УДК 332.1
АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА СОЗДАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
© 2016
Кравченко Артем Вадимович, старший преподаватель, кафедры «Международного бизнеса и финансов»
Еленко Александра Евгеньевна, бакалавр 3-ий курс Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток (Россия)
Аннотация. В настоящее время свободные экономические зоны играют большую роль в мировой экономике. Они способствуют развитию не только той страны, в которой они действуют, но и соседствующим странам, с которыми у них происходят экономические взаимоотношения, международный обмен, конкурентная борьба, и соответственно, миру в целом. При создании СЭЗ государство ставит определенные задачи, они могут быть как макроэкономического характера, так и направлены на внутреннюю экономику страны, но в зависимости от постановки данных задач, государство определяет создание какого типа СЭЗ будет более продуктивным для реализации намеченных целей. Пакет налоговых льгот и преференции подбираются по такому же принципу, в зависимости от ожидаемого результата. В настоящее время процесс создания и успешное функционирование СЭЗ достаточно актуальная тема, так как именно сейчас происходит глобализация мировой экономики, и каждая страна активно вовлечена в международное разделение труда. Ключевым моментом в создании любой свободной экономической зоны государству необходимо опираться на опыт различных стран, как развитых, так и развивающихся. Поэтому целью данной работы является анализ перспективных сторон свободных экономических зон на территории Приморского края с применением опыта зарубежных стран по созданию свободных территорий. Анализ опыта других стран может содействовать благоприятному развитию Приморского края, а также может помочь избежать ошибок, допущенных раннее другими странами.
Ключевые слова: свободные экономические зоны, анализ, опыт, цели создания, развитие, перспективы, развитые страны, развивающиеся страны, Приморский край, игорная зона, «Приморье», территории развития, ТОРы, Шенон, Манаус, Макао.
THE ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE OF CREATION OF FREE ECONOMIC ZONES
© 2016
Kravchenko Artem Vadimovich, assistant professor of the of «International business and finance» chair Elento Aleksandra Evgenievna, bachelor of 3rd year Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok (Russia)
Abstract. Currently, free economic zones play an important role in the global economy. They contribute to the development not only of the country in which they operate, but also the neighboring countries with which they occur economic relations, international exchange, competition, and, accordingly, the world as a whole. When creating FEZ state sets certain tasks, they can be both macroeconomic and focused on the domestic economy of the country, but depending on the formulation of these tasks, the state determines what type of establishment of FEZ will be more productive for the realization of the set goals. The package of tax benefits and preferences are selected on the same principle, depending on the desired result. Currently, the process of creation and successful operation of the FEZ rather topical issue, as it is happening now, globalization of the world economy, and each country is actively involved in the international division of labor. The key moment in the creation of any of the free economic zone of the State need to draw on the experience of different countries, both developed and developing. Therefore, the aim of this paper is to analyze the prospective parties of free economic zones on the territory of Primorsky Region with experience of foreign countries to create free territories. Analysis of the experience of other countries can contribute to the favorable development of the Primorsky Region, and can also help avoid the mistakes made earlier by other countries.
Keywords: free economic zones, analysis, experience, purpose of creation, development, prospects, developed countries, developing countries, Primorsky Region, gambling zone, "Primorye", territorial development, the TPDs, the Shannon, the Manaus, the Macau.
В современном понимании свободными экономическими зонами называют часть территориального пространства страны, которое не имеет абсолютного отсутствия контроля, но имеет некоторые преимущества перед другими частями национального пространства. Основным преимуществом является преференциальная политика, как налоговые льготы, преференции, стимулы, что в свою очередь позволяет осуществлять относительно свободное перемещение товаров, услуг и капитала между СЭЗ и другими зарубежными странами.
