Научная статья на тему 'Условия повышения мотивации при обучении иностранному языку в образовательных организациях системы МВД'

Условия повышения мотивации при обучении иностранному языку в образовательных организациях системы МВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / САМОУВЕРЕННОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / COMMUNICATION / SELF-CONFIDENCE / MOTIVATION OF FORMATION OF COMMUNICATIVE MOTIVATION / PROFESSIONAL MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Навроцкая И. Н.

Эффективность овладения иностранным языком зависит не только от стратегии обучаемого, но и от стратегии обучения. Максимальный эффект может быть достигнут в гармонии этих стратегий. Важным фактором, помогающим достижению этой цели, является повышение педагогического воздействия преподавателя на курсанта, их общения на занятии в условиях полной совместимости. В статье предпринята попытка рассмотреть возможности влияния на мотивационную сферу курсанта в процессе учебной деятельности по изучению иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF INCENTIZING MOTIVATION IN TRAINING FOREIGN LANGUAGE IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERIOR

The efficiency of mastering a foreign language is not only the strategy of the student, but also depends on the training strategy. The maximum effect can be achieved in harmony of these strategies. An important factor in helping to achieve this aim is to improve the pedagogical influence on the trainee teacher, their communication in class with full compatibility. The article attempts to prove the possibility of motivational effect on the scope of a police student in training activities on the study of a foreign language.

Текст научной работы на тему «Условия повышения мотивации при обучении иностранному языку в образовательных организациях системы МВД»

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2015'2

условия ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ языку В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

СИСТЕМЫ Мвд

CONDITIONS OF INCENTIZING MOTIVATION IN TRAINING FOREIGN LANGUAGE IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF

THE MINISTRY OF INTERIOR

УДК 37.015.3:378.6

И.н. НАВРОЦКАЯ I.N. NAVROTSKAYA

(Белгородский юридический институт МВД России (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the

им. И.Д. Путилина) Interior of Russia)

[email protected]

Аннотация: эффективность овладения иностранным языком зависит не только от стратегии обучаемого, но и от стратегии обучения. Максимальный эффект может быть достигнут в гармонии этих стратегий. Важным фактором, помогающим достижению этой цели, является повышение педагогического воздействия преподавателя на курсанта, их общения на занятии в условиях полной совместимости. В статье предпринята попытка рассмотреть возможности влияния на мотивационную сферу курсанта в процессе учебной деятельности по изучению иностранного языка.

Ключевые слова: мотивация, общение, самоуверенность, формирование мотивации, коммуникативная мотивация, профессиональная мотивация.

Abstract: the efficiency of mastering a foreign language is not only the strategy of the student, but also depends on the training strategy. The maximum effect can be achieved in harmony of these strategies. An important factor in helping to achieve this aim is to improve the pedagogical influence on the trainee teacher, their communication in class with full compatibility. The article attempts to prove the possibility of motivational effect on the scope of a police student in training activities on the study of a foreign language.

Keywords: motivation, communication, self-confidence, motivation of formation of communicative motivation, professional motivation.

Целью системы высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту, мобильности в условиях развития информационных технологий и постоянному овладению новыми формами деятельности. Особую роль в учебном процессе играют условия обучения, в которых курсанты станут не просто носителями знаний по иностранному языку, но самостоятельными, осмысленно и творчески действующими профессионалами.

В соответствии с «Примерной программой учебной дисциплины «Иностранный язык» владение иностранным языком является обязательным компонентом профессиональной подготовки сотрудника ОВД, курс обучения носит коммуникатив-

но-ориентированный характер, цель курса - приобретение общей коммуникативной и профессиональной компетенции. В соответствии с концепцией данной программы обучающийся является полноправным участником процесса обучения, построенного на принципах сознательного партнерства и взаимодействия с преподавателем, что связано с развитием самостоятельности курсанта, его творческой активности и личной ответственности за результативность обучения.

Но указанные положения программы не всегда реализуются на практике. Вследствие этого уровень владения иностранным языком выпускника юридического вуза не удовлетворяет сегодняшним требованиям, не соответствует положениям Примерной программы и вызывает необходимость

61

2015'2

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

оптимизации системы преподавания иностранного языка в образовательных организациях системы МВД. Представляется разумным уделить больше внимания изучению мотивационной сферы курсантов и использованию мотивационных ресурсов для более успешного процесса обучения иностранному языку.

