Библиографический список
1. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - С. 38-48.
2. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. - М.: Книга по требованию, 2012. - 160 с.
3. Герасимова Е.Н., Фаустова И.В. Основные направления психокоррекционной работы по преодолению эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2009. - Т. 15. - № 1. - С. 174-178.
4. Довгая Н.А. Половые различия в эмоциональном развитии дошкольников и их источники // Теория и практика гендерных исследований в мировой
науке: материалы международной научно-практической конференции 5-6 мая 2011 года. - Пенза; Ереван; Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. - С. 73-75.
5. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др.. - М., 1986. - 150 с.
6. Ильин Е.П. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2013. - 784 с.
7. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
8. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций: Тексты. - М.: МГУ, 1984. - С. 76-82.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 713 с.
УДК 159.923
Бычкова Оксана Александровна Самохвалова Анна Геннадьевна
доктор психологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова [email protected], [email protected]
ВЛЮБЛЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
В статье рассматривается проблема затрудненного общения подростков и юношей. Установлено, что в эти возрастные периоды состояние влюбленности обусловливает возникновение специфических коммуникативных трудностей как в общении с возлюбленными, так и во взаимодействии с другими людьми. Представлены возрастные различия и амбивалентный функциональный характер затрудненного общения влюбленных подростков и юношей.
Ключевые слова: затрудненное общение, коммуникативные трудности, влюбленность, подросток, юноша.
Постановка проблемы
В современном транзитивном обществе проблема затрудненного общения подростков и юношей становится все более актуальной в связи со стереотипизацией, ин-фантилизацией и техногенной оснащенностью процессов межличностного общения; диффузией ценности доверительных контактов; снижением коммуникативной активности, направленной на преодоление трудностей взаимодействия. В процессе общения современных подростков и юношей нередко возникают препятствия (коммуникативные трудности), нарушающие эффективность взаимодействия, дизгармонизирующие психо-эмоциональные состояния партнеров, деформирующие Я-концепцию, тормозящие процессы социализации и индивидуализации личности, приводящие к социальной дезадаптации и межличностным конфликтам. В подростковом и юношеском возрасте личность особо остро переживает собственные коммуникативные трудности, поскольку особый интерес подростков вызывает групповое общение со сверстниками, а юноши погружаются в мир интимно-личностного общения; характер общения начинает носить личностный
характер, в нем проявляется весь спектр индивидуальных характеристик субъекта. В эти возрастные периоды чаще всего приходит и первая влюбленность, которая изменяет коммуникативные характеристики личности. Акцент в процессе общения смещается с содержательной стороны на духовную, меняется характер взаимодействия в сторону большей личностной включенности, поэтому коммуникативные трудности могут переживаться субъектом более интенсивно, вызывать тревожность, социальные страхи, неуверенность.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что, несмотря на достаточную разработанность в науке проблемы коммуникативных трудностей личности и психологических составляющих влюбленности, остается неизученной взаимосвязь влюбленности с возникновением коммуникативных трудностей у подростков и юношей. Также не изучены и возрастные различия переживаемых в состоянии влюбленности коммуникативных трудностей на разных этапах онтогенеза. Исходя из этого, проблема нашего исследования заключалась в попытке найти ответ на вопрос: возникают ли специфические коммуникативные трудности у подростков и юношей, находящихся в состоянии
54
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21
© Бычкова О.А., Самохвалова А.Г., 2015
влюбленности, и существуют ли возрастные различия этих трудностей?
Центральной категорией в исследовании является понятие «коммуникативные трудности личности», понимаемое в психологии весьма неоднозначно. Одни авторы приравнивает трудности к барьерам общения (Б.Д. Парыгин, Е.В. За-любовская, Е.В. Цуканова), другие рассматривают их как самостоятельный феномен (В.А. Лабун-ская, Ю.А. Менжерицкая, Е.Д. Бреус, А.А. Бода-лев, Г.А. Ковалев, В.Н. Куницына, Ю.И. Кузина, Е.Г, Сомова, Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик), но всех объединяет взгляд на трудности как на препятствие, сбой в общении [1; 6; 7; 10; 19]. Важно отметить, что в литературе коммуникативные трудности рассматриваются в основном как деструктивные нарушения общения, хотя нельзя, с нашей точки зрения, отрицать их развивающий потенциал в процессах социализации и индивидуализации личности [14].
