БИКТИМОЛОГИЧЕСКАИ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ Б ОТнОШЕнИИ нЕСОБЕРШЕннОлЕТнИх
THE GENERAL DESCRIPTION AND VICTIMOLOGIC PREVENTION OF VIOLENT CRIMINAL DELINQUENCY OF A
MINOR
УДК 343.988
М.А. СТЕПАНОВА,
кандидат юридических наук (Нижегородская академия МВД России) e-mail: marina-stepanova-1979@bk.ru
M.A. STEPANOVA,
сandidate of law
(Nizhniy Novgorod academy of the Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: в статье рассматривается общая характеристика насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних (виктимность и виктимизация несовершеннолетних, роль несовершеннолетнего потерпевшего в механизме преступления), понятие и отдельные виды насилия в отношении несовершеннолетних, предложена виктимологическая профилактика насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних.
Ключевые слова: несовершеннолетняя жертва, насилие, виктимность, виктимизация, виктимологическая профилактика.
Abstract: the article touches upon the questions of the general description of violent criminal delinquency of a minor (victimity and victimization of a minor; the part of a minor complainant in the crime mechanism), and reviews the definition and different types of violent crime delinquency of a minor; the victimologic prevention of violent criminal delinquency of a minor is suggested.
Keywords: a minor victim, violence, victimity, victimization, victimologic prevention.
Виктимизация [1] несовершеннолетних в России является одной из болезненных проблем общества. Исследование несовершеннолетних жертв преступлений и разработка соответствующих рекомендаций представляют собой одну из актуальных задач криминологии.
Употребляя термин «несовершеннолетняя жертва», мы всегда подразумеваем применение насилия или жестокости, либо угрозу (должна быть реальной) применения такого насилия.
Дети, являясь самой незащищенной, уязвимой социальной группой, часто оказываются в зонах стихийных и природных катастроф, военных действий, становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального насилия.
В юридической литературе под насилием понимают форму проявления психического и (или) физического принуждения по отношению к од-
ной из сторон взаимодействия, при этом жертву заставляют делать что-либо вопреки ее воле, желаниям, потребностям [2, с. 39].
В литературе выделяют следующие виды насилия:
1. Физическое насилие - действия, сопряженные с лишением человека жизни, причинением вреда его физическому, соматическому статусу [3] (различные удары кулаком, ногой, использование оружия, тяжелых предметов и др.).
2. Психическое (эмоциональное) насилие - действия, непосредственно влекущие психическую травму [3]: угрозы, грубость, издевательства, оскорбление любым способом, шантаж и др. Эмоциональные оскорбления, хотя и не оставляют синяков на теле, но могут быть намного разрушительнее и вкупе с другого рода воздействиями, в том числе физическими, сильнее травмируют психику [2, с. 38].
3. Сексуальное насилие характеризуется активными действиями в форме навязывания сексуальных прикосновений, сексуального унижения, принуждения к сексу и совершения действий сексуального характера (изнасилование, мужеложство, лесбиянство) против воли жертвы.
4. Экономическое насилие в семье характеризуется единоличным распределением средств семейного бюджета доминирующим членом семьи и строгим контролем расхода денег с его стороны и является одной из форм эмоционального давления и оскорбления [2, с. 38].
5. Семейное (бытовое) насилие. Данный вид насилия чаще всех встречается на практике, так как семейное насилие включает в себя все перечисленные выше виды насилия (физическое, психическое, сексуальное, экономическое).
По некоторым расчетам бытовое насилие встречается в каждой четвертой семье. Все чаще и чаще жертвами семейного насилия становятся несовершеннолетние. В связи со сложившейся обстановкой на территории Нижегородской области организована системная работа по выявлению семей несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, фактов жестокости и насилия по отношению к детям.
В частности, постановлением Правительства Нижегородской области № 258 от 17 апреля 2014 утверждена региональная программа «Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Нижегородской области на 2014-2015 гг.», целью которой является повышение эффективности межведомственного взаимодействия по профилактике жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, детского и семейного алкоголизма, развитие адресной помощи детям, пострадавшим от насилия и преступных посягательств.
Так, в Нижегородской области в последние годы отмечается снижение количества преступлений против детей. В 2013 году зарегистрировано 1308 преступлений в отношении несовершеннолетних, что на 5,7% ниже показателя 2012 года (1387) [4, 5].
Неблагополучная обстановка в семье и проявление домашнего насилия в отношении несовершеннолетних оказывают негативное воздействие на формирование их личности. Исследования Орегонского центра по изучению социального научения показали, что жестокое обращение с ребенком в семье ведет к развитию агрессивности, склонности к насилию и жестокости во взрослой жизни, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности [6, с. 112].
