УДК 371.73+796
ВЛИЯНИЕ УРОВНЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НА РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК
Аспирант Н.Н. Селиверстова, Камский государственный институт физической культуры
Набережные Челны
INFLUENCE OF THE LEVEL PHYSICAL DEVELOPMENT, FUNCTIONAL AND PHYSICAL READINESS ON REPRODUCTIVE HEALTH FEMALE
STUDENTS
N.N. Seliverstova, Post graduate student Kama State Institute of Physical Culture Naberezhnye Chelny
Ключевые слова: девушки студентки, здоровье, физическая подготовленность, уровнень репродуктивного здоровья, восточные танцы, фертильный возраст, функциональная подготовленность, физическое развитие, воточные танцы.
Аннотация: В данной статье освещается проблема репродуктивного здоровья девушек и женщин. В настоящее время для определения уровня репродуктивного здоровья нет предложенных методов качественной и количественной оценки.
Необходимо ввести понятие уровней репродуктивного здоровья, которые являются качественной характеристикой состояния показателей здоровья организма. Мы предполагаем, что данные уровни могут соответствовать таковым физического здоровья и физической подготовленности, т. е. являются суммарными показателей физического развития, функциональной и физической подготовленности.
Таким образом, учет суммарных показателей физического здоровья и подготовленности позволяет контролировать эффективность и преимущество рационального индивидуально дозированного оздоровительно-тренировочного двигательного режима, каким явились восточные танцы в регламентированной дисциплине «физическая культура» для девушек-студенток на 3 курсе педагогического вуза. Раздел «Восточные танцы» дает возможность оптимизировать процессы роста и развития организма девушек, с большим успехом нивелировать негативное влияние гиподинамии и гипокинезии, большой процент достаточно и не очень здоровых студентов, а также других отрицательно воздействующих факторов.
Key words: female students, health, physical readiness, level of reproductive health, belly dance, health training motor regime
Summary. This article shows the problem of reproductive health of female students. So the summarizing rates ofphysical health and readiness let us control the affectivity and advantage of rational individual dozen health training regime. For example belly dance during physical culture and sport lessons of 3rd course female students at pedagogical school. Set "Belly dance " gives the opportunity to
optimize the process of females' growing with great success to leveling negative influence of hypo dynamics and hypo kinesia.
Проблема репродуктивного здоровья девушек и женщин пока не стала центром внимания педагогики, физиологии, теории и практики физического воспитания, однако ресурсы здравоохранения не безграничны в данном аспекте. Об этом свидетельствуют проведенные в 2007 году, в городе Москве научно-практические конгрессы «Здоровье нации и проблемы демографии», «Здоровье нации и массовый спорт», международная конференция «Здоровье нации: влияние табакокурения, алкоголя, наркотиков» и всероссийский форум «Здоровье нации - основа процветания России» [4, С. 90-92].
Воспроизводство населения преимущественно реализуется населением фертильного возраста 20-29 лет, на долю которого приходится 49% от общего числа прерываний беременности и 64% от общего числа родов. Каждые десятые роды и аборт - у подростков и девушек в возрасте 14-19 лет. Регистрируемый за последние 5 лет показатель рождаемости 10,8-11,2 (на 1000 человек) обусловлен увеличением численности женского населения молодого репродуктивного возраста [4,С.71-73].
Следовательно, одним из ключевых факторов демографического неблагополучия страны является ухудшение состояния соматического и репродуктивного здоровья девушек.
Студентки старших курсов уже входят в фертильный возраст. Однако, отклонения в состоянии здоровья первокурсников по вузам России приближается к отметке 60-70% от общего числа поступивших на учебу [4, С. 177-180]. И если известно, что с каждым годом учебы и трудовой деятельности здоровье лишь ухудшается [4, С. 135-136], то каковы уровни физического развития и подготовленности, и удовлетворяют ли они репродуктивным функциям будущих родителей - вопрос остается открытым.
