Научная статья на тему 'Влияние особенностей детско-родительских отношений на генезис агрессивных установок личности у подростков из полных и неполных семей'

Влияние особенностей детско-родительских отношений на генезис агрессивных установок личности у подростков из полных и неполных семей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2447
377
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНЫЕ УСТАНОВКИ / СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / УРОВЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / AGGRESSIVE INSTALLATIONS / STYLES OF FAMILY EDUCATION / PERSONALITY SOCIALIZATION / TOLERANCE LEVEL / TEENAGE AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воробьева К. А.

Целью данной статьи является исследование факторов семейной социализации личности подростков из полных и неполных семей, способствующих формированию у них агрессивных установок. В статье были эмпирически исследованы факторы семейной социализации личности подростков из полных и неполных семей, способствующих формированию у них агрессивных установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Child-parent relationship features influence on the genesis of aggressive personality attitudes in teenagers from complete and incomplete families

The purpose of this article is research of factors of family socialization of the identity of teenagers from the full and incomplete families promoting formation at them of aggressive installations. in article factors of family socialization of the identity of teenagers from the full and incomplete families promoting formation at them of aggressive installations were empirically investigated.

Текст научной работы на тему «Влияние особенностей детско-родительских отношений на генезис агрессивных установок личности у подростков из полных и неполных семей»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

удк 159.922.7/8

ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ГЕНЕЗИС АГРЕССИВНЫХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

© к. а. воробьева

Московский государственный университет им. М. В. ломоносова, кафедра психологии личности e-mail: kseniaprimavera@mail.ru

Воробьева К. А. - Влияние особенностей детско-родительских отношений на генезис агрессивных установок личности у подростков из полных и неполных семей // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28.

С. 1174-1179. - Целью данной статьи является исследование факторов семейной социализации личности подростков из полных и неполных семей, способствующих формированию у них агрессивных установок. В статье были эмпирически исследованы факторы семейной социализации личности подростков из полных и неполных семей, способствующих формированию у них агрессивных установок.

ключевые слова: агрессивные установки, стили семейного воспитания, социализация личности, уровень толерантности, подростковый возраст.

Vorobyeva K. A. - Child-parent relationship features influence on the genesis of aggressive personality attitudes in teenagers from complete and incomplete families // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 1174-1179. - The purpose of this article is research of factors of family socialization of the identity of teenagers from the full and incomplete families promoting formation at them of aggressive installations. in article factors of family socialization of the identity of teenagers from the full and incomplete families promoting formation at them of aggressive installations were empirically investigated.

Keywords: aggressive installations, styles of family education, personality socialization, tolerance level, teenage age.

В последнее время изучения агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов, социологов, педагогов всего мира. Проблеме агрессивности посвящены многочисленные работы, статьи, книги, регулярно проводятся международные конференции, посвященные методам исследования факторов социализации, способствующих формированию агрессивного и отклоняющегося поведения, диагностике агрессивных установок, а также внедрению в образовательный процесс различных практических программы и тренингов по снижению агрессивности.

В настоящее время существует множество отечественных и зарубежных исследований, проведенных по данной теме (Бойко, 1983; Осницкий, 1994; Семенюк, 1998; Алфимова, Трубников, 2000; Бандура, уолтерс, 2000; Берковиц, 2002; Смирнова, Хузеева, 2002; Бэрон, 2000; Ричардсон, 2002). Вместе с тем актуальность изучения агрессивности продолжает возрастать.

Существует мнение, согласно которому одной из причин агрессивного поведения являются недостатки воспитания в семье и школе. наряду с семьей СМи также выступают для современных подростков в каче-

стве важнейшего инструмента социализации. А сегодня к ним можно добавить и интернет (Туггенбюль, 2002, Собкин, 2002).

