Научная статья на тему 'Развитие внешнеэкономических связей и иностранной инвестиционной деятельности в республике Дагестан'

Развитие внешнеэкономических связей и иностранной инвестиционной деятельности в республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие внешнеэкономических связей и иностранной инвестиционной деятельности в республике Дагестан»

переработки и реализации конечной продукции, прекращение искусственного дробления сельхозпредприятий на мелких, неэффективных и неспособных применять высокопроизводительную технику. Объединение производителей (в том числе различных форм собственности) позволит им более эффективно использовать свои ограниченные ресурсы, успешнее защитить интересы, устранить излишние посреднические звенья, повысить конкурентоспособность продукции. В то же время это позволяет улучшить управляемость развитием агропромышленного комплекса, но уже на новых принципах.

II. Материалы круглого стола «Развитие внешнеэкономических связей региона в условиях рынка», 30 мая 2000 года.

Гичиев Н.С., Азизова М.М.

Развитие внешнеэкономических связей и иностранной инвестиционной деятельности в Республике Дагестан

Если в начале 90-х годов многие отечественные эксперты надеялись, что мировая экономика может нести положительный заряд ускорения социально-экономического развития страны, то в конце десятилетия, под влиянием мирового финансового потрясения 1997-1999 гг. они были вынуждены внести немалые коррективы в свои первоначальные оценки и прогнозы.1 Сравнительно недавно смысл этих корректировок хорошо выразил известный во всем мире финансист Дж. Сорос, заявивший, что “рынки могут действовать как строительный молот, снося одну экономику за другой”.

Проблема либерализации экономики России, включая внешнюю торговлю, может быть легко осуществлена в кратчайшие сроки по сравнению с другими задачами трансформации - стабилизацией, приватизацией или реструктуризацией производства. Важнейшей причиной либерализации внешней торговли является ее центральная роль в процессе трансформации Российской (дагестанской) экономики.2

Оценивая торговый режим страны, необходимо говорить о степени открытости, степени прозрачности и степени нейтральности.

В классической трактовке открытость экономики страны (региона) измеряется отношением объема экспорта к ВВП (национальному доходу). Существенным недостатком такого подхода является нивелирование различий между крупными и мелкими экономиками (к примеру США, КНР и Сингапуром), так как высокая доля экспорта в ВВП вовсе не означает настоящую открытость экономики.

В экономической литературе предлагается альтернативный подход3, использующий концепцию институциональной открытости.

Количественно степень институциональной открытости может быть измерена4 следующим отношением (чем выше JO , тем ниже степень открытости):

JO=T+S+Q+F+L / Е+М, где JO - степень институциональной открытости, Т - непрямые налоги; S - торговые субсидии; Q - тарифный эквивалент количественных ограничений, F - валютные ограничения, L - лицензионные ограничения.

Согласно данной трактовке торговая система считается прозрачной, если она регулируется при помощи устоявшихся, не допускающих двоякого истолкования, широко известных правил.

Недостатком институционального подхода является высокая трудоемкость количественного измерения степени прозрачности торгового режима страны.

Количественно структура протекционистских мер может быть оценена через отношение объема защитных мер, направленных на стимулирование экспорта, к соответствующему объему мер по стимулированию импортозамещения. Индекс нейтральности будет исчисляться как:

N= ^е-и)^^ - Sm + Q+d),

где N - индекс нейтральности; Se,Sm - экспортные и импортные субсидии; te,Tm - экспортные и импортные тарифы; Q- тарифный эквивалент количественных ограничений; d -разница между реальным и официальным валютными обменными курсами.

1 Попровской А.А. Россия и мировая экономики. “США и Канада”, 1999. ! 3-4-, стр.3

2 Кивинари У. “Либерализация внешней торговли в процессе экономической трансформации в России”, “Вопросы экономики”, 1997г, № 8, с.58

3 3 Rosati D. Foreign Traid Liberate in the Transition to the Market Economy. The Vienna Insninute for Comparative Econovic Studies. Vienna, 1993, № 193.

4 Источник: Кивинари У. Либерализация внешней торговли в процессе экономической трансформации в России. “Вопросы экономики”, 1997 г.№ 8, с. 59.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что под либерализацией внешней торговли следует принимать существенное снижение нетарифных торговых барьеров, включая ограничения на приобретение валюты в целях импорта, снижение уровня и сокращение числа тарифных ограничений, отмену экспортных субсидий (относится к западным с\х товаропроизводителям).

