Dementieva Elena Sergeevna, Slessarev Yuri Vassilyevich TECHNOLOGICAL SUPPORT MOTIVATION ...
pedagogical sciences
УДК 37.013.2
C47
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0061
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И КУРСАНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ
И ВОЕННЫХ ВУЗОВ
© 2019
Дементьева Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Математика и физика» Слесарев Юрий Васильевич, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой «История и право» Пензенский государственный технологический университет (440039, Россия, Пенза, проезд Байдукова/ул. Гагарина, д. 1а/11, e-mail: [email protected])
Аннотация. В данной статье рассматривается педагогическая проблема технологического обеспечения мотивации самообразовательной деятельности студентов, курсантов, способствующая формированию профессиональ-но-компетентностной и учебно-познавательной среды в образовательном учреждении и обеспечению решения профессиональных, педагогических и дидактических задач в подготовке будущих специалистов. Под дидактическими целями и принципами мы подразумеваем методологическую основу комплексного процесса формирования технологического обеспечения мотивации самообразовательной деятельности студентов, курсантов, которые обеспечат проектирование педагогической системы и реализацию её в образовательном процессе. Акцент делается на разработку системы дидактических принципов (переживания студентом, курсантом слабых и сильных сторон собственных профессиональных способностей и возможностей; активное дополнение профессиональных переживаний знаниями по своей профессии; активизация профессиональных знаний через определение своего отношений к профессии) мотивации самообразовательной деятельности студентов, курсантов и рассмотрения способов их познавания, анализа теоретических условий и предпосылок, в соответствии с потребностями современного общества, в квалифицированных кадрах. Задача технологического обеспечения мотивации самообразовательной деятельности должна способствовать формированию профессиональной компетентности студентов, курсантов технических и военных вузов. Ее решение призвано мобильно реагировать на социальный заказ общества, бизнеса, производства. При этом личностные и профессиональные качества являют собой целостную структуру профессиональных отношений в подготовке кадров.
Ключевые слова: самообразовательная деятельность, профессиональная компетентность, дидактические принципы, дидактические цели и задачи, образовательный процесс.
TECHNOLOGICAL SUPPORT MOTIVATION SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS
AND TRAINEES, TECHNICAL AND MILITARY SCHOOLS
© 2019
Dementieva Elena Sergeevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of "Mathematics and physics» Slessarev Yuri Vassilyevich, PhD, associate professor, Head of the "History and Law" Chair Penza State Technological University (440039, Russia, Penza, proezd Baidukova/street Gagarina 1a/11, e-mail: [email protected])
Abstract. In this article the pedagogical problem of technological support of motivation of self-educational activity of students, cadets promoting formation of professional competence and educational and cognitive environment in educational institution and providing the solution of professional, pedagogical and didactic tasks in preparation of future specialists is considered. Under the didactic goals and principles we mean the methodological basis of the complex process of formation of technological support of motivation of self-educational activity of students, cadets, who will ensure the design of the pedagogical system and its implementation in the educational process. The emphasis is on the development of a system of didactic principles (experiences of a student, a student of the strengths and weaknesses of their own professional abilities and possibilities; the addition of professional experiences and knowledge in my profession; activation of professional knowledge through the definition of their relationship to the profession) motivation of self-educational activities of students, cadets and consideration of ways of learning, analysis of theoretical conditions and prerequisites, in accordance with the needs of modern society, in qualified personnel. The task of technological support of motivation of self-educational activities should contribute to the formation of professional competence of students, cadets of technical and military universities. Its solution is designed to respond mobile to the social order of society, business, production. At the same time, personal and professional qualities are an integral structure of professional relations in training.
Keywords: self-educational activity, professional competence, didactic principles, didactic goals and objectives, educational process.
