Научная статья на тему 'Психология гендерных структур интегральной индивидуальности спортсменов-школьников'

Психология гендерных структур интегральной индивидуальности спортсменов-школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
277
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лоскутова Л. И.

В статье приводятся результаты диагностики четырех уровней интегральной индивидуальности спортсменов младших школьников и подростков (девочек и мальчиков): нейродинамического, психодинамического, личностного и социально-психологического. Обработка материала методом математической статистики позволяет автору заключить, что у мальчиков общая структура интегральной индивидуальности является более целостным, помехоустойчивым и жизнестойким образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лоскутова Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Psychology of Gender Structures of Integral Individuality of High School Sportsmen

The article provides results of diagnostics of four levels of integral individuality of high school sportsmen and teenagers (girls and boys): neurodynamic, psychodynamic, personal and socio-psychological. The processing of material with the use of mathematical statistics method allows the author to conclude that the boy's integral individuality general structure is more integral, interference-resistant and viable formation.

Текст научной работы на тему «Психология гендерных структур интегральной индивидуальности спортсменов-школьников»

111!111Й1И1!Ш № 2,

образцы поведения мужа и жены становятся все менее жесткими. Наблюдается отход от регламентированных форм ролевого взаимодействия: отношения в семье, способы ее организации часто определяются ситуацией и зависят от склонностей, возможностей и способностей каждого члена этой общности.

Наименее значима по шкале семейных ценностей интимно-сексуальная (55,4 %), поскольку понимание ценности интимных отношений, как правило, формируется в процессе семейной жизни по мере достижения психосексуальной совместимости мужа и жены. Для мужчин данная сфера более значима (77,1 %), чем для женщин (33,6 %), отсюда заметная рассогласованность в значимости интимно-сексуальной ценности (43,8 %).

Результаты исследования позволяют заключить, что наибольшая значимость семейных ценностей характерна для супругов, проживших в браке от 1 до 3 лет. На этапах супружеской жизни до 1 года и от 3 до 5 лет наблюдается снижение значимости таких семейных ценностей, как эмоционально-психотерапевтическая, личностная идентификация с партнером, и повышается значимость ценностей социальной активности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Кант И. Критика чистого разума / И. Кант. М., 1994.

2 См.: Мачурова Н. Н. Жизненные ценности в понимании студентов : дис. ... канд. психол. наук / Н. Н. Мачурова. СПб., 2000. С. 28.

3 См.: Риккерт Г. О системе ценностей / Г. Риккерт. М., 1914. Т. 1, вып. 1. С. 61.

4 См.: Современная западная философия. М., 1991. С. 60.

5 См.: Матвеев П. Е. Моральные ценности : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / П. Е. Матвеев. М., 2006. С. 11.

6 См.: Философия : учеб. / под ред. В. Н. Лав-риенко. М., 1998. С. 323—324.

7 См.: Сурина И. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: Вопросы теории и методологии / И. Сурина. М., 1999. С. 11—12.

8 Маслоу А. Психология бытия / А. Маслоу. М., 1997.

9 См.: Сурина И. Указ. соч. С. 16.

10 Каган М. С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. СПб., 1997. С. 35.

11 Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме / В. П. Тугаринов. Л., 1968. С. 11.

12 Рубинштейн С. Л. Человек и Мир / С. Л. Рубинштейн. М., 1998. С. 591.

13 Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. М., 1992. С. 3.

14 См.: Божович Л. И. Проблема формирования личности / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. М. ; Воронеж, 1995. С. 191.

15 См.: МясищевВ. Н. Психология отношений /

B. Н. Мясищев. М., 1995.

16 Шакеева Ч. А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях / Ч. А. Шакеева. Воронеж, 1998. С. 27.

17 См.: Калмыкова Е. С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни / Е. С. Калмыкова // Вопр. психологии. 1983. № 3.

C. 83—89.

18 См.: Обозов Н. Н. Диагностика супружеских затруднений / Н. Н. Обозов, А. Н. Обозова // Психол. журн. 1982. Т. 3, № 2. С. 147—151.

Поступила 18.12.07.

ПСИХОЛОГИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ-ШКОЛЬНИКОВ

Л. И. Лоскутова, психолог специализированной детско-юношеской спортивной школы1 олимпийского резерва № 22 «Глория» г. Москвыг

В статье приводятся результаты диагностики четырех уровней интегральной индивидуальности спортсменов — младших школьников и подростков (девочек и мальчиков): нейродинамического, психодинамического, личностного и социально-психологического. Обработка материала методом математической статистики позволяет автору заключить, что у мальчиков общая структура интегральной индивидуальности является более целостным, помехоустойчивым и жизнестойким образованием.

Психологию спорта прежде всего деятельности человека в процессе его интересуют закономерности психической подготовки к соревнованиям и участия

© Л. И. Лоскутова, 2008 101

в них. Решение проблем подготовки спортсмена высокого уровня невозможно без психологических знаний о его личности. В ходе многолетних занятий избранным видом спорта постепенно складывается динамичная специализированная структура личности спортсмена, которая и обеспечивает результативность его деятельности1.

Необходимость учета межполовых различий при формировании спортивно важных психических свойств учащихся спортивных школ сегодня не вызывает сомнений. Осознание важности фактора пола в отечественной психологии связано с именем Б. Г. Ананьева. Опираясь на ограниченные на тот момент эмпирические данные, ученый тем не менее сумел сформулировать прозорливую гипотезу о «сквозном» характере этой важнейшей константы индивида, относящейся в первую очередь к его генотипической организации и проявляющейся на разных уровнях жизнедеятельности и по-ведения2. В современной психологии гендерное направление и «психология пола» различаются теоретико-методологическими основаниями. Понятие «пол» используется для обозначения анатомо-фи-зиологических особенностей мужчин и женщин. Термин «гендер» указывает на социальныге ожидания относительно межполовых различий в психических особенностях и моделях поведения3. На эмпирическом уровне понятия «пол» и «гендер» нами не разводились.

Интегральная подготовка квалифицированных спортсменов в настоящее время представляет собой сложный многолетний и многоэтапный процесс спортивного совершенствования. Это комплекс проявлений многих отдельных, но взаимосвязанных компонентов4.

На наш взгляд, изучение специфики гендерных структур школьников-спорт-сменов целесообразно проводить с позиций целостного подхода теории интегральной индивидуальности (ИИ) В. С. Мерлина и В. В. Белоуса, позволяющей установить на основе сочетания

поэлементного и системного подходов закономерности половых различий не только для отдельных уровней, но и для психики спортсмена в целом5.

С позиций теории ИИ начало исследования некоторых аспектов масштабной проблемы влияния полового дефор-мизма на психику индивида было положено в работе В. В. Белоуса, посвященной возрастно-половым различиям в приспособительной значимости свойств темперамента, образующих инвариант типа уравнения параболы6. В соответствии с результатами И. В. Боязитовой (1987) и

Н. В. Орлинковой (1988) тип темперамента не влияет на продуктивность совместной деятельности, для которой большее значение имеют межличностные отношения партнеров. В диссертации О. А. Костиниковой (1996), выполненной под руководством В. В. Белоуса, была осуществлена попытка связать воедино пол, темперамент и продуктивность совместной познавательной деятельности у старших школьников.

А. Ф. Иорданов (2003) получил достаточно обобщенное и конкретное представление о психологических различиях полов на материале 17—19-летних студентов в условиях естественной образовательной среды.

В Пятигорской психологической школе ИИ изучается в плоскости двух измерений: поэтапного и системного. Первый способ отражает аддитивную стратегию исследования (перечисление отдельных переменных, их суммирование или попарная корреляция); второй — неаддитивную (сложнейшее взаимодействие, взаимовлияние или взаимопроникновение частей целого). Аддитивная стратегия весьма существенна на начальном этапе анализа сложноорганизованной психической реальности, неаддитивная — по мере проникновения в глубину изучаемого явления. В первом случае функционирует научный принцип редукционизма, во втором — интегратизма (В. В. Белоус).

В настоящей работе мы в ходе реализации поэлементной и системной стра-

№ 2, 2008

тегии осуществили попытку свести воедино фактический материал, накопленный при исследовании ИИ. Полагаем, что это позволит получить достаточно обобщенное и конкретное представление

о психологических различиях полов в условиях спортивной деятельности.