Либерализация внешнеэкономической деятельности прошла в своем развитии несколько этапов.

На первом этапе (вскоре после распада СССР) в конце 1991 г. был принят Указ президента Российской Федерации “О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР”, где заложены основы внешнеэкономической реформы (отменены экспортные квоты и лицензии, ограничена тарифная ставка, всем фирмам и организациям разрешено заниматься внешнеторговой деятельностью).

На втором этапе Правительство и Центральный банк России присоединились к VIII статье устава МВФ (июль 1996 г.), что сделало российский рубль конвертируемым по текущим операциям.

Однако либерализация внешнеэкономической деятельности не стала эффективным стимулом в развитии внешнеэкономических отношений.

В целях повышения конкурентоспособности российских товаропроизводителей на внешних рынках в ноябре 1996 г. российское правительство приняло “Основы промышленной политики страны на период до 2010 г.”. Программа предполагает более широко вовлечение российской промышленности в международное разделение труда, а также поддержку со стороны государства наукоемким отраслям промышленности (аэрокосмическая, атомная энергетика, машиностроение для энергетики, биотехнологическая и электронная).

В дальнейшем российское правительство приняло “Федеральную программу развития экспорта”, предусматривающую трехэтапную модель включения России в международное разделение труда. На первых двух этапах (1996-1997 гг., 1998-2000гг.) основное внимание будет уделено стабильности объемов экспорта и постепенному расширению номенклатуры экспортируемой продукции. На третьем этапе (2001-2005 гг.) предполагается увеличить долю наукоемкой продукции в российском экспорте до 10-15%, что позволит приблизиться к уровню индустриальных стран.

Мировой финансовый кризис, развившийся в конце 90-х годов, отдалил на неопределенное время возможности оптимизации российского экспорта.

В этой связи можно рассмотреть пример количественной оценки эффективности экспорта на основе расчета коэффициента абсолютной эффективности.

К=В ■ V/Z 1

где К - коэффициент абсолютной эффективности экспорта ;

В - экспортная цена товара (долл);

Z - внутренняя цена экспортируемого товара (руб);

V - валютный обменный курс (руб/долл).

Как видно из приведенной формулы, коэффициент абсолютной эффективности снижается при переходе от экспорта сырья к экспорту готовой продукции.

Абсолютная эффективность российского экспорта в целом к 1996 году равнялась 2,0. После августовского 1998 г. дефолта и девальвации российского рубля в 4 раза, роста внутренних цен в 2 раза эффективность экспорта выросла еще на 35-40%.

В условиях либерализации внутренних цен установление адекватного обменного курса стало главной задачей внешнеэкономического регулирования.

Во всех переходных экономиках по ряду причин обменный курс национальной валюты устанавливался на более низком уровне по сравнению с курсом, рассчитанным на основе ППС. Это создавало благоприятную экспортную конъюнктуру для отечественных товаропроизводителей. В 1996 г. разрыв между внутренними и мировыми ценами в России был одним из самых малых, создалась благоприятная конъюнктура для российских импортеров, так как реальный обменный курс и паритет покупательной способности национальной валюты сблизились (табл.1)

Сближение реального обменного курса и ППС российского рубля снизило коэффициент абсолютной эффективности экспорта. Твердый российский рубль ослабил позиции отечественных товаропроизводителей на внешних рынках, снизил их конкурентоспособность.

Условия эффективной конкуренции отечественных, импортозамещающих и экспортных товаров с их зарубежными аналогами соответственно на внутреннем и внешним рынках могут быть заданы неравенством:

1 Кивинари У. “Либерализация внешней торговли в процессе экономической трансформации” “Вопросы экономики”, 1997 г., № 8, с 62.

Pn-R <Pw +(-1)a • (Tw + Dei),

а) равно “1” при экспорте и “0” при импорте товара, Pn - цена товара в национальной валюте, Pw - цена товара в конвертируемой валюте, R - валютный курс национальной денежной единицы, Tw - валютные затраты на транспортировку товара и выраженные в СКВ платежи, связанные с пересечением ими таможенных границ ( Dc при экспорте и Di при импорте товаров, включая пересчитанные в ставку тарифа нетарифные ограничения).

Таблица 1.

