Научная статья на тему 'Маркетинговый анализ предприятия общественного питания (на примере ресторана "Izumi")'

Маркетинговый анализ предприятия общественного питания (на примере ресторана "Izumi") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17305
1450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ / ЦЕЛЬ МАРКЕТИНГОВОГО АНАЛИЗА / РЫНОК / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ПРОДУКТ / СЕГМЕНТ / SWOT-АНАЛИЗ / ЦЕНА / КОНКУРЕНЦИЯ / MARKETING ANALYSIS / MARKETING / THE PURPOSE OF MARKETING ANALYSIS / MARKET / CONSUMER / PRODUCT / SEGMENT / SWOT ANALYSIS / PRICE / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зюзина Н. Н., Пятница М. А.

Применение маркетинга в практической деятельности предприятий определило востребованность маркетингового анализа в различных сферах деятельности. Современные предприятия общественного питания в большинстве случаев не способны разработать собственную методику маркетингового анализа. Маркетинговое исследование должно учитывать не только основные тенденции рынка, специфические требования потребителя, а также производственные возможности и финансовое положение предприятия. Зачастую предприятия общепита обращаются к услугам сторонних организаций. Услуги, предлагаемые предприятиями общественного питания, носят специфический характер. Общественное питание охватывает практически все население территории. В современных условиях предприятия общественного питания становятся более востребованными и дифференцированными. Появляются новые форматы предприятий общественного питания, работа которых организована по сетевому принципу, что значительно повышает их конкурентоспособность на рынке. При этом, Россия не обладает серьезным опытом в ресторанной сфере: потеряны национальные традиции, отсутствует методологическая база. Сегодня необходимо развивать рынок предприятий общественного питания, так как это позволит решить ряд задач социальной политики государства. Цель данного исследования обосновать роль маркетингового анализа на примере ресторана «Izumi» в системе управления предприятием общественного питания в целях повышения эффективности его деятельности. Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: раскрыть сущность маркетингового анализа; провести маркетинговый анализ, систематизировать его результаты и выявить их влияние на финансовые результаты деятельности предприятия общественного питания; выявить ключевые факторы потребительского спроса и предложить рекомендации для повышения эффективности деятельности предприятия общественного питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING ANALYSIS OF A COMPANY CATERING (FOR EXAMPLE, THE RESTAURANT "IZUMI")

The use of marketing in the practice of enterprises has determined the demand for marketing analysis in various fields. Modern catering enterprises in most cases are not able to develop their own methods of marketing analysis. Marketing research should take into account not only the main trends of the market, the specific requirements of the consumer, as well as the production capabilities and financial position of the enterprise. Often catering companies turn to the services of third parties: specialized companies, marketing services of large organizations and holdings or to "Amateur professionals". The services offered by catering establishments are of a specific nature. Catering covers almost the entire population of the territory. In modern conditions, catering enterprises are becoming more popular and differentiated. There are new formats of catering enterprises, which are organized on a network basis, which significantly increases their competitiveness in the market. At the same time, Russia does not have serious experience in the restaurant sector: national traditions are lost, there is no methodological basis. Today it is necessary to develop the market of catering enterprises, as it will solve a number of problems of social policy of the state. Marketing research is conducted in order to learn more about consumers, competitors, features of the sphere of activity. On the basis of the obtained data, strategies for successful business, advertising campaigns, competitive advantages and much more are developed. Purpose of this study to justify the role of marketing analysis on the example of the restaurant "Izumi" in the management system of catering in order to improve the efficiency of its activities. Achieving this goal involves the formulation and solution of the following tasks: reveal the essence of marketing analysis; to carry out a marketing analysis, to systematize its results, and to reveal their interrelation with financial results of activity of the catering enterprise; identify key factors of consumer demand and offer recommendations to improve performance.

Текст научной работы на тему «Маркетинговый анализ предприятия общественного питания (на примере ресторана "Izumi")»

УДК 339.138

ББК 65.291.3

Зюзина Н.Н., Пятница М.А.

МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

(НА ПРИМЕРЕ РЕСТОРАНА «IZUMI»)

Zyuzina N.N., Pyatnitsa M.A.

