Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal
ISSN 2500-3585
peer-reviewed • open access journal
DOI: 10.21626/]-Лг/2020-4(25)Д1 Психологические науки
УДК: 613.9:378.17
Здоровый образ жизни современного студенчества как основа успешности личности в будущей профессиональной деятельности.
© И.Б.Щербакова
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет», Воронеж, Россия
E-mail: anomalia76@mail.ru
АННОТАЦИЯ
Автор обращается к анализу влияния субъектов образования на формирование ценностного отношения к здоровью детей и молодежи. Здоровый образ жизни личности автор связывает с мерой сформированности валеологических знаний, устойчивых привычек, интериоризацией сложившихся норм в культуре этноса. Проблема здоровья ученика и учителя, студента и преподавателя, аспиранта и профессора чрезвычайно важна и архиактуальна, и должна быть рассмотрена в целостном контексте жизнедеятельности образовательной системы. Автор считает заботу государства и образования о здоровье детей и молодежи важнейшим фактором сохранения народа, решения задач демографической политики государства.
Ключевые слова: социальная педагогика, социальное воспитание личность, образование, психология здоровья, №4 (25) 2020 этнокультурная и персональная идентичность, среда. www.j-chr.com
ПСИХОЛОГИЯ
клинико-пс
И БОЛЕЗНИ:/;
1ги1еский подход ^
см'
KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY
X ЮБИЛЕЙНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРЯКТИЧвКАЯКОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
КУРСКА
86
№4 (25) 2020 www.j-chr.com
Тема здоровья - не новая тема, в новой социально-культурной ситуации России XXI века превратилась в фундаментальную, подтверждая свое вековое звучание. Многие современные исследователи связывают изменения в состоянии здоровья детей и молодежи с «кризисом культуры», деструкцией общественной морали, снижением влияния традиционных ценностей и норм Русского мира [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 10; 11; 12; 13]. Исследователи подчеркивают сложность и противоречивость феномена ценностного отношения личности к здоровью в условиях социальной нестабильности, растущих требований общества к содержанию и результатам деятельности институтов образования, всех включенных в образовательную систему субъектов [4]. Вполне закономерно, что здоровье физическое органично связывается исследователями со здоровьем духовным, состоянием социально-нравственной культуры личности [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 10; 11; 12; 13]. Согласно концепции тематического анализа науки, разработанной Дж. Холтоном, тема здоровья учитывает внутреннюю логику развития науки, социокультурный контекст, в котором это развитие происходит, индивидуальность личности автора исследования, его приверженность избранной теме [15]. В последние годы все больше проявляется, становится заметным недопустимое противоречие между осознанием здоровья в качестве фундаментальной ценности отечественного образования и тем, как организован и осуществляется учебно-воспитательный процесс в реальном учебном заведении.
В психолого-педагогических
исследованиях приводятся
многочисленные данные о
неудовлетворительном состоянии
здоровья наших детей. Так, Ю.Н. Синицин отмечает несколько характерных фактов: результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что до 85% выпускников школ имеют различные психосоматические нарушения и заболевания, более 60% употребляют психоактивные вещества, замечено значительное снижение уровня здоровья в образовательно-воспитательных
учреждениях;
- психолого-педагогические исследования выявили тенденции ухудшения состояния здоровья учащейся молодежи, неблагополучную динамику основных показателей здоровья школьников на протяжении всего обучения в учебном заведении, учащение перехода острых заболеваний в хронические, увеличение инвалидности и смертности среди подростков;
- анализ деятельности педагогических коллективов школ по сохранению и укреплению здоровья учащихся, проведенный учеными выявил неэффективность многих валеологических технологий и программ, обусловленных недостаточной разработанностью концептуальных подходов. Современный образовательный процесс не всегда ориентирован на обеспечение здоровья школьников, не насыщен соответствующими оздоровительными мероприятиями [9].
Современные исследования
гуманитариев позволяют заметить преобладающий интерес к школе, ученику; работ, посвященных теоретическому и практическому анализу становления здорового образа жизни (ЗОЖ) студента - будущего учителя, в современной психолого-педагогической литературе
¡^ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬб И БОЛЕЗНИ:
_CÜ-5 клинико-психологичесгий подход
КУРСКЯЙ
KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY
X ЮБИЛЕИНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОЖ
1ИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
явно недостаточно. Этот замеченный факт объясняется рядом причин: авторы всевозможных проектов, пренебрегая целостностью (например, образование без субъектов «учитель - учащийся», «преподаватель - студент», «профессор аспирант»), пытаются решать отдельные вопросы вне связей с другими; педагогическая общность недопонимает исключительную сложность взаимосвязи «здоровья» и культурно-образовательной среды школы, вуза, провинции, региона; учитель, преподаватель, профессор не очень интересны для исследователей и им отводится второстепенная роль в обеспечении ЗОЖ.