___________________________________________Отношение реального обменного курса к обменному курсу, рассчитанному на основе ППС

1992 г. 1993 г. 1995 г. 1996 г.

Словения 1,4-1,6 1,4-1,6 1,1-1,3 1,3-1,3

Венгрия 1,7-1,8 1,6-1,8 1,5-1,7 1,6-1,6

Польша 1,8-2,0 1,8-2,0 1,5-1,7 1,5-1,5

Чехия 2,7-3,1 2,5-2,6 2,0-2,2 1,8-2,0

Словакия 2,9-3,0 2,6-2,8 2,1-2,3 2,0-2,2

Румыния 2,8-4,2 2,2-3,1 2,1-2,5 2,6-2,8

Болгария 3,0-4,7 2,3-3,8 1,8-2,2 1,7-1,8

Россия 10,2-45,7 2,5-8,0 1,4-2,4 1,4-1,4

Соблюдение этих условий формирует мотивацию к международному обмену его непосредственных участников - производителей экспортных и потребителей импортных товаров, а также у трейдеров.1

Применение импортного таможенного тарифа преследует следующие цели - регулирование конкурентного воздействия со стороны импортных товаров на внутренний рынок с целью создания благоприятных условий для развития отечественных конкурентоспособных производств.; формирование рациональной структуры потребления на основе внутренних и внешних ресурсов; содействие структурной перестройки национальной экономики.

Система ввозных таможенных пошлин включает в себя ставки 3 уровней. Каждый уровень соответствует стадии обработки продукции - сырье, полуфабрикат, готовые из-деия. Базовой являются следующая структура:

- сырье, материалы, комплектующие изделия - 0-5% таможенной стоимости;

- полуфабрикаты и комплектующие изделия - 5-15% таможенной стоимости;

- готовые изделия - 15-30% таможенной стоимости.

Такая структура отвечает двум основным принципам: принципу “эскалации тарифа”, т.е. повышение ставок по мере роста степени обработки продукции для стимулирования обрабатывающих отраслей. Во-вторых, принципу “эффективного тарифа”, т.е. установления низких ставок для товаров, которые необходимы для развития производства и способствуют заметному повышению конкурентоспособности продукции.

При импорте товаров наряду с таможенными пошлинами взимается налог на добавленную стоимость (НДС), акциза и спецналог.

Гибкое изменение перечня импортируемых товаров, облагаемых НДС и приведение ставок НДС на импортируемые товары в соответствии с уровнем НДС на товары, произведенные в Российской Федерации позволяют стимулировать импорт технологического оборудования, машин и материалов.

Акцизы постепенно заменяют ставки ввозных таможенных пошлин, превышающие 30%. Производится выравнивание уровня акцизов по отношению к отечественным и импортируемым товарам. Перечни подакцизных товаров в обоих случаях идентичны.

В настоящее время таможенно-тарифное регулирование осуществляется по отношению ко всем участникам на равных основаниях без каких-либо льгот.

По данным ДТУ и министерства экономики РД внешнеэкономическая деятельность 1998-1999 гг. характеризуется следующими показателями: в экспортно-импортных операциях1998г.участвовали 343 предприятия и организации республики (на 18% меньше 1997 года. Активизировалась работа по ВЭД предприятий агропромышленного ком-

1 Иовчук С.М. Конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке: тенденции спада и линии укрепления, проблемы прогнозирования”, 1999г., № 1.

плекса. В 1998 году заключен контракт между Правительством Республики Дагестан и итальянской фирмой “Фата-Групп” о разработке комплексной агропромышленной программы, предусматривающей создание сети производство-переработка-торговля.

Реализуется контракт между фирмой “Сидель” (Франция) и государственным унитарным предприятием “Центр -тара” при МСХ РД), предусматривающей создание мощностей по производству напитков из местных сырьевых ресурсов. Велась работа по реализации контракта между государственным унитарным предприятием “Агрода^’ и французской фирмой “Альмарих” по строительству в республике предприятия по сгону шерсти и пикелеванию кожи. Ведется работа по строительству рисоперерабатывающего завода с корпорацией “ВестКАП инжиниринг КОРП” (США) и корпорацией PRM inc по напылению плодов и овощей, продлевающие сроки хранения.

Продолжается работа по привлечению средств МБРР в размере 300 тыс. долларов для создания институтов рыночной инфраструктуры.

