к занятиям физической культурой в целом.
Таким образом, занятия самообороной полностью соответствуют задачам физического воспитания студентов высших учебных заведений. Обучение основам самообороны возможно и целесообразно организовывать в качестве отдельного модуля, общего или элективного курсов в рамках программных практических занятий по дисциплине «Физическая культура».
ЛИТЕРАТУРА
1. Годик, М. А. Спортивная метрология / М. А. Годик. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.
2. Образовательные аспекты формы и содержания единоборств в вузе / Лабскир В.М. [и др.] // Проблемы и перспективы развития спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях : 2 междунар. электрон. науч. конф. (7 февр. 2006 г.) : [сб. ст.] / [под ред. проф. Ермакова С.С.] ; Харьков. гос. акад. физ. культуры [и др.]. - Харьков, Белгород, Красноярск, 2006. - С. 137-139.
3. Опейкин, М.В. Физическая подготовка студентов секции каратэ-до // Вестник спортивной науки. - 2006. - № 4. - С. 52-54.
4. Фазлеева, Е.В. Проблемы мотивации физкультурной активности студентов вуза / Е.В. Фазлеева, Н.В. Васенков // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 6. - С. 83-85.
REFERENCES
1. Godik M.A. (1988), Sports Metrology, Physical Culture and Sports, Moscow, Russian Federation.
2. Labskir, V.M., Lyubiev, A.I. and Yushko, A.V. (2006), "The educational aspects of form and content of single combats in high school", Problems and Prospects of Development of Sports and the Single Combats in Higher Education, 2nd International Electronic Conference, Kharkov, 7 February 2006, collection of articles Ermakov, S.S. (Eds), Kharkov, Belgorod, Krasnoyarsk, pp. 137-139.
3. Opeykin, M.V. (2006), "Physical training of students of Karatedo section", Bulletin Sports Sciences, No.4, pp.52-54.
4. Fazleyeva, E.V. & Vasenkov N.V. (2010), "Problems of motivation of physical activity of the university students", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 83-85.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159.9
ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА СТРУКТУРУ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЮНОШЕСТВА И МОЛОДЁЖИ
Вера Петровна Мусина, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
(СПбГИПСР)
Аннотация
Впервые в отечественной психологии и педагогике профессиональная активность изучается системно, что имеет огромное теоретическое и практическое значение. В свете теории В.С.Мерлина в качестве субъекта профессиональной активности рассматривается вся интегральная индивидуальность, а не отдельные её уровни. Эмпирически показана роль профессиональной активности в разноуровневых взаимосвязях структуры интегральной индивидуальности студентов очно-заочной формы обучения. При помощи факторного анализа доказано, что профессиональная активность как внутренняя субъектная
активность выполняет системообразующую роль, опосредуя разноуровневые взаимосвязи структуры интегральной индивидуальности, а также и то, что профессиональная активность гармонизирует структуру интегральной индивидуальности при повышении уровня профессиональной активности. Выявлены возрастные особенности проявления влияния профессиональной активности на структуру интегральной индивидуальности юношества и молодёжи.
Ключевые слова: психологические тесты, профессиональная деятельность, молодежь, профессиональная активность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.03.85.p129-133
INFLUENCE OF THE LEVEL OF PROFESSIONAL ACTIVITY ON THE STRUCTURE OF INTEGRAL INDIVIDUALITY OF YOUTH
Vera Petrovna Musina, the candidate of psychological sciences, senior lecturer,
The St.-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work
Annotation
Professional activity is studied systematically for the first time in the national psychology and pedagogy, which is of great theoretical and practical importance. In light of the V.S. Merlin theory, the whole integral personality is considered as the subject of professional activity, not its individual levels. The role of professional activity in the different levels of structure of integral individuality of full-time students and of correspondence courses has been empirically shown. With the help of factor analysis there have been proved that the professional activity as an internal subjective activity performs system-forming role, mediating multilevel interconnections of structure of integral individuality, as well as the fact that professional activity is harmonizing the structure of integral individuality by increasing the level of professional activity. The age peculiarities of manifestation of the influence of occupational activity on the structure of integral individuality of youth and young adults have been revealed.