Не может не вызывать тревогу и здоровье учителей, ведь педагог выступает руководителем межличностных взаимоотношений и общений в образовательном процессе, от его здравых, разумных, профессиональных, коммуникативных воздействий зависит эмоциональный фон, психологический климат и комфортность в коллективе, благодаря чему возможно сотрудничество, высокая активность на основе внутренней мотивации обучающегося. Вместе с тем тема личностно-профессиональных деформаций педагогов уже вошла в контекст проблематики гуманизации образования, понимания развития личности ребенка и педагога как развития процессов самоопределения, саморазвития, самоактуализации.
Исходя из триединой сущности человека, руководствуясь тем, что современная общеобразовательная и профессиональная школы выполняют образовательные задачи на основе приоритета здоровьеразвивающей
деятельности, рассматриваем здоровье как состояние гармонии, слитости всех
сущностных сил человека, как результат его взаимодействия с обстоятельствами окружающей среды.
Рабочее определение здоровья - целостное состояние человека, предусматривающее здоровье социальное и здоровье биологическое, базой которых является здоровье духовное. Духовное здоровье связано с внутренним миром человека, его мировоззрением, образом мысли. Признаки духовно здорового человека: нравственное самочувствие -нравственные начала жизни, целостность души человека как единение всех его сил (умственных, волевых, эмоциональных, физических и пр.) - реалия, творимая человеком осознанно.
Социальное (психическое) нормальное состояние развития личности, характеризующееся
хорошей приспособляемостью и уравновешенностью со средой. Признаки психическиздоровогочеловека:отношение к другому человеку как к самоценности; способность к децентрализации, самоотдаче и любви как способу реализации этих отношений; творческий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волеизъявлению; возможность самопроецирования будущего; вера в осуществимость намеченного; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению духовного смысла своей жизни и деятельности. Состояние психического здоровья определяет отношение (поведение) к самому себе, к другим, к миру, основанное на нравственных ценностях (стыд, совесть, соучастие, ответственность и пр.)
Биологический уровень здоровья -характеризуется нормальной функцией
8T
№4 (25) 2020 www.j-chr.com
ПСИХОЛОГИЯ
клинико-пс
И БОЛЕЗНИ: /;
1ги1еский подход ^
см'
KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY
X ЮБИЛЕЙНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРЖТИЧЯКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
КУРСКА
88
№4 (25) 2020 www.j-chr.com
организма на всехуровняхего организации клеток, тканей, органов и систем; нормальной реакцией физиологических и биохимических процессов; способностью организма приспосабливаться к условиям существования в окружающей среде; способностью поддерживать постоянство внутренней среды организма; обеспечением нормальной и разносторонне жизнедеятельности. Биологическое здоровье включает соматическое здоровье и физическое. Признаки биологически здорового человека: нормальное состояние органов и систем человека: гигиена быта, здоровое бытие (соблюдение режима питания, сна, физической активности, «внешний вид» и пр.); общая физическая подготовка, состояние физического тела, спортивные достижения.
Таким образом, здоровье субъективно «переживание», объективно - «показатель (признак, характеристика) состояния» (которое изменяется, не является постоянным) человека. По определению О.А. Холиной, здоровье человека - это определяемый комплексом социально-психологических, медико-биологических, психофизиологических характеристик интегративный
показатель, который включает целую систему основных факторов воздействия: окружающая биологическая среда, образ жизни человека, социум [14].
В научной литературе, посвященной вопросам изучения здоровья, наравне с описанными нами уровнями здоровья выделяют: профессиональный,
экологический, сексуальный,
эмоциональный, антропопсихический, личностный, биоэнергетический,
информационный и др. компоненты здоровья. Для решения задач нашей
работы, нам важно подчеркнуть идею целостности человека, подчиненности всех его сущностей духовной (духовно-нравственной) составляющей; обосновать возможность сохранения, формирования здоровья в образовательном процессе, в культурно-образовательной среде учебного заведения.
Чрезвычайно важная и архиактуальная проблема здоровья субъектов образования во все времена была заботой философии, социологии, культурологии, медицины, психологии, педагогики.