MARKETING ANALYSIS OF A COMPANY CATERING (FOR EXAMPLE, THE RESTAURANT "IZUMI»)

Ключевые слова: маркетинг, маркетинговый анализ, цель маркетингового анализа, рынок, потребитель, продукт, сегмент, SWOT-анализ, цена, конкуренция.

Keywords: marketing analysis, marketing, the purpose of marketing analysis, market, consumer, product, segment, SWOT analysis, price, competition.

Аннотация: применение маркетинга в практической деятельности предприятий определило востребованность маркетингового анализа в различных сферах деятельности. Современные предприятия общественного питания в большинстве случаев не способны разработать собственную методику маркетингового анализа. Маркетинговое исследование должно учитывать не только основные тенденции рынка, специфические требования потребителя, а также производственные возможности и финансовое положение предприятия. Зачастую предприятия общепита обращаются к услугам сторонних организаций.

Услуги, предлагаемые предприятиями общественного питания, носят специфический характер. Общественное питание охватывает практически все население территории. В современных условиях предприятия общественного питания становятся более востребованными и дифференцированными. Появляются новые форматы предприятий общественного питания, работа которых организована по сетевому принципу, что значительно повышает их конкурентоспособность на рынке. При этом, Россия не обладает серьезным опытом в ресторанной сфере: потеряны национальные традиции, отсутствует методологическая база. Сегодня необходимо развивать рынок предприятий общественного питания, так как это позволит решить ряд задач социальной политики государства.

Цель данного исследования - обосновать роль маркетингового анализа на примере ресторана «Izumi» в системе управления предприятием общественного питания в целях повышения эффективности его деятельности.

Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

- раскрыть сущность маркетингового анализа;

- провести маркетинговый анализ, систематизировать его результаты и выявить их влияние на финансовые результаты деятельности предприятия общественного питания;

- выявить ключевые факторы потребительского спроса и предложить рекомендации для повышения эффективности деятельности предприятия общественного питания.

Abstract: the use of marketing in the practice of enterprises has determined the demand for marketing analysis in various fields. Modern catering enterprises in most cases are not able to develop their own methods of marketing analysis. Marketing research should take into account not only the main trends of the market, the specific requirements of the consumer, as well as the production capabilities and financial position of the enterprise. Often catering companies turn to the services of third parties: specialized companies, marketing services of large organizations and holdings or to "Amateur professionals".

The services offered by catering establishments are of a specific nature. Catering covers almost the entire population of the territory. In modern conditions, catering enterprises are becoming more popular and differentiated. There are new formats of catering enterprises, which are organized on a network basis, which significantly increases their competitiveness in the market. At the

same time, Russia does not have serious experience in the restaurant sector: national traditions are lost, there is no methodological basis. Today it is necessary to develop the market of catering enterprises, as it will solve a number ofproblems of social policy of the state.

Marketing research is conducted in order to learn more about consumers, competitors, features of the sphere of activity. On the basis of the obtained data, strategies for successful business, advertising campaigns, competitive advantages and much more are developed.

Purpose of this study - to justify the role of marketing analysis on the example of the restaurant "Izumi" in the management system of catering in order to improve the efficiency of its activities.

Achieving this goal involves the formulation and solution of the following tasks:

- reveal the essence of marketing analysis;

- to carry out a marketing analysis, to systematize its results, and to reveal their interrelation with financial results of activity of the catering enterprise;

- identify key factors of consumer demand and offer recommendations to improve performance.

Актуальность темы исследования состоит в том, что сегодня маркетинговая деятельность активизируется во всех сферах деятельности. Маркетинг формулирует философию управления. В современных условиях социально-ориентированный маркетинг позволяет предприятию укрепить свои позиции на рынке, сформировать свой рыночный сегмент. Конечная цель деятельности любого предприятия общественного питания - это победа в конкурентной борьбе, где функционирование и деятельность невозможны без проведения маркетингового анализа. Для того чтобы в будущем сконцентрировать свои усилия там, где конкуренты слабее, необходимо изначально правильно оценить их потенциал, цели и стратегии, а также выявить сильные и слабые стороны - это позволит расширить собственные возможности в конкурентной борьбе.

