егионалиетика
D
б
времени иностранному партнеру; относительно таможенных платежей также существуют условия, по которым обязанность по уплате таможенных платежей ложится на ту или иную сторону, согласно условиям внешнеэкономического контракта. На данной фазе таможенные органы проводят валютный контроль и выполняют фискальную функцию государства по взысканию таможенных платежей в соответствии с законодательством РФ и Таможенного союза.
Таким образом, определить чёткие границы фаз распределения и обмена воспроизводственного процесса представляется возможнымтоль-ко в зависимости от условий конкретного внешнеэкономического контракта и договоренностей сторон.
Участие таможенных органов в фазе потребления воспроизводственного процесса представляется отдельным структурным подразделением - Службой таможенной инспекции. Служба таможенной инспекции выполняет функцию последующего (после выпуска товаров) контроля, которая проводится в форметаможен-ной проверки.
Таможенная проверка, проводимая таможенными органами, является формой таможенного контроля и представляет собой проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией, имеющейся у проверяемых лиц, указанных в ТКТС.
Таможенные органы при последующем контроле могут оказывать непосредственное влияние на процесс активизации внешнеэкономической деятельности региона и являются неотъемлемой составляющей инфраструктуры региональной ВЭД.
Своевременное регулирование таможенными органами этого экономического процесса, в соответствии с быстро изменяющимся состоянием международного рынка и применением определенного современного инструментария, существенно повлияет на интенсивность событий по фазам воспроизводственного процесса и, как следствие, на эффективность внешнеэкономической деятельности региона в целом. Результатом данных действий должна стать интенсификация экономических преобразований, активизация разнообразных форм ВЭД, увеличение регионального валового продукта.
При таком подходе к идентификации места таможенных, органов в инфраструктурном обеспечении региональной ВЭД внешнеэкономическая деятельность хозяйствующих субъектов региона рассматривается как фактор активизации региональной воспроизводственной динамики, что указывает на значимую роль таможенных органов в обеспечении экономического роста региона, а также роста уровня жизни населения территории.
Реализация данной гипотезы требует соответствующей развернутой теоретико-методологической базы создания хозяйственного механизма в регионе с участием таможенных структур в процессах формирования программ социально-экономического развития региона и его внешнеэкономической сферы деятельности.
INFLUENCE OF ACTIVITY OF THE STAVROPOL CUSTOMS POST OF MINERALOVODSKY CUSTOMS ON REGION ECONOMY
Belozerova Svetlana Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor,
Chair of Economics and Management E-mail: [email protected] Gurov Dmitry Aleksandrovich, Student North-Caucasian Federal University, Stavropol
In article are considered influence of activity of customs body on economy of region.
Keywords: region; customs; tariff regulation; economy support.
УДК 339.543.6 + 332.132 ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАВРОПОЛЬСКОГО (47063) ТАМОЖЕННОГО ПОСТА МИНЕРАЛОВОДСКОЙ
ТАМОЖНИ НА ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА
© Белозерова С.В., 2012 © Гуров Д.А., 2012
В статье рассмотрено влияние деятельности таможенного органа на экономику региона.
Ключевые слова: регион; таможня; тарифное регулирование; поддержка экономики.
В связи с образованием Таможенного союза и вводом в действие с 1 июля 2010 г. на территории Российской Федерации Таможенного кодекса Таможенного союза основными нормативно-правовыми актами в сфере таможенно-тарифного регулирования наряду с Законом РФ "О таможенном тарифе" стали ТКТс и соответствующие международные договоры РФ в рамках ЕврАзЭС, в том числе:
- Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высший орган таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 18 "О едином таможеннотарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации;
- Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г.;
- Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 г.;
- Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от21 мая 2010 г.;
- Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа от 12 декабря 2008 г.;
- Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 г.;
- Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 г.
В соответствии с положениями ст. 1 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008 г. на единой таможенной территории государств Сторон Стороны применяют Единый таможенный тариф, который является инструментом торговой политики Таможенного союза. При этом основными целями Единого таможенного тарифа являются: рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств Сторон; поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории государств Сторон; создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в таможенном союзе; защита экономики таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; обеспечение условий для эффективной интеграции таможенного союза в мировую экономику.
