6 Псалтирь в святоотеческом изъяснении. С. 199.
7 Цит. по: Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский. Дух, душа, тело: Избр. поучения. М. : Даръ, 2006. С. 24.
8 Псалтирь в святоотеческом изъяснении. С. 198.
9 Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа, тело. С. 25.
10 Игнатий Брянчанинов, еп. О молитве Иисусовой / И. Брянчанинов // Творения. Кн. первая. Аскетические опыты. М. : Лепта, 2001. С. 310.
11 Там же. С. 323.
12 Там же. С. 331-332.
13 Кураев, А., диак. Православие и католичество в опыте молитвы / А. Кураев. С. 718.
А. В. Питин ПУРИТАНИЗМ И ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ В США
Исследован пуританизм как один из важнейших факторов, повлиявших на американскую революцию. Рассмотрены особенности пуританизма, влияние религии на общественно-политическую жизнь страны, развитие идеи пуританизма в идеях американского
Просвещения, представлены взгляды выдающихся пуритан.
Ключевые слова: пуританизм, демократия, традиционализм.
Большинство историков придерживаются мнения, что на американскую революцию повлияли идеи американских просветителей, сформировавшиеся в результате знакомства с трудами Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье и других классиков европейского Просвещения.
Вместе с тем пуританство как идейная основа американского Просвещения, приведшее к революции, не получило полного освещения в научной литературе. Большое внимание теме пуританизма в своих работах уделяли следующие историки: В. В. Согрин, Н. Н. Болховитинов, Л. Ю. Слезкин, Н. Е. Покровский, Д. Е. Фурман, представляющие отечественную историографию, а также Р. Б. Пери, П. Р. Андерсен, К. К. Гоен, Л. Харц — представители зарубежной историографии.
Н. Е. Покровский, автор монографии «Ранняя американская философия», характеризовал пуританизм следующим образом: «Пуританизм — в широком смысле, как совокупность кальвинистских ориентированных радикальных течений, в протестантизме составил идейную основу переселения англичан в Северную Америку и стал господствующей силой в духовной и общественной жизни Новой Англии на протяжении полутора столетий»1.
Р. Б. Пери, американский историк, рассматривавший демократические тенденции в политической жизни Америки и пуританизм в качестве двух отличных друг от друга и схожих процессов, под пуританами понимал:
1) реформаторов англиканской церкви, 1559-1662 гг.;
2) переселенцев в Новую Англию, 1620-1630 гг.;
3) движущую и победоносную силу «пуританской революции» в Англии;
4) теократию в Новой Англии, 1650-1690 гг.;
5) Джонатана Эдвардса и Великое пробуждение, 1730-1750 гг.2
На формирование революционных взглядов американцев повлияли следующие идеи пуритан:
1. Обоснование идеологического отделения от Англии, впоследствии эволюционировавшее в политическое русло.
Одним из наиболее важных аспектов мировоззрения пуритан является идея богоизбранности переселенцев в Новую Англию. Так, Н. Е. Покровский пишет: «Уильям Брэдфорд соотносил божественную благодать с уходом из Старого Света, тем самым утверждая, что само решение о переселении, преследующее пересечение океана и первые годы на новом месте, было осенено божественной благодатью»3. Убежденность пуритан в том, что им суждено воздвигнуть «Град на холме», послужила мощной основой культурной, философской и политической традиции Америки, которая предстает неким миссионером, распространяющим уникальные ценности по всему миру. Пуритане мыслили себя новым Израилем — избранным народом. Новая Англия выступает неким оплотом изоляции — спасения от грешного мира.
Пуританство одобряло войны, если они были направлены во имя истинной веры. В экономическом отношении протестантство оправдывало деловую активность людей, выполнение долга в рамках мирской профессии — высшей задачей нравственной жизни человека. Считалось, что тот, кто преуспел на профессиональном поприще, тот более всего преуспел и в раскрытии божественного замысла. Социальный успех ценился тем больше, чем более организованным было общество. В Новой Англии, в сравнении с Англией, существовало мало препятствий для пуританина в достижении социального успеха, в случае возникновения каких-либо преград на пути пуританина к социальному благосостоянию, как было в преддверии американской революции (введение английскими властями гербового сбора и т. д.), люди объединялись для устранения преграды. «Демократия утверждалась в атмосфере индивидуального согласия и всеобщего счастья, индивидуум настолько утверждался в стремлении к своему счастью, что это служило проводником ко всеобщему счастью»4. Всё происходившее в Новой Англии воспринималось пуританами как нечто индивидуальное и как всеобщее.
2. Теологическое равенство эволюционировало в политическое.