Свободные экономические зоны - одна из старейших и вместе с тем новейшая идея человечества в области экономического развития. Подтверждение этим словам то, что СЭЗ начали развитие еще в Древнем мире и развиваются и в наше время. Свободные экономические зоны прошли эволюцию от самых простых форм к более сложным, современным. Началось все с простейших форм свободной торговли таких, как первый порто-франко на греческом острове Делос или свободные города, например, Ватикан, Копенгаген, Кенигсберг. Затем стала проявляться типология СЭЗ, первыми появились торговые зоны в Европе, следом за ними стали широко распространяться промышленно-производствен-ные зоны, сначала в Азии, а потом в Великобритании и Северной Америке. Последними появились технико-внедренческие зоны, которые хорошо стали развиваться в США, а затем в Азии и Европе. Самое динамичное раз-
витие СЭЗ наблюдается после второй мировой войны, именно тогда стали появляться крупные СЭЗ, которые способствовали развитию СЭЗ в других странах (Шенон в Европе, Макао в Азии, Манаус в Латинской Америке и другие) [1].
В целом, СЭЗ прошли многовековую эволюцию, от упрощенных свободных портов и свободных городов до современных форм свободных зон, направленных на ведение различной деятельности, которая способствует развитию региона и страны. И в настоящее время процесс создания и успешное функционирование СЭЗ достаточно актуальная тема, так как именно сейчас происходит глобализация мировой экономики, и каждая страна активно вовлечена в международное разделение труда [2]. Многие ученые-экономисты уделяют пристальное внимание различным вопросам, связанным с созданием и функционированием свободных экономических зон в мировой практике. Например, доктор экономических наук Костюнина Г.М. в своей монографии «Свободные экономические зоны в мире и в России» рассматривает опыт создания различных типов СЭЗ в разных странах мира [1]. Научный сотрудник Верещагин С.Г. в своих трудах изучает вопросы эффективности функционирования свободных экономических зон [3].
Более, чем 120 стран мира имели опыт создания такой зоны или имеют функционирующую СЭЗ в данный момент на своей территории. Соответственно про-
изошла эволюция и в целях функционирования СЭЗ. От простого содействия торговле и стимулирования регионального экономического развития до привлечения иностранного капитала, экономической интеграции, создания высоких технологий. Существует большая классификация свободных зон, но в зависимости от того какие цели преследует государство, различают несколько типов СЭЗ. Во-первых, это торговые, основной целью создания таких зон является международный товарооборот. Во-вторых, промышленно производственные экономические зоны. Обычно государство создавая такие зоны, ставит перед собой задачи по импортозамещению товаров, а также по экспортоориентированному производству. В-третьих, технико-внедренченские, они создаются для увеличения эффективности инновационных процессов, создания высокотехнологических продуктов. В-четвертых, сервисные, они направлены на привлечения доходов от туристов, приезжающих на отдых, либо по деловым вопросам. А также существуют комплексные, у них отсутствует определенная направленность деятельности, они существуют для развития региона [1]. Каждую свободную зону необходимо рассматривать индивидуально, но существует одна общая цель, вне зависимости от индивидуальных особенностей каждой зоны. Это вовлечение экономик разных стран мира в географическое разделении труда, которое способствует экономической интеграции различных стран для увеличения эффективности их взаимосвязей, с помощью которой страны имеют возможность более рационально использовать ресурсы мира, что безусловно содействует развитию различных национальных хозяйств и привлечению в них инвестиций [2]. Пакет налоговых льгот и преференций подбирается по такому же принципу, в зависимости от ожидаемого результата, и имеет место индивидуальный подход к каждой свободной экономической зоне. Общими льготами являются торговые, налоговые, финансовые и административные [1].
Современный вид свободных экономических зон - это совсем новая форма экономического развития регионов и стран. Многие страны мира, как развитые, так и развивающиеся уже имели опыт создания таких территорий. Развивающиеся страны чаще всего ориентируется на промышленное производство и на экспорт, а развитые на высокие технологии и на развитие туристических услуг. Но существует форма СЭЗ, как игорные зоны, они активно развиваются в различных странах вне зависимости от уровня социально-экономического развития страны.
