Л. В. Мищенко
УНИКАЛЬНОСТЬ ПОЛОГЕНДЕРНЫХ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Современное учение об индивидуальности характеризуется многообразием и многоплановостью. Сегодня в науке выделяется целый ряд подходов к исследованию целостной индивидуальности, которые возглавляют ведущие ученые: Б. Г. Ананьев [1], В. В. Белоус [5], Т. Ф. Базылевич [4], А. В. Брушлинский [8], Э. А. Голубева [9], Б. Ф. Ломов [12], В. С. Мерлин [13], В.М.Русалов [16], С. Л. Рубинштейн [15],
A. И. Щебетенко [18] и др. За всем этим, по мнению Б. Ф. Ломова, стоит потребность исследователей обосновать многоаспектность человеческого бытия и создать цельную картину, объединенить накапливаемые данные о человеке.
Наше исследование строится с позиций теории интегральной индивидуальности
B. С. Мерлина, которую он обосновал, опираясь на принципы общей теории систем Л.Берталанфи [6], положения теории функциональных систем П. К. Анохина [2], достижения комплексного познания человека. Он понимал структуру интегральной индивидуальности как синтез свойств организма, свойств индивидуума и особенностей психических процессов, свойств личности и метаиндивидуальности, в основе которой лежит межуровневая (много-многозначная) и одноуровневая (взаимооднозначная и одномногозначная) типы детерминаций подсистем большой саморегулируемой и самоорганизующейся системы «человек — общество».
Исходя из определения В. С. Мерлина, человек — это самоорганизующаяся, саморе-гулируемая, многоуровневая, иерархически упорядоченная большая система, которая в свою очередь является элементом других больших систем — природы и общества. Чтобы исследовать индивидуальность человека, необходимо рассмотреть всю совокупность систем, образующих бытие человека и являющихся основанием развития его индивидуальности. Прежде всего, сам человек, являясь сложноорганизованной системой, входит в биологическую и социальную макросистемы.
Принадлежность человека к социальной системе определяет его социальнопсихологические и личностные качества. В. Г. Афанасьев [3] утверждает: «Основной компонент любой социальной системы — человек как социальное существо. Человек есть последний в известном смысле слова элементарный носитель социального системного качества». Личностные качества как проявления социального качества индивида можно понять лишь при изучении его жизни в обществе. По утверждению Б. Ф. Ломова, «социальные качества человека как системные выражают его родовую сущность. Но проявления этой сущности многообразны. Она специфическим образом выступает в психологических особенностях индивидов, групп, социально-психологических феноменах».
Принадлежность человека к биологической системе определяется самим фактом его происхождения, так как человек — прежде всего природное биологическое существо. Биологические свойства человека (свойства, обусловленные его принадлежностью к биологической системе) многообразны и определяются многообразием уровней организации живого.
© Л. В. Мищенко, 2010
Человеческий индивид рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов. Созревание и развитие его организма протекает в социальных условиях, что неизбежно накладывает сильный отпечаток на этот процесс. Развитие организма и психическое развитие происходит в течение всей жизни, поэтому биологическая детерминанта психического развития действует на протяжении всей жизни индивида, но в разные периоды эта роль различна. Связи психических процессов и их биологического обеспечения неоднозначны, на чем настаивал В. С. Мерлин. Различия в психических процессах не всегда объясняются различием в их биологическом обеспечении, это может обусловливаться другими обстоятельствами. Сходство в психических процессах также не всегда объясняется тождеством их биологического обеспечения.
По поводу соотношения биологически обусловленных и социально обусловленных свойств и процессов В. С. Мерлин говорит, что это наиболее распространенный принцип иерархизации подсистем в науках о человеке и указанный принцип в достаточной степени обоснован многовековым научным опытом. Человек не только природное существо. Его социальная сущность определяется совокупностью общественных отношений. В исследовании интегральной индивидуальности необходимо различать свойства на природных и социальных иерархических уровнях и изучать их соотношение и развитие этого соотношения. Однако возникающие здесь проблемы отличны от так называемой биосоциальной проблемы. Взаимоотношение биологически и социально обусловленных свойств, по определению В. С. Мерлина, много-многозначно. Поэтому неправомерно ни сведение социальной обусловленности к биологической, ни сведение обратное. Но связь биологически и социально обусловленного — только частный случай многомногозначных связей. Такой же тип связей есть внутри биологического и социально обусловленного. Не существует единственной и всеобщей биологической закономерности жизнедеятельности организма. Жизнедеятельность определяется генетическими, экологическими, биохимическими, нервно-физиологическими, общефизиологическими закономерностями.
