DOI 10.24411/2658-428Х-2019-10514 УДК 378
С. Л. Таланов https://orcid.org/0000-0001-9382-8285
Влияние социальных сетей на успеваемость студентов
В статье анализируется влияние социальных сетей на успеваемость студентов. Автором проведено социологическое исследование в ведущих вузах города Ярославля. Определено, что студенты активно используют возможности Интернета при выполнении домашних заданий, написании рефератов, контрольных работ, эссе и т. п. У половины студентов низкие навыки работы с информацией в цифровом пространстве. Установлено, что у большинства студентов не сформированы навыки критического мышления, студенты не способны определить достоверность информации. Более успешны в учебе те студенты, которые при подготовке семинарским (практическим) занятиям изучают научные статьи, книги, информацию с образовательных порталов, чем та часть студентов, которая готовиться к занятиям с помощью сайта Википедия и информации из социальных сетей. Только около 25 % студентов используют социальные сети, как инструмент повысить свой уровень образованности. Выяснилось, что в Ярославской области после мессенджеров, социальная сеть «Вконтакте» самая популярная у значительной части студентов, причем сеть «Вконтакте» активно используют как для досуга, так и для учебы, а сеть Facebook и Instagram в основном для досуга (отдыха). Большинство юношей отдают предпочтение социальной сети «Вконтакте», а девушки «1п81а^аш» и «Вконтакте». Выявлен гендерный дисбаланс. Девушки предпочитают в большей своей массе читать книги на бумажном носителе, а юноши - тексты со смартфона. Роль социальных сетей на успеваемость студентов носит как положительное, так и отрицательное влияние. Для студентов, которые имеют развитые навыки, знания и умения в сфере поиска и обработки информации и осознано выбрали направление обучения и вуз, социальные сети способствуют повышению успеваемости. Для студентов, поступивших по мотиву «все равно в какой вуз и направление обучения», социальные сети являются способом ухода от реальности (избегание неприятного, скучного в жизни). Предлагаются мероприятия, направленные на развитие способностей студентов работать с информацией в цифровом пространстве.
Ключевые слова: социальные сети, эскапизм, образовательные потребности студентов, формирования ценностных ориентаций и познавательных потребностей студентов.
© Таланов С. Л., 2019
Влияние социальных сетей на успеваемость студентов
87
S. L. Talanov
The impact of social media on student achievement
The article analyzes the impact of social networks on students ' academic performance. The authors conducted a sociological study in the leading universities of Yaroslavl. It is determined that students actively use the Internet when doing homework, writing essays, tests, essays, etc. Half of the students have low skills of working with information in the digital space. It is established that the majority of students have not formed critical thinking skills, students are not able to determine the reliability of information. More successful in their studies are those students who in the preparation of seminars (practical) classes study scientific articles, books, information from educational portals than the part of students who prepare for classes with the help of "Wikipedia" and information from social networks. Only about 25 % of students use social networks as a tool to increase their level of education. «Vkontakte» was found to be the most popular social network in the Yaroslavl region after messengers for a large part of students, and «Vkontakte» network is actively used both for leisure and for study, and "Facebook" and "Instagram" network is mainly for leisure (rest). Most boys prefer the social network «Vkontakte», and the girls «Instagram» and «Vkontakte». Gender imbalance is revealed. Girls prefer to mostly read books on paper, and boys-texts from a smartphone. The role of social media on student performance is both positive and negative. For students who have developed skills, knowledge and abilities in the field of search and processing of information and consciously chose the direction of study and University, social networks contribute to improving academic performance. Students enrolled on the motive of «no matter what University and direction of study», social networks are a way of escape from reality (avoiding unpleasant, boring in life). Activities aimed at developing students ' abilities to work with information in the digital space are proposed.
Key words: social networks, escapism, educational needs of students, formation of value orientations and cognitive needs of students.
Актуальность исследования
В условиях динамичных изменений скорость технологических новаций возрастает, сегодня количество обучающихся увеличивается во всем мире, многие преподаватели читают лекции по нескольким дисциплинам, но научные исследования по преподаваемым курсам никогда не проводили, в результате падает качество образования [4]. Информация, в зависимости от отрасли науки, ежегодно обновляется
на 10-15 %. Книги, учебники, учебно-методические пособия не успевают переиздавать. Несмотря на то, что у молодежи много всевозможных портативных гаджетов, большинство из них не умеют эффективно получать и анализировать информацию. В современных условиях важно умение быстро и эффективно искать, читать, проверять нужную информацию, выделять главное в тексте. Решить данную проблему могут различные образо-
88
С. Л. Таланов
вательные платформы в Интернете. Педагоги изыскивают новые более совершенные методы и формы обучения, в частности ректор НИУ «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов высказывается за внедрения системы онлайн-курсов. Данную инициативу большинство педагогов не одобряет, полагая, что качество образования еще больше упадет.
Учитывая вышеизложенное нами было проведено исследование, направленное на изучение влияния социальных сетей на качество получаемого образования.
