/88 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 4 (46) УДК 614.8.01
Влияние реальных опасностей для населения на состояние системы гражданской обороны страны
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2015
В.Г. Нарышкин
Аннотация
Кратко обозначены реальные опасности для населения и объектов на территории СССР и РФ за весь период существования государства. Показано, как изменения этих опасностей влияли на становление и развитие гражданской обороны страны. Обоснована необходимость совершенствования подготовки к защите и защиты населения на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также реформирования ряда компонентов системы гражданской обороны РФ с учетом реальных военных опасностей.
Ключевые слова: военные опасности; средства поражения; гражданская оборона; защита населения от военных опасностей и угроз; местная противовоздушная оборона (МПВО), гражданская оборона СССР, МЧС России, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), чрезвычайные ситуации.
Influence of the Real Dangers to the Public on the State of the Country's Civil Defense System
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2015
V. Naryshkin
Abstract
Briefly marked a real danger to people and objects on the territory of the USSR and the Russian Federation for the entire period of existence of the state. We show how these changes affect the dangers of the formation and development of civil defense of the country. The necessity of improving the preparation of his defense and protection of the population in the territory of the Russian Federation from the dangers arising from the conduct of hostilities, as well as reform of a number of components of the system of civil defense of the Russian Federation in view of real military threats.
Key words: war risk; weapons; civil defense; protection of the population from military dangers and threats; local air defense, civil defense of the USSR, the Russian Emergencies Ministry, a unified state system of prevention and liquidation of emergency situations, emergency situations.
Состояние системы гражданской обороны в СССР и Российской Федерации на разных этапах ее строительства находилось в прямой зависимости от характера реальных опасностей для населения, объектов экономики, военно-промышленного комплекса, материальных и культурных ценностей страны в целом (далее — защита населения).
В Советской России потребность в защите населения от военных опасностей впервые возникла 3.03.1918, когда от бомбардировки немецкой авиации пострадали жители Петрограда (Санкт-Петербург).
Реальная потребность в защите населения от ударов противника по населенным пунктам, значительно удаленным от линии фронта, образовалась в ходе Первой мировой войны. Реальная опасность поражения городов и объектов тыла не только сохраняется до настоящего времени, но и возможности ударных средств многих стран по объектам на территориях любых государств неимоверно возросли. В том числе по количеству, разнообразию и возможностям средств доставки — это артиллерия, авиация, ракеты наземного и воздушного базирования с возможностью доставки боеприпасов в любую точку Земли и точностью попадания до нескольких метров. По средствам поражения — это так называемые «обычные», эффективность поражающего действия которых можно наблюдать на телеэкранах, а также химические и ядерные боеприпасы, эффективность поражающего действия которых известна по результатам испытаний.
Если в 30—40-е годы прошлого века авиация воюющих государств была способна к нанесению ударов по городам за линией фронта в прифронтовой полосе, то, начиная с 50-х годов, развивались дальняя бомбардировочная авиация, военно-морской флот, а также ракеты наземного и морского базирования, снаряженные ядерными или обычными боеприпасами, способные поражать объекты на дальности свыше десяти тысяч километров.
В конце 70-х — начале 80-х годов были разработаны высокоточные боеприпасы, а также разведывательно-ударные и разведывательно-огневые комплексы, быстрыми темпами налажено их производство.
Происходит увеличение доли оружия и боеприпасов, созданных на основе «искусственного интеллекта», нанотехнологий, а также роботизированных комплексов и оружия на новых физических принципах. Ядерное оружие в РФ развивается в пределах потребности для удержания противника от вооруженного нападения. Кроме того США затрачивают огромные средства на создание и развертывание системы ПРО в Европе, чтобы обезопасить территорию своей страны от возможного ответного удара. Тем самым они стремятся получить возможность безответно наказывать любую страну по прихоти США, продлив себе военное превосходство, и обеспечить мировое господство.
В вооруженной борьбе происходит смещение центра военных действий в воздушно-космическую сферу, где целями становятся преимущественно объекты
на территории воюющих государств, то есть — на объекты ГО. Сегодня, по оценке Генштаба ВС РФ,«в случае войны поражению с воздуха может быть подвергнуто до 80 % территории России» [4].
В результате своевременной или запоздалой оценки реальной опасности для населения городов и важных объектов система гражданской обороны страны сформировалась к 1943 году, а затем на разных этапах ее строительства неоднократно перестраивалась и даже перенацеливала свои основные усилия на решение текущих задач в мирное время. При этом в зависимости от характера и степени реальных опасностей для населения, важных объектов экономики и военно-промышленного комплекса (далее — населе-ния)каждый раз изменялись темпы развития, состав, структура и состояние ГО. В случаях, когда количественные изменения переходили в качественные, происходили коренные изменения и даже переименование системы ГО.
