Научная статья на тему 'Влияние социально-гигиенических факторов на состояние здоровья студентов Дальневосточного федерального университета'

Влияние социально-гигиенических факторов на состояние здоровья студентов Дальневосточного федерального университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
403
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / STUDENTS / HEALTH / LIFESTYLE / SOCIOHYGIENIC FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сахарова Ольга Борисовна, Кику П. Ф., Гришанов А. В., Горборукова Т. В.

Проведена социально-гигиеническая оценка влияния некоторых факторов образа жизни.на состояние здоровья студентов крупного гуманитарного вуза. Исследование выполнено в 2006—2008 гг. среди 869 юношей и 2116 девушек, обучающихся на II курсе Дальневосточного государственного университета. Обнаружено, что на состояние здоровья студентов младших курсов крупного гуманитарного вуза оказывает влияние комплекс факторов: среда обучения, сложившийся образ жизни, уровень среднемесячных доходов, который коррелирует со среднемесячными тратами на питание. Особенности образа жизни обусловили высокий уровень заболеваемости, нарушение физического развития каждого пятого студента (дефицит массы тела) и низкий уровень физической работоспособности более чем у половины обследованных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сахарова Ольга Борисовна, Кику П. Ф., Гришанов А. В., Горборукова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of sociohygienic factors on the health status of students from the Far Eastern Federal University

The authors made a sociohygienic evaluation of the influence of some lifestyle factors on the health status of students from the large humanitarian university. In 2006 to 2008, studies were conducted among 869 young men and 2116 girls who were second-year students of the Far Eastern Federal University. A combination of factors, such as the educational environment, established lifestyle; and the average monthly income that correlated with the average monthly money spent on food, was shown to affect the health status of junior students of the large humanitarian university. Their lifestyle determined high morbidity rates, impaired physical development in every five students (underweight) and low physical performance in more than half of the patients examined.

Текст научной работы на тему «Влияние социально-гигиенических факторов на состояние здоровья студентов Дальневосточного федерального университета»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 614.2:616-057.875-058

О. Б. САХАРОВА1, П. Ф. КИКУ2, А. В. ГРИШАНОВ1, Т. В. ГОРБОРУКОВА2

Влияние социально-гигиенических факторов

на состояние здоровья студентов Дальневосточного федерального университета

1Институт химии и прикладной экологии Дальневосточного федерального университета, Владивосток; 2НИИ медицинской климатологии и восстановительного лечения — ВФ ДНЦ ФПД СО РАМН, Владивосток

Проведена социально-гигиеническая оценка влияния некоторых факторов образа жизни .на состояние здоровья студентов крупного гуманитарного вуза. Исследование выполнено в 2006—2008 гг. среди 869 юношей и 2116 девушек, обучающихся на II курсе Дальневосточного государственного университета. Обнаружено, что на состояние здоровья студентов младших курсов крупного гуманитарного вуза оказывает влияние комплекс факторов: среда обучения, сложившийся образ жизни, уровень среднемесячных доходов, который коррелирует со среднемесячными тратами на питание. Особенности образа жизни обусловили высокий уровень заболеваемости, нарушение физического развития каждого пятого студента (дефицит массы тела) и низкий уровень физической работоспособности более чем у половины обследованных студентов.

Ключевые слова: студенты, здоровье, образ жизни, социально-гигиенические факторы

INFLUENCE OF SOCIOHYGIENIC FACTORS ON THE HEALTH STATUS OF STUDENTS FROM THE FAR EASTERN FEDERAL UNIVERSITY

O. B. Sakharova1, P. F. Kiku2, A. V. Grishanov1, T. V. Gorborukova2 'Institute of Chemistry and Applied Ecology, Far Eastern Federal University, Vladivostok;

2Research Institute of Medical Climatology and Rehabilitation Treatment, Siberian Branch, Russian Academy of Medical Sciences, Vladivostok

The authors made a sociohygienic evaluation of the influence of some lifestyle factors on the health status of students from the large humanitarian university. In 2006 to 2008, studies were conducted among 869young men and 2116girls who were second-year students of the Far Eastern Federal University. A combination of factors, such as the educational environment, established lifestyle; and the average monthly income that correlated with the average monthly money spent on food, was shown to affect the health status of junior students of the large humanitarian university. Their lifestyle determined high morbidity rates, impaired physical development in every five students (underweight) and low physical performance in more than half of the patients examined.

