Научная статья на тему 'Риски девиантного родительства в условиях сельского социума'

Риски девиантного родительства в условиях сельского социума Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
557
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / PERSON SOCIALIZATION / РЕСУРСЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / RESOURCES OF SOCIALIZATION / ДЕВИАНТНЫЕ РОДИТЕЛИ / DEVIANT PARENTS / СЕЛЬСКИЙ СОЦИУМ / RURAL SOCIAL ENVIRONMENT / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / RURAL TERRITORIES / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / SOCIAL PEDAGOGUE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гурьянова Марина Петровна, Сеппянен Татьяна Павловна

В статье рассматриваются причины роста числа неблагополучных семей в сельском социуме, типы девиантного родительства, риски девиантного поведения родителей для детей, формы и методы социально-педагогической работы муниципальных структур, общественности с девиантными родителями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Risks of deviant parents socialization in rural social environment

The article considers reasons of increase of the number of disadvantaged families in the rural social environment, as well as types of deviant parenthood, risks of parents’ deviant behavior for children, forms and methods of socio-pedagogical activities of the municipal structures and communities with deviant parents

Текст научной работы на тему «Риски девиантного родительства в условиях сельского социума»

М. П. Гурьянова

(Москва), Т. П. Сеппянен

(г. Пряжа, Республика Карелия)

Риски ДЕВиАНТНОГО РОДиТЕЛЬСТБА Б условиях

сЕЛьского СОЦиУМА

RISKS OF DEVIANT PARENTS SOCIALIZATION IN RURAL SOCIAL ENVIRONMENT

В статье рассматриваются причины роста числа неблагополучных семей в сельском социуме, типы девиантного родительства, риски девиантного поведения родителей для детей, формы и методы социально-педагогической работы муниципальных структур, общественности с деви-антными родителями.

Ключевые слова: социализация личности, ресурсы социализации, девиантные родители, сельский социум, сельские территории, социальный педагог.

The article considers reasons of increase of the number of disadvantaged families in the rural social environment, as well as types of deviant parenthood, risks of parents' deviant behavior for children, forms and methods of socio-pedagogical activities of the municipal structures and communities with deviant parents.

Key words: person socialization; resources of socialization; deviant parents; rural social environment; rural territories; social pedagogue.

За последнее десятилетие государством принято несколько документов, определяющих основные направления семейной политики в Российской Федерации: Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. Многочисленные планы по реализации этих программных документов на федеральном или региональном уровне, как правило, решают государственные задачи повышения численности населения, сокращения расходов на обслуживание социального сиротства, развития инфраструктуры детства в крупных городах и пр.). К сожалению, на практике актуальными являются проблемы конкретных семей, нуждающих-

ся в помощи государства. Категории этих семей принято называть «неблагополучными» или «семьями социального риска», а родителей с признаками девиантного поведения - девиантными родителями.

Проблема девиантного родительства, являясь актуальной социально-психологической и социально-педагогической проблемой современного российского общества, особенно остро стоит сегодня в сельских территориях России, преимущественно депрессивных регионов, где сложные социально-экономические условия жизнедеятельности семей с детьми (социальная неустроенность, отсутствие работы, материальные трудности, алкоголизм) обусловливают рост числа социально неблагополучных родителей, матерей и отцов с отклоняющимся поведением.

Как отмечают учёные-экономисты, результатом создания рыночного хозяйства в сельском социуме стало беспримерное расширение зоны социальных бедствий населения. Уровень жизни сельских семей с детьми также значительно ниже, чем в городе. Основной причиной распространения бедности на селе является кризисное состояние традиционных организаций (колхозно-совхозного типа), которые не могут приспособиться к рыночной системе. Это приводит к таким явлениям, как локализация бедности в так называемых депрессивных аграрных субъектах Федерации и к безработице на селе.

Уровень социального самочувствия селян зависит прежде всего от их материального положения. Именно низкие доходы в семье и низкий, зачастую ниже прожиточного, уровень заработной платы является наиболее важной проблемой, которая заставляет людей «плыть по течению», не проявлять активности и инициативы [8, с. 83].