Под коммуникативными трудностями мы понимаем различные по силе, функциональной направленности, осознанности и степени выраженности объективно или субъективно переживаемые препятствия коммуникации, нарушающие внутреннее равновесие субъекта (субъектов) общения, затрудняющие эффективное решение коммуникативной задачи, осложняющие интерперсональное взаимодействие в процессе общения, требующие от партнеров усилий, направленных на их преодоление [14; 18].
Коммуникативные трудности подростков и юношей изучали А.Е. Личко, В.Н. Куницына, Е.П. Ильин, И.С. Кон, А.М. Прихожан, А.В. Толстых, Е.Г. Сомова, К.В. Пыжова, Н.И. Алешкин, М.Л. Тарасенко, Н.Е. Харламенкова и др. Говоря о типичных коммуникативных трудностях подростков и юношей, авторы отмечают, что существуют как общие, так и специфические для данных возрастных категорий коммуникативные трудности [1; 9; 10].
К общим относятся застенчивость, робость, неуверенность в себе, враждебность, агрессивность [4; 14], замкнутость, острое переживание одиночества [1], низкие самоконтроль и самоуважение, напряженность и неестественность [19].
Специфичным для подросткового возраста является противоречивость коммуникативных проявлений [1; 4; 8; 10]. Подростки могут быть одновременно чувствительны к оценке со стороны и чрезмерно критичны по отношению к другим, необщительны, ранимы, демонстративны, обидчивы. Такая несбалансированность в общении обусловливает возникновение коммуникативных трудностей, которые в свою очередь провоцируют вну-триличностные и межличностные конфликты [1]. Также подростковые трудности в общении связаны с протестными реакциями, защитными формами
поведения, упрямством [17], эгоизмом [10]. Особо ярко у подростков актуализируются трудности самопонимания, самовыражения и прогнозирования [14]. Проявляются пассивность, неадекватное коммуникативное подражание авторитетам, грубость, нетерпимость, импульсивность, отрицание некомпетентности, трудности признания и исправления ошибок, беспредметность, подчеркнутая эмоциональность общения [5; 9].
Среди типичных для юношеского возраста коммуникативных трудностей можно назвать чрезмерную интровертированность, гиперсензитив-ность, мучительное чувство одиночества, аути-стичность [6], низкую контактность, адаптивность коммуникативную несовместимость с партнерами, которые не вызывают симпатии [19]. Наиболее ярко проявляются трудности самоконтроля, отсутствие самоуважения [5].
Факторы возникновения коммуникативных трудностей подростков и юношей весьма разнообразны [18]: это и диспозиционные факторы - ограниченные возможности здоровья [17], одаренность и задержка психического развития [14], психодинамические [13], характерологические свойства личности [11]; и социокультурные факторы - неконструктивный стиль семейного воспитания [15], социальная депривация [16], влияние неформальной среды сверстников [12]. В данном исследовании проверялась гипотеза о том, что состояние влюбленности также можно рассматривать как социально-психологический фактор возникновения специфических коммуникативных трудностей подростков и юношей, проявляющихся как в общении с возлюбленными, так и в повседневных коммуникациях со взрослыми и сверстниками.
Прежде чем говорить о коммуникативных трудностях влюбленных подростков и юношей, стоит разграничить близкие по смыслу понятия «любви» и «влюбленности». Психологическая наука заговорила о феномене влюбленности сравнительно недавно в рамках изучения проблемы любви. В основном, этот феномен изучали представители психоаналитической школы (З. Фрейд, Р. Крафт-Эбинг, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон) и представители гуманистической психологии (А. Маслоу, Р. Мэй).