Стремлению людей к демократии предшествовала демократизация религиозных взглядов протестантства. Изначально одним из основных постулатов протестантства являлась независимость и индивидуальность каждого человека в познании и созерцании бога, т. е. фактически протестантизм в его классическом виде лишил церковь ее связующей роли с мирянами, вместе с тем сохраняя самостоятельность и независимость каждого верующего человека. Конгрегационалистское общество Новой Англии не имело политических неравенств за исключением неравенства «святых» и «несвятых». Стоит отметить, что путь к «святости» был открыт каждому. Посредством религии получают огласку идеи равенства всех людей, за исключением некоторых групп (негры, индейцы).
3. Принцип конгрегационализма.
Иерархии католической церкви Реформация противопоставила децентрализованную, демократическую теологическую структуру. Принцип конгрегационализма легко переносился на принцип республиканизма (установление всеобщего демократического равенства всех протестантских церковных организаций).
О влиянии пуританизма на американскую революцию говорит тот факт, что пуритане фактически установили республиканскую форму правления на заре своего переселения в Новый Свет. Это обусловлено прежде всего отдаленностью английской монархии,
существованием республиканской формы правления в конгрегации, а также тем, что договорные отношения характерны при республиканской форме правления.
Протестантизм способствовал ослаблению старых типов связи в обществе: традиционалистского преклонения перед вышестоящим и магических представлений, связанных с властью помазанника — короля. Пуританизм был важнейшим звеном, определяющим весь общественно-политический уклад Новой Англии. В начале колонизации светская и духовная власть в Америке были неразделимы. Гражданские посты занимали лидеры пуританских общин.
Наиболее существенным в учении пуритан было понятие ковенанта, трактовавшего отношение между людьми и богом. Теократическое политическое устройство в Америке обосновывалось следующим образом: необходимость в образовании государства возникает после грехопадения людей. Государство призвано контролировать и обуздывать людей, подверженных греху, руководство государством доверено людям, наименее склонным к греху, т. е. предводителям пуританских общин.
Обожествление Библии, а затем печатной книги вообще (протестантизм добивался полной грамотности населения) создало важные предпосылки Просвещения. О высоком культурном уровне пуритан, переселившихся в Новую Англию, свидетельствует тот факт, что уже в 1636 г. был заложен первый американский университет — Гарвардский колледж. Изначально высокий статус образования и учености, стремление применять научные знания в практической деятельности, быстрый рост производительных сил — всё это подготовило почву для создания предпосылок Просвещения в XVIII в.
«Соглашение на Мэйфлауэре» постулировало принципы равенства и всесвященства христиан перед богом, предвосхитив тем самым создание демократических институтов, появившихся в ходе революции 1776 г. С самого начала своего существования колонии в Новой Англии обладали политической, экономической и культурной свободой.
Америка не имеет длиной истории подобно европейским странам, пережившим многочисленные революции и войны. Общество, возникшее на новом месте, не обладающее традиционными институтами политической, социальной, духовной и экономической жизни, фактически не знакомое с феодализмом, заполняет вакуум, активизируя духовные потенции посредством религии. Таким образом, пуританизм закрепляет в умах людей следующие ценности: равенство, социальный успех, богоизбранность американских поселенцев, прогрессивное отношение к будущему, что, в свою очередь, ведет к росту буржуазных отношений и, соответственно, к революционному настроению в обществе. Ряд элементов, заложенных протестантизмом, был впоследствии трансформирован в Просвещение. Религия давала революционные ответы на вопросы, освящала революционные принципы. Доказательством этому может служить пункт Декларации независимости: «Мы считаем самоочевидными истинами то, что все люди созданы равными, что они наделены их создателем определенными неотчуждаемыми правами и среди них — правом на жизнь, на свободу и на достижение счастья»5.
Дж. Элиот, например, выступал за такое государство, которое основывается исключительно на правовых принципах, которые можно почерпнуть из Библии. Государственные чиновники должны были также прибегать к помощи Библии при решении политических вопросов.
Можно говорить о формировании нового типа личности на примере американского пуританина, который предстает более целеустремленным, рационалистичным, открытым для новых идей. Формируя новый тип личности, протестантизм тем самым влияет на социум в целом. Так, по мнению российского историка Д. Е Фурмана, «через воспитание
нового типа личности протестантизм оказывает влияние на социальную организацию, способствуя переходу от традиционализма, незыблемых феодальных иерархий, темных масс и крохотной просвещённой элиты, произвола монархов и анархии феодалов к большему культурному равенству и подъему культуры масс, ограничению произвола и анархии правопорядком»6.
Среди пуритан было много революционных мыслителей, которые посредством своих теорий и публичных выступлений подготавливали американцев к идеям революции: Р Уильямс, Т. Хукер, Дж. Уайз, Дж. Мэхью.