Профессиональная деятельность специалистов в социуме оценивается в контексте сформированности профессиональной компетентности, на основе их личностного потенциала, творческой активности, путем познания базисных аспектов профессионального становления, мотивации и личностных характеристиках в процессе профессионального обучения. Профессиональная компетентность, которая формируется во время обучения в вузе, определяет одно из качественных свойств личности, которое позволяет ей эффективно интегрироваться в профессиональную среду. Это возможно благодаря тому, что определяющим фактором профессионального становления и развития личности является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, являющихся составляющими комплекса профессиональных
компетенций. Совокупность вышеуказанных факторов является фундаментом профессионального становления и развития личности, определяя взаимообусловленность профессиональных отношений и как следствие, социальное понимание своей роли в социуме.
Профессиональная компетенция, формируемая в процессе обучения, является базисным компонентом мотивации к самообразовательной деятельности субъекта, в контексте актуализации его профессиональных ожиданий и возможностей на основе приобретенных в вузе профессиональных знаний и умений. Концептуальным принципом формирования профессиональной компетентности студента, курсанта, в процессе самообразовательной деятельности, является принцип отношения к обучению и профессиональной среде. Поэтому следу-
педагогические науки
Дементьева Елена Сергеевна, Слесарев Юрий Васильевич ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ...
ет учитывать, основополагающие структурные компоненты мотивации к самообразовательной деятельности субъекта, формирующие его профессиональную компетентность: а) осознание студентом, курсантом слабых и сильных сторон собственных профессиональных способностей и возможностей; б) активное формирование профессиональных переживаний знаниями по своей профессии; в) актуализация профессиональных знаний через определение своего отношений к профессии [1].
Профессиональные переживания студентов, курсантов, необходимое концептуальное условие формирования профессиональной компетентности, становятся актуальными, в процессе самообразовательной деятельности и достигают своей психологической силы, побуждающей субъекта к выработке, с помощью преподавателя, адекватной оценки собственных профессиональных возможностей. Только реалистическая оценка своих профессиональных возможностей и способностей, опирающаяся на профессиональные, социальные критерии способствует профессиональному росту и совершенствованию субъекта, позволяет ему преодолевать трудности в профессиональном становлении, вызванные собственным отношением к профессии и предстоящей профессиональной деятельности. Познания студентов, курсантов о своей профессиональной деятельности формируются не только в процессе обучения основам будущей профессии в вузе, но и посредством общения с профессионалами экстра-класса, которых необходимо приобщать к профессиональной подготовке специалистов. Формирование профессиональной компетентности предполагает активное участие в научно-исследовательской работе, которая является базисным элементом в структуре самообразовательной деятельности студентов. Все вышесказанное в совокупности позволит пробудить интерес к будущей профессии и предстоящей профессиональной деятельности у студентов и курсантов [2].
Система профессиональных возможностей, формируемая в процессе самообразовательной деятельности студента, курсанта складывается из комплекса профессиональных знаний, необходимых для выполнения профессиональной роли и должна быть адекватной условиям профессиональной среды, социализации и адаптации субъекта в социуме. Таким образом, профессиональные отношения, состоящие из профессиональных установок, ценностных ориентаций, профессиональной направленности интересов интегрируются в профессиональные возможности.
Преподавателю в процессе профессионального обучения необходимо технологически обеспечить профессиональную мотивацию к самообразовательной деятельности студента, курсанта путём реализации каждого из компонентов профессиональных отношений и переживаний, в зависимости от уровня готовности студента, курсанта, на конкретном этапе формирования профессиональной компетентности. Задачей преподавателя является психолого-педагогическое и методологическое обеспечение процесса формирования профессионально зрелого и грамотного специалиста. Решение задачи направлено на поиск педагогических технологий и интерактивных методов обучения, имеющих компетентност-но-профессиональное содержание, способствующие высокой оценке образовательной среды в процессе личностного восприятия.
