Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal
ISSN 2500-3585
peer-reviewed • open access journal
DOI: 10.21626/j-chr/2020-4(25)/13 УДК: 37.018.11:316.624-053.6
Психологические науки
Влияние стилей семейного воспитания на склонность подростков к девиантному поведению.
© Н.С. Ткаченко, О.В. Шеркевич
АОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»), Педагогический институт, Белгород, Россия.
E-mail: Tkachenko n@bsu.edu.ru
101
АННОТАЦИЯ
Работа посвящена проблеме влияния стилей семейного воспитания на склонность подростков к девиантному поведению. В семьях с авторитарным, либеральным и индифферентным стилем семейного воспитания, которые характеризуются низким уровнем эмоционального принятия, контроля, и повышенной конфликтностью, склонность к девиантному поведению у подростков будет выше, тогда как в семьях с авторитетным стилем воспитания показатели склонности к девиантному поведению у подростков будут ниже.
Ключевые слова: стиль семейного воспитания, характеристики стилей семейного воспитания, детско-родительские отношения, №4 (25) 2020 подростки, девиантное поведение. -^^с^х^
ПСИХОЛОГИЯ^
клинико-пс^Иг
И БОЛЕЗНИ: ¿fi
1ги1еский подход
1Й<м
KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY
X ЮБИЛЕЙНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРЯКТИЧвКАЯКОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
КУРСКЗ°
102
№4 (25) 2020 www.j-chr.com
В настоящее время общественность чаще сталкиваемся с проблемой девиантного поведения в подростковом возрасте, которая влечет за собой ряд проблем, таких как: преступность и социопатическое поведение. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и
экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, психологов, медицинских работников, работников правоохранительных органов. Проблема влияния семьи на личность и поведение детей находилась в сфере интересов многих исследователей и теоретиков, которая рассматривалась в разных аспектах. Наиболее известные классификации стилей семейного воспитания предложены А.И. Захаровым, В.И. Гарбузовым [1], Э.Г. Эйдемиллером, И.В. Добряковым, И.М. Никольской [3]. Значимость эмоциональных отношений в детско-родительских отношениях подчеркивается в работах Е.И. Захаровой, А.С. Спиваковской, Ю.Б. Гиппенрейтер [2], Характер взаимоотношений между родителями и детьми, их психологическое здоровье, зависит от многих взаимодействующих факторов считает Н.Ю. Синягина [4]. В целом, можно сказать, что проблема влияния детско-родительских отношений на определенные
личностные особенности детей разных возрастов изучается многими учеными [5,6,7,8], но, несмотря на убедительность этого факта, данные о влиянии отдельных показателей стилей семейного воспитания на склонность подростков к девиантному поведению отсутствуют, что обусловило цель настоящего исследования.
Мы предположили, что стиль семейного воспитания оказывает влияние на склонность подростков к девиантному поведению, а именно: в семьях с авторитарным, либеральным и индефферентным стилем семейного воспитания, которые характеризуются низким уровнем эмоционального принятия, контроля и повышенной конфликтностью, склонность к девиантному поведению у подростков будет выше, тогда как в семьях с авторитетным стилем воспитания показатели склонности к девиантному поведению у подростков будут ниже.
Методики исследования: Методика отклоняющегося поведения (СОП) (А.Н. Орел); опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская); методика «Стратегии семейного воспитания» (С.С. Степанов).
Статистическая обработка данных проводилась с использованием математических методов: критерий Манна-Уитни, корреляционный
анализ (г-Спирмена), множественный регрессионный анализ (МРА), однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) на основе пакета статистических программ «SPSS-25».
Исследование проводилось на базе МОУ «Разуменская СОШ №3» Белгородская область, Белгородский район. В исследовании принимали участие 30 полных семей, из них учащиеся 8 классов
¡^ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬб И БОЛЕЗНИ:
_CÜ-5 клинико-психологичесгий подход
КУРСКЯЙ
KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY
X ЮБИЛЕИНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОЖ
1ИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
в возрасте от 13-15 лет в количестве 30 человек (15 - девочек, 15 - мальчиков), а также родители этих учащихся в количестве 60 человек (30 отцов, 30 матерей). Общее число опрошенных составило 90 человек.
Проанализируем выраженность показателей предрасположенности
подростков к отклоняющемуся поведению по в гендерном аспекте на уровне статистической значимости (Таблица 1). Были получены статистически значимые различия по таким показателям, как «Склонность к аддиктивному поведению» (Шмп=4,5; р<0,01), «Склонность к саморазрушающему
Таблица 1.