Наша задача состоит не только в том, чтобы научить курсанта профессиональному общению на иностранном языке, но и создать мотивационную базу и практические возможности для дальнейшего совершенствования полученных знаний. Безусловно, проблема мотивированности в обучении возникает по каждой изучаемой дисциплине, но особенно остро она проявляется при изучении иностранного языка. Все дело в особой специфике предмета, требующей от курсанта наличия определенной базы и коммуникативных особенностей. Овладение иностранным языком путем обучения общаться на иностранном языке является специфической чертой данной учебной дисциплины. Когда обучение носит искусственно-учебный характер в силу отсутствия у курсантов «естественной потребности» в общении на иностранном языке, одним из важнейших факторов, стимулирующих процесс иноязычного речевого общения, следует считать мотивацию усвоения иностранного языка. Многие преподаватели отмечают, что в самом начале обучения мотивация к изучению иностранного языка высока практически у всех курсантов. Обучающиеся планируют говорить на иностранном языке со своими иностранными коллегами, читать специальную и художественную литературу, работать в Интернете, слушать песни, смотреть фильмы, путешествовать по странам изучаемого языка без помощи переводчика.

Но это происходит не сразу, ведь изучение иностранного языка - долгий, кропотливый путь. Поэтому, когда в начале обучения курсант сталкивается с трудностями «накопления» языкового материала, с утомительной монотонной работой по заучиванию грамматических и лексических единиц, многие курсанты испытывают разочарование. Нередко изучение иностранного языка вызывает у курсантов определенные сложности и мотивированность исчезает. Курсант сможет выучить иностранный язык, если только сам почувствует необходимость в этом, то есть будет мотивирован.

Одним словом, мотивация - это ключ ко всему обучению. Отсутствие мотивации является, пожалуй, самым большим препятствием в обучении, с которым сталкивается большинство преподавателей. Успехи курсантов в изучении иностранного языка зависят от их мотивации. Эта потребность или желание достижения определенной цели может определить успех или неудачу в обучении иностранному языку. Однако эта задача чрезвычайно сложна. Невозможно в процессе обучения и воспитания формировать мотивацию. Можно только повлиять на этот процесс [2, с. 90-91].

Одним из важных элементов мотивации является то, что курсант должен быть вовлечен в процесс обучения и ему должно быть интересно на занятиях по иностранному языку. К примеру, игроков невозможно оторвать от игры, потому что игра сложная и становится сложнее с новым уровнем, но это не останавливает играющего, а наоборот, заставляет его двигаться вперед. Он упорно продолжает играть и овладевать следующим уровнем. Никто не заставляет его делать это. Получается, что игрок говорит себе: «Я очень мотивирован, чтобы продолжать игру и добиваться новых уровней». Следовательно, для достижения конечного результата в обучении иностранному языку, курсант должен быть заинтересован и получать удовольствие от обучения. Ни для кого не секрет, что небольшое количество курсантов получают чувство собственного удовлетворения от изучения иностранного языка. Но для подавляющего большинства курсантов «язык сам по себе не очень интересный», им не хватает «искры» для поддержания мотивации. И здесь уместно говорить о роли преподавателя, о его методах обучения, которые помогут курсанту почувствовать уверенность в себе, добиться успеха в изучении иностранного языка и получить удовлетворение от процесса обучения. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого курсанта, их интересы и взаимоотношения. Обычно желание общаться друг с другом на иностранном языке возникает не сразу, иногда преподавателю нужно «разжечь» курсантов, давая все более интересные задания, подбадривая своим примером.

Реализуя свои достижения, курсант обретает чувство успеха. Основная идея мотивации - привлечь внимание и любопытство курсантов и направить их энергию к обучению.

