Научная статья на тему 'Влияние свободных экономических зон на инвестиционную привлекательность Донецкой Народной республики'

Влияние свободных экономических зон на инвестиционную привлекательность Донецкой Народной республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1048
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / INVESTMENT ACTIVITY / BALANCE / FREE ECONOMIC ZONE / INVESTMENT ATTRACTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курепина А. А.

В статье обосновано значение свободных экономических зон, охарактеризовано современное состояние, виды и особенности функционирования их в развитых странах, проанализирован опыт создания СЭЗ таких стран, как Сингапура, Китая, Ирландии. Общей характерной чертой различных видов СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего внешнеторговые, финансовые, налоговые, административные льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Всего в мировом экономическом пространстве существует порядка 25 разновидностей и функционирует около 2000 свободных экономических зон, в том числе более 400 зон свободной торговли, столько же научно-промышленных парков, более 300 экспортно-производственных зон, 100 зон специального назначения (эколого-экономических, оффшорных, туристических и т.д.) Ежегодный торговый оборот зон составляет 15 25млрд. дол. Проанализирована и охарактеризована экономика Донецкой Народной Республики, выявлены экономические эффекты влияния СЭЗ на инвестиционную привлекательность и экономику в целом Донецкой Народной Республики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECT OF FREE ECONOMIC ZONES UPON INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE DONETSK PEOPLE''S REPUBLIC

The article substantiates the importance of free economic zones, specifies the current state, types and features of their functioning in the developed countries, and analyzes the experience of creating free economic zones in such countries as Singapore, China and Ireland. The common characteristic of various types of free economic zones is favourable investment climate, including foreign trade, financial, fiscal and administrative benefits and advantages, compared with the general regime for businessmen, existing in a particular country. All in all, there are about 25 types and 2000 functioning free economic zones in the global economic space, including more than 400 zones of free trade, the same number of scientific-industrial parks, more than 300 export processing zones and 100 zones of special purpose (ecological-economic, offshore, tourist, etc.). The annual trade turnover of these zones is estimated at $ 15-25 billion. The article investigates and characterizes the economy of the Donetsk People's Republic, and reveals the effects of free economic zones on investment attractiveness and overall economy of the Donetsk People’s Republic

Текст научной работы на тему «Влияние свободных экономических зон на инвестиционную привлекательность Донецкой Народной республики»

ВЛИЯНИЕ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ А.А. Курепина, аспирант

Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики

В статье обосновано значение свободных экономических зон, охарактеризовано современное состояние, виды и особенности функционирования их в развитых странах, проанализирован опыт создания СЭЗ таких стран, как Сингапура, Китая, Ирландии. Общей характерной чертой различных видов СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего внешнеторговые, финансовые, налоговые, административные льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Всего в мировом экономическом пространстве существует порядка 25 разновидностей и функционирует около 2000 свободных экономических зон, в том числе более 400 зон свободной торговли, столько же научно-промышленных парков, более 300 экспортно-производственных зон, 100 зон специального назначения (эколого-экономических, оффшорных, туристических и т.д.) Ежегодный торговый оборот зон составляет 15 - 25млрд. дол. Проанализирована и охарактеризована экономика Донецкой Народной Республики, выявлены экономические эффекты влияния СЭЗ на инвестиционную привлекательность и экономику в целом Донецкой Народной Республики

Введение (Introduction).

Инновационная и инвестиционная деятельность требует предельной концентрации имеющихся инвестиционно-финансовых ресурсов на процессах развития с целью сокращения сроков преобразований и перехода на более высокий уровень. Предельность концентрации заключается в максимальном перераспределении ресурсов от потребностей процессов текущего функционирования к процессам развития при условии сохранения стабильности деятельности хозяйствующих систем. В случае превышения предела концентрации ресурсов предприятие теряет устойчивость и становится неплатежеспособным, а в случае неполного использования инвестиционно -финансовых возможностей не обеспечиваются максимальные темпы развития и соответственно при этом возрастает риск «оставаться старым» в инновационном развитии и стратегически проигрывать.

