Дубницкая Анна Валерьевна
Влияние психического насилия на преступное и виктимное поведение несовершеннолетних
как криминологическая проблема
В статье обосновывается социальная значимость проблемы влияния психического насилия на преступное и виктимное поведение несовершеннолетних. Анализируются нормативные правовые акты в области профилактики криминогенного влияния психического насилия на несовершеннолетних. Особое внимание уделяется современному состоянию изучения данной криминологической проблемы, а также основным направлениям ее решения.
Ключевые слова: психическое насилие, преступное поведение, виктимное поведение, криминализация, виктимизация, несовершеннолетние.
The influence of the mental violence in criminal and victim behavior of juveniles as a criminological problem
In article the social importance of a problem of influence of mental violence on criminal and victim behavior of minors is considered. Regulations in the field of prevention of criminogenic influence of mental violence on minors are analyzed. Special attention is paid to the current state of studying of this criminological problem and also the main directions of its decision.
Key words: mental violence, criminal behavior, viktimny behavior, criminalization, victimization, minors.
Одним из приоритетных направлений государственной политики является защита законных прав и интересов несовершеннолетних, всестороннее развитие каждого ребенка. В связи с этим 29 мая 2017 г. Президент России В.В. Путин подписал указ об объявлении в стране Десятилетия детства с 2018 по 2027 г. [1].
Глава Российского государства отметил значимость рассматриваемой проблемы на расширенном заседании Коллегии МВД России, прошедшем в феврале 2018 г.: «Надо сделать все, чтобы жизнь наших детей была спокойной; свести к минимуму возможные правонарушения» [2]. Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации В.А. Колокольцев, в свою очередь, подчеркнул, что одной из основных задач органов внутренних дел должна стать профилактика психологического или физического насилия, которое провоцирует суицидальное поведение подростка, проявление им агрессии и жестокости [3].
Однако, несмотря на предпринимаемые государством меры по защите несовершеннолетних граждан, они часто становятся жертвами различных форм насилия: сексуального, физического, психического, психологического и эмоционального. Жестокость, испытанная ребенком, приводит к серьезным последстви-
ям, начиная с антиобщественного поведения и заканчивая суицидальными наклонностями. «В основе проявления всех форм асоциального поведения детей лежит насилие, необязательно физическое, но обязательно психологическое» [4, с. 7].
Формирование преступного и виктимного поведения несовершеннолетних происходит в процессе их социализации и обусловлено влиянием факторов внешней и внутренней среды [4, с. 31-36]. Одной из главных и вместе с тем малоизученных детерминант преступности и виктимизации несовершеннолетних является психическое насилие [2, с. 109-110; 5, с. 265] Под влиянием психического насилия, совершаемого путем шантажа, обмана, угроз, разжигания чувства зависти, манипуляций и других действий, несовершеннолетних можно склонить к различным формам антиобщественного поведения: изготовлению, потреблению, незаконному приобретению, перевозке, хранению, переработке наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, употреблению алкогольной продукции, занятию проституцией, изготовлению порнографических материалов и т. п. [6, с. 708-712]. Психическое насилие является одной из причин суицидального поведения у детей и подростков.
В настоящее время феномен психического насилия рассматривается как частное понятие
29
по отношению к общему явлению. Например, в теории социализации личности преступника общим понятием выступает неблагоприятное влияние семьи, а частным - отрицательный микроклимат в семье, который может выражаться в унижении или угрозах.
В связи с этим исследователи уделяют особое внимание криминогенному влиянию психического насилия на различные сферы жизнедеятельности подростков [7, с. 78].
Так, в криминологической виктимологии акты психического насилия рассматриваются как провоцирующие поступки будущей жертвы. К примеру, постоянные унижения или оскорбления приводят к возникновению у «будущего преступника» аффективного состояния, побуждающего его совершать насилие [8, с. 124].
Влияние отдельных видов психического насилия на мотивацию преступного поведения доказывают эмпирические исследования Ю.М. Антоняна. В ходе криминологического анализа личности виновных в совершении насильственных преступлений против несовершеннолетних автор приходит к выводу, что дети, которые подвергались оскорблениям и унижениям со стороны родителей или лиц, их заменяющих, сами совершали действия насильственного характера в отношении детей младше двенадцати лет [9, с. 45].