В отличие от романтической любви как интенсивного, относительно устойчивого, протекающего при участии воли и осознанности, фундаментального чувства субъекта, физиологически обусловленного сексуальными потребностями, но не зависящего от них, выражающегося в стремлении к саморазвитию и развитию объекта любви [2; 3], влюбленность понимается нами как неустойчивое, интимное, интенсивное, инстинктивно-опосредуемое эмоциональное состояние, сопряженное с сексуальным влечением, которое сопровождается сильной эмоциональной вовлеченностью субъекта.
Среди основных характеристик межличностных отношений и общения в период влюбленности исследователи выделяют навязчивость влюбленного (З. Фрейд), отсутствие критики к возлюбленному и его переоценивание (Х. Фишер, Д. Сак, Д. Теннов), зависимость и подчинение (Р. Крафт-Эбинг, К. Хорни, Л. Каслер, Т. Кемпер), повышенный интерес и тяга к общению с объектом влюбленности (С.В. Ковалев, Э. Фромм, А. Мас-лоу, Стендаль), сексуальное влечение (З. Фрейд, К. Хорни, Д. Теннов, Л. Каслер), изменение отношений с окружающими (И.С. Кон), тревожность и осторожность (Р. Мэй), нормативный характер взаимодействия (В.А. Лосенков, А.В. Мудрик, И.С. Полонский, Л.Я. Гозман) и продуктивное для идентичности «слияние» с партнером (Г. Олпорт, Э. Эриксон). Важным для нашего исследования также является идея о том, что изменения в межличностных отношениях, характерные для состояния влюбленности, различны в разные возрастные периоды [3].
Организация исследования
Наше исследование проводилось в нескольких направлениях:
- выявление различий в коммуникативных установках и тенденциях общения влюбленных подростков и юношей;
- определение специфики восприятия возлюбленного в процессе общения, коммуникативных страхов, способов самовыражения, стратегий преодоления коммуникативных трудностей у влюбленных подростков и юношей;
- классификация коммуникативных трудностей, возникающих у подростков и юношей в общении с возлюбленными, а также во взаимодействии с другими людьми;
- изучение функционального характера затрудненного общения с возлюбленным в процессах социализации/индивидуализации подростков и юношей.
Выборка исследования включала 60 человек: группу 1 составили 30 подростков в возрасте 15-16 лет, из них 15 девочек, 15 мальчиков, учащихся школ г. Костромы; группа 2 включала 30 респондентов юношеского возраста, 19-20 лет, из них 15 юношей, 15 девушек, студентов КГУ им. Н.А. Некрасова.
Условием включения респондентов в выборку было их актуальное состояние влюбленности, что определялось в процессе предварительного интервьюирования с потенциальными участниками исследования.
Методы исследования. Ведущей стратегией исследования являлась идиографическая, отдающая приоритет качественным диагностическим методам, позволяющим отражать феноменологию затрудненного общения влюбленных подростков и юношей в индивидуально-специфичных проявле-
ниях, связанных с субъективными переживаниями, мыслями и психо-эмоциональными состояниями. В методический комплекс вошли опросник межличностных отношений (ОМО) У Шутца (в адаптации А.А. Рукавишникова, 1992), авторская анкета «Коммуникативные трудности в состоянии влюбленности», проективный метод незаконченных предложений, проективный рисунок «Мои трудности в общении с человеком, в которого я влюблен». Статистическая обработка эмпирических данных проводилась с помощью многофункционального критерия Фишера, коэффициента корреляции Спирмена, U-критерия Манна-Уитни (пакет STATISTICA 6.0 for Windows).
Результаты исследования и их обсуждение
Изучая коммуникативные установки и тенденции общения респондентов, было установлено, что в юношеском возрасте чаще возникает потребность контролировать межличностные отношения (U=255; p=0,003), так как юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется повышением уровня контроля, самоконтроля и саморегуляции, однако это нередко сопровождается увеличением коммуникативных трудностей в общении с возлюбленным (r=0,398; p=0,02), снижением коммуникативной активности субъекта (r=-0,422; p=0,02). Причиной является чрезмерная сосредоточенность юношей на принятии решений и ориентация на результативность влияния, в процессе чего их эмоциональная включенность, спонтанность и интенсивность общения с объектом влюбленности снижается («я контролирую каждое слово», «боюсь сказать глупость, обидеть», «думаю о последствиях» и др.). Общение подростков в романтических отношениях более свободно, импульсивно, эмоционально окрашено, однако это связано с трудностями самоконтроля (r=0,325; p=0,02), риском конфликтного взаимодействия в возлюбленными (r=0,412; p=0,01).
