УДК 351.862
Барышев П.Ф.
О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
В статье представлен для, обсуждения комплекс мер, разрабатываемый в целях реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, направленный на достижение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от, опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях. Автором обоснованы и сформулированы основные задачи и перечень конкретных мероприятий по реализации государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на современном этапе.
Ключевые слова: гражданская, оборона, защит,a, населения и территорий, чрезвычайные ситуации, военные конфликты.
Baryshev P. F.
ON MEASURES ТО IMPLEMENT THE STATE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF CIVIL DEFENSE
The article presents for discussion a set of measures designed to implement the Fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the field of civil defense for the period until 2030 aimed at achieving the necessary level of protection of the population, material and cultural values from the dangers arising in military conflicts and emergency situations. The author substantiated and formulated the main tasks and a list of specific measures to implement the state policy of the Russian Federation in the field of civil defense at the present stage.
Keywords: civil defense, protection of the population and territories, emergency situations, military conflicts.
Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696 утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года. Необходимость их принятия обусловлена существенными изменениями как внутренних социально-экономических условий в нашей стране, так и внешней военно-политической обстановки.
Это потребовало коренного пересмотра подходов к организации защиты населения, материальных и культурных ценностей в современных условиях не только в военное время, но и в условиях крупномасштабных чрезвычайных ситуаций. При этом особое внимание было уделено:
развитию системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне;
совершенствованию организации взаимодействия федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач гражданской обороны.
Основной целью организации данной работы является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях [1].
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить ряд важнейших задач по совершенствованию (реконструкции) основных элементов организации, ведения и всестороннего обеспечения гражданской обороны:
нормативно-правовая и нормативно-техническая база в области гражданской обороны;
системы управления, оповещения и информирования населения;
201713(34)
система подготовки должностных .лиц к выполнению мероприятий но гражданской обороне;
деятельность органов исполнительной власти и их координация;
силы гражданской обороны:
система обеспечения мероприятий но гражданской обороне.
Решение поставленных задач предполагается осуществить в два этана, схематично изображенных на Рисунке 1.
Этапы решения задач по совершенствованию основных элементов организации, ведения и всестороннего обеспечения гражданской
о бор оны (до 20 3 0 года)
I этап (до 2020 года)
II этап (до 2030 года)
Формирование нормативной правовой базы гражданской обороны;
Проведение мероприятий по совершенствованию системы управления гражданской обороной;
Обеспечение сип гражданской обороны современными отечественными образцами техники и оборудования^
Внедрение новых подходов к инженерно -технич е ским мероприятиям гражданской обороны:
Внедрение в систему гражданской обороны
передовых технологий защиты населения
Создание гибкой системы мероприятий по защите населения, материальных л культурных ценностей с учетом тенденций,
опасностей, угроз,
о с о б енно стей р егионо в,.
Рисунок 1 Этапы решения задач но совершенствованию основных элементов организации, ведения и всестороннего обеспечения гражданской обороны (до 2030 года)
Подробнее остановимся на основных направлениях реализации государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на нервом этане.
I. Совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны
В рамках этого направления МЧС России в последние годы проделана большая работа но
внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части внедрения новых подходов в области гражданской обороны и, прежде всего, но актуализации задач гражданской обороны, в том числе Федеральный закон «О внесении изменений в закон «О гражданской обороне».
Кроме этого, подготовлен и принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на:
развитие системы обеспечения мероприятий по гражданской обороне (Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2015 г. № 1231 «О внесении изменений в Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804»), что позволило распределить задачи по качественному и всестороннему обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
изменение порядка отнесения территорий к группам по гражданской обороне (Постановление Правительства РФ от 22 октября 2015 г. № 1131 «О внесении изменений в Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 1998 г. № 1149») и установление новых требований по зонированию территорий с учетом прогнозируемого характера военных конфликтов;
изменение порядка создания убежищ гражданской обороны (Постановление Правительства РФ от 18 июля 2015 г. № 737 «О внесении изменений в Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309») и пересмотр требований по инженерной защите населения с целью оптимизации обеспечения населения защитными сооружениями;
изменение правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей (Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2016 г. № 61 «О внесении изменений в Правила эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы»), что позволило с учетом новых подходов к определению опасностей при ведении военных конфликтов перераспределить безопасные районы и сократить параметры проведения эвакуационных мероприятий;
изменение Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне (Постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 г. № 804 «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения»), что позволило закрепить ответственность руководителей организа-
ций по выполнению и обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;
изменение Положения о создании в организациях структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2016 г. № 1041 «О внесении изменений в Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны»), что позволило на качественно новом уровне организовать работу структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны с учетом современных требований по гражданской обороне.
