INFLUENCE OF CUSTOMS REGULATION ON COMPETITIVENESS OF DOMESTIC PRODUCERS
Belozerova Svetlana Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor,
Chair of Economics and Management
E-mail: [email protected] ^
Krutojarova Evgenie Gennadevna, Student
North-Caucasian Federal University, Stavropol l_
О
In article influence of measures of tariff regulation on activity of domestic commodity producers is considered.
Keywords: tariff regulation; export support; competitiveness.
ВЛИЯНИЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УДК338.22
НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
В статье рассмотрено влияние мер тарифного регулирования на деятельность отечественных товаропроизводителей.
Ключевые слова: тарифное регулирование; поддержка экспорта; конкурентоспособность.
Конкурентной средой на отдельном рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на этом рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли. К важнейшим из таких факторов относятся уровень административных барьеров для входа на рынок и ведения бизнеса, внешнеторговых барьеров, развитость и доступность инфраструктуры.
Состояние конкурентной среды в настоящий момент характеризуется высоким уровнем административных барьеров, таможенных тарифов, которые нередко действуют даже тогда, когда они не служат ни протекционистским, ни фискальным целям. Серьезным барьером является также несоответствие темпов и качества развития инфраструктуры потребностям бизнеса, в том числе дефицит мощностей естественныхмонополий.
Во многом состояние конкурентной среды на рынке зависит от деятельности государства. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется посредством применения экономического и административного, тарифного и нетарифного методов регулирования. В связи с тем, что в основу классификации методов регулирования внешнеэкономической деятельности положены разные основания, один и тот же метод можно классифицировать как экономический и тарифный или как административный и нетарифный. Следует отметить, что интеграция РФ в систему мирового сообщества предполагает использование в качестве приоритетного метода государственного регулирования внешнеэкономической деятельности экономический метод воздействия. К экономическим методам регулирования относятся таможенно-тарифное регулирование, налоговое регулирование.
Правовой основой тарифного регулирования является Закон "О таможенном тарифе". В Законе в соответствии с международными правилами дано понятие таможенного тарифа; определены виды ставок таможенных пошлин; права и обязанности декларанта и таможенного органа; методы определения таможенной стоимости товара; механизм определения страны происхождения товара; тарифные льготы.
На основе Закона "О таможенном тарифе" принимаются нормативные акты, устанавливающие ставки таможенных пошлин, порядок их взимания.
Таможенным законодательством установлены следующие виды ставок таможенных пошлин: адвалорные, начисляемые в процентах
© Белозерова С.В., 2012 \ © Крутоярова Е.Г., 2012
■
45
БЕЛОЗЕРОВА
Светлана
Викторовна,
кандидат
экономических наук, доцент, кафедра Экономики и управления [email protected]
КРУТОЯРОВА Евгения Геннадьевна,
студентка
Северо-Кавказский
федеральный
университет,
Ставрополь
46
к таможенной стоимости облагаемых товаров, специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров, и комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
Режим тарифного регулирования предусматривает, что ставки таможенных пошлин на товары определяются дифференцированно. Установление ставок и их размер зависят как от вида товара, так и от страны его происхождения. Таможенными пошлинами в основном облагаются импортируемые товары.
Постановлением Правительства "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин" установлены правила определения ставок в зависимости от страны происхождения товара. Этим постановлением вводятся базовые ставки ввозныхтаможенных пошлин. Базовыми являются те ставки, которые применяются в отношении товаров, происходящих из государств, которым РФ предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации в торгово-экономических отношениях.
Ввозныетаможенные пошлины увеличиваются в два раза в отношении товаров, происходящих из государств, которым РФ не предоставила режим наибольшего благоприятствования. Такие же ввозные таможенные пошлины применяются к товарам, страна происхождения которых не установлена.
В отношении товаров, происходящих из развивающихся государств, которым РФ предоставила преференции, то есть особые льготы, ввозныетаможенные пошлины устанавливаются в размере 75 процентов от действующих базовых ставок.
Ввозныетаможенные пошлины вообще не взимаются с определенных товаров, которые происходят из наименее развитых государств -пользователей преференциями РФ.
Таможенные пошлины устанавливаются в ряде случаев и в отношении экспортируемых товаров. Следует отметить, что перечень этих товаров ограничен, и ставки также применяются дифференцированно - в зависимости оттого, вывозятся товары на территорию государств -участников СНГ или за пределы их территорий. В качестве примера можно привести постановление Правительства РФ от 17 марта 2005 г. № 131 "Об утверждении ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" и постановление Правительства РФ от 16 июля 2002 г. № 530 "О применении вывозных таможенных пошлин в отношении некоторыхтоваров, вывозимых стаможенной территории Российской Федерации на таможенную территорию государств - участников Таможенного союза".
Обеспечение защиты экономических интересов РФ - важнейшая задача государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Правовой основой применения защитных мер являются Закон "О таможенном регулировании", Закон "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", Закон "О таможенном тарифе".
В этих законодательных актах предусмотрено принятие мер по защите экономических интересов путем установления разрешительного порядка ввоза (вывоза) товаров, через установление особых таможенных пошлин, установления количественных ограничений, запретов и ограничений импорта товаров.
Мировой опыт свидетельствует, что в целях поддержки и стимулирования развития экспорта используется разнообразный арсенал средств, который можно разбить на два блока. Первый из них - это средства или меры, направленные на поддержку и стимулирование развития экспортного производства товаров. Второй блок мер направлен на поддержку и стимулирование продвижения экспортной продукции страны на внешние рынки. В стимулировании развития экспорта, формировании его структуры важная роль принадлежит государству, которое занимает особое положение в обществе и выполняет специфические функции на национальном и внешнем уровнях. Оно является носителем власти, располагает широкими финансовыми возможностями, выступает общественным контролёром, использует широкий спектр воздействия на развитие экономики страны.