По данным Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ, в нашей стране ежегодно примерно 38 тыс. детей уходят из семей в связи с
жестоким обращением родителей, позже попадая в сложные и часто опасные для жизни и здоровья ситуации, в которых могут встать на преступный путь, а наиболее вероятно - стать жертвой [7].
Любое преступление - это всегда определенное стечение обстоятельств. Влияя на обстоятельства, вы оказываете влияние и на вероятность совершения преступления [1]. Например, если подросток избегает в ночное время криминогенных мест, а также если он гуляет не один, не покидает людных мест, то вероятность совершения над ним насилия уменьшается во много раз.
У преступника всегда должны существовать объект преступления и возможность это преступление совершить. Обычно их привлекают легкодостижимые цели, а другие они игнорируют. Преступники ищут легкой добычи - это ключ к пониманию их психологии. Они прекрасные наблюдатели, основываясь на наблюдениях за потенциальной жертвой, они принимают решение, насколько легко им будет завладеть ею, и действуют (или не действуют) в соответствии со своими выводами. Например, насильники над детьми наблюдают за игровой площадкой, выискивая одинокого ребенка, поведение которого дает повод думать о том, что он станет легкой добычей [9].
Можно выделить следующие направления и способы поведения подростков, из-за которых они порой подвергаются опасности, начиная от нападок сверстников и заканчивая преступными действиями других людей:
- во-первых, ведомость в поведении несовершеннолетних. Подростки легко поддаются на провокации одноклассников, выдают ожидаемые, часто неадекватные реакции. «Естественно, интересно обижать того, кто обижается, кто бросается с кулаками на окружающих после любого невинного замечания в свой адрес, кто начинает рыдать, если его немного подразнить...» - пишет детский психолог Марина Кравцова [10];
- во-вторых, совершение ими или в отношении них поступков, выделяющих их от общей массы. Так, например, дети и подростки не любят и могут обижать тех сверстников, которых выделяет учитель, особенно если не могут понять, чем «любимчик» лучше их. Не любят, как правило, вспыльчивых и озлобленных, мстительных и «ябед» (жалобщиков);
- в-третьих, наличие у несовершеннолетних качеств, способных оттолкнуть окружающих, спровоцировать их нападки. Так, например, часто жертвами издевательств становятся дети с явными проблемами - с необычной внешностью или с заметными физическими отклонениями, слишком застенчивые и не умеющие за себя постоять, неопрятные в одежде, неуспешные в
учебе, слишком опекаемые родителями, не умеющие общаться.
Избежать противостояний в среде детей и подростков практически невозможно. Но каждый может научиться чувствовать и вести себя более уверенно, достойно отвечать на нападки. Например, психологи в подобных ситуациях советуют пробовать разные способы: не реагировать вовсе; реагировать нестандартно (так, как никто от вас не ожидает); спокойно сообщать о том, что вам не нравится грубое обращение и т.д. [11].
Необходимо отметить, что подростки, подвергшиеся нападению или ставшие жертвой иного преступления, испытывают самый настоящий психологический стресс. Они могут сильно и долго переживать, постоянно мысленно возвращаться к травмировавшему событию. При этом некоторые во всем начинают винить себя: «почему я такой невезучий?», «такое могло случиться только со мной», «за что мне это?» и даже «мир несправедлив, и ничего хорошего в моей жизни нет и никогда не будет». Конечно, негативные переживания в такой ситуации естественны, и какое-то время надо позволить себе погоревать и только потом анализировать происшедшее, делать выводы, восполнять (если это возможно) потери и возвращаться к обычной жизни. Но если человек печалится слишком долгое время, если он непрестанно размышляет о случившемся, замыкается на своих горестях, то пережитый стресс может перейти в депрессию, требующую лечения [12].
Другие реагируют иначе: они могут чувствовать сильную злость, ярость, желание найти обидчика и наказать его. Даже мысленно, в своем воображении, эти люди могут «прокручивать» картины возмездия. С одной стороны, агрессивные высказывания и фантазии могут принести некоторое облегчение - «выплескивается» отрицательная, разрушительная энергия, уменьшаются боль и отчаяние. Однако есть опасность, что вся эта злость окажется направленной на тех, кто не имеет никакого отношения к происшедшему, - на родителей, друзей, а может быть, даже случайных прохожих. Ведь известно, что агрессия, возникшая в ответ на сильный стресс, требует выхода - и нередко зло срывают на ни в чем не повинных людях, оказавшихся рядом.
Всем известно, что несовершеннолетним присущи психологические особенности и индивидуальные качества, характеризующие личность несовершеннолетнего, свойственные детскому и подростковому возрасту, а именно доверчивость, любопытство, внушаемость, жажда приключений, беспощадность в конфликтных жизненных ситуациях, физическая слабость и др. Все это, несомненно, характеризует повышенную степень виктимности несовершеннолетних.