Keywords: psychological tests, professional activities, youth, professional activity.
ВВЕДЕНИЕ
В своем исследовании В.С. Мерлин [3] указывает на то, что все практические проблемы оптимизации деятельности человека в обучении, труде, спорте, организации коллектива наиболее успешно разрешаются тогда, когда в качестве субъекта активности рассматривается вся интегральная индивидуальность (ИИ), а не отдельные её уровни. Активность, согласно теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлина, рассматривается как условие и способ существования, самоорганизации, саморазвития индивидуальности. Активности во всех её формах присущи цикличность, повторяемость в развертывании поведения от постановки цели до её воплощения. Активность проявляется в двух состояниях - потенциальном и актуальном. Опираясь на позицию В. А. Петровского о надситуативной активности [4], Л.Ф. Алексеева [1] подчёркивает, что, выступая в соотнесении с деятельностью, активность обнаруживается как динамическое условие её развития.
Предполагается, что в каждой деятельности, в каждом возрастном периоде развития какой-то один или одновременно несколько видов активности в силу большей значимости для развития индивидуальности в данных условиях выступают в качестве ведущей активности, проявляясь при этом как системообразующая (гармонизирующая) функция в структуре интегральной индивидуальности [2]. Так, в возрасте поздней юности и ранней молодости ведущей активностью является профессиональная [5], которая до сих пор не имела целостного системного исследования в отечественной психологии и педагогике. Следуя воззрениям В.С. Мерлина на природу активности, мы определили профессиональную активность как структурно-динамическую систему, характеризующую цикличное развёртывание профессиональной деятельности от замысла, базирующегося на внут-
ренних источниках мотивации и компонентном интеллекте, к результату, при участии динамических и регулятивных компонентов.
Мы предположили, что профессиональная активность (ПА) в качестве внутренней субъектной активности играет системообразующую роль, опосредуя разноуровневые взаимосвязи структуры интегральной индивидуальности юношества и молодёжи, гармонизируя структуру ИИ при повышении уровня их профессиональной активности. Испытуемыми явились студенты очно-заочной формы обучения по специальности «психология» 1 курса (в возрасте поздней юности 17-18 лет, 230 человек) и студенты 6 курса (в возрасте ранней молодости 23-24 года, 216 человек). Эмпирическое исследование происходило как в общих выборках юности и молодости, так и в трёх выборках юношества (по 60 человек в каждой) и в трёх выборках молодёжи (по 56 человек в каждой выборке), различающихся по уровню показателя профессиональной активности (ПА).
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Чтобы определить влияние уровня профессиональной активности на структуру интегральной индивидуальности юношества и молодёжи необходимо на основе корреляционных матриц в трёх выборках с различным общим уровнем ПА обоих изучаемых возрастов построить схемы статистически достоверных взаимосвязей свойств ИИ. Для исследования места и роли ПА в структуре ИИ проводился факторный анализ по методу главных компонент взаимосвязей показателей шкал, суммарного ПА и 27 показателей свойств ИИ. Анализ схем показывает наличие опосредующей роли ПА в структуре ИИ: во всех трёх выборках в обоих возрастах. Количество связей в ранней молодости увеличилось, по сравнению с поздней юностью, что согласуется с исследованиями, проведёнными под руководством В.С. Мерлина [3].
Нами обнаружены общие (универсальные) и особенные (уникальные) проявления взаимосвязей в выборках в обоих возрастах.
Схема общих (универсальных) взаимосвязей в обоих возрастах отражает важную роль в организации ИИ следующих свойств:
- в обоих возрастах на уровне свойств организма в структуре ИИ это все свойства нейро- и психодинамики;
- в обоих возрастах на уровне личности в структуре ИИ в универсальных (общих) связях выделяются социальная смелость (Н), общительность, открытость (А). Но в молодости не обнаруживается экспрессивность, а возникает новое личностное свойство суперэго, ответственность (в);
- в обоих возрастах на уровне личности в структуре ИИ в универсальных связях выделяются общительность, открытость (А), экспрессивность (Б), социальная смелость (Н).
