Научная статья на тему 'Этногенетические и онтологические предпосылки педагогизации сельского социума'

Этногенетические и онтологические предпосылки педагогизации сельского социума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ СОЦИУМ И ЕЕ СТРУКТУРА / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОЦИУМА / ФОЛКБИЛДНИНГ (FOLKBILDNING) ВЫСШАЯ НАРОДНАЯ ШКОЛА / _ АНДРАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Любовь Егоровна

В статье выделяются и характеризуются структурные элементы социальной среды сельского образовательного пространства. Дана подробная характеристика результатов анкетирования современного сельского учителя по разным параметрам. Сделан вывод, что в вузовской подготовке сельского учителя крайне недостаточно обращается внимание на выработку умений и навыков работы в микросреде по повышению педагогической культуры населения, педагогизации социума. В работе выявлены психолого-педагогические условия, приобщающие население социума к работе по воспитанию детей и молодежи, названы первоисточники, где описывается отечественный и зарубежный опыт такой работы, что является проблемой исследования автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этногенетические и онтологические предпосылки педагогизации сельского социума»

УДК37.0+316.3/.4+39

Васильева Любовь Егоровна

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий отделом довузовской подготовки, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, [email protected],Чебоксары

ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКИЕ И ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕДАГОГИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА

Аннотация. В статье выделяются и характеризуются структурные элементы социальной среды сельского образовательного пространства. Дана подробная характеристика результатов анкетирования современного сельского учителя по разным параметрам. Сделан вывод, что в вузовской подготовке сельского учителя крайне недостаточно обращается внимание на выработку умений и навыков работы в микросреде по повышению педагогической культуры населения, педагогизации социума. В работе выявлены психолого-педагогические условия, приобщающие население социума к работе по воспитанию детей и молодежи, названы первоисточники, где описывается отечественный и зарубежный опыт такой работы, что является проблемой исследования автора.

Ключевые слова: сельский социум и ее структура, социальный портрет сельского учителя, социальный партнер по воспитанию детей, психолого-педагогические условия повышения педагогического потенциала социума, фолкбилднинг (ЫкЫЫт^) - высшая народная школа,_ андрагогика.

Vassilyeva Lubov Yеgorovna

Candidate of pedagogical sciences, Assistant Professor, manager of high school training department, Chuvash State Agricultural Academy, Russia, [email protected], Cheboksary

ETHNOGENETIC AND ONTOLOGICAL PRECONDITIONS OF THE PEDAGOGIZATION OF RURAL SURROUNDING

Abstract. Structural elements of social surrounding of rural educational space are choosed and characteriesed. Detailed characteristic of guestionnare of modern village teachers in different parameters is given. The author has come to a conclusion, that in higherschool for village teachers little attention is paid to forming practical skills for working in school surrounding to increasc pedagogical culture of the population. Psycological and pedagogical conditions, accustoming population of school surrounding to the children and youth upbringing are brought out, primary sourcers are named, where national and international experience of such work is described.

Key words: rural surrounding and its structure; social portrait of village teacher; social partner in children upbringing; pscycological and pedagogical condition of increasing of pedagogical potential of surrounding.

Сельский социум - это село (деревня, поселок сельского типа), где находятся образовательно-воспитательные медицинские, культурно-просветительные, спортивные, отраслевые организации и учреждения, семья, всевозможные общественные организации и объединения и др. Согласно данным переписи населения в России сегодня насчитывается 155 тысяч сел, из них: 30% - заброшено, 22%-малочисленны. Российское село во многих отношениях потеряло свою

традиционную стабильность, значительно изменился в худшую сторону (в таком состоянии российские села никогда раньше не находились). Но, несмотря на происходящие значительные изменения, сельский тип поселения остается благоприятным для формирования личности, так как в нем достаточно высок социальный контроль за поведением подрастающего поколения, ибо все еще сохраняется интенсивное взаимное общение населения, невыражено имуще-

ственное расслоение сельчан (в городских условиях в отличие от села большое влияние на подростков оказывают уличные неформальные объединения. Вследствие чего поведение подростков становится менее контролируемым со стороны родителей, школы и общественности, завися от норм поведения, ценностей в неформальных объединениях). Деревенские жители хорошо знают друг друга, любой негативный фактор в жизни села становится предметом обсуждения и оценки со стороны окружающих. Отсутствие больших социальных и культурных различий людей создает благоприятные условия близкого соотношения между жителями, старшими и младшими по возрасту. Современные деревни и села сохранили многие традиционные черты сельского образа жизни, в том числе и воспитание детей посильным трудом, близостью к земле, природе, социальной среде и жизни.