Последователями учения В. С. Мерлина убедительно доказано, что явления жизнедеятельности организма, подчиняющиеся разным закономерностям, находятся в многомногозначной связи. Так, на сегодняшний день имеются достаточные факты для доказательства существования такой связи между свойствами соматического типа и свойствами типа нервной системы. Убедительно доказано, что свойства нервной системы и темперамента имеют много-многозначную зависимость. Точно так же не существует единственной и всеобщей социальной закономерности, определяющей индивидуальные свойства человека. Общепсихологические закономерности свойств личности не тождественны тем, которые определяют межличностные отношения и социальный статус человека в группе, а индивидуальные свойства человека, подчиняющиеся различным социальным закономерностям, также находятся в много-многозначной связи. И, кроме того, исходя из теории интегральной индивидуальности, иерархия подсистем индивидуальности человека по признаку соотношения биологически и социально обусловленного является лишь частью гораздо более широкого иерархического ряда, состоящего из нескольких подсистем внутри биологического и социального.
В. С. Мерлин является основоположником оригинальной и большой школы психологов, которая живет, интенсивно развивается, имеет всероссийскую и международную известность. По словам Е. А.Климова [10], «.. .данная школа — очень многопризнаковый, многомерный и большой феномен в нашей науке». Сегодня можно выделить две ветви единой школы В. С. Мерлина: пермскую («уральскую», «казанско-пермскую»)
и пятигорскую научные школы. Последняя основана В. В. Белоусом, в ней успешно реализуется программа исследования полиморфной индивидуальности, одним из направлений которой является исследование проблем пологендерных структур интегральной индивидуальности в онтогенезе.
В психологии гендерная проблематика в настоящее время не имеет единой целостной концепции исследования индивидуальности мужчин и женщин. Гендерная проблематика рассматривается либо в рамках психологии пола, либо с позиций гендерной психологии. Теоретико-методологическим основанием психологии пола является биодетерминистская парадигма, а гендерные исследования базируются на социальноконструктивистской парадигме. Однако, если рассматривать биологические особенности как первичные и пытаться понять, как они влияют на формирование индивидуальности мужчин и женщин, или изучать формирование их личностных и социальнопсихологических особенностей вне много-многозначной взаимосвязи со свойствами организма и индивида, невозможно исследовать и понять ни мужчину, ни женщину в целом. В подобных попытках усматривается редукция, то есть сведение всей психологической реальности к чему-то одному, что является в ней главным.
Кроме того, здесь усматривается «линейный детерминизм», то есть стремление представить причины и следствия в виде одномерной цепочки. Но человек — это сложная система с многоуровневым строением и неоднозначной системой связей, а значит, и детерминация, многоплановая, многоуровневная, многомерная, включает явления разных (многих) порядков, то есть она системна.
Изучить индивидуальность мужчин и женщин в постоянно меняющемся мире представляется нам возможным на основе системного подхода, который позволяет рассматривать человека как самостоятельную систему, являющуюся в свою очередь частью гораздо большей системы, где все элементы взаимосвязаны, взаимообусловлены и влияют друг на друга. Общество, как всякая эволюционирующая система, должно, с одной стороны, поддерживать состояние устойчивого равновесия, стабильности, с другой — быть готовым к изменению. Система способна оставаться устойчивой через изменение своей структуры. Мужчины и женщины, будучи элементами этой системы, на разных этапах развития общества в большей или меньшей степени являются (выразителями) олицетворением типично мужского и женского. Посредством стереотипного поведения мужчин и женщин общество поддерживает свою устойчивость, стабильность, и в то же время оно допускает большую вариативность гендерного поведения, что позволяет ему меняться. Человек, являясь элементом большой системы, в свою очередь сам представляет собой сложноорганизованную систему.