В процессе исследования были также выявлены возрастные различия в восприятии возлюбленного в процессе общения, возникающих страхах, способах самовыражения и преодоления коммуникативных трудностей. Оказалось, что у подростков чаще возникают коммуникативные трудности, если их партнер старше по возрасту (U=345; p=0,039), поскольку им кажется что над ними «смеются», «смотрят свысока», «проверяют, на что способны». Подростки стремятся к взрослости, поэтому их тянет к более старшим партнерам, однако разница в возрасте заметно сказывается на характере общения. В юношеском возрасте эта тенденция менее выражена (U=330; p=0,04).
Подростки в общении с романтическим партнером чаще переживают страх показать чувства (ф*=2,355; p=0,008), проявляют замкнутость (ф*=4,005; p=0,00), боятся оставить о себе не-
56
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Jij- 2015, Том 21
гативное впечатление (ф*=1,824; р=0,03). Они стремятся обсуждать проблемы, интересующие партнера (ф*=2,459; р=0,006), при этом им трудно вербализовать собственные мысли и чувства (ф*=2,734; р=0,002). Вероятно, все это происходит из-за низкой самооценки подростков, неопытности в сфере интимно-личностных отношений. Юноши больше боятся невзаимности (ф*=1,328; р=0,093), проявляют чрезмерную эмоциональность, эмпатичность в общении с возлюбленным (ф*=3,516; р=0,000), детально готовятся к общению (ф*=2,459; р=0,006), испытывая при этом недовольство собой (ф*=1,561; р=0,04). Юношам сложнее говорить с партнером о своих индивидуальных особенностях (ф*=3,9; р=0,00), прошлых романтических отношениях (ф*=1,712; р=0,04), интересах (ф*=1,871; р=0,03), и легче обсуждать проблемы партнера (ф*=1,612; р=0,03), фантазировать о будущем (ф*=3,261; р=0,00), так как они настроены на дальнейшее развитие отношений, готовы забыть негативный прошлый опыт общения с возлюбленными (если таковой был).
В непосредственных коммуникациях с возлюбленными проявления подростков весьма противоречивы. С одной стороны, они проявляют зависимость от партнера (ф*=2,437; р=0,006), неуверенный стиль общения (ф*=1,406; р=0,008), отмечают отрицательный эффект от взаимодействия - «плохое настроение», «думаю, что был не прав», «наверное, со мной больше не захочет общаться» (ф*=2,486; р < 0,005), высказывают желание что-либо изменить в своем партнере (ф*=1,623; р=0,05). С другой стороны, подростки могут проявлять самоуверенность (ф*=2,612; р=0,003), доминантность (ф*=2,137; р=0,005), стремление подчинить себе партнера (особенно это свойственнно девочкам). Среди характеристик общения, свойственных влюбленным подросткам, можно отметить спокойствие (и=330; р=0,01), замкнутость (и=390; р=0,04) и уверенность (и=330; р=0,01), что также указывает на противоречивость коммуникативных проявлений. Причем, чем более уверены в себе подростки, тем больше затруднений в общении с возлюбленными они испытывают (г=0,40; р=0,02). Наблюдение показывает, что данные противоречия могут возникать по причине того, что подростки намеренно стараются доминировать, наигранно демонстрировать уверенные модели общения как способ защитного поведения, чувствуя при этом внутреннюю неуверенность, уязвимость и неопытность в интимно-личностных отношениях.