Применение маркетинга в практической деятельности предприятий определило востребованность маркетингового анализа в различных сферах деятельности. Современные предприятия общественного питания в большинстве случаев не способны разработать собственную методику маркетингового анализа. Маркетинговое исследование должно учитывать не только основные тенденции рынка, специфические требования потребителя, а также производственные возможности и финансовое положение предприятия. Зачастую предприятия общепита обращаются к услугам сторонних организаций: специализированных компаний, маркетинговых служб крупных организаций и холдингов или к «специалистам любителям». От правильности, полноты и объективности таких работ зависит как судьба маленького кафе в торговом центре, так и эф-

фективность многомиллиардных инвестиций1.

Услуги, предлагаемые предприятиями общественного питания, носят специфический характер. Общественное питание охватывает практически все население территории. В современных условиях предприятия общественного питания становятся более востребованными и дифференцированными. Появляются новые форматы предприятий общественного питания, работа которых организована по сетевому принципу, что значительно повышает их конкурентоспособность на рынке. При этом, Россия не обладает серьезным опытом в ресторанной сфере: потеряны национальные традиции, отсутствует методологическая база. Сегодня необходимо развивать рынок предприятий общественного питания, так как это позволит решить ряд задач социальной политики государств2.

Теоретической и методологической основой исследования является труды отечественных и зарубежных ученых и практиков по проблемам развития предприятий общественного питания в области экономики, маркетинга, менеджмента и организации обслуживания. В их числе: Ф. Котлер, П.Н. Романов, Герчикова, А.Н. Агаева, Е.Е. Тарасова и др.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что маркетинговый анализ помогает предприятию в решении актуальных задач по управлению дея-

Егорова С.Е. Методическое обеспечение маркетинговых исследований: На прим. товаров нар. потребления: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05. - М., 1997. - С. 4.

2 Егорова С.Е. Методическое обеспечение маркетинговых исследований: На прим. товаров нар. потребления: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05. - М., 1997. - С. 9.

тельностью предприятия общественного питания в целях улучшения финансовых результатов.

Общественное питание, вне зависимости от своих организационно-правовых форм, является частью социальной инфраструктуры, имеющее вспомогательный характер по обслуживанию ряда отраслей народного хозяйства. Специфика сферы общественного питания состоит в том, что она затрагивает интересы практически всех слоев населения. Общественное питание характеризуется: во-первых, тем, что оно является отраслью, способствующей решению целого ряда социальных проблем. Во-вторых, это наиболее динамично развивающаяся отрасль экономики в России, способная быстро реагировать на изменения рынка. В-третьих, именно общественное питание выступает в качестве сегмента российского рынка, наиболее привлекательного для иностранных инвестиций. В России сегодня наблюдается рост предприятий общественного питания1.

Маркетинг - это наука, изучающая потребности рынка в товарах и/или услугах2.

Изучение, анализ и обработка информации о состоянии рынка в определенной сфере называется маркетинговым анализам. Целью любого маркетингового анализа, в конечном счете, является получение информации о потребителях, конкурентах, особенностях сферы деятельности. Маркетинговый анализ дает своевременную и достоверную информацию о ситуации на рынке, эффективности политики продвижения своей продукции (услуг), помогает выбрать возможные направления развития бизнеса3.

Маркетинговый анализ начинается с конкретизации основных составляющих рынка:

1. Продукция фирмы: анализ развития рынка и доли продукции фирмы в сегменте;

Егорова С.Е. Методическое обеспечение маркетинговых исследований: На прим. товаров нар. потребления: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05. - М., 1997. - С. 18.

2 Как провести маркетинговый анализ рынка. -[Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.business.ru/article/687-kak-provesti-marketingovyy-analiz-rynka (дата: 11.11.2018).

3 Носова Н.С. Конкурентная стратегия компании,

или Маркетинговые методы конкурентной борьбы /

Н.С. Носова. - М.: Дашков и Ко, 2016. - С. 56.