Эмпирическая база исследования
В 2019 году был осуществлен опрос студентов из вузов Ярославской области:
- Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (ЯГПУ), генеральная совокупность N = 7039 (65 % девушек, 35 % юношей);
- Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова (ЯрГУ), генеральная совокупность N = 6276 (58 % девушек, 42 % юношей).
Выборка квотная. Выборочная совокупность п = 840. Переменные квотирования: пол, возраст, вуз.
Проведены интервью студентов (п = 20).
Осуществлено интервью преподавателей (п = 10).
Осуществлен повторный анализ данных результатов социологических исследований, проведенных
ВЦИОМ, сотрудниками ФНИСЦ РАН (г. Москва).
Теоретической основой исследования выступила концепция макдо-налдизации общества (Дж. Ритцер), а также научные труды Л. Г. Батраковой, Т. Г. Доссэ, О. В. Епархиной, О. А. Коряковцевой и др. [1-3, 5, 12].
Постановка проблемы
Данная тема является очень актуальной, поэтому ученые из разных стран систематически и целенаправленно изучают влияние социальных сетей на успеваемость студентов.
Ученый из Университета Юго-Восточной Европы (Македония) Юсуф Зекири в ходе исследования установил, что социальные сети негативно влияют на успеваемость студентов [9].
Форкош-Барух и Гершковиц установили, что БасеЬоок может способствовать неформальному обучению учеников [6].
Коллектив авторов Н. Херт, Г. Мосс, К. Брэдли, Л. Ларсон, М. Ловелас, Л. Прево, Н. Райли, Д. Домизи установили, что БасеЬоок как инструмент в рамках обучения повышает успеваемость студентов и эффективность процесса обучения. [7]
Коллектив ученых Н. Джайн, А. Верма, Р. Верма и П. Тивари выявили, что БасеЬоок способствует не только конструктивному общению студентов, но и тому, что студенты и учителя могут приобретать знания из внешней среды [8].
Влияние социальных сетей на успеваемость студентов
89
Ученые из Катарского университета (Доха) в 2018 году анализировали влияние использования сайтов социальных сетей на успеваемость. Результаты исследования показывают, что не существует линейной связи между использованием социальных сетей и успеваемостью [10].
Малазийские ученые изучали влияние сайтов социальных сетей на социальное благополучие и успеваемость студентов. Результаты показали положительную связь между социальным благополучием студентов и их успеваемостью [11].
Социальных сетей в мире очень много, но в основном ученые изучают влияние Facebook на успеваемость студентов, так как данная социальная сеть очень популярна в их странах. Есть потребность изучить какие социальные сети популярны в РФ и как они влияют на успеваемость обучающихся.
Основная гипотеза
Роль социальных сетей на успеваемость студентов носит как положительное, так и отрицательное влияние. Для студентов, которые имеют развитые навыки, знания и умения в сфере поиска и обработки информации, а главное, осознанно выбрали направление обучения и образовательное учреждение, социальные сети способствуют повышению успеваемости. Студенты, поступившие по мотиву «Все равно в какой вуз и направление обучения», социальные сети являются способом ухода от реальности.
Рабочие гипотезы:
1. Основными пользователями социальных сетей являются девушки, как по количеству зарегистрированных сетей (девушки в среднем одновременно зарегистрированы более, чем в 6 социальных сетях, не считая мессенджеры Skype, Te^гат, WhatsApp, УЛег и т. п.) так и по времени нахождения в социальных сетях.
2. Девушки во время учебных занятий чаще, чем юноши прибегают к помощи друзей, используя социальные сети.
3. Девушки чаще, чем юноши отвлекаются на занятиях путем ухода в социальные сети. При этом девушки в социальных сетях преимущество общаются с друзьями, а юноши анализируют новости.
4. Время, потраченное на самостоятельное обучение и подготовку к занятиям, способствует улучшению успеваемости, при этом та часть студентов, которая традиционно готовится к занятиям с помощью книг, более успешна в учебе, чем та часть студентов, которая занимается самоподготовкой в социальных сетях.
5. Чем выше социально-экономический статус семьи студента, тем больше времени разрешают (разрешали) родители на использование социальных сетей.
6. Студенты с низкими показателями обучения при активном общении в социальных сетях с отличниками постепенно повышают свою успеваемость.
90
С. Л. Таланов
7. Активными пользователями социальных сетей являются как отличники, так и не успевающие студенты. Количество времени, потраченное студентом на социальные сети, не влияет на успеваемость, значение имеет не время, а содержание процесса.
Результаты исследования
На начальном этапе изучались социальные сети, в которых были зарегистрированы наши респонденты, результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1.
Распределение ответов на вопрос: «Укажите социальные сети, в которых вы зарегистрированы?»* (в %, от числа опрошенных)
Ответы Студенты, n = 840
ЯГПУ ЯрГУ
юноши дев. юноши дев.