Особенно сложно процесс развития и формирования личности проходит у подростков «группы риска», склонных к агрессивному поведению (алема-скин, 1968; Bandura, 1973; Рожкова, 2001). наибольшее число рисков и нарушений процесса социализации происходит у детей из неблагополучных (дезадаптированных, дисфункциональных) семей, в том числе неполных, где дети лишены одного из родителей или обделены заботой и вниманием со стороны родителей (Прихожан, Толстых, 1990; Эйдмилер, Юстицкис, 2000; Семенюк, 1998; Видра, 2000).

Определив и подтвердив экспериментально, какие типы семейного воспитания вызывают те или иные агрессивные тенденции у подростков, можно предотвратить различные конфликтные ситуации в родительско-детских отношениях и скорректировать поведение с обеих сторон.

В нашем исследовании мы предполагаем, что подростки из неполных семей чаще попадают в группу риска формирования личности с агрессивным и

отклоняющимся поведением. Целью данной статьи является исследование факторов семейной социализации личности подростков из неполных семей, способствующих формированию агрессивных установок по сравнению с подростками из полных семей.

указанная цель определила необходимость решения следующих эмпирических задач: провести сравнительный анализ агрессивных установок и девиантного поведения у подростков из полных и неполных семей; исследовать влияние особенностей семейного воспитания на развитие агрессивных установок личности у подростков из полных и неполных семей.

В исследовании участвовали 150 учащихся восьмых, девятых, десятых классов из полных и неполных семей и их родители. В итоге было отобрано 120 подростков, разделенных на две группы: 60 подростков из полных семей (28 мальчиков, 32 девочки) и их родители - мамы (60) и папы (60) и 60 подростков из неполных семей (38 мальчиков, 22 девочки) и их мамы (60). Подростки в возрасте 13-16 лет отбирались по следующим критериям, выделенным после анализа результатов анкетирования и собеседований с подростками и их родителями: на момент исследования на подростков был сделан психологический запрос от преподавателей по причине систематических прогулов занятий, школьной неуспеваемости, конфликтных и агрессивных отношений, срывов учебного процесса; подростки, состоящие на внутришкольном учете или на учете в милиции за воровство, мелкое хулиганство, бродяжничество; подростки, принадлежащие к различным подростковым группам (например, футбольные болельщики, подростки спортсмены-борцы).

Для решения поставленных задач была подготовлена СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ, в которую вошли следующие методики: опросник Басса-дарки (А. Басс и А. Дарки, 1957) и опросник «Склонности к отклоняющемуся поведению» («СОП», Орел А. Н., 1999) по выявлению различных форм агрессивного и отклоняющегося поведения для подростков; проективный тест «Семейная социограмма» (В. Юстицкис, Э. Г. Эйде-миллер, 1999) для изучения особенностей восприятия семейной атмосферы для подростков; опросник «Анализ семейных взаимоотношений» («АСВ», В. Юстиц-кис, Э. Г. Эйдемиллер, 1999) для изучения особенностей семейного воспитания родителей.

Для статистического анализа полученных результатов по опроснику Басса-Дарки и опроснику «Анализ семейных взаимоотношений» применялся пакет методов математической статистики SPSS 11.0 для Windows. С целью выявления значимых различий среди испытуемых по параметрам, связанным со структурой семьи (полной и неполной) и уровнем агрессивных тенденций, мы воспользовались в программе SPSS критерием Колмогорова-Смирнова.

1. ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

При помощи опросников Басса-Дарки и «Склонности к отклоняющемуся поведению» ана-

лизировались проявления агрессии и враждебности у подростков из полных и неполных семей. Анализ средних показателей агрессивного и отклоняющегося поведения по опросникам Басса-Дарки и «СОП» выявил повышенный уровень агрессивности и отклоняющего поведения у подростков из неполных семей по сравнению с подростками из полных семей. Все показатели по шкалам агрессии у подростков из неполных семей завышены, причем наибольшую настороженность вызывают оценки более 70 баллов (при норме 50 баллов) - физическая агрессия, негативизм, подозрительность, чувство вины (рис. 1). Поскольку высокий уровень по шкалам негативизма, физической агрессии сопровождает эндогенные психозы и расстройства личности, и те, и другие состояния - высокий риск по агрессивным и криминальным поступкам. Высокие значения шкал подозрительности, чувства вины отражают невротические реакции и могут служить показателем общей нестабильности отношений индивидуума с окружающими.