2. Структура рынка: анализ конъюнктуры и маркетинговой емкости рынка, оценка рыночных тенденций;

3. Потребитель: анализ спроса, основных потребностей на рынке, пристальное маркетинговое изучение поведения и ожиданий целевой аудитории;

4. Целевой сегмент: анализ перспективности сегментов рынка для выбора поля деятельности;

5. Свободные ниши: маркетинговый анализ рыночных сегментов для выявления свободных рыночных ниш и новых источников сбыта;

6. Соперники: анализ деятельности соперников для выявления конкурентного превосходства продукции и поиска слабых мест фирмы;

7. Цены: маркетинговый анализ ценовых позиций соперников, а также нынешней ценовой структуры в отрасли .

Проведем маркетинговый анализ предприятия общественного питания на примере ресторана «ЬитЬ>.

ООО «Ресторанная компания» была зарегистрирована в 2015 году регистратором «Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы» № 16 по юридическому адресу: 350062, Краснодарский край, город Краснодар, улица им. Яна Полуяна, дом 60. Ресторан «ЬитЬ> является собственностью общества с ограниченной ответственность. «Ресторанная компания», директором которой является Александр Дмитриевич Кравцов.

Одним из главных факторов при формировании стратегии развития предприятия являются условия рынка и конкуренции на нем. Поэтому анализ конкурентоспособности ресторана «ЬитЬ> следует начать с маркетингового анализа внешней среды. Для этого используем модель пяти сил конкуренции М. Портера и представим в процентном соотношении (рисунок 1)5.

Никитина, Т.Е. Маркетинг на предприятиях и в корпорациях: теория и практика: Монография / К.А. Смирнов, Т.Е. Никитина; Науч. ред. К.А. Смирнов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. - С. 66.

5 Глубокий, С.В. Товаропроводящая сеть предприятия: эффективные решения по организации, маркетингу и менеджменту / С.В. Глубокий. - Мн.: Изд-во Гревцова, 2008. - С.76.

Рисунок 1 - Анализ конкурентной среды по модели пяти сил конкуренции Портера

Проведенный анализ показал следующие результаты:

1) угроза со стороны товаров-заменителей хоть и невысока, но также представляет опасность, так как ресторан «Izumi» представляет не уникальный товар на рынке общественного питания. Так продукция ближайших конкурентов «Blaga beach», ООО «Винсет», ООО «Печь», ООО «Рис» имеет схожие характеристики с продукцией ресторана «Izumi».

2) угроза смены или потери поставщика незначительна, так как на сегодняшний день свои услуги по доставке продуктов предлагают множество компаний. Ресторан «Izumi» заказывает продукты у одной из лидирующих оптовых компаний в Краснодарском крае ООО «ЮгОпт». Это предприятие специализируется на продуктах питания, бакалейных и кондитерских изделиях из России, Италии, Франции, Германии и

Польши. Ассортимент позволяет снабжать ресторан «ЬитЬ» почти на 80% необходимыми товарами для приготовления пищи. Также в ресторане есть отдел снабжения, который постоянно следит за тенденциями рынка, ищет новых поставщиков, проверяет качество поставляемой продукции.

3) риск входа новых игроков не велик, так как на данный момент рынок перенасыщен подобными заведениями.

Одним из высоких рисков для ресторана «ЬитЬ» можно назвать уход ключевых покупателей. Для исследования сегмента, в котором работает ресторан, представим диаграммы 2 и 3 (рисунки 2,3). Данные взяты из результатов анкетирования ресторана в 2018 году. Каждые полгода «ЬитЬ> проводит данный опрос среди посетителей во время посещения заведения, чтобы быть в курсе предпочтений клиентов.

Рисунок 2 - Сегменты потребителей по возрастному признаку

Основными посетителями ресторана «ЬитЬ» являются люди среднего возраста 26-40 лет (39%), в возрасте 18-20 лет (10%), молодые люди в возрасте 21-25 (35%) и 4055 лет (16%). Высокий процент посещения

гостей от 21 до 40 лет объясняется тем, что в ресторане представлены блюда как для взрослых, так и для посещения с детьми. Также имеется несколько залов различной тематики на любой вкус.