Мессенджеры (Skype, Telegram, WhatsApp, Viber, Imo) 100 100 100 100
Вконтакте 70 100 68 100
Twitter 60 42 62 39
Facebook 57 68 55 70
Instagram 53 100 56 100
Сайты знакомств (eDarling, JuliaDates, Kismia, Linkyou, Teamo и т. п.) 21 87 18 90
YouTube 13 47 14 44
LiveJournal 12 7 10 6
Мой мир^Мя^.^. 8 31 6 28
Другие социальные сети 5 6 5 6
*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли дать несколько вариантов ответов
Как видно из ответов, наиболее популярной социальной сетью у студентов, если не брать в расчет мессенджеры, является для юношей социальная сеть «Вконтакте», а для девушек «Instagram» и «Вконтакте».
Студенты имели возможность пояснить свои ответы. Значительная часть девушек объяснила, что одновременно зарегистрированы более, чем в 6 социальных сетях, не считая мессенджеры Skype, Telegram, WhatsApp, Viber и т. п. У
юношей иная ситуация, так только половина опрошенных отметили, что зарегистрированы в трех и более сетях. Около одной трети юношей не понимают, зачем вообще регистрироваться в сети
«Instagram» и постоянно выставлять свои «фотоотчеты».
На следующем этапе мы изучали, какими социальными сетями и как часто пользуются студенты в своей повседневной жизни (табл. 2).
Влияние социальных сетей на успеваемость студентов
91
*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли дать несколько вариантов ответов.
Таблица 2.
Распределение ответов на вопрос: «Какими социальными сетями вы часто пользуетесь»? (в %, от числа опрошенных)
Ответы Студенты, n = 840
ЯГПУ ЯрГУ
юноши дев. юноши дев.
Мессенджеры (Skype, Telegram, WhatsApp, Viber, Imo) 100 100 100 100
ВКонтакте 70 100 68 100
Instagram 57 68 55 70
Facebook 50 82 51 84
Twitter 40 22 39 21
Сайты знакомств 21 78 18 80
YouTube 13 47 14 44
LiveJournal 9 5 8 5
Мой мир@Mail.Ru. 8 23 6 25
Другие социальные сети 5 6 5 6
При сравнении ответов респондентов, представленных в таблице 1 и 2, видно, что определенная часть студентов зарегистрирована в социальных сетях (чтобы быть на связи и т. п.), но не пользуется ими постоянно.
Кроме того, установлено, что социальная сеть Facebook не является самой популярной среди обу-
чающихся. Юноши и девушки по-разному используют Twitter. Юноши создают твиты и читают свою френд-ленту, а девушки ищут интересную информацию и «следят» за знаменито стями.
Далее мы изучали, сколько времени в день, обычно, студенты проводят в социальных сетях (табл. 3).
Таблица 3.
Ответы Студенты, n = 840
ЯГПУ ЯрГУ
юноши дев. юноши дев.
Менее часа - - - -
Более часа 11 - 12 -
Более 2 часов 9 5 11 5
Более 3 часов 32 65 34 63
Более 4 часов 14 12 16 13
Более 5 часов 26 12 17 14
Затрудняюсь ответить 8 6 10 5
Распределение ответов на вопрос: «Сколько времени в день, обычно, вы проводите в социальных сетях?» (в %, от числа опрошенных)
92
С. Л. Таланов
Как видно из ответов респондентов, около 33 % юношей и более половины девушек в среднем проводят в социальных сетях более 3 часов в день. Опрошенные имели возможность пояснить свои ответы. Так, большинство опрошенных юношей и девушек указали, что больше всего времени проводят во внеучебное время. Свои аккаунты в
социальных сетях проверяют 74 % студентов сразу после пробуждения, 19 % во время завтрака, 44 % в период нахождения в вузе, 45 % в течение дня хотя бы раз, 84 % перед сном.
Далее мы изучали, с какой целью используют наши респонденты социальные сети (табл. 4).
Таблица 4.
Распределение ответов на вопрос: «Для чего вы пользуетесь, чаще всего, социальными сетями?»* (в %, от числа опрошенных)
Студенты, п = 840
Ответы ЯГПУ ЯрГУ
юноши дев. юноши дев.
Отслеживание новостей 92 20 89 18
Общение с друзьями 44 90 41 91
Знакомство 40 41 42 38
Посещение тематических групп 34 53 36 50
Онлайн-покупки 33 81 36 83
Просмотр фильмов, видео 30 68 31 71
Слушаю музыку 27 90 28 92
Повышаю свой общий образовательный 25 26 25 25
уровень
Подготовиться к занятиям, зачетам и экза- 20 13 24 15
менам
От нечего делать. Скучно, посмотреть новости, поболтать с кем-нибудь, чтобы убить 13 31 16 29
время.
Расширяю круг общения, которого мне не 12 35 10 31
хватает
Списываю на занятиях 10 34 9 32
Другое 5 6 5 5
*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответов
Как видим, для юношей социальные сети - это в основном инструмент для коммуникации и получения информации. Для девушек социальные сети - это развлечение, совершение онлайн покупок, общение и получение информации.
