Научная статья на тему 'Влияние учебных перегрузок на здоровье учащихся начальных классов'

Влияние учебных перегрузок на здоровье учащихся начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1637
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ / ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВАЛЕОЛОГИЯ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / EDUCATIONAL OVERLOADS / OVERSTRAIN / HEALTH / PEDAGOGICAL VALEOLOGY / INTENSIFICATION OF EDUCATION / EDUCATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бачиева Эльмира Юнусовна, Асадулаева Фатима Рамазановна

В статье анализируется влияние учебных перегрузок на здоровье учащихся начальных классов, раскрывается условия для сохранения и укрепления здоровье младших школьников для формирования культуры здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бачиева Эльмира Юнусовна, Асадулаева Фатима Рамазановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Overloads Influence on Primary Schoolchildren’s Health

The article analyses the influence of educational overloads on primary schoolchildren’s health; reveals the conditions for maintaining and strengthening the primary schoolchildren’s health for healthy life-style culture forming.

Текст научной работы на тему «Влияние учебных перегрузок на здоровье учащихся начальных классов»

УДК 371.04 ББК 74.2

Бачиева Эльмира Юнусовна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра педагогики начального образования Дагестанский государственный педагогический университет

г. Махачкала Асадулаева Фатима Рамазановна кандидат педагогических наук, доцент

кафедра педагогики начального образования Дагестанский государственный педагогический университет

г. Махачкала Bachieva Elmira Yunusovna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Primary Education Pedagogics Daghestan State Pedagogical University Makhachkala Asadulaeva Fatima Ramazanovna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Primary Education Pedagogics Daghestan State Pedagogical University Makhachkala gadj iev82 @mail .ru Влияние учебных перегрузок на здоровье учащихся начальных

классов

Educational Overloads Influence on Primary Schoolchildren’s Health

В статье анализируется влияние учебных перегрузок на здоровье учащихся начальных классов, раскрывается условия для сохранения и укрепления здоровье младших школьников для формирования культуры здорового образа жизни.

The article analyses the influence of educational overloads on primary schoolchildren’s health; reveals the conditions for maintaining and strengthening the primary schoolchildren’s health for healthy life-style culture forming.

Ключевые слова: учебные перегрузки, переутомление, здоровье, педагогическая валеология, интенсификация образования, образовательная политика.

Key words: educational overloads, overstrain, health, pedagogical valeology, intensification of education, educational policy.

Во всех цивилизованных странах главным достижением общества и богатством человека считается не только высокий уровень жизни населения, но и здоровье подрастающего поколения. Здоровый человек, как правило, пользуется большим спросом на рынке труда, является творцом общества, носителем духовных ценностей, источником радости, интеллектуальной и физической работоспособности [6].

Каждый человек, появляясь на свет, обладает генетически заложенным потенциалом здоровья. Однако каким бы благоприятным не был генетический код индивида, человек в процессе своего развития постоянно взаимодействует с окружающей средой, которая может оказать существенное влияние как на развитие имеющихся задатков, так и на их угнетение в результате потери должного контроля за сохранением и укреплением здоровья. В связи с этим в настоящее время чрезвычайно актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья населения, в том числе и детей школьного возраста.

В последние годы в начальном образовании произошли позитивные изменения, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны. Современная система начального образования представляет гибкую, многофункциональную сеть образовательных учреждений (начальная школа -детский сад, школа-гимназия, школа-лицей, классы компенсирующего обучения, классы с опережающим обучением, школы с углубленным изучением иностранных языков и математики), которые представляют широкий спектр образовательных услуг с учетом потребностей семьи и общества.

Положительно зарекомендовали себя образовательные учреждения нового типа: начальная школа - детский сад (прогимназии), частные школы - гимназии и лицеи, создающие благоприятные условия для обеспечения преемственности в воспитании и обучении младших школьников. Существенные изменения произошли в содержании образования детей младшего школьного возраста. Все большее распространение приобретает вариативность программ, учебных планов, средств и методов обучения. В учебном процессе используют-

ся авторские программы, курсы, учебно-методические пособия, развивающие педагогические технологии обучения. Наметился отказ от жестко регламентированных форм и методов обучения. В отдельных инновационных образовательных учреждениях учебно-воспитательная работа строится на принципах гуманизации, демократизации и педагогики сотрудничества с реализацией личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании младших школьников. Вместе с тем происходящие в системе начального образования инновационные процессы показали неготовность значительной части учителей начальных классов к осознанному выбору вариативной программы обучения и ее адекватной реализации [7].