Рисунок 3 - Сегменты потребителей по причине посещения ресторана

По результатам анализа потребителей ресторана «ЬмтЬ» можно подвести итоги:

1. Основными потребителями и постоянными клиентами ресторана являются молодые люди и семьи, целью посещения которых является проявление интереса к европейской и японской кухне. Большой процент потребителей посещают ресторан с целью общения и отдыха - 39%, семейного отдыха - 26%, а некоторых привлекают проводимые мероприятия в ресторане.

2. Ресторан имеет демократичные цены и низкий средний чек по сравнению с конкурентами. Но имеются проблемы с качеством блюд. Поэтому «ЬитЬ» необходимо минимизировать риски с возможным уходом клиентов из-за неудовлетворенности обслуживанием.

3. Проведенная оценка по модели Портера говорит о том, что рынок организации является высококонкурентным, но в то же время перспективным. Отсутствует возможность полного сравнения товаров разных организаций. Есть ограничения в повышении цен. Для сохранения конкурентоспособности необходимо постоянно проводить мониторинг предложений конкурен-тов1.

4. В качестве основополагающего инструмента обоснования направлений развития ресторана «ЬитЬ> используем матричную модель «рост - доля рынка», или матрица БКГ (рисунок 4)2

Так, матрица БКГ ресторана позволяет сформулировать следующие выводы:

Савчук Г.А. Управление маркетингом на предприятии: учебник / Г.А. Савчук. Инфра-М, 2016. -С. 98.

2 Носова Н.С. Конкурентная стратегия компании, или Маркетинговые методы конкурентной борьбы / Н.С. Носова. - М.: Дашков и Ко, 2016. - С.56.

1. К «звездам» относится общественное питание и доставка блюд. Это быстро-развивающиеся направления деятельности ресторана «ЬитЬ», которые имеют большую долю рынка и высокие темпы роста. Для того чтобы данные «звезды» не перешли в «дойные коровы», необходимы инвестиции и контроль за качеством блюд.

2. «Дойные коровы» включают организацию банкетов и кейтеринговые услуги. Эти услуги ресторана имеют низкие темпы роста, но занимают большую долю рынка.

3. «Знаки вопроса» - проведение концертов. Данная услуга «ЬитЬ» имеет небольшую долю на быстрорастущем рынке. Требует большого количества средств для поддержания своей доли или ее увеличения. Не все программы приносят прибыль заведению, необходим постоянный контроль за предпочтениями клиентов. Также ресторан «ЬитЬ» работает до 2-00, при этом другие заведения, предлагающие схожую услугу, работают всю ночь. Большинство клиентов предпочитают ночные заведения с различными шоу-программами.

4. «Собаки» - бронирование мест. Бронировать места можно как через сайт, так и по телефону. Услуга приносит ресторану «ЬитЬ» небольшой доход и, скорее всего, не станет более серьезным источником дохода.

Ж

п; и

и О СХ

I

И

Проведение концертов и шоу-программ О ^^Н Доставка Общественное щ -

\ / Организация

о банкетов

Бронирование мест

-3,5

Относительная доля рынка

Рисунок 4 - Матрица БКГ для ресторана «ЬитЬ>

Как показал анализ портфеля услуг ресторана «ЬитЬ> с помощью матрицы БКГ, услуги общественное питание и доставка еды занимают относительно большую долю рынка и развивается хорошими темпами. При этом данная услуга является главной услугой ресторана «ЬитЬ>.

Для оценки конкурентной среды ресторана «ЬмтЬ> также используем следующие методы анализа:

-STEP-анализ - как метод анализа для факторов внешней макросреды;

-SWOT-анализ - как метод анализа внутренней среды предприятия1.