Современная ситуация в России вообще, и в образовании -- в частности, ориентирует исследователей сделать упор на выявление положительной взаимосвязи образования и здоровья, призывает сместить акцент с анализа отдельных негативных влияний учебного процесса на организацию всего учебно-воспитательного процесса, с целью формирования целостного, здорового человека. Опыт последних лет показывает, что для этой цели недостаточно педагогических технологий, правильной мебели и влажной уборки; необходимо изучение окружающей среды, среды семьи, школы, вуза, города, региона. Для реализации такой установки необходима триада принципов (феноменологии, научности, целостности) и триада методологических подходов (антропологического, средового, и историософского).
Антропологический подход
концентрирует внимание на человеке как базовой ценности, дает возможность сосредоточиться на особенностях духовного становления человека в определенных исторических условиях и вовлечь в научный оборот источники,
^»ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬб И БОЛЕЗНИ:
_CÜ-5 клинико-психологичесгий подход
КУРСКЯЙ
KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY
X ЮБИЛЕИНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОЖ
1ИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
на которые до сих пор не было обращено должного внимания, что позволяет реконструировать религиозно-культурные представления общества, идеалы, ценности и модели воспитательной практики исследуемого исторического периода.
Средовой подход акцентирует внимание на локальном своеобразии историко-педагогического материала и позволяет рассмотреть человека одновременно и как творца своей среды, и как ее продукт.
Историкософский подход расширяет представление о роли и проблематике просветительско-педагогической деятельности. С историософской точки зрения, именно данный вид социальной практики направлен на преобразование жизни общества, нации и мира в целом, охватывает, наряду с вопросами становления человека, и более глобальные проблемы национального и исторического бытия. Поэтому с позиций историософского подхода осмысление педагогического опыта связано не только с изучением исторического прошлого отечественной педагогики, но и с решением более глобальной проблемы, актуальной для нее в настоящем проблемы сохранения России как особой страны-цивилизации. Историософский подход позволяет понять, как проблема ЗОЖ способствует решению задачи формирования духовно и нравственного облика человека, определяющего и его личные перспективы, и будущее российской культуры и цивилизации в целом [1].
Раскрытие темы ЗОЖ студента -будущего специалиста осуществляется в определенной системе педагогических
базовыхпонятий иотношений между ними: человек, образование, образовательная деятельность, наследие, среда, здоровье, здоровый образ жизни, обыватель, будущий профессионал, гражданин [16]. Понятно, что формирование здорового образа жизни студента предполагает обеспечение условий для наращивания его субъектности, способности твердо следовать нормам и принципам здоровьесберегающей деятельности, заботиться о своем физическом и духовном здоровье. Это требует наличия достойных для подражания образцом, эталонов, предлагающих будущим специалистам вполне убедительный пример заботы о своем здоровье, разумное сочетание труда и отдыха, двигательной активности, приверженность нормам и рациону здорового питания. В этом контексте особенно впечатляет пример грамотной политики руководителей ряда белорусских университетов, сформулировавших архитекторам и строителям отдельную специальную проектную задачу: при возведении университетских кампусов предусмотреть обязательное включение в комплекс студенческого городка спортивных и тренажерных залов, рекреационных прогулочных зон, сопряжения проектируемого комплекса с особенностями окружающей природной среды. Такой заказ архитекторам получил вполне достойное воплощение в построенном кампусе (микрорайон «Петровщина» города Минска), где здоровый образ жизни молодых людей воспринимается уже как вполне естественная социальная норма, этой норме вполне осознанно следует абсолютное большинство минских студентов, проводя значительную часть своего времени в спортивных
89
№4 (25) 2020 www.j-chr.com
ПСИХОЛОГИЯ
клинико-пс
И БОЛЕЗНИ:/;
1ги1еский подход ^
см'
KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY
X ЮБИЛЕЙНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРЯКТИЧвКАЯКОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
КУРСКА
и тренажерных залах, на прогулочных дорожках, в плавательных бассейнах. Естественно, что и результат организации здоровьесберегающей среды вполне очевиден: студенты меньше болеют, больше времени проводят в саморазвитии, заботятся о своем здоровье. Такая деятельность молодых людей вполне соответствует приоритетным
направлениям государственной
молодежной политики, ориентированной на формирование физически здорового
и духовно богатого поколения молодых граждан страны. Образование в этом контексте становится одним из важнейших субъектов реализации государственной здоровьесберегающей политики в отношении к молодежи, в формировании здорового поколения нации. В этом случае интересы государства и личности вполне органично сочетаются между собой, становятся целью и результатом заботы о человеке, его физическом и духовном здоровье.
