Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
И. В. Шиндина, В. В. Майдокин
Исследование психологического климата в футбольной спортивной команде
В статье рассматривается проблема психологического климата в спортивной команде. Авторами обосновывается актуальность проведения психологических исследований по различным аспектам подготовки спортсмена. В работе представлен анализ различных подходов к проблеме межличностных отношений в спортивной команде, а также обосновывается необходимость создания благоприятного психологического климата в футбольной команде. В статье представлены результаты исследования психологического климата в подростковой футбольной команде, а также систематизированы психолого-педагогические рекомендации по формированию благоприятного психологического климата в футбольной подростковой команде.
Ключевые слова: психологический климат, социально-психологический климат спортивной команды, футбольная команда, подросток, спортсмен, эмоционально-динамический настрой, взаимоотношения в коллективе
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018 № 4 (34). С. 233-238.
УДК 159.9:796(045) Л. Г. МАЙДОКИНА,
Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 15 June 2018 Published: 1 September 2018 No. 4 (34). pp. 233-238.
L. G. Maidokina, I. V. Shindina, V. V. Maidokin
Psychological Climate Investigation in Football Sports Team
The article investigates the problem of psychological climate in sports team. The authors substantiate the relevance of conducting the psychological investigations on various aspects of sportsman training. The paper represents the analysis of various approaches to the problem of inter-personal relationships in sports, аnd substantiates the requirement to create favorable psychological climate in football team. The paper represents the psychological climate analysis results in teenagers' football team, аnd systematizes the psychological-and-pedagogical recommendations on favorable psychological climate formation in teenagers' football team.
Key words: psychological climate; social-and-psychological climate of sports team; football team; teenager; sportsman; emotional-and-dynamic attitude; relationships in team
_Введение
тремительное развитие футбола как вида / спорта в мире, его высокая популярность V__<- диктует необходимость целенаправленных научных исследований по различным аспектам подготовки спортсмена. Наряду с технической и тактической подготовкой футболистов ведущая роль принадлежит психологической подготовке.
На успешное выступление футболистов в соревнованиях существенную роль оказывает уровень развития коллектива, а также межличностные отношения, которые складываются в команде. Особая роль в формировании благоприятных межличностных отношений в детской команде принадлежит тренеру, поскольку подростки, не имея богатого социального опыта взаимодействия, склонны к бурным проявлениям аффектов и провоцированию межличностных конфликтов.
Спортивная команда достигает результаты, если у нее ценностно-ориентационное единство, благоприятные межличностные отношения и психологический климат. Подобрать спортивный коллектив, чтобы ее члены продуктивно взаимодействовали и могли себя реализовать - главная задача тренера. Проблема подготовки будущих тренеров к созданию положительного социально-психологического климата в спортивной команде отражена в трудах А. В. Неретина. Ученый обосновывает необходимость целенаправленной подготовки тренера к созданию положительного социально-психологического климата в спортивной команде. Автор указывает: «Спортивная деятельность предполагает наличие различных объединений и коллективов, в том числе и тренерских, которые участвуют в процессе подготовки команд и определяют его качество. Кроме этого, она характеризуется влиянием стресс-факторов на тренировках и соревнованиях, воздействие которых снижает взаимопонимание партнеров, ухудшает психологический климат, что сказывается негативно на результативности деятельности спортсменов. Особенно остро эта проблема стоит в видах спорта командно-игрового характера, где результативность определяется качеством взаимодействия. Отмеченная социально-педагогическая и психологическая специфика современного спорта предъявляет большие требования к профессиональным способностям тренера в сфере эффективного управления взаимоотношениями в спортивных коллективах. Исходя из этого, одним из аспектов подготовки педагогов, работающих с детьми в спортивных коллективах, является формирование у них компетентности в области сплочения спортивных объединений, создания и поддержания благоприятного для спортивных достижений и развития личности бу-
дущего спортсмена социально-психологического климата» [8; 9].