Факторы внешней макросреды оказывают равное влияние на деятельность «ЬитЬ>. Для выявления наиболее значимых из них произведем экспертную оценку и присвоим каждому весовой коэффициент, отражающий степень влияния на деятельность организаций общественного питания. Выделив факторы, которые оценены как наиболее явные угрозы и возможности для деятельности «ЬитЬ>, отразим результаты STEP-анализа в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты STEP-анализа ресторана «ЬитЬ>

Внешние стратегические факторы Вес Оценка Взвешенная оценка

Возможности Поддержка малого бизнеса Платежеспособный спрос главных потребителей продукта (с учетом последних тенденций) Развитие сети 0,05 0,2 0,05 4 5 4 0,2 1,0 0,2

Суммарные возможности 0,3 1,4

Угрозы Изменение законодательства в области регулирования деятельности организаций общественного питания Ужесточение государственного регулирования деятельности организаций общественного питания Уровень инфляции в стране Появление новых конкурентов Изменение структуры доходов и расходов населения 0,05 0,2 0,2 0,2 0,05 4 5 5 5 4 0,2 1,0 1,0 1,0 0,2

Суммарные угрозы 0,7 3,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Суммарная оценка 1,0 4,8

1 Галицкий Е.Б. Маркетинговые исследования. Теория и практика. 2-е изд., пер. и доп. учебник для вузов / Е.Б. Галицкий, Е.Г. Галицкая. - Люберцы: Юрайт, 2016.- С. 70.

Данные таблицы 1 позволяют сделать вывод о том, что возможности из внешней макросреды, которые может извлечь для себя ресторан «ЬитЬ» минимальны (взвешенная оценка 1,4 балла), в свою очередь угрозы из внешней макросреды достаточно высоки (взвешенная оценка 3,4 балла). С учетом максимально возможной оценки в 5 баллов можно сказать, что ресторан «¡гитЬ» не может в пол-

Таблица 2 - SWOT-анализ ресторана «ЬитЬ

ной мере противостоять внешним угрозам и использовать возможности, предоставляемые внешней макросредой.

Также оценку конкурентоспособности STEP-анализа целесообразно дополнить возможностями SWOT-анализа и обобщить полученную в результате исследования информацию.

Сильные стороны

Слабые стороны

- Открыт 7 дней в неделю;

- Отличное предложение на бизнес-ланчи;

- Большой ассортимент алкогольной продукции;

- Запущен новый проект «Бонусы» - посетителям выдается карта, и накапливаются баллы, которые в будущем можно обменять на скидку в 50 %;

- Есть группа в социальных сетях, где есть информация о ближайших мероприятиях, можно посмотреть меню и фотографии интерьера ресторана, узнать о проходящих акциях;

- Постоянно устраиваются разнообразные вечеринки, что увеличивает поток гостей;

- Удобное расположение ресторана - находится в центре города;

- Бесплатная парковка на 20 мест

- Слабое оснащение кухни (недостаточно современного универсального оборудования);

- Недостаточное количество персонала в выходные дни;

- Недостаточное количество часов работы кухни, что снижает прибыль ресторана;

- Высокая текучесть кадров и отсутствие поваров с высшим образованием и опытом;

- Отсутствие мотивации производственного персонала;

- Отсутствие четкой маркетинговой политики

Возможности

Угрозы

- Принятие на работу квалифицированных поваров;

- Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей;

- Введение новых блюд в меню, которые пользуются большим спросом;

- Внедрение новых технологий и оснащения на кухне в целях укрепления позиций на рынке

- Усиление конкуренции со стороны местных кафе и ресторанов;

- Изменение вкусов и потребностей клиентов;

- Сбои в снабжении продуктами, что приведет к образованию Stop-листа;

- Возможность появления новых конкурентов;

- Увеличение налогов, что вызовет уменьшение прибыли ресторана_

После построения матрицы SWOT-анализа необходимо оценить угрозы и возможности с точки зрения их важности и степени влияния на конкурентные преиму-

щества ресторана «ЬитЬ». Для этого применим метод позиционирования каждой конкретной возможности в матрице возможностей, представленной в таблице 3.

