Научная статья на тему 'Программно-методическое обеспечение раздела «Восточные танцы» в рамках дисциплины «Физическая культура» для студенток'

Программно-методическое обеспечение раздела «Восточные танцы» в рамках дисциплины «Физическая культура» для студенток Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ / STUDENTS / ДИСЦИПЛИНА "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" / DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE" / РАЗДЕЛ "ВОСТОЧНЫЕ ТАНЦЫ" КАК ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОГРАММЫ / SECTION "EASTERN DANCE" A VARIABLE COMPONENT OF THE PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селивёрстова Н. Н.

Динамика физического развития, физической и функциональной подготовленности студенческой молодежи изучается посредством внедрения в учебный процесс вуза различных видов двигательной активности. До настоящего времени восточные танцы в учебной дисциплине «Физическая культура» не выступали предметом специального педагогического исследования. Интеграция программно-методической документации в учебно-тренировочном процессе дисциплины «Физическая культура» для студенток способствует изменению физического здоровья, физической и функциональной подготовленности посредством внедрения восточных танцев в вариативный компонент программы «Физическая культура» в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селивёрстова Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM-METHODIC MAINTENANCE OF «ORIENTAL DANCE» IN THE DISCIPLINE «PHYSICAL CULTURE» FOR STUDENTS

The dynamics of physical development, physical and operational training of students studied by introducing in the educational process of the institution of various types of motor activity. So far eastern dance training in the discipline of «physical culture» was not the subject of special pedagogical studies. The integration of software and methodical documentation of discipline «physical culture» training to students contributes to a change of physical health, physical and functional training through the introduction of oriental dance in the variable component of the program «physical culture» in high school.

Текст научной работы на тему «Программно-методическое обеспечение раздела «Восточные танцы» в рамках дисциплины «Физическая культура» для студенток»

ПЕДАГОГИКОЛСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Электронный жлфнял Камской государственной академии физической ку,чылт>ы, с портя и туризма

PerJVa Эл №ФС77-27659 от 26 марта 2007 г.

№2 (2009)

(Выпуск 11)

УДК 796.01+378

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗДЕЛА «ВОСТОЧНЫЕ ТАНЦЫ» В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ СТУДЕНТОК

Н.Н. Селивёрстова - кандидат педагогических наук, старший преподаватель Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

PROGRAM-METHODIC MAINTENANCE OF «ORIENTAL DANCE» IN THE DISCIPLINE «PHYSICAL CULTURE» FOR STUDENTS

N.N. Seliverstova - PhD, senior teacher Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Naberezhnye Chelny

silva76@Jist. ru

Ключевые слова: студентки, дисциплина «Физическая культура», раздел «восточные танцы» как вариативный компонент программы.

Аннотация: Динамика физического развития, физической и функциональной подготовленности студенческой молодежи изучается посредством внедрения в учебный процесс вуза различных видов двигательной активности. До настоящего времени восточные танцы в учебной дисциплине «Физическая культура» не выступали предметом специального педагогического исследования. Интеграция программно-методической документации в учебно-тренировочном процессе дисциплины «Физическая культура» для студенток способствует изменению физического здоровья, физической и функциональной подготовленности посредством внедрения восточных танцев в вариативный компонент программы «Физическая культура» в вузе.

Key words: students, discipline «physical culture», section «Eastern Dance» a variable component of the program.

Abstract: The dynamics of physical development, physical and operational training of students studied by introducing in the educational process of the institution of various types of motor activity. So far eastern dance training in the discipline of «physical culture» was not the subject of special pedagogical studies. The integration of software and methodical documentation of discipline «physical culture» training to students contributes to a change of physical health, physical and functional training through the introduction of oriental dance in the variable component of the program «physical culture» in high school.

4707014459010

Введение. Современная технология подготовки студенток в физическом воспитании в вузе [1, 2] предусматривает высокие требования по физическому развитию, функциональной и физической подготовленности как необходимому условию достижения высокого уровня репродуктивного здоровья.

Таким образом, актуальность нашего исследования заключается в разрешении противоречия между возможностями восточных танцев в области репродуктивного и физического совершенствования личности и недостаточной разработанностью программно-методического обеспечения для их использования в практике физического воспитания.

Проблема - средства повышения эффективности формирования репродуктивно-физического потенциала студенток.

Цель исследования - теоретически обосновать и практически проверить эффективность применения восточных танцев как средства формирования репродуктивно-физического потенциала студенток.

Объект исследования - процесс физического воспитания в вузе.

Предмет исследования - восточные танцы как средство формирования репродуктивно-физического потенциала студенток.

Гипотеза исследования основана на предположении, что эффективность формирования репродуктивно-физического потенциала студенток в процессе физического воспитания возрастает, если использовать восточные танцы в вариативном компоненте программы «Физическая культура».

Задачи исследования:

1) дать определение базовому понятию «репродуктивно-физический потенциал девушек»;

2) разработать модель формирования репродуктивно-физического потенциала студенток;

3) разработать содержание раздела «Восточные танцы» в вариативном компоненте учебной программы «Физическая культура» вуза;

4) экспериментально проверить влияние восточных танцев на составляющие репродуктивно-физического потенциала студенток.