Г. В. Ложкин указывает, что психологический климат спортивной команды представляет собой преобладающую и относительно устойчивую духовную атмосферу, определяющую отношения спортсменов друг к другу. Ученый отмечает, что формирование и поддержание психологического климата зависит от осознания тренерами и психологами совокупности базовых представлений о сложных феноменах, определяющих жизнедеятельность спортсменов в команде [5].
В настоящее время исследователями изучаются различные психологические аспекты подготовки спортсменов [1; 2; 6; 7]. Однако проблема психологического климата в подростковой футбольной спортивной команде изучена недостаточно.
_Формулировка цели
Целью нашего исследования явилось изучение психологического климата в подростковой футбольной команде, а также систематизация психолого-педагогических рекомендаций по формированию благоприятного психологического климата в футбольной подростковой команде.
Задачи исследования:
- подобрать диагностический инструментарий для диагностики психологического климата в подростковой футбольной команде;
- провести диагностику;
- проанализировать полученные данные;
- сформулировать выводы;
- систематизировать психолого-педагогические рекомендации по формированию благоприятного психологического климата в футбольной подростковой команде.
_Изложение основного материала
В исследовании приняли участие 24 спортсмена мужского пола футбольной команды Межрегионального центра по подготовке юных футболистов Приволжья «Мордовия». Возраст спортсменов от 13 до 15 лет, стаж занятия спортом от 3 до 5 лет.
В процессе исследования использовались следующие методики:
- методика оценки психологической атмосферы в коллективе (А. Ф. Фидлер);
- методика «Незаконченные предложения»;
- анкета «Определение перспективы развития детского спортивного коллектива (ближней, средней, дальней)».
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (А. Ф. Фидлер) предназначена для исследования психологической атмосферы в коллективе.
Методика «Незаконченные предложения» является проективной психологической методикой. Цель методики заключается в выявлении
эмоционального настроя в коллективе.
Анкета «Определение перспективы развития детского спортивного коллектива (ближней, средней, дальней)» предназначена для исследования перспектив развития детского спортивного коллектива.
Остановимся подробнее на анализе данных, полученных в диагностики по методике оценки психологической атмосферы в коллективе (А. Ф. Фидлер).
Полученные в ходе исследования данные отражены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели по методике оценки психологической атмосферы в коллективе (А. Ф. Фидлер)
№ п/п Качества Групповой средний балл
1. Дружелюбие - Враждебность 4,1
2. Согласие - Несогласие 3,8
3. Удовлетворенность - Неудовлетворенность 3,8
4. Увлеченность - равнодушие 4,7
5. Взаимная поддержка - недоброжелательность 3,4
6. Теплота - Холодность 4,2
7. Сотрудничество - Отсутствие сотрудничества 3,4
8. Взаимовыручка - Отсутствие взаимовыручки 4,0
9. Занимательность - Скука 4,8
10. Успешность - Не успешность 3,4
Согласно данным, представленным в таблице 1, можно констатировать, что в данной спортивной команде выявлены следующие показатели психологической атмосферы:
• средний уровень выраженности дружелюбия,
• уровень проявления согласия средний,
• средний уровень удовлетворенности,
• выше среднего увлеченность,
• взаимная поддержка развита на уровне ниже среднего,
• уровень развития такого качества как теплота на уровне выше среднего,
• уровень развития сотрудничества на уровне ниже среднего,
• уровень выраженности взаимовыручки развито на среднем уровне,
• уровень выраженности занимательности на уровне выше среднего,
• уровень выраженности успешности развито на уровне ниже среднего.
Таким образом, результаты исследования психологического климата в спортивной команде показали, что психологический климат в исследуемой команде недостаточно благоприятный, поскольку большинство диагностированных психологических качеств, имеют выраженность и развитость на уровне ниже среднего, что будет неблагоприятно сказываться на принятии коллективных решений, сплоченности и сыгранности футбольной команды.