Братухин А.Г. представил [4, С.68] анализ полученных результатов анкетирования обучающихся на начальном этапе в системе высшего профессионального образования, и выявил наличие риска, развития нарушения репродуктивной функции у всех обучающихся - от 36% до 98%. Очень высокий риск наблюдался у 21,7% анкетируемых.
В связи с этим, необходимо подготовить к репродуктивной функции девушек, не вошедших в группу 20-29 лет и еще имеющих возможность регулярно заниматься физической культурой. Данным контингентом являются девушки, у которых «перед выходом в жизнь» ещё возможно повысить кондиционные возможности организма в рамках учебной дисциплины «Физическая культура», такими являются студентки до третьего курса, включительно.
Таким образом, репродуктивное здоровье подразумевает функционально-детерминированную область физического здоровья человека, представляющую собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся соответствующим уровнем
следующих показателей: физического развития, функциональной и физической подготовленности, развиваемых в результате физкультурно-спортивной деятельности.
В нашем исследовании к укреплению репродуктивного здоровья девушек - студенток 3 курса Набережночелнинского филиала Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (НФ ТГГПУ) в 2006-2007 учебном году мы подошли через внедрение нового, модного, психо-эмоционального и эстетико-физического вида двигательной активности в учебный процесс, каким является, на данный момент, восточный танец.
В эксперименте приняли участие 90 студенток 3 курса НФ ТГГПУ в возрасте 19 лет.
В двух группах учебные занятия проводились соответственно учебному плану и по расписанию 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа).
Контрольная группа занималась согласно программе по физической культуре, рекомендованной Минвузом РФ (2000г).
Экспериментальная группа занимались по программе "Восточные танцы" (экспериментальная программа ФК для студенток 3 курса от 2006 г., утвержденная ученым советом университета).
Изучение физического развития и здоровья обеих групп учащихся производилось соматометрическими и физиометрическими методами исследования. Известно, что для высокого уровня физического здоровья характерны не столько максимальные значения отдельных морфологических и функциональных показателей, превышающих возрастную норму, сколько оптимальное их соотношение [5].
Мы использовали комплекс показателей: экспресс-оценку уровня физического здоровья по Апанасенко Г.Л., Науменко Р.Г., (1988) [3] и методику комплексной оценки физического развития по Ланда Б.Х. [1].
Поскольку предлагаемые показатели измеряются в разных единицах, мы применили по примеру других авторов (Руфье, Годик М.А., Апанасенко Г.А., Шаповалова В.А. и др.), формализованную пятибалльную шкалу оценки от «5» до «1» [5], что особенно важно при оценке физических качеств по контрольным нормативам с учетом возрастно-половых особенностей [2]
Исследуемые показатели физического развития, функциональной и физической подготовленности мы соотносили с уровнями состояния тестируемого контингента: «высоким», «выше среднего», «средним», «ниже среднего» и «низким» (табл. 1).
Исследованием установлено, что физическое развитие девушек всех групп соответствует возрастным показателям. Однако к концу учебного года, показатели индексов, а, следовательно, и уровень физического здоровья девушек второй экспериментальной группы выше, чем в первой и показатели весьма достоверны (Тр > 0,05-0,01). Так, на 36,4% увеличилось количество студенток, перешедших на высокий уровень физического развития (табл.1.и рис.1.).