Эффективное и устойчивое развитие в долгосрочной перспективе обуславливает необходимость адекватной и своевременной реакции на воздействие указанных факторов, которая обеспечивается новыми методами управления, своевременность которых обуславливается недостатком соответствующих теоретических разработок и методических инструментов, способных обеспечить устойчивое и сбалансированное развитие инновационной и инвестиционной деятельности хозяйствующих систем.

Теория (Theory).

Одним из самых эффективных современных макроэкономических инструментов привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику в целом и в инновационную деятельность, в частности, служит создание в той или иной форме особых (свободных) экономических зон, которые на сегодняшний день играют значимую роль в мировой экономике.

В соответствии с Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973г.) под свободной зоной (или «зо-

ной-франко») понимается как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности»), и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами, свободная экономическая зона - это часть территории страны с особым действующим режимом для отечественного и иностранного бизнеса [1].

При всем разнообразии свободных экономических зон в мире и их теоретических концепций суть данного явления состоит в следующем: создание на определенном участке территории страны экономического оазиса, имеющего беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров и услуг, налоговые льготы, упрощенные административные процедуры, льготные условия для вложения иностранных инвестиций и тесно связанного с мировым рынком [2].

Таким образом, свободная экономическая зона представляет собой относительно обособленную часть территории страны, на которой устанавливается особый правовой режим для бизнеса, включающий налоговые, таможенные, административные и гражданско-правовые льготы и гарантии.

Мировая практика организации и функционирования специальных экономических зон свидетельствует, что они создаются для достижения разнообразных целей [3]:

главной целью создания СЭЗ является более глубокое включение стран в процесс развития международного разделения труда;

СЭЗ нужны также для насыщения внутреннего рынка заинтересованной страны высококачественной продукцией, в первую очередь импортозаменяющими товарами;

организация специальных экономических зон предусматривает более глубокое включение в МРТ не только по производственной линии, но и в области туризма, культуры и санаторно-курортной сферы;

СЭЗ призваны обеспечить ускоренное внедрение в производство отечественных и иностранных научно-технических разработок с дальнейшим использованием их результатов во всей национальной экономике страны;

обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженеров, хозяйственных и управленческих кадров;

стимулирование экономического развития какой-то территории или конкретной отрасли производства;

в отдельных странах СЭЗ рассматриваются как региональный метод модернизации экономики в

_Виды л]

условиях ее перехода от административных принципов функционирования к рыночным.

Общей характерной чертой различных видов СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего внешнеторговые, финансовые, налоговые, административные льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Выделяют 4 вида льгот [1]:

Таблица

в СЭЗ

Виды льгот Характеристика

В нешнеторговые льготы Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно -импортных пошлин) и упрощение порядка осуществления внешнеторговых операций

Налоговые льготы «Налоговые каникулы». Пониженные налоговые ставки по отдельным видам налогов. Льготные правила расчета налогооблагаемой базы

Финансовые льготы Система низких цен на коммунальные услуги. Льготные условия оплаты аренды помещений и земельных участков. Бюджетные дотации. Беспошлинный импорт сырья, полуфабрикатов, машин и оборудования для организации экспортного производства. Беспошлинное хранение и переработка транзитных грузов. Скидки со ставок таможенного тарифа на внешней и внутренней границах. Страхование коммерческих рисков. Введение режима ускоренной амортизации. Отмена или снижение таможенных пошлин

Административные льготы Упрощенная процедура регистрации предприятий. Безлицензионный вывоз за границу собственной продукции иностранных фирм и ввоз ее для собственных нужд. Упрощение таможенных процедур. Льготный визовый (или безвизовый) режим для иностранных специалистов

Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов [2].

Мировой опыт (Японии, США, Европы, Азии) показывает, что на функционирование СЭЗ оказывают влияние следующие факторы [3]:

• политическая стабильность;

• инвестиционные гарантии;

• качество инфраструктуры;

• квалификация рабочей силы.