Также необходимо отметить, что повышенная степень виктимности несовершеннолетних опре-
деляется и положением, которое они занимают в семье, учебном коллективе, кругу друзей и т.д. Именно положение в семье, учебном классе, кругу друзей, то есть результат отрицательного воздействия взрослых, друзей на психику несовершеннолетнего, формирует у него антиобщественную установку личности, что способствует превращению его в потерпевшего или преступника.
Чаще всего несовершеннолетние становятся жертвами (потерпевшими) таких преступлений, как убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, побои, легкий вред здоровью, против половой неприкосновенности, кражи, мошенничества, грабежи, разбои, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и др. [13].
Следовательно, в настоящее время пристальное внимание отводится изучению личности несовершеннолетнего потерпевшего, проявляющейся в его поведении, что объясняется следующим:
1. Дети в силу своей беззащитности, зависимости от взрослых более подвержены угрозе преступного посягательства, а также вовлечению их в совершение преступлений (в России ежегодно регистрируется около 100 тысяч несовершеннолетних потерпевших, что составляет примерно 5,4 % от их общего количества, а удельный вес несовершеннолетних потерпевших от убийства составляет примерно 6 % от их общего числа, получивших тяжкий или средней тяжести вред здоровью - примерно 8 %).
2. Личность несовершеннолетнего потерпевшего мало изучена как в социологическом, уголовно-правовом аспектах, так и в криминологическом (виктимологическом).
С учетом изложенного, остановимся на некоторых аспектах виктимологической профилактики, осуществляемой в отношении потерпевших в целом и их отдельных категорий, в частности несовершеннолетних.
Виктимологическая профилактика преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, во-первых, является элементом системы предупреждения преступности в целом, во-вторых, специфическая деятельность, направленная на снижение индивидуальной и массовой виктимности несовершеннолетних посредством устранения негативных виктимных предрасположенностей, активации защитительных возможностей потенциальных жертв преступлений и обеспечения их безопасности, а также на совершенствование мер виктимологического характера. Кроме того, виктимологическая профилактика призвана помочь детям, подвергшимся преступной агрессии, избежать худших последствий для себя и справиться с ними, если событие произошло.
Рассмотрим меры (мероприятия) виктимологического характера в зависимости от вида насилия, применяемого в отношении несовершеннолетнего.
Виктимологическая профилактика преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних с применением физического и психического (эмоционального) насилия:
1. Использовать в ходе учебного процесса в общеобразовательных учреждениях институт инспекторов по делам несовершеннолетних ОВД с целью профилактики безнадзорности, правонарушений школьников, пьянства, алкоголизма, наркомании и т.д., а также выявления неблагополучных семей.
2. Закрепить инспекторский состав за тем или иным общеобразовательным учреждением, разработать соответствующие должностные инструкции, а также критерии, по которым будет оцениваться эффективность профилактической работы инспекторов.
3. Разработать методические рекомендации по проведению превентивной работы с различными категориями учащихся, относящихся к группе риска с целью недопущения повторной виктимизации.
4. Выработать основные формы взаимодействия ОВД с педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения с целью своевременного выявления неблагополучных семей.
5. Принимать активное участие в организации и проведении досуговых мероприятий с учащимися школ.
6. Организовывать ежемесячно проведение дня правовых знаний с целью доведения информации (разъяснения) до учащихся школ основ уголовного и административного законодательства (правил безопасного поведения, возможности получения помощи в случаях насилия и преступных посягательств).
7. Участвовать в улаживании семейных и бытовых конфликтов с целью недопущения виктимизации несовершеннолетних.
8. Оказывать своевременную психологическую помощь несовершеннолетним жертвам с целью дальнейшей адаптации.
9. Ввести в школьную программу изучение дисциплины «Прикладная виктимология» с целью обучения учащихся школ защищаться самостоятельно.
10. Организовывать на базе учреждений образования и социальной защиты занятия по специальной подготовке с замещающими родителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью минимизации факторов жестокого обращения с детьми-сиротами, переданными на воспитание в семьи.
Виктимологическая профилактика преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних с применением сексуального насилия.
1. Направлять психологов на курсы повышения квалификации и переподготовки с целью полу-
чения необходимых знаний по юриспруденции, а также по педагогике и возрастной психологии.
2. Информировать детей со стороны родителей, педагогов, психологов, а также сотрудников правоохранительных органов с целью разъяснения безопасного поведения.
3. Ввести в школьную программу изучение дисциплины «Прикладная виктимология» с целью обучения детей приемам самозащиты и навыкам оптимального поведения в экстремальных ситуациях.
4. Проводить разъяснительную и воспитательную работу с несовершеннолетними по теме полового и нравственного воспитания с целью своевременного информирования о возможной опасности.
5. Разработать психологами образовательных учреждений специальные реабилитационные программы в отношении детей, переживших сексуальное насилие с целью оказания помощи жертвам в стабилизации их психического состояния.