При взаимодействии с возлюбленными у юношей и девушек меняется манера общения, появляются модели ассертивного поведения (ф*=1,928; р=0,02), общение становится дозированным, возникают трудности вступления в контакт (ф*=2,657; р=0,003). После общения юноши чаще погружают-
ся в размышления (ф*=3,261; р=0,000) и склонны к самоосуждению (ф*=3,191; р=0,000). Юноши более рефлексивны, пытаются осознать и исправить собственные ошибки (ф*=2,963; р=0,00), а подростки при анализе коммуникаций занимают позицию избегания (ф*=1,503; р=0,04) или эмоционально переживают наличие трудностей, используя юмор (ф*=1,712; р=0,04). В качестве характеристик своего общения юноши чаще называют вдохновленность (и=330; р=0,03), схожесть с эйфорией (и=330; р =0,01), импульсивность (и=345; р=0,02). Из-за вдохновленного желания проявить себя с лучшей стороны, юноши могут не замечать реальных потребностей возлюбленного или излишне сильно проявлять внимание, быть навязчивым, слишком активно участвовать в его жизни, что, вероятно, вызывает негативные реакции у партнеров. Причиной этому может служить повышенная эмоциональная возбудимость юношей и девушек, чрезмерная чувственность и ранимость, что нередко вызывает трудности в общении с возлюбленными (г=0,327; р=0,04), не отвечающими взаимностью.
Также было установлено, что у влюбленных подростков и юношей коммуникативные трудности могут возникать не только в общении с возлюбленными, но и распространяться на процесс взаимодействия с другими людьми. Так, в состоянии влюбленности у подростков повышается уровень раздражительности (г=0,312; р=0,03) и агрессивности (г=0,397; р=0,02) в общении с родителями, которые «не могут понять искренних чувств» и «всей сложности переживаний» своих детей, «препятствуют любви»; возникают протестные формы поведения в общении с учителями (г=0,401; р=0,02), которые «подавляют личность в присутствии возлюбленного», «смеются над чувствами».
В юношеском возрасте, напротив, в период влюбленности отмечается снижение количества коммуникативных трудностей в общении с родителями (г=-0,423; р=0,02) и друзьями (г=-0,332; р=0,04), так как юноши и девушки становятся более эмпа-тичными, тонко чувствующими, готовыми слушать и понимать партнера, а их действия более осознанны, целенаправленны, контролируемы. Однако повышенная концентрированность на общении с возлюбленным снижает инициативность в общении со сверстниками и взрослыми (ф*=4,148; р=0,00), увеличивает склонность к дистанцированию (ф*=2,668; р=0,003), к стереотипизации комуника-тивных действий (ф*=2,177; р=0,01).
Изучение функционального характера затрудненного общения влюбленных подростков и юношей по рисунку «Мои трудности в общении с человеком, в которого я влюблен» показало его неоднозначную роль в развитии субъекта, в процессах его социализации и индивидуализации. В рисунках респондентов были отражены как
Рисунок 1. Основные типы рисунков, отражающие конструктивный характер затрудненного общения:
1а - действия, направленные на преодоление возникающих трудностей; 1б - процесс размышления, поиска решений; 1в - явления природы, олицетворяющие конструктивное коммуникативное развитие; 1г - динамические образы, символы, отражающие конструктивные новообразования
^ ¿ч. ' Р^
2а 26
п © 1'
2в 2г
(¡1
2д
Рисунок 2. Основные типы рисунков, отражающие деструктивный характер затрудненного общения:
2а - бездействие, уход в Интернет-коммуникации; 2б - негативные последствия затруднений; 2в - явления природы, олицетворяющие деструктивное коммуникативное развитие; 2г - символы деструктивных новообразований; 2д - одиночество
конструктивные потенциалы коммуникативных трудностей (рис. 1), так и деструктивные (рис. 2).
Так, в подростковом возрасте чаще отмечается деструктивный функциональный характер возникающих в общении с возлюбленным коммуникативных трудностей, выражающийся в замкну-
тости (ф*=4,005; р=0,00), зависимости (ф*=2,437; р=0,006), отрицательных изменениях в характере (ф*=2,486; р=0,005), неуверенности (ф*=1,406; р=0,04), избегании проблемы (ф*=1,503; р=0,04), а также ощущении одиночества (75% от общего числа проективных рисунков).