Таблица 3 - Мат

щца возможностей ресторана «ТгитЬ»

Вероятность использования Влияние

сильное умеренное малое

Высокая Применение новейших технологий и снабжение горячей и холодной кухонь современной техникой и оборудованием Рост производительности персонала путем принятия на работу более квалифицированного или же проведение тренингов для существующего Увеличение коммуникационных и маркетинговых технологий (например, реклама)

Средняя Создание стандартов по общению и обслуживанию клиентов в целях Создание имиджа семейного ресторана, ресторана для детских праздников Рост эффективности управления за счет приме-

Продолжение таблицы 3

создания атмосферы гостеприимства нения новых компьютерных программ

Низкая Рост диапазона новых услуг, в том числе за счет реализации особых желаний посетителя Захват новых рынков путем рекламы Внесение в меню детских блюд и разработка детских программ

В результате проведенного маркетингового анализа, а именно конкурентоспособности ресторана «ЬмтЬ> можно сказать, что основными его преимуществами являются низкие цены, разнообразное качество блюд и множество направлений деятельности: доставка на дом, кейтеринг, но предприятию не хватает производственных мощностей для обеспечения непрерывного потока поставки блюд и в ресторан, и на дом.

Итак, маркетинг - это наука, изучающая потребности рынка в товарах и/или услугах. Маркетинговый анализ - это комплексное изучение рынка продуктов и услуг, а также разработка стратегии деятельности предприятия. Целью любого маркетингового анализа, в конечном счете, является больше узнать о потребителях, конкурентах, особенностях сферы деятельности. На основе полученных данных разрабатываются стратегии успешного ведения бизнеса, рекламные кампании, конкурентные преимущества и многое другое1.

Тщательная разведка конкурентов и последующий анализ конкуренции является одним из наиболее важных этапов маркетингового анализа для завоевания доли рынка. Конкурентный анализ позволяет оценить сильные и слабые стороны ваших конкурентов и выявить эффективные стратегии для формирования ваших преиму-ществ2.

Любой бизнес существует в конкурентной среде. Прямая и косвенная конку-

Зюзина Н.Н. Маркетинговый анализ инновационной привлекательности и экономической прочности ООО «ЭНЕРКОМ» / Т.В. Корякина, Н.Н. Зюзина, О.И. Юдин // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - 2016. - Т.1. - №1. - С. 39.

2 Зюзина Н.Н. Маркетинговый анализ эффективности концепции сохранения капитала предприятия / Н.Н. Зюзина, О.И. Юдин // Научные труды Вольного экономического общества России, 2016. - Т. 198. - С. 64.

ренция могут существовать по многим критериям. Одним из наиболее очевидных параметров для оценки является цена и ценовая политика. Но кроме этого важного критерия существуют большое количество форм неценовой конкуренции. Список видов неценовой конкуренции достаточно обширен, например: расположение в наиболее удобном месте для клиентов также играет очень важное значение; обслуживание клиентов: чем больше личного внимания к потребностям клиентов, тем быстрее можно добиться высоких преференций за счет высокой лояльности потребителей. Индивидуальное обслуживание и адаптация предоставляемых услуг под запросы клиентов -это дополнительные возможности для роста продаж в наиболее платежеспособном сегменте потребителей. Компании, рынки и конкуренты организованы вокруг потребностей клиентов, а не видов услуг или технологий производства, и даже не секторов промышленности в целом3.

Маркетинговый анализ, а именно анализ конкурентоспособности, показал, что рынок общественного питания в Краснодаре является высококонкурентным. Ресторан «ЬитЬ> имеет множество конкурентов, которые представляют опасность. Слабыми сторонами ресторана являются низкие производственные мощности и качество блюд. Это связано с тем, что на предприятии не хватает как персонала, так и современного оборудования4.

Анализ портфеля услуг ресторана «ЬитЬ> с помощью матрицы БКГ показал,

Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ фирмы. Практические рекомендации. Методические основы. Порядок проведения / Е.П. Пешкова. - М.: Ось-89, 2010. - С. 117.

4 Агаева А.Н., Васильченко Т.З. Сравнительная характеристика методов маркетинговых исследований / А.Н. Агаева // Международный научно-теоретический журнал «Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права». 2016. - С. 30.

что услуги общественного питания и доставки еды занимают относительно большую долю рынка и развиваются хорошими темпами. При этом данные услуги являются главной услугой ресторана «ЬмтЬ», поэтому необходимо поддерживать их рост путем дополнительных инвестиций.

