- умения владеть боевыми приемами борьбы;
- эмоциональная устойчивость.
ЛИТЕРАТУРА
1. Приказ Министерства Юстиции РФ 01.12.2003 г. N 305 «Об утверждении наставления по физической подготовке и спорту в службе судебных приставов Министерства Юстиции Российской Федерации» [электронный ресурс] // URL :
http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_89994.html. - Дата обращения 27.05.2012.
REFERENCES
1. Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation of 01.12.2003 of N 305 "About the adoption of manual on physical preparation and sports in service of court enforcement officers of the Ministry of Justice of the Russian Federation", available at: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_89994.html (accessed 27 May 2012)
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.05.2012.
УДК 159.9
ОПРОСНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Вера Петровна Мусина, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
(СПбГИПСР)
Аннотация
Впервые в отечественной психологии представлен психометрический инструментарий для системного изучения профессиональной активности субъекта - «Опросник профессиональной активности», основанный на разработанной и подтверждённой автором гипотетической структуре профессиональной активности. Описаны составляющие его шкалы. Применялись три процедуры для определения надёжности опросника профессиональной активности, и пять процедур для выявления его валидности. В ходе факторного анализа подтверждается его структурная валидность, валидность теоретического конструкта и гипотетической структуры профессиональной активности. Доказано, что показатель профессиональной активности является результатом мотивации осуществления профессиональной деятельности, компонентного интеллекта, динамики и регуляции исполнения замысла в объективных и субъективных результатах. Разработанный опросник позволяет экспериментально исследовать функций профессиональной активности в структуре интегральной индивидуальности.
Ключевые слова: психологические тесты, профессиональная деятельность, профессиональная активность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.05.87.p74-79
CHECKLIST OF PROFESSIONAL ACTIVITY
Vera Petrovna Musina, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, St.-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work
Annotation
For the first time in the national psychology the psychometric tools for systematic study of the professional activity of the subject - "Checklist of professional activity" have been presented, based on the developed and confirmed by author the hypothetical structure of professional activity. We describe the
components of its scale. We used three procedures to determine the reliability of the Checklist of professional activity and five procedures for the identification of its validity. During the factor analysis its structural validity, the validity of the theoretical constructs and hypothetical structures of professional activity have been confirmed. It has been proved that the rate of professional activity is the result of motivation for carrying out the professional activities, component intelligence, dynamics and regulation of the execution of plan in both objective and subjective results. Designed questionnaire allows investigating experimentally the functions of professional activity in the structure of integral individuality.
Keywords: psychological tests, professional activities, professional activity.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время существует острая необходимость в надёжном психометрическом инструментарии для диагностики профессиональной активности (ПА) субъекта, в связи с чем, нами был разработан «Опросник профессиональной активности» (ОПА). Вслед за B.C. Мерлиным [3] мы рассматриваем активность как условие и способ существования, саморазвития индивидуальности, протекающей циклично от замысла к его воплощению. Исходя из этого, мы определяем профессиональную активность как структурно-динамическую систему, характеризующую цикличное развёртывание профессиональной деятельности от замысла, базирующегося на внутренних источниках мотивации и компонентном интеллекте, к результату, при участии динамических и регулятивных компонентов. ОПА в целом соответствует концепции самодетерминации и внутренней мотивации Внутренняя мотивация - это стремление совершать деятельность ради неё самой, ради награды, которая содержится в самой этой деятельности. Внешняя мотивация - конструкт для описания детерминации поведения в ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне Я-личности. В таком случае профессиональная деятельность, например, является средством достижения целей, лежащих вне её самой.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
ОПА разрабатывался нами на протяжении 6 лет на основе предложенной и подтверждённой нами гипотетической структуры ПА [4-6]. Последний вариант опросника содержит 90 пунктов (вопросов), которые позволяют получить 10 первичных шкал, характеризующих компоненты ПА. На основе этих шкал вычисляются 6 суммарных показателей, один из которых - интегральный показатель профессиональной активности. Интегральный показатель ПА образован усреднённой суммой пяти суммарных шкал, являющихся компонентами ПА: энергетического, программирования, динамики, регуляции, результативности. ПА выражает общий показатель профессиональной активности. Каждая из 10 первичных шкал состоит из 9 пунктов (вопросов). Суммарная шкала «Энергетический компонент профессиональной активности» образована следующими первичными шкалами: «Мотивация профессиональной деятельности» (по Земфир-Реан), «Отношение работника к профессиональной деятельности» (по авторской методике). Шкала «Энергетический компонент профессиональной активности» построена на основе понимания энергетического компонента системы по теории А. Гейла. Суммарная шкала «Программирование профессиональной активности» состоит из суммарной шкалы «Компонентный интеллект», образованной первичными шкалами «Интеллект» по КОТ и «Фактор В» (по Кеттеллу), «Компетентость работника» и «Специальные способности работника» (по авторской методике), и также первичной шкалы «Оригинальность» (по Гилфорду). Суммарная шкала «Динамика профессиональной активности» отражает динамику реализации профессиональной активности и является суммой двух первичных шкал - «Общая продуктивность» и «Видоизменение» (по Гилфорду). Суммарная шкала «Регуляция профессиональной активности» образована усреднением первичных шкал «Контроль за действием при реализации профессиональной деятельности», «Контроль за действием при неудачах в профессиональной деятельности», построенных на основе тео-
рии контроля за действием Ю. Куля. Суммарная шкала «Результат профессиональной активности» включает первичную шкалу «Самооценка результата профессиональной деятельности» и «Удовлетворённость результатом профессиональной деятельности» (по авторской методике).
