УДК 94(410)» 15/19» ББК 63.3(4Вел)511 Н 16
С.Р. Нагоева,
аспирантка кафедры отечественной истории, историографии, теории и методологии истории Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: 8-918-682-36-03, e-mail: nagoeva.90@mail.ru
Английский пуританизм в работах В. В. Штокмар
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматривается пуританское движение в Англии через призму работ выдающегося российского медиевиста В.В. Штокмар. Необходимость обращения к данной тематике обусловлена потребностью в изучении английской историографии в реформационный период.
Ключевые слова: пуритане, пресвитериане, англиканство, абсолютизм, католицизм.
S.R. Nagoeva,
Post-graduate student of the Department of National History, Historiography, the Theory and Methodology of History, Adyghe State University, ph.: 8-918-68236-03, e-mail: nagoeva.90@mail.ru
English Puritanism in the works of V.V. Stockmar
Abstract. The paper considers the Puritan movement in England through the prism of the works of outstanding Russian mediaevalist V.V. Stockmar. The relevance of the research is determined by the need of studying the National Historiography in the area of the Reformation in England.
Keywords: Puritans, Presbyterians, Anglicanism, absolutism, Catholicism.
В 2014 г. исполнилось 100 лет со
дня рождения советского медиевиста — англоведа, представителя ленинградской исторической школы — В.В. Штокмар (1914—1984). Всю свою профессиональную жизнь она посвятила разработке концепции английского абсолютизма, которая была основополагающей для последующих поколений историков нашей страны. В истории английского абсолютизма В.В. Штокмар особое значение придает пуританизму. Это религиозно-политическое течение, по мнению историка, сыграло в истории позднесредневековой Англии ключевую роль и стало основным фактором в процессе вызревания и в последующем совершении Английской революции. Эта идея «революционности» красной нитью проходит через все работы автора, посвященные данной проблеме [1; 93].
Пуританизм — одно из направлений английской Реформации. В отли-
чие от стран европейского континента, Реформация в Англии началась по инициативе королевской власти, проходила под ее контролем и при непосредственном участии. Поэтому английский вариант реформационных преобразований католической церкви носил раз-новекторный характер, а созданная в результате этих преобразований англиканская церковь заняла промежуточное положение между католической и протестантской церквями. Особенность возникновения английской Реформации, специфичность ее хода не могли не иметь своим следствием появление радикальных направлений в движении за реформу церкви, которые шли по кальвинистскому варианту, получив собирательное название «пуританизм» (от лат. ригив — чистый). Широкий размах пуританское движение получило в елизаветинское время во второй половине XVI в. Тю-
доровская Англия — это время бурного экономического роста. В XVI в. стали развиваться капиталистические отношения, включавшие расцвет промышленности, развитие монополий. Появляется идеал человека Нового времени — дельца, который не боится рисковать ради достижения денежной выгоды. Желание обогатиться так или иначе было чуждо внутреннему миру средневекового человека, и поэтому на данном переходном этапе от Средних веков к Новому времени возникла потребность в идеологии, которая могла бы полностью оправдывать это желание, совершенно чуждое для мировоззрения обычного западноевропейского христианина. Такой идеологией и стал пуританизм, который не только полностью оправдывал это стремление, но еще и ставил «успех в делах» как отличительный признак божьей благодати. При таком подходе данной идеологии было просто суждено стать основой для того исторического пути, на который вступила Англия на рубеже ХУ1-ХУ11 вв. Английский пуританизм стал тем религиозно — политическим течением, которое дало начало индепендентскому движению — оплоту Английской революции.
Европейская историография давно и с разных позиций занималась исследованием пуританизма [2]. В России же изучать вопросы английской Реформации первыми стали церковные историки [3; 148]. Ясно, что авторы этих исследований рассматривали англиканскую церковь и Реформацию с позиций православия [4]. Большой вклад в изучение секуляризации церковных земель внес А.Н. Савин, представитель русской аграрной школы [5]. Советские ученые стали уделять вышеназванной проблеме более пристальное внимание. Здесь следует заметить, что в советской исторической науке господствовала марксистская методология, которая нередко злоупотребляла социально — экономическим подходом к истории. Поэтому все ученые, в том числе медиевисты, так или иначе, вплетали проблемы социально-экономического характера в канву своих размышлений. Конечно же, марксистский подход
отражается и в работах В.В. Штокмар. Являясь представителем «советской медиевистики» [6], историк рассматривала пуританизм в рамках социально-экономической истории. Причем сделанные ею выводы во многом предопределили историографию пуританизма на несколько десятков лет. Изучение проблем пуританизма и королевской Реформации в Англии продолжил A.B. Исаенко, отталкивавшийся в своих исследованиях от концепции В.В. Штокмар, труды которой оказали существенное влияние на его трактовку реформационных преобразований в стране [7]. В.В. Штокмар рассматривает тематику пуританизма в нескольких направлениях: проблема периодизации пуританизма; степень влияния европейских кальвинистов на английский протестантизм; социальный состав пуритан; раскол движения на пресвитериан и индепендентов; идеология лидеров пуританского движения; способы и этапы борьбы королевской власти с пуританами; взаимосвязь между разрастанием индепендентского движения и назреванием революционного положения в Англии; политика королевской власти в отношении пуритан в XVII в.
