Научная статья на тему 'Изменение физической подготовленности девушек-студенток посредством занятий восточными танцами'

Изменение физической подготовленности девушек-студенток посредством занятий восточными танцами Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
270
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ДЕВУШКИ-СТУДЕНТКИ / РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ВОСТОЧНЫЕ ТАНЦЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецова З. М., Селиверстова Н. Н.

Данная работа посвящена исследованию динамики физической подготовленности девушек педагогического вуза, занимающихся восточными танцами в рамках дисциплины «Физическая культура». Выявлено, что восточные танцы являются эффективным средством повышения физического состояния будущих женщин. Прирост соответствующих показателей силовой выносливости и гибкости у занимающихся восточными танцами выше, чем у занимающихся по традиционной программе «Физическая культура». Восточные танцы соответствуют половой идентичности и мотивации исследуемого контингента, это приводит к регулярности физических нагрузок, повышению физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменение физической подготовленности девушек-студенток посредством занятий восточными танцами»

ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ ВОСТОЧНЫМИ ТАНЦАМИ

З.М. КУЗНЕЦОВА, H.H. СЕЛИВЕРСТОВА, Камский государственный институт физической культуры

Аннотация

Данная работа посвящена исследованию динамики физической подготовленности девушек педагогического вуза, занимающихся восточными танцами в рамках дисциплины «Физическая культура». Выявлено, что восточные танцы являются эффективным средством повышения физического состояния будущих женщин. Прирост соответствующих показателей - силовой выносливости и гибкости - у занимающихся восточными танцами выше, чем у занимающихся по традиционной программе «Физическая культура». Восточные танцы соответствуют половой идентичности и мотивации исследуемого контингента, это приводит к регулярности физических нагрузок, повышению физической

подготовленности.

Abstract

The given work is devoted to the change of physical preparation of young girls, studying in higher pedagogical institutions and going in for eastern dances, framed into discipline «physical culture».

It is found out that eastern dances are more effective means of increasing of future women’s physical state. Increase in appropriate indices - strength endurance and flexibility - of girls going in for eastern dances are higher than of such girls who go in for traditional program «physical culture», it shows the advantage of given kind of motor activities.

Eastern dances correspond to sexual identity and motivation of investigating contingent.

It leads to regularity of physical training and consequently to preparation of young girls organism to labour activities.

Ключевые слова: физическая подготовленность, девушки-студентки, репродуктивное здоровье, восточные танцы.

Демографический кризис остается одной из наиболее актуальных проблем в России. Одна из основных его причин - катастрофическое состояние репродуктивного здоровья молодежи. По данным медиков, только 6% старшеклассниц могут считаться здоровыми [2].

По данным Всемирной организации здравоохранения, во всем мире на долю заболеваний, связанных с репродуктивной функцией, приходится 20% случаев среди женщин [2, 3].

На фоне значительного ухудшения в последние годы репродуктивного здоровья девочек и девушек [1] особую тревогу вызывает состояние физического развития и физической подготовленности подрастающего поколения нашей страны.

Состояние физической подготовленности нынешних девушек и женщин определяет не только настоящее, но и будущее здоровье населения нашей страны - «здоровье женщины - здоровье нации», его резервные функциональные возможности [4].

Изучение динамики физической подготовленности студенческой молодежи посредством различных видов двигательной активности нередок [5, 6], однако вопрос изменения ее через восточные танцы в физкультурной работе в учебных заведениях до настоящего времени не рассматривался.

Целью данной работы явилось изучение влияния занятий восточными танцами в рамках учебной дисципли-

ны «Физическая культура» на физическую подготовленность студенток педвуза.

Формирующий эксперимент годичной продолжительности был проведен в 2006/2007 учебном году в г. Набережные Челны.

В эксперименте приняли участие 90 студенток 3-го курса филиала Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета в возрасте 19 лет.

Во всех группах учебные занятия проводились соответственно учебному плану и по расписанию - 4 часа в неделю (2 раза по 1,5 часа).