Сравнительный анализ характеристик отклоняющегося поведения мальчиков и
девочек (ср.б.)
и самоповреждающему поведению» (иэмп=39, р<0,05), «Склонность кагрессии и насилию» (иэмп=27, р<0,01 и по показателю «Волевой контроль эмоциональных реакций» (иэмп=30, р<0,01). Были получены статистически значимые различия по таким показателям, как «Склонность к аддиктивному поведению» (Шмп=4,5; р<0,01), «Склонность к саморазрушающему и самоповреждающему поведению» (иэмп=39, р<0,05), «Склонность к агрессии и насилию» (Шмп=27, р<0,01 и по показателю «Волевой контроль эмоциональных реакций» (Шмп=30, р<0,01).
Показатели характеристик поведения Девочки Мальчики №мп
¡.Социально - желательные ответы бб б1 58,5
2.Склонность к преодолению норм и правил 4б 48 70,5
З.Склонность к аддиктивному поведению 42 51 4,5**
4.Склонность к саморазрушающему и самоповреждающему поведению 31 42 39*
5.Склонность к агрессии и насилию 37 52 27**
б.Волевой контроль эмоциональных реакций 43 51 30**
7.Склонность к деликвентному поведению 54 52 57
103
Примечание: *-p<0,05; **-p< 0,01
Данные свидетельствуют о предрасположенности мальчиков
к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем (просиживание в социальных сетях, игровые автоматы, употребление психоактивных веществ,
курение, алкоголь и многое другое). Регулярные попытки уйти от реальности приводят к стойкой психологической, а затем и физической зависимости. Подтверждено у мальчиков наличие агрессивных тенденций и слабость волевого контроля. У девочек подростков данные по всем рассматриваемым показателям находятся в пределах нормы.
№4 (25) 2020 www.j-chr.com
психология^
клинико-пс^Иг
И БОЛЕЗНИ:/;
1ги1еский подход
1Й<м
KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY
X ЮБИЛЕЙНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРЖТИЧЯКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
КУРСКЗ°
104
По результатам исследования стилей семейного воспитания отмечается, что у большинства родителей преобладает авторитетный стиль воспитания у матерей (62%) у отцов (58%), являющаяся самым эффективным. В меньшей степени выражен либеральный стиль воспитания у отцов (15%), причем у опрошенных матерей данный стиль не выявлен. Авторитарный стиль присущ только опрошенным матерям (38%) - это строго воспитательная стратегия. По данным диаграммы видно, что опрошенные отцы не очень включены в воспитательный процесс своих детей, на что как раз и указывает шкала индифферентного стиля (27%) .
Для подтверждения фактов влияния отдельных стилей воспитания (авторитарный, авторитетный,
либеральный, индифферентный) отцов и матерей на девиантное поведение подростков мы воспользовались однофакторным дисперсионным
анализом (ANOVA) (Таблица 2.). Полученный результат свидетельствует о том, что влияние стиля воспитания матерей из нашей выборки, меньшим образом способствуют склонности подростков к девиантному поведению. Статистически значимые результаты мы получили только по показателю «Волевой контроль эмоциональных реакций» ^=12,05, р< 0,01), это говорит о том, что мать скорее всего, старается подавить острые поведенческие реакции, не давая выбросу эмоциональности подростка, тем самым, еще больше провоцируя его на минимизацию волевого контроля.
Таблица 2.
Результат однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) влияния стилей семейного воспитания отцов и матерей на склонность подростков к девиантному поведению
№4 (25) 2020 www.j-chr.com
Стиль воспитания матерей
Показатели склонности к девиантному Средний F р
поведению квадрат
Волевой контроль эмоциональных реакций 437,4 12,05 0,00**
Стиль воспитания отцов
Показатели склонности к девиантному Средний F р
поведению квадрат
Склонность к преодолению норм и правил 68,1 4,9 0,01**
Склонность к аддиктивному поведению 156,3 29,94 0,00**
Склонность к самоповреждающему и 560,1 7,92 0,00**
саморазрушающему поведению
Склонность к агрессии и насилию 463,4 3,65 0,04*
Волевой контроль эмоциональных реакций 281,8 7,76 0,00**
Склонность к деликвентному поведению 59,8 11,5 0,00**
Примечание: *-p<0,05; **-p< 0,01
^»ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВьА И БОЛЕЗНИ:
_CÜ-5 клинико-психологичесгий подход
КУРСКЯЙ
KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY
X ЮБИЛЕИНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОЖ
1ИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
Влияние стиля воспитания отцов из нашей выборки большим образом способствует склонности к девиантному поведению подростков. Мы получили статистически значимые результаты по всем шкалам. «Склонность к преодолению норм и правил» ^=4,9, р< 0,01), «Склонность к аддиктивному поведению» ^=29,94, р<0,01), «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» ^=7,92, р<0,01), «Склонность к агрессии и насилию» ^=3,65, р<0,05), «Волевой контроль эмоциональных реакций» ^=7,76, р<0,01), «Склонность к деликвентному поведению» ^=11,5, р<0,01). Можно сказать, что матери выступают в роли компенсатора в системе воспитания наших испытуемых.
