Научная статья на тему 'Социальная адаптация иногородних студентов к вузовской среде'

Социальная адаптация иногородних студентов к вузовской среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3513
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОГОРОДНИЕ СТУДЕНТЫ / АДАПТАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ДОСУГОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ИНОГОРОДНИХ СТУДЕНТОВ / NONRESIDENT STUDENTS / ADAPTATION / TRAINING STUDENTS / LEISURE BEHAVIOR OF NONRESIDENT STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калугина Татьяна Алексеевна

В статье по результатам социологического исследования, проведенного методом анкетирования, раскрываются проблемы процесса первичной и вторичной адаптации иногородних студентов к новой образовательной и городской среде. Показано, что студенты, прибывшие из других городов, успешнее начинают ориентироваться в вузовском и городском пространстве, осваивать новые функциональные компетенции и требования учебного процесса, чем студенты, приехавшие из сельской местности и небольших поселений. Иногородние юноши чаще девушек сталкивались изначально с проблемой более длительной продолжительности занятий в университете по сравнению со школой, с трудностями в написании рефератов, контрольных и курсовых работ, необходимостью конспектирования лекций. Им немного труднее было ориентироваться в расписании, сложнее приспосабливаться к самостоятельной жизни, к городу. Вторичная адаптация базируется на первичной и длится на протяжении всего обучения иногородних студентов, которые постепенно овладевают готовностью к выполнению высоких требований преподавателей, навыками самостоятельности, самообслуживания, самоконтроля, самообучения, самоорганизации, умениями работать с большим объемом новой информации, а также адекватного взаимодействия в студенческом коллективе, поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других студентов и преподавателей. Несмотря на изначальные затруднения, большинство иногородних студентов имеют отличную и хорошую успеваемость, редко (и только по уважительной причине) пропускают занятия, что свидетельствует об их успешной адаптации к учебному процессу в вузе. Опрос подтвердил, что чем чаще студенты посещают занятия, тем лучше у них успеваемость. Почти каждый третий из иногородних студентов вынужден совмещать учебу с работой, однако только чуть больше 10% пропускают из-за этого занятия. Иными словами, вторичная занятость студентов способствует повышению их адаптивного потенциала. Иногородние студенты достаточно быстро адаптируются в новом коллективе, дружат с однокурсниками. Однако треть студентов не могут до конца привыкнуть к обстановке в городе. Примерно каждый пятый хорошо ориентируется только в своем районе проживания. Большинство опрошенных отметили, что они знают не весь город.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калугина Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Adaptation of Nonresident Students to the High School Environment

Article based on the results of sociological research method of questioning, reveals the problems of primary and secondary process adaptation of nonresident students to new education and City Wednesday. It is shown that students coming from other cities, better start to navigate the University and urban space, develop new functional competency and the requirements of the educational process, than students who come from rural areas and small settlements. Nonresident boys girls more often faced with the problem of originally more prolonged duration of classes at the University compared with school, difficulties in writing essays, coursework and the necessity of taking notes lectures. Them a bit more difficult to navigate in the calendar makes it harder to adapt to independent living, to the city. A secondary adaptation based on primary and lasts throughout the education of nonresident students, which gradually acquire a willingness to fulfil the high demands of teachers, skills autonomy, self-service self-control, self-study, selforganization, skills to work with a large amount of new information, as well as adequate cooperation in the student team behavior with role expectations of other students and teachers. Despite the initial difficulties, the majority of nonresident students have excellent and good performance, rare (and only with good reason) to skip classes, which testifies to their successful adaptation to the educational process at the University. The survey confirmed that the more students attend classes, so they have better academic performance. Almost every third of nonresident students forced to combine study with work, but only a little more than 10% flow due to this lesson. In other words, the secondary employment students will enhance their adaptive capacity. Nonresident students adapt quickly enough to the new team, make friends with classmates. However, a third of the students are not able to end to get used to the atmosphere in the city. Approximately every fifth well only in their area of residence. The majority of respondents indicated that they know not the whole city.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация иногородних студентов к вузовской среде»

УДК 37.062.3

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОГОРОДНИХ СТУДЕНТОВ К ВУЗОВСКОЙ СРЕДЕ

Т. А. Калугина

Калугина Татьяна Алексеевна, доктор социологических наук, профессор кафедры истории, теории и прикладной социологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского, [email protected]