Экспериментальная работа проводилась нами в 2006/07 учебном году в СДЮШОР № 22 «Глория» г. Москвы. Испытуемыми были спортсмены-баскетболисты групп начальной подготовки (НП) в возрасте 10—11 лет (37 мальчиков и 34 девочки) и учебно-тренировочных (УТ) в возрасте 13—14 лет (30 мальчиков и 30 девочек).

Опираясь на основополагающие принципы теории ИИ В. С. Мерлина, мы с учетом пола диагностировали свойства

4 уровней в группах УТ: нейродинамиче-ского (НДУ) по опроснику Я. Стреляу, психодинамического (ПДУ) по опроснику В. М. Русалова, личностного (ЛУ) по методике «Ориентировочная анкета»

В. Смейкала и М. Кучера, социально-психологического (СПУ) по методике Т. Лири — 3 уровней в группах НП: ПДУ по опроснику В. М. Русалова (детский вариант), ЛУ по многофакторному личностному опроснику Кеттелла, СПУ по методике определения индекса групповой сплоченности Сишора.

Собранный фактический материал был обработан поэтапно методами математической статистики с помощью программ Excel и SPSS версии 12.

Первоначально производилась оценка достоверности различий по г-критерию Стьюдента между отдельными показателями ИИ.

Поэлементное межгрупповое сравнение структур ИИ спортсменов обоих полов в группах НП выявило как общее, так и особенное. Из 26 сопоставлений показателей значимые различия зафиксированы в 5: в 1 случае на психодинамическом уровне, в 4 — на личностном. Различия в структуре интегральной индивидуальности у мальчиков и девочек составили 21,7 %.

Аналогичное сравнение в группах УТ выявило больше особенного, чем общего. Из 23 сопоставлений показателей значимые различия зафиксированы в 14: в 2 случаях на нейродинамическом, 4 — на психодинамическом, 3 — на личностном, в 5 — на социально-психологическом уровне. Различия структур ИИ у мальчиков и девочек достигли показателя 60,9 %.

В ходе дискриминантного анализа было осуществлено сравнение структур ИИ спортсменов НП групп по гендерному признаку с помощью интегрального показателя-дискриминатора каждого уровня порознь, низших и высших уровней в отдельности и всех показателей свойств в целом (была использована линейная дискриминантная функция по

О. М. Калинину). В группах НП на ПДУ при поэлементном анализе было обнаружено различие, по интегральныгм показателям различий не выявлено. На ЛУ при поэлементном анализе зафиксированы 4 значимых различия, по инте-гральныгм показателям они отсутствовали. На СПУ и при поэлементном сравнении структур ИИ, и по интегральныгм показателям значимых различий по г-кри-терию Стьюдента не найдено. Между мальчиками и девочками групп НП на низшем (ПДУ), высшем уровнях и по комплексному показателю-дискриминатору всех уровней в целом статистически значимых результатов не обнаружено. Результаты межгруппового сравнения структур ИИ спортсменов обоих полов при интегральном и поэлементном анализе не совпадают, но значительных различий структур ИИ мальчиков и девочек в данной выборке не выявлено.

В группах УТ были обнаружены при поэлементном сравнении 2 значимых различия на НДУ и по интегральныгм показателям 1 значимое различие по г-критерию Стьюдента (р < 0,05). На ПДУ и ЛУ были отмечены 3 значимых различия при поэлементном сравнении, по интегральныгм показателям они отсутствовали. На СПУ при поэлемент-

ном сравнении структур ИИ статистически значимых различий выявлено 5, по интегральныш показателям — 1 значимое различие по г-критерию (р <0,01). Между группами мальчиков и девочек на низшем уровне по интегральному показателю-дискриминатору значимых различий не зафиксировано. На высшем уровне установлено 1 статистически значимое различие по интегральныш показателям при (р < 0,01), а также 8 значимых различий при поэлементном сравнении. Комплексный показатель-дискриминатор всех уровней в целом был вычислен для мальчиков и девочек отдельно. Сравнив эти данные, мы получили статистически значимый результат (3,068 при р < 0,01). Межгрупповое сравнение структур ИИ спортсменов обоих полов по результатам интегрального и поэлементного анализа выявило значительные различия структур ИИ. Прослеживается тенденция увеличения гендерных различий при переходе от низших уровней к высшим по интегральныш показателям и при поэлементном межгруп-повом сравнении (низшие — 46,1 %, высшие — 72,8 %).

