Т. С. Тимофеева, аспирант, кафедра психологии,
Волгоградский государственный университет,
г. Волгоград, Россия
ВЛИЯНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ФАКТОРОВ ЛИЧНОСТИ НА ВОСПРИЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Современная психология характеризуется наличием в ней активных интегра-тивных процессов. Необходимость интеграции особенно заметна, когда речь идет о междисциплинарных исследованиях. Это относится и к психологическому изучению потребительского поведения, в частности к привлечению психологических теорий для объяснения особенностей восприятия материального благополучия потребителей.
Актуальность данной темы связана с тем, что представления людей о собственном материальном положении не только влияют на повседневное потребительское поведение и взаимодействия в экономической среде, но и затрагивают всю систему макроэкономических отношений с государством.
Кроме этого, изменения в экономической сфере приводят к трансформации системы ценностных ориентаций личностей потребителей, их мотивов, установок. Оценивая свой достаток, исходя из данных субъективных характеристик, люди формируют спрос на определенные товары и услуги, который влияет на производство, рынки труда и ценных бумаг, кредитно-денежную политику государства. Объединение духовного и материального в экономическом поведении возможно благодаря единству человеческой деятельности, и прежде всего целостности ее субъекта, как отмечает Е. Ю. Новикова, мотивы экономического поведения «представляют собой комплекс-
ный личностный феномен, погруженный во все богатство личностной субъектности»1.
Человек проявляет свою субъектность в отношении материального благосостояния через субъективные показатели.
Целый ряд психологов (В. А. Петровский, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман, К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский, А. К. Осницкий, В. А. Татенко, А. У. Ха-раш и др.) создали в своих работах прецедент использования термина «субъект-ность» («субъектный») в качестве самостоятельного, достаточно последовательно ограничивая его от «субъективности» («субъективного»). В нашем исследовании мы берем за основу концепцию К. Абульхановой-Славской. Она отмечает, что «способность личности «переключить» свои жизненные стремления с материальных на другие ценности и является, собственно, показателем того, что она начала жить личной жизнью»2. Личность является субъектом в том случае, если она способна организовывать свой жизненный путь в соответствии со своими целями и ценностями. Именно такой подход позволяет интегрировать психологию с экономической теорией.
Соответственно, в конкретной ситуации человек проявляет свою субъекность, выбирая определенные товары и услуги, ориентируясь на материальные или духовные ценности. Этот выбор он осуществляет, ориентируясь как на объективные характеристики ситуации, так и на субъективное восприятие своего материального благопо-
4 ДИСКУССИЯ
^ журнал науч ных пубп ика ци й
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
лучия. Среди социально-психологических феноменов, которые влияют на взаимодействие личности с новой социально-экономической средой, выделяют ожидания, ценности, когнитивный диссонанс (Л. Фестин-гер), чувства и эмоции (Дж. Кейнс), иррациональность (Дж. Катон, Д. Макклелланд, А. Пигу), идентичность и др.
Само понятие «экономическое благополучие» долгое время изучалось в только рамках экономической науки, где оно выступает в качестве объективной характеристики. Под ним понимается достаток человека, его материальные и социальные условия жизни в целом. Для психологической науки ближе термин «субъективное экономическое благополучие», который представляет собой «результат социального сравнения фактического статуса человека с его притязаниями, потребнос-тями»3. -
Мы оцениваем свое материальное благо -состояние, мы бываем удовлетворены или не удовлетворены уровнем своего материального благосостояния, мы что-то покупаем и выбираем в зависимости от этого уровня, что в целом влияет на наше потребительское поведение. На данную оценку влияют ценностные ориентации личности, которые претерпели значительные изменения в современном обществе, меняются идеалы, нормы относительно способов получения дохода, и мы всегда выбираем наиболее приемлемую для себя стратегию потребительского поведения.
Итак, ценностный набор личности и ее экономическое поведение тесно связаны между собой. На наш взгляд, инструментом для измерения экономического благо -получия могут явиться характеристики личности как субъекта деятельности, в условиях трансформации ее ценностных ориен-таций.