В статье по результатам социологического исследования, проведенного методом анкетирования, раскрываются проблемы процесса первичной и вторичной адаптации иногородних студентов к новой образовательной и городской среде. Показано, что студенты, прибывшие из других городов, успешнее начинают ориентироваться в вузовском и городском пространстве, осваивать новые функциональные компетенции и требования учебного процесса, чем студенты, приехавшие из сельской местности и небольших поселений. Иногородние юноши чаще девушек сталкивались изначально с проблемой более длительной продолжительности занятий в университете по сравнению со школой, с трудностями в написании рефератов, контрольных и курсовых работ, необходимостью конспектирования лекций. Им немного труднее было ориентироваться в расписании, сложнее приспосабливаться к самостоятельной жизни, к городу. Вторичная адаптация базируется на первичной и длится на протяжении всего обучения иногородних студентов, которые постепенно овладевают готовностью к выполнению высоких требований преподавателей, навыками самостоятельности, самообслуживания, самоконтроля, самообучения, самоорганизации, умениями работать с большим объемом новой информации, а также адекватного взаимодействия в студенческом коллективе, поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других студентов и преподавателей. Несмотря на изначальные затруднения, большинство иногородних студентов имеют отличную и хорошую успеваемость, редко (и только по уважительной причине) пропускают занятия, что свидетельствует об их успешной адаптации к учебному процессу в вузе. Опрос подтвердил, что чем чаще студенты посещают занятия, тем лучше у них успеваемость. Почти каждый третий из иногородних студентов вынужден совмещать учебу с работой, однако только чуть больше 10% пропускают из-за этого занятия. Иными словами, вторичная занятость студентов способствует повышению их адаптивного потенциала. Иногородние студенты достаточно быстро адаптируются в новом коллективе, дружат с однокурсниками. Однако треть студентов не могут до конца привыкнуть к обстановке в городе. Примерно каждый пятый хорошо ориентируется только в своем районе проживания. Большинство опрошенных отметили, что они знают не весь город. Ключевые слова: иногородние студенты, адаптация, учебная деятельность студентов, досуговое поведение иногородних студентов.

Social Adaptation of Nonresident Students to the High School Environment

T. A. Kalugina

Tatyana A. Kalugina, ORCID 0000-0002-8237-3833, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia, [email protected]

Article based on the results of sociological research method of questioning, reveals the problems of primary and secondary process adaptation of nonresident students to new education and City Wednesday. It is shown that students coming from other cities, better start to navigate the University and urban space, develop new functional competency and the requirements of the educational process, than students who come from rural areas and small settlements. Nonresident boys girls more often faced with the problem of originally more prolonged duration of classes at the University compared with school, difficulties in writing essays, coursework and the necessity of taking notes lectures. Them a bit more difficult to navigate in the calendar makes it harder to adapt to independent living, to the city. A secondary adaptation based on primary and lasts throughout the education of nonresident students, which gradually acquire a willingness to fulfil the high demands of teachers, skills autonomy, self-service self-control, self-study, self-organization, skills to work with a large amount of new information, as well as adequate cooperation in the student team behavior with role expectations of other students and teachers. Despite the initial difficulties, the majority of nonresident students have excellent and good performance, rare (and only with good reason) to skip classes, which testifies to their successful adaptation to the educational process at the University. The survey confirmed that the more students attend classes, so they have better academic performance. Almost every third of nonresident students forced to combine study with work, but only a little more than 10% flow due to this lesson. In other words, the secondary employment students will enhance their adaptive capacity. Nonresident students adapt quickly enough to the new team, make friends with classmates. However, a third of the students are not able to end to get used to the atmosphere in the city. Approximately every fifth well only in their area of residence. The majority of respondents indicated that they know not the whole city.

Key words: nonresident students, adaptation, training students, leisure behavior of nonresident students.

DOI: 10.18500/1818-9601 -2018-18-3-279-286

В настоящее время проблема адаптации студентов на начальном этапе профессиональной подготовки занимает одно из значимых мест в науке и практике. Система образования высшей школы не всегда оказывается достаточно подготовленной к тому, что только знания в традиционном понимании не могут выступать в качестве средства успешной адаптации вчерашних школьников. Вуз сегодня недостаточно ориентирован на создание условий для оптимизации социальной адаптации молодежи к студенческой среде. Между тем рыночная экономика, в условиях которой живут и формируются, а в перспективе будут работать в качестве

специалистов нынешние студенты, выдвигает жесткое требование к профессионалам как субъектам, владеющим не только современными компетенциями, но и широкими возможностями выбора средств решения возникающих проблем. Отсюда следует, что система высшего образования призвана выступать гарантом сре-довых условий социальной адаптации личности студента с учетом его интересов, способностей, запросов, ценностных ориентаций постоянно это социологически мониторить.