STEP-анализ говорит о том, что ресторан «ЬмтЬ» не может в полной мере противостоять внешним угрозам и использовать возможности, предоставляемые внешней макросредой. SWOT-анализ выявил возможности дальнейшего развития ресторана «ЬитЬ», среди основных - внедрение новых технологий и усиление оснащения кухни новым современным оборудованием.

Таким образом, практическая ценность выполненного исследования для ре-

сторана «ЬитЬ» заключается в том, что оно дает достоверную и своевременную информацию для принятия эффективных управленческих решений по обеспечению роста конкурентоспособности предприятия и определению стратегии развития в данном рыночном секторе.

Полученные выводы могут быть использованы различными субъектами предпринимательской деятельности при разработке программ повышения эффективности бизнеса на рынке услуг общественного питания, а также при формировании комплекса маркетинга для предприятий общественного питания органами региональной и федеральной власти при разработке программ развития сферы общественного питания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Агаева, А.Н., Васильченко, Т.З. Сравнительная характеристика методов маркетинговых исследований / А.Н. Агаева // Международный научно-теоретический журнал «Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права». - 2016. - С. 30- 32.

2. Галицкий, Е.Б. Маркетинговые исследования. Теория и практика: учебник для вузов. - 2-е изд., пер. и доп. / Е.Б. Галицкий, Е.Г. Галицкая. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 570 а

3. Глазов, М.М. Маркетинг предприятия: Анализ и диагностика / М.М. Глазов, И.П. Фирова. - М.: АИД, 2009. - 268 а

4. Глубокий, С.В. Товаропроводящая сеть предприятия: эффективные решения по организации, маркетингу и менеджменту / С.В. Глубокий. - Мн.: Изд-во Гревцова, 2008. - 376 а

5. Егорова, С.Е. Методическое обеспечение маркетинговых исследований: На прим. товаров нар. потребления: дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05. - М., 1997. - 180 с.

6. Зюзина, Н.Н. Маркетинговый анализ инновационной привлекательности и экономической прочности ООО «ЭНЕРКОМ» / Т В. Корякина, Н.Н. Зюзина, О.И. Юдин // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - 2016. - Т.1. №1. - С. 39-42.

7. Зюзина, Н.Н. Маркетинговый анализ эффективности концепции сохранения капитала предприятия / Н.Н. Зюзина, О.И. Юдин // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2016. - Т. 198. - С. 64-70.

8. Как провести маркетинговый анализ рынка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.business.ru/article/687-kak-provesti-marketingovyy-analiz-rynka (дата: 11.11.2018).

9. Максимова, М.А. Развитие рынка предприятий быстрого питания в регионе: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 /Максимова Марина Александровна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. экон. ун-т]. - СПб., 2013. - 18 с.

10. Носова, Н.С. Конкурентная стратегия компании, или Маркетинговые методы конкурентной борьбы / Н.С. Носова. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 256 с.

11. Никитина, Т.Е. Маркетинг на предприятиях и в корпорациях: теория и практика: монография / К.А. Смирнов, Т.Е. Никитина; науч. ред. К.А. Смирнов. - М.: НИЦ ИНФРА-М., 2012. - 166 а

12. Пешкова, Е.П. Маркетинговый анализ фирмы. Практические рекомендации. Методические основы. Порядок проведения / Е.П. Пешкова. - М.: Ось-89, 2010. - 297 с.

13. Савчук, Г.А. Управление маркетингом на предприятии: учебник / Г.А. Савчук. -М.: Инфра-М, 2016. - 220 с.

14. Тарасова, Е.Е., Тимошенко, Ю.Б. Оценка качества услуг предприятий обществен-

ного питания на основе маркетинговых исследований / Е.Е. Тарасова // Международный научно-теоретический журнал «Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права». - 2018. - № 15. - 180 с.

15. Фатхутдинов, Р.А. Конкуренция: теория и практика: учебно-практическое пособие / Р.А. Фатхутдинов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2009. - 87 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.