Ключевым моментом в создании любой свободной экономической зоны государству необходимо опираться на опыт различных стран, как развитых, так и развивающихся. Основной задачей в развивающихся странах является наращивание экспорта, потому что благодаря этому страна может повысить свой экономический потенциал, выйти на международную торговую арену и развивать свою конкурентоспособность. Также развивающие страны акцентируют внимание на привлечение именно иностранного капитала, так как в большинстве случаев национальный капитал достаточно беден. В отличие от развитых государств, развивающие страны имеют более лояльную преференциальную политику для иностранных инвесторов. Но в то же время, развивающиеся страны имеют много ограничений (например, частным инвесторам нередко ставят такие условия, что при вложении своих средств необходимо, чтобы большая часть произведенной продукции экспортировалась). Страна создает льготы на отрасли экономики, которые являются приоритетными для страны. Чаще всего это отрасли, которые не требуют высококвалифицированной рабочей силы (текстильная, швейная промышленность) и высоких технологий производства. Также приоритетной отраслью является электронная промышленность, которая благодаря дешевой рабочей силе хорошо развивается в развивающихся странах. Государство
осуществляет поддержку именно этих отраслей, так как они не требует больших капиталовложений при создании производства, но производимые товары при этом имеют большой спрос на мировом рынке. Основной проблемой, с которой сталкиваются предприниматели и инвесторы в СЭЗ развивающихся стран, это нестабильная правовая база и возможность возникновения вооруженного конфликта между странами. В основном это является причиной отказа государства в создании СЭЗ или их прекращения. Примерами таких стран являются Сенегал, Шри-Ланка и т.д. [3].
В отличие от СЭЗ в развивающихся странах, направленных преимущественно на экспорт, основными целями СЭЗ в развитых странах является направленность на внутренний рынок страны, на привлечение местных предпринимателей и установление для них благоприятного преференциального инвестиционного климата. В свою очередь, в развитых странах преобладает вторичный и третичный сектор экономики: ориентация на высокотехнологические отрасли, торговля товарами и услугами, но акцент на продажу услуг больше, чем в развивающихся странах. В развитых странах небольшая доля крупномасштабной инфраструктуры, не слишком много преференций, но и ограничений меньше, чем в развивающихся странах [1].
Россия активно принимает участие в различных международных процессах, страна ставит перед собой цель повышения экономических показателей, чтобы достичь высоко уровня постиндустриального общества, поэтому активно перенимает опыт других стран по созданию свободных экономических зон и применяет его на своей территории. В последнее время политика государства направлена на развитие определенных регионов страны таких, как Краснодарский край, Дальневосточный регион, Республика Крым и других. Особое внимание уделяется Приморскому краю Дальневосточного региона, так как именно он сейчас концентрирует в себе несколько взаимосвязанных проектов развития территории, которые в перспективе могут достигнуть положительных показателей как для самой территории, так и для сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона [4].
Основными проектами развития федерального значения на территории Приморского края являются территории опережающего развития [5], игорная зона «Приморье» [6] и свободный порт [7]. Для успешной реализации проектов развития необходимо перенимать опыт зарубежных стран по созданию таких территорий развития, что в свою очередь может помочь избежать ошибок, допущенных раннее другими странами.
Существует некоторая взаимосвязь между ТОР и свободным портом. ТОРы могут стать локомотивом роста экономического развития края. ТОРы во взаимосвязи со свободным портом Владивостока открывают большие возможности для предпринимателей как крупного бизнеса, так и среднего. Основной целью данных проектов является установление мер поддержки развития предпринимательской и иной деятельности. ТОРы - это площадка с благоприятной средой для ведения бизнеса, которая помогает налаживать производство, а свободный порт - это возможность для предпринимателей экспортировать произведенную продукцию на внешний рынок, и интеграции России в мировые транснациональные торговые линии [8]. Благодаря экономическим и географическим преимуществам Приморского края и города Владивостока, как восточных морских ворот Российской Федерации, а также созданию и развитию производств, основанных на применении современных технологий и ориентированных на выпуск конкурентоспособной продукции, страна сможет развивать международную торговлю со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Подтверждению значимости взаимосвязи свободной зоны и свободного порта можно пронаблюдать и в зарубежных странах, например, Ирландия (Шенон) [9] и
Бразилия (Манаус) [10].
Значительным событием в истории развития СЭЗ является создание зоны Шенон. Шенон был важнейшим звеном в международных авиалиниях, но, когда появились современные реактивные самолеты, появилась угроза закрытия Шенона и потерей работы 1000 людей. Для предотвращения данной угрозы, правительство отреагировало решительно и создало компанию по развитию Shannon Free Airport Development Limited, основной целью которой являлось создание альтернативных источников бизнеса через международный аэропорт [9].
