Научная статья на тему 'Гендерные особенности профессиональной активности и её развития'

Гендерные особенности профессиональной активности и её развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
355
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL TESTS / PROFESSIONAL ACTIVITIES / YOUTH / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мусина Вера Петровна

Впервые в отечественной психологии системно изучается профессиональная активность. Профессиональная активность рассматривается по теории В.С. Мерлина в интегральном исследовании индивидуальности. Необходимость рассмотрения гендерных особенностей профессиональной активности юношества и молодёжи диктуется составлением эффективных программ по её развитию и коррекции. В связи с этим эмпирически выделяются гендерные особенности профессиональной активности её уровня, компонентов, места и роли в структуре интегральной индивидуальности, и прослеживаются половые различия в динамике развития профессиональной активности на фоне интегральной индивидуальности в возрастном периоде от поздней юности к ранней молодости. Показано, что профессиональная активность интегрирует позитивный рост в структуре интегральной индивидуальности, как в поздней юности, так и в ранней молодости, тем самым, обеспечивает общую её гармонизацию, и с возрастом происходит усиление позитивных тенденций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender-specificity of occupational activity and its development

This is the nation's first systematic study of psychology of professional activity. Professional activity is considered in the theory of V.S. Merlin in the integrated study of personality. The need in considering the gender-specific occupational activity of the youth is dictated by programs for the effective preparation of its development and correction. In this regard, the gender-specificity of professional activity empirically distinguished its level, components, place and role in the structure of integral individuality, and sex differences can be traced in the dynamics of professional activity on the background of the integral identity in the age period from late adolescence to early adulthood. It has been shown that the professional activity integrates positive growth in the structure of integral individuality, as in late adolescence and early adulthood, thus, it provides an overall harmonization, and with age there is a strengthening of positive trends.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности профессиональной активности и её развития»

Таблица 3

Сравнительный анализ характерной фазовой структуры цикла последовательной _________деятельности спортсмена при плавании способом кроль на груди_____________

Характерная фазовая структура Время начала и окончания фазы

В согласовании с дыханием, с На задержанном вдохе, с

Рот под водой 0,08 - 0,36 0,08 - 0,96

Вход правой руки в воду 0,08 0,08

Середина гребка правой руки 0,32 0,32

Рот из воды 0,40 -

Начало вдоха 0,48 -

Выход правой руки из воды 0,56 0,64

Окончание вдоха 0,88 -

Вход правой руки в воду 0,96 0,96

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогические наблюдения, выполненные для расчета темпа последовательных циклов движений и среднего «шага» пловца на дистанции от старта до финиша, в том числе на отрезках дистанции, позволяют выполнить и оценить технико-тактическую подготовленность спортсмена на этапах многолетней подготовки:

- построить по времени или по темпу последовательных циклов движений пловца гистограмму преодоления дистанции;

- рассчитать темп последовательных циклов движений;

- рассчитать средний «шаг» пловца на дистанции;

- обосновать (по медиане) выбор цикла для углубленного анализа техники плавательных движений пловца;

- выявить по признаку «один цикл дыхания» (вдох - задержка дыхания на вдохе выдох - задержка дыхания на выдохе - вдох) на два цикла двигательных действий пловца;

- выполнить сравнительный анализ техники плавания при двойном цикле пловца: один цикл на задержанном вдохе, второй цикл в согласовании с дыханием;

- выполнить сравнительный анализ качественных (по результатам видеосъемки) и количественных (по результатам обработки материалов) характеристик;

- выявить резервы совершенствования технико-тактической подготовленности пловца;

- разработать практические рекомендации по совершенствованию техникотактической подготовки пловца;

- обсудить со спортсменом план последовательной реализации выявленного резерва совершенствования.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.04.2012.