За последние годы в связи с распадом колхозов и совхозов в селах большое распространение получила безработица, поиск временной (сезонной) работы в стороне, что отрывает их от семьи и тем самым происходит ослабления отцовского влияния и контроль над поведением детей.

Исследования показывают [7], что сегодня морально-психологический настрой значительной части родительской общественности характеризуется напряженностью, подавленностью, беспокойством за судьбу родной деревни, родной земли, значительная часть которой сегодня не используется. Преобладающая часть матерей не спокойны за будущее детей и семьи. Необходимы кардинальные меры в масштабе страны по восстановлению сельского хозяйства, надежды на процветание фермерства в сельской местности пока не оправдываются.

Организаторами и координаторами воспитательной деятельности различных подструктур социума являются учебно-воспитательные учреждения: учителя, классные руководители, социальные педагоги, психологи, воспитатели, руководители производственных учреждений. Сельский учитель, как и раньше, остается главной фигурой сельского образовательного социума, носителем и пропагандистом национальной культуры, сторонником формирования этнической идентичности и национального

самосознания у учащихся. Однако за годы бесконечных реформ, переоценки духовно-нравственных ценностей общества он существенно изменился, стал менее успешным, благополучным, влиятельным, менее морально ответственным за результаты своего педагогического труда, за судьбы страны, за ее настоящее и будущее (раньше учитель обладал высоким авторитетом на селе. Он не ограничивал свою деятельность рамками школы: в 20-30-е годы прошлого века он был активным участником создания новой школы, социально-экономического переустройства деревни, организатором культурно-просветительной деятельности на селе, работы по ликвидации неграмотности среди крестьян; в годы войны сельский учитель стал инициатором работы по привлечению школьников к общественнопрактическим делам в помощь фронту в сельскохозяйственное производство; в послевоенные годы деятельность учителя была тесно связана с задачами социального, экономического и культурного подъема и развития села. При этом органы власти создавали условия для повышения социального статуса учителя в обществе, превращения сельского учителя в опору государственной власти в деревне. Учитель всегда был гордостью общества, совестью нации [2]. Сегодня ситуация изменилась. Произошедшие в России в конце ХХ века перемены оказали колоссальное воздействие на учителя, на его статус и положение в обществе, на условия его профессиональной деятельности и социальной жизни, оплату труда и соблюдение других его социально-трудовых прав» [142, с. 5-6].

Усложнение образовательных и воспитательных задач, стоящим перед сельским учителем по формированию инициативного, высококультурного, делового человека, «требует создания оптимальных условий для эффективного их решения, осознания сущности процессов, происходящих сегодня в кадровом обеспечении школы высококвалифицированными специалистами» [1, с. 8].

Сотрудниками Института педагогики социальной работы РАО было проведено анкетирование учителей различных регионов Российской Федерации по выявлению проблем, волнующих сегодня сельское учительство. Анкетированием было охвачено 1859 учителей их 20 сельских районов: учрежде-

ния начального, основного общего и среднего полного, школы с углубленным изучением ряда учебных предметов, школы-детские сады, школы-интернаты, различные центры образовательных услуг и др.

В результате анкетирования было выявлено, что в 77,2% сельских школах более половины учителей имеет возраст от 30 до 50 лет, из них количество учителей в возрасте от 18 до 35 лет составляют всего 7,2%, пенсионного возраста - 42,9%; по стажу работы учителя распределялись следующим образом: до одного год - 2,6%; от 1 до 3 лет - 5,9%; от 4 до 5 лет -4,8%; от 6 до 9 лет - 10,8%; от 10 до 25 лет - 45,9%; от 25 и выше -23,6%; по место жительству: проживают на селе с рождения - 62,2%; выпускниками своей школы являются - 40,8%; членами учительской семьи, работающими в данной школе - 10,8%; каждый четвертый учитель сельской школы является выходцем из учительской семьи; 18,1% учителей получают пенсию за выслугу лет; 12% -по возрасту; 72,7% - имеют свою семью; 90% - имеют детей, из них 48,1% - двоих детей; 10% - троих; 2,8% - четверых и более детей; 95% сельских учителей в целом и частично удовлетворены педагогической работой, выбором профессии; к числу преимуществ учительской работы относят: возможность свободно распределять своего времени после работы (3,8%); наличие перспектив творческого и профессионального роста (4,1%); престиж учительской профессии (1,9%) - оказался фактически утраченным; к основным мотивам работы на селе являются факторы с детства проживание на селе (40,2%), проживание родителей на селе (19,3%), регулярная, гарантированная оплата труда (35%), отсрочка от службы в армии (2,9%), другие (8%).