СЭЗ любого типа — особое территориально -хозяйственное и административно-территориальное образование. В различных странах мира используются самые разные обозначения СЭЗ. Так, в России и других станах СНГ чаще всего встречаются понятия «свободная экономическая зона», «зона свободного предпринимательства», «зона наибольшего благоприятствования в торговле», «свободная таможенная зона», «зона свободной торговли» и т. д. В Литве упо-

требляется название «свободная экономическая зона», а также «зона свободного предпринимательства и торговли». В КНР широко распространена практика «специальных экономических зон», «открытых прибрежных городов», «районов экономического развития». На Украине, как и в КНР, приняты термины «специальная экономическая зона» и «специальная (свободная) экономическая зона». Южная Корея ввела в оборот понятия «зона свободного экспорта», «свободная зона», Турция — «зона свободной торговли», Японии — «технополисы».

В развивающихся странах действуют «свободные промышленные зоны», странах Западной Европы — такие СЭЗ, как «портовые города» или «города-порты».

Таким образом, свободные экономические зоны являются одним из самых эффективных способов, способствующих увеличению иностранных и отечественных инвестиций.

Всего в мировом экономическом пространстве существует порядка 25 разновидностей и функционирует около 2000 свободных экономических зон, в том числе более 400 зон свободной торговли, столько же научно-промышленных парков, более 300 экс-

портно-производственных зон, 100 зон специального туристических и т.д.) Ежегодный торговый оборот назначения (эколого-экономических, оффшорных, зон составляет 15 - 25млрд. дол [5].

СВОБОДНЫЕ ЗОНЫ

-^^-

Свободная экономическая зона (СЭЗ) - специально выделенная часть территории страны с льготным таможенным, валютным, налоговым, визовым и трудовым режимами

СТРАНА

о

Законодательство

1. Выделение из таможенной территории;

2. Хозяйственная самостоятельность;

3. Особый режим управления

4. Преференциальные условия

По характеру деятельности

1.Торговые: свободные торговые зоны (СТЗ), свободные порты (порто-франко), свободные таможенные зоны (СТЗ), свободные таможенные склады (СТС);

2.Технологические: технопарки, технополисы, свободные банковские зоны (СБЗ), свободные страховые зоны (ССЗ), свободные информационные зоны (СИЗ), свободные туристические зоны (СТЗ);

3. Экспортно-промышленные: экспортное производство, производство импорто-замещающей продукции

По функциям

1. Зона свободной торговли (ЗСТ): Нидерланды, Латвия, Индия;

2. Промышленно-производственная зона (ППЗ): США, Западная Европа, Азия;

3. Технико-внедренческая зона (ТВЗ): Япония, Китай, «азиатские драконы» -Тайвань, Сингапур, Южная Корея;

4. Сервисная зона: Кипр, Мальта, страны Карибского бассейна;

5. Комплексные зоны

По целевому назначению

1. Замкнутые или анклавные

2. Интеграционные

Видовая структура и особенности СЭЗ

Большое впечатление от последствий создания СЭЗ оказывает опыт таких стран, как Сингапур, Китай, Ирландия, Южная Корея.

Сингапур раньше был известен лишь своим портом и то благодаря расположению на перекрестке мировых морских путей. На протяжении последних нескольких десятилетий он превратился на высокоразвитое государство, которое во всех мировых рейтингах занимает самые высокие позиции. Сейчас это мировой финансово-банковский, торговый, транспорт-

ный, нефтеперерабатывающий, туристический и инновационный центр [3].

Сингапур является примером успешного развития так называемых "точечных" зон, ориентированных на экспорт товаров. Либеральный экспортно-импортный режим Сингапура позволяет рассматривать этот город-государство фактически как единую экспортно-производственную зону. Для организации экспортного производства правительство объявило ряд районов промышленными зонами, то есть терри-

ториями, полностью оборудованными для создания промышленных предприятий [4].

Благодаря успешному развитию СЭЗ и инновациям все последние годы Сингапур прочно удерживает ведущие позиции в различных международных рейтингах. В рейтинге Всемирного банка "Ease of Doing Business 2015" Сингапур занял 1-е место, причем уже 3 -й год подряд.

В Global Competitiveness Index (GCI) 2014-2015, который ежегодно составляется Всемирным Экономическим Форумом, Сингапур занял 2-ю позицию (4-й год подряд), уступив только Швейцарии.

Сингапур занимает 2-е место в мировом индексе конкурентоспособности в области защиты прав инвесторов, защиты интеллектуальной собственности, развитию инфраструктуры, развитию финансового рынка, эффективности государственных расходов.