Проверка «Опросника профессиональной активности» проходила в репрезентативной выборке студентов 1-го - 6-го курсов вузов г. Санкт-Петербурга (797 человек) и г. Москвы (307) очно-заочной формы обучения по специальностям «инженер» и «психолог», работающих по профилю специальности. Всего 1104 студента в возрастном диапазоне с 17-18 до 23-24 лет, из них 541 женщина, 563 мужчины. Ответ респондента выражал их согласие или несогласие с суждениями по пунктам. Оценки по каждой первичной шкале располагаются в диапазоне от минимального показателя 0-1 балла до 9-ти баллов. Дескриптивные статистики свидетельствуют о близком к нормальному распределению по шкалам.
При определении надёжности по внутренней согласованности (одномоментная надёжность) ОПА при помощи коэффициентов альфа Кронбаха данные указывают на достаточно высокую однородность пунктов, входящих в шкалы опросника (все значения альфа значительно превышают минимум, составляющий 0,60), и на его высокую надёжность.
Что касается ретестовой надёжности ОПА, то коэффициенты ранговой корреляции (г8р по Спирмену) шкал по итогам тестирования и ретестирования (выборка 356 студентов 1 и 2 курсов очно-заочной формы обучения в возрасте 17-19,5 лет) и по всем его первичным и суммарным шкалам показывают высокую устойчивость во времени тестовых оценок у одних и тех же испытуемых (г8р=0, 711^0,886).
Изучение надёжности факторной структуры 90 пунктов, входящих в 10 первичных шкал теста показала следующее: надёжность конструкта во времени по итогам тест-ретеста для 356 испытуемых, результаты факторизации пунктов отдельно по возрастам, а также отдельно - в выборках из вузов г. Санкт-Петербурга и г. Москвы - оказалась высокой. Во всех этих случаях выделилось по 7 значимых (по критериям Кайзера-Гутмана и Р. Кеттелла) факторов, сходных по составу входящих в них с высокой нагрузкой переменных и совпадающих с теоретически ожидаемой структурой.
Таким образом, результаты различных способов выявления надёжности ОПА дают основание считать его достаточно надёжным психодиагностическим инструментом.
Структурная валидность ОПА определялась с помощью факторного анализа по методу главных компонент с последующим Varimax-normalised вращением факторов. По критериям Кайзера-Гутмана и Р.Кеттелла (критерий осыпи) в ходе факторизации матрицы интеркорреляций 90 пунктов опросника выделилось 10 значимых факторов. Однако применялось и 5-ти факторное решение, когда произвольно задавалось извлечение 5 факторов. В первом случае 10-ти факторным решением проверялась гомогенность и относительная независимость 10-ти компонентов гипотетической структуры. Во втором случае (5-ти факторное решение) структура опросника проверялась на соответствие теоретической модели взаимодействия компонентов подсистем в структуре ПА. Все выделенные факторы однополярны. Эмпирическая структура шкал опросника в обоих решениях полностью совпадает с теоретически ожидаемой и по количеству выделенных факторов и по их составу. В 10 факторном решении:
- 1-й и 2-ой факторы отражают результативный компонент структуры ПА;
- 3-й и 4-й факторы представляют собой компонент программирования структуры ПА - в них входят интеллект, компетентность, специальные способности, оригинальность;
- 5-й и 6-ой факторы представляют энергетический компонент структуры ПА - в них включились мотивация профессиональной деятельности, самооценка отношения и установка к профессиональной деятельности;
- 7-й и 8-й факторы выражают компонент регуляции структуры ПА - контроль за действием при реализации и контроль за действием при неудаче;
- 9-й и 10-й факторы составляют динамический компонент структуры ПА - динамика видоизменения и общей продуктивности.
