ВЛИЯНИЕ РАЗРАБОТКИ МАРКЕТИНГОВОГО ПЛАНА НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КОМПАНИИ
Ю.В. Невретдинова, магистрант В.К. Романович, д-р экон. наук, профессор Российский университет кооперации (Россия, г. Мытищи)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10583
Аннотация. В статье рассмотрены понятия «конкурентоспособность предприятия» и «маркетинговый план», а также их значение и взаимосвязь. Актуальность данной работе придает тот факт, что в современных рыночных условиях эффективность деятельности предприятий любой отраслевой принадлежности и любой формы собственности во многом зависит от эффективности их маркетинговой деятельности, а разработка грамотного маркетингового плана способствует эффективному управлению бизнесом.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность компании, маркетинг, план маркетинга, менеджмент.
Ежедневно, непрерывно и постоянно на мировом рынке происходит процесс, носящий название «острая конкуренция производителей товаров». А какое же определение следует дать самому слову «конкуренция»? Переводя латинское слово «сопсиггеге», мы получаем не что иное, как «сталкиваться». Рассматривая конкуренцию с экономической точки зрения, можно отметить, что конкуренция - это процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта [1].
Однако ни вышеприведенные определения понятия «конкуренция», ни другие определения не могут обозначить особенности конкурентоспособности как исследуемой категории - ряд авторов утверждает, что в мире не существует и не может существовать универсального определения конкурентоспособности. В отечественной и зарубежной литературе подробно рассматривается вопрос конкурентоспособности. Так, в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова термин «конкурентоспособный» (конкурентоспособность) трактуется, как способный выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам [2]. А, согласно определению заслу-
женного деятеля науки Российской Федерации Фатхутдинова Р. А., конкурентоспособность - это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке [3]. Таким образом, можно обозначить конкурентоспособность как способность опережать других, ставя перед собой определенные цели и используя свои преимущества для их достижения.
Существует два экономических аспекта конкурентоспособности, связанных неразрывно между собой, - конкурентоспособность продукции (товара или услуги) и конкурентоспособность предприятия. Эта связь обусловлена тем, что эффективное конкурирование в определенном сегменте рынка во многом зависит от конкурентоспособности продукции - чем она выше, тем большего успеха может добиться предприятие в своей деятельности, используя свои сильные стороны. Но, несмотря на непростую экономическую ситуацию в Российской Федерации и странах СНГ, потребитель не всегда ищет товар или услугу с наименьшей ценой, он оценивает продукцию (услуги), опираясь на соотношение цена - качество. Именно поэтому каждой организации, и малого и среднего бизнеса тоже, важно создать положительный имидж своей компании за счет развития преимуществ над конкурен-
тами в своем рыночном сегменте. При этом руководителю компании стоит учитывать, что с динамическим развитием рынка и конкурентов, и его фирме нужно «смотреть в завтрашний день», не стоит экономить на инновациях. Сама по себе рыночная деятельность любого предприятия невозможна без участия в конкурентной борьбе. Принимая в ней участие, компания развивается, улучшает качество своей продукции, помогает совершенствовать продукцию (услуги), применять и разрабатывать новые технологии, использовать новые способы маркетингового продвижения.
В современных условиях для выживания в конкурентной борьбе, предприятия осваивают новые виды услуг, новые формы бизнеса, выдвигают на первое место не только своих сотрудников и продукцию, но и своих потребителей. При этом менеджмент направляет усилия на изучение рынка, сбор необходимой информации и проведение анализа, после чего уже разрабатываются стратегии освоения рынка. При этом, за счет более длительного существования, крупные предприятия могут находиться в более выигрышной позиции, по сравнению с предприятиями среднего и малого бизнеса. Однако, длительность существования на рынке не гарантирует эффективной экономической деятельности, ведь современный бизнес динамичен -изучение и применение методов конкурентной борьбы в управлении предприятием приобретает все большее значение. Позиция компании на рынке, динамика развития, характеристики продукции (услуг), поведение конкурентов, состояние национальной и мировой экономики и многие другие факторы - все это влияет на процесс выработки уникальной стратегии конкурентной борьбы предприятия. При этом план развития может быть краткосрочным, среднесрочным или же даже долгосрочным, но для грамотного ведения бизнеса осуществление планирования необходимо.
В последние годы в российской экономике России происходят изменения, которые имеют важное значение для экономики, ее развития и устойчивого функциони-
рования. Приоритетными вопросами остаются вопросы организации и совершенствования маркетинговой деятельности компании. В условиях экономической нестабильности и растущей конкуренции довольно тяжело сохранять свои позиции на рынке. Большую роль для организаций играет управление маркетингом - это целенаправленная деятельность по регулированию позиций фирмы на рынке, по средствам планирования, организации, учета, контроля, исполнения каждой фазы пози-ционно-деятельностного поведения фирмы, с учетом влияния закономерностей развития рыночного пространства, конкурентной среды для достижения прибыльности и эффективности деятельности субъекта на рынке.