Говоря о проблеме периодизации англиканской Реформации, необходимо уточнить, что В.В. Штокмар является первым отечественным историком, поделившим пуританское движение на отдельные этапы. В работе «Очерки по истории Англии XVI в.» В.В. Штокмар дает четкую периодизацию английской Реформации, деля ее на четыре периода [8; 111]. Автор связывает подъемы и спады пуританского движения с внутренними процессами, происходившими в политической жизни страны. Различные этапы английской Реформации, по ее мнению, характеризовались то усилением протестантских позиций, то католической реакцией и были в определенном смысле связаны со сменой монархов на английском престоле. Положение протестантов и католиков в стране напрямую зависело от того, какой правитель в тот или иной момент находился на троне. Предысторию пуританского движения
следует искать в непродолжительном царствовании Марии Тюдор. Она была фанатичной католичкой и сразу же по восшествии на престол начала проводить жесткую антипротестантскую политику. Католическая реакция английской короны в это время вынудила эмигрировать из Англии 800 англичан, составлявших весь цвет протестантской элиты [9; 113-114]. Эмигранты, переселившиеся во Францию, Германию, Швейцарию, стали создавать независимые церковные конгрегации, опиравшиеся на основные принципы англиканского вероучения. Не во всех странах приверженцев англиканства ждал теплый прием. Немецкие лютеране относились к английским эмигрантам с еще большей неприязнью, чем к католикам. С большим пониманием к протестантам Британии отнеслись швейцарские кальвинисты. Специфической чертой англичан являлось то, что они не поддавались иностранному влиянию и продолжали исповедовать английские религиозные обычаи, установленные при Генрихе VIII и Эдуарде VI. Со временем в среде английских эмигрантов произошел раскол на две противоположные друг другу группы. Одна осталась верной англиканству, другая приняла кальвинистскую модель Реформации. В.В. Штокмар придает этому факту особое значение. Она подчеркивает ту ключевую роль, которую сыграли английские эмигранты в процессе английской Реформации [10; 118].
В.В. Штокмар обращает внимание на крайне сложный социальный состав пуритан. К их числу относились: низшее дворянство, некоторые представители высшей знати (например, лорд Лейстер), городская буржуазия, зажиточные йомены, фермеры и новые дворяне [11; 125]. Таким образом, пуритан поддерживало все английское прогрессивное общество того времени.
Когда после смерти Марии на престол взошла Елизавета I, англиканская церковь была восстановлена. Однако это не решало проблем протестантской Реформации. Среди приверженцев англиканства существовало две линии: первая выступала за углубление
Реформации, вторая была довольна существующим порядком вещей. Несмотря на то, что Елизавета олицетворяла в своем лице все чаяния английских протестантов, да и вообще будучи принцессой была главной их надеждой, она сразу же четко дала понять, что углублять Реформацию не собирается. Это решение нашло отражение в двух прокламациях по церковному вопросу, которые Елизавета выпустила в начале своего правления. Первая прокламация запрещала изменения в римско-католическом богослужении. Вторая — запрещала проповеди людям, не имеющим на то разрешения [12; 116]. Собственно они и стали тем рычагом, благодаря которому в Англии получило свое развитие пуританское движение. Изначально пуритане выступали только против католических обрядов. Однако со временем они стали касаться и других церковных вопросов. Несмотря на прокламации и статуты английского парламента пуритане продолжали свою проповедническую деятельность, которая способствовала появлению в их среде пресвитериан.
