Научная статья на тему 'Влияние тренера на психологический климат в команде'

Влияние тренера на психологический климат в команде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1035
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМАНДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / СТРЕСС / ТРЕНЕР / СПОРТ / ВЛИЯНИЕ / TEAM / PSYCHOLOGICAL CLIMATE / STRESS / COACH / SPORT / INFLUENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крыжановская Ольга Олеговна, Митрохин Евгений Александрович, Куницкая Татьяна Аркадьевна

В статье рассматривается возможные способы оказания влияния на психологический климат в команде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Крыжановская Ольга Олеговна, Митрохин Евгений Александрович, Куницкая Татьяна Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF COACH ON THE PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN THE TEAM

The article discusses possible ways to influence the psychological climate in the team.

Текст научной работы на тему «Влияние тренера на психологический климат в команде»

УДК 796:378

ВЛИЯНИЕ ТРЕНЕРА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОМАНДЕ

Ольга Олеговна Крыжановская

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, преподаватель кафедры физической культуры, тел. (913)902-68-98, e-mail: [email protected]

Евгений Александрович Митрохин

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, преподаватель кафедры физической культуры, тел. (913)755-86-47, e-mail: [email protected]

Татьяна Аркадьевна Куницкая

Сибирский государственный университет водного транспорта, 630099, Россия, г. Новосибирск, ул. Щетинкина, 33, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел. (383)221-48-22, e-mail: [email protected]

В статье рассматривается возможные способы оказания влияния на психологический климат в команде.

Ключевые слова: команда, психологический климат, стресс, тренер, спорт, влияние. INFLUENCE OF COACH ON THE PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN THE TEAM

Olga O. Kryzhanovskaya

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., a teacher of the Department of Physical Culture, tel. (913)902-68-98, e-mail: [email protected]

Eugene A. Mitrokhin

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., a teacher of the Department of Physical Culture, tel. (913)755-86-47, e-mail: [email protected]

Tatiana A. Kunitsky

Siberian State University of Water Transport, 630099, Russia, Novosibirsk, ul. Schetinkina, 33, Senior Lecturer, Department of Physical Education, tel. (383)221-48-22, e-mail: [email protected]

The article discusses possible ways to influence the psychological climate in the team.

Key words: team, psychological climate, stress, coach, sport, influence.

В командных видах спорта огромное значение имеет психологическая составляющая. Команда—это малая группа с количеством ее членов от 10 - 25 и находящихся в постоянном взаимодействии между собой и напряжении. Сложная система взаимоотношений тренер-команда, как показывает практика, является важнейшим фактором для достижения желаемого результата. И положи-

тельным он будет в большей степени при слаженном взаимодействии этой системы и умением справляться со стрессовыми ситуациями.

В настоящее время спорт немыслим без максимальных физических нагрузок, постоянных переживаний за свой успех или неуспех, т.е. игроки испытывают постоянный стресс. Определение этой реакции организма дал еще Уолтер Кэннон, а Ганс Селье описал стресс как: « Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования». Другими словами это состояние повышенного напряжения, финальной стадией которого может стать утрата адаптации, упадок сил и истощение.

Зачастую, соперничающие, спортивные коллективы имеют приблизительно равные физические кондиции и решающую роль в их противостоянии отводят психологической устойчивости как личности, так и коллектива в целом.

Как вывести команду на высокий и стабильный уровень?

Почему была проиграна игра?

Как создать в команде оптимальный психологический климат?

Эти вопросы часто задают тренеры.

Современный спорт можно охарактеризовать тем, что тренировки и соревнования проходят на фоне сильных эмоциональных и психических перегрузок, а так же на фоне напряженной умственной деятельности. Спортсмену необходимо научиться абсолютно четко контролировать и регулировать свои чувства и мысли, чтобы с максимальной эффективностью использовать свои способности и умения. Это достаточно сложно осуществить в условиях эмоционального и психического перенапряжения. Здесь в борьбу вступает стресс - это как второй соперник. Кто может контролировать свои мысли и чувства тот и выйдет победителем. В спорте необходима полная концентрация внимания при выполнении каждого элемента, иначе любой вероятный успех сводится к минимуму. Это один из основных факторов, который мешает игрокам хорошо и стабильно играть на максимуме своих возможностей. Но как стать психологически готовым или научиться контролировать все, что происходит в собственном сознании?!

Помимо психолога вопросы, связанные с контролем и реализацией максимальных возможностей спортивного коллектива в условиях стресса лежат непосредственно на спортсменах и тренере. Задача последнего помочь своим подопечным в сложной ситуации. Необходимо научить их контролировать стресс и делать это на том уровне, который будет способствовать раскрытию максимальных способностей команды в целом.