58
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21
В юношеском возрасте возникающие в общении с возлюбленным коммуникативные трудности играют амбивалентный функциональный характер: отмечаются как негативные (36,6% рисунков) -страх невзаимности (ф*=1,328; р=0,03), трудности вступления в контакт (ф*=2,657; р=0,003), отстраненность от окружающих (ф*=2,177; р=0,015); так и позитивные эффекты коммуникативных трудностей (63,4% рисунков) - повышение уровня открытости (ф*=3,837; р=0,00), инициативности (ф*=2,808; р=0,001), поиск решений в ситуациях затрудненного общения (ф*=1,820; р=0,03) и положительные изменения в себе после общения с возлюбленным (ф*=2,18; р =0,01). Это объясняется более развитым самосознанием юношей, по сравнению с подростками, позволяющим размышлять, искать выходы из трудных ситуаций, не фиксироваться на деструктивных последствиях коммуникативных трудностей, а рассматривать их как ресурс саморазвития.
Выводы
Итак, результаты проведенного исследования в целом подтверждают гипотезу о том, что состояние влюбленности является социально-психологическим фактором возникновения специфических коммуникативных трудностей подростков и юношей. Выявленные тенденции позволяют сформулировать несколько общих выводов:
1. Существуют возрастные различия коммуникативных установок, восприятия возлюбленного в процессе общения, коммуникативных страхов, способов самовыражения, стратегий преодоления коммуникативных трудностей у влюбленных подростков и юношей.
2. В подростковом возрасте чаще отмечается деструктивный функциональный характер возникающих коммуникативных трудностей в общении с возлюбленным (замкнутость, зависимость, отрицательные изменения в себе, неуверенность, избегание проблемы, чувство одиночества), хотя у некоторых подростков уже возникает мотивация преодоления трудностей и самосовершенствования в сфере интимно-личностного общения. В юношеском возрасте возникающие в общении с возлюбленным коммуникативные трудности играют амбивалентный функциональный характер: могут наблюдаться как негативные эффекты затрудненного общения - страх невзаимности, трудности вступления в контакт, отстраненность от окружающих, так и позитивные - открытость, инициативность, переживание новых эмоций, саморазвитие, рефлексия коммуникативного опыта.
3. У влюбленных подростков и юношей коммуникативные трудности могут возникать как в общении с возлюбленными, так и распространяться на взаимодействие с другими людьми (родителями, педагогами, сверстниками). Причем,
в подростковом возрасте отмечается ухудшение межличностных отношений, связанное с ожиданием осуждения и непонимания со стороны окружающих, повышением агрессивности и раздражительности влюбленного подростка; в юношеском возрасте - оптимизация межличностных контактов, связанная с развитием эмпатии, самоконтроля, способностью осознавать и целенаправленно преодолевать коммуникативные трудности, управлять своими эмоциями в общении.
Перспективой исследования является определение половых и гендерных различий коммуникативных трудностей, выявление типов затрудненного общения влюбленных подростков и юношей; поиск эффективных методов индивидуальной и групповой психологической помощи, направленной на актуализацию ментальных ресурсов преодоления трудностей общения в период влюбленности.
Библиографический список
1. Алешкин Н.И. Личностные особенности учащихся с трудностями общения: Дис. ... д-ра пси-хол. наук. - СПб., 1997. - 171 с.
2. Екимчик О.А. Психологические аспекты любви у взрослых людей // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2009. - Т. 15. -№ 2. - С. 176-180.
3. Ильин Е.П. Психология любви. - СПб.: Питер, 2012. - 550 с.
4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2011. - 576 с.
5. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 256 с.
6. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: Дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 1991. -358 с.
7. Лабунская В.А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. -Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 342 с.
8. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - Л.: Медицина, 1985. - 416 с.
9. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // На пороге взросления. - М.: МГППУ - 2011. - С. 14-22.
10. Пыжова К.В. Психологические особенности подростков с коммуникативными трудностями в общении: Дис. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 2009. - 215 с.