Изучению студенческой молодежи посвящено немало публикаций (В. А. Тишков, Р. Э. Ба-раш, С. В. Ситникова, В. В. Степанов, А. Л. Тем-ницкий1).-

Исследование образа жизни студентов отражено в работах И. Ю. Аксариной2. Особенности вузовской социализации студентов раскрыты Н. В. Абрамовой, А. В. Мозговой, А. Ю. Яишниковым3. Проблему адаптации молодежи к различным средовым воздействиям затрагивал Н. А. Свиридов4. Применительно к сфере образования адаптационные процессы рассматривали В. В. Емельянов, Р. И. Луки-чев, П. П. Скорик, Г. А. Чередниченко5. Однако публикаций по поводу адаптации иногородних студентов почти нет, исключение - статья И. В. Булыкиной6. На сегодняшний день именно этап адаптации студента к новым условиям его жизни является наименее изученным в системе высшего образования. Особенно это касается иногородних студентов, чья адаптация имеет свои особенности.

Иногородние студенты - это перспективная социальная категория населения, так как представляют собой профессиональный и человеческий потенциал развития вуза, города, региона. Они, проходя через процесс адаптации, приобретают ценный социальный опыт, который может стать значимым «капиталом» по окончании учебы в вузе, своеобразной «школой жизни». Человек в процессе своей жизнедеятельности преобразует внешнюю среду, осознанно приспосабливая ее к своим потребностям. Пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды. Процесс адаптации имеет место тогда, когда обычное, привычное поведение малоэффективно и необходимо преодоление затруднений, связанных с новизной условий. Именно с такими затруднениями сталкивается бывший школьник при поступлении в вуз, особенно если это спряжено со сменой места жительства. Поэтому процесс адаптации к обучению в вузе можно рассматривать как явление, имеющее множество аспектов. Адаптация студентов - сложное явление, связанное с перестройкой стереотипов поведения, а часто и личности. У некоторых этот процесс заканчивается неблагополучно, о чем свидетельствуют отсев студентов в первые семестры обучения,

низкая успеваемость. Часто за данным явлением стоит недостаточная гибкость адаптационных систем человека.

Социальная адаптация - процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Успешная адаптация предполагает: адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя; адекватную систему отношений и общения с окружающими; способность к труду, самообучению, к самоорганизации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимодействию в студенческом коллективе; изменчивость, гибкость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Средой адаптации студентов выступает образовательная система вуза в целом, которая характеризуется как структурными, так и функциональными компонентами. Адаптивная ситуация вызвана новизной деятельности и условий, в которых она протекает. Эта новизна относится и к целям, которые поставлены перед студентом; к деятельности, которая протекает в рамках учебно-воспитательного процесса вуза; к новому социальному окружению; к непривычным повседневным практикам; к более широкой городской среде, к которой они также должны привыкнуть.

Адаптация - это процесс, который протекает на протяжении всех лет обучения. Только к третьему курсу формируются значимые для студента навыки самоконтроля, организованности, ответственности7. Различают активную и пассивную социальные адаптации8. Показателем успешной социальной адаптации является адекватный статус студента в вузовской среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом. Показателем неуспешной социальной адаптации выступает смещение интересов индивида в иную социальную среду либо отклоняющееся поведение. В данном случае речь идет о низкой успеваемости и отсеве студентов.

Эти индикаторы были заложены в ходе авторского социологического исследования, проведенного в 2017 г. методом анкетного опроса студентов 20 факультетов Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, отобранных по целевой выборке. Целевая выборочная совокупность составила 350 иногородних студентов всех курсов обучения. В ходе опроса было выявлено, что 34,7% иногородних студентов проживали в городе, в селе - 27,3%, 26,7% - в поселке городского типа. Иногородние студенты, приехавшие из других областей для обучения в вузе, составляют 10,0% и 1,3% -иногородняя молодежь рабочих поселков. Опрос показал, что 88,0% опрошенных не состоят в браке, 6,0% являются семейными, 5,3% - находятся в гражданском браке. Доминантный возраст опрошенных - 18-20 лет. 40% опрошенных (преимущественно - девушки) проживают в общежитиях, около 30,0% иногородних студен-

тов на момент опроса снимали квартиру без хозяев, 17,3% - живут у родных и знакомых. Лица, снимающие квартиру с хозяевами, составляют 10,0%, 2,0% - проживают в квартире, купленной родителями, 0,7% опрошенных студентов живут в коммунальных квартирах.