Проанализируем данные, полученные по методике «Незаконченные предложения».
На первое незаконченное предложение «Моя команда ...» большинство спортсменов подрост-
кового возраста (62,5 %) ответили, что моя команда самая лучшая в районе, 21 % ответили, что моя команда состоит из хороших игроков, 16,5 % ребят ответили, что моя команда дружная и веселая.
На следующее незаконченное предложение «Мне нравится, когда в команде ...» большинство ребят (58,3 %) ответили, что мне нравится, когда в команде есть успехи, остальные спортсмены ответили, что им нравится, когда в команде никто не ругается, и не спорят.
На третье незаконченное предложение «Мне не нравится, когда в команде ...» все ребята ответили, что им не нравится, когда в команде поражения в соревнованиях.
На следующее незаконченное предложение «Больше всего мне запомнилось, когда в команде произошло ... » большинство футболистов (83,3 %) ответили, что больше всего им запомнилось, когда в команде произошло следующее событие: все вместе отмечали победу в соревнованиях, 16,7 % ребят ответили, что им больше всего запомнились сборы в спортивном лагере.
На пятое незаконченное предложение «Я хотел бы попасть в команду ...» все ребята ответили, на данное предложение, что они не хотели бы уходить из своей команды.
На следующее незаконченное предложение «У меня всякий раз портится настроение, когда в команде ...» большинство спортсменов (75 %) ответили, что у них всякий раз портится настроение, когда в команде возникают конфликты и споры, 25 % ребят ответили, что у них всякий раз портится настроение, когда в команде есть удаления во время игры.
На седьмое незаконченное предложение «У меня впечатление, что наша команда ...» большинство подростков (66,7 %) ответили, что у них впечатление, что их команда в будущем может выиграть много медалей, 33,3 % спортсменов ответили, что у них впечатление, что их команда хорошо подготовлена.
На следующее незаконченное предложение «Мне не нравится, когда люди ... » большинство спортсменов (83,3 %) ответили, что им не нравится, когда люди осуждают спортсменов за то, что они проиграли соперникам, 16,7 % ответили, что им не нравится, когда люди не приходят поддерживать спортсменов на соревнования.
На девятое незаконченное предложение «Мне кажется, что мои друзья по команде не ... » большинство футболистов (54,2 %) ответили, что им кажется, что их друзья по команде не безответственные спортсмены, 45,8 % ребят ответили, что им кажется, что их друзья по команде не подведут команду в трудную минуту.
На последнее незаконченное предложение «Мне очень важно, чтобы .» все футболисты ответили, что им очень важно, чтобы в команде были победы.
Таким образом, результаты диагностики показывают, что большинство спортсменов подросткового возраста свою команду описывают через внешние показатели: количество медалей, перспективность команды, а внутренние показатели (сплоченность, сыгранность, благоприятная психологическая атмосфера в команде) ребятами осознаются недостаточно.
С целью определения перспективы развития детского спортивного коллектива (ближней, средней, дальней) нами было проведено анкетирование. Вопросы анкеты отражены ниже.
1. Чего бы вы хотели достичь в своем коллективе через полгода?
2. Чего бы вы хотели достичь в спортивном коллективе через год?
3. Чего бы вы хотели достичь в спортивном коллективе через четыре года?
4. Какие условия нам для этого нужны?
5. Какие препятствия мы при этом должны преодолеть?
6. Как мы должны себя поддерживать при временных коллективных неудачах и спадах в результативности соревновательной деятельности?
7. Если вы достигнете запланированных коллективных результатов через полгода, чем вы себя отблагодарите?
8. Если вы не сможете выполнить норматив, заявленный вами, как вы отреагируете, что предпримете?
9. Существуют ли различия между вашей личной успешностью и успешностью спортивного коллектива?
10. Закончите предложение: Если выиграю (успешно выступлю) я, то мой спортивный коллектив .
11. Закончите предложение: Если выиграет моя спортивная команда (коллектив), то я .