Рассмотрим влияние вышесказанного на деятельность ведущего производителя наукоемкой продукции в Ставропольском крае ЗАО "Монокристалл".
Компания "Монокристалл" ведет свою историю с 1969 года, когда Министерством Электронной промышленности СССР был построен Завод "Аналог". Главной продукцией завода стали подложки кремния монокристаллического.
В 1984 году на заводе "Аналог" было создано производство и освоена технология выращивания монокристаллов синтетического сапфира методом Киропулоса.
В1987 освоено производство полированных пластин сапфира и металлопорошков и паст для гибридной и автоэлектроники.
Внешнеэкономическая деятельность занимает значительное место в хозяйственной деятельности ЗАО "Монокристалл". Предприятие осуществляет ВЭД как в направлении экспорта, так и импорта. По импорту предприятие закупает станки и оборудование, которые используются для производства экспортной продукции. Отличительной особенностью ЗАО "Монокристалл" является то, что предприятие выпускает наукоемкую продукцию с высокой добавленной стоимостью.
ЗАО "Монокристалл" разрабатывает, производит и продает высококачественную инновационную продукцию более чем 50 ведущим компаниям электронной и оптоэлектронной промышленности в различных странах мира. Около 90% производимой продукции ЗАО "Монокристалл" экспортирует. Доля российских покупателей составляет около 11%.
Что касается динамики объемов импорта, то она также оценивается положительно. Рост за 2 года составил 146%. Это во многом связано с техническим перевооружением предприятия (закупка станков для основного производства) и увеличением объемов закупаемого сырья (сырье для выращивания синтетического корунда и YAG, абразивные, полировальные, шлифовальные материалы).
При выходе на внешний рынок предприятие оценивает перспективы реализации по каждому виду продукции: объем продаж, прибыль, рентабельность, бюрократические проволочки и т.д.
ЗАО "Монокристалл" производит широкое наименование наукоемкой и высокотехнологичной продукции, пользующейся спросом на мировом рынке.
Основной задачей макроэкономической политики является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поэтому реализуемая государством экономическая политика должна основываться на конкурентных принципах. Развитие конкуренции -комплексная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти .
Задача развития конкуренции требует совершенствования использования всех инструментов экономического регулирования, втом числе налоговой политики, таможенно-тарифного регулирования, планирования, государственных закупок и тарифного регулирования естественных монополий.
На современном этапе развития государство стремится регулировать развитие внешней торговли не административными запретами и ограничениями, а путем создания благоприятных экономических рыночных условий для осуществления тех внешнеэкономических операций, которые способствуют повышению эффективности национальной экономики,реализации тех или иных задач социально-экономического развития страны.
В настоящее время существует целый ряд факторов, сдерживающих развитие отчествен-ного экспорта .
Построение инновационной экономики страны является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности России на международных рынках. Реализация этой задачи позволит изменить отраслевую структуру, увеличив долю высокотехнологичных отраслей, и в конечном
итоге служит повышению конкурентоспособности российских товаров и услуг. Однако это не снимает проблемы рисков при выходе российских компаний-экспортеров на мировые рынки, уровень которых постоянно возрастает.
Более того, Россия до сих пор не обладает развитой зарубежной инфраструктурой международного бизнеса. В отличие от международных компаний США, Европы, которые в международных бизнес-процессах активно используют деятельность своих банков, страховых компаний, транспортных и строительных компаний.
Установление таможенных пошлин является весьма действенным инструментом влияния на состояние конкурентной среды.
В целях повышения эффективности таможенно-тарифного регулирования необходимо провести анализ действующих импортных и экспортных пошлин, сточки зрения их влияния на конкуренцию.
На протяжении последних5 лет ЗАО "Монокристалл" экспортирует более 95% продукции в более чем 25 стран мира - один из мировых
лидеров.
За первое полугодие 2011 года данная циф- 1 '
ра составляла 50%. Уменьшение показателя во многом связана с введением в действие Постановления Правительства № 724 от 30 августа 2011 г., согласно которому существенно увеличились размеры платы затаможенное оформление. В денежном выражении это означает, что оплата за таможенный сбор увеличилась в 4-5 раз, в зависимости от количества отгружаемых партий.
Рынок паст для металлизации солнечных элементов, также, как и рынок светодиодов, рынок фотовольтаики в настоящее время слаб. Увеличение количества китайских производителей солнечных элементов привело к перепроизводству, ужесточению конкурентной борьбы и снижению цен на рынке. Необходимость значительного снижения издержек производителями солнечных элементов приводит к значительному ценовому давлению на поставщиков материалов для их производства, одними из которых являются металлизационные пасты, в результате чего цены на алюминиевые пасты компании с начала 2011 года снизились на 30%.
Увеличение экспортныхтаможенных сборов в РФ приводит к увеличению себестоимости продукции компании, что в свете падения мировых цен на продукцию компании приводит к снижению ее конкурентоспособности по сравнению с зарубежными конкурентам и влечет за собой реальную угрозу потери лидерства на рынке.
Решение вопроса имеет принципиальное значение для спасения единственной российской компании, обладающей сильной лидирующей позицией на мировом рынке сапфира в международной отраслевой цепочке светодиодной отрасли и металлизационных паст в международной отраслевой цепочке солнечной энергетики.
47
ГЧ
О
гч
I-
о
1_
□
«Л
гч
I—