№2 2015
Правовой статус свободных экономических зон Республики Беларусь и особых экономических зон Российской Федерации к системе мер поддержки
с/ с/
евразийской интеграции
ЗАДОРИНА АНАСТАСИЯ МИХАЙЛОВНА
Заместитель директора Института проблем безопасности СНГ, ведущий научный сотрудник
В статье отмечено, что в последнее время свободные экономические зоны (СЭЗ) и особые экономические зоны (ОЭЗ) стали неотъемлемой частью как мировой экономики, так и евразийской экономической интеграции в рамках ЕАЭС. Создание свободных экономических зон является действенным направлением развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированным, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом система льгот, устанавливаемых в свободных экономических зонах, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами. Перечисляются и анализируются правовые режимы СЭЗ в Российской Федерации и Республике Беларусь с указанием нормативно-правовой базы. Отмечается значение СЭЗ для развития зоны свободной торговли, таможенного и валютно-платежного союзов в рамках ЕАЭС.
Ключевые слова: свободные экономические зоны Российской Федерации и Республики Беларусь, налоговые льготы, специальные инвестиционные и налоговые режимы, особые экономические зоны России
The Legal Status of Free Economic Zones of the Republic of Belarus and the Special Eonomic Zones of the Russian Federation to the System of Measures to Support Eurasian Integration
ZADORINA ANASTASIA MIKHAILOVNA
Deputy Director of Institute of problems of security of the CIS
Abstract: The article says that the recent free trade zones (FTZ) and special economic zones (SEZs) have become an integral part of both the global economy and the Eurasian economic integration within the EEU. The creation of free economic zones is an effective aspect of economic development of certain territories and regions, based generally on specific priority economic tasks, the implementation of strategic programmes and projects. The system of privileges established in the free economic zones sufficiently individual and is closely related to implemented on its territory programs. Lists and analyses the legal regimes of the SEZ in the Russian Federation and Belarus with indication of the regulatory framework. Notes the importance of the SEZ for the development of a zone of free Dorgali, customs and currency-payment of unions in the framework of the EAEU.
Key words: free economic zone of the Russian Federation and the Republic of Belarus, tax exemptions, special investment and tax regimes, exclusive economic zone of Russia
45
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
Фундаментом Евразийского экономического союза должна стать полная отмена изъятий и ограничений в движении товаров, которые касаются принятия мер по скорейшему переходу к согласованной, а в перспективе перехода к единой промышленной и агропромышленной политике, ускорению разработки и принятия основных направлений промышленного сотрудничества в рамках союза, обеспечения безусловного начала функционирования с 1 января 2016 г. единых рынков лекарственных средств и медицинских изделий.
В контексте активизации интеграционных процессов на территории государств ЕАЭС свободные (СЭЗ) и особые экономические зоны (ОЭЗ) на территории России, Белоруссии, Казахстана, Армении, Кыргызстана играют роль «катализаторов» межгосударственного движения капиталов и торговли СЭЗ и ОЭЗ, которые в мировой практике являются «инвестиционными оазисами», могут содействовать практической реализации положений договора о ЕАЭС.
Белорусская сторона придает большое значение выработке концепций формирования общих рынков электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов.
В последнее время свободные экономические зоны стали неотъемлемой частью мировой экономики. Создание свободных экономических зон - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом система льгот, устанавливаемых в свободных экономических зонах, должна быть в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами.
Свободные экономические зоны существуют в более чем 120 странах мира, стимулируя в них рост экспорта, занятости населения. По оценкам специалистов, к 2020 г. на свободные экономические зоны будет приходиться от 20 до 25% ми-
рового товарооборота. Их роль в мировой экономике постоянно растет.
Актуальной является таможенно-тарифная и нетарифная защита единого таможенного пространства. В связи с этим Республика Беларусь ожидает от партнеров открытости в вопросах диалога с ВТО. Кроме того, предлагается выработать действенные механизмы функционирования ЕАЭС в условиях применения одним из государств - членов односторонних мер защиты рынка в отношении третьих государств. При этом особое внимание необходимо уделить вопросам координации взаимодействия в сфере санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, защиты прав потребителей.
Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. «О свободных экономических зонах» определяет правовые и организационные основы создания, деятельности и ликвидации свободных экономических зон на территории Республики Беларусь. Под свободной экономической зоной понимается часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. В СЭЗ РБ могут развиваться: производственные; научно-технологические; экспортные; торговые; туристическо-рекреационные; страховые; банковские; иные виды деятельности1.
На 1 апреля 2015 г. в свободных экономических зонах (СЭЗ) Республики Беларусь работает 449 резидентов свободных экономических зон, на которых занято около 132 тыс. человек. К ним относятся СЭЗ:
«Брест» (создана Указом Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996 г. № 114) ; «Витебск» (создана Указом Президента Республики Беларусь от 4 августа 1999 г. № 458); «Гродно-инвест» (создана Указом Президента Республи-
1 Ст. 1 Закона Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. «О свободных экономических зонах».
