УДК 159.922.8
Вишневская Оксана Николаевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ ПОДРОСТКА В СИТУАЦИЯХ ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ*
В предлагаемой статье рассматривается феномен социальной перцепции подростка. Выявлены основные вариативные модели социальной перцепции подростков в ситуациях затрудненного общения.
Ключевые слова: социальная перцепция, затрудненное общение, коммуникативные трудности.
Для успешной адаптации в современном обществе важнейшими качествами являются способность к установлению социальных контактов, адекватное восприятие и понимание партнеров по общению, владение способами самовыражения, облегчающими понимание со стороны окружающих, т.е. сфера социально-перцептивной компетентности.
Особенности развития социальной перцепции на разных этапах онтогенеза раскрыты в исследованиях Н.И. Бабич, А.А. Бодалева, А.С. Золотня-ковой, С.В. Кондратьевой, В.Н. Куницыной, В.А. Лабунской, Р.А Максимовой, В.Н. Панферова, Л.П. Хохловой, A.M. Щетининой и др.
Разделяя позицию Г.М. Андреевой, в своем исследовании под социальной перцепцией в ситуации общения мы понимаем образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира [1, с. 77].
Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий. А.А. Бодалев в качестве синонима понятия социальная перцепция использует выражение «познание другого человека» [2, с. 7].
На формирование человека как субъекта межличностного познания и самопознания оказывает влияние большое число факторов: значение опыта непосредственного общения (А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев, A.M. Прихожан, А.Н. Сухов Н.Н. Толстых и др.), влияние комплекса индивидуально-личностных свойств (А.Т. Губко, В.А Лабунская, И.П. Шкуратова, А.Л. Южанинова и др.), положение в системе межличностных отношений (М.Ю. Кондратьев, Н.Ф. Федотова, Е.В. Цуканова) и др. Немаловажное значение имеют также характеристики ситуации общения, особенности процесса взаимодействия, контекст, коммуникативные трудности, возникающие у участников. Характер испытываемых затруднений оказывает влияние не только на процесс и результат социальной перцепции, но и на развитие личности в целом.
Коммуникативные трудности понимаются нами как различной силы и степени выраженнос-
ти объективные или субъективно переживаемые препятствия коммуникации, нарушающие внутреннее равновесие субъекта общения; усложняющие межличностные отношения; требующие от ребенка внутренних усилий, направленных на их преодоление [8].
Как показывают результаты ретроспективных самоотчетов, направленных на выявление коммуникативных трудностей человека на разных этапах онтогенеза, осознание собственных трудностей общения, происходит примерно с 9-12-летнего возраста. Именно в это время общение со сверстниками начинает выступать как ведущий тип деятельности у подростков. В этот момент ребенок и осознает, что в его коммуникативном поведении есть несовершенства, что отдельные коммуникативноличностные характеристики затрудняют процесс общения со сверстниками. На этом возрастном этапе субъективно переживаются трудности вступления в контакт, трудности, связанные с застенчивостью, робостью, ревностью, трудности самовыражения.
При этом от степени эффективности общения в данный период зависит место ребенка в системе отношений. Актуальность исследования обусловливает и тот факт, что подростковый возраст является сензитивным периодом для становления социально-перцептивной компетентности, когда деятельность общения, познания окружающих выступает в роли ведущей, определяющей весь ход личностного развития человека (Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, Д.Б. Эльконин, А.В. Мудрик и др.).
Поскольку установлено, что с одной стороны подростковый возраст является наиболее активным периодом в развитии способности к адекватному восприятию, пониманию других людей и самопознанию, а с другой характеризуется возникновением разнообразных коммуникативных трудностей, мы решили выявить и описать специфику социальной перцепции подростков в ситуациях затрудненного общения.
В исследовании приняло участие 93 учащихся 9-10 классов образовательных учреждений города Г алича Костромской области.
С целью решения поставленных задач был сформирован методический комплекс. Для изуче-
* Исследование выполнено при поддержке РГНФ. Проект № 13-16-44001.