Одними из факторов, влияющими на социальную адаптацию иногородних студентов, являются успеваемость и время, затрачиваемое студентами на подготовку к занятиям. Так, 52,7% иногородних студентов обучаются преимущественно на 4 и 5; 29,3% - на 4 и 3; 17,3% - только на 5, менее 1,0% - преимущественно на тройки. При этом 13,3% респондентов отмечают, что они готовятся к занятиям меньше часа, 32,0% - тратят 1-2 часа, более 2 часов - 22,0% студентов. Ситуативно тратят время на подготовку 29,3% студентов и 3,3% не готовятся совсем. Среди иногородних студентов, которые имеют только отличную успеваемость, 50,0% ежедневно на подготовку к занятиям тратят более 2 часов, 26,9% - по ситуации,19,2% - 1-2 часа и только 3,8% не готовятся к занятиям, полагаясь на уже имеющиеся у них знания (табл. 1).

Среди студентов, обучающихся на 4 и 5, 38,0% тратят на подготовку 1-2 часа в день, 30,4% делают это ситуативно, что показывает гибкость их адаптивных процессов; 22,8% опрошенных затрачивают на ежедневную подготовку более 2 часов, 6,3% - меньше часа в день, 2,5% не готовятся вообще. Среди студентов, обучающихся на «хорошо» и «удовлетворительно», 31,8% тратят на подготовку занятий меньше часа в день; по 29,5% иногородних студентов подготавливаются к занятиям 1-2 часа в день или «как получится»; по 4,5% - или больше двух часов в день, или не готовятся вообще. Все респонденты, обучающиеся только на тройки, уделяют на подготовку занятий меньше часа в день. По

сути, каждый пятый студент проявляет здесь неумение распределять свое время и силы; неготовность к выполнению высоких требований преподавателей; неумение работать с большим объемом новой информации; а также отсутствие привычного контроля и опеки со стороны родителей, учителей; неготовность к обучению, основанному на полной самостоятельности; дефицит у некоторых студентов трудолюбия, а главное -желания учиться.

В ходе исследования выяснилось, что 36,7% иногородних студентов всегда посещают занятия, 51,3% - редко пропускают занятия. Лица, часто пропускающие занятия, составляют 11,3% опрошенных, что еще раз подтверждает их неготовность к самоорганизации. Частота посещения занятий оказывает значительное влияние на успеваемость студентов (табл. 2). Среди всегда посещающих занятия большинство (54,5%) учатся на 4 и 5; 34,5% - только на «отлично», 10,9% - на 4 и 3. Среди тех, кто редко пропускает занятия, 58,4% учатся на 4 и 5; 32,5% - на 4 и 3; 9,1% респондентов этой категории учатся на «отлично». Успеваемость студентов, постоянно пропускающих занятия значительно ниже: 76,5% учатся на 4 и 3; 23,5% - на 4 и 5. Самая низкая успеваемость у тех иногородних студентов, которые почти не посещают занятия - они все учатся только на тройки. Таким образом, чем чаще студенты посещают занятия, тем лучше у них успеваемость в вузе.

При этом в ходе анализа частоты посещения занятий выяснилось, что юноши в 2 раза чаще постоянно пропускают занятия, чем девушки (табл. 3).

Не посещают занятия только по уважительной причине 42,1% иногородних студентов (большинство - девушки) (табл. 4). Полагают, что это допустимо, 20,0%; 14,7% иногородних

Таблица 1

Взаимосвязь успеваемости иногородних студентов и времени их подготовки к занятиям, % по успеваемости

Успеваемость респондента Время подготовки к занятиям Итого

меньше часа 1-2 часа более 2 часов когда как не готовлюсь

Только на 5 0 19,2 50,0 26,9 3,8 100

На 4 и 5 6,3 38 22,8 30,4 2,5 100

На 4 и 3 31,8 29,5 4,5 29,5 4,5 100

На 3 100,0 0 0 0 0 100

Таблица 2

Влияние посещаемости занятий на успеваемость иногородних студентов, % по посещаемости

Посещаемость занятий Успеваемость Итого

только на 5 на 4 и 5 на 4 и 3 на 3

Всегда посещаю 34,5 54,5 10,9 0 100

Редко пропускаю 9,1 58,4 32,5 0 100

Пропускаю постоянно 0 23,5 76,5 0 100

Почти не посещаю 0 0 0 100,0 100

Таблица 3

Влияние пола респондента на частоту посещения занятий, % по полу

Пол респондента Частота посещения занятий Итого

всегда посещаю редко пропускаю пропускаю постоянно почти не посещаю

Мужской 30,3 51,5 16,7 1,5 100

Женский 41,7 51,2 7,1 0 100

Таблица 4

Влияние пола респондента на причины непосещения занятий, % по полу

Пол респондента Причины непосещения занятий Итого

только по уважительной причине считаю, что некоторые предметы можно пропускать неудобное расписание занятий просто лень идти на занятие работаю

Мужской 30,4 23,9 21,7 17,4 6,5 100

Женский 53,1 16,3 8,2 8,2 14,3 100

От общего 42,1 20,1 14,7 12,6 10,5 100

студентов мотивируют пропуски неудобным расписанием занятий; 12,6% - честно указали на свою лень (последние три категории мотиваторов пропусков занятий больше свойственны юношам); 10,5% отметили, что они пропускают занятия, так как вынуждены работать (в этой категории девушек - в 2 раза больше, чем юношей).