Подготовлены межправительственные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между РД и Азербайджаном, Минсельхозом РД и областями Казахстана.

Внешнеторговый оборот РД за 1998 год оценивался (включая неорганизованную торговлю) в 177,7 млн. долларов США, что в 1,8 раза меньше оборота1997 года.

Во внешнеторговых операциях с Дагестаном участвовало 38 стран (в 1997 г. - 42, в 1996г. - 48, в 1995г. - 51).Основными партнерами республики в экспорте и импорте товаров являются Азербайджан, Грузия, Украина, Турция, ОАЭ, Польша.

Внешнеторговые отношения поддерживались с 10 государствами ближнего зарубежья (СНГ). Внешнеторговый оборот (ВТО) с этими странами составил 51,6 млн. долларов и уменьшился за год на 38,4%, однако, его доля в общем обороте выросла с 26 до 29%. Наиболее активно торговля велась с Азербайджаном (40,4 млн. долларов и Украиной 8,3 млн. долларов). Крупнейшими участниками внешнеэкономических связей являются нижеперечисленные в таблице 2.

______________________________________________________________________________ Таблица 2.

ВТО (тыс. долл.) Объем экспорта Объем импорта

ОАО Дагнефть 19,2 19,2 -

ОАО“Каспий-1” п\п 9333,0 - 9333,0

ТНТС СТ Дербент 6074,1 - 6074,1

Махачкалинский винзавод 4012,8 - 4012,8

Завод игристых вин 1512,4 - 1512,4

АО “База МТС Каякент агропромснаб” 1392,3 - 1392,3

Объем экспортных поставок составил 29,9 млн. долл. (в два раза меньше уровня 1997 года); объем импортных поставок (включая неорганизованную торговлю) - 147,8 млн. долл (в 1,7 раза меньше.

Уменьшение импорта в основном связано с уменьшением объема “шоп-туров” ( в 1998 году большая часть их осуществлялась в Турцию, Саудовскую Аравию, ОАЭ, Чехию, Польшу). За год их оборот снизился в 1,9 раза, а доля в общем объеме импортных операций - с 59,1 до 57,2%.

В структуре экспорта доля товаров топливно-энергетического комплекса составляют 67,9% (год назад - 75,5%), машиностроительной продукции - 4,3 (2,2), черных и цветных металлов - 0,7 (1,7), продовольственных товаров и сырья доля их производства - 18,0 (12,0), кожевенного сырья 3,7 (4,2), других товаров - 5,4% (4,4%).

Таблица 3.

______________________________________________________Объем экспорта дагестанских товаров в1998г. (тыс. долл. США)

Нефть 19202,7

Запасные части для самолетов 146,0

Сепараторы 332,0

Дизели 144,9

Рулевые машины 510,7

Насосы 490,2

Среды сухие, готовые для выращивания 67,7

Ковры 104,7

Итого 20998,9

В экспортно-импортных операциях РД в 1999г. участвовало 300 предприятий, на 12.5%меньше, чем в 1998 г. ВТО РД в 1999г. оценивался (вкл. неорг. торгговлю) в 92.9 млн. долл. СЩА, что в 1.9 раза меньше оборота 1998г.

Вопросы привлечения и использования иностранных инвестиций в республике приобрели черты крайней необходимости. В условиях тотального дефицита собственных ресурсов, средств федерального бюджета и свободных средств ПИИ становится единственным источником наступления средств в основной капитал в виде оборудования, технологий, финансов, вносимых зарубежными партнерами в уставной капитал ПИИ, а также привлекаемые участниками предприятий в рамках реализации совместных проектов.

В настоящее время на территории Республики Дагестан зарегистрировано 120 предприятий с участием иностранного капитала. Из них за истекший период самоликвидировались 8, в стадии ликвидации 1 предприятие.

Дагестанские предприятия имеют иностранных партнеров в следующих государствах: Турция (21), Азербайджан (14), США (7), Иран и Польша (по 4), Казахстан и ОАЭ (по 3), Чехия, Словакия, Англия, Латвия, Литва, Ливан, Швейцария, Испания, Финляндия, Швеция, Ирландия, Киргизия, Греция, Корея, Италия, КНР, Индия, Шри-Ланки, Мальта, Болгария, Румыния, Индия, Узбекистан (по 1).