Для выявления влияния характеристик стилей воспитания отцов и матерей на девиантное поведение подростковмыприменилимножественный регрессионный анализ (МРА), а с целью выявления корреляционных связей между изучаемыми показателями мы воспользовались корреляционным
анализом (Таблица 3). При анализе регрессионной модели по характеристике «Аддиктивное поведение», мы обнаружили, что по показателям: «Эмоциональная дистанция-отсутствие дистанции» (г=-0,929; (3=-0,389, р<0,01) матерей, «Отсутствие сотрудничества-сотрудничество» (г=-0,736; в=-0,142, р<0,01) матерей, «Непоследовательность-последовательность» (г=-0,736;
в=-0,142, р<0,01) матерей, были получены значимые регрессионные ^-коэффициенты и отрицательные корреляционные связи, этот результат дает нам основание утверждать, что чем больше эмоциональная дистанция
между матерью и ребенком, тем явнее у второго будет проявляться склонность к аддиктивному поведению и наоборот. Чем меньше мать сотрудничает с ребенком, то есть, чем меньше она общается с ним, прислушивается к мнению подростка и сопереживает его проблемам, тем больше подросток будет уходить в себя или пытаться заместить реальность, прибегая к зависимому поведению. Если, все это будет подкрепляться непоследовательной воспитательной стратегией, когда ребенок не понимает, что за чем следует, что в семье неприемлемо совсем, а что допустимо, то, скорее всего, это приведет к провоцированию формирования у подростка аддикций.
Значимый регрессионный
^-коэффициент и отрицательная корреляционная связь была получена по показателю «Эмоциональная дистанция» (г=-0,440; в=-0,028, р< 0,05) отцов. Отцы из нашей выборки стараются абстрагироваться от воспитания детей, вследствие чего возникает эмоциональная дистанция, когда подросток начинает чувствовать, что он не может быть понят отцом, то он находит ему замену, либо буквально (и это не всегда будет мать), либо формально (спектр различных «вредных» влияний). По показателю «Нетребовательность-требовательность» отцов была обнаружена положительная корреляционная связь (г=0,391; в=0,254, р< 0,05) этот результат говорит о том, что будь то отец сверх требователен или наоборот аморфно настроен, все это одинаково приведет подростка к проявлениям аддиктивного поведения. Здесь, применяя все свойства эмпатии, надо найти «золотую середину».
105
№4 (25) 2020 www.j-chr.com
ПСИХОЛОГИЯ
клинико-пс
И БОЛЕЗНИ:/;
1ги1еский подход ^
см'
KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY
X ЮБИЛЕЙНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРЯКТИЧвКАЯКОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
КУРСКА
Таблица 3.