С.Л. Сибиряков определяет оскорбление как один из видов психического насилия, «модель отклонения в поведении самих родителей или лиц, их заменяющих (механизм "дурного примера''). В такой модели ученые выделяют два подуровня: "косвенный", когда взрослые члены семьи (с отклонениями в поведении) не проявляют этого в отношении с детьми, и «прямой», при котором родители, например, приобщают детей к употреблению алкоголя, воровству, занятию проституцией, избивают, оскорбляют их. Эта модель имеет место не менее чем в 9095% случаев, особенно для преступных форм поведения» [10, с. 10].
Исходя из вышесказанного можно заключить, что психическое насилие в отношении несовершеннолетнего - это преднамеренные эпизодические или регулярные оскорбления и (или) унижения ребенка, высказывания в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения или отвержение путем вербального и (или) невербального общения, приводящие к поведенческим нарушениям и проблемам социализации несовершеннолетнего, результатом которых являются причинение вреда здоровью и (или) иные уголовно наказуемые последствия.
Психическое насилие в отношении несовершеннолетних требует повышенного внимания психологов, педагогов и социальных работников, сотрудников органов внутренних дел и представителей различных общественных организаций.
Такой криминологической проблеме, как влияние психического насилия на преступное и виктимное поведение несовершеннолетних, уделяется внимание в следующих международно-правовых актах:
Всеобщей декларации прав человека 1948 г., провозглашающей, что никто не должен подвергаться пыткам или жестокому обращению и наказанию, унижающим человеческое достоинство (ст. 5);
Декларации прав ребенка ООН 1959 г., закрепляющей право детей на защиту от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации (принцип 9), расовой, религиозной или иной формы дискриминации (принцип 10);
Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., предусматривающего, что каждый ребенок, несмотря на расу, цвет кожи, пол, язык, религию, социальное происхождение, имущественное положение и т. д., имеет право на защиту со стороны его семьи, общества и государства (ст. 24);
Конвенции о правах ребенка 1989 г., закрепляющей, что государство должно принимать все необходимые меры по защите детей от всех форм физического или психического насилия, оскорблений, небрежного, грубого обращения или эксплуатации со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица (ч. 1 ст. 19);
Руководящих принципов Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г., предусматривающих исследование, развитие и реализацию политики, мер и стратегий в рамках системы уголовного правосудия и вне их в целях предупреждения насилия в семье в отношении молодых людей и обеспечения справедливого обращения с жертвами этого насилия (принцип 52 гл. V) и др. Согласно п. 54 гл. VI ни один ребенок или молодой человек не должен подвергаться грубым или унижающим достоинство наказаниям в семье, школе или других местах.
Проблема психического насилия в отношении несовершеннолетних находит отражение и в нормативных правовых актах Российской Федерации:
Конституции России, провозглашающей, что никто не должен подвергаться пыткам, наси-
30
лию, другому жестокому обращению или наказанию (ч. 2 ст. 21);
Уголовном кодексе РФ, который предусматривает наказание за наиболее жестокие формы психического насилия: доведение до самоубийства (ст. 110), истязание (ст. 117); угрозу убийством или нанесение тяжких телесных повреждений (ст. 119); принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 120); понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133); вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150); вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественную деятельность (ст. 151); вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для его жизни (ст. 151.2) и др.;
КоАП РФ, который закрепляет соответствующую ответственность за оскорбление (ст. 5.61), дискриминацию (ст. 5.62), вовлечение несовершеннолетнего в потребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных или одурманивающих веществ (ст. 6.10), табака (ст. 6.23) и др.;
СК РФ, который запрещает родителям причинять вред физическому или психическому здоровью детей, их нравственному развитию (ст. 65);
Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», запрещающем жестокое обращение с детьми, физическое или психическое насилие над ними (ст. 14);
Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающем санкции в отношении педагогических работников за допущенное ими физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 36);
Федеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», который закрепляет меры прокурорского реагирования на выявленные факты жестокого обращения с детьми и семейного насилия в отношении несовершеннолетних;
Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», запрещающем применение по отношению к несовершеннолетним физического и психического насилия (ч. 4 ст. 8.1).
Вместе с тем следует отметить, что определение психического насилия не закреплено в указанных нормативных правовых актах. Во
многих из них словосочетание «психическое насилие» используется при характеристике таких явлений, как «насилие», «угроза убийством», «угроза нанесения тяжких телесных повреждений». Данный факт свидетельствует о наличии пробелов в сфере профилактики криминогенного влияния психического насилия на несовершеннолетних и выступает негативной тенденцией увеличения криминализации и виктимизации детей и подростков.