Анализ средних оценок показывает, что у подростков из неполных семей по сравнению с подростками из полных семей чаще проявлялись склонности к аддиктивному и делинквентному поведению, а также склонность к насилию (около трети респондентов) по сравнению с подростками из полных семей (рис. 2). При этом подростки из неполной семьи чаще проявляли склонности к нарушению общественных норм и правил, самоповреждающему и саморазрушающему поведению, а также реже демонстрировали установки на социальную желательность ответов.

Таким образом, нами была подтверждена взаимосвязь между структурой семьи и уровнем агрессивных тенденций, а наличие большего количества агрессивных проявлений у подростков соотносится с идеей о том, что в условиях подросткового кризиса повышается внешняя конфликтность личности, сочетающаяся с несформированным волевым контролем своих потребностей, склонной противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, демонстрирующей негативизм и нонкомформистские установки.

Анализ форм агрессивного и отклоняющегося поведения по гендерному признаку показал следующую картину. Мальчики чаще по сравнению с девочками применяют физическую, косвенную агрессию, особенно в случае неполной семьи. Мальчики из неполных семей отличаются преобладанием физической агрессии (одна пятая респондентов), тогда как мальчики из полных семей демонстрируют высокие показатели вербальной и косвенной (одна треть и одна пятая респондентов) агрессии и низкие - подозрительности. у девочек из неполных семей чаще встречаются вербальная агрессия, раздражительность (четверть респондентов), а также подозрительность (треть респондентов). Важно отметить, что у девочек из неполных семей физическая агрессия встречается в каждом десятом случае, тогда как у девочек из полных семей отсутствует физическая агрессия, а остальные показатели уровня агрессии почти вдвое ниже.

Рис. 1. Сравнительные показатели выраженности агрессивного поведения подростков из полных и неполных семей по опроснику Басса-Дарки (в баллах)

Рис. 2. Сравнительные показатели выраженности отклоняющегося поведения подростков из полных и неполных семей по опроснику «СОП» (в баллах)

В результате анализа эмпирических данных по опроснику «СОП» были обнаружены значимые различия по следующим показателям: у девочек была выявлена меньшая склонность к аддиктивному и делинквентному поведению, чем у мальчиков. При этом у девочек наблюдалась большая склонность к саморазрушающему и самоповреждающему поведению, а также повышенная потребность в волевом контроле за своими эмоциональными реакциями по сравнению с мальчиками. В то же время, сравнительный анализ результатов показал сходство между ответами девочек и мальчиков на вопросы, относящиеся к шкалам установки на социальную желательность ответов, склонности к нарушению норм и правил, склонности к агрессии и насилию.

у мальчиков из неполных семей по сравнению с мальчиками из полных семей чаще проявляются склонность к аддиктивному и делинквентному поведению, а также склонность к насилию. Мальчики из неполных семей гораздо реже демонстрировали установки на социальную желательность ответов и чаще проявляют склонность к нарушению общественных норм и правил, самоповреждающему и саморазрушаю-щему поведению, а также им больше требуется волевого контроля, чтобы сдерживать свои эмоциональные реакции, чем мальчикам из полных семей.

у девочек из неполных семей чаще проявляются склонности к аддиктивному поведению, к насилию и агрессии по сравнению с девочками из полных семей. При этом они гораздо реже демонстрируют установки на социальную желательность ответов, а также им требуется повышенный волевой контроль за своими эмоциональными реакциями. Помимо этого, девочки из неполных семей проявляют большую склонность к делинквентному поведению, чем девочки из полных семей. Различные исследования гендерных различий агрессивности (Л. И. Божович, В. С. Соб-кин, Д. И. Фельдштейн, И. С. Кон, А. М. Прихожан, л. М. Семенюк) констатируют у девочек изначально отсутствие склонности к агрессивному и отклоняющему поведению, однако неполная структура семьи оказывает определяющее значение в формировании повышенной агрессивности у девочек из неполных семей. Показатели агрессивных, враждебных реакций и отклоняющегося поведения у девочек из неполных семей приближаются к показателям агрессивных, враждебных реакций и отклоняющегося поведения у мальчиков из полных семей.