Как всегда, считалось, одним из важнейших атрибутов «добывания» информации у студентов являлась библиотека. Только 10,0% иногородних студентов часто посещают библиотеку, 12,7% -примерно один раз в неделю, 22,7% - один раз в месяц (причем это преимущественно девушки), 1,3% студентов посещают библиотеку редко, 46,7% не ходят в библиотеку вообще, заменяя ее информацией, доступной в Интернете (табл. 5). Это особенно свойственно юношам, что говорит о том, что у иногородних парней быстрее падает интерес к «добыванию» информации в библиотеке.

В ходе опроса было выявлено, что 70,7% иногородних студентов нигде не работают и 29,3% - вторично заняты. У 45,5% работающих студентов - неполный рабочий день. Работающих по сменам - 36,4% опрошенных. Лица, работающие на дому, составляют 9,1% иногородних. Полный рабочий день работают 6,8% иногородних студентов, 2,3% - всего лишь 2 раза в неделю, в выходные дни. Отметили, что работа влияет на их успеваемость, но не очень сильно, 43,2% опрошенных респондентов. У 36,4% опрошенных работа не влияет на успе-

Влияние пола на частоту по

ваемость, и 20,5% иногородних респондентов отметили, что работа влияет на обучение в вузе. Следовательно, работающих иногородних студентов СГУ почти 3-я часть опрошенных, при этом почти у половины неполный рабочий день и работа практически не влияет на их обучение в университете. Иными словами, вторичная занятость студентов способствует повышению их адаптивного потенциала.

Для анализа адаптации иногородних студентов были рассмотрены трудности, возникающие у студентов в первые дни обучения в вузе. У большинства юношей (37,9%) возникали трудности с подготовкой к семинарам и работой на них. Одной из немаловажных проблем молодых людей являлась более длительная продолжительность занятий в университете - так считали 31,8% иногородних студентов. Было сложно писать рефераты, контрольные и курсовые работы 30,3% опрошенным.

Гендерный анализ (табл. 6) показал, что иногородние юноши чаще девушек сталкивались с проблемой более длительной продолжительности занятий в университете по сравнению со школой, с трудностями в написании рефератов, контрольных и курсовых работ, необходимостью конспектирования лекций. Им труднее было ориентироваться в расписании, приспосабливаться к самостоятельной жизни, к городу. Девушкам тяжелее давались подготовка к семинарам и работа на них, самостоятельная работа в библиотеках. Они труднее ориентировались в системе кабине-

Таблица 5

!ения библиотек, % по полу

Пол респондента Частота посещения библиотек Итого

часто один раз в неделю один раз в месяц не хожу вообще раз в год только когда надо редко

Мужской 4,5 10,6 16,7 59,1 0 7,6 1,5 100

Женский 14,3 14,3 27,4 36,9 1,2 4,8 1,2 100

От общего 10,0 12,7 22,7 46,7 0,6 6,0 1,3 100

Таблица 6

Гендерные различия в трудностях в начале учебного года, % по положительному ответу

Трудности Пол респондента

мужской женский

Подготовка к семинарам и работа на них 37,9 45,2

Более длительная продолжительность занятий по сравнению со школой 31,8 26,2

Написание рефератов, контрольных и курсовых работ 30,3 22,6

Необходимость самостоятельно работать в библиотеке 4,5 20,2

Необходимость конспектировать лекции 27,3 17,9

Установление контакта с новым коллективом 6,1 19,0

Ориентирование в системе кабинетов и корпусов 4,5 8,3

Адаптация к самостоятельной жизни, жизни общества 1,5 1,2

Путаница с расписанием 1,5 0

Ориентирование в городе 1,5 0

Нет проблем 7,6 3,6

тов и корпусов, входили в контакт с новым коллективом.