УДК 159.9

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ЕЁ

РАЗВИТИЯ

Вера Петровна Мусина, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

(СПбГИПСР)

Аннотация

Впервые в отечественной психологии системно изучается профессиональная активность. Профессиональная активность рассматривается по теории В.С. Мерлина - в интегральном исследовании индивидуальности. Необходимость рассмотрения гендерных особенностей профессио-

нальной активности юношества и молодёжи диктуется составлением эффективных программ по её развитию и коррекции. В связи с этим эмпирически выделяются гендерные особенности профессиональной активности - её уровня, компонентов, места и роли в структуре интегральной индивидуальности, и прослеживаются половые различия в динамике развития профессиональной активности на фоне интегральной индивидуальности в возрастном периоде от поздней юности к ранней молодости. Показано, что профессиональная активность интегрирует позитивный рост в структуре интегральной индивидуальности, как в поздней юности, так и в ранней молодости, тем самым, обеспечивает общую её гармонизацию, и с возрастом происходит усиление позитивных тенденций.

Ключевые слова: психологические тесты, профессиональная деятельность, молодежь, профессиональная активность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.04.86.p92-97

GENDER-SPECIFICITY OF OCCUPATIONAL ACTIVITY AND ITS

DEVELOPMENT

Vera Petrovna Musina, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, St.-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work

Annotation

This is the nation's first systematic study of psychology of professional activity. Professional activity is considered in the theory of V.S. Merlin - in the integrated study of personality. The need in considering the gender-specific occupational activity of the youth is dictated by programs for the effective preparation of its development and correction. In this regard, the gender-specificity of professional activity empirically distinguished - its level, components, place and role in the structure of integral individuality, and sex differences can be traced in the dynamics of professional activity on the background of the integral identity in the age period from late adolescence to early adulthood. It has been shown that the professional activity integrates positive growth in the structure of integral individuality, as in late adolescence and early adulthood, thus, it provides an overall harmonization, and with age there is a strengthening of positive trends.

Keywords: psychological tests, professional activities, youth, professional activity.

ВВЕДЕНИЕ

Основная идея теории интегральной индивидуальности (ИИ) В.С. Мерлина [1] и специальной теории индивидуальности В.М. Русалова [4] об иерархическом соподчинении всех индивидуальных различий при определяющей роли факторов биологического характера постоянно подтверждается [2,3], и это в полной мере относится и к психологии пола. В связи с этим, мы можем предполагать, что и в профессиональной активности (ПА), начиная с первого её этапа в позднее юношеском возрасте (17-18 лет), может прослеживаться выраженный гендерный аспект, который необходимо учитывать в коррекционной и развивающей работе.

С помощью психологических тестов, в продолжение исследований [2,3] нами изучались взаимосвязи показателей суммарного ПА и 27 показателей разноуровневых свойств ИИ. Задачей анализа эмпирических данных является выделение гендерных особенностей ПА - её уровня, компонентов, места и роли в структуре интегральной индивидуальности (ИИ). Чтобы проследить половые различия в динамике развития ПА на фоне ИИ в возрастном периоде от поздней юности (17-18 лет) до ранней молодости (23-24 года), нами для анализа использовался экспериментальный материал, собранный при помощи лонгитюдного метода. Наша выборка состоит из практически одинакового количества мужчин (109) и женщин (107), поэтому сравнение по половому признаку можно осуществить. Это студенты очно-заочной формы обучения по специальности «Психология» и работающие по профилю выбранной специальности.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В гендерных выборках в двух срезах (испытуемые в 17-18 лет, и они же в возрасте 23-24 года) была проведена факторизация корреляционных матриц необходимых и достаточно сопоставимых по содержанию показателей. В каждой из четырёх выборок было извлечено по 5 факторов, объясняющих от 49% до 59,2% общей доли дисперсии переменных. При этом для выявления общих особенностей динамики места и роли профессиональной активности (ПА) в структуре интегральной индивидуальности (ИИ) анализировались только те факторы, которые в своём составе содержат суммарный показатель общего уровня ПА.

Сравнение факторов профессиональной активности даёт возможность сделать следующие выводы.