Методы и организация исследования. Анализ научно-методической литературы; анкетирование; тест для оценки психоэмоционального состояния студенток по методике САН; педагогический эксперимент, тестирование физической подготовленности [3]; сомато-физиометрическое тестирование; экспресс-оценка физического здоровья по Г.Л. Апанасенко; метод оценки силовой выносливости мышечного корсета [4]; анамнез; метод моделирования; методы математической статистики.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось на базе кафедры физического воспитания Набережночелнинского филиала ГОУ ВПО «Татарский государственный

гуманитарно-педагогический университет» (НФ ТГГПУ) в четыре взаимосвязанных этапа в период 2003-2008 гг.

Формирующий эксперимент проводился в естественных условиях, в нем приняли участие студентки 3 курса НФ ТГГПУ в количестве 90 человек, возраст которых составил 19-20 лет, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе с равными исходными данными физического развития и исследуемых уровней физической и функциональной подготовленности (р>0,05).

Из них методом случайных чисел были образованы три группы - две экспериментальные (по 30 человек) и контрольная (30 человек).

Сущность педагогического эксперимента заключалась во внедрении в практику физического воспитания программы «Восточные танцы» с целью не только улучшения исследуемых показателей, но и формирования мотивации студенток к регулярной двигательной активности.

Содержание раздела «Восточные танцы» в рамках программы "Физическая культура" составлено с учетом основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе.

Естественные условия эксперимента предусматривали организацию учебных занятий, как в экспериментальных, так и в контрольной группах, в соответствии со временем, отводимым рабочей программой высшего учебного заведения (136 часов в год, из которых на учебно-практический подраздел выделено 132 часа, на теоретический - 4 часа).

Занятия во всех группах проводились два раза в неделю в соответствии с учебным планом и расписанием (2 раза в неделю по 2 часа). В ходе эксперимента на учебных занятиях девушки занимались по подгруппам в количестве от 12 до 18 человек.

В экспериментальных группах занятия по физическому воспитанию проводились инструкторами фитнес клубов (требования к инструкторам: стаж работы не менее 3-х лет) с обязательным присутствием автора разработанной программы "Восточные танцы". В содержание программы был включен вид танцевальной аэробики - восточные танцы. Типовая структура занятий включала аэробную часть, калланетику, стретчинг, дыхательные упражнения на расслабление, а обязательным элементом являлось соответствующее музыкальное сопровождение.

Раздел «Восточные танцы» программы «Физическая культура» для экспериментальных групп был утвержден Ученым советом университета для студенток 3 курса в 2006 г.

Первая экспериментальная группа занималась согласно разделам традиционной программы (2 часа в неделю) и согласно экспериментальному разделу (2 часа в неделю - "Восточные танцы").

Вторая экспериментальная группа занималась согласно экспериментальному разделу «Восточные танцы» вариативного компонента программы «Физическая культура» (4 часа в неделю), который утвержден Ученым советом университета для студенток 3 курса в 2006 г.

В контрольной группе занятия проводились согласно программе по физической культуре, рекомендованной Минвузом РФ (2000 г) для педагогических высших учебных заведений. Содержанием занятий являлось традиционное прохождение в течение обучения в вузе основных видов спортивной деятельности (волейбола, гимнастики, баскетбола, легкой атлетики и т.п.), где немалое количество времени уделялось совершенствованию студенток в этих видах спорта.

Формирование репродуктивно-физического потенциала студенток осуществлялось путем применения восточных танцев в вариативном компоненте программы «Физическая культура» вуза в соответствии с моделью, планированием учебного материала и при обязательной интегральной оценке показателей психо-эмоционального состояния, функционирования сердечно-сосудистой системы, состояния опорно-двигательного аппарата и физических способностей девушек.

Учебным планом на предмет «Физическая культура» отводится 2 занятия в неделю (4 учебных часа), что за семестр составляет 68 часов, а годовой объём учебных занятий по восточным танцам для студенток вуза равен 136 часам, что составляет 32,8% от 408 обязательных согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ГОСТ ВПО, 1995).

Исходя из учебной деятельности студенток и воспитания мотивации к регулярным занятиям, в основу планирования занятий экспериментального раздела «Восточные танцы» в вариативном компоненте программы «Физическая культура» положен годичный цикл (макроцикл), который делится на два периода и включает ряд мезоциклов: 1) 1 семестр -втягивающие (ВТ) - 3 недели, базовые (Б) - 13 недель, поддерживающие (ПД) - 1 неделя; 2) 2 семестр - втягивающие - 1 неделя, базовые - 13 недель, поддерживающие - 3 недели.

В каждом мезоцикле интенсивность нагрузки регламентирована (Аэробика, 2002): втягивающие включают - 15 % смешанных (См) упражнений и 85 % аэробных (Аэр) упражнений; базовые (Б) - 25 % смешанных и 75 % аэробных; а поддерживающие (ПД) - индивидуальные упражнения (Инд).