62

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2015'2

Курсанту полезно понимать цели отдельных упражнений для преодоления собственных трудностей, уметь квалифицировать свои трудности и сознательно преодолевать их в процессе самоподготовки. Поэтому элементарная методическая грамотность обучаемых не снимает у них необходимость помощи преподавателя и в соблюдении определенной дистанции между ними, позволяющей сохранить суггестивность педагогических воздействий. Обучение такого рода обладает стимулирующим и в какой-то мере компенсирующим средством: это положительная эмоциональность учебного процесса, осуществляемого в групповой форме, которая обеспечивает не только высокие результаты в овладении языком, но оказывает сильный психотерапевтический эффект, проявляющийся в положительном влиянии учебной ситуации и учебной группы как коллектива на личность каждого учащегося. Высокий эмоциональный тонус занятия способствует поддержанию учебной мотивации и мотивации достижения, а также активизации творческого потенциала учащихся; при групповом обучении происходит «заражение» обучающихся друг от друга эмоциями, что позволяет проводить обучение «не в обычном для человека состоянии, а в оптимальном, на подъеме «душевных сил», когда интеллектуальная деятельность протекает особенно интенсивно и продуктивно». Высокая эмоциональность занятий выполняет функцию «стимуляции речевой креативности и спонтанности при ограниченных языковых средствах».

Немаловажным мотивом служит также мотив саморазвития - стремление к самосовершенствованию. Иностранный язык является средством для духовного обогащения и общего развития человека. Сюда же следует отнести и просоциальный мотив, связанный с осознанием общественного значения деятельности. Как показал опрос, проведенный исследователями портала SuperJob.ru, знание иностранных языков считают необходимым для современного человека 76% наших соотечественников. При этом они считают, что умение изъясняться на иностранных языках необходимо не только для работы, но и для путешествий, а также в быту. В том, что современный человек «должен понимать

хотя бы один иностранный язык», больше остальных уверены россияне моложе 20 лет (85%), т.е. именно та группа, к которой и принадлежат наши курсанты.

Главным выводом служит то, что курсантами при изучении иностранного языка в основном движут внешние мотивы, при этом присутствует значительная доля негативной мотивации («чтобы не отчислили», «не поставили двойку», «не объявили выговор»). Это является полным противоречием, поскольку престиж владения иностранным языком и его важность в общественной жизни выросли, и, казалось бы, должно быть больше положительной мотивации. Кроме того, абсолютно ясно, что необходимо создавать такие условия, при которых у курсантов возникает личная заинтересованность и потребность в изучении иностранного языка.

Следует констатировать тот факт, что курсанты высоко оценивают значимость иностранного языка для своей дальнейшей учебной и профессиональной деятельности. Получив на занятиях по иностранному языку дополнительную информацию по своей специальности, они смогли применить ее при написании курсовых работ, на семинарских и практических занятиях по специальным дисциплинам. В то же время знания, усвоенные на занятиях по другим учебным дисциплинам, используются курсантами при разработке творческих работ, подготовке к учебно-ролевым играм, видеоконференциям и вебинарам на занятиях по иностранному языку.

Следует отметить, что потребность в изучении иностранного языка должна соответствовать таким разновидностям внутренней мотивации, как коммуникативная (непосредственное общение на языке), учебно-познавательная (положительное отношение к языку) и инструментальная (положительное отношение к различным видам работы).

Подводя итог, можно сказать, что формирование мотивации курсантов в образовательных организациях системы МВД возможно через систему установок, стимулирование самостоятельности, через активизацию творческого мышления, через приобщение к научно-исследовательской деятельности курсантов.

63

2015'2

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

Литература

1. Бакшеева НА, Вербицкий АА. ПСИХОЛОГИЯ мотивации студентов. - М., 2006. 267 С.

2. Костюк МА. Формирование учебной мотивации студентов в процессе изучения иностранного языка // Психолого-педагогические проблемы развития образования. - М., 2010. С. 85-97 (Вест. Моск. Гос.лингвист. ун-та; вып. 595).

3. НечаевН.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. - М.: Изд-во МГУ, 1985. 112 с.

4. Буткова ТА. Внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс вузов Министерства внутренних дел Российской Федерации как условие формирования профессиональных компетенций юристов // Философия права. 2015. № 2 (69). С. 56-60.

References

1. Baksheeva NA, Verbitsky A A. Psychology students’ motivation. - M., 2006. 267 p.

2. Kostyuk MA. Formation of educational motivation of students in the process of learning foreign languages // Psychological-pedagogical problems of education. - M., 2010. P. 85-97 (Vest. Mosk. State Lingvist. Univ; ed.595).

3. Nechayev N.N. Psycho-pedagogical aspects of training in high school. - M.: MSU, 1985. 112 p.

4. Butkovа TA. The Introduction of interactive technologies in educational process of universities of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation as a condition of forming the professional competence of lawyers // The philosophy of law. 2015. № 2 (69). Р. 56-60.

(статья сдана в редакцию 15.09.2015)

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.