Следовательно, исследовать человека как самоорганизующуюся, саморегулируемую и саморазвивающуюся систему позволяет нам теория интегральной индивидуальности, так как главные особенности ее устройства как большой системы — это иерархический способ организации и многоуровневость, единство процессов интеграции и дифференциации, телеологический и каузальный типы детерминации, гибкость многомногозначных и жесткость однозначных связей между индивидуальными свойствами.
В данной работе рассматривается развитие пологендерных структур интегральной индивидуальности на разных ступенях онтогенеза, изучается специфика развития структур интегральной индивидуальности мальчиков и девочек в дошкольном возрасте, младшем школьном, подростковом и старшем школьном возрасте. Предпосылкой развития пологендерных структур интегральной индивидуальности являются изменения структуры и функций развивающихся подсистем под влиянием внешних и внутренних условий. Мы изучаем пологендерные структуры интегральной индивидуальности ис-
пытуемых в условиях игровой, учебной и производственной деятельности, исследуем специфику формирования их интегральной индивидуальности на разных этапах онтогенеза в преобразующем эксперименте средствами прикладных психолого-педагогиче-ских технологий, выясняем место определенных свойств в пологендерных структурах интегральной индивидуальности и их роль в становлении индивидуальности на разных ступенях онтогенеза [14].
Выяснено, что уникальность поло-гендерных структур интегральной индивидуальности старших дошкольников зависит от уровня сформированности игровых навыков. Структуры интегральной индивидуальности мальчиков и девочек с высоким уровнем сформированности игровых навыков имеют сходства и различия: структуры мальчиков и девочек гармоничны (выделены по три полных фактора) и пластичны (в обоих случаях они облические, но у девочек на одну облическую связь больше). Наибольшая приспособительная значимость в обоих случаях приходится на социально-психологический уровень.
Структура интегральной индивидуальности мальчиков с низким уровнем сформи-рованности игровых навыков более гармонична, чем у девочек (у мальчиков выделен один полный фактор, у девочек — ни одного) и отличается по гибкости и пластичности (у мальчиков на одну облическую связь больше и ортогональных связей больше на два). Наибольшая приспособительная значимость приходится на психодинамический уровень в обоих случаях.
Ведущую роль в организации структур интегральной индивидуальности мальчиков и девочек с высоким уровнем сформированности игровых навыков играют социальные уровни, у мальчиков и девочек с низким уровнем сформированности игровых навыков — природные уровни.
Плотность внутриуровневых корреляционных связей выше у девочек в структурах интегральной индивидуальности с высоким и низким уровнем сформированности игровых навыков, чем у мальчиков. Плотность межуровневых корреляционных связей выше у мальчиков в структурах интегральной индивидуальности с низким уровнем сформированности игровых навыков и у девочек с высоким уровнем сформированно-сти игровых навыков.
Формирующий эксперимент по развитию игровых навыков по-разному повлиял на становление пологендерных структур интегральной индивидуальности дошкольников с низким уровнем сформированности игровых навыков.
У мальчиков произошли менее значительные изменения, чем у девочек: гармоничность структур мальчиков не изменилась (не изменилась наполняемость факторов). У девочек заметно повысилась (появились два полных фактора), гибкость и пластичность структур интегральной индивидуальности девочек повысилась больше, чем у мальчиков (у девочек на две облические связи стало больше, у мальчиков их не прибавилось, но на одну ортогональную связь стало меньше). Приспособительная значимость сместилась с психодинамического на социально-психологический уровень в обоих случаях, но у девочек средняя насыщенность этого уровня значимыми факторными весами выше, чем у мальчиков.
После формирующего эксперимента изменилась плотность внутриуровневых связей в пологендерных структурах интегральной индивидуальности дошкольников, на всех уровнях плотность повысилась, но у девочек она повысилась значительно больше, чем у мальчиков и особенно на социально-психологическом уровне.