В развитие данных постановлений правительства в МЧС России разработан и утвержден ряд приказов, направленных на их практическую реализацию.
В настоящее время проведена работа по обоснованию необходимых изменений в проект нового Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций», направленного на совершенствование системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне [2].
В данном проекте закреплены новые основополагающие понятия [3]:
система обеспечения выполнения мероприятия по гражданской обороне, при этом ресурсы РСЧС определены как её составная часть;
организация, обеспечивающая выполнение мероприятий по гражданской обороне; инженерная защита населения; спасательные службы гражданской обороны и ряд других.
Кроме того, в данном проекте Федерального закона:
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях повышения оперативности реагирования, сокращения возможного ущерба и обеспечения безопасности населения наделены соответствующими полномочиями по введению в действие планов гражданской обороны и защиты населения в субъекте Российской Федерации в полном объеме или частично при угрозе возникновения или возникно-
2017'3(34)
вении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
с целью снижения излишней финансовой нагрузки на бюджет исключены из перечня организаций, которые должны создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения, те объекты и организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов, в зонах возможных опасностей которых не ведется хозяйственная или иная деятельность;
вводится принцип приоритетности профилактических мероприятий.
В настоящее время проект федерального закона прошёл необходимые согласования и подготовлен для внесения на рассмотрение в Правительство Российской Федерации. Планируемый срок принятия - IV квартал 2017 года.
С целью оптимизации количества разрабатываемых документов подготовлен и утвержден новый перечень рекомендованных законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и Методические рекомендации по разработке законодательных и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области гражданской обороны. Новый перечень теперь включает в себя 12 нормативных правовых актов вместо 17. Все эти документы опубликованы на официальном сайте МЧС России. Руководителям субъектов Российской Федерации необходимо организовать переработку нормативных правовых актов в соответствии с данным перечнем и завершить эту работу до 2020 года.
В последние годы совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в рамках развития национальной системы стандартизации в области нормативного технического регулирования гражданской обороны и защиты населения научно обоснованы, разработаны и приняты 70 национальных стандартов. Приказами Минстроя России в 2016 году было утверждены рад новых сводов Правил:
изменение № 1 к Своду правил (далее - СП) 88.13330.2014 «Строительные нормы и правила (далее - СНиП) И-11-77* Защитные сооружения гражданской обороны», утверждено приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 года
№ 960/пр;
«СНиП 2.01.53-84 Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства», утвержден приказом Минстроя России от 3 декабря 2016 года № 880/пр;
СП 263.1325800.2016 «Приспособление метрополитенов под защитные сооружения гражданской обороны. Общие правила проектирования», утвержден приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 года № 966/пр.
II. Совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения
В настоящее время в МЧС России осуществляется переход на трёхуровневую систему управления, которая должна обеспечить эффективную координацию деятельности органов управления и повысить оперативность управления силами гражданской обороны (Рисунок 2. Структура системы управления).
С этой целью:
1. Организована работа по пересмотру порядка доведения сигналов по гражданской обороне.
2. Подготовлены изменения в Порядок приведения гражданской обороны в готовность (утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 года № 437-13), учитывающие переход на трёхуровневую систему управления (в части исключения полномочий региональных центров МЧС России).
3. Предусмотрено наделение МЧС России полномочиями по определению типовых перечней первоочередных мероприятий по гражданской обороне и срокам их выполнения. При этом, в соответствии с Порядком разработки, согласования и утверждения Планов гражданской обороны и защиты населения, их переработка осуществляется 1 раз в 5 лет. Эту работу нам предстоит провести в 2019 году.
Приоритетными задачами этого направления деятельности являются:
развитие Национального центра управления в кризисных ситуациях;
интеграция ведомственных систем управления и информационных ресурсов;
развитие Центров управления в кризисных ситуациях на региональном уровне;
развитие пунктов управления гражданской обороны, включая подвижные, и повышение уровня их технической оснащенности;
совершенствование информационной поддержки принятия решений в области гражданской обороны;
развитие систем оповещения и информиро-
вания населения;
комплексное использование возможностей единой сети электросвязи Российской Федерации для доведения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.