Контрольная группа (КГ) занималась согласно программе по физической культуре, рекомендованной Минвузом России (2000 г.). Содержанием занятий являлось традиционное прохождение в течение обучения основных спортивных видов деятельности (волейбола, баскетбола, легкой атлетики и т.п.), где немалое количество времени было уделено совершенствованию техники в этих видах спорта и развитию физических качеств.

Первая экспериментальная группа (ЭГ-1) занималась по комплексной программе, где наряду с восточными танцами использовались традиционные средства физического воспитания (Программа ФК, 2000 г.).

Вторая экспериментальная группа (ЭГ-2) занималась по программе «Восточные танцы» (экспериментальная программа ФК, для студенток 3-го курса от 2006 г., утвержденная ученым советом университета).

В содержание программы были включены различные виды комбинаций для работы отдельных частей тела под соответствующее музыкальное сопровождение. Структура занятий включала непосредственно традиционную аэробную часть, фитнес-танц (танцевальные связки на развитие всех видов эстетических способностей), стрет-чинг (упражнения для развития гибкости), дыхательные упражнения на расслабление.

Интенсивность занятий составляла 70% от максимальной ЧСС (140-150 уд./мин), что является выше нижней границы интенсивности для улучшения функ-

ционального состояния кардиореспираторной системы.

Занятия проводились фронтальным методом, широко использовались методы показа и объяснения.

Результаты работы и обсуждение

Экспериментальная программа оказала существенное влияние на прирост физических качеств. Показатели физической подготовленности студенток представлены в табл. 1. Показатели сдвигов отражены в табл. 2 и на рисунке.

Таблица 1

Сводная таблица статистических оценок показателей тестирования у студенток педагогического вуза за период эксперимента

Контрольные тесты Характе- ристика экспери- мента Контрольная группа Экспериментальные группы

КГ (п=30) ЭГ-1 (п=30) ЭГ-2 (п=30)

Хср+8х Зій Т Хср + Зх Зій Т Хср+8х Зій Т

Бег 30 м с высокого старта, с Индекс ФП1 До 5,69±0,09 0,49 5,55±0,07 0,40 5,64±0,08 0,31

После 5,68±0,07 0,40 Тр<0,05 5,51±0,09 0,37 Тр<0,05 5,48±0,07 0,38 Тр>0,05

Челночный бег 3x10 м, с Индекс ФП 2 До 9,2±0,12 0,48 9,15±0,17 0,69 9,23±0,14 0,55

После 9,12±0,11 0,45 Тр<0,05 9,03±0,06 0,33 Тр<0,05 8,81±0,06 0,34 Тр>0,01

Бег 1000 м, мин Индекс ФП 3 До 5,21±0,09 0,49 5,28±0,07 0,4 5,26±0,06 0,35

После 5,33±0,04 0,21 Тр<0,05 5,35±0,05 0,27 Тр<0,05 5,33±0,06 0,30 Тр<0,05

Подтягивание на перекладине из виса (кол-во раз) Индекс ФП 4 До 8,22±0,79 4,09 8,30±0,58 3,19 8,23±0,70 4,14

После 8,93±0,64 3,26 Тр <0,05 9,37±0,74 4,04 Тр<0,05 11,17±0,77 4,20 Тр>0,01

Наклон вниз, стоя на скамейке, см Индекс ФП 5 До 10,82±0,63 3,45 10,64± 0,46 3,65 10,76±0,71 3,9

После 11,02±0,78 5,60 Тр<0,05 13,05± 0,41 5,12 Тр>0,01 14,79±0,54 2,97 Тр>0,01

Прыжок в длину с места, см Индекс ФП 6 До 170,30±2,04 11,17 170,47 ±1,71 9,34 169,1±1,43 7,84

После 173,77±2,44 13,34 Тр<0,05 173,20 ±1,25 6,86 Тр<0,05 175±1,30 7,13 Тр>0,01

Примечание. Достоверность различий по критерию Крамера - Уэлча (Т)

Т0,05=1,96; Т001=2,58.