22
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
© Вишневская О.Н., 2013
ния уровня креативности личности и особенностей развития структуры креативных способностей мы использовали: методику определения уровня креативности (А.И. Серавин); для анализа отдельных свойств личности, оказывающих влияние на характер складывающихся между людьми отношений, были использованы: «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эпштейна, методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности, настроения (САН), которая позволила не только выявить степень выраженности той или иной характеристики состояния подростка, но и провести сравнительный анализ с результатами оценки партнеров по общению. Важное значение имел метод ретроспективного самоотчета, целью которого стало определение характера затрудненного общения у субъекта на протяжении жизненного пути. Использование данного метода имело не только диагностическую направленность, но и развивающую, позволяя подростку осознать закономерности развития собственного коммуникативного потенциала. Также в процессе исследования использовался метод экспериментальных коммуникативных проб, целью которых было определение стратегий поведения подростка в ситуациях затрудненного общения со сверстниками и взрослыми. После проведения коммуникативных проб с испытуемыми проводилось интервьюирование с целью анализа особенностей протекания процесса межличностной перцепции во время участия в пробах. С одной стороны, мы просили подростка оценить себя как «трудного» или «легкого» коммуникатора; с другой стороны, просили партнеров подростка оценить его коммуникативные действия.
Выяснилось, что самооценка и внешняя оценка подростка как «трудного» или «легкого» коммуникативного партнера не всегда совпадают. Анализ полученных данных позволил выявить вариативные модели социальной перцепции подростков в ситуациях затрудненного общения.
Модель 1. «Трудный партнер» (самооценка) -«легкий партнер» (внешняя оценка). В первую группу входят подростки с высоким уровнем креативности, эмпатии, у них высокий уровень любознательности, высокая степень сосредоточенности. Они амбициозны и стремятся к независимости. Но при этом они недостаточно уверены в себе и считают, что затрудняют процесс взаимодействия для партнера.
Подростки данной группы в ретроспективном самоотчете отмечают у себя ряд актуальных базовых коммуникативных трудностей: заниженная самооценка, ранимость, сложности в установлении контактов, трудности, связанные с испытываемыми чувствами застенчивости, робости, неуверенности в себе; и операциональных трудностей: трудностей в построении диалога, неспособностью занять ведущую позицию в общении, неумением давать собеседнику адекватную обратную связь.
В процессе коммуникативных проб можно выделить следующие невербальные трудности: преобладание поз неуверенности в процессе диалога, использование жестов защиты, попытка занимать как можно меньше места в пространстве, быстрая торопливая речь и повышающаяся интонация голоса в конце предложений во время диалога с партнером по общению. Также были отмечены объективные вербальные трудности: нередко использование длинных запутанных предложений, несоблюдение внутренней логики беседы, потеря первоначального объекта обсуждения.
Однако партнеры по общению подростков первой группы не обнаруживают у них коммуникативных затруднений, общение с ними характеризуется как оптимальное и эффективное, приводящее к желаемому результату. По мнению сверстников, подростки данной группы хорошие друзья и собеседники, «с ними всегда можно найти общий язык», «они способны понять и принять другого таким, какой он есть». В процессе общения такие подростки достаточно активные и деятельные, общительные и стремящиеся к установлению контакта с партнером. Как правило, они используют диалогичные формы общения.
Подростки часто сами выражают свое отношение к происходящим событиям, сообщают о собственном состоянии и эмоциях. В процессе беседы они проявляют заинтересованность в собеседнике, интересуются их мнением, проявляют терпимость к выражению эмоций со стороны партнера. Стараются учитывать их индивидуальные особенности, возрастные характеристики и социальный статус. Проявляют обширный репертуар поведенческих реакций.
Но сами подростки, как было отмечено выше, оценивают себя как недостаточно уверенных в себе, зависимых и, как правило, нерешительных. Возможно, это объясняется тем, что они критически относятся к себе и иногда неудовлетворенны собственным поведением. Однако, как показывают коммуникативные пробы, в процессе общения данные подростки устанавливают оптимальный уровень контакта с партнером по общению и открыты для обратной связи.
Таким образом, открытость таких подростков, с одной стороны, и способность улавливать, учитывать состояния партнера по общению, с другой, помогает им легко устанавливать контактные отношения, создают у собеседника переживание доверительности и комфортности. Однако, собственные ощущения подростков от процесса общения, как правило, носят негативный оттенок, они часто неудовлетворенны тем поведением, которое они демонстрировали в беседе. Большая часть подростков отмечают достаточно долгий этап «самокопания», особенно после разговоров со значимыми людьми, подчеркивают «ощущение внутренней
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 2
23
пустоты», которое необходимо заполнить. При этом они отмечают повышение потребности в избирательном общении и склонности к уединению.