Каждый человек принадлежит к определенному типу личности, с определенным набором ценностей, и в зависимости от того, какие ценности доминируют, можно увидеть и проследить его отношение
Оценивая свой достаток, исходя из данных субъективных характеристик, люди формируют спрос на определенные товары и услуги, который влияет на производство, рынки труда и ценных бумаг, кредитно-денежную политику государства.
к деньгам, удовлетворенность или неудовлетворенность своим материальным положением.
С целью определения роли ценностных ориентаций личности в восприятии материального благополучия нами было проведено исследование (при поддержке гранта РГНФ). В исследовании принимали участие 276 жителей г. Волгограда и Волгоградской области, из них 110 мужчин и 166 женщин в возрасте от 18 до 56 лет.
В нашей работе для определения ценностных ориентаций личности была использована методика Р. Ассаджиоли. На основе определенного набора ценностей выделяют семь типов личности: 1) волевой (эгоцентрический); 2) любящий (социо-центрический); 3) активно-практический; 4) художественно-творческий; 5) научный или теоретический; 6) идеалистический;
7) организаторский (ма-нипулятивный).
Для объективной оценки материального благосостояния используют прожиточный минимум как показатель, который представляет собой стоимостную оценку минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. В него также включены обязательные платежи и сборы. Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. № 921 в целом по России за II квартал 2012 года установлен прожиточный минимум в размере 6385 руб. на душу населения, по Волгоградской области — 5923 рубля. Однако специалисты отмечают, что происходит искусственное занижение прожиточного минимума, а фактический минимальный потребительский бюджет составляет 60 % его величины.
Эти данные позволили выделить в выборке три категории населения по уровню объективного материального благосостояния: низкий (до 9000 руб.), средний (от 9000 до 18000 руб.) и высокий (выше 18000 руб.)
Полученные данные были обработаны с помощью частотного, кросстабуляцион-
ного, корреляционного анализа, т-критерия Стъюдента, однофакторного дисперсионного анализа. Рассмотрим полученные результаты.
Низкий доход (до 9000 руб., а также ниже прожиточного минимума) имеют в нашем исследовании 37,3 % респондентов, средний (от 9000 до 18000 руб.) - 44,2 % и высокий (выше 18000 руб.) — 18,5 % опрошенных.
Уровень материального благосостояния субъективно оценивается большинством респондентов как средний (63 %), 33,7 % считают свой доход низким и только 3,3 % — высоким.
С помощью кросстабуляционного анализа на статистическом уровне достоверности (р=0,034) мы можем говорить о субъективности материального благополучия. Из 42,2 % людей со средним уровнем достатка 12,7 % воспринимают его как низкий и 0,7 % — как высокий уровень. Высокий уровень материального благосостояния имеют 18,3 % человек, в то время как оценивают его высоким всего 3,3 %.
37,3 % респондентов имеют объективно низкий уровень дохода, однако 21,4 % не считают его таковым, оценивают свой материальный достаток как средний 20,3 % и даже высокий (1,1 %).
То есть при оценке своего материального благополучия у людей со средним и высоким уровнем дохода существует тенденция к занижению показателей, а для тех, кто имеет низкий уровень достатка, характерно их завышение. Объяснением данных фактов могут служить концепции защитных механизмов З. Фрейда, А. Фрейд. Например, отрицание информации, которая не согласуется с материальным достатком, идентификация себя со значимой группой людей, имеющих высокий социальный статус, приводят к демонстративному потреблению и искаженному восприятию своего материального благосостояния.
Было выявлено, что восприятие благосостояния не зависит от пола, а возрастные особенности имеют четкую тенденцию к занижению оценок благополучия семьи (р=0,000). Так, в юношеском возрасте всего 8 % респондентов воспринимают свое материальное положение как низкое, в 25 лет и старше таких уже 11,2 %. После 45 лет из 25 % респондентов считают, что они имеют низкий доход 14,5 %. При этом такие оценки не имеют связей с объективным уровнем дохода. С возрастом, освоением профессии, повышением квалификации наблюдается объективное улучшение материального положения. Если в 18-25 лет низкий до-
4 ДИСКУССИЯ
^ журнал науч ных пубп ика ци й
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Рис. 1. Влияние типа личности на удовлетворенность физиологических потребностей
300000,00-
250000,00-
I П_ 8 200000,00"1
а) га
.0)
150000,00-
50000,00-
о,оо-
Рис. 2. Влияние типа личности на желаемый доход
ход имеют 17,8 % респондентов, то к 45 годам таких остается 8 %.