1. Без гендерных отличий у 23-24-летних по сравнению с 17-18-летними, ПА значительно больше интегрирована в структуру ИИ. Из 4-х извлечённых факторов, выделилось по 2 фактора активности. Факторная структура имеет облический характер, в отличие от ортогональной структуры у 17-18-летних. А именно: у 23-24-летних факторные веса одного и того же показателя статистически значимы в различных факторах, имея в разных факторах либо разные величины (у молодых женщин), либо разные знаки (у молодых мужчин) - и таким показателем является показатель ПА, причём, облическая структура сохранилась, несмотря на применение ортогональной модели вращения факторов. По исследованиям В.С. Мерлина известно, что такая картина показывает выраженность разноуровневых взаимосвязей в структуре ИИ [1]. Показатель уровня ПА отражает связи такого типа и возможно их генерирует.

2. У юношей ПА является менее значимой в структуре ИИ, на что указывает факторный вес показателя ПА и доля дисперсии, которую объясняет фактор активности у юношей и молодых мужчин. Повышение уровня ПА у юношей приводит к увеличению предметную и ситуативную пластичность, интеллект (В), эмоциональную стабильность (С), социальный статус.

3. У 17-18-летних девушек ПА в структуре ИИ компенсирует ситуативную тревожность. Возрастание ПА у девушек на фоне повышения тех же характеристик, что и у юношей, увеличивает и сензитивность (I).

4. У 23-24-летних испытуемых обоих полов обнаружены сходные по своей сути и функциям факторы активности. У молодых женщин оба фактора активности имеют больший вес, чем у молодых людей - 30,5% общей доли дисперсии по сравнению с 28,6% у молодых людей.

Первый из факторов активности у молодых людей и у молодых женщин можно назвать фактором отражающим психологический механизм динамического равновесия при осуществлении профессиональной активности: при низком уровне профессиональной активности человек испытывает эмоциональный дискомфорт и, наоборот, - при повышении уровня профессиональной активности возрастает положительное эмоциональное состояние. У молодых женщин в отличие от молодых мужчин в этом факторе присутствует уровень нейро- и психодинамики, что делает этот фактор более устойчивым.

Второй по значимости фактор активности отражает механизм формирования профессиональной активности. У молодых людей уровень профессиональной активности гармонично взаимосвязан с эмоциональной устойчивостью (С), ответственностью (в), социальной смелостью (Н), новаторством (01), поведенческим самоконтролем (03). У молодых женщин этот фактор является более широким, т. к. его состав расширен за счёт интеллекта (В), общительности (А), сензитивности (I). Следовательно, очевидно то, что в совокупности эти два фактора отражают психологический механизм возникновения, формирования и функционирования профессиональной активности.

5. Во всех факторах профессиональной активности у обоих полов и в обоих возрастных срезах ПА выполняет выраженную гармонизирующую функцию, которая по-

вышается к молодости. Этот факт подтверждает нашу гипотезу о том, что роль субъективной активности в профессиональной деятельности, каковой по своей обусловленности является профессиональная активность, значительно возрастает в ранней молодости по сравнению с поздней юностью.

Наряду с общей для обоих полов значимостью профессиональной активности имеются выраженные гендерные особенности её возрастной динамики и роли в структуре ИИ.

Нами использовались два способа при сравнении средних значений показателей профессиональной активности и связанных с ними показателей результатов профессиональной деятельности.

1. В каждом из двух возрастов по критерию Стьюдента для независимых выборок происходили гендерные сравнения. Затем сравнивались выявленные различия в обоих возрастах - поздней юности и ранней молодости.

2. Отдельно для каждого гендера по критерию Стьюдента для зависимых выборок оценивалась значимость временного сдвига, возрастная динамика средних значений структурных компонентов ПА.

