УДК 796
ВЗАИМОСЯЗЬ МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКИМ И УМСТВЕННЫМ ВОСПИТАНИЕМ СТУДЕНТОВ
Евгений Иванович Теплухин
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел. (383)361-01-80, e-mail: [email protected]
Татьяна Аркадьевна Куницкая
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел. (383)361-01-80, e-mail: [email protected]
Ольга Олеговна Крыжановская
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел. (383)361-01-80, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается влияние физической культуры и спорта на успеваемость и общее состояние организма студента, взаимосвязь между физическим.
Ключевые слова: повышение работоспособности, здоровье и развитие студентов, улучшение профессиональной подготовки, воспитание.
TRAINING OF MIND AND BODY: INTERRELATIONSHIP
Evgeny I. Teplukhin
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Senior lecturer, Department of Physical Education, tel. (383)361-01-80, e-mail: [email protected]
Tatiana A. Kunitskaya
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Senior lecturer, Department of Physical Education, tel. (383)361-01-80, e-mail: [email protected]
Olga O. Kryzhanovskaya
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Senior lecturer, Department of Physical Education, tel. (383)361-01-80, e-mail: [email protected]
The effect of physical education and sports on the progress in studies and general well-being of students is considered. Interrelation between physical and mental education is shown.
Key words: performance increment, students' health and development, professional training improvement, education.
На современном этапе развития политических и социально-экономических процессов в России существуют острые противоречия, которые неизбежно затрагивают и образование. Качественное обновление высшей профессиональной школы нашей страны как основного источника интеллектуального потенциала общества, улучшение подготовки
специалистов высшей квалификации приобретает первостепенное значение.[4, с4].
Задача вузовского педагога состоит в том, чтобы наряду с выработкой общего правильного стиля в работе всего коллектива помочь каждому студенту определить свои способности и недостатки, и своеобразно с ними выработать систему работы. [2, с120].
Знакомый преподаватель физической культуры как-то пожаловался автору: « Почему это родителей чаще всего волнует только успеваемость детей? А вот поинтересоваться тем, как укрепляют сын или дочь свое здоровье, как отдыхают, как используют средства активного отдыха для повышения работоспособности, не считают нужным».
Думается, что правильно отмечая серьезный недостаток в воспитании подрастающего поколения- отсутствие заботы части родителей о физическом развитии и физической подготовленности собственных детей, - педагог, задавший этот вопрос, не думал о том, что пробел в семейном воспитании, о котором идет речь, зависит прежде всего от него- специалиста физического воспитания. С первых дней обучения и до окончания ВУЗа преподаватели предметники убеждают студентов и их родителей в необходимости строго контролировать учебу детей. На каждом собрании или заседании называются фамилии студентов, отстающих по тому или иному предмету. Как правило, разговорами дело не ограничивается. Организуются дополнительные занятия, консультации или репетиторство с отстающими. И только о нескольких предметах, и в первую очередь о физической культуре, со студентами и их родителями не говорят совсем. Оставив в стороне вопрос об ответственности всех работников ВУЗа за физическое воспитание студентов, так как он не является темой нашего разговора, посмотрим, какими путями может добиться того, чтобы родители студентов стали его союзниками.
Работа эта многогранная. Здесь и беседы с родителями о здоровье детей, о влиянии на развитие студентов регулярных занятий физическими упражнениями, здесь и показательные выступления лучших спортсменов, открытые уроки, спортивные праздники, индивидуальные беседы со студентами.
Но, показывая опыт лучших преподавателей, необходимо убедить студента и его родителей в том, что занятия физической культурой и спортом не только не мешают студентам успешно учиться, но и способствуют лучшему усвоению учебного материала, повышению успеваемости, более высокой работоспособности, развитию интеллекта. [3,с3].
Занятия физической культурой и спортом оказывают влияние на развитие следующих сторон интеллекта:
- внимания (овладение сложнокоординированными физическими упражнениями требует его концентрацию на выполняемых движениях, возникающих двигательных ощущениях и ситуациях, сопутствующих движениям);
-наблюдательности (вследствие анализаторов);
-находчивости и быстроты соображения (предъявляются и адекватной двигательной ориентации в изменяющейся ситуации);
- мышления (необходимости вести поиск причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель, структуру и результат).
Установлена связь между двигательной и интеллектуальной одаренностью. Студенты с активным двигательным режимом имеют, как правило, более высокую и устойчивую академическую успеваемость. Умственно отсталые плохо координированные и с большим трудом овладевают двигательными навыками.
Улучшение умственной работоспособности под влиянием занятий физическими упражнениями происходит в результате положительного влияния чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения кратковременных физических нагрузок, которые, будучи даже необычными, оказывают положительное влияние на протекание психических процессов (ограничение двигательной деятельности, наоборот, ведет к снижению умственной работоспособности). Кроме того, положительное влияние на улучшение успеваемости учащихся, занимающихся спортом, оказывает четкое соблюдение режима дня. Занятия спортом стимулируют овладение знанием по вопросам техники и методики тренировки в избранном виде спорта, спортивной педагогики, физиологии спорта, личной гигиены и др. [1, с.191]
Установлено, что во всех случаях работоспособность больше увеличивается не при абсолютном отдыхе, а после работы, в которой участвуют другие органы, в частности умственная работоспособность повышается после занятий физическими упражнениями. Физическая культура и спорт способствуют восстановлению и укреплению общей работоспособности, улучшают деятельность нервной системы человека и других органов и систем организма.
Именно поэтому родителей, по- настоящему заботящихся о будущем своих детей, должен одинаково волновать факт пропуска сыном урока высшей математики, неподготовленность к уроку физики и забытый спортивный костюм, т.е. бесцельное сидение на скамейке во время занятий физическими упражнениями. Эмпирически, т.е. опытным путем, люди давно пришли к такому выводу. Не случайно величайшие представители человечества были дружны с физической культурой, физические упражнения, как правило, были спутниками всей их жизни.
БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Актуальные проблемы развития профессионального образования: Материалы всероссийской научной конференции 27-28 ноября 2008г. (Рубцовский индустриальный институт.- Рубцовск, 2008- 300с.)
2. Культура учебной деятельности студентов: Теория и практика формирования // Материалы Всероссийской научно- практической конференции. - Барнаул: Издательство Б2ПУ, 2003- 299с.
3. Станкин М.И. Психолого - непедагогические основы физического воспитания: Пособие для учителя. - М. : Просвещение, 1987- 224с.:ил.
4. Теплухин Е.И. Организация личностно ориентированного обучения на занятиях физической культурой в ВУЗе: проблемы и перспективы (Рубцовский индустриальный институт. - Рубцовск; Изд- во Алт.гос. уп-та, 2009г.- 102с.
© Е. И. Теплухин, Т. А. Куницкая, О. О. Крыжановская, 2014