Среди зарубежных инвесторов наибольшую активность проявляют турецкие и азербайджанские бизнесмены. В то же время практически не созданы предприятия с участием некоторых промышленно-развитых европейских государств (Германия, Франция). Следует отметить, что было бы полезно создание ПИИ с Республикой Беларусь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По данным Минэкономики РД доля предприятий, осуществляющих производственную деятельность, составляет 42%, торгово-посредническую --37%, строительную - 10%, оказанию услуг - 8%, инвестиционных - 3%. Объем произведенной ими продукции (услуг) в общем объеме производства республики составляет всего 0,1%, что говорит либо

о плохом инвестиционном климате, либо о “сильной” теневой экономике.

Объем прямых инвестиций нерезидентов в ПИИ составляет более 24,7 млн. долл. США. (Из-за августовского 1998г. кризиса валютные поступления в республику были заморожены). Анализ деятельности ПИИ показывает, что они специализируются на товарах высокой валютной привлекательности, организуют, в лучшем случае, первичную переработку, упаковку, сортировку товара. Подавляющее большинство иностранных партнеров - это небольшие “венчурные” компании, не преследующих долговременных инвестиционных целей.

После перевода в январе 1992г. ПИИ в национальный режим хозяйствования климат для иностранных инвестиций в Дагестане стал ухудшаться.

Ухудшение инвестиционного климата в Дагестане закономерно снизило активность иностранных инвесторов. Августовский финансовый кризис 1998 г. и военные действия в сентябре 1999 г. привели к фактическому замораживанию всех инвестиционных проектов в Дагестане.

Несмотря на ухудшение многих факторов, определяющих инвестиционный климат Министерство экономики РД разрабатывает стратегию совершенствования местной законодательной базы с целью обеспечения дополнительной гарантии инвесторам.

Таблица 4.

___________________________________________________________Объем иностранных инвестиции в РД в 1998 году

Тыс. долл. США Тыс. руб

Накоплено сначала года Поступило за год Накоплено с начала года

Инвестиции, всего 7113 53 120

В т.ч. Прямые инвестиции 7113 53 120

Из них В уставной фонд 7113 53 120

В т.ч. Материальные и не-

материальные активы 7000 53 120

из них денежные средства 113 53 120

Страна им- Наименование пред- Тыс. долл. тыс. долл. тыс. руб.

портных инве- приятия получено с поступило накоплено

стиций начала года за год с начала года

Азербайджан СП “Капри интернешнл” 13

Италия СП “Макея” 2000-01-05

Республика СП “Сотовая связь” 2335

Корея

Испания СП “Вак-Вем-Глобал” 175

Турция СП “Космос интернешнл ЛТД 40 120

Турция АО “Ином” 140 53

США АО СП “Дагнефтьинду-стрия” 2410

Распределение иностранных инвестиций

Таблица 5.

По данным министерства экономики РД из общего числа зарегистрированных предприятий в 1998 году действовали только 10, из которых производили продукцию лишь 2 предприятия (на сумму 960 тыс. рублей - ЗАО “Инком” - пластиковые окна и двери на 760 тыс. руб. и СП “Дагнефтеиндустрия” - трубы на 200 тыс. руб), что составляет 0,06% в общем объеме промышленного производства республики.

Одним из ключевых вопросов российской и международной дипломатии 90-х годов стал узел противоречий, связанный с взаимоотношениями вокруг Каспийского моря. В настоящее время здесь переплетаются интересы более 30 государств (Россия, США, КНР, Япония и т.д.)

Яблоком раздора, инициировавшим взаимные претензии стран Каспийского бассейна и, стоящих за ними стратегических партнеров, являются разведанные запасы углеводородного сырья. Не меньшую ценность представляют запасы осетровых пород рыб, тюленей. Общая стоимость биоресурсов Каспия по оценке КаспНИИРХ составляет 148 трлн. руб (в ценах 1997 года).

Экспортный потенциал Каспийского региона оценивается по-разному. По данным российского Министерства топлива и энергетики, он не превышает 70-80 млн. тонн нефти в год.1 Но в настоящее время тема каспийской нефти доминирует над другими проблемами Каспийского региона. В этом контексте роль и значение Республики Дагестан для России и Запада будет в перспективе идти по возрастающей.