Для достижения этой цели надо уметь поддерживать стресс на таком уровне, который необходим для реализации потенциала игрока или команды, важно уметь контролировать его уровень, применяя следующие методы:

• Расслабление - техника, состоящая в том, чтобы отпустить свой ум и свое тело.

• Визуализация - использование в качестве инструмента психологической работы воображение.

• Контроль над своими мыслями.

• Планирование и анализ.

Для максимального эффекта от этих методов, необходимо их сделать частью своего спортивного образа жизни. Их сочетание позволит достигнуть полной психологической подготовленности [1].

Но опытному педагогу для получения положительных результатов необходимо учитывать все особенности малого спортивного коллектива.

Проанализировав взаимоотношения в командах разного уровня, можно с уверенностью утверждать, что результат напрямую зависит от слаженности коллектива и взаимоотношений внутри системы. Воспитательная роль педагога должна базироваться, прежде всего, на его личном профессионализме и авторитете, а завоевать его можно только при условии совпадения мировоззрений и убеждений тренера с его поведением.

Опыт и знания педагога в новейших достижениях позволяют обучать с перспективой, передавать информацию, обеспечивающую обучаемым опережающий способ профессионального мышления.

Его поведение отличается тактом, он умеет слушать и слышать. В повседневной жизни, на основе конструктивной критики и самокритики, он в состоянии адекватно оценивать свою и чужую деятельность. Он требователен и целеустремлен, в противном случае, если тренер не будет добиваться выполнения поставленных задач от учеников, это будет восприниматься ими как мягкотелость и неумение руководить.

Выделяют три стиля руководства командой: авторитарный, демократический и либеральный. Под их влиянием может меняться и личность спортсмена, и эффективность взаимодействия, и взаимоотношения внутри спортивного коллектива.

Создать оптимальный психологический климат в команде - вот одна из основных задач педагога. Во время работы тренер сталкивается с различными видами психологического климата и естественно возникает необходимость в его изменении. Необходимо наладить контакты внутри системы, максимально использовать возможности каждого игрока.

И реализовать это можно, как и через непосредственно соревновательно-тренировочную деятельность: -изменение цели; - состава команды;

-перераспределение функций игроков;

-изменение игровых комбинаций и их темпа и ритма и т.д.

Так и через систему межличностных отношений, т.е.:

-создание объединяющих мероприятий вне спортивной деятельности;

-частоты контактов между спортсменами;

-изменение группового настроения путем введения разнообразных стимулов.

Таким образом, перед тренером ставится сложная задача - развить и правильно направить личностные качества всех членов команды для достижения общей цели. Ведь успешно выступающая команда - это в первую очередь пси-

хологически правильно сплоченный коллектив, где с учетом индивидуальных качеств каждого спортсмена создан благоприятный климат.

А признаками достижения идеальной атмосферы в коллективе будут являться: сплоченность, доверие друг другу и тренеру, зрелость ее структуры, определенность лидерских позиций.

И формируется она под влиянием общегрупповых эмоций, которые возникают вследствие достижения командой каких либо результатов в совместной деятельности и не только в спортивной области. Т.е. педагогу необходимо создать такую благоприятную атмосферу, в которой будут царить доверие, взаимовыручка и взаимопонимание. Хороший психологический климат помогает более быстрому продвижению команды к общей цели, преодолению трудностей, умению находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях и как следствие более высокие показатели личной и командной удовлетворенности. Повысить сыгранность команды за счет оптимизации социально-психологического климата - это конечный результат реализации рассматриваемой компетентности тренера [2].

Только многогранный подход педагога к подготовке команды, обладание и использование им системы знаний и умений, постоянное совершенствование их и не только в области педагогики, физиологии, анатомии, теории и методики, но и в последнее время выходящей на первый план психологии может привести к успеху спортивный коллектив.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Сингина Н.Ф.,Фомин Е.В.Психологическая подготовка в волейболе(Стресс и стрессовые ситуации, контроль эмоций),Методическое руководство, № 14, - С. 9.

2. Неретин, А. В. Компетентность тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде : учеб. пособие / А. В. Неретин .— Волгоград : ФГОУ ВПО «ВГВФК», 2012, - С. 16-17.

3. Платонов, В.Н. Адаптация в спорте. - Киев: Здоровья, 1988. - 214 с.

4. Филосовский словарь. - 4-е изд. - М.:Политиздат, 1980. - 245 с.

5. Мельник Е.В., Силич Е.В., Кухтова Н.В. Психология тренера: теория и практика, , Методические рекомендации, Витебск ВГУ имени П.М. Машерова 2014, - 56с.

© О. О. Крыжановская, Е. А. Митрохин, Т. А. Куницкая, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.