После формирующего эксперимента межуровневая структура интегральной индивидуальности девочек стала более уплотненной и упорядоченной, чем межуровне-
вая структура интегральной индивидуальности мальчиков. У девочек структура интегральной индивидуальности в большей степени представлена много-многозначными связями, то есть межуровневые взаимосвязи в структуре интегральной индивидуальности после обучения у девочек стали более согласованными и гармоничными, чем у мальчиков. У мальчиков и девочек до эксперимента в организации структур интегральной индивидуальности с низким уровнем сформированности игровых навыков ведущую роль играли низшие уровни, после эксперимента — высшие.
Мы исследовали уникальность пологендерных структур интегральной индивидуальности младших школьников в зависимости от характера обучающей программы. В процессе обучения иностранному языку младших школьников использовалась традиционная программа Верещагиной и программа развивающего обучения Донна Берна с элементами Пасторальной программы.
Структура интегральной индивидуальности девочек, обучающихся по традиционной программе, более гармонична (выделен один целостный фактор), чем у мальчиков (все факторы частичные), немного более пластична (на одну облическую связь больше). Внутриуровневая корреляционная плотность у мальчиков традиционной группы больше, чем у девочек, у мальчиков доминирует психодинамический уровень, у девочек — вторичные свойства индивида. Межуровневая структура интегральной индивидуальности мальчиков традиционной группы несколько более уплотнена и упорядочена, чем у девочек. Межуровневая корреляционная плотность у мальчиков выше, чем у девочек, а также больше много-многозначных связей.
Реализация программы развивающего обучения Донна Берна с элементами Пасторальной программы стимулировала изменения в структурах интегральной индивидуальности младших школьников, но у мальчиков и девочек трансформация структур шла разными путями.
Структура интегральной индивидуальности девочек и мальчиков после обучения стала более гармоничной (у мальчиков и девочек прибавилось по одному целостному фактору). У девочек структура стала более гибкой и пластичной (количество об-лических связей существенно увеличилось, ортогональных — уменьшилось). Структура мальчиков стала немного более жесткой (количество ортогональных связей увеличилось на одну). До эксперимента у них доминировал социально-психологический уровень, после эксперимента — вторичные свойства индивида. У девочек до эксперимента доминировали в равной степени вторичные свойства индивида и социальнопсихологический уровень, после эксперимента — социально-психологический уровень, причем средняя величина насыщенности факторными весами увеличилась существенным образом. Внутриуровневая корреляционная плотность у мальчиков на всех уровнях кроме психодинамического увеличилась, но следует отметить, что разница небольшая. У девочек внутриуровневая плотность существенно увеличилась, кроме вторичных свойств индивида. Общая внутриуровневая плотность у девочек увеличилась существенным образом, у мальчиков — ненамного.
У девочек после обучения увеличилась межуровневая плотность и межуровневая структура интегральной индивидуальности стала более уплотненной и упорядоченной, чем у мальчиков. Появилось больше, чем у мальчиков, много-многозначных зависимостей. Структура этих связей стала более гибкой и гармоничной.
В результате обучения английскому языку по программе Донна Берна с элементами Пасторальной программы произошли качественные изменения в структурах интегральной индивидуальности младших школьников, но у девочек и мальчиков данное развитие имеет свою специфику. У девочек произошли более существенные измене-
ния. Вероятно, при реализации программы следует учитывать специфику пологендерных структур интегральной индивидуальности младших школьников. Развивающие программы выполняют системообразующую функцию в гармонизации разноуровневых свойств интегральной индивидуальности ребенка только в том случае, когда все элементы программы осознаются и принимаются, тогда она благоприятно сказывается на согласовании много-многозначных связей интегральной индивидуальности, следовательно, специфика формирование социально-типичных мотивов у мальчиков и девочек существенно отличается. Вероятно, мальчикам следует иначе, чем девочкам, объяснять цели и задачи развивающих программ, иначе их мотивировать.
Мы исследовали уникальность пологендерных структур интегральной индивидуальности подростков в зависимости от успешности в учебной деятельности и их развитие в процессе реализации обучающе-развивающих программ.