Таблица 1
Уровни показателей здоровья студенток 3 курса на начало и конец 2006-2007 года
Физическое развитие
Группы (количество респондентов) Уровни высокий >среднего средний <среднего низкий
КГ (п=30) Начало п 5 11 3 3 8ист + 1ож
% 16,6 36,6 10 10 23,5+3,3
Конец п 6 10 2 5 6ист + 1ож
% 20 33 7,1 16,6 20+3,3
ЭГ-1(п=30) Начало п 10 9 2 2 5 ист + 2ож
% 33 29,1 7,1 7,1 16,6+7,1
Конец п 10 10 4 3 2ист + 1ож
% 33 33 13,6* 10 7,1+3,3
ЭГ-2 (п=30) Начало п 4 5 10 4 6ист + 1ож
% 13,6 16,5 33 13,6 20+3,3
Конец п 15 12 2 1 0
% 50** 39,6** 7,1* 3,3* 0
Функциональная подготовленность
КГ (п=30) Начало п 3 3 12 7 5
% 10 10 39,6 23,8 16,6
Конец п 2 2 8 12 6
% 7,1 7,1 26,2 39,6 20
ЭГ-1(п=30) Начало п 2 3 5 10 10
% 7,1 10,1 16,6 33,1 33,1
Конец п 7 5 5 10 3
% 23,8* 16,6 16,6 33 10*
ЭГ-2 (п=30) Начало п 3 2 10 13 2
% 10 7,1 33 42,8 7,1
Конец п 10 7 8 4 1
% 33* 23,8* 26,3 13,6* 3,3
Известно, что для высокого уровня физического здоровья характерны не столько максимальные значения отдельных морфологических и функциональных показателей, сколько оптимальное их соотношение [5], обеспечивающее достаточный уровень функциональных и кондиционных возможностей.
Продолжение таблицы 1
Физическая подготовленность
Группы Уровни высокий >среднего средний <среднего низкий
КГ (п=30) Начало п 2 5 10 7 6
% 7,1 16,6 33 23,3 20
Конец п 3 5 9 6 7
% 10 16,6 20,6 20 23,8
ЭГ-1(п=30) Начало п 2 3 12 6 7
% 7,1 10 39,1 20 23,8
Конец п 3 8 9 5 5
% 10 26,3* 30,5 16,6 16,6
ЭГ-2 (п=30) Начало п 1 5 11 7 6
% 3,3 16,6 36,3 23,8 20
Конец п 7 8 8 4 3
% 23,8** 26,3 26,3* 7** 10*
Суммарный показатель здоровья
КГ (п=30) Начало п 10 18 25 17 20
% 11,1 20 27,8 18,9 22,2
Конец п 11 17 19 23 20
% 12,2 18,9 21,1 25,6 22,2
ЭГ-1(п=30) Начало п 14 15 19 18 24
% 15,6 16,7 21,1 20 26,6
Конец п 20 23 17 18 22
% 20,1 23,2 16,7 18 22
ЭГ-2 (п=30) Начало п 8 12 31 24 15
% 8,9 13,3 34,4 26,7 16,7
Конец п 32 27 18 9 4
% 35,6** 30* 20 10* 4 4**
Примечания: достоверность различий по критерию Крамера - Уэлча между показателями в группах: * - (Тр > 0,05); **- (Тр >0,01).
Учитывая оценки каждого из показателей, можно отметить, что девушкам трех групп присуща низкая оценка индекса Кетле (7,1-23,5 %), что может свидетельствовать о недостаточном питании или слабом развитии мышц и, как следствие, - дефицит массы тела будущих мам.
Динамика физической подготовленности студенток выразилась в переходе студенток на более высокий уровень в экспериментальных группах (табл. 1. рис.2), причем в ЭГ-2 за счет значительного (Тр > 0,01) сокращения числа девушек, отнесенных к уровню ниже среднего (с 23,8% до 7%) и низкого.
%
Конец учебного года
уровни
КГ
ЭГ-1
ЭГ-2
□ 1 низкий
□ 2 ниже среднего
□ 3 средний
□ 4 выше среднего
□ 5 высокий
Рис. 1. Распределение девушек - студенток 19 лет по уровням физического здоровья
(по Апанасенко Г.Л., Науменко Р.Г., 1988).
Рис. 2. Пазатели комплексной оценки физического развития по Ланда .