Анализ анкетирования показал, что все ребята имеют положительное отношение к команде, однако дальние перспективы развития детского спортивного коллектива не осознаются.
Таким образом, результаты исследования психологического климата в футбольной подростковой спортивной команде показали необходимость проведение целенаправленной работы по формированию благоприятного психологического климата средствами психологии. Нами проанализирован ряд психолого-педагогических исследований формирования благоприятного психологического климата в коллективах. Остановимся на анализе некоторых.
Е. С. Иноземцевой и Т. С. Матросовой предложены психолого-педагогические рекомендации, которые содержат оригинальные подходы по формированию командных взаимодействий игроков, заключающиеся в принципах повышения мотивации, осмысленности выполняемых заданий, адекватности тренировочных и соревновательных условий, что повышает уровень групповой сплоченности, с одной стороны, и уровень физической подготовленности - с другой [4].
И. И. Заппаров и Э. Л. Можаев в своих исследованиях по формированию психологического климата в спортивной команде подчеркивают роль кооперативного обучение. Авторы указывают, что тренер должен стараться создавать ситуации, основанные на практике, где игроки стремятся освоить определенный навык, работая вместе [3].
А. Н. Яшкова предложила рекомендации по повышению сплоченности и контактности в коллективе, к которым относятся: введение ритуалов общения, давать каждому члену коллектива высказывать свое мнение, организация совместной деятельности [10].
_Выводы
Результаты анализа литературы позволили нам сформулировать следующие психолого-педагогические рекомендаций по формированию благоприятного психологического климата в футбольной команде:
1. Иметь традиции в группе. Традиции принимаются всеми членами спортивного коллектива, обсуждаются. Они позволяют формировать позитивное групповое взаимодействие, в процессе реализации традиций все члены команды могут раскрыться и установить положительный контакт.
2. Вовлечение спортсменов в совместные общественно-полезные дела, которыми могут быть уборка территории, оказание кому-либо помощи, поездки на экскурсию, спортивные походы, спортивные мероприятия и др.
3. В групповых делах не навязывать решение, давать первый шаг в их обсуждении группе, который можно впоследствии откорректировать и дополнить. При групповых обсуждениях
или реализации дела давать возможность высказаться каждому, чтобы человек чувствовал себя членом группы и получил возможность самовыражения и публичного взаимодействия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блинов В. А. Управление конфликтными взаимоотношениями при подготовке юных футболистов на этапе углубленной специализации : монография / В. А. Блинов, М. И. Романов, И. А. Арбузов. Омск : ОГУ, 2007. 230 с.
2. Густова Л. В. Исследование психологического климата в профессиональной футбольной команде / Л. В. Густова // Материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения», 6-11 июня 2011 г. / ред. совет А. Н. Блеер, В. Н. Непопалов, В. Ф. Сопов. М. : Анита Пресс, 2011. С. 145-147.
3. Заппаров И. И. Формирование благоприятного социально-психологического климата в спортивной команде / И. И. Заппаров, Э. Л. Можаев // Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи : материалы III Региональной науч. конф. молодых ученых, 28 февраля 2017 г. / под ред. А.Ф. Сыроватской. М.: РГУФКиС, 2017. С. 122-123.
4. Иноземцева Е. С. Сравнительный анализ групповой сплоченности и физической подготовленности в игровых видах спорта (на примере футбола и волейбола) / Е. С. Иноземцева, Т. С. Матросова // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 351. С. 135-136.
5. Ложкин Г. В. Развитие представлений о психологическом климате спортивной команды // Спортивный психолог. 2012. № 2. С. 16-21.
6. Майдокина Л. Г. Влияние индивидуально-психологических качеств футболистов на уровень спортивного мастерства / Л. Г. Майдокина, В. М. Машков // Международная научно-практическая конференция с элементами научной школы для молодых ученых «52-е Евсевьевские чтения», 2-3 июня 2016 г. / под общ. ред. А. А. Щанкина ; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2016. С. 162-168.