Модель свободной зоны Шеннон была использована во многих частях мира. Тайвань (1965), Малайзии (1973), Египет (1976), и Шри-Ланка (1978) были в числе первой группы успешных зон, которые извлекли выгоды из опыта функционирования зоны Шеннон. За последние 30 лет свыше 50 стран по всему миру перенимают данный опыт. Даже были созданы месячные учебные курсы по вопросам развития свободной зоны и проводились ежегодно с середины 1970-х годов и далее, с участием представителей от 10 до 15 стран [9]. Также китайская концепция ОЭЗ был разработана после посещения Шеннона группой китайских чиновников в 1976 году, следствием чего стало создание первой китайской ОЭЗ в 1978 году [11].
Немаловажное значение имеет и зона Манаус в Латинской Америке. Это одна из первых СЭЗ, которая появилась в Латинской Америке. СЭЗ была на 30 лет для выполнения программы регионального развития. Но в дальнейшем, правительство поставила перед собой цель создания экспортно-производственной СЭЗ, для реализации которой необходима была связь с внешним миром. Поэтому в. был создан Международный торговый порт СЭЗ «Манаус». На данный момент «Манаус» является единственной функционирующей свободной экономической зоной в стране и занимает 59% территории всей страны [10].
Проанализировав опыт создания экономических зон в Ирландии и в Бразилии, можно выявить тенденцию взаимосвязи их развития. В Ирландии первоначально был аэропорт, а в Бразилии морской порт, благодаря которым эти две страны смогли успешно реализовать план создания свободной экономической зоны. Можно выделить такую закономерность, что наибольшего успеха добиваются те зоны, где развита логистика. В основном это связано с экспортно-производственными зонами, например, зона «Манаус».
Первоначально была создана СЭЗ, а потом для снижения издержек и для повышения экономической выгоды, был создан порт, благодаря которому зона до сих пор успешно функционирует. А также зона Шенон, которая благодаря международному аэропорту увеличила турпоток в свою туристическую зону. Именно поэтому Приморскому краю для успешной реализации таких проектов, как ТОРы необходимо создание свободного порта, чтобы во взаимосвязи два этих проекта обеспечили благоприятную среду ведения бизнеса на юге Дальневосточного региона [8].
Рассматривая Дальневосточную игорную зону «Приморье», можно выделить то, что она имеет достаточно большие перспективы. Многие иностранные инвесторы считают ее благоприятной для инвестиционных вложений.
Азиатские туристы отмечают Приморский край, как территорию с красивой богатой природой, с чистой экологией, что для всего мира сейчас является немаловажным аспектом, а также близость расположения к их странам, поэтому им не приходится тратить деньги и силы на длинные перелеты, чтобы насладиться приятным и веселым отдыхом. Основные ожидания от реализации крупномасштабного проекта в Приморском крае к 2022г. продемонстрированы в таблице 1, согласно информации, размещенной в международном научно-исследовательском журнале [12].
Таблица 1 - Основные ожидания от реализации круп-
номасштабного проекта в Приморском крае к 2022г. [12]
Ожидания: Увеличение:
Налоговый денежный поток от деятельности игорной зоны налога на прибыль организаций: с 129 млрд. руб. до 1040 млрд. руб. налога на игорный бизнес: с 9 млрд. руб. с до 45 млрд. руб.
Объем налоговых платежей в федеральный бюджет На 912 млн. руб. в годовом объеме.
Налоговые отчисления в консолидированный бюджет Приморского края на 3,3 млрд рублей в годовом объеме.
Въездной туризм до 8 миллионов человек.
Число рабочих мест до 20000; и до 30 000 - в смежных отраслях.
В итоге, ожидается, что проект принесет значительный экономический эффект для территории Приморского края.
