Научная статья на тему 'Влияние таможенного регулирования на конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей'

Влияние таможенного регулирования на конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1226
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / TARIFF REGULATION / EXPORT SUPPORT / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белозерова Светлана Викторовна, Крутоярова Евгения Геннадьевна

В статье рассмотрено влияние мер тарифного регулирования на деятельность отечественных товаропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of customs regulation on competitiveness of domestic producers

In article influence of measures of tariff regulation on activity of domestic commodity producers is considered.

Текст научной работы на тему «Влияние таможенного регулирования на конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей»

INFLUENCE OF CUSTOMS REGULATION ON COMPETITIVENESS OF DOMESTIC PRODUCERS

Belozerova Svetlana Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor,

Chair of Economics and Management

E-mail: [email protected] ^

Krutojarova Evgenie Gennadevna, Student

North-Caucasian Federal University, Stavropol l_

О

In article influence of measures of tariff regulation on activity of domestic commodity producers is considered.

Keywords: tariff regulation; export support; competitiveness.

ВЛИЯНИЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УДК338.22

НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

В статье рассмотрено влияние мер тарифного регулирования на деятельность отечественных товаропроизводителей.

Ключевые слова: тарифное регулирование; поддержка экспорта; конкурентоспособность.

Конкурентной средой на отдельном рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на этом рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли. К важнейшим из таких факторов относятся уровень административных барьеров для входа на рынок и ведения бизнеса, внешнеторговых барьеров, развитость и доступность инфраструктуры.

Состояние конкурентной среды в настоящий момент характеризуется высоким уровнем административных барьеров, таможенных тарифов, которые нередко действуют даже тогда, когда они не служат ни протекционистским, ни фискальным целям. Серьезным барьером является также несоответствие темпов и качества развития инфраструктуры потребностям бизнеса, в том числе дефицит мощностей естественныхмонополий.

Во многом состояние конкурентной среды на рынке зависит от деятельности государства. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется посредством применения экономического и административного, тарифного и нетарифного методов регулирования. В связи с тем, что в основу классификации методов регулирования внешнеэкономической деятельности положены разные основания, один и тот же метод можно классифицировать как экономический и тарифный или как административный и нетарифный. Следует отметить, что интеграция РФ в систему мирового сообщества предполагает использование в качестве приоритетного метода государственного регулирования внешнеэкономической деятельности экономический метод воздействия. К экономическим методам регулирования относятся таможенно-тарифное регулирование, налоговое регулирование.

Правовой основой тарифного регулирования является Закон "О таможенном тарифе". В Законе в соответствии с международными правилами дано понятие таможенного тарифа; определены виды ставок таможенных пошлин; права и обязанности декларанта и таможенного органа; методы определения таможенной стоимости товара; механизм определения страны происхождения товара; тарифные льготы.

На основе Закона "О таможенном тарифе" принимаются нормативные акты, устанавливающие ставки таможенных пошлин, порядок их взимания.

Таможенным законодательством установлены следующие виды ставок таможенных пошлин: адвалорные, начисляемые в процентах

© Белозерова С.В., 2012 \ © Крутоярова Е.Г., 2012

45

БЕЛОЗЕРОВА

Светлана

Викторовна,

кандидат

экономических наук, доцент, кафедра Экономики и управления [email protected]

КРУТОЯРОВА Евгения Геннадьевна,

студентка

Северо-Кавказский

федеральный

университет,

Ставрополь

46

к таможенной стоимости облагаемых товаров, специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров, и комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Режим тарифного регулирования предусматривает, что ставки таможенных пошлин на товары определяются дифференцированно. Установление ставок и их размер зависят как от вида товара, так и от страны его происхождения. Таможенными пошлинами в основном облагаются импортируемые товары.

Постановлением Правительства "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин" установлены правила определения ставок в зависимости от страны происхождения товара. Этим постановлением вводятся базовые ставки ввозныхтаможенных пошлин. Базовыми являются те ставки, которые применяются в отношении товаров, происходящих из государств, которым РФ предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации в торгово-экономических отношениях.