Созданию МПВО СССР, предназначенной для защиты населения городов и объектов тыла от воздушных ударов противника в прифронтовой полосе, предшествовал длительный подготовительный период. МПВО как система была сформирована только 4 октября 1932 года. Но с учетом всё возрастающей военной опасности со стороны Германии, МПВО активно развивалась и до 1941 года претерпела несколько реорганизаций. Так, в 1940 году МПВО была передана из Наркомата обороны в Наркомат Внутренних дел. К началу Великой Отечественной войны МПВО подошла подготовленной к войне, однако максимально способной к решению всех стоящих перед ней задач МПВО стала только к 1943 году, когда ее состав и структура соответствовали реальным военным опасностям, а ее численность была доведена до 6 млн человек. В ходе войны МПВО сохранила жизнь и здоровье миллионам советских людей, обеспечила возможность для работы объектов тыла (рис 1).
В послевоенные годы численность МПВО была значительно сокращена. Вместе с тем, органы управления и силы МПВО выполнили огромный объем работ по восстановлению народного хозяйства СССР.
В 1961 году на базе МПВО с некоторым опозданием была создана структура — ГО СССР, которая строилась с учетом взглядов на ведение войны с применением ядерного оружия. К тому времени США уже накопили значительные запасы ядерных боеприпасов и средств их доставки на территорию СССР. Но реальная опасность ядерной войны подстегнула к развитию ГО СССР опережающими темпами. В начале 70-х годов ГО СССР была передана в состав Минобороны СССР. Руководство гражданской обороной на государственном, областном уровнях и на объектах осуществлялось через штабы ГО, а также службы: связи, инженерная, убежищ и укрытий, противопожарная, медицинская, охраны общественного порядка, коммунально-техническая, санитарной обработки людей и обеззараживания одежды, охраны животных и растений, материально-технического снабжения и др. В конце 70-х годов были приняты
/90 См! SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, N0. 4 (46)
общие требования по повышению устойчивости работы отраслей народного хозяйства в военное время, внесены изменения в систему подготовки руководящего состава органов ГО, а также введено всеобщее обучение населения способам защиты от оружия массового поражения (ОМП). В эти годы ГО СССР была признана одной из лучших подобных систем в мире.
К середине 80-х годов она составляла мощную общегосударственную систему обеспечения безопасности населения и важных объектов страны на военное время. Было развернуто активное строительство защитных сооружений ГО и подземных объектов. Под скалы и в шахты прятали командные пункты и баллистические ракеты, ангары и военные заводы. В частности, была построена база для подводных лодок, расположенная в скалистом берегу бухты Балаклава под Севастополем. Здесь могли одновременно ремонтироваться две подводные лодки, а в отдельном помещении находился склад ядерных боеголовок (рис. 2).
Рис. 2. Штольня в Балаклаве — бывшая база советских подводныхлодок
Но в годы так называемой «перестройки», после роспуска военной организации государств Варшавского Договора и развала Советского Союза, насту-
пило резкое ослабление внимания к гражданской обороне страны. Этому способствовали вывод о якобы «невозможности ядерной войны, составляющей угрозу существования человечества»,а также провозглашение М.С. Горбачевым утопического мнения о«новом политическом мышлении», связанного окончанием «холодной войны» и потеплением в международных отношениях. Естественно, что когда СССР начал самостоятельно сдавать завоеванные позиции, военные угрозы со стороны Запада временно снизились. Соответственно, ослабилось внимание к Вооруженным Силам СССР и гражданской обороне, а глубокий социальный и экономический кризис в стране поставили систему ГО на грань выживания. Она оказалась недостаточно способной оперативно реагировать даже на крупномасштабные аварии и стихийные бедствия. При ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986 г.) и катастрофического землетрясения в Армении (1988 г.) пришлось прибегнуть к срочному мобилизационному развертыванию соединений и частей Минобороны и ГО СССР Эти обстоятельства в 1991году вызвали необходимость отказаться от сохранения остатков системы ГО СССР в прежнем виде и перенацелить ее усилия на решение текущих задач в мирное время — по защите населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного характера.
В период с 1991 по 1994 гг.оперативно сформировалась новая структура — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), которое создало законодательную и нормативную базу по защите от ЧС, на основе которой впоследствии была сформирована Единая системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС). Функции МЧС России и РСЧС были сосредоточены на ликвидации ЧС. В этой деятельности МЧС России вышло на передовые пози-
ции в мире. МЧС России добилось больших успехов в оперативном реагировании на ЧС и спасении пострадавших. «Только в 2014 году органы управления и силы РСЧС реагировали на 262 чрезвычайные ситуации, более 4,3 тыс. происшествий и на все крупные пожары» [2]. Всего за 25 лет своей деятельности МЧС России участвовало в ликвидации почти 30 тыс. ЧС на территории РФ и в более 450 гуманитарно-спасательных операциях за рубежом. Спасено более миллиона человеческих жизней.
