Весщник
Здоровье и оброзовоние е XXI веке
2013, том 15 [8]
с^с«о»е-
ВЛИЯНИЕ ДЕСИНХРОНИЗАЦИИ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ.
Карданов А.А., Юрикова Е.В.
ГБОУ СОШ№2009, г. Москва
Биологические ритмы - эволюционная форма адаптации к условиям ритмических изменений параметров внешней среды. Это временное взаимодействие различных функциональных систем организма друг с другом и с окружающей средой, способствующее их гармоничному согласованию и жизнедеятельности в целом.
В современной науке суточные ритмы человека используют в качестве универсального критерия оценки состояния здоровья.
По выполняемой функции биоритмы делятся на физиологические (рабочие циклы отдельных систем организма) и экологические (адаптивные приспособления к периодическим влияниям окружающей среды).
По длительности периода различают суточные (циркадные), месячные, сезонные, многолетние ритмы.
К физическим синхронизаторам относятся чередование света и темноты, суточные и сезонные колебания температуры и влажности воздуха, барометрического давления, напряженности электрических и магнитных полей и другие метеорологические и гелиогеофизические факторы.
Социальным датчиком времени выступает распорядок производственной и бытовой деятельности.
Каждому человеку для сохранения здоровья необходимо синхронизировать индивидуальный ритм с данными факторами, учитывая ритм сна и бодрствования, режим труда и отдыха, работу общественных учреждений, транспорта и другие. Не следует забывать о ритме жизни коллег по учебе, работе и общественной жизни.
Суточный ритм температуры тела, выполняющий роль своеобразного биологического синхронизатора, имеет огромное значение для адаптации организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.
В ответ на любые изменения среды реагирует сердечнососудистая система. В нормальных условиях регуляция сердечной деятельности обеспечивает соответствие между количеством крови, поступающим за единицу времени в сосудистую систему, и уровнем обмена веществ организма.
В зависимости от условий, характера и интенсивности нагрузок происходит изменение деятельности сердечнососудистой системы. Изменения температуры тела напрямую связаны непосредственно с перераспре-
—---------- —
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
Весщник
Здоровье и оброзовоние в XXI веке
2013, том 15 [8]
с^с«о»е-
делением тонуса сосудистой системы организма.
Десинхроноз - это рассогласование биологических ритмов организма с физическими и социальными датчиками времени.
Проблема профилактики десинхроно-зов является сегодня достаточно актуальной.
Целью нашей работы является изучение влияния десинхроноза на физиологическое состояние здоровья школьников. Исследуемую группу составили 80 учащихся 8х классов (13-14лет) средней общеобразовательной школы № 2009 г. Москвы. В результате исследований было установлено, что 18% учащихся составляют «жаворонки» -утренний тип, 36% - «совы» - вечерний тип, 46% - «голуби» - смешанный тип. Во время осенней десинхронизации у 75% учащихся утреннего типа («жаворонки») наблюдалось понижение артериального давления от 85/65 до 97/68 мм.рт.ст, уменьшение ЧСС до 63 уд. /мин и снижение температуры тела в среднем на 0,2-0,4 град.С., в то время как у 83% учащихся с вечерним типом («совы») и 87% учащихся со смешанным типом («голуби») значительных изменений не наблюдалось. Во время весенней десинхронизации у 93% учащихся вечернего типа («совы») наблюдалось повышение артериального давления от 131/79 до 150/90 мм.рт.ст. увеличение ЧСС в среднем до 97 уд/мин., повышение температуры тела в среднем на 0,5 град.С, в то время как у85% учащихся с утренним типом («жаворонки») и 79% смешанным типом («голу-
би») значительных изменений не наблюдалось.
На основе полученных данных можно сделать выводы:
1. Сезонная десинхронизация вызывает риск заболеваемости у учащихся сердечнососудистой системы.
2. Во время весенней десинхронизации риск заболеваемости увеличивается у учащихся с вечерним типом («совы»), а во время осенней десинхронизации риск заболеваемости увеличивается у учащихся с утренним типом («жаворонки»).
3. У учащихся со смешанным типом («голуби») наблюдается адаптация к сезонной десинхронизации.
—---------- -----------
2
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ N° ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).