Английская Реформация отличалась от европейской тем, что обрядовая сторона церкви не слишком беспокоила проводников протестантизма в стране. И Генрих VIII, и Елизавета были больше озабочены своим положением в сложной иерархической структуре церкви и отношениями с Римом, чем особенностями церковных таинств, различающих католичество и протестантизм. Следует заметить, что Елизавета, несмотря на то, что еще будучи наследницей английского престола, являлась символом протестантского движения в стране, весьма прохладно относилась к деятельности протестантов. Сразу после восшествия на престол, Елизавета подчеркнула, что является главой церкви, тем самым сделав англиканскую церковь официальной. Однако все остальные вопросы, связанные с обрядами, церковной организацией и углублением Реформации она не стала решать. Официально Елизавета распорядилась всему населению Англии следовать обрядам англиканской
церкви. Большего ей было не нужно. В такой обстановке в стране стало нарастать недовольство половинчатостью Реформации.
В.В. Штокмар считает, что целью английской Реформации на первом этапе было выполнение трех задач: разрыв с Римской церковью, активное вмешательство монархии в дела церкви и закрытие монастырей с последующей секуляризацией земли. Параллельно с этим правительство Елизаветы начало борьбу с пуританами сразу же после их появления. Но в 80-х гг. эта борьба была приостановлена в связи с начавшейся дипломатической и вооруженной борьбой Англии и Испании, являвшейся оплотом католицизма. Неприязнь пуритан к католикам во многом импонировала елизаветинскому правительству.
В трудах В.В. Штокмар прослеживается четкая идея о том, что пуританизм со временем стал не просто отрицать официальную англиканскую церковь, но и превратился в пристанище для недовольных сложившимся положением дел новых дворян — джентри. Соглашаясь с английским историком Дж. Нилем, В.В. Штокмар полагает, что «классы» — организации пуритански настроенных священников — представляли собой «идеальную организацию для движения революционного меньшинства» [13; 120]. Понимание того, что пуритане своей деятельностью ведут страну к революции, характерно для всех работ В.В. Штокмар. Она объясняет такую эволюцию тем, что пуританизм противостоял официальной линии правительства, был перманентной помехой абсолютной английской монархии. Примечательно, что епископы в центральной части Англии были бессильны что-либо предпринять против нонконформистов. Даже в Лондоне пуритане пользовались огромной популярностью [14; 130]. В районах наибольшего распространения пуританизма появляются пресвитеры (старейшины), которые следят за тем, чтобы паства вела достойный образ жизни. Несмотря на широкое распространение пуританства в целом
и пресвитерианства в частности, нужно подчеркнуть, что простой народ очень прохладно относился к их идеям. Это объясняется тем, что воспитательная деятельность, которую осуществляли пресвитериане в отношении народа, была ему в тягость. Пуритан поддерживало в основном богатое новое дворянство и буржуазия. В.В. Штокмар отмечает, что правительство боялось возникновения сочувствия идеям в народной среде.
Для того чтобы лучше понять сущность пуританизма, В.В. Штокмар подвергает тщательному анализу взгляды английского кальвинистского идеолога У. Перкенса и приходит к ряду интересных выводов. Одна из важнейших проблем тюдоровской Англии — проблема пауперизма получила у У.Перкинса неожиданное решение. Богослов считал, что нищие обязаны работать, а благотворительность является настоящим злом для них. Идеалом для У.Перкинса был «труд от зари до зари». Статут 1597 г. о бедняках и бродягах он считает превосходным статутом [15; 122].
Если в начале своей деятельности пресвитериане всячески подчеркивали верность Елизавете, то в последующем их борьба становится более активной, нацеленной на коренные перемены в церковной организации. Особенно отчетливой эта борьба становится в позднеелизаветинскую эпоху, когда из среды пресвитериан выделяются индепенденты, выступавшие за полное отделение церкви от государства. Индепенденты обладали более широкой социальной поддержкой. К ним примыкало мелкое и среднее дворянство. С 1585 г. между индепен-дентами и пресвитерианами наметился разрыв [16; 28]. Республиканская линия в церковной организации, которой придерживались индепенденты, была опасной для правительства и могла повлечь за собой республиканизацию государственного строя. Эти нововеяния привели к тому, что в конце 80-х гг. процессы против пуритан ужесточились. В пуританском движении нужно обратить внимание на две ключевые
даты. Первая дата — 1588 г. — год испанского вторжения в Англию. Именно после него активная антипуританская политика Елизаветы пошла на спад, что объяснялось католической реакцией, связанной с войной. Однако это явление стало лишь затишьем перед бурей. Именно с конца 80-х гг. XVI в. борьба правительства и пуритан набирает обороты. Этот факт связан не только и не столько с изменением елизаветинского курса, сколько с переменами, произошедшими в самом пуританизме. 1580-1590 гг. — это тот отрезок времени, в котором индепендентское движение перешло свой Рубикон. Отныне индепендентов можно смело называть религиозно-политическим учением, находившимся в оппозиции к официальной догме. Вторая ключевая дата, по мнению В.В. Штокмар — 1593 г. Это год выхода в свет королевского статута против индепендентов «Акт об удержании подданных королевы в должном повиновении» [17; 154]. После его издания антипуританская позиция правительства ужесточилась.