Приведем несколько основных терминов из содержания ст. 2 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г., регламентирующего таможенно-тарифное регулирование на территории ТС: 1) базовый перечень Единого таможенного тарифа -свод ставок ввозныхтаможенных пошлин, в отношении которых Сторонами достигнуто согласие об их размерах в Едином таможенном тарифе; 2) ввозная таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств Сторон; 3) внеквотная ставка ввозной таможенной пошлины - ставка ввозной таможенной пошлины, устанавливаемая на товары, ввозимые сверх установленной тарифной квоты; 4) внутриквотная ставка ввозной таможенной пошлины - ставка ввозной таможенной пошлины, устанавливаемая на товары, ввозимые в пределах установленной тарифной квоты; 5) единый таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; 6) единая ТН ВЭД - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, основанная на гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации; 7) ставка ввозной таможенной пошлины - размер (величина) ввозной таможенной пошлины;
8) таможенный тариф - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в государствах Сторон до установления Единого таможенного тарифа; 9) тарифная квота - мера регулирования ввоза на
БЕЛОЗЕРОВА
Светлана
Викторовна,
кандидат
экономических наук, [N
доцент, кафедра Экономики и управления ^ [email protected] |_
О
i_
□
«Л
гч
I—
—
■
7
ГУРОВ
Дмитрий
Александрович,
студент
Северо-Кавказский
федеральный
университет,
Ставрополь
егионалиетика
D
8
единую таможенную территорию государств Сторон отдельных видов товаров, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) и более высокой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе товара свыше этого количества.
При этом в Едином таможенном тарифе применяются следующие виды ставок ввозныхта-моженных пошлин: адвалорные, начисляемые в процентах от таможенной стоимости облагае-мыхтоваров; специфические, начисляемые за единицу облагаемых товаров; комбинированные, сочетающие оба вышеуказанных вида; сезонные таможенные пошлины (применяемые вместо ввозных таможенных пошлин), устанавливаемые для оперативного регулирования ввоза товаров на единую таможенную территорию, срок действия которых не может превышать 6 месяцев в году.
С 1 января 2010 г. правовые нормы установления, исчисления, уплаты ввозных таможенных пошлин, определения и применения тарифных льгот регулируются Таможенным кодексом Таможенного союза (ТКТС), Соглашением от 25 января 2008 г. "О едином таможенно-тарифном регулировании", Протоколом от 12 декабря 2008 г. "О представлении тарифных льгот" и Решением Комиссии Таможенного союза (КТС) от 27 ноября 2009 г. № 130 "О едином таможеннотарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации". При этом установление, введение и применение НДС и акцизов по-прежнему будет регулироваться нормами Налогового кодекса РФ.
Общая часть ТК ТС, посвященная таможенным платежам, включает 24 статьи, в которых содержатся более 20 отсылочных норм к национальному законодательству.
Статья 70 ТК ТС устанавливает те же виды таможенных платежей, что содержались в ТК РФ.
ТК ТС к таможенным платежам относит: ввозную таможенную пошлину; вывозную таможенную пошлину; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ТС; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ТС; таможенные сборы.
В то же время ТКТС указывает на то, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств ТС и (или) национальным законодательством государств ТС, а взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины. Виды ставок таможенных пошлин определяются в ст. 71 ТКТС. До настоящего времени виды ставок были определены в Законе
РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе" (ред. от 28 июня 2009 г.).
Приказом ФТС №353 от 20.02.2010 г. Ставропольская таможня была преобразована в Ставропольский таможенный пост Минерало-водской таможни.
Ставропольский таможенный пост является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию полномочий ФТС России, задач и функций таможенных органов в регионе деятельности таможенного поста в пределах компетенции, определенной Таможенным кодексом и положением о таможенном посте.
Регион деятельности таможенного поста определяет ФТС России. Регион деятельности таможенного поста входит в состав региона деятельности таможни.
Ставропольский таможенный пост осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федераль-ныхорганов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, физическими и юридическими лицами.