6. Оказывать несовершеннолетним жертвам, пережившим сексуальное насилие, квалифицированную медико-психологическую помощь.
7. Организовать курсы повышения квалификации и подготовки сотрудников правоохранительных органов с целью обучения правилам общения с несовершеннолетними жертвами.
Подводя итоги, необходимо сделать следующие выводы:
Во-первых, количество преступлений, совершаемых в отношении детей, выросло во много раз. Острая проблема состоит в том, чтобы наши дети не оказались вовлеченными в криминальную деятельность, не стали соучастниками преступлений, так как насилие, применяемое в отношении детей, трансформируется в насилие среди несовершеннолетних и молодежи и по мере взросления последних уносится ими в криминальное будущее. Всем нам необходимо максимально использовать доступные средства, не только чтобы защищать детей, но и для того чтобы научить детей защищаться самостоятельно.
Во-вторых, осуществление виктимологической профилактики в отношении несовершеннолетних жизненно необходимо. Условием же успешного развития и совершенствования виктимологической профилактики является всестороннее, полное изучение виктимности несовершеннолетних как повышенной способности человека при определенных жизненных обстоятельствах становиться жертвой в силу ряда своих физических качеств.
В-третьих, нам всем необходимо помнить о мерах виктимологической профилактики насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних и уметь доводить данную информацию до своих детей, что, несомненно, позволит уменьшить риск стать жертвой преступления или быть втянутым в криминальную деятельность.
Литература —
1. Преступления против несовершеннолетних: учебное пособие / Р.Г. Айрапетов, М.А. Степанова, А.А. Строков, Е.В. Царев. - Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2015. С. 103-110.
2. Малкина-Пых И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы. - М.: Эксмо, 2010.
3. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. д.ю.н., проф. А.И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007. С. 561.
4. http://52.mvd.ru/news/item/641497
5. «Доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Нижегородской области в 2013 году» (Согласован заместителем Губернатора, заместителем Председателя Правительства Нижегородской области 15.05.2014) // КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС. - 20.11.2015.
6. Волков М.А. Формирование личности несовершеннолетнего преступника. Современное состояние и перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе // Материалы первой региональной научно-практической конференции. - Ставрополь, 2001. С. 112
7. http://sartraccc.ru/
8. Симмонс Дж. Л., Мак-Колл Дж. 76 способов защитить вашего ребенка от преступников. - СПб.: Питер Пресс, 1995. С. 17.
9. Корчагина Ю. Подросток - жертва правонарушения // http://zdd.lseptember.ru/articlef. php?ID=200800611.
10. Преступления против несовершеннолетних: учебное пособие / Р.Г. Айрапетов, М.А. Степанова, А.А. Строков, Е.В. Царев. - Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2015. С. 104.
11. Корчагина Ю. Подросток - жертва правонарушения // http://zdd.lseptember.ru/articlef. php?ID=200800611.
12. Доклад о положении детей в Нижегородской области в 2010 году - Нижний Новгород, 2011. С. 92-93.
References
1. Crimes against minors: the manual / G. R. Airapetov, A. M. Stepanova, A. A. Strokov, E. V. Tsarev. - N. Novgorod: NIU Ranhigs, 2015. P. 103-110.
2. Malkina-Pikh I.G. Victimology. The victim behavior psychology / I.G. Malkina-Pikh - Moscow, 2010. - p. 39.
3. Criminology: College textbook / Edited byA.I. Dolgova. - 3 edition - Moscow, 2007. - p. 561.
4. http://52.mvd.ru/news/item/641497
5. «Report on the situation of children and families with children in the Nizhny Novgorod region in 2013» (Approved by the Vice-Governor, Deputy Chairman of the Government of Nizhny Novgorod region 15.05.2014) // CONSULTANT PLUS. - 20.11.2015.
6. Vo/kov M.A. Wayward minor personality formation. The current state and perspectives of the development of legal psychology in the North Caucasus region // Materials of the first regional scientific practical conference. - Stavropol, 2001. P. 112.
7. http://sartraccc.ru/
8. Simmons G.L., Mac-Call G. 76 ways to protect your child from a criminal. - StP., 1995. P. 17.
9. Korchagina U. Teenager as a victim of // http://zdd.lseptember.ru/articlef. php?ID=200800611.
10. Crimes against minors: the manual / G.R. Airapetov, A.M. Stepanova, A.A. Strokov, E.V. Tsarev. - N. Novgorod: NIU Ranhigs, 2015. P. 104.
11. Korchagina U. Teenager as a victim of // http://zdd.lseptember.ru/articlef. php?ID=200800611.
12. The report about the state of children in Nizhniy Novgorod region in 2010. - Nizhniy Novgorod, 2011. P. 92-93.
(Статья сдана в редакцию 21.10.2015)