Опрошенные могли пояснить свои ответы. Так, 34 % девушек из ЯГПУ и 32 % девушек из ЯрГУ отметили, что, если лекции проходят скучно и не интересно, то они выходят в социальные сети и общаются с друзьями или читают новости в
Влияние социальных сетей на успеваемость студентов
93
мире моды и т. п. 53 % юношей и 79 % девушек отметили, что социальные сети им позволяют презентовать себя. Девушки выставляют чаще всего фотографии отфотошо-пленные, кроме того пытаются продемонстрировать, как и юноши, красивую и успешную жизнь, то есть выставляют в социальных сетях фотографии, где они на фоне красивых машин, пейзажей, дорогих
ресторанов и витрин магазинов и т. п. 75 % девушек пояснили, что ежедневно (хотя бы один раз) они просматривают кто и сколько раз (лайкнул и т. п.) оценил их фотографии в социальных сетях, таким образом, они поднимают самооценку.
Далее мы предложили нашим респондентам оценить свои навыки поиска информации в Интернете (табл. 5).
Таблица 5.
Распределение ответов на вопрос: «Оцените свои навыки поиска информации в интернете» (в %, от числа опрошенных)
Ответы Студенты, п = 840
ЯГПУ ЯрГУ
юноши дев. юноши дев.
Очень высокое 66 51 63 50
Высокое 20 20 29 19
Среднее 14 17 8 15
Ниже среднего - 12 - 16
Низкое - - - -
Как видно, больше половины студентов, не зависимо от гендер-ных различий, оценивают свои навыки поиска информации в Интернете как очень высокие. Примечательно, что никто из опрошенных не считает, что у него «низкие» навыки поиска информации. Опрошенные могли пояснить свои ответы. Так, несмотря на очень оптимистичные ответы, большинство юношей и девушек указали, что с информационными запросами (поиск фактической информации), как правило, трудностей не возникает, но трудности возникают с навигационными запросами (поиск вебсайта).
Далее мы изучали, каким образом студенты готовятся к занятиям? (табл. 6).
Абсолютно все опрошенные пояснили, что в социальных сетях у каждой студенческой группы есть специально созданные группы, которые выполняют организационно-информационную и учебно-воспитательную функцию. Большинство юношей и девушек при подготовке к занятиям активно используют информацию и ресурсы этих групп в социальных сетях, как правило, в сети «Вконтакте». Не может не радовать и то обстоятельство, что незначительный процент студентов рассчитывает при подго-
94
С. Л. Таланов
товке к занятиям только на лекци- руют в ноутбук, а не традиционно в онные записи в своих тетрадях. тетрадь. Причем, чем старше по Студенты могли пояснить свои от- возрасту студенты, тем больше ис-веты. 66 % юношей и 51 % девушек пользуют ноутбук, а не тетрадь. отметили, что лекции конспекти-
Таблица 6.
Распределение ответов на вопрос: «Каким образом Вы готовитесь к занятиям?»* (в %, от числа опрошенных)
Ответы Студенты, п = 840
ЯГПУ ЯрГУ
юноши дев. юноши дев.
В социальных сетях созданы группы, в которых имеется вся необходимая информация для подготовки к занятиям 58 82 61 85
Для написания рефератов, эссе, подготовки доклада беру информацию с различных образовательных порталов 57 80 60 83
Обращаюсь к рекомендуемой (основной и дополнительной) учебной литературе по данной теме. Иду в библиотеку вуза или в городскую библиотеку и т. п. 17 57 18 58
По лекционным записям в тетрадях 16 14 17 15
Все выше перечисленное 31 47 33 49
Другое 6 5 6 5
*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответов
Далее мы анализировали, к каким образовательным порталам об-
ращаются студенты при подготовке к занятиям? (табл. 7).
Таблица 7.
Распределение ответов на вопрос: «К каким образовательным порталам обращаетесь при подготовке к занятиям?»* (в %, от числа опрошенных)
Ответы Студенты, п = 840
ЯГПУ ЯрГУ
юноши дев. юноши дев.
Википедия 100 100 100 100
КиберЛенинка 63 68 59 65
Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» 12 8 13 7
Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» 44 37 45 38
Социально-гуманитарное и политологическое образование 53 50 51 48
Влияние социальных сетей на успеваемость студентов 95
Ответы Студенты, п = 840
ЯГПУ ЯрГУ
юноши дев. юноши дев.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании 21 19 23 17
Союз образовательных сайтов 24 22 21 23
Научно-образовательный портал ^ - Высшая школа экономики 17 15 18 16
elibrary.ru - научная электронная библиотека 51 50 53 54
Научно-образовательный портал вуза 70 67 70 68
Российский портал открытого образования 16 14 18 15
Другое 6 5 7 6
*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответов.
Все опрошенные отметили, что в первую очередь обращаются к Ви-кипедии. При этом пояснили, что данный сайт очень быстро позволяет погрузиться в тему. Только 44 % юношей и 35 % девушек указали, что информацию с сайта Википе-дия используют как дополнительный источник информации, причем
очень поверхностной информации. Больше половины опрошенных обращаются за помощью к научно-образовательным порталам вуза.