В The Global Innovation Index 2014 Сингапур занял 1-е место в Азии и 7-е в мире.

По динамике объемов венчурных инвестиций Сингапур вышел на 1 -е место в Азии, а по абсолютным объемам - на 2-е, обогнав Японию и уступив только Китаю. По данным Asia Venture Capital Journal в 2014 г. венчурные инвестиции в технологический сектор Сингапура составили $1,71 миллиарда по сравнению с $27,9 миллионов в 2012 году [4].

Следует обратить внимание на опыт КНР в сфере создания и развития специальных зон.

Главными особенностями китайских СЭЗ являются:

1. Самостоятельное экономическое развитие на основе принципов рыночного регулирования.

2. Опора на иностранные капиталовложения.

3. Главный современный отраслевой приоритет -промышленность.

В настоящее время СЭЗ в КНР продолжают играть значительную роль в развитии местной экономики. В 2015 году суммарный объем внешней торговли этих зон увеличился на 14,7% по сравнению с 2013 г. и составил 699,83 млрд. долл., в том числе экспорт -394,98 млрд. долл. (+13,6%), импорт - 304,85 млрд. долл. (+16,2%).

Общепризнанным мировым лидером и законодателем в области создания и опыта развития СЭЗ является Ирландия - страна, которая только в 1949 г. была провозглашена независимой республикой, перестав быть британским доминионом. Государство имело сугубо аграрную экономику, испытывало перепроизводство сельскохозяйственной продукции, массовую безработицу, нищету, низкую грамотность и отток населения со своей территории. За три десятилетия Ирландия создала на своей территории почти 60 локальных свободных экономических зон, превратилась в равноправного члена европейского экономического сообщества. Ведущим сектором экономики Ирландии в настоящее время является машиностроение и при-

боростроение, второе место занимает международный туризм, а третье - аграрное производство, которое полностью удовлетворяет потребности страны в продовольственной сфере. На смену безработице, нищете и безграмотности пришли высокая потребность в квалифицированной рабочей силе, реализуемая через развитую сеть целевого профессионального обучения, гарантированное финансово обеспеченное государством гимназическое образование и средний годовой доход для работающего в экономической зоне в 50-70 тыс. долл. США [4].

Одним из примеров успешного функционирования свободной зоны является портовая зона, расположенная в аэропорту Шеннон. Свободная зона Шеннон находится в западной части Ирландии и охватывает территорию в 243 га. С 1959 года на территории свободной зоны зарегистрировалось более 100 компаний, которые обеспечивают занятость 7000 человек.

Годовой экспорт товаров и услуг особой экономической зоны превышает 3300 млн. евро в год. Компании СЭЗ приносят экономик Ирландии 600 млн. евро ежегодно в виде заработной платы, товаров и услуг.

Несмотря на разнообразие СЭЗ в мире, можно выделить несколько универсальных характерных черт, присущих любой особой зоне.

1.Применение различных видов льгот и стимулов, создающих наиболее благоприятные условия для инвестиций и ведения бизнеса.

2. Наличие локальной, относительно обособленной системы органов управления зоной, наделенных правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре.

3. Всесторонняя поддержка проекта СЭЗ центральной, региональной и местной государственной властью.

4. Максимальная открытость свободной экономической зоны вливаниям иностранного капитала и мировому рынку.

Следует понимать, что создание СЭЗ отнюдь не является панацеей от всех экономических болезней и стопроцентной гарантией быстрого экономического расцвета какой-либо территории. Особая зона всегда - инновационный проект с высокой степенью риска и значительной вариативностью конечных результатов.

Для финансирования развития крупных СЭЗ необходимы значительные государственные инвестиционные вложения. В целях предотвращения возможного «распыления» этих средств требуется предусмотреть контроль за их использованием по назначению. Они должны направляться на финансирование приоритетных объектов инфраструктуры. Неразвитая инфраструктура требует больших финансовых расходов на освоение территории и сдерживает привлечение иностранных инвесторов, что ослабляет позиции СЭЗ в конкурентной борьбе за зарубежный капитал,

рынки сбыта продукции. Например, относительно развитая инфраструктура СЭЗ в Южной Корее, Малайзии, Сингапуре и Китае позволила значительно сократить расходы на их создание, которые окупились в короткие сроки и обеспечили прибыль. Недостаточный учет этого экономического фактора при создании СЭЗ в Индии и на Филиппинах в дальнейшем потребовал больших затрат. Они окупались длительное время [5].