В юношеском возрасте (17-18 лет) гендерные различия структурных компонентов ПА не значительно выражены: девушки превосходят юношей по мотивации к профессиональной деятельности и по регулятивному компоненту. Юноши незначительно превосходят девушек по такой динамической характеристике как видоизменение объекта, по креативности, по компонентному интеллекту, представленному наличием информации, приобретением знаний, умений и навыков, на основе которых компонентным интеллектом определяются стратегии решения проблемных профессиональных ситуаций. Следовательно, невысокие мотивация и регуляция профессиональной активности у юношей, блокируют их потенциальные возможности, которые несколько лучше, чем у девушек, что и снижает уровень результата.

В возрасте ранней молодости (23-24 года) различия становится более значимыми по ряду показателей структурных компонентов ПА.

У молодых мужчин значительно повышается позитивное отношение к организации (1=3,7; р<0,004), и оно выше, чем у молодых женщин (1=2,1; р<0,003), и незначительно повышается профессиональная мотивация (1=2,1; р<0,002), которая также ниже, чем у молодых женщин. У молодых мужчин значительно повышается регуляция (1=2,4; р<0,002), и становится выше, чем у молодых женщин. Кроме того, у них повышается общая продуктивность (1=3,1; р<0,002), но она ниже, чем у молодых женщин. Молодые женщины опережают по такому показателю как волевой контроль при реализации профессиональной активности (1=3,9; р<0,002), а молодые мужчины выше по показателю проявления волевого контроля при неудаче профессиональной активности (1=3,6; р<0,005).

Таким образом, гендерный аспект в обеих возрастных группах у испытуемых обоих полов проявляется посредством выраженности отдельных компонентов профессиональной активности, а не по показателю ПА, не имеющего статистически значимых различий. У мужчин выше контроль профессиональной активности при фрустрации, у женщин волевой контроль при реализации профессиональной активности и профессиональная мотивация.

Гендерные особенности возрастной динамики компонентов ПА проявляются значительно. Так, у молодых мужчин повысился регулятивный компонент (1=4,2; р<0,025), но вместе с тем снизился динамический компонент ПА (1=3,6; р<0,012). У женщин повысилась динамика общей продуктивности (1=2,9; р<0,13), но компонентный интеллект и регуляция профессиональной активности во фрустрирующей ситуации несколько снизились, что отразилось на весь регулятивный компонент (р<0,012) по сравнению с юностью.

С целью выявления гендерных особенностей профессиональной активности необходимо изучить взаимодействие двух факторов пола испытуемых и общего уровня профессиональной активности. В ходе двухфакторного дисперсионного анализа было обнаружено взаимодействие факторов, а также основные эффекты каждого из них на показатели структурных компонентов ПА. При этом общая выборка 216 участников лонгитюда была поделена на три выборки (по 72 человека) с высоким, средним и низким уровнями ПА. Зоны между уровнями не учитывались и не исключались, и это не снизило значимости различий соответствующих выборок между собой, о чём свидетельствует апостериорное сравнение средних значений выборок по методу Шеффе.

Дисперсионный анализ проводился по двухфакторному плану - два фиксированных уровня фактора пола и три фактора уровня ПА.

Множественное сравнение средних значений по Шеффе показывает, что поляризация по уровню ПА в возрасте 23-24 лет нарастает - различия достигают одного стандартного отклонения. В то же время к 23-24 годам значительно нарастает влияние пола на компоненты различных подсистем ПА. Если у 17-18-летних обнаружено только два значимых эффекта пола - на показатели профессиональной мотивации (Б=3,891; р<0,02) и регулятивного компонента ПА (Б=4,655; р<0,02), которые выше у девушек, то к 23-24 годам ситуация изменяется.

У молодёжи обнаружилось 8 значимых основных эффектов пола на показатели различных подсистем ПА. Один эффект взаимодействия с фактором уровня ПА, а также 4 главных эффекта пола на отношение к предприятию и результат, кроме того на компонентный интеллект и креативность. Нами обнаружено, что пол наиболее влияет на регулятивный и динамический компоненты ПА. У обоих полов повышение уровня ПА происходит с повышением мотивации, но у женщин она выше во всем уровням ПА. Те же результаты получены по отношению к динамическому и результативному компоненту.