Объяснимая доля дисперсии по факторам в пределах от 9,5 до 6,1%. Совокупная доля дисперсии, объясняемой данным решением - 57,1%. В 5-ти факторном решении первый фактор в целом соответствует гипотетической подсистеме «Энергетический компонент профессиональной активности». Второму фактору также гипотетически соответствует подсистема «Программирование профессиональной активности». Третий фактор соответствует определённому по гипотетической структуре иерархически составляющему компоненту «Результат профессиональной активности». Четвёртый фактор согласуется с гипотетической подсистемой «Динамика профессиональной активности». Пятый фактор (11,1%) соответствует по гипотетической модели подструктуре «Регуляция профессиональной активности». Объяснимая доля дисперсии по факторам от 11,2 до 9,3%. В целом пять факторов объясняют 48,6%.
Таким образом, оба факторных решения демонстрируют наличие структурной (факторной) валидности ОПА и возможности образования суммарных показателей на основе получения первичных шкал. В пятифакторном решении прослеживается определённое взаимодействие факторов - их меньшая ортогональность, а такая взаимосвязь характерна для динамических систем и характеризует условность разграничения компонентов в процессе функционирования системы. В связи с этим B.C. Мерлин указывал на то, что одни элементы непрерывно трансформируются в другие, поэтому полное разграничение элементов системы не всегда возможно [3].
Конвергенция, конкурентная и дискриминантная валидность определялась в ходе корреляционного исследования взаимосвязей шкал ОПА со шкалами 2-х других тестов, гипотетически взаимосвязанных с проявлениями профессиональной активности. Среди них следующие тесты: «Теста смысло-жизненных ориентаций» Крамбо и Л.Махолика, адаптированного Д.А. Леонтьевым (СЖО) [2], и «Самоактуализационного теста» Э. Шострома (CAT) в адаптации Л.Я.Гозмана и др. [1]. По итогам проверки конвергентной валидности, как мы и ожидали, шкалы ОПА значимо и прямо пропорционально коррелируют со шкалами теста СЖО на разных возрастных группах и наиболее - с интегральной «Общий показатель ОЖ» и со шкалой «Локус контроля - жизнь или управляемость жизни». Подтвердились наши ожидания того, что шкалы ОПА значимо и прямо пропорционально коррелируют со шкалами CAT в различных возрастных группах. При этом наиболее значимые корреляции с показателем следующих шкал: «Поддержки (I)», «Самоуважения (Sr)», «Синергии (Sy)», «Познавательных потребностей (Cog)», «Креативности (Cr)». И таким образом, результаты психометрического исследования свидетельствуют о высокой конкурентной и конвергентной валидности шкал ОПА.
Результаты изучения ретроспективной валидности показали следующее. Поскольку нам известен уровень выраженности компонентов профессиональной активности испытуемых в 17-18-летнем возрасте, мы произвели корреляцию этих показателей с соответствующими показателями шкал профессиональной активности у тех же испытуемых в возрасте 23-24 года. Тем самым была определена прогностическая валидность показателей профессиональной активности первокурсников по отношению к шестикурсникам, и ретроспективная валидность ОПА по отношению к данным шестилетней давности. В исследовании у первокурсников показатели компонентов профессиональной активности определялись на основе 15 диагностических процедур. Несмотря на длительный временной интервал (шесть лет) полученные нами данные показывают, что шкалы подсистемы «Энергия профессиональной активности» и суммарные шкалы профессиональной активности соответствуют друг другу.
Таким образом, с одной стороны, психодиагностическая батарея, использованная
для измерения профессиональной активности у 17-18-летних испытуемых, а с другой стороны, ОПА у 23-24-летних испытуемых прошли проверку на прогностическую и ретроспективную валидность. Особенно прогностичны в этом плане шкала энергетического компонента ПА и суммарный показатель её общего уровня.
Критериальная валидность (валидность по критерию) ОПА определялась путём вычисления корреляций его шкал с независимым от тестовой ситуации критерием -усреднённым показателем успешности профессиональной деятельности за учебный год. Нами обнаружен высокий уровень валидности по отношению к этому критерию. Особенно необходимо отметить то, что у испытуемых возраста поздней юности и у испытуемых, обоих изучаемых нами возрастных срезов, наблюдаются высоко значимые корреляции результативного компонента в профессиональной деятельности.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
1. В ходе факторного анализа подтвердилась структурная валидность «Опросника профессиональной активности». В связи с этим валидность теоретического конструкта и гипотетической структуры профессиональной активности экспериментально доказаны.
