как одно из средств оптимизации учебного процесса'

Внеаудиторная работа по иностранному языку как одно из средств оптимизации учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
428
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / TRAINEES / SELF-DEPENDENT WORK / OUT-OF-CLASS WORK / FOREIGN LANGUAGE / INTERACTIVE FORMS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Земляков В. Д., Землякова Т. А.

В статье рассматриваются вопросы организации внеаудиторной работы обучающихся как аспект формирования и развития профессиональных навыков с целью оптимизации учебного процесса и достижения наилучших результатов в подготовке буду- щих сотрудников правоохранительных органов в образовательных организациях системы МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внеаудиторная работа по иностранному языку как одно из средств оптимизации учебного процесса»

2015'2

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

OUT-OF-CLASS WORK ON FOREIGN LANGUAGE AS ONE OF THE MEANS IN OPTIMIZING EDUCATIONAL PROCESS

УДК 372.881.1

в.д. ЗЕМЛЯКОВ

(Белгородский юридический институт МВД России

им. И.Д. Путилина) [email protected]

Т.А. ЗЕМЛЯКОВА

(Белгородский юридический институт МВД России

им. И.Д. Путилина) [email protected]

V.D. ZEMLYAKOV

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the

Interior of Russia)

T.A. ZEMLYAKOVA

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the

Interior of Russia)

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы организации внеаудиторной работы обучающихся как аспект формирования и развития профессиональных навыков с целью оптимизации учебного процесса и достижения наилучших результатов в подготовке будущих сотрудников правоохранительных органов в образовательных организациях системы МВД России.

Ключевые слова: образовательная организация, обучающиеся, самостоятельная работа, внеаудиторная работа, иностранный язык, интерактивные формы обучения.

Abstract: the article deals with the questions in organizing trainees’ out-of-class work as an aspect of formation and development of professional skills with the purpose of optimizing educational process and achievement of the best results in training future law enforcement officers in the educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs in Russia.

Keywords: educational organization, trainees, self-dependent work, out-of-class work, foreign language, interactive forms of training.

Входе реализации компетентностного подхода кафедры института должны использовать в учебном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой, целью которых является формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся. Деятельность каждой кафедры направлена соответственно на поиск и реализацию этих активных и интерактивных форм работы с обучающимися, чтобы оптимизировать учебный процесс и достичь наилучших результатов.

В соответствии с Положением об организации учебного процесса в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина учебные занятия

проводятся в форме контактной работы обучающихся с преподавателем и в форме самостоятельной работы обучающихся. И если речь идет об оптимизации учебного процесса, все силы профессорско-преподавательского состава, как правило, направляются именно на контактную работу по учебным дисциплинам. Внеаудиторная работа носит факультативный и нередко нерегулярный характер и находится в полной зависимости от желания преподавателя делать определенный вклад в дополнительную работу с обучающимися. Однако, на наш взгляд, внеаудиторная работа несет в себе огромный потенциал в рамках оптимизации учебного процесса и при правильном подходе и организации

38

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2015'2

этого вида деятельности может принести положительные результаты.

В данной статье нам хотелось бы представить опыт работы кафедры иностранных языков Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина по организации внеаудиторной работы по учебной дисциплине «Иностранный язык».

Благодаря внеаудиторной работе по иностранному языку углубляются познавательные интересы курсантов, развиваются социальные и познавательные мотивы учебной деятельности, стимулируется развитие личности, особенно её творческого потенциала, значительно расширяется кругозор, эрудиция и эмоционально-ценностное отношение к миру и к себе, т.е. более эффективно идет усвоение содержания образования, построенного на принципе культуросообразности [1, с. 151]. Во внеаудиторной работе на первый план выступает использование иностранного языка как средства получения и обмена информацией в устной и письменной форме в познавательных и воспитательных целях.

Внеаудиторная работа на кафедре иностранных языков организована по следующим направлениям:

- мероприятия или комплекс мероприятий на иностранном языке;

- научно-исследовательская работа курсантов;

- организация самоподготовки курсантов;

- написание письменных работ по иностранному языку;

- внеаудиторное чтение на иностранном языке.