Основой самообразовательной деятельности всегда было личностно-ориентированное обретение профессиональных знаний, которое в дополнении к учебной информации отражает сущность и значимость формируемых профессиональных компетенций у студентов, курсантов, необходимых и важных в дальнейшей профессиональной деятельности. К сожалению, система студенческого самообразования складывалась эмпирически произвольно, не имея методологического базиса и структурированной системы реализации в образова-
тельном процессе, теоретически не была осмыслена и воспринималась как схема репродуктивных потребностей студента, курсанта в профессиональных знаниях. Поэтому назрела проблема технологического обеспечения формирования мотивации к самообразовательной деятельности студентов и курсантов, технических и военных ВУЗов, которая вскрыла следующие противоречия, существующие в системе современного высшего образования:
-между компетентностным профессиональным содержанием подготовки специалиста и потребностью социума в квалифицированных кадрах;
-между необходимостью структурного изменения образовательного процесса и потребностью мотиваци-онной готовности к самообразовательной деятельности студентов;
-между назревшей необходимостью в актуализации самообразовательной деятельности и отсутствием средств, позволяющих практически реализовать эту потребность в рамках образовательного процесса.
Вышеуказанные противоречия высшего образования определяются недостатками в системе проектирования мотивационных технологий самообразовательной деятельности в процессе профессиональной подготовки специалистов, и отвечающей всем психолого-педагогическим характеристикам компетентностного обучения. Самообразование есть целенаправленная и систематическая уровневая познавательная деятельность студента, курсанта, в процессе которой он самостоятельно пополняет и совершенствует свои профессиональные знания и умения, и в результате которой происходит качественное и структурное развитие его личности как профессионала. Самообразование характеризуется как системный процесс, в котором студент, курсант, всегда выступает в качестве субъекта определяющего этапы формирования мотивации как систему социальных и профессиональных отношений. Социальные отношения моделируются в поведенческой стороне мотивации самообразования субъектов, в которой отражается личностный аспект целостной компетентностной характеристики предстоящих профессиональных отношений. Эта сторона тесно взаимосвязана с социальной и производственной сферой деятельности субъекта, и определяется активной познавательной деятельностью в процессе самообразования. Психолого-педагогическая и компетентностная характеристика уровня сформированности мотивации самообразования у студентов и курсантов отражает структурное единство личностного и процессуального взаимодействия - их обусловленные субьект-субьектные отношения в процессе познания, единство предметной направленности и социально-поведенческие стороны мотивации самообразования [3-16]. Профессиональные отношения, как этап самообразования, структурируются профессиональными компетенциями определяющими мотивацию к самообразовательной деятельности, у студентов и курсантов, реализует обусловленными предметными субъект-объектными ожиданиями, возможностями и способностями направленную на конкретную область профессиональных знаний.
В настоящее время вузы социально ориентированы для подготовки бакалавров различных профессиональных направлений, востребованных в социуме. Вузы, выполняя социальный заказ и ориентируясь на требования работодателей, вынуждены постоянно согласовывать и корректировать учебные планы. Решению поставленных задач подготовки современных специалистов, являющихся профессионалами своего дела, способствует широкое внедрение в образовательный процесс интерактивных методов обучения, которые позволяют актуализировать самообразовательную деятельность студентов и курсантов. Вышеуказанные задачи позволяют сформулировать следующие базисные дидактические требования к самообразовательной деятельности студентов и курсантов:
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1(26)
249
Dementieva Elena Sergeevna, Slessarev Yuri Vassilyevich TECHNOLOGICAL SUPPORT MOTIVATION ...
pedagogical sciences
- смоделировать каждому субъекту возможность самообразовательной деятельности по индивидуальной программе;
- интегрировать самообразовательную деятельность в образовательный процесс;
- синтезировать принципы обучения с принципами самообразования в единой образовательной среде;
В тесной взаимосвязи с указанными требованиями находятся и принципы проектирования новых образовательных технологий: принцип целеполагания, принцип адаптации образовательной среды, принцип воспроизводимости, принцип потенциальной избыточности информативности. В образовательном процессе преподавателям в формировании мотивации самообразовательной деятельности у студентов, курсантов, необходимо учитывать общие психолого-педагогические принципы: а)целенаправленность; б)динамичность;, в)объектив-ности и целесообразности. В процессе обучения преподавателем должна быть разработана шкала критериев оценивания результатов самообразовательной деятельности, в соответствии с которой он определяет уровни профессиональной готовности и зрелости у студентов, курсантов. Таким образом, назрела необходимость технологического обеспечения диагностирования уровней мотивации к самообразовательной деятельности у студентов, курсантов определяемых критериями, показателях профессионального саморазвития и формирования профессиональных качеств субъекта. В реализации вышеуказанной проблемы перед преподавательским составом высших учебных заведений стоят нижеследующие задачи:
- выявить приоритетные направления, способствующие формированию у студентов желанию к самообразованию;
- стимулировать мотивацию к самообразовательной деятельности;
- создать условия к самостоятельному управлению своей познавательной деятельностью;
- интегрировать мотивацию и реализацию самообразования в единый образовательный процесс.