Современный сельский социум сегодня представляет среду, усиливающую поведение неблагополучных родителей в нежелательном направлении. Девиация родителей, как отклонение от нормы, от устоявшихся и общепринятых образцов воспитания, является источником детского неблагополучия, дегуманизации сельской социальной среды. Многообразие проблемных семей объединяет одна общая особенность - нарушение выполнения родителями воспитательной функции.

По определению М. А. Беляевой, деви-антное родительство - это биосоциальное явление, характеризующееся нежеланием или неспособностью (физической, психической, психологической, педагогической, экономической) индивида выполнять по отношению к родным, приёмным или усыновлённым детям родительские функции в соответствии со сложившимися социокультурными и правовыми нормами [1, с. 22].

В сельских районах, для которых характерен дефицит квалифицированных специалистов помогающих профессий: психологов, социальных педагогов, наркологов, работающих в зоне шаговой доступности

семьи и способных своевременно осуществить профилактическую работу с социально неблагополучными родителями, имеет место непростая ситуация с разрешением проблем девиантного родительства. Из-за скудости бюджетов муниципальных образований, низкой платёжеспособности населения в сельских поселениях невозможно оказание на платной основе с приглашением специалистов из города социально-педагогических, социально-психологических, социально-медицинских услуг данной категории родителей. Более того, работа имеющихся в сельских муниципальных районах специалистов социальной сферы с девиант-ными родителями затруднена такими факторами, как низкий уровень образования многих сельских жителей, слабая мотивации девиантных родителей на перемены в своей жизни, нежелание что-либо менять в своем поведении, изменить свою жизнь к лучшему, неготовность сотрудничать с социальными службами.

В этих условиях единственно возможными механизмами профилактики, социально-педагогической поддержки девиантных родителей, социально-психологического воздействия на отклоняющееся поведение родителей, их позитивной социализации остаются следующие: реализация муниципальных мер, включая административную, материальную, моральную помощь такой категории родителей со стороны муниципалитета; возложение решения вышеназванных задач на социальных педагогов (там, где этот институт представлен в структуре сельских поселений), на образовательные организации (дошкольные образовательные организации и школы), на использование общественных ресурсов, то есть возможностей местного сообщества, включая соседскую помощь, поддержку девиантных родителей средствами общественных организаций, объединений.

Риски девиантного поведения родителей главным образом связаны с последствиями их негативного влияния на детей как в настоящей, так и в будущей жизни. Опасность девиантного родительства для детей многолика. Девиантное поведение родите-

лей есть прежде всего психотравмирующая ситуация для ребёнка. Часто оно является источником невротизации и психотравма-тизации ребёнка, деформации растущей личности, причиной социального сиротства, неправильного семейного воспитания, неблагополучия ребёнка, его асоциального, противоправного, девиантного, криминального, суицидального поведения в настоящем и в будущем, ухудшения состояния здоровья, появления отклонений в физическом и психическом развитии, в эмоциональной сфере, инвалидизации ребёнка и даже его гибели.

Ю. А. Клейберг также выделяет неблагоприятные черты личности родителей, являющиеся фактором риска: сензитивность, тревожность, доминантность, эгоцентрич-ность, гиперсоциальность.

Психические заболевания у родителей негативно сказываются на внутрисемейных отношениях (раздражительность, замкнутость, бред, галлюцинации и т.п.), нарушают уход за детьми, повышают вероятность разрыва семьи и брака, что вызывает эмоциональные и поведенческие отклонения у детей, влияют на процессы подражания и идентификации; выбор тех или иных методов воспитания и стиль внутрисемейного общения в значительной степени зависят от характерологических особенностей, уровня образования и культуры родителей [7, с. 195,].

В семьях, для которых характерно криминальное поведение родителей, отмечается повышенная частота ссор и разногласий, в результате неблагополучная супружеская жизнь родителей и конфликт между ними приводят к формированию нарушений поведения у детей. Риск асоциального поведения возрастает, если родители разводятся или расходятся, но не в случае, если один из родителей умирает [7, с. 196,].