Изобилие вариативных программ и авторских курсов способствовало неоправданному увлечению педагогов предметным обучениям в начальной школе. Одной из основных причин негативных последствий введения вариантности и многопредметности является отсутствие утвержденных на государственном уровне стандартов начального образования и программ обучения, прошедших экспертизу. Целенаправленное формирование учебной деятельности в начальной школе, как правило, находится вне поля зрения авторов программ, учебников и она проходит без участия практических работников. Это препятствует установлению преемственности в формировании знаний на различных возрастных этапах и ступенях образования.

В ряде случаев отбор содержания программ начального образования осуществляется исходя из логики будущих учебных предметов и возможностей младших школьников. При этом педагогами не учитываются возрастные и индивидуальные особенности физического и психического развития детей младшего школьного возраста, а также достигнутый уровень школьной зрелости, личностного развития и морфофункциональной подготовленности каждого ребенка. Выбор содержания и методов обучения в большинстве начальных школ определяется на региональном уровне нередко не педагогической целесообразностью, а коньюктурными соображениями. В ряде случаев такая ситуация усу-

губляется негативной практикой отбора детей в первый класс на основе неправомерных требований учителей к объему знаний ребенка при поступлении в школу.

Многие родители и учителя начальных классов считают, что если ребенок умеет читать, писать и складывать (владеет арифметическими действиями), то он может учиться в первом классе, поэтому целью подготовки ребенка 6-7 лет к школе они считают формирование знаний необходимых для учебной деятельности. Педагоги дошкольных образовательных учреждений, реагируя на запросы родителей и учителей стремятся дать как можно больше знаний первоклассникам.

Содержание образовательных программ, применяемых в начальных школах, ориентированно преимущественно на умственное развитие детей, что зачастую оставляет за рамками интересов педагогов физическое и социальноличностное развитие ребенка. Это обуславливает неадекватную возрастным возможностям детей учебную нагрузку, что в свою очередь, наносит серьезный ущерб состоянию здоровья младших школьников.

В ряде образовательных учреждений инновационного типа наблюдается негативная практика неправомерного увеличения умственной нагрузки без учета возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Это вызывает у детей переутомление, перенапряжение и отрицательно влияет на физическое здоровье учащихся начальных классов.

Особую озабоченность вызывает превышение количества уроков в течение дня и их продолжительности без учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Образовательный процесс многих начальных школ перегружен дополнительными занятиями (математика, иностранный язык, музыка, танцы). В ряде случаев с младшими школьниками в течение дня проводятся че-тыре-пять занятий с продолжительностью более 45 мин. Кроме того, некоторые родители стремятся обеспечить своим детям дополнительное образование-посещение музыкальной школы, кружков, секций, проводимых в учреждениях

дополнительного образования. Наблюдаются случаи, когда учителя начальных классов сокращают перерывы между уроками, увеличивая время на математику, русский язык, иностранный язык, ущемляя право детей на отдых и на игровую деятельность. Такая умственная нагрузка приводит к снижению общей работоспособности детей и ухудшению их здоровья.

Современная начальная школа чрезмерно насыщена образовательными технологиями, авторскими программами по учебным дисциплинам, альтернативными курсами нового содержания, вариативными формами и методами обучения, позволяющими развивать в максимальном темпе учебнопознавательную деятельность младших школьников. Однако следует отметить, что использование этих новообразований в начальной школе сопровождается негативными тенденциями. Авторские вариативные программы повышенной трудности, учебные перегрузки, опережающий уровень начального образования, стремление педагогов к быстрым учебным достижениям в лицейных и гимнастических классах, обучение детей по программам повышенной трудности отодвигают заботу учителей о сохранении и укреплении здоровья младших школьников. По этой причине заболеваемость учащихся, обучающих в гимназиях, лицеях и в классах с углубленным изучением математики, физики и иностранных языков, в два раза выше, чем в общеобразовательных школах. Это обусловлено отсутствием должного гигиенического и педагогического контроля за режимом дня и за организацией учебно-воспитательной работы в условиях образовательных учреждений.