Далее мы изучали, как родители студентов относятся к тому, что они проводят время в социальных сетях? (табл. 8).
Таблица 8.
Распределение ответов на вопрос: «Как относятся ваши родители к тому, что много времени проводите в социальных сетях?» (в %, от числа опрошенных)
Ответы Студенты, п = 840
ЯГПУ ЯрГУ
юноши дев. юноши дев.
Негативно 68 60 65 62
Положительно 24 33 28 30
Нейтрально 8 7 7 8
Из ответов видно, что больше половины студентов отметили, что их родители негативно относятся к тому, что они много проводят времени в социальных сетях.
Учитывая, что формирование личности и ее социальные практики во многом зависят от типа воспита-
ния в семье, от уровня образования и статуса родителей и т. п., мы изучали, какой уровень образования у наших респондентов и кем работают их родители (табл. 9-12).
Как видно из ответов табл. 10, уровень образования у матери, в среднем чуть выше, чем у отца.
96
С. Л. Таланов
Таблица 9.
Распределение ответов на вопрос: «Уровень образования Вашего отца?» (в %, от числа опрошенных)
Ответы Студенты, п = 840
ЯГПУ ЯрГУ
юноши дев. юноши дев.
Высшее 16 16 18 17
Среднее профессиональное 23 21 20 23
Среднее общее образование 38 40 37 35
Основное общее образование 10 12 11 13
Начальное общее образование 13 11 14 12
Таблица 10.
Распределение ответов на вопрос: «Уровень образования Вашей матери?» (в %, от числа опрошенных)
Ответы Студенты, п = 840
ЯГПУ ЯрГУ
юноши дев. юноши дев.
Высшее 21 22 24 22
Среднее профессиональное 19 18 18 20
Среднее общее образование 36 38 35 33
Основное общее образование 14 13 11 14
Начальное общее образование 10 9 12 11
Таблица 11.
Распределение ответов на вопрос: «Кем работает Ваш отец?» (в %, от числа опрошенных)
Ответы Студенты, п = 840
ЯГПУ ЯрГУ
юноши дев. юноши дев.
Работает по найму 64 60 66 58
Владелец фирмы, работодатель 10 15 11 13
Самозанятый (индивидуальная деятельность) 12 11 11 14
Не работает 8 9 7 10
Другое (пенсионер и т. п.) 6 5 5 5
У большинства студентов отцы отцов студентов. Такую же пример-работают по найму. Собственный но ситуацию мы наблюдаем и у ма-бизнес только у небольшого числа терей студентов (табл. 12).
Влияние социальных сетей на успеваемость студентов
97
Таблица 12.
Распределение ответов на вопрос: «Кем работает Ваша мама?» (в %, от числа опрошенных)
Ответы Студенты, п = 840
ЯГПУ ЯрГУ
юноши дев. юноши дев.
Работает по найму 61 64 63 57
Владелец фирмы, работодатель 14 11 14 14
Самозанятый (индивидуальная деятельность) 13 12 11 16
Не работает 7 8 7 8
Другое 5 5 5 5
Студенты в ходе опроса могли пояснить свои ответы. Установили, что чем выше социально-экономический статус семьи (высшее образование родителей, материальное благополучие и т. п.) студента, тем больше
времени разрешают (разрешали) родители тратить ему на социальные сети. То есть, нашла подтверждение гипотеза 5. Далее мы изучали, какие есть достоинства и недостатки, по мнению студентов (табл. 13).
Таблица 13.
Распределение ответов на вопрос: «Какие на ваш взгляд существуют достоинства и недостатки у социальных сетей?»* (в %, от числа опрошенных)
Ответы Студенты, п = 840
ЯГПУ ЯрГУ
юноши | дев. юноши | дев.
Положительные стороны социальных сетей
Общение в любое время и с кем угодно 100 100 100 100
Новые идеи (полезную информацию) 70 50 73 51
Инструмент для саморазвития (познавательные фильмы, читать интересные книги, изучать иностранные языки и т. п.) 66 45 68 44
Социальные сети могут помочь во время учебного процесса 65 58 63 57
Скрытность (неуязвимость) 57 62 59 63
Новые знакомства 54 81 52 80
Отсутствие границ 50 78 51 81
Приятное времяпровождение 39 49 37 46
Возможности (можно заработать деньги) 38 45 39 46
Другое 5 6 5 6
Отрицательные стороны социальных сетей
Вседозволенность 36 40 37 42
Вирусы 28 26 30 25
Зависимость от социальных сетей 27 35 29 38
98 С. Л. Таланов
Ответы Студенты, п = 840
ЯГПУ ЯрГУ
юноши дев. юноши дев.