Результат выявления связи между показателями характеристик стилей семейного воспитания отцов и матерей и склонностью подростков к девиантному поведению, с помощью корреляционного и регрессионного анализов
106
Характеристики стиля воспитания Корреляционный анализ, r Стандартизир. коэффициенты, ß
Модель «Аддиктивное поведение»
Эмоциональная дистанция (М) -0,929** -0,389**
Отсутствие сотрудничества- -0,736** -0,142**
сотрудничество (М)
Непоследовательность- -0,523** -0,141**
последовательность (М)
Нетребовательность-требовательность 0,391* 0,254*
(О)
Эмоциональная дистанция (О) -0,440* -0,028*
Модель «Самоповреждающее и саморазрушающее поведение»
Непоследовательность- -0,597** -0,189**
последовательность (М)
Нетребовательность-требовательность 0,440* 0,396*
(О)
Модель «Агрессивное поведение и склонность к насилию»
Эмоциональная дистанция (М) -0,549** -0,510**
Непоследовательность- -0,778** -0,993**
последовательность (М)
Модель «Волевой контроль эмоциональных реакций»
Эмоциональная дистанция (М) -0,677** -0,941**
Отсутствие сотрудничества- -0,430* -0,060*
сотрудничество (М)
Непоследовательность- -0,584** -0,372**
последовательность (М)
Примечание: *-р<0,05; **-р< 0,01
В регрессионную модель по характеристике «Самоповреждающее и саморазрушающее поведение» вошли следующие показатели характеристик стилей воспитания: «Непоследовательность-последовательность» матерей (г=-0,597; №4 (25) 2020 р=-0,189, р<0,01) и «Нетребовательность--№-№-№.]-сЬгхот требовательность» отцов (г=0,440;
в=0,396, р<0,05). В подростковом возрасте ребенок часто находиться в нестабильном эмоциональном состоянии, родитель должен обеспечить ребенку надежный тыл, убежище, где бы подросток чувствовал себя в безопасности и спокойствии. А если, в семье мать применяет нестабильную стратегию воспитания, иначе говоря, в одних и тех же ситуациях ведет себя
¡^ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬб И БОЛЕЗНИ:
_CÜ-5 клинико-психологичесгий подход
КУРСКЯЙ
KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY
X ЮБИЛЕИНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОЖ
1ИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
по-разному, да еще отец проявляет по отношению к подростку излишнюю требовательность во всем (как, в случае, если отец и не требует вовсе ничего, то есть не обращает внимание), то это неизбежно приведет к саморазрушающему и самоповреждающему поведению
подростка.
При анализе модели по характеристике «Агрессивное
поведение и склонность к насилию», мы обнаружили, что по показателям: «Эмоциональная дистанция» (г=-0,549; в=-0,510, р<0,01), «Непоследовательность-последовательность» (г=-0,778; (3=-0,993, р< 0,01) матерей, были получены значимые регрессионные ^-коэффициенты и отрицательные корреляционные связи. Это значит, что причиной агрессивного поведения подростков, является эмоциональная дистанция между матерью и подростком. Отсутствие нежности, любви, положительных примеров вырабатывает у них состояние враждебности, агрессии, а иногда склонность к насилию. В сочетании с отсутствием целостного единого подхода стратегии семейного воспитания, применяемой матерью, все это затрудняет формирование положительного характера у подростка и влияет на повышение у него возбудимости и агрессивности.
Анализ модели по характеристике «Волевой контроль эмоциональных реакций» проявились следующие показатели: «Эмоциональная
дистанция» (г=-0,677, в=-0,941, р<0,01), «Отсутствие сотрудничества-сотрудничество» (г=-0,430, в=-0,060, р<0,05), «Непоследовательность-
последовательность» (г=-0,584, р=-0,372, р<0,01) матерей. Полученные данные показывают нам, что волевой контроль эмоциональных реакций подростков
напрямую зависит от того, насколько ребенок эмоционально близок к матери, насколько в их отношениях проявляется сотрудничество, понимание, насколько мать последовательна в системе воспитания и насколько мать сама способна контролировать свои эмоции. В случае недостатка этих составляющих, есть вероятность формирования вспыльчивости, нетерпимости и неспособности контролировать
поведенческие реакции у подростка.
Полученные данные подтвердили актуальность нашего исследования влияние стилей семейного воспитания на склонность подростков к девиантному поведению, что обуславливает необходимость работы в данном направлении. Следовательно, наша гипотеза о том, что стиль семейного воспитания может оказывать влияние на склонность подростков к 107
девиантному поведению, а именно: в семьях с авторитарным, либеральным и индифферентным стилем семейного воспитания, которые характеризуются низким уровнем эмоционального принятия, контроля, и повышенной конфликтностью, склонность к девиантному поведению у подростков будет выше, тогда как в семьях с авторитетным стилем воспитания показатели склонности к девиантному поведению у подростков будут ниже, получила подтверждение, но требует дополнительной обработки и проверки на большей по объему и более разнообразной выборке (например, семьи полные -неполные, многодетные - малодетные), с учетом различных дополнительных факторов (например, уровень достатка, работающие - неработающие родители).
№4 (25) 2020 www.j-chr.com
ПСИХОЛОГИЯНОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: /
клинико-пс^Вло,ги|еский подход ^
_
X ЮБИЛЕЙНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРЯКГИЧЯКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ КУРСКА
KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY
ЛИТЕРАТУРА
108
1. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка в семье. Советы психотерапевта /
B.И. Гарбузов. - М.: Каро, 2006. - 296 с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? /Ю.Б. Гиппенрейтер. - М. 2003. - 119 с.
3. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия /Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. Учебное пособие для врачей и психологов. - СПб, 2007.
