УДК 159.9
КОВАЛЬСКАЯ Елена Викторовна, старший преподаватель, аспирант кафедры общей психологии Пятигорского государственного лингвистического университета. Автор 12 научных публикаций
ВЛИЯНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ КРЕАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
В статье представлено исследование индивидуальности студентов, занимающихся по программе развивающей креативность. Рассматривается влияние креативности на развитие структур интегральной индивидуальности. Прослеживаются взаимосвязи нейродинамического, психодинамического, личностного и социально-психологического уровней у студентов как субъектов деятельности с позиции принципов математической теории систем.
Креативность, креативное поведение, структура интегральной индивидуальности студентов, внешняя и внутренняя детерминации
Перемены, происходящие в нашей стране, закономерно выдвигают необходимость переориентации системы образования на развитие творческого мышления и на подготовку будущих учителей к его развитию у школьников. Современный преподаватель должен овладеть инновационными технологиями. Образованные творческие личности необходимы во всех сферах жизни общества, особенно в сфере образования. В процессе освоения педагогической деятельности на более высоком уровне важно развивать и те знания, умения и навыки, которые необходимы для определенной деятельности, и качества, значимые для освоения и творческого выполнения деятельности. По мнению М.М. Кашапова1, обучение должно учитывать не только освоение деятельности, но и развитие субъекта деятельности. Наиболее эффективным является обучение, которое развивает тре-
нируемые качества. Современный преподаватель стремится не научить чему-то, а научить школьников учиться. Сегодня идет процесс формирования саморазвивающейся личности, а не техническая подготовка специалиста.
Творчество преподавателя - обнаружение различных способов решения педагогических задач. Задача формирования готовности студента - будущего учителя к организации учебного процесса, направленного на развитие творческого мышления учащихся, на фоне процессов смены образовательных приоритетов, внедрения личностно-ориентированного подхода к обучению, моделей развивающих педагогических технологий, становится чрезвычайно актуальной. Большое значение в подготовке профессионалов приобретает использование достижений в области новых информационных технологий, компьютерного обучения и коммуникаций.
В последние десятилетия проводятся интереснейшие исследования в области психологических дисциплин. Сегодня широкую известность приобрела концепция интегральной индивидуальности, основоположником которой является B.C. Мерлин2. Опираясь на принципы общей теории систем (Л. Берталанфи3), положения теории функциональных систем (П.К. Анохин), достижения комплексного познания человека (Б.Г. Ананьев4) и результаты собственной школы (В.В. Белоус5), B.C. Мерлин выдвинул и научно обосновал теорию интегральной индивидуальности. Интегральная индивидуальность является синтезом свойств организма, свойств индивидуума и особенностей протекания психических процессов, свойств личности и метаиндивидуальности.
Пятигорской психологической школой под руководством В.В. Белоуса накоплен большой опыт исследования развития интегральной индивидуальности в различных сферах человеческой деятельности с учетом внешней и внутренней детерминации, то есть объективных требований деятельности и самого субъекта деятельности с его неповторимым набором свойств. Внутренняя детерминация в теории систем выступает основным условием сохранения целостности сложноорганизованных объектов действительности. Применительно к теории интегральной индивидуальности внутренняя детерминация становится объяснением того, почему интегральная индивидуальность, реализуясь в деятельности, не утрачивает своей функциональной инвариантности и не разрушается. Мы изучили развитие структур интегральной индивидуальности студентов с различным уровнем креативного поведения.
Наше исследование проводилось в 20052008 годах на базе Пятигорского государственного лингвистического университета. Испытуемыми были студенты факультетов психологии и французского языка. С помощью методик невербальной креативности Торренса и вербальной креативности С. Медника в адаптации
А.Н. Воронина испытуемые были разделены на группы с высоким и низким уровнем креативного поведения. Группу с высокой креативностью
мы обозначили как эталонную, а группу с низким уровнем развития креативности разделили на контрольную и экспериментальную группы.
В основу исследования структур интегральной индивидуальности студентов с различным уровнем креативного поведения положено раскрытие взаимосвязей свойств нейродинамичес-кого, психодинамического, личностного и социально-психологического уровней интегральной индивидуальности с помощью современных психодиагностических методик. На нейродина-мическом уровне интегральной индивидуальности с помощью методики А.И. Щебетенко6 мы диагностировали основные свойства нервной системы. На психодинамическом уровне интегральной индивидуальности с помощью методики оценки структуры темперамента (ОСТ)
В.М. Русалова7 мы диагностировали свойства темперамента. С помощью методики изучения самоактуализации личности CAT Э. Шострома в модификации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз8 мы изучили личностные свойства следующего уровня. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири помогла выявить специфику социальнопсихологического уровня интегральной индивидуальности.
Целью формирующего эксперимента является реализация психологического сопровождения развития структур интегральной индивидуальности студентов с низким уровнем креативного поведения. В основе психологического сопровождения лежит теоретическая модель креативного поведения студента, которая представляет собой единство научно-обоснованных принципов, концептуальных положений и используемых психотехнологий, сориентированная на содержание проблем учебно-профессиональной деятельности. Содержание развивающей программы направлено на формирование познавательных способностей, необходимых для становления творческих качеств личности. В программе формируется отношение к учебному предмету и педагогическому процессу как к средству развития себя, что создает благодатную почву для творчества. Обучение становится творческим процессом для обучаемых, ког-
да оно реализуется как исследовательская совместная деятельность. Процесс воспитания творческих способностей личности только в том случае достигает своей цели, если активизируется и интенсифицируется процесс самовоспитания личности профессионала. Раскрытие внутреннего ресурса студентов является целью формирующего эксперимента.