Разлады и дисгармония в семье, а не её распад как таковой ведут к асоциальному поведению. Характер взаимоотношений и стиль родительского поведения более важны для развития ребёнка, чем факт наличия одного или обоих родителей. 79% жестоких детей наблюдали насилие между родителями (Lewis, 1979). Дети, чьи матери подвер-

гались насилию, имели поведенческие проблемы и были менее социально компетентны (Woffe, Jaffe, Wilson, Zone, 1989).

Физическое насилие определяется как нанесение ребёнку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или какими-либо другими лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребёнка, нарушают его развитие или лишают его жизни. Жестокое обращение с детьми является одним из наиболее значительных факторов семейного неблагополучия. Как правило, физическое насилие всегда сопровождается психическим насилием (постоянные или периодические словесные оскорбления, угрозы, унижения, а также пренебрежение интересами и нуждами ребёнка). Большинство детей, живущих в неблагополучных семьях, имеют признаки физического и нервно-психические насилия. Среди причин насилия можно выделить такие, как асоциальная направленность личности родителей, алкоголизм, психические заболевания, низкий уровень культуры [7, с. 197].

Алкоголизм по своим последствиям является одной из полифакторных составляющих семейного неблагополучия. Соотношение биологических и социальных патологий при алкоголизме приводит к не-вротизации и психотравматизации, деформации личности и предрасположенности к алкоголизму у детей. Алкоголизм - основной патогенный фактор таких хронических заболеваний, как олигофрения, психопатия, различных отставаний в эмоциональном и физическом развитии и др. Кроме того, алкоголь разрушает личность родителей, делая невозможным всякое педагогическое воздействие на детей. Семейные отношения характеризуются постоянными конфликтами, маргинализацией культурного уровня и ценностных ориентаций родителей [7, с. 198].

Факторами риска приобретения неврозов и отклонений в поведении могут быть следующие особенности характера ребёнка: эмоциональность, впечатлительность, внутренняя неустойчивость, импрессивность, беззащитность, выраженность чувства «Я».

Агрессивное поведение. Большинство делинквентов испытывают в детском и подростковом возрасте эмоциональную депривацию и влияние неблагоприятного психологического климата в семье. В школе из-за трудностей в обучении потребность в уважении становится дефицитной. Система образования, педагоги, успевающие ученики постоянно изолируют неуспевающих. В этих условиях возможность адаптации к преступности очевидна [7, с. 200].

Одна из особенностей подростков-делинквентов - наличие у них чувственно дефицитного поведения, которое проявляется в ослаблении эмоциональной привязанности и стремлении избегать близких личных отношений с окружающими. Вследствие этого затрудняются эмпатические отношения с окружающими людьми, что определяет неспособность к состраданию и сочувствию. Отношения с другими людьми строятся на представлении о них как недоброжелательных, агрессивных, склонных к совершению преступлений [7, с. 200].

В ситуации семейного неблагополучия, и как следствие нарушения процесса социализации, оказывается фрустрированным целый ряд социальных потребностей подростков: в положительной оценке значимых взрослых (родителей, учителей), в самоуважении (низкая успеваемость) и общении (изоляция в школьном коллективе). В результате единственной целью подростков становится избавление от отрицательных эмоциональных переживаний, вызванных психотравмирующими воздействиями [7, с. 201].

Приведем примеры семей, в которых девиантность родителей имеет различные проявления, что, естественно, отражается на положении детей.

Семьи, где один или оба родителя не имеют работы. Проявление девиаций: семья выживает за счет сезонных или временных работ; дети становятся добытчиками средств к существованию наравне со взрослыми (сбор грибов, лесных ягод, огородничество, рыболовство, попрошайничество); сокращаются время и финансовые возможности на получение детьми общего или

профессионального образования; у детей отсутствует профессиональная ориентация и утрачиваются мотивы к дальнейшему получению образования.

Неполные семьи (одинокая мама или одинокий отец, воспитывающие ребенка). Проявление девиаций: у ребенка отсутствует восприятие модели полноценной семьи; единственный родитель много работает, доверяя воспитание другим родственникам; частая смена партнёра у родителя диктует ребёнку необходимость привыкания к чужому человеку.