На момент опроса адаптироваться к самостоятельной жизни, жизни города не могли 1,3% иногородних студентов и меньше 1,0% не могут ориентироваться в городе; 27,3% опрошенных отметили, что основной проблемой является адаптация к обстановке в городе. На нехватку денежных средств указали 24,7% студентов. 23,3% затруднились найти жилье. Принять самостоятельное решение не могли 12,0% респондентов. У 4,0% принявших участие в опросе возникли трудные взаимоотношения с окружающими людьми. Не было трудностей у 6,7% опрошенных.

Опрос показал, что только 8,0% иногородних студентов знают весь город; 67,3% отмечают, что они знают другие районы, но не все в городе; 22,7% студентов знают район, в котором проживают, и 2,0% знают только улицу своего района. Для дальнейшего анализа были рассмотрены данные, связанные со знанием города иногородними студентами разных курсов обучения (табл. 7). Так, 45,5% студентов 1-го курса знают свой район; 27,3% первокурсников знают другие районы города, но не все; знают весь город 18,2% респондентов; 9,1% знают лишь свою улицу, где они проживают. Что касается студентов 2-го курса, то среди них 61,5% знают другие районы, но

Влияние курса обучения на знание

не все; 33,3% - знают район, где они проживают; по 2,6% знают только свою улицу или, напротив, - весь город. 80,0% иногородних студентов 3-го курса знают другие, районы города, но не все; 13,3% - лишь район, где они проживают; 5,0% студентов знают весь город и 1,7% - только свою улицу. Большинство молодых людей 4-го курса (70%) знают районы города, но не все; 16,7% -только свой район и 13,3% - знают весь город.

Особое место в адаптации студентов в иногородней среде занимает привыкание к студенческому коллективу. Так, 51,3% студентов привыкли к учебному коллективу в течение нескольких недель; 37,3% быстро привыкли к новому коллективу с первых дней пребывания в университете; 10,0% привыкали к студенческой среде несколько месяцев; 1,0% респондентов отметили, что они на момент опроса так и не адаптировались среди однокурсников.

Быстрее всего, с первых дней пребывания в университете, к коллективу привыкают студенты из других городов (37,5%); 23,2% студентов, приехавшие из сел и поселков городского типа, адаптируются гораздо сложнее: по 29,9% из них на адаптацию ушло нескольких недель. Такой же период времени потребовался 7,8% студентов, прибывших из других областей и 2,6% - из рабочих поселков. На адаптацию в течение месяца ушло время у 40,0% студентов, приехавших из

Таблица 7

города респондентом, % по курсу

Курс обучения респондента Знание города респондентом Итого

знаю свою улицу знаю район, где проживаю знаю другие районы, но не все знаю весь город

1-й 9,1 45,5 27,3 18,2 100

2-й 2,6 33,3 61,5 2,6 100

3-й 1,7 13,3 80,0 5,0 100

4-й 0 16,7 70,0 13,3 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

других городов, у 33,3% сельских студентов и 26,7%, прибывших из поселков городского типа. Таким образом, чем крупнее город по основному месту проживания, тем быстрее проходит процесс адаптации иногородних студентов.

Это проявилось и в коммуникативных характеристиках иногородних студентов: 22,7% из них назвали свое общение с однокурсниками замечательным, 40,7% - хорошим, 31,3% указали на ситуативный характер общения, 5,3% отметили свою необщительность. Что касается круга общения в студенческой среде, то 52,7% иногородних респондентов отметили, что они общаются с 10 и более студентами, 37,3% опрошенных указали на круг общения из 5-7 человек, 10,0% студентов утверждают, что их круг общения состоит из 2-4 человек. У 61,7% опрошенных очень много друзей вне университета, 36,9% отметили, что друзья есть, но их очень мало, 1,3% участников опроса указали, что у них совсем нет друзей вне университета. Проводят свое время с друзьями или со знакомыми 69,5% опрошенных, с родственниками - 12,1% студентов. Отдают предпочтение однокурсникам 10,6% респондентов, 5,0% участников опроса вообще находятся в полном одиночестве и почти 3,0% студентов проводят свое свободное время с любимым человеком. Итак, иногородние студенты СГУ достаточно быстро адаптировались в новом коллективе, дружат с однокурсниками, однако реже имеют друзей вне университета.

Свободное время преимущественно посвящают общению с друзьями 67,3% иногородних студентов, около 50,0% респондентов обозначили, что сидят в разных социальных сетях, 31,3%

Гендерные различия в способе проведения свобод

отмечают, что они спят в свободное время. Причем все это чаще свойственно девушкам. Смотрят телевизор 30,7%, немного чаще - юноши. Почти 30% опрошенных, особенно девушки, ходят в кино и в кафе (табл. 8).