Главной заслугой МЧС России следует считать накопление сил ГО, прежде всего формирований постоянной готовности. Однако для защиты населения от современных военных опасностей, которые стали составлять главную угрозу для РФ, возможностей сил ГО явно недостаточно.
В 2012—2015 гг. в МЧС России вновь идет активный поиск путей совершенствования вопросов подготовки к защите и защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий на территории РФ. Это связано с общим осложнением международных отношений на глобальном и региональных уровнях, которое, в том числе, вызвало изменение официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и на вооруженную защиту Российской Федерации. Причем в Военной доктрине РФ, опубликованной 30.12.2014, подчеркнуто, что ее положения «конкретизируются в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию и могут корректироваться в рамках стратегического планирования» [3].
Известно, что и в военное время деятельность по предупреждению и ликвидации ЧС сохранится в функции ГО РФ (рис. 3), но объем задач по подготовке к защите населения в случае войны, а также задач, возникающих в особый период и в военное время, может превзойти в десятки и сотни раз.
В Минобороны России с 2008 года осуществляется реформирование ВС РФ, которые, как показали множественные учения на стратегическом уровне, а
также реальные удары авиации и крылатых ракет с кораблей в акватории Каспийского моря по объектам экстремистов на территории Сирии, уверенно приобретают современный облик.
В МЧС России и РСЧС добились значительных успехов в защите населения и территорий при возникновении ЧС природного и техногенного характера, но усилению военной опасности пока не придается должного внимания. Однако сейчас в Российской Федерации наступил момент не просто совершенствования или развития, а существенного реформирования системы гражданской обороны.
Для этого потребуется:
во-первых, сохранить эффективно действующую систему предупреждения и ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий;
во-вторых, привести облик ГО РФ в полное соответствие потребностям функционирования в условиях военного времени.
Чтобы обеспечить способность и готовность системы ГО РФ решать задачи по защите населения, материальных и культурных ценностей при нанесении противником ударов современными средствами по населенным пунктам, объектам ВПК и экономики на всей территории страны, МЧС России и РСЧС нуждаются в серьезных преобразованиях.
Помимо переработки Федеральных законов и уточнения нормативно-правовой базы важным компонентом, нуждающимся в срочном реформировании, является система управления ГО РФ. Известно, что основным принципом строительства любых систем управления, созданных для руководства в военное время, является постоянное содержание их организационной структуры и состава в состоянии, обеспечивающем способность управлять силами ГО в условиях начавшейся войны без существенной перестройки. Нарушение этого принципа привело к тяжелым последствиям при внезапном развязывании Германией 22 июня 1941 года войны против СССР. Система управления Красной Армии была нарушена
* Особый период, в зависимости от условий обстановки может приходиться на периоды: а) до начала войны, в случае ее непосредственной угрозы; б) частично в мирное и военное время; в) в ходе войны, в случае внезапного нападения агрессора.
Рис. 3. Основное содержание деятельности МЧС России и системы ГО в различных условиях обстановки
/92 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 4 (46)
и оказалась не способной решать задачи управления войсками в начальный период войны
В настоящее время важнейшей составной частью системы управления гражданской обороны России являются ЦУКСы, то есть по сути дежурные органы управления, наделенные определенными полномочиями. Как показала практика, они способны в полной мере решать задачи при возникновении ЧС только до момента формирования оперативных штабов ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ОШ ЛЧС) и начала работы комиссий. Данная система максимально отвечает условиям мирного времени, но не в полной мере позволяет без перестройки осуществлять управление в условиях внезапно начавшейся войны.
В системе органов управления МЧС России ликвидированы основные органы управления — штабы ГО, доказавшие свою способность обеспечивать централизованное управление войсками (силами) в ходе войны. Без штабов ГО на федеральном, региональном, субъектовом, муниципальном и местном уровнях при управлении ведением ГО в условиях военного нападения не обойтись. Только штабы будут способны в условиях войны на основе решения руководителя организовывать и проводить все важнейшие мероприятия ГО. Помимо штабов в системе органов управления ГО РФ должны быть восстановлены необходимые службы по видам обеспечения. * * *
Определение перспектив реформирования ГО РФ является важной научной и практической задачей. Мы наблюдаем множество научных исследований только в области предупреждения и ликвидации ЧС.
Литература
1. Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 29.07.2015) «О гражданской обороне».
2. Годовой отчет МЧС России о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» в 2013 году».
3. Военная доктрина Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации, опубликована 30.12.2014
4. Шушканов В.Г. Характер войн и вооруженных конфликтов первой четверти XXI века // ОБЖ. 2013. № 2.
Сведения об авторе
Нарышкин Владимир Геннадьевич: к. воен. н., ФГБУ
ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
Тел.: (499) 216-42-41.
SPIN-код — 2124-9274.
Information about authors
Naryshkin Vladimir G.: Candidate of Military Sciences, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Leading Researcher. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (499) 216-42-41. SPIN-scientific — 2124-9274.