ЛИТЕРАТУРА
90
№4 (25) 2020 www.j-chr.com
1. Белозерцев Е.П. Образование: историко-культурный феномен : курс лекций [Текст] Е.П. Белозерцев. - СПб., 2004. - 704 с.
2. Булатников И.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. №4. С. 78-92.
3. Булатников И.Е. Деструкция морального сознания современного российскогообществакакпроблематеории и практики социального воспитания молодежи // Вестник Костромского государственного университета. 2012. Т. 18. № 1-1. С. 146-152.
4. Пашков С.В. Проблемы развития духовно-нравственной культуры молодежи в условиях социальной неопределенности: миссия православного воспитания юношества // Труды Белгородской духовной семинарии. 2016. № 4. С. 90-100.
5. Репринцев А.В. Антропологическое измерение социальных реформ: от кризиса идентичности - к деструкции культуры этноса // Психолого-педагогический поиск. 2013. №1 (25). С. 26-39.
6. Репринцев А.В. Культурно-образовательная среда в становлении личности русского человека // Педагогика. 2015. № 1. С. 88-96.
7. Репринцев А.В. Общинно-коллективистский этос традиционного русского мира как альтернатива неолиберальной идеологии социального воспитания // Психология и педагогика социального воспитания / Ред. А.Г. Кирпичник, А.Г. Самохвалова. Кострома: КГУ, 2020. С. 33-40.
8. Репринцев А.В., Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т.33. №7 (256). С. 142-149.
9. Синицин Ю.Н. Теория и технология формирования жизнедеятельностных функций школьника в системе педагогического обеспечения здоровья : автореф. дис. ... д.п.н. - Краснодар, 2012. -С. 3.
¡^ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬб И БОЛЕЗНИ:
_CÜ-5 клинико-психологичесгий подход
КУРСКЯЙ
KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY
X ЮБИЛЕИНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОЖ
1ИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
10. Сухоруков И.С. Информационная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростка: психологические механизмы преодоления дезориентирующих влияний информационной среды // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Мат-лы Всерос. науч. конф. - Елец: ЕГУ, 2020. - С. 292-299.
11. Сухоруков И.С. Проблемы формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества в зеркале педагогической социологии: опыт эмпирического исследования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 4. С. 258-263.
12. Сухоруков И.С. Развитие этнокультурной идентичности подростков и юношества как условие возрождения духовно-нравственных основ российского общества // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века (к 95-летию
Л.И. Уманского). Кострома: КГУ, 2016. С. 230-240.
13. Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи в условиях возрождения Русского мира // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2016. № 2 (29). С. 92-101.
14. Холина О.А. Психолого-педагогические особенности становления будущего педагога как субъекта здорового образа жизни : автореф. дис. ... на соиск. уч. степ. канд. педагог. Наук [Текст] / О.А. Холина. - Ростов-на-Дону, 2007.
15. Холтон, Дж. Новейший философский словарь. 3-е изд., исправл. [Текст] / Дж. Холтон. - М. : Книжный дом, 2003.
16. Щербакова И.Б. Культурно-образовательная среда провинции и здоровый образ жизни студента (теоретико-методологический аспект): монография [Текст] / Е.П. Белозерцев, И.Б. Щербакова. - Воронеж, 2016. - 248 с.
91
№4 (25) 2020 www.j-chr.com
ПСИХОЛОГИЯ^«
клинико-пс^Иг
И БОЛЕЗНИ: ¿fi
1ги1еский подход
1Й<м
KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY
X ЮБИЛЕЙНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-П1^КТИЧ«КАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
КУРСКЗ°
HEALTHY LIFESTYLE OF MODERN STUDENTS AS THE BASIS FOR A PERSON'S SUCCESS IN FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITIES
©Irina B. Shcherbakova
FSBEI HE "Voronezh State Pedagogical University", Voronezh, Russia E-mail: anomalia76@mail.ru
Abstract
The author turns to the analysis of the influence of educational subjects on the formation of a value attitude to the health of children and youth. The author connects the healthy lifestyle of the individual with the measure of the formation of valeological knowledge, stable habits, and the interiorization of the prevailing norms in the culture of the ethnic group. The problem of the health of a student and teacher, student and teacher, post-graduate student and professor is extremely important and archeological, and should be considered in the holistic context of the life of the educational system. The author considers the care of the state and education for the health of children and young people as the most important factor 92 in the preservation of the people, in solving the problems of the demographic
policy of the state.