Аналогичны показатели динамического и результативного компонентов. С повышением уровня ПА и увеличиваются показатели регулятивного компонента, креативности, компонентного интеллекта и отношения к предприятию, но у мужчин они выше. Следует остановиться на значимом эффекте межфакторного взаимодействия в отношении проявления контроля при неудаче профессиональной активности (Б=3,942; р< 0,04): у обоих полов повышение уровня профессиональной активности происходит с повышением контроля при неудаче, но у мужчин он выше, чем у женщин, кроме выборки с низким уровнем ПА.

Гендерные особенности проявлений профессиональной активности рассматривались нами во взаимодействии с различными факторами - стилем, общим уровнем ПА, возрастом испытуемых и т.д. Однако один из самых интересных фактов был выявлен при оценке взаимодействия фактора пола и наличие или отсутствие условия необходимости производственного реанимирования предприятия (межфакторное взаимодействие оценивалось по двухфакторному плану). Нами обнаружен эффект статистически достоверного взаимодействия двух факторов на общий показатель профессиональной активности (Б=2,98; р<0,04). У молодых женщин на тех предприятиях, которые находились в тяжёлых условиях, ПА выше, чем у молодых мужчин, работающих там же. Можно сделать вывод, что внешние - средовые и «внутренние» условия развития профессиональной активности взаимодействуют и в критических условиях она стремительно повышается.

ВЫВОДЫ

1. Профессиональная активность интегрирует позитивный рост в структуре ИИ, как в поздней юности, так и в ранней молодости, тем самым, обеспечивая общую её гармонизацию, вместе с тем позитивные тенденции усиливаются в молодости.

2. Вместе с общей гендерной значимостью профессиональной активности имеются выраженные гендерные особенности её возрастной динамики и роли в структуре инте-

гральной индивидуальности.

3. Гендерные различия нарастают в молодости на уровне средних значений показателей профессиональной активности по отдельным подсистемам, но не по общему уровню ПА. У молодых женщин профессиональная активность характеризуется более выраженной мотивацией, динамичностью по общей продуктивности, а у молодых мужчин - контролем в затруднительных профессиональных ситуациях, компонентным интеллектом, креативностью.

4. Ярко выраженные гендерные особенности имеет возрастная динамика профессиональной активности, которая особо значима для мужчин. У них повышается компонент программирования, регулятивный компонент, но снижается динамический компонент по показателю общей продуктивности и как следствие этого результативность, которые напротив, повышаются у женщин, но у женщин несколько снижается компонент программирования.

5. Обнаруженные нами факты подтвердили гипотезу о зависимости профессиональной активности от гендера. Вместе с этим, значительно возрастает влияние гендера на структуру профессиональной активности в возрастной период от поздней юности к молодости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мерлин, B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. - М. : Педагогика, 1986. - 256 с.

2. Мусина, В.П. Диагностика профессиональной активности / В.П. Мусина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 2 (84). - С. 111-115.

3. Мусина, В. П. Влияние уровня профессиональной активности на структуру интегральной индивидуальности юношества и молодёжи / В.П. Мусина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 3 (85). - С. 129-133.

4. Русалов, В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий : некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований / В.М. Русалов // Психологический журнал. - 1991. - № 5. - Т. 12. - С. 3-16.

REFERENCES

1. Merlin, V.S. (1986), Sketch of the integral research of individuality, Education. Moscow, Russian Federation.

2. Musina V.P. (2012), "Diagnostics of professional activity", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.84, No. 2, pp. 111-115.

3. Musina, V.P. (2012), "Influence of the level of professional activity on the structure of integral individuality of youth", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.85, No. 3, pp. 129-133.

4. Rusalov V.M. (1991), "Psychology and psychophysiology of individual differences: some results and the immediate tasks of system of research", Psychological Journal, No. 5, Vol. 12., pp. 3-16.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.02.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.