Анкетирование также показало, что из 775 опрошенных сельских учителей имеют: 1) почетное звание «Народный учитель РФ»-

0,2%; 2) «Заслуженный учитель РФ» - 13%; 3) «Отличник народного образования -12,6%; 4) государственных премий, медалей, орденов удостоены - 3,8%; 5) Орден «За заслуги перед Отечеством» - нет (в советское время, 50-х годах прошлого столетия, большое внимание обращалось на правительственное поощрение учителей. Так, за плодотворный 25-и летний педагогический

работы учитель награждался орденом «Трудового Красного знамени», 30-и летний безупречной труд в школе - орденом Ленина).

В 2008 - 2009 годах в сельских школах республики нами было проведено анкетирование учителей по ряду вопросов. Приведем отдельные данные.

На вопрос: «Какие социально-бытовые и другие факторы действительности сегодня вызывают у вас беспокойства?». Ответы: оплата труда учителя (28,3%); учебно-методическое обеспечение (20,1%); условия труда, отсутствие времени на самообразование, профессиональное самосовершенствование (7%); совмещение должностей по материальным соображениям (2,8%); будущее родного села, школы (74,3%); ухудшение материального положения сельчан из-за отсутствия работы по месту жительству (80%).

Ряд ответов нами получены в письменном виде, где к негативным факторам отнесены: демографический спад в сельской местности; нехватка жилья для молодых специалистов; отмена льгот учителям, работающим в сельских условиях; пропаганда СМИ насилия, ненависти, жестокости среди людей; распространение пьянства среди сельского населения; увеличение числа «семей риска» на селе; снижение моральной ответственности родителей за воспитание детей и др.

Нами также был задан учителям ряд вопросов, на которые получили ответ в виде «да» или «нет». Приведем ответы учителей на некоторые из них: «Имели ли в вашей школе в последние три года: а) случаи отъезд из деревни учительских семей? («да» - 35,6% , «нет» - 64,1%); б) переход учителей на работу, не связанную с педагогической профессией? («да» - 46,3 %; «нет» - 53,1%); в) имели ли место переезд из села в город, рабочий поселок»?» («да» -28,4%; «нет» - 71,6%); г) удовлетворены ли вы социальными условиями жизни на селе? («удовлетворены»-3,5%; «частично удовлетворены» - 44,6%; «не удовлетворены»); д) все ли от вас зависящее вы делаете, чтобы поднять педагогическую культуру сельчан? («да» - 56%; «нет» - 30%; «не могу сказать» - 14%).

Ответы на последний вопрос показывают, что в сельском образовательном социуме идет процесс переоценки учителями своей роли в повышении общекультурного,

педагогического уровня населения. Если среди учителей 56% опрошенных довольно высоко оценивают свою роль в жизни села, то только 44% родителей придерживаются такого мнения, 20% родителей считают, что роль современного учителя в жизни села нуждается в значительном повышении. Анкетирование среди родителей по вопросу: «Какие качества Вы хотели бы увидеть у учителей вашей школы?» показало, что наиболее ценными качествами у сельских учителей они считают: «преданность к своему делу» (65,4); «честность», «порядочность», «любовь к детям», «скромность», «справедливость» (34-36%), а также «настойчивость в повышении качества знаний и умений у учащихся» (70-80%). В ответах проглядывалась обеспокоенность родителей подготовкой детей к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях, к дальнейшему продолжению образования.

По признанию большинства учителей, самой характерной для сельского образа жизни сегодня стало отсутствие перспектив для молодежи (69,3%), а также социальная деформация сельского населения (39,1%). В то же время все еще традиционны для сельчан скромность в запросах и потребностях (53,8%); привязанность к земле (39,3%); приверженность к прошлым идеалам (65,8%), верность к исторической памяти (10,8%); высокая требовательность к нравственности (78%); живучесть духа коллективизма, дружественного настроя, доверия к местным властям.

Ответы на анкетные вопросы показали, что большинство учителей против бесконечных реформ не только в области образования, но и в других сферах жизнедеятельности. Люди хотят стабильности в стране, устали от бесконечных перемен, слов, обещаний. Свыше 50% сельских учителей, по утверждению авторов работы «Кадры сельской школы России» [4] , не знают о существовании программы «Развитие образования на селе».

Противоречив в сознании учителей и родителей сегодняшней статус России в мировом сообществе: 54% сельских учителей и 69% родителей учащихся продолжают считать Россию великой державой, многие -второсортной страной со слаборазвитой промышленностью и отсталым сельским

хозяйством, сырьевой базой мировой экономики. Около 70% сельских учителей и 55% родителей считают сегодняшнюю Россию коррумпированной, социально несправедливой страной, не являющейся правовым государством. В то же время суждения и действия около 70% сельских учителей и 55% родителей носят ярко выраженный патриотический характер.