Социоинтеграционные процессы в современном обществе изменили профессиональные требования к специалистам с высшим образованием. Перед вузами стоит задача подготовки специалистов, способных к творческому поиску, решению профессиональных задач различного уровня сложности. Главным условием подготовки становится не только умение поиска необходимой информации, но и умение ее преобразовывать для решения тех или иных проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности.
Мотивация к самообразованию должна поддерживаться специалистом в течение всего периода профессиональной деятельности систематически. Только в этом случае он будет способен грамотно оценивать тенденции развития соответствующей профессиональной сферы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. МоисеевВ.Б., Мещеряков А.С., Шапкин В.В. Профессиональное образование в социокультурном контексте. Пенза, 2002. — 182 с.
2. Матвеева Т. Инновационная образовательная технология формирования базовых компетенций студентов // Высшее образование в России. - 2007. - № 7. - С. 29.
3. Шахбазова Я. Э. Методологическое значение эмпирических методов познания в организации исследования мотивации самообразования студентов. Волгоград, ВГТУ 2002 г.
4. Вострокнутов Е.В. Содержание и структура творческих компетенций студента технического вуза //Alma mater (Вестник высшей школы). — 2012. — № 3. — С. 59-62.
5. Бекоева М.И. Самообразование студентов при изучении дисциплины «Качественные и количественные методы психологических исследований» // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 55-58.
6. Лобанова М.А. Совершенствование системы мотивации персонала организаций на основе компетентностной модели // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 169-171.
7. Пичугина Г.А. Самостоятельная деятельность как средство развития самообразования // Балтийский гуманитарный журнал.
2018. Т. 7. № 4 (25). С. 280-283.
8. Минеева О.А., Колдина М.И. Особенности мотивации студентов нелингвистических специальностей к изучению иностранного языка //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 17-20.
9. Абрамова И.Е., Шишмолина Е.П. Альтернативное оценивание как способ мотивации студентов нелингвистических направлений подготовки к изучению английского языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 128-132.
10. Минеева О.А., Ляшенко М.С. Исследование мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 269-273.
11. Зубков А.Ф., Пономарёва Н.В. Формирование профессиональных умении курсантов военно-учебных заведений в условиях перехода к новым формам обучения //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 133-137.
12. Лебединская О.В. Социально-организационные условия эффективной организации внеаудиторной самостоятельной работы курсантов по иностранному языку // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 29-32.
13. Бакленева С.А. Оптимизация самостоятельной деятельности курсантов посредством электронного учебника контекстного типа //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 250-253.
14. Дементьев Д.А. Возможности формирования профессиональных компетенций у студентов вузов при выполнении отдельных видов самостоятельной работы. XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. Пенза: ПензГТУ. - 2014 - №4 (20). С.79-83.
15. Slessarev Y., Moisseyev V., Vostroknutov E. // Forming of social competence in the system of higher éducation of Russia // Life Science Journal. - 2014. - Т. 11. - № 12 S. - P. 384 - 387.
16. Slessarev Y.V., Moisseyev V.B., Vostroknutov E.V. Pedagogical conditions of ensuring students' readiness for scientific researches-example of technical university // International Education Studies. - 2015. - Т. 8. - № 4. - P. 150-158.
Статья поступила в редакцию 27.12.2018 Статья принята к публикации 27.02.2019