Структура интегральной индивидуальности мальчиков и девочек школьников-под-ростков, успешных в учебной деятельности, одинаково гармонична (выделены по четыре полных фактора). Но структура интегральной индивидуальности успешных в обучении девочек более гибкая, пластичная, чем у мальчиков, также успешных в обучении (у девочек больше облических и меньше ортогональных связей). Приспособительная значимость всех уровней у девочек выше, чем у мальчиков, но разница при этом небольшая. У девочек организатором структур интегральной индивидуальности является социально-психологический уровень, у мальчиков — вторичные свойства индивида. Внутриуровневая плотность у девочек выше на личностном и социальнопсихологическом уровнях. У мальчиков внутриуровневая плотность выше на вторичных свойствах индивида. На психодинамическом уровне внутриуровневая плотность у мальчиков и девочек одинакова. Межуровневая структура интегральной индивидуальности девочек более уплотнена и упорядочена, чем межуровневая структура интегральной индивидуальности мальчиков. У девочек межуровневые взаимосвязи более согласованы и гармонизованы в структуре интегральной индивидуальности, чем в структуре интегральной индивидуальности мальчиков.
Структура интегральной индивидуальности мальчиков и девочек школьников-подростков, неуспешных в учебной деятельности, менее гармонична, чем структура успешных школьников-подростков. И по наполняемости факторов, и по количеству об-лических связей структуры мальчиков и девочек идентичны, различаются они только количеством ортогональных связей — у девочек их больше.
Внутриуровневая плотность у девочек выше на личностном и социально-психологическом уровнях и общий показатель высших уровней у девочек выше, чем у мальчиков. Практически не различаются показатели плотности на психодинамическом уровне и вторичных свойствах индивида, а также общий показатель плотности низших уровней у мальчиков и девочек. Общий показатель внутриуровневой плотности у девочек немного выше, чем у мальчиков. Межуровневая структура интегральной индивидуальности мальчиков более гармонизирована, уплотнена и упорядочена, чем межуровневая структура интегральной индивидуальности девочек
После формирующего эксперимента переструктурирование интегральной индивидуальности у девочек произошло в некоторой степени более качественно, чем у мальчиков, и по характеру межфакторных связей, и по наполняемости факторов, то есть девочки становятся более гибкими и гармоничными после формирующего эксперимента и в большей степени приближаются к эталонной группе. Внутриуровневая и межуров-невая структура интегральной индивидуальности у девочек также претерпела большие изменения, чем у мальчиков. Но по приспособительной значимости каждого уровня раз-
ница заключается в другом: у мальчиков наибольший скачок произошел в изменениях вторичных свойств индивида, а у девочек — на социально-психологическом уровне. Вероятно, для мальчиков очень важен индивидуальный подход и инновационные методы в обучении, которые позволяют им преодолевать интеллектуальную пассивность и избавляться от нерациональных способов учения. Для девочек, очевидно, наибольшее значение имеет преодоление нерациональных способов взаимодействия в процессе обучения, в создании оптимальных возможностей и условий для развития личностной и социально-психологической сфер.
Мы исследовали уникальность пологендерных структур интегральной индивидуальности подростков в зависимости от характера приоритетных жизненных целей.
Структура интегральной индивидуальности юношей и девушек, близких к идеальным жизненным целям, одинаково гармонична (выделены по четыре полных фактора). Но структура интегральной индивидуальности девушек, близких к идеальным жизненным целям, более гибкая, пластичная, чем у юношей (у девушек больше облических и меньше ортогональных связей). У девушек организатором структур интегральной индивидуальности является социально-психологический уровень, у юношей — личностный. Внутриуровневая плотность одинакова у юношей и девушек. Следует отметить, что различия в плотности корреляционных связей у юношей и девушек наблюдаются в основном на природных уровнях (нейродинамическом и психодинамическом), на высших уровнях интегральной индивидуальности эта разница незначительна. Межуров-невый анализ корреляций в структурах индивидуальности юношей и девушек группы приближенных к идеалу позволил утверждать, что межуровневая структура интегральной индивидуальности девушек несколько более уплотнена и упорядочена, чем у юношей, но разница эта несущественна.
