СОСТОЯНИЕ, ФАКТОРЫ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ШКОЛЬНОГО НАСИЛИЯ: ЭКСПЕРТНЫЙ ВЗГЛЯД
THECURRENTSTATE, FACTORS, PREVENTION OF SCHOOL VIOLENCE: EXPERT VIEW
Статья посвящена проблемам профилактики насилия в общеобразовательных организациях. На основании проведенного опроса школьных учителей анализируются основные факторы насилия в общеобразовательной среде, выявляются проблемы, возникающие при взаимодействии педагогов школ с сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, представителями иных субъектов профилактики преступлений несовершеннолетних.
The article is devoted to the problems of violence in educational institutions prevention. Basing on the survey of schoolteachers authors analyzing the main factors of violence in a comprehensive environment, identifying problems arising from the interaction of school teachers with the staff.
Как остановить насилие в школе, обеспечить безопасность ребенка в семье и на улице, защитить его от посягательств на сексуальной почве, оградить от пагубного влияния информационных ресурсов сети Интернет — это одни из ключевых вопросов современной криминологической науки и одновременно вызовы для российского общества и государства. Необходимость изучения проблем профилактики школьного насилия вызвана тем, что в России, как и в большинстве стран мира, дети проводят продолжительное время именно в общеобразовательных организациях [1]. И родители, и несовершеннолетние учащиеся надеются на то, что школа будет безопасной и благоприятной средой, поддерживающей и способствующей обучению и развитию несовершеннолетних [2]. Однако довольно часто эти надежды не оправдываются и в школьной среде появляются фак-
ты насилия и дискриминации, что негативно сказывается на посещаемости, способности детей к обучению, влияет на успеваемость, эмоциональное и психосоциальное благополучие. Насилие также способствует преждевременному оставлению детьми учебы в школе, что в итоге влечет нарушение гарантированного Конституцией России права на образование [3].
Важнейшим звеном системы профилактики школьного насилия являются педагоги и представители администрации. Принципиальное значение имеет определение структуры отношений между участниками конфликта по фактам насилия в школе (типичные ситуации), которые можно представить следующим образом: 1) учитель совершает насильственные действия по отношению к ученику; 2) ученик совершает насильственные действия в отношении другого ученика; 3) ученик совершает
насильственные действия по отношению к учителю.
Как показывает проведенное нами исследование, каждый случай внутри перечисленных отношений в определенной степени уникален, причины конфликта зависят от множества обстоятельств и условий. Так, например, случаи школьного насилия учителей в отношении учеников крайне редки (только 6,0% опрошенных учителей, социальных педагогов, психологов и представителей администрации школ указали, что им известно о подобных инцидентах; 1,0% согласились с возможностью применения ими насильственных действий по отношению к ученикам, однако речь идет не о физических, а о психических формах воздействия — унижение, оскорбление, угрозы разглашения сведений).
Ни один из 241 опрошенных нами педагогов не рассматривает возможности применения физического насилия в отношении учеников, что вполне естественно для этой профессии и является одним из основных правил педагогики. Различий во мнениях учителей мужчин и женщин по этому поводу не наблюдается. Первые отрицательно относятся к физическому насилию по отношению к ученикам, однако отмечают, что психическое воздействие имеет определенный профилактический потенциал в отношении «трудных подростков».
Следует признать, что главным условием успешной и бесконфликтной педагогической деятельности, по мнению учителей-мужчин, является сохранение доверительных отношений между педагогом и обучаемыми, соблюдение правил морали и этикета на занятиях и вне учебных аудиторий, когда ученик осознает справедливость и соразмерность воспитательного воздействия на него (например, угрозы учителя поставить оценку «неудовлетворительно» за невыполнение нормативов по физической культуре, за отсутствие выполненного домашнего задания, обещание классного руководителя, директора школы вызвать родителей за плохое поведение во время уроков и т.п.).