Key words: students, health, lifestyle, sociohygienic factors

В современных условиях особую значимость имеет состояние здоровья студенческой молодежи. Согласно данным научной литературы, заболеваемость среди учащихся за последние 15—20 лет (по данным медицинских осмотров) возросла на 10%, количество здоровых студентов уменьшилось, а имеющих 2—5 заболеваний, наоборот, увеличилось [2, 5, 7]. В то же время условия обучения в вузах зачастую не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям [4, 8, 9]. Система оказания медицинской помощи студентам на государственном уровне в ряде вузов также имеет ряд недостатков [2].

Почти все студенты I—II курсов относятся к возрастной категории 17—19 лет, т. е. являются еще подростками и соответственно нуждаются в полноценном питании, соблюдении правильного режима дня. Вместе с тем особенности студенческой жизни оказывают негативное влияние на состояние их здоровья [1, 3, 6, 10— 12]. Нерациональное питание, недостаток физической нагрузки, вредные привычки, несоблюдение режима дня приводят к тому, что состояние здоровья студентов к окончанию вуза значительно ухудшается.

Цель настоящего исследования — изучить влияние некоторых аспектов образа жизни на состояние здоро-

вья и физическую работоспособность студентов младших курсов крупного гуманитарного вуза.

Исследование выполнено в 2006—2008 гг. среди 869 юношей и 2116 девушек, обучающихся на II курсе Дальневосточного государственного университета (ДВГУ), который с 2011 г. реорганизован в Дальневосточный федеральный университет. Использован сплошной метод исследования. Проведена гигиеническая оценка условий обучения, фактического питания, физического развития и работоспособности, заболеваемости и образа жизни учащихся. Статистическая обработка полученных данных проведена с помощью методов описательной и параметрической статистики (средняя арифметическая М, ошибка т, доверительный коэффициент /, критерий %2, множественный коэффициент корреляции г, коэффициент регрессии, математические плеяды П. В. Терентьева).

Одним из факторов, влияющих на состояние здоровье студентов, являются условия обучения. Условия обучения в ДВГУ по ряду параметров не отвечают гигиеническим требованиям. Площадь 88% учебных аудиторий и лекционных залов не соответствует количеству посадочных мест и составляет в среднем 1,6 м2 на одного человека, в компьютерных классах — 3,3 м2.

Контактная информация: Сахарова Ольга Борисовна, вед. методист; e-mail: [email protected]. 690950, Владивосток, ул. Сахалинская, д. 36

В 10% учебных комнат в холодный период года и в 4% в теплый период параметры микроклимата оценены как вредные по температурному фактору. Освещенность рабочей поверхности не соответствует гигиеническим требованиям в 61% аудиторий. Коэффициент пульсации превышает допустимое значение практически в половине учебных комнат. В 31% учебных химических лабораторий содержание в воздухе рабочей зоны таких химических веществ, как этановая кислота, хлористоводородная кислота и трихлорметан, превышают предельно допустимую концентрацию (ПДК). По показателю напряженности труд студентов оценен как допустимый (2-й класс).

Питание студентов обеспечивается предприятиями комбината студенческого питания ДВГУ, которые находятся в 90% учебных корпусов. Из них только одно соответствует санитарно-гигиеническим нормам по ко -личеству посадочных мест. Согласно расписанию, длительность одной учебной пары в ДВГУ составляет 1 ч 30 мин без перерыва на отдых. Продолжительность всех перемен — 10 мин. В течение учебного дня может быть до 4 пар, перерыв на обед расписанием не предусмотрен. При плотном графике учебы у студентов нет возможности для принятия пищи в течение учебного дня.

Вышеперечисленные условия могут оказывать неблагоприятное влияние на состояние здоровья. Медицинское обслуживание студентов ДВГУ осуществляется здравпунктом ДВГУ и поликлиникой № 1. Периодические медицинские осмотры студентов в ДВГУ не проводятся.

Для изучения образа жизни студентов была разработана анкета, включающая данные о доходах и расходах на питание, режиме питания, результаты антропометрии, сведения о наличии хронических заболеваний, вредных привычек, употреблении витаминно-минеральных добавок, занятости студентов в свободное от учебы время. Рассчитаны суточные энергозатраты студентов, пищевая и энергетическая ценность их рационов питания.