Психологическое сопровождение развития интегральной индивидуальности студентов с низким уровнем креативного поведения включает в себя создание условий для принятия студентом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Программа психологического сопровождения ориентирована на внутренний потенциал студента, на его право самостоятельно совершать выбор и нести за это ответственность. Психологическое сопровождение содержит систему методов и способов, обучающих студентов адекватному выбору, помогающих разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.
При обработке результатов исследования структур интегральной индивидуальности мы пользовались следующими математическими методами. Полученные данные были обработаны с помощью 1:-критерия Стьюдента для определения статистической значимости различий по отдельным показателям интегральной индивидуальности студентов с различной степенью выраженности креативности. Мы применили корреляционный анализ для установления попарных внутриуровневых и межуровневых корреляций показателей разноуровневых свойств интегральной индивидуальности. Для системного анализа
получаемых данных мы использовали факторный анализ структур интегральной индивидуальности с высоким и низким уровнем выраженности креативности испытуемых. Благодаря дискриминантному анализу были созданы условия для суждения о структурах интегральной индивидуальности студентов с низкими и высокими показателями креативности по интегральным показателям отдельных уровней или по парному сочетанию их (низших и высших), но для представления о структурах интегральной индивидуальности в целом.
Корреляционный анализ показал существенные изменения, происшедшие в структурах интегральной индивидуальности студентов экспериментальной группы с разным уровнем креативности в результате формирующего эксперимента. Внутриуровневый корреляционный анализ до и после эксперимента показал, что в экспериментальной группе плотность связей нейродинамического, психодинамического, личностного и социально-психологического уровней интегральной индивидуальности студентов под влиянием формирующего эксперимента увеличилась; средняя плотность по всем уровням в экспериментальной группе студентов возросла с 20,99 до 34,57%.
Внутриуровневая характеристика структур интегральной индивидуальности демонстрирует разную приспособительную значимость отдельных уровней в структурах интегральной индивидуальности студентов экспериментальной группы до и после обучения. До обучения самая высокая плотность связей приходится на психодинамический уровень, после обучения - на социально-психологический {табл. 1).
Таблица 1
Внутриуровневая плотность корреляций между разными показателями четырех уровней интегральной индивидуальности в экспериментальной группе до и после формирующего эксперимента
Группы нду ПДУ ЛУ СПУ Низший (НДУ и ПДУ) Высший (ЛУ и СПУ) Общий
До эксперимента 20 39,29 12,09 32,14 32,56 16,81 20,99
После эксперимента 26,67 35,71 23,08 75 32,56 35,29 34,57
Примечание. Уровни интегральной индивидуальности: НДУ - нейродинамический, ПДУ - психодинамический, ЛУ - личностный, СПУ - социально-психологический.
Межуровневый корреляционный анализ продемонстрировал существенные изменения, происшедшие в структурах интегральной индивидуальности студентов экспериментальной группы в результате формирующего эксперимента.
От теоретически ожидаемых корреляций, корреляции между нейродинамическим и психодинамическим уровнями составили 14,58%, нейродинамическим и личностным - 16,67%, нейродинамическим и социально-психологическим -12,5%, между психодинамическим и личностным - 27,68%, между психодинамическим и социально-психологическим - 40,63%, между личностным и социально-психологическим - 34,82%.
Плотность межуровневых связей в экспериментальной группе студентов в результате
эксперимента возросла с 16,88 до 31,84% {табл. 2).
Таким образом, межуровневый корреляционный анализ продемонстрировал существенные изменения, происшедшие в структурах интегральной индивидуальности студентов экспериментальной группы в результате формирующего эксперимента. Математическая обработка полученных данных наглядно продемонстрировала эффективность развивающей креативность программы: после ее реализации структуры интегральной индивидуальности экспериментальной группы студентов по критерию наполняемости их разноуровневыми свойствами приблизились к параметрам эталонной группы.
Таблица 2
Плотность межуровневых связей свойств интегральной индивидуальности (ИИ) в экспериментальной группе до и после формирующего эксперимента (в %)
До После
Уровни ИИ ИДУ ЛУ СИУ Общая плотность Уровни ИИ ПДУ ЛУ СПУ Общая плотность
ИДУ 12,5 11,9 10,42 16,88 ИДУ 14,58 16,68 12,5 31,84
ПДУ 15,18 28,13 ПДУ 27,68 40,63
ЛУ 20,54 ЛУ 34,82
Примечание. Значение аббревиатур см. табл. 1.
Примечания
1 Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала: моногр. М., 2006 2Мерлин B.C. Психология индивидуальности / под ред. Е.А.Климова. М.; Воронеж, 1996
3Берталанфи фон Л. История и статус общей теории систем// Системные исследования: Ежегодник. М., 1973. 4 Ананьев Б..Г. О проблемах современного человекознания. СПб., 2000.
5Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. М.; Пятигорск, 2005.
6Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.
7 Щебетенко А.И. Два опросника структуры нейродинамического и психодинамического уровней интегральной индивидуальности человека (Тест-опросники типов нервной системы и темперамента): учеб. пособ. Пермь, 1994.
8 Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособ. / под ред. A.A. Крылова, С.А. Маничева. СПб., 2000.
Kovalskaya Elena
CREATIVE DEVELOPMENT PROGRAMME INFLUENCE ON THE FORMATION OF INTEGRATED INDIVIDUALITY STRUCTURES
IN STUDENTS
Research of individuality of students taught under the developing creative program is briefly presented. We consider the influence of creative activity on the development of structures of integrated individuality. In the article interrelations of neurodynamic, psychodynamic, personal and socially-psychological levels of students as subjects of activity from the position of principles of the mathematical theory of systems are traced.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент - Флотская Н.Ю., доктор психологических наук, профессор, декан факультета коррекционной педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова