Научная статья на тему 'Креативность как фактор затрудненного общения подростков'

Креативность как фактор затрудненного общения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
857
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / КРЕАТИВНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / ЗАТРУДНЕННОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ / ОПТИМУМ КРЕАТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вишневская Оксана Николаевна

В предлагаемой статье представлены результаты исследования креативности в общении подростков. Проанализированы актуальные, субъективные и объективные коммуникативные трудности подростков в зависимости от уровня развития креативности субъекта общения. Выявлена взаимосвязь уровня креативности и самораскрытия в коммуникации; доказано существование оптимума развития креативности, позволяющего подростку, с одной стороны, предотвращать ситуации затрудненного общения; с другой эффективно преодолевать возникающие коммуникативные затруднения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Креативность как фактор затрудненного общения подростков»

УДК 159.922.8

Вишневская Оксана Николаевна

Аспирант кафедры социальной психологии Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, сherry14.88@mail.ru, Кострома

креативность как фактор затрудненного общения подростков*

Аннотация. В предлагаемой статье представлены результаты исследования креативности в общении подростков. Проанализированы актуальные, субъективные и объективные коммуникативные трудности подростков в зависимости от уровня развития креативности субъекта общения. Выявлена взаимосвязь уровня креативности и самораскрытия в коммуникации; доказано существование оптимума развития креативности, позволяющего подростку, с одной стороны, предотвращать ситуации затрудненного общения; с другой - эффективно преодолевать возникающие коммуникативные затруднения.

Ключевые слова: подростковый возраст, креативность, коммуникативная креативность, затрудненное общение, коммуникативные трудности, оптимум креативности.

Vishnevskaya Oksana Nikolaevna

Postgraduate Student of the Depatment Nekrasov Kostroma State University, сherry14.88@ mail.ru, Kostroma

creativity as a factor of difficulty of hampered communication in teenagers**

Abstract. The article presents the results of a study of the role of communicative creativity in the process of hampered communication between teenagers. Describes typical subjective and objective difficulties of teenagers in interpersonal communication, depending on the level of development of communicative creativity of the subject of communication. It is revealed that there is an optimal development of communicative creativity, which allows a teenager, on the one hand, preventing situations of hampered communication; on the other hand, effectively dealing with emerging communication complications.

Keywords: teenage, creativity, communicative creativity, difficulty communicating, communication difficulties, the optimum creativity.

Подростковый возраст является одним из важнейших этапов становления ребенка в качестве субъекта взаимодействия и общения (Л. С. Выготский, Т. В. Драгунова, М. Кле, В. С. Мухина, Ж. Пиаже, К. Н. Поливанова, А. М. Прихожан, !Ь А. Регуш, Д. И. Фельдштейн, В. Э. Чудновский, Д. Б. Эльконин и др.). По мнению В. С. Мухиной, в этом возрасте подростки «проходят особую школу социальных отношений» [2, с. 85]. В общении подростки формируют новые тесные эмоциональные привязанности, учатся проявлению новых эмоций и чувств. Таким образом, общение в подростковом возрасте играет определяющую

роль в социализации, поскольку через него подросток усваивает основные моральные и нравственные нормы, роли, получает статус, учится выстраивать межличностное взаимодействие, понимать и учитывать позицию других людей [3, с. 22].

Изучением подросткового общения и коммуникативных трудностей занимались многие отечественные (А. А. Бодалев, Р. М. Грановская, И. С. Кон, Л. Ф. Обухова, К. Н. Поливанова, Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан, А. Г. Самохвалова, Д. И. Фельдштейн и др.) и зарубежные авторы (L. J. Harrison, S. McLeod, L. McAllister, R.J. Fourie и др.).

В работах А. Г. Самохваловой подростко-

* Исследование выполнено при поддержке РГНФ. Проект № 13-16-44001а (р)

** The study was supported by the Russian Foundation for the Humanities. Project No. 13-16-a (R)

вый возраст описывается как сензитивный для возникновения коммуникативных трудностей [7, с. 231]. Под коммуникативными трудностями мы понимаем различные по силе, функциональной направленности и осознанности объективные или субъективно переживаемые препятствия: затрудняющие эффективное решение коммуникативной задачи; нарушающие внутреннее равновесие ребенка и/или осложняющие интерперсональное взаимодействие в процессе общения; требующие от субъекта усилий, направленных на их преодоление [9, с. 203]. В русле концепции А. Г. Самохваловой мы рассматриваем четыре группы коммуникативных трудностей подростков - базовые, содержательные, инструментальные, рефлексивные [8, с. 182].

При этом круг факторов, влияющих на появление и развитие коммуникативных трудностей в подростковом возрасте, изучаемых в современной психологии, значительно расширяется: особенности темперамента и характера, агрессивность, тревожность, самооценка, интеллектуальные способности (Л. И. Акатов, Ю. Д. Бабаева, Л. Н.Галигузова,Н. Н.Заваденко,Н.С.Лейтес, В. С. Юркевич и др.).

Мы предположили, что одним из факторов, оказывающим влияние на возникновение трудностей в процессе становления подростка в качестве субъекта общения является уровень развития креативности. В этот период на основе «общей креативности» формируется «специализированная креативность»: способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности. Большое внимание исследованию креативности детей школьного возраста уделяется в работах Л. С. Выготского, Л. Б. Ермолаевой-То-миной, В. Н. Дружинина, Дж. Гилфорда, Н. С. Лейтеса, Е. Л. Яковлевой, С. О. Раевского, В. Н. Козленко, А. З. Рахимова, Е. Л. Солдатовой. В большинстве работ подчеркивается положительное влияние креативности на процесс межличностного общения. Креативность рассматривается как поведенческая характеристика, которая выступает средством адаптации и самораскрытия.

С нашей точки зрения, проявление креативности в общении может, с одной сторо-

ны, способствовать самораскрытию подростков в коммуникации и установлению благоприятных межличностных отношений с партнерами по общению, а с другой, - затруднять процесс коммуникации, делая его энергозатратным, спонтанным и хаотичным.

Креативность мы определяем как способность создавать продукт, который обладает новизной и при этом соответствует контексту, в котором он находится (Amabailt, 1996; Barron, 1988; Lubart, 1994; MacKinnon, 1962; Oche, 1990). Проявление креативности личности возможны в любых сферах деятельности, а результат может выражаться в различных ситуациях, средствах, способах деятельности, эмоциях и чувствах человека [10, с. 20].

Особое внимание в своем исследовании мы обращаем на феномен коммуникативной креативности и разделяем позицию А. А. Головановой, подчеркивающей, что это способность личности нестандартно и эффективно создавать новые возможности для решения проблем за счет активизации коммуникативного фактора, способность к открытию принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной коммуникативной задачи [4, с. 12].

Организация исследования. Цель исследования - выявить роль креативности в процессе затрудненного общения подростков. Выборку составили 93 учащихся 7-8 классов в возрасте от 13 до 15 лет, из них 50 девочек, 43 мальчика. В процессе исследования мы использовали следующий диагностический инструментарий: ретроспективный самоотчет о коммуникативных трудностях (модификация методики А. А. Кроника «Линия жизни»), авторскую проективную методику «незаконченные предложения», методику определения уровня креативности (А. И. Се-равин).

Результаты исследования. Наиболее актуальными в данном возрасте оказались следующие коммуникативные трудности: базовые - трудности вступления в контакт, построения диалога и трудности, связанные с неуверенностью в себе; содержательные - преобладание импульсивных действий над произвольными, трудности перестройки своего поведения в различных ситуациях, четкого выражения своих мыслей, трудности в выборе оптимальной мо-

дели взаимодействия с партнером по общению, трудности планирования, связанные с непоследовательностью коммуникативных действий; инструментальные - трудности, связанные с неумением занять ведущую позицию в общении, трудности использования собственных коммуникативных средств общения - мимики, жестов, трудности, связанные с неумением использовать в своей речи выразительные, образные, яркие средства, с неумением сдерживать чрезмерно бурные эмоции и трудности в формулировке адекватной обратной связи собеседнику; рефлексивные - трудности самоанализа, оценки последствий собственных коммуникативных действий и анализа собственных чувств, возникших в процессе общения.

На основе анализа мы выявили рейтинг трудностей, испытываемых подростками в общении со сверстниками и с взрослыми людьми. Наиболее актуальными трудностями в общении со сверстниками являются трудности, связанные со стеснением и волнением в присутствии малознакомых или незнакомых людей (93%) («в новой компании я стесняюсь со всеми разговаривать», «часто появляется волнение, когда знакомлюсь с новыми людьми», «мне бывает трудно найти общий язык с незнакомыми людьми»), трудности, возникающие при общении с противоположным полом (78%) («трудно общаться с мальчиками, потому что они не хотят со мной общаться», «трудно познакомится с человеком противоположного пола», «трудно первым подойти к понравившейся девушке и заговорить»).

Возникают трудности, связанные с неумением устанавливать контакт и вести диалог (76%) («мне бывает трудно найти общий язык», «трудно подобрать правильную фразу»), трудности содержательного характера («трудности речи», «трудно подобрать слова», «стесняюсь при разговоре», «мне бывает трудно из-за моей дикции и стеснительности выговорить слова», «стесняюсь, бывает из-за этого, не могу выговорить слово»).

Очень часто свои трудности, испытуемые связывают с другими людьми, которые вызывают раздражение у собеседника (53%) («трудно общаться, потому что меня все раздражают!! Особенно...», «некоторые сверстники меня раздражают», «трудности в другом человеке»). При этом в большинстве

случаев раздражение возникает из-за непонимания между собеседниками («трудно некоторых понять», «иногда друг или подруга меня раздражают, потому, что не слышат меня или неправильно понимают мои слова», «не могу некоторых понять, некоторые раздражают, и я с такими не могу общаться»).

Как отмечают сами испытуемые - «со взрослыми бывает труднее, чем со сверстниками». Основные затруднения, с которыми подростки сталкиваются при общении с взрослыми связаны с непониманием (97%) («трудности в понимании с мамой», «иногда мы ругаемся, меня не понимают родители», «трудно найти общий язык с родителями -мы как-будто с разных планет», «я знаю, что они меня не поймут!»), с раздражением, которое вызывают отдельные взрослые («Бесят некоторые взрослые, особенно (перечисление учителей)», «Бесят все! Иногда так хочется сказать, что они меня ОЧЕНЬ раздражают!»).

Наиболее эмоционально ярко переживаются трудности, связанные с неумением справиться с тревогой, вызванной тем, что взрослые повышают голос и переходят на крик (47%) («Мне бывает трудно, когда они кричат», «когда меня ругают я теряюсь», «когда на меня мама орет, мне кажется, что весь мир рушится», «я боюсь, когда взрослые на меня орут», «трудно общаться с человеком взрослее меня, т.к. он грубо разговаривает»).

Актуальны и трудности в установлении контакта и поддержании диалога (65%) («трудно справиться со стеснением», «кого-нибудь из незнакомых спросить что-то», «когда нужно спросить что-то у незнакомого человека, трудно сформулировать свою мысль», «очень стесняюсь спросить что-либо у взрослых»).

При общении с взрослыми людьми причины затруднений респонденты отмечают и в самих себе (10%) («трудно общаться, когда плохое настроение», «я люблю поскандалить», «язык мой - враг мой»).

Подростки, входящие в рассматриваемую выборку, различаются также и по уровню развития креативности: 40% выборки составили респонденты с высоким уровнем, 25% со средним и 35 % с низким уровнем креативности. Стоит отметить, что подростки с разным уровнем развития креативности

Рисунок - Коммуникативныетрудностиподростков сразным уровнем развитиякреативности

отмечают у себя коммуникативные трудности всех групп (Рисунок).

При помощи коэффициента ранговой корреиции Сшфмена были выывненысмец-ифические взаимосвязи уровня креативности скоммунииативными фудноттями подростков. Чем ниже уровень креативности, темНдлее вьфыены у подролтиов шЫлыс сивные трудности (г=-0,36, при р=0,0005), что зифудняет анаимз собствынндй лимму-никативной деятельности. Трудности в ов-лааении спосоДиои о гфиемоги сисоадали-за затрудняют развитие коммуникативного м сиоеленческлгь а-деимна с^усбще-ния. Также для подростков с выраженным низким уровнем креативности характерно преобладание содержательных трудностей в общении (г=-0,41, при р=0,000), которые мешают успешному построению коммуникативных программ, необходимых подростку для достижения поставленных целей. Наиболее актуальные трудности связанны с недостатком коммуникативных знаний, с затруднениями в процессе прогнозирования коммуникативных задач.

Для подростков с высоким уровнем развития креативности наиболее присущи базовые трудности (г=0,51 при р=0,000), определяющие общую направленность и мотивацию коммуникативных действий. Наиболее актуальные - трудности вступления в контакт, доверия, построения диалога и трудности, связанные с неуверенностью в себе. Также в данной группе подростки отмечают наличие инструментальных трудностей, а именно трудностей при построении диалога, связанных с неспособно-

стью занять ведущую позицию в общении, трудности использования собственных коммуникативных средств общения - мимики, жесмов.

Для респондентов со средним уровнем шреитввннсти то1жс бовее придущи унв-вые трудности (трудности эмпатии, доверии, друьности, свянанные т ньф-еьадтой самооценкой, как правило, заниженной стяшструментального компонента, проявляющихся в вербальных туьдномглх: делшешоилсдиуьзьвать в дичи выразительные, образные и яркие средства и же сты. Жнибоиее жту алишые емсИс.ыдиел ъ-ные трудности, связаны с затруднениями в процессе прогнозирования и планирования решения коммуникативных задач.

На основании регрессионного анализа было выявлено влияние уровня развития креативности на возникновение базовых коммуникативных трудностей (В=0,5, при р=0,000). Возможно, излишний креативный подход в общении затрудняет восприятие подростком себя как субъекта эффективного общения.

Регрессионный коэффицент для содержательных (В=-0,50, при р=0,000) и рефлексивных (В=-0,41, при р=,0001) трудностей отрицательный, т.е. чем ниже уровень развития креативности, тем больше трудностей будет испытывать подросток на содержательном и рефлексивном уровнях.

На основании анализа данных, полученных с помощью ретроспективного самоотчета и методики незаконченных предложений, мы выделили характерные субъективные и объективные трудности, испытываемые

_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_

Таблица - Типичные коммуникативные трудности подростков в межличностном общении в зависимости от уровня развития креативности

£ ¡3 § I Объективные трудности

Субъективные трудности

и Невербальные Вербальные

Базовый компонент Позы Содержательность

- Неадекватная самооценка, - Закрытые позы, речи

- Испытываемое чувство неуверенности, - Преобладание поз не- - Трудности в фор-

- Испытываемые чувства обиды, гнева в ситуа- уверенности или наоборот мулировке отдель-

циях несправедливости, поз, демонстрирующих ных предложений

- Отказ от собственных интересов в процессе доминирование - Использование

межличностного взаимодействия, стремление - Подросток пытается за- длинных запутан-

к одиночеству, нимать как можно меньше ных предложений

- Тяготение к независимости, места в пространстве. Логичность речи

- Стремление общаться с взрослыми «на Жесты - Несоблюдение

равных». - Интенсивная жестику- внутренней логики

- Высокая впечатлительность, ляция, беседы,

- Повышенная эмоциональная зависимость от - Использование жестов- - Потеря первона-

партнеров по общению защиты, чального объекта

К Содержательный компонент Прикосновения обсуждения.

И о - Трудности самоконтроля: преобладание им- - Слишком частые при- Выразительность

га пульсивных действий над произвольными, косновения - Излишняя эмоц.

- Трудности в оперировании собственными - Нетерпимость к прикос- окраска.

знаниями новениям даже близких Богатство речи

Инструментальный компонент людей - Экономия языко-

- Трудности, связанные с характеристиками Лицевые экспрессии вых средств.

голоса: чрезмерная тихая речь, быстрая речь, -Слабо контролируемая Ясность речи

- Неумение владения собственным голосом, мимика, - Использование

- Неумение адекватно использовать невербаль- Особенности речи: большого коли-

ные средства общения: мимику и жесты, - Дрожь в голосе, чества сложных

- Неспособность занять ведущую позицию в - Длинные паузы, терминов

общении - Быстрая торопливая - Стремление

Рефлексивный компонент речь, исправить произ-

- Трудности самовыражения. - Повышающаяся ин- ношение отдельных

- Трудности анализа собственных чувств, воз- тонация голоса в конце слов у партнера по

никших в процессе общения. предложений. общению

Базовый компонент Организация простран- Правильность речи

- Трудности в эмпатии - сложность понимания ства ком. проц. - Затрудняется вы-

внутреннего состояния другого человека, - Нарушение личного про- ражать мысли,

- Трудности, связанные с эгоцентризмом - не- странства собеседника - Использование

способность принять человека таким, какой он Позы слов -паразитов.

есть, нежелание согласовывать собственные - Позы доминирования, Содержательность

коммуникативные действия с потребностями - Нависание над партне- - Трудности в фор-

партнеров и требованиями коммуникативной ром. мулировке отдель-

ситуации - Применение агрессив- ных предложений.

Содержательный компонент ных действий в отноше- Логичность

к и СП К - Трудности, связанные с недостатком комму- нии с собеседником. -Отдельные вы-

никативных знаний, Визуальное общение сказывание в едином

- Трудности прогнозирования, - «Колючий» взгляд, контексте отличают-

К - Трудности самоконтроля - преобладание направленный прямо на ся противоречиво-

импульсивных действий над произвольными. собеседника. стью,

Операциональный компонент Лицевые экспрессии - Несоблюдение

- Вербальные трудности - неумение грамотно, - Бедная мимика, отсут- внутренней логики

точно, ясно выражать свои мысли ствие улыбки беседы.

Рефлексивный компонент Окраска голоса Выразительность

- Трудности самоизменения - неспособность - Отрывистая рубленая - Отсутствие эмоц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

изменять собственные формы межличностного речь окраски текста

взаимодействия - Повышенный тон голоса Богатство речи - Скудность словарного запаса

подростками и проявляющиеся в процессе взаимодействия с другими собеседниками в зависимости от уровня развития креативности субъекта общения (Таблица).

Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать вывод о том, что высокий уровень креативности не является гарантией эффективного общения в подростковом возрасте. Повышение креативности до определенного оптимального уровня способствует незатрудненному общению, однако дальнейшее повышение креативности приводит к нарушению контактов с другими людьми, и нарастанию коммуникативных трудностей.

Таким образом, существует некий оптимум развития креативности в подростковом возрасте, который позволяет подростку, с одной стороны, предотвращать ситуации затрудненного общения, с другой стороны, эффективно преодолевать возникающие коммуникативные трудности.

Важно подчеркнуть, что подростки с оптимальным уровнем развития креативности также испытывают субъективные трудности в общении, но в отличие от подростков других групп, степень их эмоционального переживания невысока. В данном случае уровень развития креативности подростка выступает как ресурс, способствующий более глубокому осознанию и управлению своим коммуникативным арсеналом в процессе межличностного общения.

Библиографический список

1. Вишневская О. Н. Коммуникативные трудности субъекта общения: возрастная динамика и закономерности // Приоритетные научные на-

правления: от теории к практике: сборник материалов VI Междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2013 - C. 31-37.

2. Вишневская О. Н. Подросток как «трудный» партнер в общении // Современная психология: теория и практика: материалы X междунар. науч.-практ. конф. - М.: Изд-во «Спецкнига», 2013. - С. 33-38.

3. Вишневская О. Н. Специфика социальной перцепции подростка в ситуациях затрудненного общения // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2013. - Т. 19 -№ 2. - С. 22-25.

4. Голованова А. А. Коммуникативная креативность субъекта как фактор эффективности группового решения задач: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2003. - 24 с.

5. Голованова А. А. Общение как творчество и креативность в общении // Вопросы социальной психологии. Вып.1(6): Сб. науч. трудов. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2004. - С. 177-196.

6. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. -4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1999. - 456 с.

7. Самохвалова А. Г. Динамика затрудненного общения в детстве: результаты лонгитюдного исследования // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 2. - Том II. - С. 228-234.

8. Самохвалова А. Г. Психология затрудненного общения ребенка. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - 418 с.

9. Самохвалова А. Г., Кашницкий В. И. Факторы затрудненного общения ребенка // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова: Основной выпуск. -2013. - № 5. - С. 202-206.

10. Lubart T., Mouchiroud C., Tordjman S., Zenasni F. Psychologie de la créativité. - Paris: armand Colin, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.