50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
Конец учебного года УРОВНИ
-«5
3
3
оо
3
3 2
.о сТ
СО
22
-с^
со
ш
"ОТ
-«в; со
СБ
2
Т 2
3
"со— —««3 см
1И
КГ
ЭГ-1
ЭГ-2
1ГПЕ
^ Г
□ 1 низкий
□ 2 ниже среднего
□ 3 средний
□ 4 выше среднего
□ 5 высокий
Рис. 3. Распределение девушек-студенток по уровням физической подготовленности.
В настоящее время для определения уровня репродуктивного здоровья нет предложенных методов качественной и количественной оценки.
Необходима разработка принципов и подходов, в основе которых будет лежать концепция о сердечно-сосудистой системе, как индикаторе общих приспособительных реакций и об антропометрических показателях физического статуса организма, а также о состоянии мочеполовой системы, как связи с органами малого таза, а точнее, данные репродуктивной функции и о физических кондициях будущих женщин.
Необходимо ввести понятие уровней репродуктивного здоровья, которые являются качественной характеристикой состояния показателей здоровья организма. Мы предполагаем,
что данные уровни могут соответствовать таковым физического здоровья и физической подготовленности, т.е. являются суммарными показателей физического развития, функциональной и физической подготовленности (табл.1, рис.3).
Девушки, занимающиеся 4 часа в неделю восточными танцами, имеют уровень репродуктивного здоровья выше (35,6%), чем уделяющие внимание этому виду двигательной активности в количестве 2 часов в неделю (ЭГ-1; 20,1%) и находящиеся в контрольной группе (12,2%).
%
50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
Конец учебного года
УРОВНИ
КГ
ЭГ-1
ЭГ-2
□ 1 низкий
□ 2 ниже среднего
□ 3 средний
□ 4 выше среднего
□ 5 высокий
Рис. 4. Суммарные показатели здоровья девушек (физического развития, функциональной и физической подготовленности) и соответствующие уровни
репродуктивного здоровья.
Таким образом, учет суммарных показателей физического здоровья и подготовленности позволяет контролировать эффективность и преимущество рационального индивидуально дозированного оздоровительно-тренировочного двигательного режима, каким явились восточные танцы в регламентированной дисциплине «физическая культура» для девушек-студенток на 3 курсе педагогического вуза. Раздел «Восточные танцы» дает возможность оптимизировать процессы роста и развития организма девушек, с большим успехом нивелировать негативное влияние гиподинамии и гипокинезии, большой процент достаточно и не очень здоровых студентов, а также других отрицательно воздействующих факторов.
Список литературы:
1. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и подготовленности: учеб. пособие / Б.Х. Ланда - М.: Советский спорт, 2004. - 192 с., ил.
2. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В.И. Лях. - М.: АСТ, 1998. -272 с.
3. Макарова, Г. А. Спортивная медицина: учебник / Г.А.Макарова. - М.: Советский спорт, 2004. - С. 465.
4. Здоровье нации - основа процветания России: материалы научно-практических конгрессов III Всероссийского форума: т. 2. - М., 2007. - ч. 2. - 286 с.
5. Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: материалы IV международной научно-практической конференции. - Ставрополь, 2007. - 468 с.
Glossary:
1. Landa, B.H. Methods of complex rate of physical development and readiness: St. book/ B.H.Landa - М.: Soviet sport, 2004. -192 p., pic.
2. Liah V.I. Tests of physical education of school children: Teachers manual / Liah V.I. - М.: LTD «Firm «Izdatelstvo АSТ», 1998. -272 p.
3. Makarova, GA. Sport medicine: St. book / Makarova GA. - М.: Soviet sport, 2004. - P. 465.
4. Works from science and practice III Russian forum "Health of nation is the base of Russian prosperity ", Book 2, Part 2, issues: "International conference "Health of nation: tobacco, alcohol, drugs influence; Congresses: "Health of nation and demography problems, "Health of nation and mass sport", "Health of nation and social security ", "Health of nation and environment", "Psychological practice- Health of nation". - М., 2007. - 286 p.
5. Physical culture and sport: integration of science and: Works IV international science and practical conference. - Stavropol, 2007. - 468 p.