Для подтверждения взаимосвязи генезиса агрессивных установок личности и особенностей воспитания родителями подростков, воспитывающихся в различных по структуре семьях, был использован дисперсионный анализ полученных данных (Ано-ва). Дисперсионный анализ полученных данных, где независимым фактором была структура семьи (полная и неполная), показал, что высокие показатели по таким шкалам опросника Басса-Дарки как физическая (Sig.=0,000), вербальная (Sig.=0,000), косвенная (Sig.=0,003) агрессии, негативизм (Sig.=0,000), раздражение (Sig.=0,000), индексам враждебности

(Sig.=0,000) и агрессивности (Sig.=0,001); таким шкалам опросника «СОП» как склонности к преодолению норм и правил (Sig.=0,000), склонности к аддиктив-ному поведению (Sig.=0,000), склонности к агрессии и насилию (Sig.=0,000) у подростков из неполных семей по сравнению с подростками из полных семей являются статистически достоверными (подтвержденными). Таким образом, структура семьи является фактором, обуславливающим выраженность различных форм агрессивного и отклоняющегося поведения у подростков.

Далее был использован дисперсионный анализ (Анова) полученных данных по двум группам (полные и неполные семьи), где независимым фактором был пол. Мы установили, что фактором, обуславливающим наличие таких показателей агрессии по опроснику Басса-Дарки у подростков из полных семей как подозрительность (Sig.=0,001), индекс враждебности (Sig.=0,000) и шкалы опросника «СОП» как склонности к агрессии и насилию (Sig.=0,004) является гендер (пол) подростков. В неполных семьях фактор гендерных различий не влияет на выраженность различных форм агрессивного и отклоняющегося поведения у подростков.

Подростки из неполных семей отличаются не только повышенными показателями основных форм агрессии (физическая, вербальная, косвенная) и враждебных реакций (негативизм, раздражительность, обида, чувство вины), но и повышенной склонностью к проявлению таких форм отклоняющегося поведения как склонность к насилию, нарушение общественных норм и правил, самоповреждающего и саморазрушаю-щего поведения, низким уровнем волевого контроля за эмоциональными реакциями. В связи с этим мы относим подростков из неполных семей к группе риска по формированию личности с агрессивными установками, что подтверждает наше предположение.

2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Мы изучили особенности социальной ситуации развития подростков в полных и неполных семьях через сравнительный анализ родительско-детских отношений. С этой целью мы использовали проективный тест «Семейная социограмма». Анализ результатов показал, что в неполных семьях по сравнению с полными наблюдаются такие внутрисемейные особенности, как более высокие показатели конфликтных взаимоотношений между членами семьи, выделение подростком фигуры «Я», как самой значимой в семье в половине случаев, нарушение иерархии (встречается в 3,5 раза чаще, чем в полных семьях) и расширение границ семьи (более двух третей случаев), которые могут дисгармонично влиять на формирование личности подростка, воспитывающегося в особой социальной ситуации развития в неполной семье.

Опираясь на полученные эмпирические данные о том, что сфера семейных отношений в неполных семьях по сравнению с полными является одной из

наиболее проблемных сфер, мы предположили, что это может быть связано с различными стилями семейного воспитания. Для проверки этой гипотезы мы использовали опросник «Анализ семейных взаимоотношений». В результате корреляционного анализа особенностей полных и неполных семей были выявлены взаимосвязи следующих особенностей взаимоотношений от соответствующих параметров по опросникам Басса-Дарки, «СОП» и «АСВ» для подростков.