Однако дисперсионный анализ показал, что с возрастом человек субъективно все меньше ощущает удовлетворенность своих основных потребностей (физиологических, материальных, социальных, экзистенциальных). Среднее значение субъек-
тивного благополучия для юношеского возраста составляет 14,3 балла, для людей 25-44 лет — 12,3 балла. Самые низкие показатели (11,8) у людей старше 45 лет (сила влияния составляет 12,614 при статистической значимости р=0,000).
То есть можно говорить о влиянии субъективных факторов личности (повы-
шение уровня ответственности за свою жизнь, большой социальный опыт, нарушение ожиданий, переживания скоротечности времени, ограниченных возможностей) в отношении своего материального достатка. Они приводят к ощущению нестабильности, психо логического дискомфорта, переживанию материального неблагополучия даже при условии улучшения финансового положения.
Существует влияние ценностных ориентаций на восприятие материального благосостояния семьи.
Выявлено, что среди мужчин (23,6 %) встречается прагматический тип личности, то есть они ценят в людях конкретность, ответственность, решительность, полезность, предприимчивость. Научный или теоретический тип, для которого характерны точность, определенность, объективность, совершенство, имеют 22,7 % респондентов. У 19,1 % мужчин преобладают ценности эгоцентрического типа (целеустремленность, конкурентоспособность, сила, решительность, контроль, а также авторитаризм).
У женщин более распространенными являются — социоцентрический (34,3 %) и прагматический (22,3 %) типы. То есть в общении для одних важны мягкость, сострадание, дружелюбие, общительность, а для других — конкретность, ответственность, решительность, полезность, предприимчивость.
Дисперсионный анализ показал, что наименьшую удовлетворенность физиологических потребностей испытывают люди с художественно-творческим типом, для которых ценность имеет интуиция, чувствительность, воображение, разносторонность, спонтанность (рис. 1). При этом люди данного типа указали, что желают увеличения дохода на максимальные величины (рис. 2).
Экзистенциальные потребности удовлетворены в большей степени у людей с волевым типом личности, для которого характерны целеустремленность, конкурентоспособность, сила, решительность, контроль, а также авторитаризм (среднее значение
3,8). Корреляционный анализ показал обратную взаимосвязь манипулятивного типа личности с удовлетворенностью физиологических (г=-0,268**) и материальных потребностей (г=-0,248**). Чем больше у человека выражена ориентация на организаторские ценности (прямота, формализм, исполнительность, скрупулезность, систематичность), тем больше он ощущает неудовлетворенность данных потребностей. Духовными потребностями удовлетворены люди, принадлежащие к эгоцентрическому, прагматическому, теоретическому и манипулятивному типу личности. А не удовлетворены своими духовными потребностями представители художественно-творческого типа личности.
Итак, в результате анализа можно утверждать, что объединение духовного и материального в экономическом поведении возможно благодаря способности человека проявлять свою субъектность. На основе ожиданий, ценностей, эмоций, идентичности формируется субъективное восприятие экономического благополучия, которое определяет потребительское поведение. Эмпирическое исследование показало, что материальное благосостояние личности является субъективным показателем и зачастую отличается от объективного уровня дохода. На восприятие материально благосостояния значительное влияние оказывают ценностные ориентации, которые формируют конструктивное или демонстративное потребительское поведение.
1. Новикова Е. Ю. Экономический человек: быть и иметь // Вестник Московского университета. Философия. 2006. № 6. С. 19-29.
2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. С. 199.
3. Хащенко В.А. Субъективное экономическое благополучие и его измерение: построение опросника и его валидизация // Экспериментальная психология. 2011. №1. С. 106-127.
При оценке своего материального благополучия у людей со средним и высоким уровнем дохода существует тенденция к занижению показателей, а для тех, кто имеет низкий уровень достатка, характерно их завышение.