В статье «Процессы пуритан в Англии в конце 80 — начале 90 гг. XVI в.» В.В. Штокмар отдельно рассматривает процессы пуритан в 80-х гг. XVI в. В этой работе историк осуществила анализ такого уникального источника, как памфлетные материалы [18]. Это были «Трактаты Марпелата» — памфлеты, содержащее обличительную критику устройства англиканской церкви. Исследователь считал, что авторство памфлетов до сих пор не определено. Проследив трагическую судьбу лиц, причастных к выпуску памфлетов, В.В. Штокмар утверждает, что в конце 1580 — начале 1590 гг. попытка пуританских идеологов изменить церковную организацию в Англии потерпела поражение [19; 100]. Среди предполагаемых авторов марпелат-ских памфлетов особое место занимает Дж. Пери. Неизвестно, имел ли он какое — либо отношение к их созданию, однако очевиден тот факт, что Дж. Пери был авторитетным лидером среди бунтующих индепендентов. Дж. Пери не только занимался активной
ораторской деятельностью, но старался вытащить из тюрем своих собратьев. Собственно за эти безрезультатные попытки он и поплатился. Вождь индепендентов был осужден и казнен в 1593 г. [20; 99]. Неизвестно, что думал этот джентри — богослов, когда шел на казнь. Мог ли он предположить, что через несколько десятков лет его учение станет главным штандартом проводников Английской революции? Однако на этом индепендентская оппозиция не прекратила своей деятельности. В период правления Стюартов она разрастается с еще большей интенсивностью.
С Яковом Стюартом как с предполагаемым наследником английского престола были связаны чаяния английских пуритан. Причем их надежды были основаны не на пустом месте. Дело в том, что в конце елизаветинской эпохи Яков, желая усилить свои притязания на английский престол, начинает искать поддержку в среде пуритан. Однако после восшествия на престол он очень быстро понимает, что пуритане, в особенности индепенденты — это угроза английскому престолу. Причем это понимание было свойственно Якову еще больше, чем Елизавете. В 1603 г. Яков прибыл в Англию и сразу же получил петицию от англиканских священников [21; 94]. Требования, выдвигавшиеся ими, практически не отличались от требований английских протестантов в 1560 гг. Они касались в основном обрядовой стороны англиканской церкви. Содержание петиции было очень мягким. Это подтверждает тот факт, что в ней авторы не хотели даже разрушения епископальной церкви. Претензии пуритан громко прозвучали в январе 1604 г. на Гемптонкортской конференции, на которой обсуждалась дальнейшая церковная политика короны [22; 95]. Но король отказался выполнить требования участников конференции. Яков считал, что уступка индепенден-там может породить еще большее брожение в стране. Новый монарх, также как когда — то его знаменитая предшественница, воспользовался услугами нонконформистов, вселил в них надеж-
ду, но как только английская корона блеснула на его челе, иллюзии пуритан рухнули как карточный домик.
Таким образом, рассмотрев основные проблемы английского пуританизма в работах В.В. Штокмар, мы пришли к следующим выводам:
— всю историю английской Реформации В.В. Штокмар делит на четыре периода. Конечно, это деление не произвольно. Историк ясно связывает эволюцию англиканской церкви с социально-экономическими изменениями в стране, а также со сменой правителей на английском престоле;
— В.В. Штокмар считает, что споры английских протестантов-эмигрантов с их европейскими «коллегами» во многом предопределили характер последующего развития английской Реформации и англиканской церкви в частности;
— социальный состав пуритан, считает англовед, в основном базировался на низшем и среднем дворянстве и буржуазии. В принципе, поддерживали пуританизм те, кому он помогал обосновать свое социально-экономическое положение, стремление к наживе и «успеху в делах»;
— по мнению В.В. Штокмар, раскол пуританского движения на пресвитериан и индепендентов является знаковым событием в истории английской Реформации. Пуритане разделялись на людей желавших перестроить церковь (пресвитериан) и тех, кто желал «пере-
строить» государство (индепендентов). Появление на политической сцене индепендентов стало первым сигналом недовольства общественности политическим строем;
— нельзя рассматривать пуританизм без изучения деятельности лидеров этого движения. В ряде работ В.В. Штокмар опирается на глубокий анализ трудов лидеров пуритан;
— практически вся история пуританского движения XVI — начала XVII вв. в Англии, по мнению В.В. Штокмар, прошла в борьбе с королевской властью. Правительство Елизаветы I, а за ней и Якова Стюарта рассматривало пуритан как потенциальных изменников, т.к. их идеи подрывали авторитет светской власти.