Студенты естественно-научных и некоторых гуманитарных институтов имеют средний доход ниже прожиточного минимума (р < 0,05). Низкий уровень доходов обусловливает и невысокие расходы на питание студентов вышеперечисленных институтов (3410 и 3073 руб. у юношей и девушек соответственно). С увеличением среднемесячного дохода растут и затраты на питание (г = 0,5 и 0,7 у юношей и девушек соответственно).

Курят более 35% студентов, за период с 2006 по 2008 г. отмечено увеличение количества курящих юношей и девушек в 2 раза. Курение больше распространено среди девушек, обучающихся в институтах педагогики и образования, психологии и социальных наук и русского языка и литературы, т. е. среди будущих педагогов.

Одним из показателей здорового образа жизни является двигательная активность. Субъективная оценка студентами своих суточных, энергозатрат показала, что фактически юноши и девушки в среднем тратят 4590 и 3630 ккал в сутки. Согласно физиологическим нормам, это соответствует 5-й и 4-й группе интенсивности труда. В соответствии с "Нормами физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации" (2008) студенты относятся к 1-й группе интенсивности труда. Высокий уровень суточных энергозатрат студентов обусловлен тем, что 65% юношей и 41% девушек регулярно занимаются спортом (г = 0,75). Полученные результаты указывают на необходимость индивидуального подхода к оценке тяжести труда студентов с учетом уровня их двигательной активности.

Гигиеническая оценка пищевой и энергетической ценности рационов питания (табл. 1) проведена в сравнении с нормами, рекомендуемыми институтом питания РАМН для студентов (контроль 1), и фактическими энергозатратами студентов (контроль 2).

Соотношение белков, жиров и углеводов составило 1:1,2:4,3 у юношей и 1:1,3:4,3 у девушек. Содержание кальция, магния и фосфора также было не сбалансировано, их соотношение составило 1:0,8:2,8 у юношей и 1:0,6:2,1 у девушек. Юноши большинства институтов потребляют эти минеральные вещества в избыточном количестве, а девушки — на 10—40% ниже нормы. Потребление витамина С студентами значительно снижено и составляет от 32 до 92% от рекомендуемого. Содержание витаминов А, В1, В2 и РР незначительно отклоняется от рекомендуемого количества.

Режим питания большинства проанкетированных студентов не соответствует рекомендациям врачей. В среднем юноши принимают пищу 3,5 раза в день, девушки — 3,1 раза. В обеденное время столовой пользуется только половина студентов, остальные принимают пищу на ходу, либо обходятся без обеда. Основной причиной этого 58% респондентов считают недостаток времени, отведенного на прием пищи в перерывах между занятиями. В соответствии с расписанием занятий только в три из шести учебных дней в неделю студенты успевают пообедать. Как результат 40% девушек и 43% юношей отмечают, что самым обильным и калорийным из всех приемов пищи у них является поздний ужин. Витаминно-минеральные добавки принимают 39% девушек и 35% юношей.

Для оценки физического развития студентов использованы региональные шкалы регрессии и результаты динамометрии. Определение состояния питания студентов проведено по результатам антропометрии (индекс Кетле II). Физическая работоспособность сту-

Таблица 1

Энергетическая и пищевая ценность рационов питания изучаемого контингента студентов

Учебный год

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая ценность, ккал

Юноши

Девушки

2006—2007

2007—2008 Контроль 1 Контроль 2

2006—2007

2007—2008 Контроль 1 Контроль 2

113,5 97,59 72 117 70,8 74,56 61 87

123,3 107,5 81 154 82,2 84,26 67 102

401,7 365,43 358 586 259,1 281,34 289 462

3250 2843,4 2450 4200 2110,2 2240,6 2000 3050

%

80 -■ 70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -0 -

76,26

67,23

20,0 20,0

0,34 о

7,43

2,86

5,07

0,95

1 2 3 4 5

ЩИ Юноши ^ Девушки

Рис. 1. Распределение результатов оценки физического развития изучаемого контингента студентов 2007/08 учебного года (в %). 1 — физическое развитие (ФР) резко дисгармоничное за счет сниженной массы тела; 2 — ФР дисгармоничное за счет сниженной массы тела; 3 — ФР гармоничное; 4 — ФР дисгармоничное за счет повышенной массы тела; 5 — ФР резко дисгармоничное за счет повышенной массы тела.