Ввозныетаможенные пошлины увеличиваются в два раза в отношении товаров, происходящих из государств, которым РФ не предоставила режим наибольшего благоприятствования. Такие же ввозные таможенные пошлины применяются к товарам, страна происхождения которых не установлена.

В отношении товаров, происходящих из развивающихся государств, которым РФ предоставила преференции, то есть особые льготы, ввозныетаможенные пошлины устанавливаются в размере 75 процентов от действующих базовых ставок.

Ввозныетаможенные пошлины вообще не взимаются с определенных товаров, которые происходят из наименее развитых государств -пользователей преференциями РФ.

Таможенные пошлины устанавливаются в ряде случаев и в отношении экспортируемых товаров. Следует отметить, что перечень этих товаров ограничен, и ставки также применяются дифференцированно - в зависимости оттого, вывозятся товары на территорию государств -участников СНГ или за пределы их территорий. В качестве примера можно привести постановление Правительства РФ от 17 марта 2005 г. № 131 "Об утверждении ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" и постановление Правительства РФ от 16 июля 2002 г. № 530 "О применении вывозных таможенных пошлин в отношении некоторыхтоваров, вывозимых стаможенной территории Российской Федерации на таможенную территорию государств - участников Таможенного союза".

Обеспечение защиты экономических интересов РФ - важнейшая задача государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Правовой основой применения защитных мер являются Закон "О таможенном регулировании", Закон "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", Закон "О таможенном тарифе".

В этих законодательных актах предусмотрено принятие мер по защите экономических интересов путем установления разрешительного порядка ввоза (вывоза) товаров, через установление особых таможенных пошлин, установления количественных ограничений, запретов и ограничений импорта товаров.

Мировой опыт свидетельствует, что в целях поддержки и стимулирования развития экспорта используется разнообразный арсенал средств, который можно разбить на два блока. Первый из них - это средства или меры, направленные на поддержку и стимулирование развития экспортного производства товаров. Второй блок мер направлен на поддержку и стимулирование продвижения экспортной продукции страны на внешние рынки. В стимулировании развития экспорта, формировании его структуры важная роль принадлежит государству, которое занимает особое положение в обществе и выполняет специфические функции на национальном и внешнем уровнях. Оно является носителем власти, располагает широкими финансовыми возможностями, выступает общественным контролёром, использует широкий спектр воздействия на развитие экономики страны.

Рассмотрим влияние вышесказанного на деятельность ведущего производителя наукоемкой продукции в Ставропольском крае ЗАО "Монокристалл".

Компания "Монокристалл" ведет свою историю с 1969 года, когда Министерством Электронной промышленности СССР был построен Завод "Аналог". Главной продукцией завода стали подложки кремния монокристаллического.

В 1984 году на заводе "Аналог" было создано производство и освоена технология выращивания монокристаллов синтетического сапфира методом Киропулоса.

В1987 освоено производство полированных пластин сапфира и металлопорошков и паст для гибридной и автоэлектроники.

Внешнеэкономическая деятельность занимает значительное место в хозяйственной деятельности ЗАО "Монокристалл". Предприятие осуществляет ВЭД как в направлении экспорта, так и импорта. По импорту предприятие закупает станки и оборудование, которые используются для производства экспортной продукции. Отличительной особенностью ЗАО "Монокристалл" является то, что предприятие выпускает наукоемкую продукцию с высокой добавленной стоимостью.

ЗАО "Монокристалл" разрабатывает, производит и продает высококачественную инновационную продукцию более чем 50 ведущим компаниям электронной и оптоэлектронной промышленности в различных странах мира. Около 90% производимой продукции ЗАО "Монокристалл" экспортирует. Доля российских покупателей составляет около 11%.