4. Синягин, Н.Ю., Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. -М., 2001. -184 с.
5. Сутягина А.С. Влияние стилей семейного воспитания на социализацию младшего школьника /А.С. Сутягина // Новая наука: Теоретический и практический взгляд, 2016. - №6-2 (87). -
C. 81-83
6. Ахметова З.А. Влияние родительских (материнских) установок на
жизнестойкость личности гиперактивных подростков /Н.С. Ткаченко, З.А. Ахметова // Педагогический журнал Башкоторстана. 2019. №3 (82), С.33-42 https://elibrary.ru/ №ет^р№39174905
7. Рынзина А.Г. Влияние стиля семейного воспитания на толерантность личности в юношеском возрасте /А.Г. Рынзина, Н.С. Ткаченко // Заметки ученого. 2019. № 2. С.120-125 Ы1р://паика-prioritet.ru/wp-content/uploads/2019/04/ %^0%А4%В0%В5(^0%В2(^1%80%В0%В0% D0%BB%D1%8C-2019.pdf
8. Овсяникова Е.А. Влияние детско-родительских отношений на выбор подростками копинг-стратегий /Е.А. Овсяникова, Н.С. Ткаченко // Научные ведомости Белгородского Государственного Университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. №26 (197) Вып.24. С.162-169.
№4 (25) 2020 www.j-chr.com
^»ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВьА И БОЛЕЗНИ:
_CÜ-5 клинико-психологичесгий подход
КУРСКЯЙ
KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY
X ЮБИЛЕИНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОЖ
1ИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
THE INFLUENCE OF FAMILY EDUCATION STYLES ON ADOLESCENTS' PROPENSION TO DEVIANT BEHAVIOR
© Nadezhda S. Tkachenko, Olga V. Sherkevich
Belgorod State National Research University, Pedagogical Institute, Belgorod, Russia.
E-mail: Tkachenko_n@bsu.edu.ru
Abstract
The work is devoted to the problem of the influence of the styles of family education on the tendency of adolescents to deviant behavior. In families with an authoritarian, liberal and indifferent style of family education, which are characterized by a low level of emotional acceptance, control, and increased conflict, the tendency to deviant behavior in adolescents will be higher, while in families with an authoritative style of parenting, indicators of the tendency to deviant behavior in adolescents will be below.
Keywords: style of family education, characteristics of styles of family education, parent-child relationships, adolescents, deviant behavior.
__109
REFERENCE
1. Garbuzov V.I. Raising a child in a family. Psychotherapist's advice / V.I. Garbuzov. - M .: Karo, 2006 .-- 296 p.
2. Gippenreiter Yu.B. Communicate with your child. How? /Yu.B. Gippenreiter. - M. 2003 .-- 119 p.
3. Eidemiller E.G. Family diagnosis and family psychotherapy / E.G. Eidemiller, I.V. Dobryakov, I.M. Nikolskaya. Textbook for doctors and psychologists. - SPb, 2007.
4. Sinyagin, N.Yu., Psychological-pedagogical correction of parent-child relations / N.Yu. Sinyagin. -M., 2001. -184 p.
5. Sutyagina A.S. The influence of styles of family education on the socialization of a younger student / A.S. Sutyagina // New Science: Theoretical and Practical View, 2016. - No. 6-2 (87). - S.81-83
6. Akhmetova Z.A. The influence of parental (maternal) attitudes on
the vitality of the personality of hyperactive adolescents / N.S. Tkachenko, Z.A. Akhmetova // Pedagogical journal of Bashkotorstan. 2019.No. 3 (82), pp. 33-42 https://elibrary. ru/item.asp?id=39174905
7. Rynzina A.G. The influence of the style of family education on the tolerance of the personality in adolescence / A.G. Rynzin, N.S. Tkachenko // Notes of a scientist. 2019. No. 2. P.120-125 http://nauka-prioritet.ru/wp-content/uploads/2019/04/%D0%A4%D0%B 5%D0%B2%D1%80%D0%B0 % D0% BB% D1% 8C-2019.pdf
8. Ovsyanikova E.A. Influence of parent-child relations on the choice of coping strategies by adolescents / E.A. Ovsyanikova, N.S. Tkachenko // Scientific Bulletin of Belgorod
State University. Series: Humanities. 2014. №4 (25) 2020 No. 26 (197) Issue 24. S.162-169.
ПСИХОЛОГИЯ
клинико-пс
И БОЛЕЗНИ: /;
1ги1еский подход ^
см'
KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY
X ЮБИЛЕЙНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРЖТИЧШКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
КУРСКА