Противоречивых взаимосвязей не обнаружено и поэтому эти взаимосвязи обеспечивают общую гармонию и целостность ИИ. Эти взаимосвязи отображают возрастные особенности юности как процесса самоопределения в качестве аффективного центра социальной ситуации развития: поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации, где ведущей деятельностью является учебнопрофессиональная деятельность. Эти взаимосвязи отображают также возрастные особенности молодости как возраста принятия на себя полноты ответственности, построения стратегии жизни на фоне основных деятельностей как общение и труд.
Нами обнаружены уникальные для каждой из трёх выборок разноуровневые взаимосвязи в структуре ИИ.
В выборке юности с высоким уровнем ПА обнаружено 13 уникальных взаимосвязей. Только в этой выборке уникальные взаимосвязи обнаружены между всеми уровнями ИИ. Данный факт указывает на высокий потенциал развития юности в данной выборке. Социометрический статус в этой выборке, в отличие от других выборок, связан как с
темпераментом, так и с личностью, с интеллектом (В), новаторством (01), с проницательностью (Ы). Только у профессионально высокоактивной юности большую роль среди взаимосвязей имеют факторы тревожности, напряжённости (0) и новаторства (01), интеллекта (В). А также значительный вес имеет и фактор общительности (А). Итак, мы видим, что в этой выборке среди уникальных разноуровневых свойств ИИ выраженные противоречия не обнаружены. У испытуемых этой выборки в молодости количество уникальных связей возросло на 7 (было 13, а стало 20). Так, возникли следующие новые уникальные связи, соединив статус теперь уже и с предметным видом эргичности (Эр), сензитивностью (I), проницательностью (Ы), общительностью (А), экстраверсией (Бу). Кроме того, в центре уникальных связей выборки молодёжи с высоким уровнем ПА возникает новаторство (01) со связями с предметной и социальной эргичностью, чего нет в возрасте поздней юности. В возрасте молодости меньше связей обнаруживает фактор общительности (А) с другими факторами по сравнению с возрастом поздней юности, что объясняется возрастной тенденцией некоторого сокращения части связей общения с целью целенаправленно его сфокусировать в профессиональных интересах [2]. А также выделились в этой выборке молодости по сравнению с юностью такие факторы как социальная смелость (Н) и суперэго, ответственность (в).
В выборке юности со средним уровнем ПА обнаружено 10 уникальных взаимосвязей. В отличие от выборки с высокой профессиональной активностью в выборке со средней активностью среди уникальных связей не обнаруживается связей нейро- и психодинамики. Нервная система и личность в структуре ИИ связаны тремя факторами в данной выборке. Социометрический статус в данной выборке связан со свойствами личности: с общительностью (А) и экспрессивностью (Б). Также примечательно то, что фактор доминантность (Е), связанный с нейро- и психодинамикой, имеет значительный вес в структуре ИИ. В этой выборке по сравнению с выборкой с профессионально высокоактивными испытуемыми появляется связь нейротизма с доминантностью. В возрасте молодости возникает связь фрустрированности с социальной пластичностью, тогда как в возрасте поздней юности фрустрированность была связана только с предметной пластичностью. Таким образом, фрустрированность расширяет свои связи в ИИ выборки студентов со средним уровнем ПА.
Особо необходимо отметить в этой выборке в обоих возрастах представленный большим весом такой фактор как доминантность (Е), связанный с нейро-и психодинамикой. В этой выборке молодёжи уровень нервной системы связан с личностью тремя факторами системе ИИ.