Подростки данной группы в большей степени, чем другие, стремятся быть независимыми и совсем не возражают против того, чтобы побыть иногда в одиночестве для того, чтобы подумать. Для них одиночество и свобода - это ресурс, необходимый для «восстановления душевного равновесия».
Модель 2. «Трудный партнер» (самооценка) -«трудный партнер» (внешняя оценка). Подростки, отнесенные к данной группе, с одной стороны, достаточно уверены в себе в процессе общения, а с другой подвержены влиянию внешних обстоятельств. Они обладают высокой степенью активности и общительности, достаточно легко устанавливают контакт, но совершенно не стремятся к получению обратной связи.
Они обладают высоким уровнем амбициозности, высокой степенью сосредоточенности. Но при этом они непостоянны и неуверенны в себе. Важно также отметить, что, несмотря на внешнюю отстраненность и отсутствие близких контактов, они совсем не стремятся быть независимыми и нуждаются в близком общении. Среди своих трудностей они отмечают собственную нереализованность и страх показаться в процессе общения глупыми и смешными.
Для подростков данной группы характерно преобладание рефлексивных трудностей, что затрудняет анализ собственной коммуникативной деятельности. Трудности в овладении способами и приемами самоанализа затрудняют развитие коммуникативного и поведенческого арсенала субъекта общения. Основные рефлексивные трудности, испытываемые подростками данной группы, следующие: трудности самоанализа собственных чувств, возникающих в процессе общения; трудности самовыражения и выбора успешных и неуспешных коммуникативных приемов в общении, использование коммуникативных штампов и стереотипов; трудности самоизменения - страх использования новых вариантов общения.
Также для них характерны содержательные трудности в общении, которые мешают успешному построению коммуникативных программ необходимых для достижения поставленных целей. Наиболее актуальны трудности, связанные с недостатком коммуникативных знаний.
С точки зрения партнеров по общению подростки данной группы слишком заняты реализацией своих целей, демонстрацией собственных состояний, отношений и претензий. Они демонстрируют себя «носителем истины». Собеседники подчеркивают их эгоизм, заносчивость, капризность и излишнюю эмоциональность.
Возможно, это связано с тем, что в процессе общения подростки данной группы увлекаются про-
цессом «контакта» и возможностью собственной самопрезентации, и часто не замечают состояний партнера по общению, реакций собеседника на собственное поведение, перестают реагировать на процесс «обратной связи», что способствует возникновению конфликтных ситуаций, непонимания, отдаления.
Модель 3. «Легкий партнер» (самооценка) -«трудный партнер» (внешняя оценка). Подростки, включенные в эту группу, воспринимают себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, и в определенном смысле удовлетворены собой. С точки зрения самовосприятия, они уверенны в себе, независимы, склонны рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Оценивают себя как активных, импульсивных, открытых для общения. В ретроспективном самоотчете они не указывают актуальных трудностей и склонны винить собеседника в неэффективности общения.
В процессе коммуникативных проб подростки этой группы демонстрируют следующие инструментальные коммуникативные трудности, проявляющиеся на вербальном уровне: неумение использовать в речи выразительные, образные и яркие средства, затруднения в формулировке отдельных предложений, несоблюдение внутренней логики беседы и скудность словарного запаса; а также на невербальном - неумение адекватно использовать в коммуникации невербальные средства общения (мимику, жесты), скудность невербальных проявлений и неспособность «считывать» информацию с невербального поведения партнера по общению.
Наиболее актуальные содержательные трудности: недостаток коммуникативных знаний и трудности самоконтроля - преобладание импульсивных действий над произвольными.
На рефлексивном уровне отмечаются трудности самоизменения - неспособность изменять собственные формы межличностного взаимодействия.