Развитие нашего общества в последние два десятилетия изменило гражданские мотивы, потребностно-компетентност-

ный, личностно-ориентированный подходы к проблеме обучения и воспитания подрастающего поколения. В педагогической литературе больше начали говорить об образовании, отставляя на задний план воспитание. Все это стало одной из причин кризиса основных институтов воспитания, в том числе и школы, и семьи, который проявился в увеличении детской преступности, алкоголизма, наркомании, беспризорности, бродяжничества, вовлечения их в аморальные, антиобщественные поступки. В стране увеличилось количество социальных сирот. В воспитании подрастающего поколения исключительное значение имеют факторы внутреннего порядка, свойственные стране: экономические, политические, социальные изменения в обществе, принесшие с собой смену ценностных ориентаций, что для подавляющей части населения выразилось в потере нравственных ориентиров. Д. И. Фельдштейн отмечает наличие дефицита позитивного воздействия на детей всех институтов социализации: семьи, среды обитания, средств информации, образовательных и воспитательных учреждений [9, с. 3-4].

Как и многие другие прогрессивные педагоги прошлого П. Ф. Каптерев указывал на естественную связь матери с ребенком, ее духовную близость к нему, выступал за педагогическую подготовку родителей, отмечал, что многие матери оказываются слишком непоследовательны в осуществлении педагогических принципов, в применении мер воспитательного воздействия. По его убеждению, причиной этого является отсутствие у них педагогической подготовки [3, с. 36].

Н. И. Ильминский в статье «Беседа о народной школе» пишет, что народная школа

должна образовывать непосредственно людей, из которых слагается народ. Она должна быть обязательна для каждого человека [1,с. 163]. Вопросы развития педагогической культуры родителей рассмотрены в «Лекциях о воспитании детей А. С. Макаренко [7], в монографии Л. Е. Васильевой [2] «Опыт развития педагогической культуры родителей учащихся сельских школ», научно-педагогическим основам андрагоги-ки посвящена монография Т. П. Зотовой и В. К. Кириллова «Опыт образования взрослых в скандинавских странах, возможности его использования в отечественной педагогической системе». В ней отмечается, что «образование взрослых способствует умножению и расширению имеющегося запаса знаний сокращению разрыва в образовании у представителей разных поколений, возникающего в связи с устареванием знаний на фоне быстро развивающихся технологий, появления новой информации и новых профессий. Этот вид образования предоставляет людям дополнительные возможности в повышении профессиональной квалификации. Делая их конкурентоспособными на рынке труда, тем самым, улучшая их качества жизни» [5, с. 4].

Усложнение образовательных и воспитательных задач, стоящих перед сельской школой по формированию инициативного, высококультурного, делового человека, требует создания оптимальных условий для эффективного их решения [8]. Среди этих условий первостепенное значение имеет разработка государственной политики дальнейшего развития сельского хозяйства, подготовка высококвалифицированных кадров, умеющих вести работу по повышению педагогической культуры родителей, добровольных помощников школы по воспитанию де-

тей, организации их жизнедеятельности во внеучебное время (педагогическая культура - эта та сфера материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей в семье, школе, ее формирование требует, как мы отметили выше, системно-целостного подхода, соотнесения деятельности соприкасающихся со школой социальных партнеров: семьи, средств массовой информации, социальной и природной среды и др.).

Библиографический список

1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала ХХ в. - М.: Педагогика, - 1990. - 608 с.

2. Васильева Л. Е. Опыт развития педагогической культуры родителей учащихся сельских школ: монография. - Чебоксары, Госкомиздат Чувашской Республики, 2009. - 150 с.

3. Ветлугина А. Видный теоретик семейного воспитания. - М.: Просвещение, - 1981. - 96 с.

4. Гурьянова М. П., ПальчиковаТ. В. Кадры сельской школы России. - М.: Изд-во ИПСР РАО, 2003. - 176 с.

5. Зотова Т. П., Кириллов В. К. Опыт образования взрослых в скандинавских странах, возможности его использования в отечественной педагогической системе: монография. - Чебоксары: Изд -во ЧГПУ, - 2006. - 135 с.

6. Иванов Н. И. Школьное образование в Чувашской АССР. // Национальная школа РСФСР за 40 лет. - М.: АПН, 1958. - с. 197.

7. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. - Минск: Нар. Асвета, - 1978. - 96 с.

8. Сельская школа и село. Россия начала XXI в. (социологический анализ) - М., Просвещение, 2003. - 503 с.

9. Фельдштейн Д. И. Глубокие изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. - М.: МПСИ, 2011. - 16 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.