Семьи, не имеющие собственного жилья. Проявление девиаций: большая часть дохода уходит на оплату съёмного жилья; необходимость молодой семьи жить с родителями, что осложняет межпоколенные отношения; частые переезды с квартиры на квартиру вынуждают иметь малое количество вещей, мебели, игрушек для детей; отсутствие домашних праздников и традиций.

Семьи, в которых один или оба родителя имеют алкогольную или наркотическую зависимость. Проявление девиаций: осложненные отношения детей и родителей; конфликты между родителями; постоянный стресс, напряжение у других членов семьи; невозможность детей общаться с друзьями у себя дома, желание уйти из дома; бедность; пренебрежительное отношение к детям; привыкание детей к нетрезвому образу жизни, восприятие пьянства как нормы; раннее употребление детьми алкоголя.

Семьи, находящиеся в ситуации конфликта, бракоразводного процесса (семьи, в которых родители после развода имеют другие семьи, а место проживания ребенка не определено). Проявление девиаций: негативное отношение ребёнка к одному или обоим родителям; манипулирование ребенком при выяснении отношений; ребёнок становится заложником судебных тяжб; склонность ребенка к девиантному поведению как способу привлечь внимание родителей; готовность родителей «искупить вину» перед ребенком избыточными материальными благами.

Инфантильные семьи (один или оба родителя являются несовершеннолетними; мо-

лодые семьи, в которых родители являются выпускниками интернатных учреждений). Проявление девиаций: отсутствие средств к существованию; конфликт между молодой семьей и родителями; ограничение возможностей молодых людей в получении профессионального образования; неустойчивость брака; неготовность самостоятельно зарабатывать; ветхое жилье или его отсутствие; слабые родительские и социально-бытовые навыки; не с кем разделить заботы о маленьком ребенке; нет возможности получить материальную поддержку или совет по трудному вопросу.

Семьи, утратившие родительские навыки и пренебрегающие потребностями детей (например, после длительного тюремного заключения). Проявление девиаций: в доме отсутствуют необходимый набор продуктов, место и принадлежности для занятий или игр детей; дети одеты не по сезону; дети остаются без контроля взрослых и занимают себя опасными играми (в лесу, на воде или в заброшенных домах); детям не привиты гигиенические навыки (грязная одежда, отсутствие бани или ванны); дети часто подвержены таким заболеваниям, как чесотка, педикулез, энурез.

Семьи, в которых один или оба родителя имеют признаки асоциального поведения (склонность к конфликтам и скандалам, воровство, пренебрежение пожарными и санитарными нормами в условиях многоквартирных домов). Проявление девиаций: негативное отношение со стороны соседей, односельчан, постепенное социальное исключение семьи; пребывание детей в постоянном страхе от угроз, драк, побоев; приобщение детей к попрошайничеству, воровству; девиантное поведение детей в школе; дети становятся свидетелями или жертвами семейных драк; дети не желают находиться дома, рано приобретают склонность к бродяжничеству.

Семьи, в которых родители допускают жестокое обращение с детьми (побои, пребывание в опасности, отказ в заботе и уходе, недокармливание, агрессивная реакция на просьбы детей). Проявление девиаций: нарушенная психика у детей; проявление

агрессивности по отношению к сверстникам или замкнутость; склонность детей к обману (из-за боязни наказания обманывают родителей, скрывая неудачи в школе; обманывают в школе, скрывая следы побоев); избегают домашнего общения, уходят из дома, подолгу пропадают у друзей, родственников; постоянное пребывание в состоянии страха.

Семьи, в которых один из родителей вернулся из мест заключения, но не порвал с криминальным прошлым. Проявление девиаций: дети становятся свидетелями или участниками маргинального общения; стиль общения в семье переносят на общение со сверстниками (нецензурная брань, грубость, угрозы); оправдание ребёнком преступного поведения («ведь он мой отец»); склонность детей к правонарушениям; запрет на общение с детьми из таких семей со стороны родителей одноклассников (плохое влияние).