дентов оценена с помощью Гарвардского степ-теста и теста Руфье—Диксона.

Антропометрия выявила дисгармоничность физического развития за счет сниженной массы тела у 20% учащихся (рис. 1). Полученные данные коррелируют с результатами вычисления индекса Кетле II (г = 0,6) (табл. 2).

При проведении Гарвардского степ-теста у 63,5% девушек и 71,5% юношей отмечен плохой и слабый результат.

Значение индекса Руфье выше нормы наблюдалось у 20% девушек и 15% юношей, что свидетельствует о низком уровне работоспособности их сердечно-сосудистой системы. У каждого второго студента мышечная сила рук ниже должных величин. Результаты оценки физического развития и работоспособности указывают на дефицит массы тела у каждого пятого студента и низкий уровень физической работоспособности более чем у половины обследованных студентов.

Таблица 2 Распределение обследованных студентов II курса

2007/08 учебного года по значению индекса Кетле II (в %)

Дефицит массы тела Норма Избыток массы тела Ожирение I степени

< 18,5 18,5—24,9 25—29,9 30—34,9

Юноши 9,58 77,1 12,15 1,17

Девушки 21,84 73,79 3,99 0,38

Таблица 3 Частота встречаемости хронических заболеваний среди проанкетированных студентов (в %)

Группа хронических заболеваний Юноши Девушки

Болезни органов пищеварения 23,5 40

Болезни костно-мышечной системы 30 36,3

и соединительнои ткани

Болезни мочеполовой системы 2,5 31

Болезни органов дыхания 18,4 23,3

Болезни системы кровообращения 9,5 18,2

Болезни эндокринной системы 3 7,3

Болезни крови 1,7 2,85

Болезни нервной системы 0,2 0,3

Хроническая заболеваемость студентов изучена на основании анализа анкетных данных. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности (ВУТ) оценена по журналу учета выдачи справок и годовых отчетов здравпункта ДВГУ за период 2005—2009 гг.

Согласно анкетированию, 40% юношей и 77,3% девушек отмечают наличие у себя хронических заболеваний. В табл. 3 представлен удельный вес наиболее распространенных среди респондентов заболеваний. Первое место среди девушек занимают заболевания пищеварительной системы, среди юношей — заболевания опорно-двигательного аппарата в основном за счет сколиоза и плоскостопия.

Заболеваемость с ВУТ студентов всех курсов университета в 2005, 2006, 2007 и 2008 гг. составила 72, 75, 73 и 76,6%о соответственно. Среди изучаемого контингента студентов самый высокий уровень заболеваемости регистрировали среди второкурсниц. Заболеваемость юношей от 1-го к 3-му году обучения закономерно снижалась. Заболеваемость студенток II курса превышает средний уровень общей заболеваемости студентов ДВГУ (р > 0,5).

В структуре заболеваемости студентов обоих полов 1-е место занимают болезни органов дыхания, 2-е — у юношей болезни органов пищеварения и системы кровообращения, а у девушек — органов мочевыделения и пищеварения. Пики заболеваемости приходятся на октябрь, ноябрь, февраль и март за счет преобладания в структуре общей заболеваемости ОРВИ.

Регрессионный анализ позволил выявить вклад некоторых факторов образа жизни в состояние здоровья изучаемого контингента студентов. Наибольшее влияние на количество хронических заболеваний, физическое развитие и работоспособность студентов оказывает уровень среднемесячного дохода, вес которого в зависимости от пола и показателя здоровья составил до 62,9%.

Методом математических плеяд П. В. Терентьева были выделены блоки факторов, определяющих особенности влияния ряда составляющих образа жизни на показатели состояния здоровья студентов (рис. 2). Как у девушек, так и у юношей выявлены две плеяды факторов: плеяда 1 — питание, физическая активность и вредные привычки, плеяда 2 — материальное положение. Для выявления особенностей влияния значимых факторов студенты были разделены на 2 группы в зависимости от физического развития. В 1-ю группу вошли студенты со значением индекса Кетле II в пределах нормы (18,5—25,0), во 2-ю — со значением индекса Кетле II ниже и выше рекомендуемой нормы. Как у девушек, так и у юношей также были установлены две ведущие плеяды факторов: плеяда 1 — питание, физическая активность и вредные привычки, плеяда 2 — материальное положение. В 1-й группе студентов на уровень физического развития и работоспособности и наличие хронических заболеваний оказывают влияние отдельные факторы образа жизни в выделенных блоках. На состояние здоровья студентов с отклонениями значения индекса Кетле II оказывают влияние практически все рассматриваемые аспекты образа жизни. В большей мере подверженным влиянию факторов образа жизни среди студентов 2-й группы оказался уровень физической работоспособности.

