J
L
^ Теория и история культуры
ЛИЯНИЕ РАННЕГО ПУРИТАНИЗМА НА КУЛЬТУРУ АНГЛИИ
Л. С. Хачатрян
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена анализу специфических черт раннего пуританизма, который был идейной основой английской революции и во многом повлиял на дальнейшее развитие английской культуры. Ключевые слова: Реформация, англиканство, пуританизм, культура Англии.
This article is devoted to the analysis of specific features early пуританизма which was an ideological basis of English revolution and in many respects has influenced the further development of English culture. Key words: Reformation, Anglican Church, puritanism, English culture.
Пуританское движение начало распространяться в Англии примерно с 40-х годов XVI века как реакция на «недостаточность» реформирования церкви.«Половинчатость» англиканской реформы привела к желанию части клира и мирян «очистить» церковь Англии от католических элементов в соответствии с учением и религиозными практиками Нового Завета (1, с. 23—25). Само название этого движения — пуритане — произошло от англ. «pure» — «чистый». Наибольший размах движение пуритан приобрело в эпоху правления Елизаветы I Тюдор и практически исчезло после реставрации монархии в XVII веке. Однако пуританизм как идеология длительное время сохранял свое значение для формирующейся протестантской культуры Англии. Необходимо дополнительно отметить, что движение пуритан было неоднородным, однако основные жизненные и культурформирующие принципы были идентичны для всех групп.
В основе своей пуританское учение соприкасается с доктринами кальвинизма. Учение Ж. Кальвина, к моменту возникновения пуританизма, уже сыграло роль революци-
онной идеологии для культуры Голландии, Швейцарии и Франции. Велико было и его влияние на формирование идеологии английских пуритан.
Основные постулаты пуританской идеологии условно можно разделить на два больших блока: общественная жизнь (политика, государственный строй, устройство Церкви) и частная жизнь (быт, семейные отношения). Но в целом эти постулаты объединяла четкая ориентированность на заветы Библии. «Библейская культура» пуритан породила новую этику. Превозносились и широко декларировались идеалы общинно-сти, народности, гражданственности, трудолюбия (5, с. 230). «Благословенны кров и труд того, кто горницу с молитвою метет», — писал один из поэтов той эпохи (6, с.149). В семье культивировалась дружба, сплоченность, воздержанность, скромность, трудолюбие, требовательность к себе и другим. Большое внимание уделялось воспитанию детей в духе непритязательности и презрения к роскоши. Домашний труд идеализировался, домашний очаг окружался священным ореолом (4, с. 156—158).
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 65-67 65
J
ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^
В 1613 году санкционирование Яковом I перевода Библии на английский язык стало знаменательным событием для пуритан. До этого пуритане пользовались, в основном, нелегальными экземплярами, привезенными из Женевы. Английский перевод Библии оказал большое влияние на развитие культуры. Осуществленный преподавателями и выпускниками Кембриджского университета перевод Библии полностью соответствовал требованиям пуритан к «литературному слову» — правдивости, действенности, нравственности. Переведенное с уже малопонятной латыни на национальный язык «слово Божье» начало демократизироваться, и даже, по словам Энгельса, «превратилось в мощное плебейское оружие» (3, с. 354—356). Для простого люда в то время грамотность была тайной за семью печатями, однако унифицированный перевод исключал разночтения и полиинтерпретативность (которая присутствовала бы в случае необходимости непосредственного ситуативного перевода), давал необходимые аргументы и предписания для любой жизненной ситуации.
Под влиянием пуританизма произошли заметные сдвиги в художественной культуре Англии. Известно, что взгляды пуритан отличались обскурантизмом. Пуритане выступали против традиционных развлечений протестантской Англии как «кровавых», так и вполне безобидных: медвежьей травли, боя быков, театра, музыки.
В указанный период театр был очень популярен среди самых широких слоев населения в силу его демократичности. Однако точка зрения пуритан на драматическое искусство была однозначна: «дьявол выдумал все эти игры, медвежьи травли и тому подобное» (5, с. 230). Искусство, по мнению пуритан, используется в злонамеренных целях, дабы развращать народ, отвлекать его от труда, от всякой сознательной деятельности (в том числе и от борьбы за свои права). Любые развлечения мыслились пуританами как сознательный разврат, поощряемый королевской властью и официальной церковью.