На следующем этапе исследовались внутриуровневыге корреляционныге связи структур ИИ спортсменов разнополых выборок. В группах НП обоих полов одноуровневые свойства ИИ были одинаково сгруппированы по 32,1 %. У мальчиков была обнаружена более плотная связь на ПДУ (28,6 против 21,4 %), у девочек — на ЛУ (36,4 против 33,3 %); СПУ имел одинаковую плотность —

33,3 %. У мальчиков и девочек были установлены определенные типы математических зависимостей: на ПДУ у мальчиков — много-многозначные, у девочек — взаимнооднозначные и одномногозначные: на ЛУ и СПУ — многомногозначные в обеих выборках.

В группах УТ обоих полов было обнаружено, что в целом одноуровневые свойства ИИ спортсменов сгруппированы по-разному и у мальчиков плотность несколько выше (61,5 против 55,3 %).

Мальчики значительно опережают девочек на высшем уровне (93,2 против 57,1 %), и наоборот, девочки опережают мальчиков на низшем (52,9 против

32,4 %). Поуровневый анализ выявил, что у мальчиков оказались более взаимосвязанными показатели СПУ, а у девочек — ПДУ. В мужской и женской выборках НДУ и ЛУ имеют одинаковую плотность. У мальчиков и девочек были установлены определенные типы математических зависимостей: на НДУ — много-многозначные; на ПДУ у мальчиков — только много-многозначные, у девочек — одномногозначные и много-многозначные; на ЛУ — одно-многозначные; на СПУ — в обеих выборках много-многозначные.

Результаты межуровневого корреляционного анализа структур ИИ спортсменов разнополых групп не совпадают:

— у мальчиков межуровневые взаимосвязи в структуре ИИ более согласованы и гармонизованы, чем у девочек;

— плотность корреляций между близлежащими уровнями ИИ в отдельности выше у мальчиков;

— у мальчиков структура ИИ представлена большим количеством многомногозначных связей.

На последнем этапе исследования гендерных структур ИИ матрицы интеркорреляций во всех выборках были подвергнуты факторному анализу по методу Терстоуна без вращения осей координат7. Значимыми мы считали веса, превышающие 0,40.

Факторный анализ структур ИИ исследуемых групп проводился по следующим критериям:

1) по средней величине насыщенности каждого уровня ИИ значимыми факторными весами: чем больше среднее значение уровня ИИ, тем сильнее его влияние на успешное достижение конечного результата, т. е. тем выше его приспособительная значимость;

2) по наполняемости каждого фактора конкретными разноуровневыми свойствами ИИ (полная или частичная стру-

№ 2, 2008

ктура фактора по исследуемым уровням): чем полнее структура фактора, тем более развитой и гармоничной является интегральная индивидуальность;

3) по характеру межфакторных связей свойств ИИ (ортогональные или об-лические). В ортогональных структурах один и тот же показатель принадлежит единственному фактору; в облических структурах — разным факторам. Это означает, что ортогональные структуры либо однозначны, либо одно-многознач-ны. Они сужают и ограничивают возможности человека. Облические структуры много-многозначны и обладают гибкостью и пластичностью приспособления к изменяющимся условиям объективной ситуации.

За основу были взяты матрицы интеркорреляций разноуровневых свойств интегральной индивидуальности спортсменов групп УТ и НП, мальчиков и девочек, и к ним применен аппарат факторной обработки. Извлечение факторных структур интегральной индивидуальности спортсменов групп мужской и женской выборок проводилось методом главных компонент.