Наиболее проблемной в плане частоты применения насилия является схема взаимоотношений «ученик —ученик». В силу возрастных психофизиологических и иных особенностей насилие рассматривается несовершеннолетними как вполне естественная форма разрешения конфликтов и установления авторитета в коллективе (главным образом, в своем собственном классе или неформальной группе сверстников этой школы). Так, на вопрос: «В каких классах чаще всего встречаются проявления насилия?» — опрошенными школьниками были даны следу-
ющие ответы: с 1 по 4 класс — 11,5%; с 5 по 7 класс — 55,5%; с 8 по 9 класс 23,5%; с 10 по 11 — 9,5%. Как показывает практика, стремление к неформальному лидерству, а следовательно, к проявлению агрессии начинает формироваться уже с 5-6 классов (возраст 10—11 лет). Социальные педагоги и психологи общеобразовательных организаций Воронежской области отмечают, что после 9 класса практически все «трудные ученики», которым свойственна агрессия, уходят из школы, а в 10—11 классах продолжают обучение мотивированные и дисциплинированные ученики (89,5% респондентов указали на то, что у них в целом не возникает проблем с профилактической работой с этой группой учеников, они характеризуются положительно). Некоторые несовершеннолетние, учащиеся 10—11 классов, потенциально способны совершить насильственные действия, но, находясь в морально здоровом коллективе, либо вообще не совершают их, либо делают это крайне редко и вне школы.
Насилие в школе является «зеркальным отражением» насилия в семье, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии трудной жизненной ситуации у ребенка, в некоторой степени о его педагогической запущенности и неспособности родителей или иных законных представителей воздействовать на несовершеннолетнего [4]. В большинстве случаев «проблемными» в плане применения насилия становятся именно подростки из социально благополучных и полных семей, в которых материально обеспеченные родители оказывают неоднозначное влияние на своих детей. Проведенное нами исследование выявило, что 72% случаев насилия в школе — это совершение насильственных действий учениками из таких семей; дети подражают родителям, которые некорректно в их присутствии общаются с подчиненными на работе и соседями, вступают в конфликты на дороге, с врачами, сотрудниками правоохранительных органов, учителями и т.п.
Подавляющее большинство социальных педагогов и педагогов-психологов школ (81%) отметили, что работать с несовершеннолетними из таких семей намного сложнее, чем с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, поскольку реальных мер воздействия на них в арсенале педагогов практически нет, а «специфическая» педагогическая позиция родителей лишь усугубляет ситуацию. По мнению 77% опрошенных педагогов, эффективное воздействие на таких подростков способны оказать только сотрудники территориальных подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
Новая тенденция в проблеме школьного насилия — это использование несовершеннолетними информационных возможностей сети Интернет для психологического воздействия на своих жертв (т.н. «кибербуллинг»). Так, на вопрос педагогам: «Сталкивались ли Вы со случаями, когда одни ученики школы оскорбляли, унижали, запугивали других учеников в сети Интернет (при помощи социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники», Skype и т.д.)?» — получены следующие варианты ответов: да, достаточно часто — 8,5%; да, иногда такое случается — 70%; не сталкивался — 21,5%. Респонденты отмечают, что этим занимаются в основном девочки (87% случаев). Создаются «виртуальные группировки», которые выясняют отношения между собой или выбирают определенную жертву для унижения, оскорбления и угроз. Многие педагоги для профилактики совершения таких форм насилия вынуждены самостоятельно изучать личные данные учеников в социальных сетях, круг их общения, собирать данные для пресечения таких действий силами школы, а также привлекать для этой работы родителей, сотрудников ПДН ОВД.
Кроме того, причиной виктимизации учеников может стать «фактор инаковости» — наличие какого-либо отличия от большинства сверстников, например особенностей (нарушений) развития или внешнего вида, поведения. Часто такие дети не имеют друзей и не пользуются защитой со стороны сверстников, что превращает их в легкую мишень для обидчика. Однако от насилия и травли страдают и вполне общительные ученики, у которых есть друзья в собственном классе или в школе (одаренные подростки и отличники) [5].
Практически все случаи школьного насилия между учениками происходят после уроков. Так, на вопрос ученикам 5—11 классов: «В какое время чаще всего проявляется насилие в школе со стороны одних учеников к другим?» — получены следующие варианты ответов: до уроков — 5,5%; после уроков — 87,0%; во время уроков — 2,5%; во время перемены — 5,0%. Учащиеся совершают акты насилия после уроков, вне стен школы, тем самым обеспечивая скрытность своих действий. Подростки понимают, что максимальный эффект унижений, оскорблений или угроз может быть достигнут только наедине с жертвой, когда нет учителей, дежурных по школе, видеокамер наблюдения, а огласка произошедшего может привести к нежелательным последствиям. Поэтому на вопрос: «В каком именно месте чаще всего проявляется школьное насилие?» — большинство педагогов ответило — за
территорией школы (62,5%); в школьном дворе
— 30,5%; в подвале, подсобном помещении, под лестницей — 7%. В зависимости от тяжести совершенного деяния, возраста ученика, который его совершил, и других обстоятельств произошедшего случая насилия педагоги выбирают возможные варианты реагирования. Так, на вопрос: «Если в школе случаются факты насилия между учениками на Ваших глазах, как Вы поступаете в таком случае?» — получены следующие варианты ответов: стараюсь самостоятельно вмешаться в конфликт и разобраться в ситуации
— 79,0%; сообщаю о случившемся в администрацию школы — 15,0%; сообщаю о случившемся в полицию — 6%.