Студенты, предпочитающие читать в свободное время, составляют 27,3% опрошенных (девушки занимаются этим в два раза чаще юношей); 25,3% респондентов играют в компьютерные игры (юношей среди них почти в два раза больше). Лица, проводящие свободное время в магазинах, составляют 23,3% иногородних студентов (девушек среди них почти в три раза больше). По 20,0% студентов (преимущественно юноши) посещают ночные клубы и занимаются спортом, 10,0% респондентов ходят в театры, 2,0% - учатся в свободное время. Просто гуляют 1,3% опрошенных (юноши) и по 1,0% студентов находятся в библиотеке или проводят время с любимым человеком. В той или иной степени удовлетворены проведением своего свободного времени 81,4% иногородних студентов, удовлетворены частично - 34,7%, 18,6% в той или иной степени не удовлетворены этим процессом

Таким образом, с процессуальной точки зрения можно выделить первичную и вторичную адаптацию иногородних студентов. Первичная адаптация может быть быстрой, когда на нее уходит несколько дней. Это больше свойственно студентам, прибывшим из других городов, которые успешнее начинают ориентироваться в вузовском и городском пространстве, осваивать новые функциональные компетенции и требования учебного процесса, чем студенты, приехавшие из сельской местности и небольших посе-

Таблица 8

о времени, % по положительному ответу, по полу

Досуг Пол респондента По выборке

мужской женский

Общаюсь с друзьями 62,1 71,4 67,3

Сижу в социальных сетях 50,0 48,8 50,0

Сплю 30,3 32,1 31,3

Смотрю телевизор 31,8 29,8 30,7

Хожу в кафе 21,2 35,7 30,0

Хожу в кино 22,7 34,5 30,0

Посещаю театр 7,6 11,9 10,0

Читаю 15,2 36,9 27,3

Играю в компьютерные игры 40,9 13,1 25,3

Хожу по магазинам 12,1 32,1 23,3

Хожу в ночные клубы 27,3 16,7 20,0

Занимаюсь спортом 37,9 7,1 20,0

Учусь 3,0 1,2 2,0

Гуляю 3,0 0 1,3

Провожу время с любимым человеком 1,5 0 1,0

Хожу в библиотеку 1,5 0 1,0

лений. Опрос показал, что иногородние юноши чаще девушек сталкивались с проблемой более длительной продолжительности занятий в университете по сравнению со школой, с трудностями в написании рефератов, контрольных и курсовых работ, необходимостью конспектирования лекций. Им немного труднее было ориентироваться в расписании, приспосабливаться к самостоятельной жизни, к городу. Девушкам тяжелее давались подготовка к семинарам и работа на них, самостоятельная работа в библиотеках. Они труднее ориентировались в системе кабинетов и корпусов, входили в контакт с новым коллективом.

У большинства студентов этот процесс первичной адаптации занимает от нескольких недель до нескольких месяцев. Здесь большую помощь им оказывает институт кураторства, который призван знакомить первокурсников с законодательством в области образования, Уставом университета, Правилами внутреннего распорядка и Правилами проживания в общежитии, правами и обязанностями студента; работой библиотеки, здравпункта; с организацией культурно-массовый и спортивно-оздоровительной деятельности; с историей и традициями университета; воспитывать уважение к ценностям, нормам, законам, нравственным принципам, традициям университетской жизни; контролировать текущую и семестровую успеваемость и внеучебную занятость; участвовать в развитии различных форм студенческого самоуправления; помогать в культурном и физическом совершенствовании студентов; содействовать привлечению студентов к научно-исследовательской работе и различным формам внеучебной деятельности и т. д.

Вторичная адаптация базируется на первичной и длится на протяжении всего обучения иногородних студентов, которые постепенно овладевают готовностью к выполнению высоких требований преподавателей, навыками самостоятельности, самообслуживания, самоконтроля, самообучения, самоорганизации (как подготовки к занятиям, так и внеучебного времени, своего досуга), умениями работать с большим объемом новой информации, а также адекватного взаимодействия в студенческом коллективе, поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других студентов и преподавателей. Это, по сути, длительный процесс становления компетентной личности, умеющей справляться с возникающими проблемами. Этот процесс вторичной адаптации протекает на протяжении всего вузовского обучения. Вместе с тем его первые результаты проявляют себя уже на третьем курсе, где зафиксирована более высокая успеваемость (по сравнению со вторым курсом).