Мероприятия на иностранном языке имеют различные цели, среди которых следует выделить повышение мотивации к изучению иностранных языков и осознание потребности в его изучении, так необходимого в будущей профессии. В процессе подготовки и проведения этих мероприятий формируются положительные мотивы учебно-познавательной деятельности курсантов, которые переносятся на работу курсантов на занятиях. У них укрепляется уверенность в своем умении пользоваться иностранным языком как средством общения, интерес к нему и желание совершенствовать владение им. К таким мероприятиям можно отнести встречи с носителями языка, в ходе которых курсанты представляют свой город, институт, учебную группу, особенности обучения в институте, будущую профессию, задают интересующие их вопросы.

Традиционными могут стать встречи курсантов 2 курса с курсантами 1 курса, где старшекурсники могут подготовить страноведческую информацию о странах изучаемого языка, праздниках и традициях. Здесь уместно разучить песни, поздравления к различным праздникам на иностранных языках, поделиться национальными рецептами.

Одной из форм внеаудиторной работы с курсантами, носящей практико-ориентированный характер сотворчества преподавателя и курсантов, можно назвать проведение Недели иностранных языков. Являясь активной формой обучения, Неделя вносит разнообразие в череду привычных форм обучения, вызывает живой интерес, воспитывает культуру общения, раскрепощает курсантов. Неделю иностранных языков целесообразно проводить во втором семестре, чтобы обучающиеся к этому времени имели достаточный объем наработанного материала. В рамках Недели курсанты участвуют в страноведческих викторинах, олимпиаде, конкурсе поэтов-переводчиков, конкурсе на лучшую мультимедийную презентацию по заданной теме, литературных вечерах, тематических вечерах, посвященных национальным праздникам, памятным датам. Курсанты первого курса могут представить страны изучаемого языка, курсанты второго курса - деятельность подразделений полиции стран изучаемого языка.

Работа в условиях проведения Недели иностранных языков предъявляет исключительные требования к творческому потенциалу преподавателя, что обусловлено демократичной обстановкой: обучающимся разрешено делиться собственным опытом, приводить свои доводы. Преподавателю необходимо задействовать весь взвод, найти для каждого участника свою роль, оказать посильную помощь, подобрать задания, соответствующие уровню подготовки обучающихся и заинтересовать совместной деятельностью. Творчество преподавателя есть необходимое условие существования педагогического процесса и рассматривается как сотворчество преподавателей и курсантов, совместная деятельность или сотрудничество, сопричастность к общему делу, возможность и необходимость обмена опытом между преподавателем и курсантом [2, с. 20].

Так как курсанты не ограничиваются изучением языка в объеме, обусловленном учебными планами, а стремятся к совер-

39

2015'2

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

шенствованию и расширению своих знаний по учебной дисциплине «Иностранный язык», научная работа стала неотъемлемой частью их работы, органично сочетаясь с их учебной деятельностью. Научно-исследовательская работа, организованная кафедрой, включает в себя:

- участие в выполнении научно-исследовательских работ, источником для которых служит аутентичная специальная литература;

- участие в институтских, межвузовских и всероссийских конкурсах;

- выступления с сообщениями на научно-практических конференциях различных уровней.

Включение курсантов в научно-исследовательскую работу помогает им овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации на иностранном языке, тем самым создаются предпосылки для самореализации их творческих способностей, расширяется кругозор, появляется научная эрудиция, создаются условия для популяризации материала страноведческого и профессионального характера среди курсантов и преподавателей, формируется стремление курсантов к самообразованию и самосовершенствованию. Задача преподавателя

- научить курсантов пользоваться различными информационными ресурсами: электронными энциклопедиями, мультимедиа программами (Microsoft Power Point), поисковыми системами сети Интернет. Выступление на научной конференции может быть представлено в виде презентации, подготовленной в Microsoft Power Point. Необходимо объяснить курсантам, что компьютерная презентация дает возможность подать в привлекательном виде подготовленную информацию. Но при этом следует учесть, что слайды должны создаваться в соответствии с общими требованиями.