На сегодняшний день современная экономика Донецкой Народной Республики переживает сложный трансформационный период. Последствия войны, экономическая блокада и отсутствие международного признания независимости республики в значительной мере усугубили тяготы переходного этапа.

Жесткие экономические действия против ДНР парализовали основные отрасли производства в республике, повлекли за собой углубление экономического кризиса. Из-за незавершенного процесса политического урегулирования конфликта между Украиной и Донецкой Народной Республикой, экономика республики несет дополнительную нагрузку, вызванную необходимостью постоянного укрепления обороноспособности государства. Невозможно осуществление внешнеэкономической деятельности в полном объеме из-за непризнанности политического статуса

ДНР.

В процессе строительства независимого демократического государства с развитой рыночной экономикой первоочередными задачами становятся:

1. Повышение уровня жизни и социальной защищенности населения;

2. Создание условий для нормальной жизнедеятельности предприятий и организаций в условиях экономической блокады;

3. Налаживание взаимовыгодного сотрудничества с деловыми партнерами, укрепление позиций на международном уровне в переходный период.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевым элементом в экономике Донецкой Народной Республики, как и любого государства, является инвестиционная деятельность, которая приводит в действие весь механизм воспроизводственного процесса в экономике.

В настоящее время в Донецкой Народной Республике объем инвестиций в большинстве отраслей экономики не соответствует реальным потребностям обновления основных фондов. Внутренние инвестиционные источники в виде собственных средств предприятий не в состоянии в полной мере удовлетворять инвестиционный спрос хозяйствующих субъектов, а частные капиталы населения не доверяют существующим формам инвестирования. Подобная ситуация придает особую актуальность проблеме привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику, созданию необходимой институцио-

нальной инфраструктуры инвестиционного рынка и совершенствованию правовой среды.

На современном этапе одним из самых важных стратегических решений для формирования привлекательных условий внутреннего и внешнего инвестирования и подъема регионов республики в сфере инвестиционной деятельности является создание свободных экономических зон.

На сегодняшний день на территории ДНР существует одна СЭЗ - Специальная экономическая зона «Донецк». Однако, по экономическим и политическим причинам она не функционирует.

Данные методы (Data and Methods).

При решении поставленной цели использовались следующие общенаучные методы исследования: для исследования сущности свободных экономических зон - абстрагирование, систематизация, индукция, дедукция, синтез и анализ; для определения особенностей функционирования свободных экономических зон в странах - инновационных лидерах - сравнение, описание, обобщение и аналогия.

Полученные результаты (Results).

Таким образом, создавая новые и развивая существующие СЭЗ в Донецкой Народной Республике мы получим следующие экономические эффекты влияния СЭЗ на инвестиционную привлекательность республики и экономику в целом:

1. Стимулирование притока инвестиций. Одним из ярких примеров являются китайские СЭЗ, отличающиеся успешной практикой функционирования зон с совокупным объемом привлеченных инвестиций от 28 млрд.долл.

2. Стимулирование экспорта. Как показывает зарубежная практика, на СЭЗ приходится в экспорте Республики Корея и Тайваня почти 100% промышленного экспорта, Доминиканской республики - 80% всего экспорта и почти 100% промышленного экспорта, Маврикия - 77% всего экспорта и 95% промышленного экспорта, Китая - 57%, Турции - 45%, Мексики - 45%. Как видно, в немалом количестве стран СЭЗ стали важным каналом реализации национального экспорта как в целом, так и, прежде всего, промышленного экспорта.

Относительно ДНР, то основным же торгово-экономическим партнером республики является Россия. Традиционно считается, что ориентация экспорта на единственный рынок представляет серьезную угрозу экономической безопасности страны. В определенной степени это действительно и для экономики республики, однако, учитывая ряд факторов, данная опасность становится относительной. Во-первых, в силу непризнанности политического статуса республики большого выбора в географической направленности внешнеэкономических связей не имеется. Во-вторых, масштабы экспорта республики намного меньше по отношению к объемам российского рынка.