Они был яркими предшественниками американских просветителей: выступали за либерализацию общественных порядков, введение веротерпимости, пересмотр сомнительных прав короля на земли в Новом Свете. В основании системы взглядов данных пуритан лежали договорная теория происхождения государства, идея народного суверенитета, учение о государстве как инстанции, уравновешивающей интересы общества.
Они ратовали за демократическое устройство церкви в демократическом государстве, вместе с этим подчеркивая революционность евангельских текстов, превращая их в своего рода революционный манифест, указывая на места из Библии, содержащие проповедь равенства.
Данные мыслители предоставляли народу право последнего суда над властью, отправляемой магистратами, губернаторами и т. д., доказывая, что вся власть гражданского государства проистекает из отчужденных прав и свобод народа и что народ остается высшим сувереном, контролирующим гражданскую власть.
Общественный договор мыслился как вечно движущаяся правовая субстанция, способная меняться в зависимости от обстоятельств и воли народа.
Они также известны современникам своей бескомпромиссной борьбой против ущемления английскими властями прав американских колонистов. Идеальной формой правления, с точки зрения Дж. Уайза, являлась демократия, возникающая тогда, когда определенное число свободных людей собирается с целью заключения ковенанта для образования гражданских институтов.
Право народа на революцию вытекает из естественного закона. Человеку не стоит подчиняться правительству, если под угрозой находится общественная безопасность. Дж. Мэхью развивал эту мысль следующим образом: «Если общественная безопасность и польза могут быть поддержаны не путем подчинения правительству, то не существует оснований для подчинения правительству, остается возможность осуществления противоположного»7.
Отдельные теории видных протестантских мыслителей подготавливали почву для общего выступления протестантов против традиционных элементов протестантских догм в Северной Америке.
Таким выступлением явилось Великое пробуждение (1720-1750 гг.) — период усовершенствования пуританского пиетизма. Оно возникло как ответ, стимулирующий пресвитерианство, голландскую и немецкую реформацию, баптистов, христиан и нехристиан взять оружие для защиты своих жизней, собственности и религии сначала против французов, затем против англичан.
С одной стороны, идеи Великого пробуждения строились на выношенных годами теориях справедливой войны и строго апеллировали к естественному природному закону самозащиты, идеям справедливости и ковенанта. С другой стороны, современный опыт указывал на необходимость реформирования религиозной жизни колонистов Северной Америки.
Дж. Уайтфилд — зачинатель Великого пробуждения, безусловно, один из первых значимых деятелей Америки. По мнению К. К. Гоена, идея сопротивления, которую вынашивал Дж. Уайтфилд, воодушевляла людей критиковать консервативные устои общества и выступать против существующих властей, обостряла чувство американцев и во многом повлияла на принятие Декларации независимости8.
Идея богоизбранности американцев, «Града на холме», нашла новую поддержку среди американцев во время войны с Францией. Протестантское духовенство, санкционировавшее войну против католической Франции, закрепляло идею предназначения Америки, которой было суждено стать центром божьего царства на земле. Любой локальный успех трактовался проповедниками как подтверждение исторической судьбы Америки. Мысль о том, что богоизбранный народ не может находиться под властью английских властей, не могла не укорениться в сознании американцев в преддверии войны с Англией. Великое пробуждение открывало новый эмоциональный фон, свело на нет роль прежних церковных институтов и способствовало к росту популярности методизма и баптизма, оно ознаменовало расшатывание традиционных систем, что и способствовало в итоге к революции.
Пуританизм в Северной Америке, эволюционировавший на протяжении столетия, подготовил революционное настроение масс в преддверии войны с Англией. Идеи равенства, договорного происхождения государства, социального успеха, особой миссии американских поселенцев, прогрессивного отношения к будущему, Великое пробуждение повлияли на американский народ в его желании обрести независимость.
Примечания
1 Покровский, Н. Е. Ранняя американская философия. Пуританизм : учеб. пособие / Н. Е. Покровский / Под ред. Д. А. Кашина. М. : Высш. шк., 1969. С. 11.
2 Perry, R. B. Puritanism & Democracy / R. B. Perry. N. Y. : The Vanguard Press, 1944. Р. 66-67.
3 Покровский, Н. Е. Указ. соч. С. 56.
4 Perry, R. B. Op. cit. Р. 193.
5 Декларация независимости США [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikisource.org
6 Фурман, Д. Е. Религия и социальные конфликты в США : монография / Д. Е. Фурман / под ред. А. А. Воронина. М. : Наука, 1981. С. 35.
7 Anderson, P. R. Philosophy in America. From the puritans to James / P. R. Anderson. N. Y. ; London : P. R. Anderson and M. H. Fish, 1939. P. 40.
8 Goen, C. C. Revivalism & Separatism in New England, 1740-1800. Strict Congregationalists and Separate Baptists in the Great Awakening / C. C. Goen. New Haven and London : Yale University Press, 1962. Р. 28.