Рисунок 2 Структура системы управления
III. Совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей
В рамках реализации этохх) направления основное внимание руководителей гражданской обороны должно быть уделено приведению в соответствие современным вызовам и угрозам методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций. В основу данной работы должен быть положен риск-ориентированный подход к определению направлений безопасности на потенциально опасных объектах и территориях.
В настоящее время предусмотрено, что эвакуация населения не носит всеобщий характер, а осуществляется локально в безопасные районы из опасных зон, которые образуются вокруг потенциально опасных объектов.
МЧС России совместно с заинтересованными органами государственной власти разрабатывает новую модель эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы с учетом современных социально-экономических условий, в первую очередь, с учетом особенностей городов федерального значения и особых территорий Российской Федерации (Рисунок 3. Схема эвакуации населения при ЧС).
201713(34)
Рисунок 3 Схема эвакуации населения при '1С
В рамках направления деятельности но предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты были оптимизированы требования к объемам средств индивидуальной защиты, накапливаемым в запасах и резервах, а также требования к местам хранения средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля.
В соответствии с протоколом заседания Совета Безопасности от 30 октября 2015 г. в субъектах Российской Федерации была проведена инвентаризация существующих запасов средств радиационной, химической и биологической защиты населения, накапливаемых в целях гражданской обороны. По ее итогам обеспеченность населения средствами защиты составляет 70 %.
В целях достижения установленного к 2030 году уровня обеспеченности населения средствами защиты до 96 % руководителям субъектам Российской Федерации необходимо организовать работу но обновлению запасов средств индивидуальной защиты, в том числе и утилизации выслуживших установленные сроки, наведению порядка в содержании складских помещений и мест хранения имущества гражданской обороны. Кроме того, необходимо организовать перераспределение средств индивидуальной защиты из городов, в которых отсут-
ствует потребность в их предоставлении населению, в города, попадающие в зоны возможного химического заражения.
С учетом современных подходов к инженерной защите населения постановлением Правительства Российской Федерации были уточнены понятия объектов гражданской обороны и категорий укрываемого населения с учетом вероятных сценариев военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций на конкретной территории. При этом было установлено, что убежища сохраняются и создаются для укрытия наибольшей работающей смены предприятий, продолжающих работу в военное время, а противорадиационные укрытия создаются для защиты населения вблизи атомных станций и радиа-ционно опасных объектов. Укрытие остального населения городов и сельских районов обеспечивается за счет комплексного использования подземного пространства, в том числе укрытий, метрополитенов неглубокого заложения, горных выработок и других помещений подземного пространства.
Приказами МЧС России от 1 августа 2016 г. № 414 и от 3 апреля 2017 г. №146 «О внесении изменений в правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденными приказом МЧС России от 15.12.2002 №583, были внесены изменения в Правила экс-
плуатации защитных сооружений гражданской обороны, которыми предусмотрено, что организации, эксплуатирующие убежища при отсутствии потребности в них, осуществляют эксплуатацию данных убежищ в качестве противорадиационных укрытий или укрытий. Кроме того, нам предстоит отдельно проработать перечень мероприятий гражданской обороны для моногородов с целью исключения избыточности в накоплении фонда защитных сооружений гражданской обороны и средств индивидуальной защиты населения.
Анализ развития ситуации на Юго-Востоке Украины и в Сирии, а также последствий крупномасштабных чрезвычайных ситуаций на территории России показал, что возникает потребность в принятии дополнительных мер по обеспечению устойчивости организаций, необходимых для выживания населения, в первую очередь, срочному восстановлению функционирования необходимых коммунальных служб:
создание резервных источников электро-, тепло- и водоснабжения;
создание необходимого запаса материальных средств, инструментов и расходных материалов;
подготовка сил, привлекаемых к ликвидации последствий аварий.
Для оптимизации финансовых расходов на формирование и накопление необходимых запасов, создаваемых в целях гражданской обороны, были проведены следующие мероприятия: внесены изменения в Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2017 года № 143);
разработаны Методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов, создаваемых в целях гражданской обороны запасов материальных и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и организациями.