В-третьих, ориентация на Россию положительно влияет на экономику ДНР, поскольку в структуре доходов от внешнеэкономических связей превалирует российский рубль. Более того, именно благодаря созданию широких экономических связей и появлению значительных объемов российского капитала, будет возможно относительное решение проблемы «неуверенности в завтрашнем дне» и реализации экспорто-ориентированной стратегии развития республики на фоне использования российского рубля в качестве законного платежно-расчетного средства в республике.

3. Увеличение валютной выручки. СЭЗ стали важным инструментом валютных доходов отдельных стран мира. Например, в нынешнем году уровень экспортных доходов СЭЗ в совокупных экспортных поступлениях Индонезии, Республики Корея и Тайваня увеличился с 49% до 75%.

4. Содействие росту занятости. В подтверждение можно привести такие данные: за 10 лет численность занятых в СЭЗ Маврикий возросла с 600 до 400 тыс.чел., что равно 1/3 всех занятых страны; в СЭЗ КНР количество занятых варьируется от 15 млн.чел. до 200 млн.чел.

5. Повышение среднедушевого ВВП региона. Так, за 40 лет среднедушевой ВВП в Пуэрто-Рико, где действует первая в мире экспортно-производственная зона с одноименным названием, увеличился в 45 раз. За 10 лет ВВП в расчете на душу населения в китайской СЭЗ Шэньчжень увеличился с 602 долл. до 3,5 тыс.долл.

6. Достижение «демонстрационного эффекта» для национальных компаний и отраслей, которые вынуждены повышать уровень конкурентоспособности производимой продукции и услуг в ценовом и неценовом плане, чтобы выжить на внутреннем рынке.

7. Повышение уровня квалификации рабочей силы и подготовки управленческих кадров. В компаниях с зарубежными инвестициями, как правило, создается сеть подготовки кадров, что важно для развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

8. Повышение уровня социально-экономического развития региона и республики в целом. Интересен пример одной из наиболее эффективных свободных экономических зон в китайской практике - СЭЗ Шэньчжэнь. На дату создания СЭЗ в китайской провинции Шэньчжэнь отраслевая структура экономики носила аграрный характер, имелось лишь несколько предприятий по производству пестицидов и фермерского оборудования. В настоящее время в зоне функ-

ционирует более 15 тыс. промышленных компаний с совокупным капиталом в 8 млрд.долл. и общим объемом производства более 100 млрд.юаней.

Заключение (Conclusions or Discussion and Implication).

В целом, свободные экономические зоны в разных регионах и странах мира доказали свое значение и эффективность в качестве инструмента стимулирования экспорта, притока национальных и иностранных инвестиций, создания промышленных и высокотехнологичных производств, занятости населения. Если будут создаваться свободные экономические зоны на территории Донецкой Народной Республики и прекратятся боевые действия, можно ожидать что за год или полтора будет возможность восстановить разрушенные объекты инфраструктуры и предприятия и даже построить новые объекты.

Литература

1. Лешина, И.Е. Предпосылки и цели создания свободных экономических зон. Проблемы и перспективы развития [Текст] / И.Е. Лешина // Проблемы местного самоуправления. - 2014. - № 11. - С. 16-24.

2. Капустин, А.А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы [Текст] / А.А. Капустин // Вопросы экономики. - 2006. - № 12. - С.5-12.

3. Мировая практика СЭЗ (по материалам World Economic Journal). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://daily-finance.ru/articles/2013-02-01/df/25280 (дата обращения: 18.04.2016).

4. Брынцев, А.Н. Формирование инвестиционного климата в условиях свободной экономической зоны [Текст]/ А.Н. Брынцев. ИД «МЕЛАП»: Москва, 2009. 192 с.

5. Ямпольская, И.Л. Практика создания и функционирования свободных экономических зон [Текст] / И.Л. Ямпольская // Теория и практика управления. -2013. - №5. - С. 15-21.

® (099) 758 70 86

Ключевые слова: инновационная деятельность; инвестиционная деятельность; сбалансированность; свободная экономическая зона; инвестиционная привлекательность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.