При определенных условиях может отрицательно сказываться на нашем здоровье 26 24 28 25
Мошенники и преступники 24 31 26 34
Человек теряет навык реального общения 15 21 17 23
Понижение самооценки 14 42 12 40
Риск (на аватаре не тот человек) 12 23 14 22
Возможность развития фобий 8 10 7 12
Другое 6 5 5 5
*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли дать несколько вариантов ответов
Как видно, значительная часть студентов имеет четкие представления об опасностях, которые несут в себе социальные сети.
65 % юношей и 58 % девушек из ЯГПУ и 63 % юношей и 57 % девушек из ЯрГУ отметили, что соци-
альные сети могут помочь во время учебного процесса.
Далее мы изучали, какие качества, знания, умения и навыки необходимы студентам для успешной самореализации (табл. 14).
Таблица 14.
Ответы респондентов на вопрос: «Какие качества, знания, умения и навыки необходимы современному человеку для успешной жизнедеятельности в социуме?»* (в %, от числа ответивших)
Ответы Студенты, п = 840
ЯГПУ ЯрГУ
юноши дев. юноши дев.
Способность работать с современными средствами массовой информации 82 79 89 80
Умение обращаться с деньгами, понимать структуру своих доходов и расходов, планировать свое финансовое будущее 64 81 42 80
Предприимчивость (действовать в быстро меняющихся неопределенных условиях) 63 58 59 60
Способность мыслить нестандартно и гибко 47 50 62 52
Умение создавать и сохранять семью 42 88 44 87
Знание английского языка 41 45 42 41
Сотрудничество в виртуальном пространстве 39 30 40 33
Находить и обрабатывать информацию 33 40 31 43
Межкультурные компетентности 30 42 31 41
Умение учиться 27 29 28 28
Другое 5 6 5 5
*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответов
Влияние социальных сетей на успеваемость студентов 99
Значительная часть респондентов отметила, что им не хватает навыков и умений по работе с современными средствами массовой информации. Это особенно интересно, что больше половины студентов не зависимо от гендерных различий оценивают свои навыки поиска информации в Интернете как очень высокие (табл. 5).
Далее мы изучали мотивы выбора учебного заведения (табл. 15), так как успех в учебе зависит не только от типа воспитания в семье и материального положения семьи. Хорошая успеваемость, в частности, зависит и от того как организован учебный процесс в вузе и от мотивации обучающегося.
Таблица 15.
Ответы респондентов на вопрос: «Мотивы выбора учебного заведения?»* (в %, от числа ответивших)
Ответы Студенты, п = 840
ЯГПУ ЯрГУ
юноши дев. юноши дев.
Получить хорошее образование 65 56 61 53
Это престижное учебное заведение 51 65 87 90
В это учебное заведение поступали/поступают друзья 51 56 52 59
Доступная для семьи стоимость обучения 28 26 25 27
Этого хотят родители 24 20 21 22
Все равно какой вуз лишь бы не служить в армии, лишь бы получить заветные «корочки» 17 13 15 14
Это единственное заведение, в которое могу поступить 16 12 14 13
Удобное расположение учебного заведения 13 12 11 14
Есть нужные связи для поступления - - - -
Другое 5 6 5 5
*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли дать несколько вариантов ответов
Больше половины опрошенных поступили в свои учебные заведения, чтобы получить хорошее (качественное) образование. К сожалению, мы видим, что ряд студен-
тов поступили, не осознано, лишь бы не служить в армии и т. п.
Далее мы изучали успеваемость студентов (табл. 16).
100
С. Л. Таланов
Таблица 16.
Ответы респондентов на вопрос: «Какая Ваша успеваемость»? (в %, от числа опрошенных)
Ответы Студенты, п = 840
ЯГПУ ЯрГУ
юноши дев. юноши дев.
На отлично 12 14 11 15
На хорошо и отлично 19 22 18 23
На хорошо 35 37 34 35
На хорошо и удовлетворительно 21 13 19 13
В основном удовлетворительно 8 8 13 9
Часто получаю неудовлетворительные оценки на экзамене или не с первого раза сдаю зачет 5 6 5 5
Отрадно, что 66 % юношей и 73 % девушек из ЯГПУ, 63 % юношей и 73 % девушек из ЯрГУ учатся без удовлетворительных оценок. Сравнивая мотивы выбора вуза (направления обучения) с успеваемостью студентов установили, что чем более осознано выбран вуз для
поступления, тем выше успеваемость во время обучения в вузе.
Далее анализировали, как студенты относятся к идее запрета на пользование социальными сетями во время учебных занятий (табл. 17).
Таблица 17.
Распределение ответов на вопрос: «Как Вы относитесь к идее запрета на пользование социальными сетями во время учебных занятий?» (в %, от числа опрошенных)
Ответы Студенты, п = 840
ЯГПУ ЯрГУ
юноши дев. юноши дев.
Абсолютно решена смысла 56 54 51 49
Актуально только на время экзаменов, зачетов, проверочных работ и т. п. 26 28 30 35
Вполне рациональная мера 12 13 14 11
Затрудняюсь ответить 6 5 5 5
Как видно, больше половины опрошенных против запрета на пользование социальными сетями во время учебных занятий.