Таблица 2

Показатели сдвигов физической подготовленности студенток в педагогическом эксперименте

Г руппы Исследуемые признаки

ФП1 ФП2 ФП3 ФП4 ФП5 ФП6 Х

ЭГ-1В КГ-К контрольная 0,72 1,31 -1,33 12,9 22,65 1,60 6,31

КГ-В 0,18 0,87 -2,30 8,64 1,85 2,04 1,88

Разница 0,54 0,44 -0,97 4,26 20,8 -0,44 4,43

ЭГ-2В КГ-К 2,84 4,55 -1,33 35,72 37,45 3,49 13,79

КГ-В 0,18 0,87 -2,30 8,64 1,85 2,04 1,88

Разница 2,66 3,68 -0,97 27,08 35,6 1,45 11,91

Примечание. Разница обозначена в пользу группы, расположенной в таблице сверху.

Сдвиг, %

-■--КГ-В —X-ЭГ-1В —ЭГ-2В —І— X

Показатели сдвигов физической подготовленности студенток в эксперименте

Как видно, показатели в беге на 30 м с высокого старта, в челночном беге, в беге на выносливость, а также в прыжке в длину с места (ФП1, ФП2, ФП3 и ФП6) в трех группах разнятся незначительно, сдвиги (-2,30-3,68%) недостоверны при Тр<0,05. Темпы прироста показателей также не имеют достоверных различий.

Отмечаются сдвиги по следующим признакам:

- силовая выносливость рук (ФП4) в экспериментальных группах ЭГ-1В и ЭГ-2В соответственно составляет 12,9 и 35,72%. Тогда как в контрольной КГ-В -8,64%. Отсюда разница сдвигов показателей у первой и второй экспериментальных групп соответственно меньше - от 4,26 (ЭГ-1В/КГ-В) до 27,08% (ЭГ-2В/КГ-В); при этом темпы прироста, особенно во второй экспериментальной группе, выше в два раза и достоверны при Тр >0,01;

- гибкость (ФП5) в экспериментальных группах (ЭГ -1 и ЭГ-2) составляет 22,65 и 37,45%, а в контрольной -1,89%. Сдвиг показателя экспериментальных групп выше на 20,8 и 35,6% (Тр>0,01) относительно контрольной группы КГ. При этом темп прироста также выше в пять раз.

Соответственно по данному индексу данных сдвигов в ЭГ-1 и ЭГ-2 оказалось достаточно для перехода на более высокий уровень - с низкого на средний (Тр>0,01).

Данное заключение обосновывается наибольшим сдвигом показателей в КГ-К относительно контрольной группы вуза по пяти индексам (ФП1 - ФП5) и средним показателям сдвигов физической подготовленности 1,41% (табл. 2).

Различия между ЭГ-1 и ЭГ-2 достоверно неразличимы между собой, средние показатели сдвигов физической подготовленности здесь составили 6,31 и 13,79%.

Заключение

В содержание программы по физической культуре в рамках обязательной для девушек-студенток 3-4-х курсов следует внедрить восточные танцы. С учетом специфики подготовки девушек к предстоящей репродуктивной деятельности в программу физической подготовки целесообразно включать упражнения, развивающие силовую выносливость мышц брюшного пресса, гибкость позвоночного столба и тазобедренных суставов.

Литература

1. Берегите девочек // Медицинская газета. - 2004. -№ 13. - 20 февраля.

2. Всемирная организация здравоохранения утвердила глобальную стратегию в области репродуктивного здоровья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.podrobnosti.ua/health/2004/05

3. Иорданская Ф.А. Физическая культура и спорт в жизни российских женщин // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 9. - С. 45.

4. Лейфа А.В. Профессионально формирующая систе-

ма физической активности и здоровья студентов высших

учебных заведений: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Лейфа. - Киров, 2007. - 25 с.

5. Особенности влияния комплексных занятий гимнастикой и плаванием с оздоровительной направленностью на основные компоненты физической подготовленности женщин 21-35 лет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fastvin.com/referat.

6. Повышение уровня физической подготовленности девушек 16-20 лет посредством занятий аква-тикой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.dekanat.ru/map.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.