Заложниками бессистемной, раздробленной инновационной деятельности педагогов становятся дети, которых включают в бесконечные опыты и эксперименты, перегружают учебными занятиями, лишают детства [2].

В современной начальной школе, как уже было сказано выше, большое внимание уделяется развитию интеллектуальных способностей, чем физическому развитию и укреплению здоровья ребенка. Суммарный объем знаний,

получаемых в начальной школе, значительно превосходит возможности младших школьников по его усвоению.

Исследование показателей умственной работы и состояния здоровья школьников ростовской области, проведенное Т.И. Бабенко, И.И. Каменским, А.В. Скачковым, показало, что за время обучения в начальной школе объем выполняемой детьми умственной работы возрастает на 100%, превышая норму в 2,5 раза. Показатели умственной работы у учащихся среднего и старшего школьного возраста сопровождаются резким снижением ее качества [1].

Наблюдение выявило, что в начальных школах города Махачкалы, особенно в школах-гимназиях, лицеях и классах с углубленным изучением математики, физики и иностранных языков, образовательный процесс сильно перегружен. Помимо учебных занятий, и домашних заданий учащиеся начальных классов посещают дополнительные занятия (студии, кружки, секции), проводимые во внеучебное время в учреждениях дополнительного образования. В начальных классах довольно часто наблюдаются случаи, когда в течение дня проводятся 5-6 уроков, что недопустимо для младших школьников.

Необходимо предупреждать учебники перегрузки школьников, которые приводят к состоянию переутомления. Многие специалисты-педагоги, медики, психологи, физиологи - считаю учебные перегрузки одной из главных причин ухудшения здоровья учащихся - состояния здоровья детей хуже в тех образовательных учреждений, где учебная нагрузка выше (в гимназиях, лицеях, школах с углубленным изучением отдельных предметов, чем в обычных школах.

В современной школе проблема учебных перегрузок школьников осложнилась тем, что стали появляться новые предметы: информатика, граждановедение, ОБЖ, валеология и др. Но при этом объемы прежних программ практически не были сокращены, т.е. произошло уплотнение учебных программ.

Перед системой образования и здравоохранения многих странах встает вопрос: продолжать интенсификацию образования с неизбежным ущербом для здоровья детей или перестроить образовательную политику с учетом мини-

мального ущерба для здоровья. В большинстве стран запада этот вопрос был решен в интересах здоровья. В России в последнее время ситуация начинает изменяться к лучшему.

Важность и необходимость создания благоприятных предпосылок для воспитания и обучения младших школьников, укрепления их здоровья особо подчеркивается в Законе РФ «Об образовании», постановлении Правительства РФ «О национальной доктрине образования» (2010 г.), концепции модернизации Российского образования на период до 2012 года, Законе РФ «О физической культуре и спорте» и в концепции содержания непрерывного образования (2009 г.).

В этих важнейших государственных документах подчеркивается необходимость повышения качества начального образования, совершенствования системы воспитательно-образовательной работы и создания, благоприятных психолого-педагогических условий для укрепления здоровья, развития физических и интеллектуальных способностей, формирования знаний и умений, необходимых в жизнедеятельности младших школьников.

Начальная школа должна создать благоприятные условия - гуманную личностно-ориентированную образовательную и оздоровительную среду для сохранения, укрепления здоровья, развития интеллектуальных и двигательных способностей и формирования культуры здорового образа жизни.

Рационально организованный режим дня, включающий разные виды учебной, игровой, трудовой деятельности детей и предусматривающий сбалансированное чередование специально организованных занятий эстетического и физкультурно-оздоровительного цикла в течение дня является важнейшим условием для сохранения и укрепления здоровья младших школьников. Одним из главных условий сохранения и укрепления здоровья учащихся начальных классов в современных условиях является воспитание у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности и ответственного отношения к здоровому образу жизни.

