Электронный научно-образовательный вестник "Здоровье и образование в XXI веке" № 12, 2008 г. (Т. 10)
ВЛИЯНИЕ СЕЗОННОЙ ДЕСИНХРОНИЗАЦИИ
НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
Крикунова Н.А., Бахарева Е.В., Трошина О.А., Карданов А.А. ГОУ СОШ № 2009, г. Москва
Десинхроноз - это рассогласование биологических ритмов организма с физическими и социальными датчиками времени.
Проблема профилактики десинхронозов является сегодня достаточно актуальной.
Целью нашей работы является изучение влияния сезонной десинхронизации на физиологическое состояние здоровья школьников. Исследуемую группу составили 78 учащихся 8-х классов (13-14 лет) средней общеобразовательной школы № 2009 г. Москвы. В результате исследований было установлено, что 18% учащихся составляют «жаворонки» - утренний тип, 36% - «совы» - вечерний тип, 46% - «голуби» - смешанный тип. Во время осенней десинхронизации у 35% учащихся утреннего типа («жаворонки») наблюдалось понижение артериального давления от 85/65 до 97/68 мм рт. ст, уменьшение ЧСС до 63 уд./мин и снижение температуры тела в среднем на 0,2-0,4 °С, в то время как у учащихся с вечерним типом («совы») и смешанным типом («голуби») значительных изменений не наблюдалось. Во время весенней десинхронизации у 53% учащихся вечернего типа («совы») наблюдалось повышение артериального давления от 130/80 до 150/90 мм рт. ст. увеличение ЧСС в среднем до 97 уд/мин., повышение температуры тела в среднем на 0,5 град. С, в то время как у учащихся с утренним типом («жаворонки») и смешанным типом («голуби») значительных изменений не наблюдалось. На основе полученных данных можно сделать выводы:
Сезонная десинхронизация вызывает риск заболеваемости у учащихся сердечно-сосудистой системы. Во время весенней десинхронизации риск заболеваемости увеличивается у учащихся с вечерним типом («совы»), а во время осенней десинхронизации риск заболеваемости увеличивается у учащихся с утренним типом («жаворонки»).
У учащихся со смешанным типом («голуби») наблюдается адаптация к сезонной десинхронизации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вест http ://e-pubmed. org/isu. html.
10. Электронный научно-образовательный вест http ://e-pubmed. org/isu. html.
11. Электронный научно-образовательный вест http ://e-pubmed. org/isu. html.
12. Электронный научно-образовательный вест http ://e-pubmed. org/isu. html.
13. Электронный научно-образовательный вест http ://e-pubmed. org/isu. html.
14. Электронный научно-образовательный вест http ://e-pubmed. org/isu. html.
15. Электронный научно-образовательный вест http ://e-pubmed. org/isu. html.
16. Электронный научно-образовательный вест http ://e-pubmed. org/isu. html.
«Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12. URL
«Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12. URL
«Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12. URL
«Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12. URL
«Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12. URL
«Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12. URL
«Здоровье и образование в XXI веке» . 2001 . Т. 3 . № 1. URL
«Здоровье и образование в XXI веке» . 2000 . Т. 2 . № 1. URL
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
Стр. [509]