Неполные семьи: По опросникам Басса-Дарки и «АСВ»: физическая агрессия повышается с уменьшением уровня семейной сплоченности (г=-0,647, р<0,01) и снижается с увеличением показателей проявления любви родителей к подростку, выраженные в шкале РРЧ (г=-0,506, р<0,01). Вербальная агрессия повышается с увеличением уровня неустойчивости стиля семейного воспитания родителей (г=0,483, р<0,01), но снижается с увеличением уровня семейной сплоченности (г=-0,406, р<0,01). Негативизм повышается при воспитательной неуверенности родителей (г=0,486, р<0,01) и таком типе воспитания как гипоопека родителей (г=0,560, р<0,01). Раздражительность повышается с чрезмерностью требований-запретов родителей к подростку (г=0,469, р<0,01). Чувство обиды у подростков повышается с увеличением частоты встречаемости средне-специального образования у родителей (г=0,473, р<0,01), снижается при наличии у родителей инженерно-технического типа образования (г=-0,605, р<0,01) и при лидерстве матери в неполной семье (г=-0,560, р<0,01).

По опросникам «СОП» и «АСВ»: склонность к преодолению норм и правил повышается с уменьшением уровня удовлетворенности родителей психологической атмосферой в семье (г=-0,493, р<0,01). Склонность к аддиктивному поведению повышается с увеличением уровня неудовлетворенности родителей психологической атмосферой в семье (г=0,579, р<0,01); с недостаточностью требований обязанностей к подростку (г=0,479, р<0,01). Склонность к агрессии и насилию повышается с преобладанием гипоопеки (г=0,399, р<0,01) и гиперопеки (г=0,382, р<0,01) родителей как стилей воспитания; с увеличением частоты встречаемости средне-специального образования родителей (г=0,566, р<0,01); с потворствованием родителей удовлетворению потребностей подростка (г=0,508, р<0,01).

Полные семьи: По опросникам Басса-Дарки и «АСВ»: физическая агрессия повышается с вынесением конфликта между супругами в сферу воспитания подростка (г=0,466, р<0,01); с неразвитостью родительских чувств (г=-0,404, р<0,01); при снижении показателей по шкале расширение сферы родительских чувств (г=-0,506, р<0,01). Вербальная агрессия повышается с увеличением склонности подростков к аддиктивному поведению (г=0,506, р<0,01).

По опросникам «СОП» и «АСВ»: уровень негативизма повышается с увеличением склонности подростков к аддиктивному поведению (г=0,498, р<0,01), но уменьшается при увеличении уровня воспитательной неуверенности (г=-0,486, р<0,01). Склонность к

преодолению норм и правил повышается с увеличением уровня вербальной агрессии (г=0,485, р<0,01). Склонность к аддиктивному поведению уменьшается при увеличении уровня неустойчивости стилей воспитания родителей (г=-0,510, р<0,01). Чрезмерность требований-запретов к подростку уменьшает уровень физической агрессии у подростков (г=-0,486, р<0,01).

Таким образом, в ходе эмпирического исследования выяснено и подтверждено, что дисгармоничные типы семейного воспитания являются достаточно сильными факторами, оказывающими влияние на проявление агрессивных тенденций в поведении у подростков из полных и неполных семей. При этом выраженность дисгармоничных взаимоотношений в неполных семьях значимо выше. Однако было выявлено, что неустойчивость стиля семейного воспитания родителей приводят к снижению уровня обиды и подозрительности у подростков, наличие запретов и гиперопека, как преобладающие стили семейного воспитания, снижают склонность подростков к преодолению норм и правил, а отсутствие требований снижает их склонность к самоповреждающему и саморазруша-ющему поведению.

ВЫВОДЫ

1. Дисгармоничные стили семейного воспитания (гиперопека, гипоопека, повышенный контроль над подростком, недостаток этого контроля, чрезмерное удовлетворение потребностей подростка и минимальность санкций) в сочетании с отсутствием заботы, дефицитом внимания и эмоциональным отвержением оказывают влияние на формирование агрессивных установок личности.