Общая цель непрерывного начального образования заключается в подготовке детей к жизнедеятельности, укреплении их физического и психического здоровья, развитии умственных и физических способностей, обеспечивающих сохранение их индивидуальности, адаптации к изменяющейся социальной ситуации. Для достижения этой цели учителя начальных классов должны формировать с помощью валеологии умения и навыки личной и общественной гигиены, ознакомить младших школьников с правилами организации жизнедеятельности. При этом очень важно привить умения и навыки, связанные с соблюдением режима дня, правил личной гигиены, закаливания организма и организацией активных форм физкультурно-оздоровительной работы и видов учебной, игровой и трудовой деятельности.

Формированию этих умений и навыков должна способствовать педагогическая валеология как интегративная наука о здоровье, которая базируется на знаниях медицины, гигиены, педагогики и психологии.

Учить здоровому образу жизни, воспитать ответственное отношение к сохранению и укреплению здоровья детей младшего школьного возраста следует через валеологию путем повышения валеологической грамотности учителей, учащихся и родителей. С этой целью необходимо включить в региональный компонент начального и среднего образования валеологию и разработать для образовательных учреждений здоровьеформирующую программу по валеологии.

В последние годы в научно-методической литературе появилось ряд исследований, посвященных проблеме валеологии - науке о здоровье, учении о здоровом образе жизни. Валеологическому образованию детей дошкольного, школьного возраста и студентов посвящены научные работы М.Н. Алиева, П. Абаскаловой, И. Айзмана, Т.Ф. Акбашева, О.А. Александрова, И. Агаджаняна, Т.И. Бабенко, В.К. Бальсевича, В.М. Баршая, В.И. Бондина, И.И. Брехмана, Э.И. Вайнера, В.И. Жолдака, Л.А. Калинкина, В.П. Зайцева, Т.В. Карасевой, А.В. Колбанова, Г.А. Кураева, В.Д. Медведкова, И.В. Павловой, О.Л. Трещевой и др.

Эти ученые разработали учебно-методические пособия и программы по валеологии для детей дошкольного, школьного возраста и учащейся молодежи и определили эффективные средства, способствующие сохранению и укреплению здоровья.

Библиографический список

1. Бабенко Т.И., Каминский И.И., Скачков А. В. Валеология и образование, - Ростов-на-Дону, 1997. - С. 12-13.

2. Бачиева Э.Ю. Научно-теоретические основы развития системы ва-леологического образования младших школьников: Автореф. дис. к.п.н. - Махачкала, 2004. - 22с.

3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2000. - 352 с.

4. Брехман И.И. Валеология наука о здоровье. - М.: ФиС, 1990. - 203

с.

5. Комков А.Г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников // Теория и практика физической культуры , 1998. - № 6. - С. 2-3.

6. Концепция содержания непрерывного образования/дошкольное и начальное звено// Начальная школа, 2000. - № 4. - С. 3-20.

7. Смирнов Н.Н. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. - М., 2008.

Bibliography

1. Babenko T.I., I.I. Kaminsky, Skachkov, A. V. Valeology and Education, Rostov-on-Don, 1997. - P. 12-13.

2. Bachieva E.Yu. Scientific-and-Theoretical Bases of Junior Schoolchildren’s Valeological Education Development: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped. -

Makhachkala, 2004. - 22 p.

3. Bondarevskaya, E.V. Theory and Practice of Personality-Oriented Education. - Rostov-on-Don: Publishing House of RSPU, 2000. - 352 p.

4. Brekhman, I.I. Valeology Is a Health Science. - M.: FEC, 1990. - 203 p.

5. Komkov, A.G. Socio-Pedagogical Monitoring of Schoolchildren’s Physical

Activity, Health and Cultural Development // Theory and Practice of

PhysicalEducation, 1998. - №6. - P. 2-3.

6. Smirnov, N.N. Guide to Health Saving Pedagogy. Technology of Healthy Education. - M., 2008.

7. The Concept of Continuous Education: Pre-school and Primary Education // Elementary School, 2000. - №4. - P. 3-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.