Структура интегральной индивидуальности девушек, удаленных от идеальных жизненных целей, более гармонична, чем у юношей (у девушек выделены три полных фактора, у юношей — два) и различается по характеру межфакторных связей (у девушек больше облических и ортогональных связей). Внутриуровневая структура у девушек более насыщена и сгруппирована, чем у юношей, особенно высшие уровни. Межуровне-вая структура интегральной индивидуальности девушек группы удаленных от идеала более уплотнена и упорядочена, чем у юношей.
Под влиянием формирующего эксперимента позитивные изменения в структурах происходили не в равных пропорциях, в результате чего пологендерные структуры интегральной индивидуальности юношей и девушек обнаружили больше общего, чем отличного. Следует отметить однако, что переструктурирование интегральной индивидуальности у юношей произошло в некоторой степени более качественно, чем у девушек. Юноши становятся более гибкими и гармоничными после формирующего эксперимента (у юношей в большей степени увеличилось количество облических связей). После формирующего эксперимента изменения, произошедшие в степени насыщенности значимыми факторными весами, уравняли личностный и социально-психологический уровни юношей и девушек, а в природных уровнях соотношение в степени насыщенности факторными весами практически не изменилось. Следовательно, после формирующего эксперимента между юношами и девушками, удаленными от идеала, наблюдаются различия на низших уровнях, в то время как на высших уровнях различия стираются. Вероятно, развитие идеальных жизненных целей у старшеклассников стимулирует развитие тех социально-личностных качеств, которые обеспечивают достижение этих целей, причем у юношей это более ярко выражено.
Внутриуровневый анализ корреляций в структурах индивидуальности юношей и девушек из группы удаленных от идеала показал, что внутриуровневая плотность у юношей в большей степени увеличилась на психодинамическом и социальнопсихологическом уровнях, у девушек — на личностном и социально-психологическом. Общая внутриуровневая плотность у девушек и юношей после эксперимента практически не различается. Межуровневая структура интегральной индивидуальности юношей и девушек трансформировалась, но у юношей процесс изменений оказался более глубоким и качественным. Межуровневая структура юношей стала более уплотненной и упорядоченной, чем у девушек. Гибких много-многозначных зависимостей прибавилось также больше у юношей, чем у девушек.
В настоящее время в образовательных учреждениях предпринимаются попытки внедрения инновационных технологий организации процессов обучения и воспитания в контексте пологендерной проблематики. Однако в этой области в настоящее время нет единой целостной концепции, позволяющей ответить на вопросы, каким должно быть образование, как учить и воспитывать мальчиков и девочек, какими должны быть оптимальные психолого-педагогические условия развития индивидуальности обучающихся с учетом их гендерных характеристик, как следует учитывать специфику воздействия всех факторов учебно-воспитательного процесса на развитие мальчиков и девочек.
Сегодня в педагогической психологии распространено сведение целостной характеристики индивидуальности ребенка того или иного возраста к отдельным составляющим. В итоге психологическая характеристика индивидуальности детей на той или иной ступени онтогенеза представляет собой собирательный образ. Для решения этих вопросов необходимы продуктивные в теоретическом плане и эффективные в практическом отношении концепции обучения и воспитания человека как интегральной индивидуальности с учетом пологендерных особенностей.
Наши исследования были проведены на основе теории интегральной индивидуальности [7, 11, 17]. Обнаружено, что пологендерные структуры индивидуальности вариативны, зависят от условий и характера взаимодействия внутренних и внешних условий, от диалектического единства объективного и субъективного, от интегрального соотношения основных тенденций развития индивидуальности. Уникальность гендерных структур интегральной индивидуальности дошкольников и школьников зависит от многих факторов и условий функционирования индивидуальности, способов, средств и механизмов ее формирования. Различия в данных структурах не дают никаких преимуществ в социальной ценности ни мальчикам, ни девочкам. Они лишь подчеркивают их уникальность в конкретной социальной ситуации. Социальная ценность мальчиков и девочек достигается благодаря взаимно компенсирующей взаимосвязи комплекса свойств их индивидуальностей. В зависимости от субъективных условий, объективной ситуации развития под влиянием формирующего эксперимента пологендерные структуры интегральной индивидуальности переходят из одного уникального образования в другое.
