2015'2
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА.
влияние уровня мотивационной готовности курсантов к изучению иностранного языка на эффективность учебной и самообразовательной
деятельности
INFLUENCE OF LEVEL OF POLICE STUDENTS’ MOTIVATION TO STUDY A FOREIGN LANGUAGE ON EFFICIENCY OF EDUCATIONAL AND SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY
УДК 37.015.3:378.6
н.в. БЫХТИНА,
кандидат педагогических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России
им. И.Д. Путилина) [email protected]
N.V. BYHTINA,
PhD in Pedagogy, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the
Interior of Russia)
Аннотация: статья рассматривает проблему мотивационной готовности курсантов к изучению иностранного языка в процессе формирования межкультурной коммуникативной компетенции. Автор исследует типы мотивации курсантов и предлагает общие рекомендации по повышению уровня мотивационной готовности курсантов к учебной и самообразовательной деятельности.
Ключевые слова: межкультурная коммуникативная компетенция, мотивационная готовность, курсант, учебная деятельность, самообразовательная деятельность.
Abstract: in the article is regarded the problem of police students’ motivation to study a foreign language in the process of the formation of the intercultural communicative competence. The author examines types of police students’ motivation and gives common recommendations about the improvement of police students’ motivational readiness to educational and selfeducational activity.
Keywords: intercultural communicative competence, motivational readiness, police student, educational activity, self-educational activity.
Актуальность проблемы формирования межкультурной коммуникативной компетенции курсантов в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык» определяется возросшими потребностями овладения иноязычными знаниями будущими специалистами органов внутренних дел. Решением вышеуказанной проблемы становится поиск форм определения уровня мотивационной готовности курсантов к изучению иностранного языка, оказывающих влияние на эффективность организации учебной и самообразовательной деятельности.
Как известно, эффективность учебной и самообразовательной деятельности курсантов и уровень их мотивационной готовности к изучению иностранного языка зависит от множества факторов - от профессионализма преподавателя, уровня его мето-
дического мастерства, эрудиции педагога, способности понимать курсантов и умения общаться с ними, способности к межличностной коммуникации.
В процессе своей педагогической деятельности преподаватель постоянно ведет поиск новых форм, способов, методов, приемов организации учебной и самообразовательной деятельности курсантов.
Профессионализм преподавателя вуза в педагогической деятельности выражается в умении формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Поэтому одной из важных характеристик педагогической деятельности является ее творческий характер.
Современный преподаватель должен соответствовать современным требованиям:
30
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА.
2015'2
быть гибким, уметь правильно построить педагогическую деятельность, ориентироваться в новых педагогических технологиях и применять инновационные методики при организации учебной и самообразовательной деятельности курсантов.
При поступлении в вуз многие абитуриенты рассчитывают на качественное изучение иностранного языка в вузе, так как понимают, что в настоящее время знание иностранного языка - это неотъемлемый компонент их будущей профессиональной деятельности. Следовательно, необходимо создать более гибкую систему организации учебной деятельности курсантов, правильно организовать их самообразовательную деятельность. Качество обучения непосредственно зависит от профессионализма преподавателя.
Любой преподаватель иностранного языка понимает необходимость повышения мотивации обучающихся к изучению своей дисциплины. Часто обучающиеся с низким уровнем мотивации к изучению иностранного языка не видят возможные перспективы применения иноязычных знаний в профессиональной деятельности, а следовательно, теряют интерес к данному предмету.
Естественно, возникает необходимость повышения уровня мотивационной готовности курсантов к изучению иностранного языка, а также раскрытия значимости иностранного языка для сотрудников полиции уже на первом курсе.
Основная цель обучения иностранным языкам - формирование межкультурной коммуникативной компетенции курсантов в процессе изучения иностранного языка. Коммуникативность заключается в том, что процесс обучения является моделью процесса коммуникации (общения). Из этого следует вывод о том, что применение коммуникативной методики становится объективной необходимостью.
Иностранный язык для курсантов - не только одна из дисциплин учебной программы, но и средство получения профессиональных знаний, т.к. с базовыми понятиями курсов «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» они знакомятся не на родном, а на изучаемом иностранном языке.
Таким образом, коммуникативной составляющей межкультурной компетенции в изучении иностранного языка, актуализируемой в беседах, диалогах, дискуссиях и других видах речевой деятельности, сопутствует, безусловно, познавательный компонент.
В целях повышения уровня познавательной активности курсантов необходимо исследовать мотивационную основу обучения каждой новой категории курсантов, разработать соответствующие профессионально ориентированные коммуникативные курсы, оснастить курсантов учебниками, учебными пособиями, способствующими формированию их мотивационной готовности к изучению иностранного языка.
Из вышесказанного следует сделать вывод о том, что качество выполнения деятельности и её результаты зависят, прежде всего, от мотивации. Расценивая мотивацию как фундамент процесса формирования межкультурной коммуникативной компетенции курсантов, обеспечивающий его результативность, важно понимать, что мотивация -сторона субъективная в мире обучающегося, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями. Преподаватель может оказать влияние на эффективность процесса изучения иностранного языка, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых возникает личная заинтересованность в работе. Этой проблемой занимались авторы М.Ю. Гайнутдинова, Е.И. Пассов, И.А. Зимняя и др. [1].
По мнению преподавателей, большинство курсантов, поступивших в образовательные организации высшего профессионального образования неязыкового профиля, имеют низкий уровень мотивационной готовности к изучению иностранного языка. Однако данные анкетирования, проведённого нами среди курсантов 1 и 2 курсов, говорят об ином. Ко 2 курсу желание и интерес у 16% курсантов фактически отсутствуют; желание есть, но интерес пропадает у 46% курсантов; желание и интерес сохраняются на прежнем уровне у 31% курсантов; у 7% курсантов - желание остается, интерес возрастает. Отсюда видно, что желание изучать иностранный язык сохраняется у 84% курсантов. Следовательно, причина снижения уровня мотивационной готовности к изучению иностранного языка может быть обусловлена методикой, в частности частной методикой обучения.
Любому прогрессивному преподавателю необходимо хорошо знать своих курсантов, правильно, целесообразно и своевременно использовать весь арсенал мотивационных средств. В ходе своей педагогической деятельности преподавателю следует постоянно вести отбор содержания учебного материала с учетом соответствующих типов мотивации курсантов, тем самым создавать благоприят-
31
2015'2
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА.
ную сопутствующую мотивацию, способствующую активизации учебной и самообразовательной деятельности, повышению уровней межкультурной коммуникативной компетенции курсантов. Наличие познавательных интересов и эмоциональное состояние курсантов обеспечивают им выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую.
Для достижения этой цели следует определить: 1) уровень мотивационной готовности курсантов к изучению иностранного языка; 2) некоторые перспективные педагогические меры по повышению мотивации к изучению иностранных языков.
В качестве примера можно привести следующие пути повышения уровня мотивационной готовности курсантов:
1. Избавление курсантов от чувства неуверенности в себе (естественное обаяние педагога, доброжелательность его голоса, его актерский талант, чувство юмора и др.).
2. Избавление от однотипных заданий (разнообразные задания повышают уровень мотивации курсантов к изучению иностранного языка и активизируют их инициативу).
Наряду с общими рекомендациями, можно предложить преподавателю следовать конкретным методическим правилам:
а) не ограничивать время на ответ каждого курсанта, дать ему возможность высказать свое мнение (часто курсанты вынуждены слушать монолог преподавателя, а на ответы им отводится на занятии иностранного языка недостаточно времени);
б) совершенствовать систему оценок (сделать ее более гибкой);
в) учитывать индивидуальные способности курсантов;
г) способствовать созданию доброжелательной атмосферы на занятиях;
д) спрашивать мнение курсантов, интересоваться их отношением к проблеме непосредс-
твенно на занятии (нужно формировать адекватное отношение к своим и чужим ошибкам);
е) приводить примеры из повседневной жизни курсантов (это придает им уверенности в своих силах, делает их независимыми от чужого мнения);
ж) не забывать о поощрении курсантов даже за самый незначительный успех;
з) структурировать изучаемый материал с помощью схем, таблиц, фотографий, рисунков;
и) проводить аналогии с материалом, изученным на других занятиях;
к) предоставить возможность самооценки своих знаний.
Обобщая вышесказанное о повышении мотивации к изучению иностранных языков, оказывающей влияние на эффективность организации учебной и самообразовательной деятельности, можно сделать следующие выводы:
- качество выполнения деятельности и её результаты зависят прежде всего от мотивации;
- наличие познавательных интересов и эмоциональное состояние курсантов обеспечивают им выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую;
- способность к межличностной коммуникации зависит от профессионализма преподавателя, уровня его методического мастерства.
Кроме того, создание благоприятного микроклимата во взводе, использование современных аутентичных текстов по правовой проблематике, а также лингвострановедческого материала, применение интерактивных технологий, возможность практического применения иноязычных знаний также способствуют повышению уровня мотивационной готовности курсантов к изучению иностранного языка.
Литература
1. Гайнутдинова М.Ю. Формирование мотивации изучения иностранного языка в школе // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 3. Том II.
References
1. Gaynutdinova M.Ju. Formation of Motivation to Learn a Foreign Language at School. 2011. № 3. Part II.
(статья сдана в редакцию 17.09.2015)
32