С точки зрения партнеров по общению подростки, относящиеся к данной группе, не вызывают чувство симпатии, демонстрируют отношения доминирования, проявляют низкую степень активности и общительности. Партнеры по общению признают подростков данной группы безусловными лидерами в неофициальных группах. Но их лидерство «держится на физической силе» (когда лидером выступает молодой человек) и «использовании эффектной внешности» (когда лидером является девушка). Отмечают, что «такие люди нередко используют других в реализации собственных целей». Таким образом, в оценке коммуникативных качеств партнерами по общению и самооценке подростков в данной ситуации затрудненного общения наблюдается большой разрыв.
Следовательно, мы можем отметить, что существуют различия в восприятии подростками себя
24
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
и внешней оценкой подростка как «трудного» или «легкого» партнера в процессе общения.
Результаты показывают, что оценки совпадают лишь в том случае, когда оба партнера понимают, что общение носит затрудненный характер, что подросток выступает в качестве «трудного партнера», который не достигает поставленных целей в процессе взаимодействия. Осознание же себя в качестве «легкого партнера» не всегда совпадает с оценкой других подростков, нередко восприятие себя как субъекта незатрудненного общения не соответствует действительности. При этом и восприятие себя как «трудного партнера» по общению не совпадает с оценкой собеседника. Осознавая себя субъектом затрудненного общения, подросток в реальном общении не всегда является «трудным партнером» и может устанавливать оптимальный контакт с собеседником.
Таким образом, мы можем отметить, что в ситуации затрудненного общения актуализируются как субъективные характеристики затрудненности общения, вызывая негативные эмоциональные переживания у подростка (нерешительность, страхи, неверие в собственные силы и т.д.), так и объективные характеристики, затрудняющие процесс межличностного взаимодействия, нарушающие доверие, гармонию коммуникации, обусловливающие деструктивный стиль влияния подростка на своих партнеров. Соотношение субъективных и объективных показателей затрудненности создает индивидуально-специфический рисунок соци-
альной перцепции в ситуации затрудненного общения подростков, что, несомненно, сказывается на эффективности и энергозатратности коммуникативной деятельности.
Библиографический список
1. Адреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001.
2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Наука, 1982.
3. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1979.
4. Коновалова М.Д. Развитие социально-перцептивной компетентности подростков с нарушением зрения: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005.
5. Лабунская В.А. Менджерицкая ЮА., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. - М.: Академия, 2001.
6. Общение и формирование личности школьника: Опыт экспериментального и психологического исследования / под ред. А.А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. - М.: Педагогика, 1987.
7. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: Учеб.-метод. пособие. - СПб.: Речь, 2011.
8. Самохвалова А.Г. Психология детского затрудненного общения: онтогенетический аспект // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - 2011. - Т. 17. - № 56. - С. 221-227.
УДК 159.923.32 (045)
Калиненко Андрей Анатольевич
Удмуртский государственный университет [email protected]
ЖИЗНЕННЫЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В СВЯЗИ С ИХ РЕЛИГИОЗНЫМИ ПРЕДПОЧТЕНИЯМИ
В работе анализируются результаты эмпирических исследований жизненных предназначений и смысложизненных ориентаций осужденных, находящихся в пенитенциарных учреждениях, в связи с их религиозными предпочтениями. Рассматривается один из аспектов осуществления психологического сопровождения осужденных в условиях лишения свободы, обеспечения превентивных мер по предупреждению рецидивной преступности и успешности ресоциализации освободившихся в пенитенциарных и постпенитенциарных реабилитационных учреждениях.
Ключевые слова: жизненные предназначения и намерения, смысложизненные ориентации, религиозные предпочтения, социальная депривация.
Нахождение осужденных в условиях длительной социальной депривации приводит к дезорганизации их ценностносмысловой сферы, что по выходе из пенитенциарных учреждений может способствовать повторному совершению преступлений, приводящих к обострению социальной напряженности [7]. Одним из способов совладания с трудностями, вызванными повышенным психологическим напряжением, конфликтностью и тревожностью в местах лишения
свободы в условиях длительной социальной депривации, становится построение осужденными жизненной стратегии, основу которой составляют жизненные предназначения, намерения, смысложизненные ориентации.
Жизненные предназначения есть общая жизненная направленность человека, выражающая предрасположенность к определенному типу функционирования, стилю поведения и деятельности, типу отношений к себе, людям, окружающей действи-
© Калиненко А.А., 2013
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
25