2. Показатель профессиональной активности является результатом её энергетического компонента, в основе которого лежит мотивация осуществления профессиональной деятельности, компонентного интеллекта, динамики и регуляции исполнения замысла в объективных и субъективных результатах. Обнаруженная внутренняя мотивация даёт право предполагать, что показатель ПА может в определённой мере выражать субъектную активность испытуемых в профессиональной деятельности и служить показателем не только количественного, но и качественного уровня профессиональной активности.
3. На основе разработанного нами диагностического инструментария становится возможным экспериментальное исследование функций профессиональной активности в структуре и в развитии интегральной индивидуальности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гозман, Л.Я. Самоактуализационный тест / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. - М. : Российское педагогическое агентство, 1995. - 5б с.
2. Леонтьев, ДА. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / ДА. Леонтьев. -М. : Смысл, 1992. - 1б с.
3. Мерлин, B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / B.C. Мерлин. - М. : Педагогика, 198б. - 25б с.
4. Мусина, В.П. Диагностика профессиональной активности / В.П. Мусина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 2 (84). - С. 111-115.
5. Мусина, В.П. Влияние уровня профессиональной активности на структуру интегральной индивидуальности юношества и молодёжи / В.П. Мусина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 3 (85). - С. 129-133.
6. Мусина, В.П. Гендерные особенности профессиональной активности и её развития / В.П. Мусина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (8б). - С. 92-97.
REFERENCES
1. Gozman, LY, Croze, M. and Roman, M. (1995), Self-urgency test, publishing house Russian pedagogical agency, Moscow, Russian Federation.
2. Leontiev, D.A. (1992), Vitally meaningful test orientations (LSS), Meaning, Moscow, Russian Federation.
3. Merlin, V.S. (198б), Sketch of the integral research of individuality, Education. Moscow, Russian Federation.
4. Musina V.P. (2012), "Diagnostics of professional activity", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.84, No. 2, pp. 111-115.
5. Musina, V.P. (2012), "Influence of the level of professional activity on the structure of integral individuality of youth", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.85, No. 3, pp. 129-133.
6. Musina, V.P. (2012), "Gender-specificity of occupational activity and its development", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.86, No. 4, pp. 92-97.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.05.2012.
УДК 351.74: 159.9.07
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ВРАЧЕЙ АНЕСТЕЗИОЛОГОВ-РЕАНИМАТОЛОГОВ СРЕДНЕГО И ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Юрий Александрович Парфенов, кандидат медицинских наук, доцент,
Марина Вячеславовна Киселева, кандидат медицинских наук, доцент,
Артем Андреевич Арефьев, аспирант,
Владимир Сергеевич Цой, аспирант,
Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Аннотация
На основе теоретического анализа научной литературы и результатов собственного исследования с учетом возрастной специфики врачей анестезиологов-реаниматологов обоснованы диагностические технологии оценки адаптации врачей анестезиологов-реаниматологов с тенденциями к уходу от реальности и с признаками профессионального выгорания. Показано, что адаптация врачей анестезиологов-реаниматологов с тенденциями к уходу от реальности и с признаками профессионального выгорания должна рассматриваться как психофизиологический феномен и многокомпонентное образование, имеющее сложную динамическую структуру, между компонентами которой существуют функциональные зависимости, которые могут быть оценены по результатам квалиметрии уровней их выраженности и диагностических критериев. С помощью методов многомерного математико-статистического моделирования произведена оценка вклада основных клинико-психологических и психофизиологических факторов адаптации в саногенез аддиктивной патологии и профессиональное выгорание, включая анализ в общей выборке врачей анестезиологов-реаниматологов и у врачей анестезиологов-реаниматологов молодого, среднего и пожилого возраста.
Ключевые слова: врач анестезиолог-реаниматолог, средний и пожилой возраст, профессиональное выгорание, адаптация.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.05.87.p79-84
FORECASTING OF ADAPTATION OF ANESTHESIOLOGISTS-EXPERTS IN RESUSCITATION OF MIDDLE AND ELDERLY AGE WITH THE SYNDROME OF
BURNOUT
Yury Aleksandrovich Parfenov, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Marina Vjacheslavovna Kiseleva, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Artem Andreevich Arefyev, the post-graduate student,
Vladimir Sergeevich Choi, the post-graduate student,
The St.-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work
Annotation
Based on the theoretical analysis of the scientific literature and the results of our own research, which took into account the age, diagnostic technology of adaptation anesthesiologists-experts in resusci-