В рамках исследования проводили интервью со студентами и преподавателями.
Далее мы приводим данные из интервью ряда студентов.
Ульяна, 20 лет.
«Меня очень раздражает, когда мои одногруппники, раньше одноклассники пишут мне в социальных сетях с грамматическими ошибка-
Влияние социальных сетей на успеваемость студентов
101
ми. Особенно плохо знают русский язык юноши. Я их всегда стараюсь поправить. Я лично в социальной сети вконтакте подписана на образовательные группы, чтобы постоянно совершенствовать свои знания, в том числе и по русскому языку. Несмотря на то, что я стараюсь все время совершенствовать свои навыки, у меня до сих пор возникают проблемы при составлении поисковых запросов «.
Анна, 22 года.
«Мне очень нравятся группы, в которых можно подчерпнуть мудрые цитаты. Я подписана в 20 таких группах. С помощью этих цитат я выражаю у себя на «стене» вконтакте свое настроение и совершенствую свои знания, так как я всегда запоминаю ФИО автора (ученого) понравившегося высказывания. Когда у меня есть много свободного времени я анализирую свою ленту, смотрю, что писала год назад, два года назад, но не удаляю свои записи, ностальгирую по прошлому».
Игорь, 22 года.
«Я когда готовлюсь к семинарам и практическим занятиям у меня всегда играет музыка, а также идет переписка в соцсетях, и иногда на видеосвязи висит кто-то из друзей».
Здесь мы видим, как Игорь стремится обработать большое количество информации и решить одновременно множество задач. В условиях динамичных изменений
мультизадачность - это нормальное явление.
Далее мы приводим некоторые высказывая из интервью с преподавателями.
Профессор, 65 лет.
«В Великобритании в некоторых школах введен запрет на пользование сотовыми телефонами. Так как этот запрет действует уже несколько лет, уже можно говорить о некоторых промежуточных результатах. Так, в частности, запреты способствовали повышению оценок 16-летних учащихся на 6,5 процента. Полагаю, что в российских школах, и в вузах необходимо также ввести запрет на пользование телефонами и планшетами. С другой стороны, иногда преподаватели не способны в силу своей квалификации сделать лекцию или семинар интересными. Чтобы переключить студента с социальных сетей, нужно предложить что-то интересное. Необходимо использовать интерактивные методы обучения».
Доцент, 45 лет.
«Необходимо запретить пользоваться телефонами на занятиях, особенно на практических и семинарских занятиях. Например, в Японии и во Франции введен запрет на использование мобильных телефонов в начальной и средней школе. Полагаю, что запрет нужен не только для школьников, но и для студентов, чтобы не отвлекались
102
С. Л. Таланов
во время занятий и не пытались списывать».
Доцент, 40 лет.
«Сотовые телефоны необходимо запретить использовать во время занятий. Но можно и даже нужно разрешить пользоваться в рамках учебного процесса планшетами, айпадами».
Как видно, преподаватели, ссылаясь на зарубежный опыт, предлагают в основном меры, направленные на запрет и ограничение пользования сотовыми телефонами и гаджетами. Очевидно, что только запретами данную ситуацию не исправить.
Выводы и рекомендации
В рамках исследования было установлено, что для студентов, которые имеют развитые навыки, знания и умения в сфере поиска и обработки информации и осознано выбрали направление обучения и вуз, социальные сети способствуют повышению успеваемости. Студенты, поступившие по мотивам все равно какой вуз и направление обучения, социальные сети являются способом ухода от реальности.
Для повышения успеваемости студентов необходимо:
— разработать курс для студентов, в рамках которого обучать необходимым навыкам и умениям поиска информации в интернете, развивать навыки критического мышления;
— запретить пользоваться сотовыми телефонами во время проведения занятий;
— систематически и целенаправленно преподавателям вузов проходить повышение квалификации по программам подготовки преподавателей к онлайн-обучению;
— преподавателям разрабатывать онлайн курсы по читаемым курсам с использованием различных форм цифрового контента;
— создавать в социальных сетях группы, в которых не только вести общение студентов с преподавателями, но и постоянно обновлять для студентов и преподавателей научную и учебную в них информацию.
— постоянно проводить социологические исследования в рамках, которых анализировать потребности, интересы, ценности студентов, их предпочтения в касательно социальных сетей.
Библиографический список
1. Батракова, Л. Г. Экономические интересы и экономические отношения в сфере образования [Текст] / Л. Г. Батракова // Социально-политические исследования. - 2018. - № 1. - С. 64-75.
2. Епархина, О. В. Социальная напряженность в городской среде: методы и практика исследований [Текст] / О. В. Епархина // В сборнике: Педагогическое наследие К. Д. Ушинского материалы научно-практической конференции. Ответственный редактор Е. О. Иванова. - 2014. - С. 287-291.
Влияние социальных сетей на успеваемость студентов
103
3. Коряковцева, О. А. Развитие общественно-политической активности молодежи в условиях модернизации общества [Текст] / О. А. Коряковцева // Среднерусский вестник общественных наук. 2009. № 2 (11). С. 117-122.