7. Майдокина Л. Г. Проблема межличностных отношений в женской футбольной команде / Л. Г. Майдокина, Е. А. Шуняева, Т. В. Паршина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 11. С. 82-84.
8. Неретин А. В. Методика подготовки тренера к созданию положительного социально-психологического климата в спортивной команде // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2011. № 2. С. 154-158.
9. Неретин А. В. Подготовка будущих тренеров к созданию положительного социально-психологического климата в спортивной команде // Известия ВГПУ. 2017. № 2. С. 17-22.
10. Яшкова А. Н. Изучение ученических групп : учеб-метод. пособие / А. Н. Яшкова. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2006. 64 с.
REFERENCES
1. Blinov V. A. conflict relations Management in the preparation of young players at the stage of in-depth specialization: monograph / V. A. Blinov, M. I. Romanov, I. A. Arbuzov. Omsk, OSU Publ., 2007. 230 p. (in Russian)
2. Gustov L. V. Study of psychological climate in professional football team // Materials of VII Intern. scientific.- prakt. confer. psychologists of physical culture and sport «Rodicovska reading», 6-11 June 2011 / Ed. Board A. N. Blair, V. N. Napapaloob, V. F. Sopov. Moscow, Anita Press, 2011. pp. 145-147. (in Russian)
3. Zapparov I. I. Formation of a favorable socio-psychological climate in the sports team / I. I. Zapparov, E. L. Mozhaev // Modern problems of physical culture, sports and youth : materials III Regional scientific. Conf. young scientists, 28 Feb 2017 / ed. by A. F. Syrovatskii. Moscow, Lufkin Publ., 2017. pp. 122-123. (in Russian)
4. Inozemceva E. S. Comparative analysis of group cohesion and physical fitness in team sports (for example football and volleyball) / E. S. Inozemtseva, T. S. Matrosova. Bulletin of the Tomsk state University. 2011. no. 351. pp. 135-136. (in Russian)
5. Lozhkin G. V. development of ideas about the psychological climate of the sports team. Sports psychologist, 2012. no. 2. pp. 16-21. (in Russian)
6. Maydokina L. G. The problem of interpersonal relationships in a women's soccer team / L. G. Maydokina, E. A. Shunyaeva, T. V. Parshina. Humanitarian, socio-economic and social sciences, 2014. no. 11. pp. 82-84. (in Russian)
7. Maydokina L. G. Influence of individual psychological qualities of the players for sportsmanship / L. G. Maydokina, V. M. Mashkov // International scientific-practical conference with elements of scientific school for young scientists «52nd Esilevsky reading», 2-3 June, 2016 under the General editorship of A. A. Shankina ; Mordov. GOS. PED. in-T. Saransk, 2016. pp. 162-168. (in Russian)
8. Neretin A. V. Method of preparation of the coach for creating positive social-psychological climate in sports team. Physical education and sports training. 2011. no. 2. pp. 154-158. (in Russian)
9. Neretin A. V. Training of future coaches to create positive socio-psychological climate in sports team. Izvestia VGPU, 2017. no. 2, pp. 17-22. (in Russian)
10. Yashkova A. N. The study of student groups: study-method. manual. Saransk, 2006. 64 p. (in Russian)
Информация об авторах Майдокина Людмила Геннадьевна
(Россия, г. Саранск) Кандидат психологических наук, доцент Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
Шиндина Ирина Васильевна
(Россия, г. Саранск) Кандидат педагогических наук, доцент Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
Майдокин Василий Владимирович
(Россия, г. Саранск) Старший преподаватель Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева
Information on authors
Lyudmila G. Maidokina
(Russia, Saransk) PhD in Psychological Sciences, Associate Professor Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseyev
Irina V. Shindina
(Russia, Saransk) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseyev
Vasily V. Maidokin
(Russia, Saransk) Senior Lecturer Ogarev Mordovia State University