Keywords: social pedagogy, social education, personality, education, health psychology, ethnocultural and personal identity, environment.
REFERENCE
№4 (25) 2020 www.j-chr.com
1. Belozertsev E.P. Education: historical and cultural phenomenon: a course of lectures [Text] E.P. Belozertsev. - SPb., 2004 - 704 p.
2. Bulatnikov I.E. "Crisis of culture" and its reflection in the state of public morality: the dialectic of the eternal and the temporary in the social and moral education of youth // Eurasian Forum. 2012. No. 4. S. 78-92.
3. Bulatnikov I.E. Destruction of the moral consciousness of modern Russian society as a problem of the theory and practice of social education of youth // Bulletin of the Kostroma State University. 2012. T. 18.No. 1-1. S. 146-152.
4. Pashkov S.V. Problems of the development of the spiritual and moral culture of youth in conditions of social uncertainty: the mission of the Orthodox education of youth // Proceedings of the Belgorod Theological Seminary. 2016. No. 4. S. 90-100.
5. Reprintsev A.V. Anthropological dimension of social reforms: from the crisis of identity - to the destruction of the culture of the ethnos // Psychological and pedagogical search. 2013. No. 1 (25). S. 26-39.
^»ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬб И БОЛЕЗНИ:
_CÜ-J клинико-психологичесгий подход
КУРСКЯЙ
KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY
X ЮБИЛЕИНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОЖ
1ИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
6. Reprintsev A.V. Cultural and educational environment in the formation of the personality of a Russian person // Pedagogy. 2015. No. 1. S. 88-96.
7. Reprintsev A.V. Community-collectivist ethos of the traditional Russian world as an alternative to the neoliberal ideology of social education // Psychology and pedagogy of social education / Ed. A.G. Kirpichnik, A.G. Samo-khvalov. Kostroma: KSU, 2020.S. 33-40.
8. Reprintsev A.V., Sukhorukov I.S. Formation of ethnocultural identity of adolescents and youth as a problem of modern psychology and social pedagogy // Scientific Bulletin of Belgorod State University. Series: Humanities. 2017.Vol.33. No. 7 (256). S. 142-149.
9. Sinitsin Yu.N. Theory and technology of the formation of the vital functions of a schoolchild in the system of pedagogical health support: author. dis. ... D.p.n. - Krasnodar, 2012 .-- P. 3.
10. Sukhorukov I.S. Information environment in the system of factors in the formation of a teenager's ethnocultural identity: psychological mechanisms for overcoming the disorienting influences of the information environment // Personal development in the context of digitalization of education: from primary to higher education. Materials of Vseros. scientific. conf. - Yelets: YSU, 2020 .-- S. 292-299.
11. Sukhorukov I.S. Problems of the formation of ethnocultural identity of adolescents
and youth in the mirror of pedagogical sociology: the experience of empirical research // Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2016.Vol. 22.No. 4.P. 258-263.
12. Sukhorukov I.S. Development of the eth-nocultural identity of adolescents and youth as a condition for the revival of the spiritual and moral foundations of Russian society // New paradigm of organizational management in the face of challenges of the XXI century (to the 95th anniversary of L.I. Umansky). Kostroma: KSU, 2016.S. 230-240.
13. Sukhorukov I.S. Formation of ethnocul-tural identity of children and youth in the context of the revival of the Russian world // Bereginya. 777. Owl: Society. Politics. Economy. 2016. No. 2 (29). S. 92-101.
14. Kholina O.A. Psychological and pedagogical features of the formation of a future teacher as a subject of a healthy lifestyle: author. dis. ... for a job. uch. step. Cand. teacher. Science [Text] / O.A. Choline. - Rostov-on-Don, 2007.
15. Holton, J. The latest philosophical dictionary. 3rd ed., Revised. [Text] / J. Holton. -M.: Book House, 2003.
16. Shcherbakova I.B. Cultural and educational environment of the province and a healthy lifestyle of a student (theoretical and methodological aspect): monograph [Text] / E.P. Belozertsev, I.B. Shcherbakov. - Voronezh, 2016 .-- 248 p.
93
№4 (25) 2020 www.j-chr.com
ПСИХОЛОГИЯ®
клинико-пс^Иг
И БОЛЕЗНИ: /;
1ги1еский подход
1ЙСМ
KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY
X ЮБИЛЕЙНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРЖТИЧШКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
КУРСКЗ°