Характеризуя политику английского абсолютизма в отношении пуритан в начале XVII в., В.В. Штокмар отвечает на вопрос, насколько изменились позиции английской короны после прихода к власти первого Стюарта. Историк считает, что в сути политики Якова мало что менялось. А то, что менялось, было связано с эволюцией английской внутренней политики и изменениями в самом пуританизме [23;95]. В любом случае те меры, которые предпринимали английские монархи, могли лишь отсрочить неминуемое: очень скоро индепенденты стали одной из движущих сил мощнейшего изменения в стране, изменения, которое вошло в историю под названием Английской революции.
Примечания:
1. Штокмар В. В. К истории английского пуританского движения в конце XVI в.// Проблемы генезиса капитализма. Горький, 1974. Вып. 1. С. 27-36.
2. Ерохин В. Н. Методологические подходы к изучению истории религиозной Реформации в Англии в современной британской историографии. Нижневартовск, 2008. 227 с.
3. Смирнова Н. А. Православная традиция изучения истории европейской Реформации и протестантизма//Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. №5. С. 148-153.
4. Михайловский В. Я. Англиканская церковь и ее отношение к православию. СПб., 1864. 283 с.
5. Савин А. Н. Английская секуляризация. М., 1907. 576 с.
6. Хут JI. Р. Актуален ли А. Н. Чистозвонов? (Размышления вузовского преподавателя истории раннего Нового времени)//Электронный научно-образовательный журнал «История». М., 2014. Вып. 6. [Электронный ресурс]. URL: http://mes.igh.ru// S207987840000791-9-1 (дата обращения: 28.12.2014).
7. Исаенко А. В. Английская королевская реформация XVI века. Орджоникидзе, 1982. 74 с.
8. Штокмар В. В. Очерки по истории Англии XVI века. JL, 1957. 160 с.
9. Штокмар В. В. Борьба с пуританами как один из аспектов социальной политики Тюдоров во второй половине XVI в.// Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. JL, 1974. Вып. 1. С. 124-134.
10. Штокмар В. В. Процессы пуритан в Англии в конце 80 — начале 90 гг. XVI в.// XXIII Герценовские чтения. Серия: Исторические науки. JL, 1960. Вып. 2. С. 98-100.
11. Штокмар В. В. Особенности пуританского движения конца XVI-первой трети XVII в. и начало конфликта между пуританами и абсолютной монархией//Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. JL, 1980. Вып. 3. С. 93-104.
References:
1. Shtokmar V.V. On the history of the English Puritan movement at the end of the 16th century. // Problems of the genesis of capitalism. Gorky, 1974. Issue 1, pp. 27-36.
2. Erokhin V.N. Methodological approaches to the study of history of the religious Reformation in England in modern British historiography. Nizhnevartovsk, 2008, 227 p.
3. Smirnova N.A. Orthodox tradition of studying the history of the European Reformation and Protestantism // Bulletin of the Orenburg State University. 2012. No.5, pp. 148-153.
4. Mikhailovsky V.Ya. The Anglican Church and its relationship to Orthodoxy. SPb., 1864. 283 p.
5. Savin A.N. English secularization. M., 1907. 576 p.
6. Khut L.R. Is A.N. Chistozvonov still relevant? (Thoughts aloud of high school history teacher of early Modern period) // Electronic Science and Education Journal «History». M., 2014. Issue 6. [Electronic resource]. URL: http://mes.igh.rU//s207987840000791-9-l (date accessed: 28/12/2014).
7. Isaenko A.V. British royal reformation of the 16th century. Ordzhonikidze, 1982, p.74.
8. Shtokmar V.V. Essays on the history of England of the 16th century. L., 1957, 160 p.
9. Shtokmar V.V. Fighting Puritans as one of the aspects of the Tudors social policy in the second half of the 16th century // Problems of social structure and ideology of medieval society. L., 1974. Issue 1, pp. 124-134.
10. Shtokmar V.V. Processes of Puritans in England in the late 1580s, early 1590s. // XXIII Gertzen readings. Series: Historical Sciences. L., 1960. Issue 2, pp. 98-100.
11. Shtokmar V.V. Peculiarities of the Puritan movement in the late 16th — first third of the 17th century and the beginning of the conflict between the Puritans and the absolute monarchy // Problems of social structure and ideology of the medieval society. L., 1980. Issue 3, pp. 93-104.