Ставропольский таможенный пост осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: 1) осуществление таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и помещаемых под таможенные режимы и таможенные процедуры, и таможенного контроля с использованием системы управления рисками; 2) обеспечение соблюдения установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации; 3) принятие в пределах своей компетенции решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза и об их стране происхождения; 4) контроль и определение таможенной стоимости перемещаемых товаров и транспортных средств в соответствии с установленным порядком; 5) контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД ТС, а также страны происхождения товаров; 6) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности в пределах своей компетенции; 7) осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств
через таможенную границу Российской Федерации, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования; 8) взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, предварительныхантидемпинговых, предварительныхспециальныхи предварительных компенсационных пошлин, таможенных сборов, контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие в пределах своей компетенции мер по взысканиютаможенных платежей и пеней и др.
После своего создания Ставропольский таможенный пост принимает энергичные меры по развитию и совершенствованию таможенной инфраструктуры региона, улучшению управляемости таможенной службы, повышению эффективности таможенного оформления и контроля, защите экономических интересов страны на юге России.
Внешнеэкономическое сотрудничество призвано содействовать привлечению на территорию Ставропольского края финансовых ресурсов, зарубежных технологий и опыта, созданию рабочих мест и условий для экономического роста.
ВЭД, наряду с тем, что, как и любая другая "внутренняя" экономическая деятельность, оказывает воздействие на состояние хозяйственного комплекса края своими результатами, требует от данного хозяйственного комплекса соответствующего уровня развития, который обеспечит успешное позиционирование Ставропольского края на внешнем рынке в условиях нарастания процессов глобализации мировой экономики.
В связи с этим большое воздействие на развитие ВЭД в регионе оказывает таможенная служба. Ставропольскийтаможенный постсодей-ствует торговле путем: предоставления компаниям возможности использования упрощенных процедур; информирования заинтересованных
лиц по вопросам применения таможенного законодательства и использования таможенных процедур; привлечения к разработке правовых актов, затрагивающих интересы деловых кругов, представителей,заинтересованных объединений предпринимательских структур в качестве консультантов; создания специальных технологических схем оформления товаров, ввозимых в рамках крупных инвестиционных проектов; использования мирового опыта в области взаимодействия с бизнесом при разработке и применении таможенных процедур.
Основные услуги, оказываемые Ставропольской таможней в государственном секторе, - регулирование и контроль сферы ВЭД (Федеральная таможенная служба как инструмент государственного регулирования ВЭД); в секторе ВЭД - идентификация объекта таможенного контроля в качестве товара, снижение потерь участника ВЭД в таможенном секторе и др.
За время существования Ставропольской таможни существенно выросли показатели деятельности (табл.).
Таблица - Итоги внешней торговли в зоне деятельности Ставропольского таможенного поста Минераловодской таможни
За анализируемый период с 2007 по 2009 годы сложилось отрицательное сальдо торгового баланса, в 2010 году ситуация изменилась в положительную сторону, но в 2011 году снова сложилось отрицательное сальдо торгового баланса, что свидетельствовало об импортной направленности региона ответственности Ставропольского таможенного поста Минераловодской таможни.
Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Экспорт:
вес нетто, тонн 185 953,68 124 336,96 130 095,64 375 219,56 401 435,06
стат. стоимость, тыс.долл. 121 310,221 108 067,48 97 070,99 314 632,03 256 929,87
Импорт:
вес нетто, тонн 68 439,35 100 220,72 64 469,76 43 286,30 37 368,22
стат. стоимость, тыс. долл. 139 101,90 181 376,76 132 687,44 256 059,76 265 051,11
Итого:
вес нетто, тонн 254 393,03 224 557,68 194 565,40 418 505,86 438 803,28
стат. стоимость, тыс. долл. 260 412,12 289 444,25 229 758,44 570 691,79 521 980.98
сальдо торгового баланса, тыс. -17 791,68 -73 309,28 -35 616,45 + 58 572,27 -8 121,24
долл.
ГЧ
О
ГЧ
I-
о
1_
□
«Л
гч
■ QII
I—
—
Kfiv
■
9
REGIONAL DEVELOPMENT: ECONOMIC ASPECTS OF NATURAL RESOURCE MANAGEMENT AREA
Oder Igor Viktorovich, Postgraduate Student, Chair of Economics and Management, North-Caucasus Federal University, Stavropol
The article highlights the issues of rational use of natural resources within the territory of the region's economy.
Keywords: economy; the region; natural resources; market; society; development of the territory; the environment; strategy.