Пологендерная структура интегральной индивидуальности на разных ступенях онтогенеза обладает свойствами самоорганизующейся и саморегулируемой системы, детерминирована активностью субъекта деятельности и свойствами объекта, если они приобретают личностный смысл. Свойства субъекта деятельности существенно определяют характер и содержание межуровневых связей интегральной индивидуальности. Объективная детерминация деятельности выполняет системообразующую функцию в разноуровневых связях индивидуальных свойств человека, если она становится положительным мотивом.
Уникальность пологендерных структур интегральной индивидуальности зависит от многих факторов и условий функционирования индивидуальности, способов, средств и механизмов ее формирования. Специальные обучающие и развивающие программы неоднозначно влияют на трансформацию этих структур мальчиков и девочек, поэтому при реализации программы следует учитывать их специфику на разных ступенях онтогенеза. Развивающая программа выполняет системообразующую функцию в гармонизации разноуровневых свойств интегральной индивидуальности только в том случае, когда ее выполнение становится у ребенка положительным мотивом, поэтому следует учитывать специфику формирования социально-типичных мотивов у мальчиков и девочек.
Итак, пологендерные структуры индивидуальности человека на разных ступенях онтогенеза вариативны и зависят от условий и характера взаимодействия внутренних и внешних условий, от диалектического единства объективного и субъективного, от интегрального соотношения основных тенденций развития индивидуальности.
Литература
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
2. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М., 1971.
3. Афанасьев В. Г. Мир живого: Системность, эволюция и природа. М., 1986.
4. Базылеву,ч Т. Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. М., 1998.
5. Белоус В. В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. Монография. 3-е изд., переработанное и дополненное. М.; Пятигорск, 2005. 236 с.
6. Берталанфи Л. Общая теория систем — критический обзор // Исследования по общей теории систем / Под ред. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. М, 1969.
7. Бойко Н. А. Изучение дошкольного возраста с позиции теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлина // Материалы I Международной конференции «Развитие современной интегративной психологии индивидуальности», посвященной 110-летию со дня рождения
В. С. Мерлина. Ч. VIII. Пятигорск, 2008. С. 30-34.
8. Брушлинский А. В. Психология субъекта. СПб., 2003.
9. Голубева Э. А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: От Освальда и Павлова к современным исследованиям // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 1. С. 64-74.
10. Климов Е. А. О труде и личности В. С. Мерлина // Психология индивидуальности в трудах В. С. Мерлина и ее развитие в современном человекознании / отв. ред. В. В. Белоус. Пятигорск, 1998. С. 9-21.
11. Лазакович Ю. Ю. Динамика структур интегральной ндивидуальности школьников раннего юношеского возраста под влиянием психологического тренинга // Материалы I Международной конференции «Развитие современной интегративной психологии индивидуальности», посвященной 110-летию со дня рождения В. С. Мерлина. Ч. VIII. Пятигорск, 2008. С. 43-50.
12. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 445 с.
13. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. 255 с.
14. Мищенко Л. В. Целостный подход к исследованию пологендерных структур интегральной индивидуальности // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2008. № 2. С. 240-243.
15. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание: О месте психологического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957.
16. Русалов В. М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психологический журнал. 1986. Т. 7. № 4. С. 23-35.
17. Шаповалова М. Л. Становление интегральной индивидуальности младших школьников при использовании различных программ обучения иностранному языку // Материалы I Международной конференции «Развитие современной интегративной психологии индивидуальности», посвященной 110-летию со дня рождения В. С. Мерлина. Ч. VIII. Пятигорск, 2008.
С. 154-159.
18. Щебетенко А. И. Межуровневые структуры интегральной индивидуальности. М., 2007. 240 с.
Статья поступила в редакцию 14 апреля 2010 г.