46
№2 2015
ки Беларусь от 16 апреля 2002 г № 208); «Го-мель-Ратон» (создана Указом Президента Республики Беларусь от 2 марта 1998 г. № 93); «Минск» (создана Указом Президента Республики Беларусь от 2 марта 1998 г. № 93); «Могилев» (создана Указом Президента Республики Беларусь от 31 января 2002 г. № 6).
Правовой статус СЭЗ РБ определяется Налоговым кодексом Республики Беларусь от 29.12.2009 г № 71-З (ред. от 19.04.2015 г); Законом Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 213-З (ред. от 12.07.2013 г.) «О свободных экономических зонах»; Указом Президента Республики Беларусь от 31.01.2006 г № 66 (ред. от 03.01.2014 г.) «Об утверждении Положения о свободных таможенных зонах, созданных на территориях свободных экономических зон»; Указом Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 г. № 262 (ред. от 17.07.2014 г.) «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь»1.
Основные преференции в СЭЗ Республики Беларусь включают:
• освобождение прибыли резидентов СЭЗ, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, от налога на прибыль в течение пяти лет с даты объявления ими прибыли, а после истечения указанного срока резидент СЭЗ уплачивает налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50%. При этом уменьшенная ставка не может быть больше 12%;
• освобождение от налога на недвижимость по зданиям и сооружениям (в том числе сверхнормативного незавершенного строительства), расположенным на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования;
• освобождение от государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства специальных разрешений на право
1 http://bel-kodeksy.com/o_svobodnyh_ekonomicheskih_ zonah.htm
занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (применяется с 01.01.2012 г. для резидентов СЭЗ, зарегистрированных с 01.01.2012 г., и с 01.01.2017 г. для резидентов СЭЗ, зарегистрированных до 01.01.2012 г.);
• освобождение от земельного налога на земельные участки в границах СЭЗ, предоставленные резидентам СЭЗ, зарегистрированным в качестве таковых с 01.01.2012 г., для строительства объектов - на период проектирования и строительства этих объектов, но не более пяти лет с даты указанной регистрации. Резиденты СЭЗ, зарегистрированные в качестве таковых до 01.01.2012 г., вправе применять указанную льготу в период проектирования и строительства объектов, для строительства которых предоставлены земельные участки, но не ранее чем с 01.01.2017 г. и не более пяти лет с указанной даты;
• финансирование расходов на создание инженерной и транспортной инфраструктуры, требуемой для реализации инвестиционного проекта резидента СЭЗ с заявленным объемом инвестиций в размере, эквивалентном сумме более 10 млн евро, осуществляется за счет средств, предусматриваемых в Государственной инвестиционной программе и местных бюджетах на очередной финансовый год для соответствующей СЭЗ, в первоочередном порядке.
47
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
В СЭЗ РБ устанавливается льготный порядок налогообложения. Для резидентов СЭЗ - меньшее количество налогов, а также снижаются их ставки. Так, например, прибыль, полученная резидентами СЭЗ «Гомель-Ратон» за счет реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, освобождается от обложения налогом сроком на пять лет с момента ее объявления, включая первый прибыльный год.
Территория СЭЗ является частью таможенной территории Республики Беларусь. В отношении взимания таможенных пошлин, налогов и применения мер экономической политики СЭЗ может рассматриваться как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны. При ввозе иностранных и отечественных товаров на территорию свободной таможенной зоны не взимаются налоги; таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление; не применяются меры экономической политики.
На территории СЭЗ гарантируются: закрепленные законодательством Республики Беларусь права и свободы личности; не допускаются дискриминация и другие незаконные ограничения прав субъектов хозяйствования; не допускаются принудительные национализация, реквизиция либо аналогичные по своему действию меры, за исключением временного прекращения вывоза инвестируемой собственности с территории СЭЗ до погашения инвестором задолженности по обязательствам.
Для расчетов в СЭЗ может использоваться национальная валюта Республики Беларусь и конвертируемая валюта иностранных государств в порядке, определяемом Национальным банком Республики Беларусь. Указ Президента Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» устанавливает для всех СЭЗ единый специальный режим налогообложения, таможенно-тарифного регулирования и инвестиционный режим.
В Российской Федерации действуют особые экономические зоны (ОЭЗ), согласно Федеральному закону от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах» они являются частью Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Свободные экономические зоны (СЭЗ) - особая форма организации хозяйственных связей, предполагающая повышение степени открытости территории путем активизации внешнеэкономических связей. Характерными чертами СЭЗ являются применение различных видов льгот и стимулов - внешнеторговых, налоговых, финансовых, административных; наличие обособленной системы управления с правом принимать экономические решения, а также поддержка со стороны центральных органов власти.
В мировой практике виды свободных и особых экономических зон включают:
• зоны свободной торговли: свободные таможенные, транзитные, свободные порты, торгово-производственные;
• промышленно-производственные: научнопромышленные, импортные, экспортные,
• зоны малого бизнеса;
• технико-внедренческие: инновационные, технополисы, офшорные финансовые центры;
48
№2 2015
• комплексные: зоны свободного предпринимательства, специальные экономические, территории особого режима, особые экономические зоны.
В Российской Федерации созданы ОЭЗ в городах Санкт-Петербург, Выборг, Находка, Зеленоград, в Калининградской, Кемеровской, Новгородской, Сахалинской, Читинской областях, в Алтайском крае, Республике Татарстан, Республике Крым.
Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ и Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном кадастре недвижимости" и статью 6 Федерального закона „Об особых экономических зонах в Российской Федерации" определяют особенности учета активов предпринимателей и инвесторов1.
Особая экономическая зона - определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
Правовой статус особых экономических зон в России определен в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ № 780 «О создании на территории г. Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа», Законом Магаданской области от 20 февраля 2015 г. № 1852-ОЗ «О Программе развития Особой экономической зоны в Магаданской области на 2015 г.», Постановлением администрации Кемеровской области от 2 декабря 2011 г. № 546 «Об утверждении долгосрочной целевой Программы „Повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области на 2012-2015 годы"». Также созданы особая курортная зона Тверской области «Завидово», Особая экономическая зона «Тольятти»,
1 http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req = doc;base=LAW;n=173553
Особая курортно-инновационная зона Сочи, ОСЗ Калужской области и др.
Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.
На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов: 1) промышленно-производственные; 2) технико-внедренческие; 3) промышленно-производственные; 4) туристско-рекреационные; 5) портовые.
Применительно к правовому статусу ОЭЗ используются следующие основные понятия:
1) особая экономическая зона - часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны;
2) управляющая компания - открытое акционерное общество, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и 100% акций которого принадлежит Российской Федерации, или хозяйственное общество, которое создано с участием такого открытого акционерного общества в указанных целях, либо иное хозяйственное общество, которое заключило с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти соглашение об управлении особой экономической зоной;
3) кластер - совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Федерации и управление которой осуществляется одной управляющей компанией.
Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которых составляет не более 20 км2. Технико-внедренческие особые эконо-
49
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
мические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более 2 км2. Особая экономическая зона РФ не может находиться на территориях нескольких муниципальных образований. Территория особой экономической зоны не должна включать полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.
В отдельных зонах, таких как Находка и Калининград, идет практическая реализация стратегии развития территории и конкретных инвестиционных проектов по ее обустройству.
С 1 января 2015 г. в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе начинает функционировать свободная экономическая зона. Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ «О развитии Крымского Федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» устанавливается особый правовой режим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Законом регулируются отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан.
Особый правовой режим предусматривает особенности правового регулирования отношений в сферах привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, регулирования въезда и выезда иностранных граждан, а также осуществления деятельности в области морского транспорта.
СЭЗ создается сроком на 25 лет с возможностью его продления и предусматривает особый
режим осуществления предпринимательской деятельности и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Участники СЭЗ не вправе осуществлять деятельность в сфере пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых, разработки месторождений континентального шельфа РФ. Правительством РФ могут быть определены иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в СЭЗ.
Особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ включает следующее: особый режим налогообложения; предоставление субсидий на возмещение затрат участников СЭЗ, в том числе затрат на уплату таможенных пошлин, налогов и сборов в отношении товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых для их использования при строительстве, оборудовании и техническом оснащении объектов, необходимых для реализации инвестиционных проектов.
Также определены: порядок применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, совершения таможенных операций в отношении воздушных судов, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на территории СЭЗ; порядок совершения таможенных операций в отношении товаров Таможенного союза, перемещаемых воздушным транспортом; особенности осуществления государственного контроля (надзора) на территории СЭЗ.
Хочется отметить также, что в последние годы руководство Российской Федерации также принимает решительные шаги по созданию условий ускоренного социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Такие государственные решения обеспечивают стратегические приоритеты России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, реализацию конкурентного потенциала Дальнего Востока в проектах интеграции макрорегиона и участие в международном разделении труда.
В рамках государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое раз-
50
№2 2015
витие Дальнего Востока и Байкальского региона» на развитие региона будет направлено более 3,8 трлн руб. федеральных инвестиций, 328 млрд руб. - в Приморский край. Наряду с вышесказанным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 1213-р «О создании игорной зоны „Приморье"» утверждены границы игорной зоны «Приморье».
Итогом реализации такого крупномасштабного проекта может стать огромный интерес к Приморскому краю и всей России в целом. Создание игорной зоны позволит максимально интегрировать Владивосток как форпост Российской Федерации на Дальнем Востоке в Азиатско-Тихоокеанское экономическое пространство. Это может создать большое количество высокооплачива-
емых рабочих мест, увеличить доходы в бюджеты разных уровней, развить инфраструктуру и в целом улучшить облик России. Так только налоговый денежный поток от деятельности игорной зоны, включая прямой и косвенный потоки, составит более 18 млрд руб. по прогнозу до 2030 г.
Создание и функционирование особых экономических зон в РФ сейчас происходит последовательно, с учетом задач интеграционного евразийского сотрудничества и развития российских регионов. Так, в Татарстане в июне 2015 г. созданы особая технико-внедренческая экономическая зона «Иннополис», особые экономические зоны Липецкой области, Московской области (Индустриальный парк «Ступино»), «Елабуга» в Республике Татарстан и др.
51