В годы господства пуританизма театры
закрывались как «рассадники разврата» (Указ парламента от 2 сентября 1642) (2, с. 37), была запрещена органная музыка в церквях, уничтожались иконы и статуи, разбивались витражи. Светская литература сурово порицалась на заседаниях Парламента как «безнравственная, бесполезная и пустая», «способствующая уничтожению религии, возрастанию пороков и отвлечению населения от чтения, слушания и изучения слова Божия и других хороших книг» (2, с. 39).
Пуританское культуротворчество нанесло тяжелый урон народной культуре. Веками сложившиеся обычаи, праздники и развлечения жестоко преследовались. В 1644 году под страхом сурового наказания было запрещено устраивать традиционные воскресные состязания (борьба, стрельба из лука), звонить в колокола, участвовать в играх, танцах и пр. Также было предписано уничтожение майских шестов, шествия «Робин Гуда», избрания «королевы мая» и прочих народных праздников. Обычным воскресным времяпровождением и крестьян, и сельских дворян, и купцов стало чтение в семейном кругу Библии и творений пуританских «отцов» — Картрайта, Перкинса, Роджерса и др. (7, с. 234—239).
Общим местом современных исследований стала непривлекательная характеристика пуританизма как движения ханжей и фанатиков. Однако нельзя отрицать положительных моментов, привнесенных пуританами в культуру Англии.
Прежде всего, ранняя пуританская этика не была отвлеченной догмой. Она в большей степени, чем этика гуманистов, приобрела массовый характер. Гуманисты зачастую не уходили дальше критики церкви и духовенства, пуритане создали новую, дешевую церковь и новое богословие, приспособленное к классовым нуждам широких слоев населения (крестьян, торговцев, буржуазии).
Пуританизм нес в себе ростки нового сознания, и это сделало его идейным знаменем борьбы против абсолютизма. Из убеждения, что между человеком и Богом нет
J
посредников, следовал вывод о том, что любая общественная организация (в том числе и институт монархии) создана не Богом, а людьми, исполняющими божественную волю. Таким образом, пуритане лишали королевскую власть статуса «божественно», по сути, руша все идеологические построения протестантов-роялистов. Вполне уместно говорить о том, что в рамках движения пуритан зародился своеобразный вариант политизированной теории «общественного договора», согласно которой народ имеет не только обязанности, но и права. Восстание против «тирана» становилось в представлении пуритан богоугодным делом. Со временем их теория приобрела характер фанатичной веры в справедливость революционных действий. К сожалению, идеологическая неумеренность, фанатизм, растущая непопулярность из-за излишней строгости взглядов и крайний радикализм привел пуритан к поражению. Однако все вышесказанное позволяет нам характеризовать пуританизм как основную движущую силу Английской буржуазной революции (6, с. 247).
Пуританская ориентированность на
^ Теория и история культуры
примат труда в человеческой жизни, общий рационализм идеологических построений оказали существенное влияние на мировоззрение английской буржуазии. Оценка людьми труда как богоугодного дела косвенно повлияла на развитие материальной культуры Англии, ускорила формирование нового типа товарно-денежных отношений (1, с. 46—54).
Культура пуританизма сформировала представление англичан о том, какой должна быть семья, определила основные педагогические постулаты. Пуританская мораль со временем трансформировалась, смягчилась, но ее основные черты отчетливо прослеживаются даже в викторианской морали Англии XIX века.
Напоследок хотелось бы констатировать, что пуританизм значительно повлиял на формирование английской культуры Нового времени и, вне всякого сомнения, оставил известный след в национальном характере англичан, однако не создал артефактов художественной культуры, представляющих какую-либо ценность для последующих поколений.
Примечания
1. Исаенко, А. В. Пуританская реформация в Англии в XVI—XVII в. / А.В. Исаенко. — Орджоникидзе, 1980.
2. Законодательство Английской революции 1640—1660 гг. — М.; Л., 1946.
3. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. — М., 1965. — Т. 7.
4. Павлова, Т. А. Англия Шекспира и Англия Кромвеля / Т.А. Павлова // Новейшая история. — №1. — С. 156—158.
5. Павлова, Т. А.Роль раннего пуританизма в политической и культурной жизни Англии / Т.А. Павлова // Культура эпохи Возрождения и Реформации. — Л., 1981. — С. 226—231.
6. Тревельян, Дж. М. Социальная история Англии / Дж.М. Тревельян. — Москва, 1959.
7. Федоров, С. Е. Пуританизм и общество в раннестюартовской Англии / С.Е. Федоров. — Санкт-Петербург, 1993.