В группах НП было извлечено по 4 фактора, насыщенных значимыми факторными весами. У мальчиков было выявлено 2 полных фактора, у девочек —

3. По полноте структуры факторов мальчики и девочки показали существенные различия. Первый фактор у мальчиков полный, у девочек нет социально-психологических показателей; интегратором в обеих выборках выступает личностный уровень; мальчики имеют также высокий факторный вес психодинамических показателей. Наибольшее сходство мальчиков и девочек установлено по четвертому фактору, который является полным в обеих выборках. Разницу в факторных моделях полов обнаруживает также роль высших и низших уровней. Общий факторный вес низших уровней у мальчиков и девочек — соответственно 2,59 и 2,61, высших — 7,40 и 7,93. Максимальная средняя насыщенность уров-

ней значимыми факторными весами и у мальчиков, и у девочек приходится на личностные свойства со значительным перевесом над другими свойствами.

Характер отношений между извлеченными факторными структурами ИИ у спортсменов групп НП, мальчиков и девочек, различен: роль ортогональных зависимостей — 11 у мальчиков, 19 у девочек; облических — 12 и 6 соответственно. В структуре ИИ девочек особо ощутима роль ортогональных зависимостей. Существенны различия в качественном распределении этих связей. У мальчиков большинство обличе-ских зависимостей зафиксировано между личностными, у девочек — между психодинамическими факторами. Данный факт свидетельствует о более тесном взаимодействии личностных уровней ИИ мальчиков по сравнению с девочками.

В группах УТ было извлечено по 4 фактора, насыщенных значимыми факторными весами. У мальчиков выявлен

1 полный фактор, у девочек все факторы частично наполнены. Разницу в факторных моделях полов отражает также роль высших и низших уровней. Общий факторный вес низших уровней у мальчиков — 6,03, у девочек — 4,54; высших — 4,71 к 5,76 соответственно. Максимальная средняя насыщенность уровней значимыми факторными весами и у мальчиков, и у девочек приходится на социально-психологические и психодинамические свойства.

Характер отношений между извлеченными факторными структурами ИИ у спортсменов групп УТ, мальчиков и девочек, различен: роль ортогональных зависимостей— 11 у мальчиков, 15 у девочек; облических — 10 у мальчиков,

5 у девочек. В структуре ИИ девочек особо ощутима роль ортогональных зависимостей. Выявлены различия и в качественном распределении связей. У мальчиков большинство облических зависимостей зафиксировано между социально-психологическими и психодинами-

ческими, а у девочек — между психодинамическими факторами. Очевидно, данный факт свидетельствует о более тесном взаимодействии природных и личностных уровней ИИ мальчиков по сравнению с девочками.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Пол как одна из существенных констант индивида является определяющим фактором, формирующим уникальность гендерных структур ИИ в условиях спортивной деятельности.

2. У мальчиков во всех выборках обнаруживается более высокая степень пластичности ИИ, что может определяться их физиологической обусловленностью к достижению более высоких спортивных показателей по сравнению с девочками.

3. В группах девочек в структуре ИИ особо ощущается роль ортогональных зависимостей, что, вероятно, является деструктивным признаком систем, ограничивающим их приспособительные возможности к новым условиям деятельности.

4. В группах УТ выявляется более тесное взаимодействие природных и личностных уровней ИИ мальчиков по сравнению с девочками. ИИ мальчиков —

более целостное, помехоустойчивое и жизнестойкое образование.

5. Учет различий гендерных структур ИИ учащихся в спортивной и психологической подготовке поможет формировать у них необходимую установку на предстоящую деятельность и преодоление негативных воздействий экстремальных условий тренировок и соревнований.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Родионов А. В. Проблемы психологии спорта / А. В. Родионов // Теория и практика физической культуры. 2006. № 6. С. 53.

2 См.: Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб., 2001.

3 См.: Иорданов А. Ф. Особенности развития гендерных структур интегральной индивидуальности у студентов гуманитарного вуза : автореф. дис. ... канд. психол. наук / А. Ф. Иорданов. Ставрополь, 2003.

4 См.: Пуни А. Ц. Процесс и система звеньев психологической подготовки к соревнованиям в спорте / А. Ц. Пуни. Л., 1978. С. 8—51.

5 См.: Мерлин В. С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды / В. С. Мерлин ; под ред. Е. А. Климова. М. ; Воронеж, 1996.

6 См.: Белоус В. В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности / В. В. Белоус. Пятигорск, 2002.

7 См.: Небышицин В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицин. М., 1976.

Поступила 03.03.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.