Несмотря на изначальные затруднения при подготовке к семинарам и самореализации в этой новой для вчерашних школьников форме обучения, низкий уровень посещаемости библи-

отеки, большинство иногородних студентов имеют отличную и хорошую успеваемость, редко (и только по уважительной причине) пропускают занятия, что свидетельствует об их успешной адаптации к учебному процессу в вузе. Опрос подтвердил, что чем чаще студенты посещают занятия, тем лучше у них успеваемость. Почти каждый третий из иногородних студентов вынужден совмещать учебу с работой, однако только чуть больше 10% пропускают из-за этого занятия. Иными словами, вторичная занятость студентов способствует повышению их адаптивного потенциала.

Иногородние студенты достаточно быстро адаптируются в новом коллективе, дружат с однокурсниками. Однако они реже имеют друзей вне университета. В этом плане вырисовываются две стратегии адаптации иногородних студентов. Одна - закрытая по отношению к городу и горожанам. Следующий ей студент создает в новом социальном пространстве собственную сеть социальных связей из своих однокурсников. Треть опрошенных иногородних студентов СГУ не могут до конца привыкнуть к обстановке в городе. Примерно каждый пятый хорошо ориентируется только в своем районе проживания. Большинство опрошенных отметили, что они знают не весь город. Вторая стратегия - открытая: иногородний студент не воздвигает субъективного барьера между собой и горожанами. Около 10% респондентов хорошо знают город. Чем крупнее город по основному месту проживания, тем быстрее проходит процесс адаптации иногородних студентов к городской среде. Однако большинство из них удовлетворены организацией своего досуга, что также свидетельствует об успешности адаптационного процесса.

Примечания

1 См.: Российское студенчество : идентичность, жизненные стратегии и гражданский потенциал / ред.

B. А. Тишков, Р. Э. Бараш, В. В. Степанов. М. : ИЭА РАН, 2014 ; Ситникова С. В. Инструментальный характер образовательных стратегий учащейся молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2013. Т. 13, вып. 3. С. 25-28 ; Темниц-кий А. Л. Возможности повышения уровня адекватности понимания в современных коммуникациях студентов // Коммуникология. 2016. Т. 4, № 6. С. 223-240.

2 См.: Аксарина И. Ю., Аксарина Я. С., Аксарин И. В. Особенности современного образа жизни студентов в период обучения в вузе // Современное образование в России и за рубежом : теория, методика и практика : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 декабря 2016 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016.

C. 159-162.

3 См.: АбрамоваН. В. Оценочные исследования в социологии : история, методология и перспективы применения в сфере образования : автореф. дис. ... канд. социол.

наук // Институт социологии РАН : [офиц. портал]. 2017. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=4980 (дата обращения: 09.02.2017) ; Мозговая А. В., Яишников А. Ю. Институциональные и личностные факторы и риски вузовской социализации (по материалам социологического исследования) // Общество : социология, психология, педагогика. 2016. № 1. URL: http://dom-hors. ru/nauchniy-zhurnal-obschestvo-sociologiya-psihologiya-pedagogika/ (дата обращения: 09.02.2017).

4 См.: СвиридовН. А. Адаптационные процессы в среде молодежи // Социс. 2002. № 1. С. 90-95

5 См.: Емельянов В. В. Студенты об адаптации к вузовской жизни // Социс. 2001. № 9. С. 79-82 ; Лукичев Р. И., Скорик П. П. Студент об адаптации к вузовской деятельности // Социс. 2001. № 9. С. 47-53 ; Чередниченко Г. А. Жизненные траектории молодежи на разных

этапах образования // Социс. 2003. № 4. С. 50-65 ; Шолохова Г. П., Чикова И. В. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности // Вестн. ОГУ. 2014. № 3 (164). С. 103-107.

6 См.: Булыкина И. В., Вагнер Т. В., Сергеева И. Е., Самсонов Л. В. Проблемы иногородних студентов : социологический аспект // Вестн. КАСУ. 2006. № 3. С. 28-32.

7 См.: Кузьмишкин А. А., Кузьмишкина Н. А., Заби-ров А. И., Гарькин И. Н. Адаптации студентов первого курса в вузе // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 933-935.

8 См.: Репьёва Н. Г. Проблема адаптации студентов первого курса к обучению в вузе. URL: http://elib.altstu. ru/elib/disser/conferenc/2010/02/pdf/275repyeva.pdf (дата обращения: 15.02.2018).

Образец для цитирования:

Калугина Т. А. Социальная адаптация иногородних студентов к вузовской среде // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2018. Т. 18, вып. 3. С. 279-286. DOI: 10.18500/1818-9601-2018-18-3-279-286

Cite this article as:

Kalugina T. A. Social Adaptation of Nonresident Students to the High School Environment. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politohgy, 2018, vol. 18, iss. 3, рр. 279-286 (in Russian). DOI: 10.18500/1818-9601-2018-18-3-279-286

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.