Предприятие, которое можно назвать маркетингово-ориентированным, должно обладать:
- чуткой реакцией на изменения, происходящие на рынке;
- способностью видеть пока еще неудовлетворенную потребность;
- знаниями о том, что и с какими модификациями производить.
Изменения рынка предвидеть предприятию помогает, в том числе, хороший маркетинговый план. Если организация ориентирована на рынок, она стремится получить максимум информации о рыночных тенденциях, потребителях и конкурентах и в дальнейшем использовать ее для создания продукта, который будет наиболее полно отвечать потребностям. В основе такой деятельности лежит разработка плана маркетинга и его последующая эффективная реализация. План маркетинга - это набор мероприятий в области маркетинга для повышения конкурентоспособности организации (от усовершенствования продукции до повышения эффективности методов ее продвижения на рынке); набор мероприятий по достижению целей предприятия в области маркетинга (увеличение объемов продаж, доли рынка) и реализаций маркетинговой стратегии предприятия.
Маркетинг в условиях жесткой конкуренции является неотъемлемой функцией коммерческого предприятия, и подробный
маркетинговый план жизненно необходим для каждого направления деятельности, товара, торговой марки и рынка. Важность разработки плана маркетинга обусловлена его следующими функциями:
- Содержание плана маркетинга оказывает влияние на показатели других планов. Например, в маркетинговом плане определяют вопросы ценообразования, которые влияют на финансовые показатели, а решение о разработке и выпуске новой продукции - на план производства.
- Маркетинговый план систематизирует и доносит до всех сотрудников компании те идеи, которые до его составления находились исключительно в голове руководителя; Разработанный по всем классическим канонам маркетинговый план несет также важную менеджерскую функцию -помогает всем сотрудникам организации ясно осознать, какую функцию они должны выполнять при работе с каждым сегментом рынка. Это создает условия для согласованной работы менеджеров различных подразделений для достижения общих корпоративных целей. То есть является документом, организующим работу всего предприятия.
- Он позволяет четко установить цели и проконтролировать их достижение.
- Позволяет избежать лишних действий, не приводящих к намеченным целям.
- Позволяет четко распределять время и другие ресурсы.
- Наличие маркетингового плана мобилизует сотрудников компании.
В целом план маркетинга помогает повысить эффективность работы предприятия за счет четкого определения целей и методов их достижения, устранения неясностей и лишних действий, не приводящих к запланированным результатам. В частности:
Библиографический список
1. Андреева О. Д. Технология бизнеса: маркетинг. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 224 с.
2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. 100000 слов, терминов и выражений. М.: Мир и Образование, 2017. - 1376 с.
3. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 312 с.
4. Веснин В. Р. Основы менеджмента: учебник / В. Р. Веснин. - М.: Проспект, 2014. -613 с.
- Значительно расширить клиентскую базу и увеличить объем продаж.
- Повысить конкурентоспособность продуктов организации за счет более эффективного распределения и управления ресурсами, концентрации усилий на наиболее перспективных и выгодных направлениях.
- Выработать эффективную ценовую и продуктовую политику.
- Создать механизм контроля проводимых мероприятий.
Общей идеей каждого маркетингового плана является программа действий, которая позволяет получить положительный экономический эффект, прибыль, рост продаж. А итогом разработки маркетингового плана должно быть определение целей:
- финансовые - показатели маркетингового плана, характеризующие объем продаж компании в количественном и денежном выражении за определенный период времени (как правило, один год);
- маркетинговые - описывают рыночную конъюнктуру, количество филиалов (представительств), которые фирма намеревается открыть в планируемом периоде.
В условиях рыночной экономики, сильной конкуренции и постоянно меняющейся политической ситуации компании необходимо иметь план действий, который бы мог дать возможность оценивать эффективность коммерческой деятельности, контролировать затраты и сопоставлять их с полученной прибылью. Также планирование необходимо для привлечения инвесторов и партнеров, которых интересует, как будут использованы их средства, ресурсы и возможности. Таким инструментом является маркетинговый план.
5. Котков В. В. Управление конкурентоспособностью организации: Учеб. пособие / Под ред. А. К. Казанцева. СПб.: СПбГИЭУ, 2016. - 199 с.
6. Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг менеджмент. - СПб, Питер, 2018. - 848 с.
7. Лепа Н. Н., Решетникова Т. П. Методика конкурентоспособности предприятия. СПб, 2015. - 77 с.
THE IMPACT OF DEVELOPING A MARKETING PLAN FOR THE COMPANY'S
COMPETITIVENESS
Y.V. Nevretdinova, graduate student V.K. Romanovich, doctor of economic sciences, professor Russian university of cooperation (Russia, Mytishchi)
Abstract. The article deals with the concept of "enterprise competitiveness" and "marketing plan", as well as their meaning and relationship. The relevance of this work is given by the fact that in modern market conditions the effectiveness of enterprises of any industry and any form of ownership depends largely on the effectiveness of their marketing activities, and the development of a competent marketing plan contributes to the effective management of the business.
Keywords: competition, company competitiveness, marketing, marketing plan, management.