В выборке малоактивных в юности обнаружено 7 уникальных взаимосвязей. Отличие данной выборки у молодёжи от других выборок молодёжи в значительно выраженной роли силы нервной системы. Связь нервной системы с личностью в структуре ИИ у молодёжи с низкой профессиональной активностью осуществляется также четырьмя факторами, как и в возрасте юности. А также в этой выборке изолированы от других уровней ИИ статус. По сравнению с возрастом поздней юности в молодости у испытуемых данной выборки обнаруживается фактор фрустрированности (04). Отличие этой выборки, прежде всего, в значительно большей выраженности роли силы нервной системы, которая взаимосвязана с 4-мя свойствами личности. По всей видимости, профессионально малоактивные юноши и девушки испытывает большее, чем в других выборках, давление наследственно обусловленных признаков в структуре ИИ. Но с другой стороны, нами не обнаружено какого либо своеобразия во взаимосвязях нейро- и психодинамики в этой выборке, также как и в выборке среднеактивной юности. Ещё одно большое отличие данной выборки заключается в том, что в здесь социальный статус не связан с другими уровнями ИИ. Большую роль в структуре ИИ профессионально малоактивной юности играют такие свойства личности как эмоциональная устойчивость (С), поведенческий самоконтроль (03), которые повышаются при снижении проявлений нейротизма. Этот
факт необходимо использовать при разработке коррекционных и развивающих программ с профессионально малоактивной юностью с одной стороны, необходимо снижать проявления нейротизма при использовании целого комплекса психолого-педагогических мер. В выборке молодёжи с низким уровнем ПА, также как и в одноимённой выборке юности, в структуре ИИ большую роль играют следующие свойства личности: эмоциональная устойчивость (С), поведенческий самоконтроль (Q3). Эти свойства увеличиваются в условиях снижения показателей нейротизма и фрустрированности (Q4).
Полученные данные могут быть использованы в психологической практике.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева, Л.Ф. Проблема активности личности в психологии : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 / Алексеева Людмила Фоминична. - Томск, 1997. - 301 c.
2. Вяткин, Б. А. Стили активности как фактор развития интегральной индивидуальности // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения / Пермский гос. пед. ун-т. - Пермь, 1992. - С. 36-55.
3. Мерлин, B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. - М. : Педагогика, 1986. - 256 с.
4. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. - Ростов-на-Дону : Изд-во « Феникс», 1996. - 512 с.
5. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2004. - 349 с.
REFERENCES
1. Alexeyevа, L.F. (1997). Problem of activity in individual psychology: dissertation, Tomsk, Russian Federation.
2. Vyatkin, B.A. (1992), "Styles of activity as a factor in the development of integrated personality", Integral study of individuality: the style of activity and communication, publishing house PSPI, Perm, Russian Federation.
3. Merlin, V.S. (1986), Sketch of the integral research of individuality, Education. Moscow, Russian Federation.
4. Petrovsky, V.A. (1996). Personality psychology: the paradigm of subjectivity, publishing house Phoenix, Rostov-on-Don, Russian Federation.
5. Shapovalenko I.V. (2007), Developmental Psychology, Gardariki, Moscow. Russian Federation.
Контактная информация: [email protected] УДК 796.012
О КИНЕМАТИКЕ СТОПЫ В СПРИНТЕРСКОМ БЕГЕ ПО ПОВОРОТУ
Олег Борисович Немцев, доктор педагогических наук, профессор,
Анатолий Михайлович Доронин, доктор педагогических наук, профессор, Андрей Владимирович Чечин,
Институт физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета,
Майкоп
Аннотация
Целью исследования являлось определение кинематических характеристик стопы и голени в опорный период в спринтерском беге по повороту. В исследовании приняли участие 10 квалифицированных спринтеров. При помощи двумерного видеоанализа фиксировались кинематические характеристики правой и левой стопы и голени в опорный период при пробегании 50 метров по повороту с максимальной скоростью. Было установлено, что квалифицированные спринтеры разворачивают стопу не только левой (внутренней), но и правой (наружной) ноги носком наружу. При