Требования к оформлению слайдов:

1. Необходимо соблюдать единый стиль оформления, а также избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации

- вспомогательная информация не должна преобладать над основной.

2. Для фона слайда следует выбирать более холодные тона: синий, фиолетовый или зеленый.

3. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: для фона, для заголовков, для текста.

4. Не следует злоупотреблять анимационными эффектами.

Требования к представлению информации:

1. В тексте следует использовать короткие слова и выражения, минимизировать количество предлогов, наречий, прилагательных; заголовки должны привлекать внимание аудитории.

2. Предпочтительно горизонтальное расположение информации; наиболее важную информацию следует помещать в центре.

3. Для заголовков необходимо использовать шрифт не менее 24 пт, для информации - не менее 18 пт, нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации, для выделения информации предпочтительнее выбирать жирный шрифт или курсив.

4. Не стоит заполнять один слайд большим количеством информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений; наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

5. Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, таблицами, диаграммами.

При организации самоподготовки курсантов необходимо помнить, что самостоятельная работа обучающихся проводится в целях углубления и закрепления знаний, полученных на аудиторных занятиях, для выработки навыков самостоятельного активного поиска новых и дополнительных знаний. Преподавателями кафедры подготовлены методические рекомендации для курсантов по подготовке к практическим занятиям по учебной дисциплине «Иностранный язык», содержащие тематический план к каждому семестру, краткое содержание учебного занятия, задание для самоподготовки, глоссарий,вопросы к зачетам и экзамену. Однако практика показала, что данные методические рекомендации не всегда вызывают должный интерес у обучающихся и, соответственно, не оказывают им необходимую помощь. Такое положение вещей подтолкнуло преподавателей кафедры к созданию практикумов по иностранному языку, которые стали бы необходимым и гибким инструментарием для организации самоподготовки курсантов. Практикумы создаются в электронном виде и одобряются на заседании предметно-методической секции, могут обновляться ежегодно по результатам тестирования курсантов, с их помощью возможно организовать отработку пропущенных по тем или иным причинам учебных занятий. Задания,

40

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2015'2

разработанные в соответствии с изучаемыми лексическими и грамматическими темами, используются, главным образом, в качестве средства контроля. Выполнение этих заданий можно организовать и дистанционно, что сэкономило бы время и курсанта, и преподавателя.

Об экономии времени речь идет также и при контроле внеаудиторного чтения на иностранном языке. Обучающимся предлагается прочитать тексты по специальности, детективы, газетную прессу. Чтобы сделать этот процесс более интересным, творческим и не затратным по времени, можно предложить курсантам представить полученную информацию в виде презентации. Обучающиеся, работающие над презентацией, учатся письменно фиксировать ключевые

понятия, фразы, цитаты, короткую текстовую информацию, представлять ее на слайдах.

При организации внеаудиторных мероприятий на иностранном языке следует избегать того, чтобы они чем-либо походили на занятия или своим содержанием дублировали их. Здесь важна их несхожесть с занятием, их интересная, занимательная и яркая форма, отличная от обычной процедуры занятия.

В заключение хотелось бы сделать следующий вывод: чтобы достичь современного уровня владения иностранным языком, нельзя не учитывать огромный потенциал внеаудиторной работы, цель которой - рациональное использование внеаудиторного времени для развития и закрепления знаний, развития способностей, склонностей и интересов обучающихся на базе иностранного языка.

Литература

1. Внеурочная работа // Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. С. 151.

2. Щуркова НА. Новые формы воспитательной работы // Иностранные языки в школе. 1994. № 4. С. 61-63.

References

1. Out-of-class work // Russian Ped. Enc. - M., 1993. Р. 151.

2. Shyurkova NA. New forms of educational work // Foreign languages at school. 1994. № 4. Р. 61-63.

(статья сдана в редакцию 26.06.2015)

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.