Эти рекомендации направлены на конкретизацию норм обеспечения населения и реализацию нового порядка создания запасов с учетом
реальных потребностей и специфики конкретных регионов.
IV. Развитие сил гражданской обороны
Продолжается работа по развитию сил гражданской обороны, в том числе нештатных формирований, привлекаемых для ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров. Основные усилия по данному направлению работы должны быть сосредоточены на аттестации нештатных аварийно-спасательных формирований, оснащении сил гражданской обороны современными образцами техники и инструмента, а также на их подготовке к ликвидации последствий крупномасштабных сезонных ЧС. Необходимо осуществить значительное наращивание количества и состава специальных формирований и в срок до 2020 года завершить мероприятия по созданию специальных формирований гражданской обороны, в том числе подготовке базы их мобилизационного развертывания.
В настоящее время проводится комплекс мероприятий по формированию и развитию специальных формирований, создаваемых на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны, на базе территориальных органов МЧС России. МЧС России взяло курс на коренную модернизацию их технического оснащения с тем, чтобы к 2019 году доля современных образцов техники и вооружения в спасательных воинских формированиях, подразделениях федеральной противопожарной службы, поисково-спасательных формированиях составила не менее 87%.
V. Повышение качества подготовки населения и, в первую очередь, руководителей гражданской обороны
Подготовка населения в области гражданской обороны является первой и важнейшей из задач. За истекший год в систему этой подготовки было вовлечено более 68 млн человек, в том числе свыше 261 тысячи человек из числа руководителей РСЧС и гражданской обороны всех уровней, что позволило существенно повысить уровень безопасности жизнедеятельности населения страны.
В целях внедрения новых форм подготовки внесены изменения в Положение о подготовке населения в области гражданской обороны,
2017'3(34)
и установлены следующие новые формы подготовки для отдельных групп населения:
для работников органов, осуществляющих управление гражданской обороной - «участие в проблемных и тематических семинарах и ве-бинарах по гражданской обороне»;
для работающего населения - «проведение вводного инструктажа по гражданской обороне».
В рамках реализации данного Постановления:
разработан проект приказа МЧС России «Об утверждении Перечня работников гражданской обороны, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обучения в области гражданской обороны» (вместо приказа МЧС России от 13 ноября 2006 года № 646);
организована работа по подготовке Методических рекомендаций по подготовке и проведению семинаров и вебинаров по гражданской обороне и разработке Примерной программы вводного инструктажа в области гражданской обороны.
VI. Развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны
Активно продолжается работа по организации международного сотрудничества в области гражданской обороны и защиты населения.
В 2015 году МЧС возглавило межведомственную делегацию России в третьей Всемирной конференции ООН (г. Сендай, Япония), по итогам которой была принята Сендайская рамочная программа действий по снижению риска бедствий. В 2017 году делегация МЧС России приняла участие в работе исполнительного Совета Международной организации гражданской обороны. В ходе этих мероприятий были выработаны приоритетные направления для нашего
дальнейшего развития. Это позволяет России подтвердить свой статус государства-лидера в области уменьшения опасности бедствий и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Необходимо и в дальнейшем продвигать интересы России и внедрять современные подходы в сфере международного сотрудничества.
Все изложенные выше направления нашли отражение в проекте Плана мероприятий по реализации Основ государственной политики, подготовленного МЧС России.
Для организации работы на местах федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в месячный срок после утверждения Правительством Российской Федерации Плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны необходимо разработать и утвердить соответствующие планы по их реализации.
В 2017 году исполняется 85 лет со дня образования гражданской обороны, он объявлен в МЧС России Годом гражданской обороны. Одним из важнейших мероприятий является Всероссийская штабная тренировка по гражданской обороне, которую мы традиционно планируем провести в октябре. При этом в ходе её подготовки и проведения необходимо предусмотреть отработку действий органов управления и сил в условиях крупномасштабных чрезвычайных ситуаций.
Принятие данных мер позволит обеспечить повышение эффективности реализации государственной политики в области гражданской обороны, роли и значимости гражданской обороны, и достижения требуемого уровня защищенности личности, общества и государства в целом.
Литература
1. Указ Президента РФ от 20.12.2016 № 696 «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года».
2. Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
3. Гражданская защита: Энциклопедия в 4-х томах (издание третье, переработанное и дополненное); под общей ред. В.А. Пучкова / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.