Семьи, в которых мать занимается проституцией. Проявление девиаций: дети могут быть оставлены родителями в ночное время и испытывать страх от темноты, одиночества, холода; безответственное отношение родителей к ранним половым связям у детей; субъективно негативное отношение к семье и детям со стороны окружающих («все в мать...»); риск заражения заболеваниями, передающимися половым путем; подростковая проституция; сексуальное насилие над детьми.

Как правило, в реальной жизни проявления девиаций в тех или иных семьях имеют совокупность признаков неблагополучия (например, низкий достаток, отсутствие работы, ветхое жилье, алкогольная зависимость, разрушенные родственные связи). В таких случаях у девиантных родителей формируется хроническое состояние социальной апатии, они не ищут возможности изменить ситуацию, живут одним днем. Позднее подобное отношение к жизни формируется и у детей: дети привыкают к состоянию бедности, безделья, не получая от родителей ресурсов для восходящей мобильности, и семья становится «социальным колодцем» для последующих поколений.

Таким образом, главная задача специалистов социальной сферы, работающих с данной категорией родителей, состоит в изменении поведения девиантных родителей, в приведении их к состоянию нормальности, их социализации.

Процесс социализации личности протекает по-разному в разные периоды развития общества: в стабильные периоды развития общества и в кризисные периоды. Социализация девиантных родителей в условиях нестабильного развития сельского социума предполагает такие виды помогающей целенаправленно организованной социально-педагогической работы государственных структур, как научение, обучение, поддержка, помощь, воспитание, освоение, коррекция, адаптация, а также общественную помощь в форме социального контро-

ля местного сообщества, общественной поддержки, соседской помощи и др. Результатом социализации является ожидаемое поведение в отношениях с семьёй и обществом, развитие удовлетворительных связей с другими людьми [10, с. 16].

Важно идти рядом с семьёй, имеющей особые трудности и проблемы, осознанно и целенаправленно руководить процессами её социализации и адаптации, не навязывая ей цели и задачи, правильные с точки зрения государства, а создавая условия для ответственного самостоятельного выбора, содействовать безболезненному «врастанию» в жизнь и не осуждать за то, что у неё не всё получается, - одно из важнейших правил социального патроната и патронажа семьи и детей [1, 22].

Литература

1. Адресный социальный патронаж семьи и детей: научно-метод. пос. / под ред. Л. С. Алексеевой. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. - 160 с.

2. Беляева М. А. Девиантное родительство в контексте репродуктивной культуры современной семьи // Социология и жизнь. - 2012. - № 3. - С. 207-212.

3. Гурьянова М. П. Социальный педагог: профессиональный организатор работы по месту жительства // Муниципалитет. - 2016. - № 6. - С. 40-43.

4. Гурьянова М. П., Сеппянен Т. П. Социально-педагогическая модель профилактики девиантного родительства в условиях сельского муниципального района // Девиантология родительства: сборник научных трудов / ФГБНУ «ИИДСВ РАО»; отв. ред. Е. В. Куканова.

- М.: ИИУ МГОУ 2016. - 212 с.

5. Девиантология родительства: сборник научных трудов / Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО / сост. Е. В. Куканова; отв. ред. Е. В. Куканова. - М.: ИИУ МГОУ, 2016. - 212 с.

6. Девиантное поведение: причины, тенденции, профилактика: сборник научных трудов / Институт социальной педагогики РАО, под ред. Е. В. Кукановой. - М.: ИИУ МГОУ, 2015. -168 с.

7. Клейберг Ю. А. Девиантное поведение в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов. 2-е изд., стереотипное. - М.: НОУ ПО Московский психолого-социальный институт, 2008. - 304 с.

8. Конев Ю. М., Белоножко М. Л., Барбаков О. М. Социальные настроения сельских жителей юга Тюменской области // Социологические исследования. - 2016. - №3. - С. 82-87.

9. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пос. для студ. высш. учеб. завед. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

- 288 с.

10. Телегина Ж. А., Телегина Л. Н. Социальные проблемы сельских территорий в Курганской области // Экономика сельского хозяйства России. - 2014. - № 6. - С. 62-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.