1 Бутаев А.М. Каспий: статус, нефть, уровень. Махачкала, 1999г., с.45

Распределение каспийской нефти между прикаспийскими странами во многом зависит от того, как расчертить на Каспии национальные сектора, что, в свою очередь требует решения другого принципиального вопроса: Каспий-озеро или море? Если принять “озерный” вариант, то доступ к каспийской нефти в основном получит Азербайджан и Казахстан. Если же исходить из концепции “закрытого моря”, определяемого советско-иранскими договорами, то каждое государство имеет суверенные права 10-минимальной зоне и равные права на разработку месторождения центральной части моря.

Каспийский регион имеет жизненно важное значение для России по многим причинам, в числе которых транспорт и торговля. Россия с глубокой древности консолидировалась в единое государство и развивалась, расширяя свои торговые связи в важном направлении по Волге и далее по Каспию, без чего не было бы, возможно, распространения российского влияния на Кавказ и, следовательно, на Черное море и Среднюю Азию.

В этом контексте развитие внешнеэкономического потенциала и реализация конкурентных преимуществ России без соответствующего обеспечения на юге - Республике Дагестан, представляется алогичным и недопустимым. Требуется синхронизация действий в центре и Республике Дагестан по развитию транспортной инфраструктуры региона, активизация процесса вовлечения Республики Дагестан в мирохозяйственные связи.

В этих целях представляется необходимым скорейшее подключение федеральными органами ряда отраслей промышленности и сельского хозяйства Республики Дагестан к программе реализации имеющихся конкурентных преимуществ по следующим направлениям: - стабилизация сырьевого экспорта.

- восстановление объемов традиционного машинотехнического экспорта.

- реализация конкурентных преимуществ, связанных с временной дешевизной основных факторов производства - рабочей силы, производственных фондов, технологий, материальных ресурсов.

- реализация динамических конкурентных преимуществ, воплощенных в уникальных высоких технологиях.

Алиев А.Б., Мудунов А.С.

Эффективность внешней торговли - составляющая эффективности рыночного хозяйства

Международное разделение труда (МРТ), как известно, изначально основано на различиях природно-климатических условии отдельных стран, а также сложившихся там структур производства и хозяйственных механизмов.

Кроме того, научно-технический прогресс (НТП), подталкивая диверсификацию производства и потребления, не только стимулирует развитие МРТ и обусловленных им мирохозяйственных отношений, но и во все возрастающей степени на них опирается.

Ныне ни одна, даже самая развитая и крупная страна мира, не в состоянии наладить выпуск всей необходимой ей продукции. Одновременно, емкость внутреннего рынка часто оказывается недостаточной для налаживания эффективного специализированного производства.

В современном высококонкурентном мире, тем более в условиях глобализации, недостаточная включенность в МРТ чревата консервацией отсталости со всеми вытекающими негативными социально-экономическими и политическими последствиями.

Все это в совокупности повышает значимость международных экономических связей для развития каждой страны. Особенно велико значение международного торговоэкономического и научно-технического сотрудничества для постсоциалистических, переходных экономик. Это следствие узости их национальных рынков, отсталости техникотехнологической базы, нехватки квалифицированных специалистов и большего, чем в развитом мире разрыва между структурой производства и потребления.

Важнейшей составляющей внешнеэкономической деятельности является внешнеторговая деятельность. Внешняя торговля выражает отношения, связанные с межстрано-вым движением товарной продукции, основанные на использовании преимуществ международного разделения труда и обеспечивающие эффективность хозяйственной деятельности сотрудничающих стран. Международная торговля расширяет рынки сбыта для всех ее участников, обеспечивая тем самым доступ к рынкам продукции, необходимых для хозяйственной деятельности и развития. Иначе говоря, мировая торговля подталкивает рост производства со всеми сопутствующими ему социальными благами.

Отмечая влияние эффективности внешней торговли на эффективность национального хозяйства, важно определить соответствующие показатели. Обобщающим показателем можно считать сальдо торгового баланса. Стоимостное превышение экспорта над импортом (положительное сальдо) дает возможность пополнять валютные запасы ЦБ, накоплять инвестиции, обслуживать внешний долг страны, решать вопросы по сокращению дефицита госбюджета. Не менее важным показателем эффективности внешней торговли можно считать показатель условий торговли (отношение индекса экспортных цен к индексу импортных цен). Низкий показатель условий торговли свидетельству-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.