4. Таланов, С. Л. Социализация молодежи и перспективы развития высшего образования [Текст] / С. Л. Таланов // Alma Mater. Вестник высшей школы. - 2010. -№ 6. - С. 34-36.
5. Berezin D. T. Economy education courses role in promotion of students ABC of finance (Rybinsk Branch of RANEPA) // European Journal of Natural History. - 2019. -№ 1.
6. Forkosh-Baruch, A., & Hershkovitz, A. A case study of Israeli higher-education institutes sharing scholarly information with the community via social networks // Internet and Higher Education, 2012. Vol.15, pp. 58-68.
7. Hurt, N., Moss, G., Bradley, C., Larson, L., Lovelace, M., Prevost, L., Riley, N., Domizi, D., & Camus, M. The 'Facebook' effect: college students' perceptions of online discussions in the age of social networking // International Journal for the Scholarship of Teaching and Learning. 2012. Vol. 6(2), pp. 1-24.
8. Jain, N., Verma, A., Verma, R., & Tiwari, P. Going Social: The impact of social networking in promoting education // IJCSI International Journal of Computer Science. 2012. Vol. 9 (1), pp. 483-485.
9. Jusuf Zekiri The impact of social networks on students' performance // Academic Journal of Business, Volume 2, Number 3, 2016, pp. 182-193 (12).
10. Karim Al-Yafi, Mazen El-Masri, Ray Tsai. The effects of using social network sites on academic performance: the case of Qatar // Journal of Enterprise Information Management. 2018. Vol. 31. №.3, pp. 446-462. https://doi.org/10.1108/JEIM-08-2017-0118
11. Nilashi, M., Ibrahim, O. The impact of social networking sites on students' social wellbeing and academic performance // Education and Information Technologies. 2019. Volume 24, Issue 3, pp 2081-2094.
12. Ritzer G. The Mcdonaldization of Society. Pine Forge Press, 2000. P. 1-2.
Bibliograficheskij spisok
1. 1. Batrakova, L. G. Jekonomicheskie interesy i jekonomicheskie otnoshenija v sfere obrazovanija [Tekst] / L. G. Batrakova // Social'no-politicheskie issledo-vanija. 2018. - № 1. - S. 64-75.
2. Eparhina, O. V Social'naja naprjazhennost' v gorodskoj srede: metody i praktika issledovanij [Tekst] / O. V Eparhina // V sbornike: Pedagogicheskoe nasledie K. D. Ushinskogo materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Otvet-stvennyj redaktor E. O. Ivanova. - 2014. - S. 287-291.
3. Korjakovceva, O. A. Razvitie obshhestvenno-politicheskoj aktivnosti molo-dezhi v uslovijah modernizacii obshhestva [Tekst] / O. A. Korjakovceva // Sredne-russkij vestnik obshhestvennyh nauk. 2009. № 2 (11). S. 117-122.
4. Talanov, S. L. Socializacija molodezhi i perspektivy razvitija vysshego obrazovanija [Tekst] / S. L. Talanov // Alma Mater. Vestnik vysshej shkoly. - 2010. - № 6. -S. 34-36.
104
С. Л. Таланов
5. Berezin D. T. Economy education courses role in promotion of students ABC of finance (Rybinsk Branch of RANEPA) // European Journal of Natural History. - 2019. -№ 1.
6. Forkosh-Baruch, A., & Hershkovitz, A. A case study of Israeli higher-education institutes sharing scholarly information with the community via social networks // Internet and Higher Education, 2012. Vol.15, pp. 58-68.
7. Hurt, N., Moss, G., Bradley, C., Larson, L., Lovelace, M., Prevost, L., Riley, N., Domizi, D., & Camus, M. The 'Facebook' effect: college students' perceptions of online discussions in the age of social networking // International Journal for the Scholarship of Teaching and Learning. 2012. Vol. 6(2), pp. 1-24.
8. Jain, N., Verma, A., Verma, R., & Tiwari, P. Going Social: The impact of social networking in promoting education // IJCSI International Journal of Computer Science. 2012. Vol. 9 (1), pp. 483 485.
9. Jusuf Zekiri The impact of social networks on students' performance // Academic Journal of Business, Volume 2, Number 3, 2016, pp. 182-193 (12).
10. Karim Al-Yafi, Mazen El-Masri, Ray Tsai. The effects of using social network sites on academic performance: the case of Qatar // Journal of Enterprise Information Management. 2018. Vol. 31. №.3, pp. 446 462. https://doi.org/10.1108/JEIM-08 2017 0118
11. Nilashi, M., Ibrahim, O. The impact of social networking sites on students' social wellbeing and academic performance // Education and Information Technologies. 2019. Volume 24, Issue 3, pp 2081-2094.
12. Ritzer G. The Mcdonaldization of Society. Pine Forge Press, 2000. P. 1-2.
Влияние социальных сетей на успеваемость студентов
105