Основной из главных проблем игорной зоны «Приморье» является большая конкуренция. В настоящее время азиатский регион активно развивается в сфере игорного бизнеса. Например, Япония планирует легализовать азартные игры, многие крупные игорные компании США уже выступили с предложениями крупных инвестиций в данную область. Правительство Японии считает, что игорный бизнес является крупным источником экономического развития. И у Японии есть все шансы стать мировым лидером игорного бизнеса, обогнав США и Макао [13]. Южная Корея уже имеет опыт создания игорного бизнеса на своей территории, но планирует расширяться, крупные инвесторы Сингапура готовы вложить большие объемы инвестиций в реализацию расширения игорного бизнеса Южной Кореи [14]. Также достаточно известные казино находятся на территории Сингапура, Тайваня, Камбоджи и другие [15]. Проявляется тенденция интеграции стран АТР в сфере игорного бизнеса, в рамках которого возможно стабильное поступление в экономику стран доходов от игорной деятельности.
Макао является катализатором развития игорного бизнеса в Азии, многие страны и, в частности, игорная зона «Приморье» воспринимают «Азиатский Лас-Вегас» как главного конкурента. В современное время Макао опережает по темпам развития крупные казино Америки. Макао принимает до 30 млн. туристов со всего мира ежегодно. В 2013г. доходы Макао от игорного бизнеса составили 45,2 млрд. $, это в несколько раз больше, чем доходы игорной зоны Лас-Вегас, которые составили 6,4 млрд. $. А также в сравнении с Лас-Вегасом, можно отметить тот факт, что в среднем один турист оставляет на территории Макао в 9 раз больше денег, чем в Лас-Вегасе [13]. Именно поэтому, в настоящее время считается, что центр игорного бизнеса находится в Азии, благодаря высоким темпам роста, которые опережают показатели США. На рисунке 1 иллюстрирована сравнительная характеристика темпов роста игорного бизнеса в США и Макао за 2007 - 2015г, соответствующая отчету о проведенном аудите компанией Р\ус [16].
•Макао -США
2007г. 46,6% 5,2%
2008г.
31,0% -1,7%
2009г.
9,7% -3,5%
2010г. 57,8% 0,2%
2011г. 47,6% 3,5%
2012г.
29,6% 4,7%
2013г. 2014г. 2015г. 17,1% 9,8% 7,8% 5,1% 5,5% 6,1%
Рисунок 1 - Сравнительный анализ темпов роста США и Макао [16]
Планируется, что 80% клиентов дальневосточной игорной зоны будут граждане с КНР, но как уже говорилось, «Приморье» имеет достаточно выгодное географическое положение, поэтому целевая аудитория в основном рассчитана на север Китая, когда, в свою очередь, клиенты Макао в основном находятся на юге страны. Также для привлечения китайских граждан, в казино «Приморье» могут появиться отделения китайских банков. «Приморье» осознает свои небольшие перспективы по сравнению с уже устоявшейся и стабильной китайской игорной зоны, поэтому налоги на игорный бизнес значительно ниже, чем в «азиатском Лас-Вегасе» [13].
Изучив опыт создания странами игорных зон, можно отметить основные проблемы, с которыми сталкиваются страны. Это высокие налоги, нестабильная правовая база, негативное отношение правительства к азартным играм. Например, в Камбодже нестабильная правовая база, в связи с которой доходы поступает не те, которые ожидаются [15]. В России тоже присутствуют эти проблемы, нестабильная правовая база и различные предложения о повышении налогов могут отпугнуть потенциальных инвесторов. Но пока зона «Приморье» является привлекательной именно благодаря сниженным налоговым ставкам [17]. Но не стоит забывать, что игорная зона, это, во-первых, туристическая зона, и основная цель - привлечение туристов. Например, в Лас-Вегасе привлечение туристов произошло благодаря различным развлекательным «фишкам» таким, как организация свадеб, различные шоу, казино на бассейне и другие [18].
Необходимо отметить тот факт, что СЭЗ создаются с целью привлечения иностранного капитала. Но как видно из опыта игорной зоны «Приморье», привлечение иностранных инвесторов, это не только привлечение капитала, но и их опыта. Основные инвесторы «Приморье», это американская компания, а как известно, в США функционирует самое известное казино в мире, которое достигло невероятных успехов в плохих условиях, в пустыне [19]. Другим инвестором является компания, контролируемая крупнейшим оператором казино в Макао [20]. Компания Naga Corp, одна из крупных инвесторов в «Приморье» является крупным казино монополистом в Камбодже [21]. Все эти инвесторы добились большого успеха в достаточно крупных игорных зонах, получив при этом большой опыт в этой сфере. Таким образом, чтобы избежать различных первоначальных ошибок, правильным решением было пригласить в игорную зону «Приморье» уже опытных и крупных инвесторов
Таким образом, Свободные экономические зоны играют большую роль в мировой экономике. Они способствуют развитию не только той страны, в которой они действуют, но и соседствующим странам, с которыми у них происходят экономические взаимоотношения, международный обмен, конкурентная борьба, и соответственно, миру в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Костюнина Г.М. Свободные экономические зоны в России и мире. М.: МГИМО-Университет, 2008. 139 с.
2. Максаковский В.П. Географическая картина мира: 4-е изд., кн. 1, испр. и доп. М.: Дрофа. 2008. 495с.
3. Верещагин С.Г. Управление свободными экономическими зонами: цели создания, виды и налоговые преференции. Владивосток: ВГУЭС, 2009. 128с.
4. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс». - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/
5. «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-Ф3 (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 172962/_
6. Интегрированная развлекательная зона «Приморье» [Электронный ресурс] // Корпорация развития Приморского края. - Режим доступа: http://www. cdprim.ru/irz-primorye
7. «О свободном порте Владивосток» Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс». - Режим доступа: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182596/
8. Сергеев К. Семь вопросов о ТОРах // Конкурент. 2015. №42. С. 11-13.
9. The Shannon Concept. Shannon International Development Consults [Electronic resources] // Shannon International Development Consults. - URL: http://www. sidc.ie/concept.html
10. Manaus Free Trade Zone: Business Opportunity and Investment in Amazon// Ministry of Development Industry and Foreign Trade. - Brazil, 2014. 37c.
11. Особые экономические зоны в КНР [Электронный ресурс] // World economic journal. - Режим доступа: http://world-economic.com/ru/about.html
12. Пенькова С.Ю., Петечел Т.А Оценка экономической и налоговой эффективности проекта игорная зона «Приморье» [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 43. -Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-ekonomicheskoy-i-nalogovoy-effektivnosti-proekta-igornaya-zona-primorie
13. Ивашкин А.В. Макао - будущее Владивостока? [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Дейта». 2014. - Режим доступа: http://deita.ru/ news/economy/26.03.2014/4667360-makao-budushchee-vladivostoka/
14. Игорная зона «Приморье» разыгрывает «китайскую карту» // Primamedia.ru. - Режим доступа: http:// primamedia.ru/news/448261/
15. 8 стран, наиболее мягко относящихся к азартным играм [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Пабли». 2013. - Режим доступа: http://www.publy.ru/ post/4656
16. Global Gaming Industry Regulatory Framework // PricewaterhouseCoopers International Limited Pwc. -Mexico, 2015. 35c.
17. Налог на игорный бизнес: федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от 13.04.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.05.2016) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс». - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28165/53262fa264201e7fe104689612e9e b90be167922/
18. История развития казино в Лас-Вегасе [Электронный ресурс] // Новости в фотографиях «Big picture». 2013. - Режим доступа: http://bigpicture. ru/?p=326627
19. Структура инвестиций в ИРЗ «Приморье» [Электронный ресурс] // Инвестиционный портал Приморского края. 2015. - Режим доступа: http://invest. primorsky.ru/
20. Шаповалова Д. Доходы казино Tigre de Cristal составляют 400 млн. руб. в месяц — Summit Ascent Holdings [Электронный ресурс] / Д. Шаповалова // News Gambling. 2015. - Режим доступа: / http://newsofgambling. com/dohod-tigre-de-cristal-v-2016/
21. Кононенко М. Глава NagaCorp назвал 7 причин инвестировать в игорную зону «Приморье» [Электронный ресурс] / М. Коненко // News Gambling. 2015. - Режим доступа: http://newsofgambling.com/glava-nagacorp-nazval-7-prichin-investirovat-v-primore/