Один микроцикл (виды: втягивающий - вт, ударный - уд, восстановительный - вос и соревновательный - сор) соответствует двум занятиям в неделю.

Соотношение специально направленных упражнений и элементов восточных танцев (ЭВТ) на занятиях в аэробном режиме соответствовало 1:3 и имело следующий объем: 4% -теоретическая подготовка, 6% - контроль, 23% - специально-направленные упражнения, выполняемые в среднем темпе без интервалов отдыха, и 67% - восточные танцы в аэробном режиме для формирования репродуктивно-физического потенциала студенток.

В содержании учебных занятий изучение танцевально-оздоровительных ЭВТ -проводилось с последовательным освоением «подводящих упражнений (ПУ), базовых движений (БД), слитности танцевальной комбинации (СТК) и восточных танцев в аэробном режиме (ВТ в АР)».

Выводы

1. Репродуктивно-физический потенциал студенток и процесс его формирования, дефиниции базовых понятий не удовлетворяют требованиям настоящего этапа изучения вопроса. Репродуктивно-физический потенциал оценивается составляющими репродуктивного (характер и особенности менструального цикла, предменструального синдрома, состояния кожи; функциональная слабость мышечного корсета и дефицит веса) и физического (физическая подготовленность, физическое развитие и здоровье) аспектов здоровья с учетом психоэмоциональных особенностей личности девушки. Формирование устойчивой привычки заботиться о своем репродуктивно-физическом потенциале возможно после формирования мотива, интереса студенток к активным занятиям физической культурой через восточные танцы. Восточные танцы как один из видов двигательной активности - это первая ступень в модернизации основного физкультурного образования студенток старших курсов средне-специальных и высших учебных заведений.

2. Разработана модель формирования репродуктивно-физического потенциала, подразумевающая внедрение раздела «Восточные танцы» объемом 136 часов, составляющих 32,8% от 408 обязательных в вариативный компонент программы «Физическая культура».

3. Раздел «Восточные танцы» имеет следующее распределение учебной нагрузки: контроль - 6% (8 часов), теоретико-методическая подготовка - 4% (4 часа) и система практических занятий - 90% (124 часа), последняя выражается через специально-направленные упражнения - 23,0% и элементы восточных танцев - 67%. Содержание основного вида раскрывается через специально подводящие упражнения - 10,2%, базовую структуру движений -22,0 %, слитность танцевальной комбинации - 21,6 %, восточные танцы в аэробном режиме - 13,2 % учебного времени.

4. Восточные танцы оказывают благотворное влияние на составляющие репродуктивно-физического потенциала студенток, что способствовало положительному изменению изученных показателей (р<0,01) за время педагогического эксперимента:

- совершенствование психо-эмоционального состояния к концу эксперимента на 1,52% (р<0,01) и 2,12 % (р<0,01) соответственно;

- повышение физической подготовленности на 6,31% и на 13,79% (р<0,01);

- увеличение физического развития на 4,07% и 5,38%;

- улучшение функционального состояния на 2,85% и на 4,14% соответственно;

- укрепление физического здоровья на 3,24% и на 9,33% (р<0,01) соответственно;

- упрочение состояния репродуктивного потенциала на 13,75% и на 19,79% (р<0,05) соответственно.

Литература

1. Вялкина, Т.Г. Физическое воспитание студенток вузов на основе дифференцированного применения комплексов ритмической гимнастики в сочетании с оздоровительными технологиями: дис. ... канд. пед. наук / Т.Г. Вялкина. - М., 2003. - 143 с.

2. Мнухина, О.Н. Профессиональная направленность физического воспитания студентов в педагогическом вузе: дис. ... канд. пед. наук / О.Н. Мнухина. - М., 2003. - 136 с.

3. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б.Х. Ланда. - М. : Советский спорт, 2004. - 192 с.

4. Селиверстова, Н.Н. Изменение показателей функционального мышечного тестирования как составляющих репродуктивно-физического потенциала студенток педагогического вуза / Н.Н. Селиверстова [Электронный ресурс] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2008. - № 8. - Режим доступа: http://www.kamgifk.ru/magazin/iournal.htm.

Bibliography

1. Vyalkina, T.G. Physical education students at higher education institutions through the application of differential complexes of rhythmic gymnastics, combined with improving technologies: dis. ... kand. ped. Science / T.G. Vyalkina. - M., 2003. - 143 p.

2. Mnuhina, O.N. The professional orientation of physical education student teacher in high school: dis. ... Kand. ped. Science / O.N. Mnuhina. - M., 2003. - 136 p.

3. Landa, B.H. The method of integrated assessment of physical development and physical preparedness / B.H. Landa. - Moscow: Soviet Sport, 2004. - 192 p.

4. Seliverstova, N.N. Changes in indicators of functional muscle testing, as components of reproductive capacity of the physical teaching high school students / N.N. Seliverstova [electronic resource] // Pedagogic-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports. - 2008. - №8. - Mode of access: http://www.kamgifk.ru/magazin/journal.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.