Что касается динамики объемов импорта, то она также оценивается положительно. Рост за 2 года составил 146%. Это во многом связано с техническим перевооружением предприятия (закупка станков для основного производства) и увеличением объемов закупаемого сырья (сырье для выращивания синтетического корунда и YAG, абразивные, полировальные, шлифовальные материалы).

При выходе на внешний рынок предприятие оценивает перспективы реализации по каждому виду продукции: объем продаж, прибыль, рентабельность, бюрократические проволочки и т.д.

ЗАО "Монокристалл" производит широкое наименование наукоемкой и высокотехнологичной продукции, пользующейся спросом на мировом рынке.

Основной задачей макроэкономической политики является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поэтому реализуемая государством экономическая политика должна основываться на конкурентных принципах. Развитие конкуренции -комплексная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти .

Задача развития конкуренции требует совершенствования использования всех инструментов экономического регулирования, втом числе налоговой политики, таможенно-тарифного регулирования, планирования, государственных закупок и тарифного регулирования естественных монополий.

На современном этапе развития государство стремится регулировать развитие внешней торговли не административными запретами и ограничениями, а путем создания благоприятных экономических рыночных условий для осуществления тех внешнеэкономических операций, которые способствуют повышению эффективности национальной экономики,реализации тех или иных задач социально-экономического развития страны.

В настоящее время существует целый ряд факторов, сдерживающих развитие отчествен-ного экспорта .

Построение инновационной экономики страны является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности России на международных рынках. Реализация этой задачи позволит изменить отраслевую структуру, увеличив долю высокотехнологичных отраслей, и в конечном

итоге служит повышению конкурентоспособности российских товаров и услуг. Однако это не снимает проблемы рисков при выходе российских компаний-экспортеров на мировые рынки, уровень которых постоянно возрастает.

Более того, Россия до сих пор не обладает развитой зарубежной инфраструктурой международного бизнеса. В отличие от международных компаний США, Европы, которые в международных бизнес-процессах активно используют деятельность своих банков, страховых компаний, транспортных и строительных компаний.

Установление таможенных пошлин является весьма действенным инструментом влияния на состояние конкурентной среды.

В целях повышения эффективности таможенно-тарифного регулирования необходимо провести анализ действующих импортных и экспортных пошлин, сточки зрения их влияния на конкуренцию.

На протяжении последних5 лет ЗАО "Монокристалл" экспортирует более 95% продукции в более чем 25 стран мира - один из мировых

лидеров.

За первое полугодие 2011 года данная циф- 1 '

ра составляла 50%. Уменьшение показателя во многом связана с введением в действие Постановления Правительства № 724 от 30 августа 2011 г., согласно которому существенно увеличились размеры платы затаможенное оформление. В денежном выражении это означает, что оплата за таможенный сбор увеличилась в 4-5 раз, в зависимости от количества отгружаемых партий.

Рынок паст для металлизации солнечных элементов, также, как и рынок светодиодов, рынок фотовольтаики в настоящее время слаб. Увеличение количества китайских производителей солнечных элементов привело к перепроизводству, ужесточению конкурентной борьбы и снижению цен на рынке. Необходимость значительного снижения издержек производителями солнечных элементов приводит к значительному ценовому давлению на поставщиков материалов для их производства, одними из которых являются металлизационные пасты, в результате чего цены на алюминиевые пасты компании с начала 2011 года снизились на 30%.

Увеличение экспортныхтаможенных сборов в РФ приводит к увеличению себестоимости продукции компании, что в свете падения мировых цен на продукцию компании приводит к снижению ее конкурентоспособности по сравнению с зарубежными конкурентам и влечет за собой реальную угрозу потери лидерства на рынке.

Решение вопроса имеет принципиальное значение для спасения единственной российской компании, обладающей сильной лидирующей позицией на мировом рынке сапфира в международной отраслевой цепочке светодиодной отрасли и металлизационных паст в международной отраслевой цепочке солнечной энергетики.

47

ГЧ

О

гч

I-

о

1_

«Л

гч

I—

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.