Исследованием общих методолгических и теоретических основ насилия в отечественной криминологической и уголовно-правовой науке занимаются С.Н. Абельцев, Р.М. Абызов, Г.А. Аванесов и др. Особенно следует отметить работы Ю.М. Антоняна, С.Л. Сибирякова, в которых обосновывается положение о том, что психическое насилие в отношении несовершеннолетних обусловливает формирование у них мотивации преступного поведения.
Общие принципы влияния психического насилия на формирование девиантного поведения несовершеннолетних освещены в трудах ведущих специалистов в области педагогики, социологии и психологии, таких как А.В. Баженов, О.Н. Боголюбова и др.
Однако следует отметить, что самостоятельное криминологическое исследование механизмов влияния психического насилия на криминальное и виктимное поведение несовершеннолетних не проводилось.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что большая часть малолетних преступников совершала противоправные действия, желая отомстить за систематические издевательства, оскорбления, угрозы, т. е. за психическое насилие со стороны родителей, одноклассников и других лиц. Жертвами данных преступлений являлись дети, намеренно провоцировавшие конфликтную ситуацию, которая в дальнейшем приводила к совершению в отношении них преступлений.
В связи с этим представляется необходимым совершенствовать действующее законодательство в сфере профилактики преступного и виктимного поведения несовершеннолетних, разрабатывать государственные и муниципальные программы предупреждения правонарушений среди подростков, внедрять новые информационные технологии предупреждения криминализации и виктимизации детей и подростков, а также совершенствовать деятельность субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
31
Проведение научных исследований в данной сфере во многом будет способствовать минимизации влияния психического насилия на виктимизацию поведения подростков. Они должны включать в себя следующие направления: криминологическое изучение влияния психического насилия на преступное и виктимное поведение несовершеннолетних; определение
роли психического насилия в формировании личности несовершеннолетнего преступника; выявление механизмов воздействия психического насилия на виктимизацию детей; разработка мер профилактики преступного и виктимного поведения несовершеннолетних, обусловленного влиянием психического насилия.
1. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства: указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240. Доступ из справ. правовой системы «КонсультатнПлюс» (дата обращения: 17.06.2019).
2. Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия: учеб. пособие. М., 2007.
3. Расширенное заседание Коллегии МВД России. URL: http://www.kremlin.ru/(дата обращения: 15.04.2019).
4. Грибанов Е.В. Преступность несовершеннолетних в контексте культуральной криминологии. Краснодар, 2017.
5. Вишнивецкий К.В. Виктимность несовершеннолетних и проблемы социализации личности // Теория и практика общественного развития. 2012. № 9.
6. Таусинова О.К. Влияние насилия в семье на психологическое развитие подростков // Молодой ученый. 2016. № 4.
7. Грибанов Е.В. Школьное насилие: меры профилактики и контроля (по материалам экспертного опроса) // Социологические исследования. 2016. № 7(387).
8. Антонян Ю.М. Криминология: учеб. М., 2018.
9. Антонян Ю.М. Причины преступности в России. М., 2013.
10. Сибиряков С.Л. Ребенок в опасности. СПб., 2002.
1. On declaring the Decade of Childhood in the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation d.d. May 29, 2017 № 240. Access from legal reference system «ConsultatnPlus» (date of access: 17.06.2019).
2. Tsymbal E.I. Child abuse: causes, manifestations, consequences: study guide. Moscow, 2007.
3. An extended Meeting of the board of the Ministry of Internal Affairs of Russia. URL: http:// www.kremlin.ru/ (date of access: 15.04.2019).
4. Gribanov E.V. Juvenile delinquency in the context of cultural criminology. Krasnodar, 2017.
5. Vishnivetsky K.V. Victimousness of minors and the problems of socialization of the individual // Theory and practice of social development. 2012. № 9.
6. Tausinova O.K. The Influence of domestic violence on the psychological development of adolescents // Young scientist. 2016. № 4.
7. Gribanov E.V. School violence: measures of prevention and control (based on expert survey) // Sociological studies. 2016. № 7(387).
8. Antonyan Yu.M. Criminology: studies. Moscow, 2018.
9. Antonyan Yu.M. The causes of crime in Russia. Moscow, 2013.
10. Sibiryakov S.L. The child is in danger. St. Petersburg, 2002.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Дубницкая Анна Валерьевна, адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612583563.
INFORMATION ABOUT AUTHOR
A.V. Dubnitskaya, Adjunct of the Chair of Criminal Law and Criminology of the Krasnodar University of the Ministry of Interior of Russia; ph.: +78612583563.
32