Педагоги подчеркивают, что только каждый четвертый случай насилия в школе является достаточно серьезным происшествием, требующим вмешательства со стороны директора, завуча по воспитательной работе и привлечения сотрудников ПДН ОВД. Остальные факты насилия между учениками незначительны, педагоги стараются самостоятельно их урегулировать внутри класса, вызывают родителей или иных законных представителей ребенка. В случае применения насилия в отношении учеников школы в первую очередь потерпевшие обращаются за помощью к классному руководителю, дежурному учителю и представителям администрации школы (директору, завучу, психологу — 78,0%; к родителям
— 12,0%; к сотрудникам полиции (как правило, по наставлению и при участии родителей — 10,0%).
Далее рассмотрим случаи насилия в школе, когда ученик совершает насильственные действия по отношению к учителю.
Подобные случаи встречаются достаточно редко, однако могут повлечь серьезные негативные последствия как для самих педагогов, так и в целом для общеобразовательной организации. Большинство опрошенных учителей отмечает, что самой распространенной формой такого насилия является оскорбление учителя, в том числе нецензурными словами, как в присутствии всего класса, так и наедине. Следует отметить, что основными негативными факторами школьного насилия являются постоянные упреки педагогов, адресованные ученикам. 78,5% подростков (из 451 опрошенного) указали на тот факт, что именно упреки в их адрес вызывают наибольший психологический дискомфорт, а в результате — ответную агрессию в отношении и сверстников, и учителей. По данным проведенного опроса, на каждый зафиксированный в официальном порядке случай насилия в школе приходится от 4 до 8 аналогичных происше-
ствий, информацию о которых администрация школ не раскрывает. Когда речь идет о насилии в отношении педагогов, многие учителя предпочитают не сообщать о произошедших с ними инцидентах, полагая, что это можно исправить воспитательными индивидуальными беседами с ребенком, его родителями или иными законными представителями. Более того, они считают, что случившееся способно существенным образом подорвать их авторитет среди коллектива учеников и работников общеобразовательной организации, а также явиться поводом для увольнения с работы (особенно это характерно для небольших городов и школ в сельской местности). Только 15% пострадавших от насилия педагогов готовы прибегнуть к помощи со стороны правоохранительных органов и правозащитников.
Как показало проведенное исследование, более чем в 60% случаев применения насилия со стороны учеников к учителям виновные лица не несут дисциплинарную или иную ответственность. Довольно часто учитель становится жертвой насилия со стороны учеников, которые имеют определенные отклонения в психическом развитии [6]. Перечисленные факторы на фоне массового культивирования жестокости в СМИ, сети Интернет, в семьях, на улицах, по мнению большинства социальных педагогов и педагогов-психологов, обуславливают наличие тенденции роста насилия в российских школах (на это указали 70,5% респондентов).
Говоря о профилактике школьного насилия, необходимо учитывать и то обстоятельство, что в России в настоящее время насчитывается более 250 тыс. детей с ограниченными возможностями, которые обучаются в общеобразовательных организациях. В рамках реализации Программы Правительства Российской Федерации «Доступная среда» в 2015 г. к инклюзивному образованию (совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и простых школьников) присоединилось 5850 школ. По состоянию на 1 сентября 2015 г., в инклюзивное образование в России включены около 70% детей с ограниченными возможностями здоровья [7]. Такие несовершеннолетние требуют особого внимания со стороны педагогов и субъектов профилактики. Как показывает практика, риск стать жертвой насилия со стороны здоровых сверстников у таких детей намного выше. Основная задача педагогического коллектива и администрации школы в целом — это создание благоприятного климата в общеобразовательной организации для всех категорий детей посредством проведения индивидуальных воспитательных бесед, культурно-массовых, спортивных
мероприятий. Такие мероприятия необходимо проводить системно, начиная с младших классов, даже если школа не задействована в реализации Программы инклюзивного образования.
Необходимо обратить внимание на то, что специалисты, занимающиеся вопросами профилактики школьного насилия, зачастую пренебрегают использованием современных методов организации такой работы. Так, к примеру, в сети Интернет в свободном доступе размещено достаточное количество различных методических рекомендаций по предупреждению насилия в школе, разработанных в том числе специалистами МВД России [8]. Однако, как показал проведенный нами опрос сотрудников ПДН ОВД, работников школ и иных субъектов профилактики, большинство из них даже не знают о существовании подобных материалов. Только 10,5% опрошенных сотрудников ПДН ОВД, проходивших повышение квалификации в Воронежском институте МВД России в период 2012—2015 гг. (177 человек из 56 регионов России), и 18,5% опрошенных социальных педагогов и учителей школ Воронежской области используют их в практической деятельности. Причем после ознакомления с такими материалами более 80% респондентов дали высокую оценку их практической значимости в повышении эффективности профилактики школьного насилия.
Изучение различных аспектов школьного насилия позволяет сделать ряд выводов, имеющих прикладное значение для предупредительной деятельности:
1. Для своевременного реагирования на изменение масштабов и форм проявлений школьного насилия необходим регулярный мониторинг ситуации в рассматриваемой сфере. Объективную картину может дать лишь комбинирование методов массового анонимного опроса детей, учителей и представителей администрации школ, сотрудников правоохранительных органов. Необходимо создать практику интернет-мониторинга школьников (в частности, в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники»). Эту миссию могли бы взять на себя школьные психологи. Школьникам необходимо сообщать электронный адрес, на котором размещена анкета, и разъяснять, что опрос проводится анонимно и ученик может пройти его у себя дома, в комфортных психологических условиях, без какого-либо давления со стороны педагогов и школьной администрации.
2. Случаи проявления насилия в отношении учеников с ограниченными физическими возможностями, школьников, имеющих проблемы со здоровьем, воспитывающихся в семьях с тяжелым материальным положением, оставшихся без попечения родителей, а также в отношении подростков,
недавно переведенных в школу, к сожалению, не являются единичными. В связи с этим необходимо уделять таким ученикам повышенное внимание со стороны педагогов, администрации школы, сотрудников ПДН ОВД.
3. Для минимизации грубости, жестокости, агрессии, оскорблений и унижений, других проявлений насилия возможно организовать разработку самими учениками норм поведения в школе (при участии и поддержке учителей, представителей администрации школы, родителей, сотрудников ПДН ОВД и других заинтересованных субъектов профилактики).
4. Необходимо обсуждение проблемы школьного насилия на общешкольных мероприятиях и в ходе работы родительских собраний. В условиях, когда лишь каждый пятый ученик сообщает родителям о том, что становится объектом насилия, последние не могут объективно оценить масштабы этого явления. В аналогичной ситуации оказываются и сотрудники правоохранительных органов, поскольку обращение к ним по факту примененного в школе насилия — явление крайне редкое. В связи с этим участие сотрудника полиции в беседе по факту даже малейшего проявления насилия может стать дополнительным фактором воздействия на агрессивного подростка.
5. Целесообразно предусмотреть обязательную регистрацию, учет и представление в правоохранительные органы информации о случаях насилия в школе. Необходимо определить перечень случаев, информация о которых подлежит представлению, предусмотреть дисциплинарные санкции, применяемые к учителям и сотрудникам администрации школы за непредставление информации и сокрытие фактов насилия.
6. Представляется необходимым включать в планы профилактики правонарушений в общеобразовательных организациях разделы, предусматривающие мероприятия по предупреждению психического насилия в отношении учащихся. Этой проблеме следует посвящать заседания совета обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся, педагогического совета и т.п.
7. Следует регулярно повышать квалификацию педагогов, специалистов, привлекаемых из других органов и учреждений, оказывающих помощь ученикам и учителям, в том числе организовать на постоянной основе проведение семинаров-совещаний, посвященных проблемам профилактики школьного насилия. Педагогов и представителей администрации школ необходимо обучать основам возрастной психологии, кон-
фликтологии, разъяснять порядок действий при возникновении конфликтных ситуаций.
8. Целесообразно внедрять в практику деятельности субъектов профилактики школьного насилия информационные системы, позволяющие школьникам сообщать о случаях насилия в школе при помощи сети Интернет и незамедлительно получать квалифицированную юридическую, психологическую и иные виды помощи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ювенальная криминология: учебник /
B.А. Лелеков, Е.В. Кошелева. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — С. 116.
2. Преступность в Воронежской области: состояние и прогноз: монография / под ред. А.В. Симоненко, Н.А. Шишкина. — Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2012. —
C. 22—23.
3. Правовые основы безопасности семьи и несовершеннолетних: учебное пособие / А.А. Ани-симов [и др.]. — Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2013. — С. 16—17.
4. Соловьев В.С. Криминологическая диагностика масштабов школьного насилия (по материалам анонимного интернет-опроса школьников) // Вестник Воронежского государственного университета. — 2014. — №4 (19). — С. 220—231.
5. Школа без насилия: методическое пособие / под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. — М.: АНО «ЦНПРО», 2015. — С. 26.
6. Щеголева А.Н. Виктимологические аспекты ранней профилактики преступности несовершеннолетних: монография. — Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2009. — С. 38.
7. Обеспечение доступа к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья в России [Электронный ресурс]. — URL: http://www.budget-solution.ru/expert/inclusiv (дата обращения: 20.10.2015).
8. Как остановить насилие в школе: пособие для учителей [Электронный ресурс]. — URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001841/-184162r.pdf (дата обращения: 20.10.2015).
9. Снижение уровня насилия в школах. Как добиться перемен: учебное пособие [Электронный ресурс]. — URL: http://libed.ru/knigi-nauka/673029-Цдата обращения: 20.10.2015).
REFERENCES
1. Yuvenalnaya kriminologiya: uchebnik / V.A. Lelekov, E.V. Kosheleva. — 2-e izd., dop. i pere-rab. — M.: YuNITI-DANA, 2014. — S. 116.
2. Prestupnost v Voronezhskoy oblasti: sos-toyanie i prognoz: monografiya / pod red. A.V. Simonenko, N.A. Shishkina. — Voronezh: Vo-ronezhskiy institut MVD Rossii, 2012. — S. 22—23.
3. Pravovyie osnovyi bezopasnosti semi i nesovershennoletnih: uchebnoe posobie / A.A. Ani-simov [i dr.]. — Voronezh: Voronezhskiy institut MVD Rossii, 2013. — S. 16—17.
4. Solovev V.S. Kriminologicheskaya diagnos-tika masshtabov shkolnogo nasiliya (po materialam anonimnogo internet-oprosa shkolnikov) // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2014. — №4 (19). — S. 220—231.
5. Shkola bez nasiliya: metodicheskoe posobie / pod red. N.Yu. Sinyaginoy, T.Yu. Rayfshnayder. — M.: ANO «TsNPRO», 2015. — S. 26.
6. Schegoleva A.N. Viktimologicheskie aspektyi ranney profilaktiki prestupnosti nesovershennoletnih: monografiya. — Voronezh: Voronezhskiy institut MVD Rossii, 2009. — S. 38.
7. Obespechenie dostupa k obrazovaniyu dlya detey s ogranichennyimi vozmozhnostyami zdo-rovya v Rossii [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www.budget-solution.ru/expert/inclusiv (data obrascheniya: 20.10.2015).
8. Kak ostanovit nasilie v shkole: posobie dlya uchiteley [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001841/-184162r.pdf (data obrascheniya: 20.10.2015).
9. Snizhenie urovnya nasiliya v shkolah. Kak dobitsya peremen: uchebnoe posobie [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://libed.ru/knigi-nauka/ 673029-1 (data obrascheniya: 20.10.2015).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Иванченко Роман Борисович. Начальник кафедры уголовного права и криминологии. Кандидат юридических наук, доцент.
Воронежский институт МВД России. E-mail: rivanchenko@yandex.ru
Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-30.
Польшиков Александр Васильевич. Старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии. Кандидат юридических наук, доцент.
Воронежский институт МВД России. E-mail: polschikow@mail.ru
Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-30.
Ivanchenko Roman Borisovich. Head of the chair of Criminal Law and Criminology. PhD (Law), Associate Professor.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: rivanchenko@yandex.ru
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel.(473) 200-53-30.
Polshikov Alexander Vasilievich. Senior lecturer of the chair of Criminal Law and Criminology. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: polschikow@mail.ru
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-30.
Ключевые слова: предупреждение; насилие в школе; педагоги; несовершеннолетние; подростки; семья; система профилактики.
Key words: prevention; violence in schools; teachers; minors; adolescents; family; system of prevention.
УДК 343.97