11. Самохвалова А.Г. Акцентуации характера как фактор затрудненного общения подростков // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Со-циокинетика. - 2013. - Т. 19. - № 4. - С 47-53.
12. Самохвалова А.Г. Влияние неформальных субкультур на характер общения современных
подростков // Ученые записки Орловского государственного университета: Научный журнал. -2014. - № 4 (60). - С. 303-307.
13. Самохвалова А.Г. Коммуникативные свойства темперамента как фактор затрудненного общения подростков // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2013. - Т. 19. -№ 3. - С. 65-69.
14. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: феноменология, факторы возникновения, динамика. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2014. - 358 с.
15. Самохвалова А.Г., Котова И.В. Ошибки материнского воспитания как фактор затрудненного общения ребенка // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20. -№ 3. - С. 66-70.
16. Самохвалова А.Г. Семейная депривация как
фактор затрудненного общения ребенка // Триединство здоровья нации, качества жизни и гармоничного развития общества как основы устойчивого развития России в XXI веке: материалы Между-нар. конгресса, 12-14 сентября, 2014 г / отв. ред. А.Л. Журавлев, Н.П. Фетискин, Т.И. Миронова: в 2 т. Т. 1. - М.; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2014. - С. 385-390.
17. Самохвалова А.Г. Специфика затрудненного общения детей с ограниченными возможностями здоровья // Клиническая и специальная психология. - 2015. - Т. 4. - № 2. - С. 39-53 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/ psyclin/2015/n2/Samohvalova.shtml.
18. Самохвалова А.Г., Кашницкий В.И. Факторы затрудненного общения ребенка // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - 2013. - Т. 19. - № 5. - С. 202-206.
19. Тарасенко М.Л. Трудности межличностного общения студентов с разным уровнем социального интеллекта: Дис. ... канд. психол. наук. - Сургут, 2009. - 154 с.
УДК 159.9:316.6
Мустафина Лилия Шаукатовна
кандидат психологических наук Институт психологии РАН, г. Москва [email protected]
УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМАТИЗАЦИИ У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ: ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОВЕСТИ*
Исследовалась структура (ядро и периферия) социальных представлений пожилых людей о совести в группах с разным уровнем выраженности посттравматического стресса. Результаты выявили разницу как в заполнении анкеты по представлениям о совести, так и в структуре социальных представлений о совести. Так, пожилые люди с признаками ПТС были немногословны, в отличие от группы без признаков ПТС. Более глубокие и зрелые представления о совести наблюдаются в группе пожилых людей без признаков ПТС.
Ключевые слова: совесть, посттравматический стресс, социальные представления, структура социальных представлений, пожилые люди.
Необходимость изучения социальных представлений о нравственных феноменах обусловлена изменениями, происходящими в сознании людей под влиянием социальных, экономических и политических трансформаций в современном обществе. Ситуация экономического кризиса в мире обостряет духовно-нравственные проблемы с одной стороны, и может спровоцировать стрессовое состояние человека, с другой стороны.
Отношение к совести является составной частью нравственных ориентиров личности и во многом определяет нравственную направленность личности и общества. Как отмечает М.И. Волови-кова, исторически сложилось, что в российском менталитете совести принадлежит решающая роль в регуляции отношений между людьми [2]. Исследование особенностей понимания совести
в разных социально-демографических группах открывает новые возможности для прогнозирования процессов, происходящих в нравственной сфере под влиянием психологической травматизации. Наиболее актуальными в настоящее время становятся исследования специфики пожилого возраста, и, в частности, посттравматического стресса у людей пенсионного возраста [1; 8; 11 и др.].
Особенности понимания совести целесообразно изучать с позиции исследования социальных представлений (СП), которые тесно связаны с поведением (лабораторные эксперименты Ж.-К. Абрика, Ж. Кодола, К. Фламана и др.). Теория социальных представлений, разработанная С. Московичи, предполагает, что социальные представления - это любые формы убеждений, идеологических взглядов, знаний членов социальной группы по отношению к изменяющейся жизни.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (№ проекта 13-06-00537).
60
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21
© Мустафина Л.Ш., 2015