Выводы

1. На состояние здоровья студентов младших курсов крупного гуманитарного вуза оказывает влияние комплекс факторов: среда обучения, сложившийся образ жизни, уровень среднемесячных доходов, который коррелирует со среднемесячными тратами на питание.

Рис. 2. Влияние некоторых факторов образа жизни на показатели состояния здоровья изучаемого контингента студентов (результаты плеяд). 1 — среднемесячный доход, 2 — среднемесячные затраты на питание, 3 — наличие работы, 4 — количество завтраков в неделю, 5 — количество приемов пищи в день, 6 — наличие обильного ужина, 7 — пользование столовой, 8 — курение, 9 — употребление витаминно-минеральных добавок, 10 — возможность приема пищи в перерывах между занятиями, 11 — неудовлетворенность питанием, 12 — занятия спортом, 13 — суточные энергозатраты; 14 — энергетическая ценность рациона питания.

2. Особенности образа жизни обусловили высокий уровень заболеваемости, нарушение физического развития каждого пятого студента (дефицит массы тела) и низкий уровень физической работоспособности более чем у половины обследованных студентов.

3. Среди анализируемых составляющих образа жизни наибольший вклад в состояние здоровья и физической работоспособности изучаемого контингента студентов вносит уровень среднемесячных доходов. Он имеет максимальное значение в группе студентов со средним материальным достатком. От уровня материального благополучия учащихся зависит качество питания и их образ жизни. Студенты с дефицитом или избытком массы тела в большей степени подвержены воздействию таких факторов образа жизни, как питание, физическая активность, вредные привычки и уровень материального благополучия.

4. Результаты исследования свидетельствуют о том, что фактические и энергозатраты некоторых студентов ДВГУ соответствуют не 1-й группе интенсивности труда, а 5-й у юношей и 4-й у девушек. Фактическое питание большинства студентов нерационально, не сбалансировано и дефицитно по энергетической ценности, содержанию основных нутриентов, витаминному и минеральному составу.

Выявленные закономерности негативного воздействия сложившегося образа жизни на состояние здоровья студентов позволили разработать комплексную программу сохранения и укрепления их здоровья. В ее основе лежит взаимодействие систем здравоохранения,

образования и социальных структур, занимающихся организацией досуга студенческой молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрюков Б. Г., Зеренков П. А., АнтонюкМ. В. Актуальные проблемы здоровья военнослужащих Тихоокеанского флота. — Владивосток, 2008.

2. Жарова А. В. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в 21 веке: Материалы Международного конгресса (Москва, 12—14 мая 2004). Ч. 1. — М., 2004. — С. 374—376.

3. Зайцев В. П., Крамской С. И. // Гиг. и сан. — 2003. — № 2. — С. 46—48.

4. Зайцев В. П. // Гиг. и сан. — 2006. — № 2. — С. 56—61.

5. Ибрагимова Е. М. // Материалы II Конгресса РОШУМЗ с международным участием. — М., 2010. — С. 253—257.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Камаев И. А., Васильева О. Л. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 2002. — № 1. — С. 26—29.

7. Картышева С. И., Соколова Н. В., Артюхова И. Г., Преснякова Н. М. // Материалы II Конгресса РОШУМЗ с международным участием. — М., 2010. — С. 283—286.

8. Максимова Т. М. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 2002. — № 2. — С. 40—43.

9. Мельникова И. П., Кику П. Ф. Проблемы здоровья и безопасности жизнедеятельности курсантов морского высшего учебного заведения. — Владивосток, 2004.

10. Мухина Н. В. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в 21 веке: Материалы Международного конгресса (Москва, 12—14 мая 2004). Ч. 2. — М., 2004. — С. 118—120.

11. Рахманин Ю. А., Ушаков И. Б., Соколова Н. В., Рапопорт И. К. // Гиг. и сан. — 2010. — № 2. — С. 67—70.

12. Солодовников Ю. И. // Гиг. и сан. — 2010. — № 1. — С. 82—84.

Поступила 23.03.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.