При этом дисгармоничные родительско-детские отношения отмечаются и в полных, и в неполных семьях, однако в последних их существенно больше. Также в неполных семьях в 2,5 раза чаще отмечаются конфликтные отношения между членами семьи, по сравнению с полными семьями.

Психологическая деформация родительской семьи, связанная с нарушением межличностных отношений, преобладанием отрицательных ценностей и агрессивных установок, может приводить к формированию у подростков агрессивных установок. Следствием этого является то, что «проблемные» подростки из неполных семей, по сравнению с другими подростками из неполных семей, чаще попадают в группу риска формирования личности с отклоняющимся и агрессивным поведением.

2. непоследовательность родительского воспитания, как в полных, так и в неполных семьях, проявляющаяся в отсутствии единого подхода к воспитанию подростка, определенных, конкретных требованиях к нему, противоречиях в выборе воспитательных средств между родителями, фрустрируют у подростка одну из базовых потребностей личности - стабильность и упорядоченность окружающего мира, наличие четких ориентиров в поведении и оценках. непредсказуемость родительских реакций лишает подростка ощущения стабильности и способствует формирова-

нию агрессивных установок и склонности к отклоняющемуся поведению в форме протеста.

3. «Проблемные» подростки из неполных семей, составляющие группу риска формирования личности с отклоняющимся поведением, по сравнению с подростками из полных семей, а также по сравнению с другими подростками из неполных семей, чаще отличаются повышенными показателями таких форм агрессии как физическая, вербальная и косвенная агрессии, негативизм, раздражение, обида, чувство вины, повышенная склонность к проявлению насилия, нарушение общественных норм и правил, самоповреждающее и само-разрушающее поведение, что сопровождается снижением уровня волевого контроля, низким уровнем толерантности и интолерантными установками по отношению к окружающему миру и другим людям. наличие большого количества агрессивных проявлений у подростков соотносится с идеей о том, что в условиях подросткового кризиса повышается внешняя конфликтность личности.

4. у подростков из полных и неполных семей были обнаружены гендерные различия в тяжести и формах агрессивного и отклоняющегося поведения: у мальчиков из неполных семей показатели физической агрессии почти вдвое выше, а показатели подозрительности втрое выше по сравнению с мальчиками из полных семей; у мальчиков из полных семей почти вдвое выше показатели вербальной агрессии. у девочек из неполных семей почти в два раза выше показатели подозрительности. Физическая агрессия у девочек из полных семей отсутствует, тогда как девочки из неполных семей проявляют ее в каждом десятом случае.

5. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера возникновения данных проблем и адекватная воспитательнокоррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Специальная программа

диагностики для подростков из полных и неполных семей позволяет выявить психологические факторы попадания их в группу риска формирования агрессивных установок.

Разработка для педагогов и родителей подростков и применение психолого-педагогических рекомендаций и определение направлений дифференцированной психокоррекционной помощи подросткам с агрессивным поведением в условиях современной школы, способствующих снижению количества агрессивных установок и повышению уровня толерантности личности, становится наиболее эффективной формой психологической работы при учете особенностей социальной ситуации развития подростков, воспитывающихся в различных по структуре семьях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния и семейных отношений. М., 1999.

2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. СПб; НЕВА, 2002.

3. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям, М., 2000.

4. Клейберт Ю. А. Психология девиантного поведения, издательство Сфера, М., 2001.

5. Налчаджан А. Агрессивность человека. М., 2007.

6. Прихожан А. М., Толстых М. Н. Дети без семьи. М., 1990.

7. Семенюк Л. К. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1998.

8. Собкин В. С. Образование и информационная культура: Социологические аспекты. М., 2002.

9. Солдатова Г. У., Терехова Е. В., Соколова А. Е., Хохлов О. А. Насилие и культура. М., 2006.

10. Эйдмилер Э. Г. Юстицкис В., Психология и психотерапия семьи. СПб., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.